Центральный банк как элемент денежно кредитной системы деятельность банка россии

Обновлено: 22.04.2024

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Характеристика основных задач, функций и операций Центрального банка Российской Федерации. Изучение роли Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики, анализ процессов формирования и развития банковской системы, кредитных отношений.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.03.2015
Размер файла 65,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Банковский надзор и регулирование в России практически уже является сложившейся системой, в значительной мере соответствуют международным стандартам, однако, существует еще много недостатков и необходимых усовершенствований