Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях

Обновлено: 15.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 апреля 2012 года N 02-13-06/1377

[О возможности открытия автономному учреждению расчетного счета в кредитной организации]

Департамент бюджетной политики и методологии рассмотрел письмо о возможности открытия автономному учреждению расчетного счета в кредитной организации и сообщает.

Согласно положениям ч.3 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - автономное учреждение), вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований (далее - финансовый орган).

При этом открытие и ведение лицевых счетов для учета операций автономных учреждений субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства осуществляется на основании соглашения, заключенного между органом Федерального казначейства и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Из вышеуказанного следует, что автономные учреждения субъектов Российской Федерации вправе по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, открывать счета для учета операций со средствами, поступающими данному учреждению, как в кредитных организациях, так и в финансовых органах, либо органах Федерального казначейства.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с положениями п.3.7 ч.3 ст.2 Федерального закона N 174-ФЗ операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации.

Директор
Департамента бюджетной
политики и методологии
С.В.Романов

Подборка наиболее важных документов по запросу Счета в банках автономных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Счета в банках автономных учреждений

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Счета в банках автономных учреждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) УИН подлежит обязательному указанию в распоряжениях о переводе денежных средств на счета органов Федерального казначейства, включая все платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также в счет оплаты услуг бюджетных и автономных учреждений (в части федеральных бюджетных учреждений денежные средства поступают опять же на счета органов Федерального казначейства, в части бюджетных учреждений регионов и муниципалитетов - на счета соответствующих финансовых органов, в части автономных учреждений - на счета данных учреждений, открытые в кредитных организациях).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы реализации принципа открытости деятельности автономного учреждения
(Зайков Д.Е.)
("Юрист", 2019, N 8) В-пятых, автономное учреждение наделено правом выбора открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований . Данное положение определяет и право автономного учреждения размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, что, например, прямо исключено для бюджетных учреждений .

Нормативные акты: Счета в банках автономных учреждений

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ
(ред. от 06.03.2022)
"Об автономных учреждениях" 3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи.

На основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 24 декабря 2010 года N 27) настоящее Указание устанавливает отличительные признаки при нумерации лицевых счетов, открываемых с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в подразделениях Банка России или в кредитных организациях (филиалах) (далее при совместном упоминании - банки), федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям, находящимся за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в банках для учета средств этих учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, и счетов, открываемых автономным учреждениям в кредитных организациях (филиалах), а также особенности обслуживания банками счетов определенных настоящим Указанием финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

1. При нумерации лицевых счетов, открываемых территориальным органам Федерального казначейства в банках, в четырнадцатом разряде номера лицевого счета указываются следующие отличительные признаки.

1.1. Для лицевых счетов, открываемых на балансовом счете N 40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации" (далее - балансовый счет N 40501), указываются:

отличительный признак "1" - для учета средств государственных компаний и корпораций и средств иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) получателями средств федерального бюджета;

отличительный признак "2" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и средств федеральных бюджетных учреждений.

1.2. Для лицевых счетов, открываемых на балансовом счете N 40601 "Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации" (далее - балансовый счет N 40601), указываются:

отличительный признак "1" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и средств бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

отличительный признак "2" - для учета средств иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации.

1.3. Для лицевых счетов, открываемых на балансовом счете N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации" (далее - балансовый счет N 40701), указываются:

отличительный признак "1" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и средств муниципальных бюджетных учреждений;

отличительный признак "2" - для учета средств иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств бюджета муниципального образования.

2. При нумерации лицевых счетов, открываемых финансовым органам субъектов Российской Федерации на балансовом счете N 40601 в банках, в четырнадцатом разряде номера лицевого счета указываются следующие отличительные признаки:

отличительный признак "3" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и средств бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

отличительный признак "4" - для учета средств иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации.

3. При нумерации лицевых счетов, открываемых финансовым органам муниципальных образований на балансовом счете N 40701 в банках, в четырнадцатом разряде номера лицевого счета указываются следующие отличительные признаки:

отличительный признак "3" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и средств муниципальных бюджетных учреждений;

отличительный признак "4" - для учета средств иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств бюджета муниципальных образований.

3.1. При нумерации лицевых счетов, открываемых федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям, находящимся за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в банках, в четырнадцатом разряде номера лицевого счета указывается отличительный признак "5" на следующих балансовых счетах:

на балансовом счете N 40501 - для учета средств федеральных бюджетных учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

на балансовом счете N 40601 - для учета средств бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

на балансовом счете N 40701 - для учета средств муниципальных бюджетных учреждений, находящихся за пределами территории соответствующего муниципального образования.

4. При нумерации лицевых счетов, открываемых автономным учреждениям в кредитных организациях (филиалах), в четырнадцатом разряде номера лицевого счета указывается отличительный признак "4" на следующих балансовых счетах:

на балансовом счете N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

на балансовом счете N 40603 "Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

на балансовом счете N 40703 "Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации" - для учета средств автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

6. Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Если иное не установлено федеральным законом, бюджетные учреждения должны, а автономные учреждения могут осуществлять операции с поступающими им средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов. Для организаций, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, Порядок открытия и ведения лицевых счетов утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н *(1).

На отдельных лицевых счетах учитываются операции со средствами:

1) субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений (ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3.6, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);

2) обязательного медицинского страхования (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Внимание

Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций осуществляется федеральными бюджетными и автономными учреждениями в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с соответствующих лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (пп. "б" п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13).

Согласно положениям п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и п. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять полномочия органа государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств. На основании положений ч. 9 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и п. 3.14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ такие операции учитываются на лицевом счете, открытом органу государственной власти (местного самоуправления) в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) как получателю бюджетных средств (смотрите, например, Порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590; п. 3 письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/429).

В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения согласно положениям ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ вправе открывать счет (счета) в кредитных организациях для осуществления операций со средствами:

- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

- от приносящей доход деятельности;

- во временном распоряжении.

Операции со средствами субсидий на иные цели также могут учитываться на счетах, открытых в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы. По мнению специалистов Федерального казначейства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений только в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295).

Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Порядок обеспечения получателей бюджетных средств, а также бюджетных и автономных учреждений наличными деньгами регулируется Правилами обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденными приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н в целях реализации полномочий, предусмотренных ст. 241.1 БК РФ. При этом автономные учреждения, имеющие банковские счета в кредитных организациях, обеспечиваются наличными денежными средствами в общеустановленном порядке (с учетом требований правовых актов, изданных Банком России).

Действующее законодательство не содержит запрета на заключение бюджетными и автономными учреждениями договоров на осуществление инкассаторских услуг. Однако для учреждений, лицевые счета которым открыты в казначейских органах, должно выполняться правило: инкассируемые суммы наличных денег должны вноситься инкассаторами на счет N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" без зачисления на счета кредитных организаций, оказывающих инкассаторские услуги (письмо Минфина России от 16.12.2013 N 02-03-007/55345).

Бюджетные (автономные) учреждения осуществляют операции с денежными средствами с учетом следующих требований нормативных правовых актов:

Вид денежных средств

Порядок проведения кассовых операций органами казначейства и кредитными организациями

По лицевым счетам бюджетного учреждения

По лицевым счетам автономного учреждения

По счетам автономного учреждения в кредитных организациях

Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания;

Средства от приносящей доход деятельности;

Средства во временном распоряжении

1. Контроль достаточности денежных средств на лицевом счете (счете)

п. 6 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н)

п. 6 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н)

п. 2.10 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"

2. Документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, не представляются

Субсидия на иные цели

- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

- соответствия содержания операции кодам бюджетной классификации и целям предоставления субсидии

Проверка документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы

п. п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н)

п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н)

Субсидия на осуществление капвложений

- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

- соответствия содержания операции кодам кодам бюджетной классификации и целям предоставления субсидии

п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н)

п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н)

Средства обязательного медицинского страхования

Контроль достаточности денежных средств на лицевом счете (счете)

*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

Материалы приводятся по состоянию на январь 2022 года.

См. содержание Энциклопедии решений.

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов

Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса

Кузьмина А.В., кандидат юридических наук

Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса

Сапетина И.Н., руководитель проекта направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Киреева А.А., редактор-эксперт объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Дурнова Т.Н., редактор-эксперт объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Верхова Н.А., редактор-эксперт объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: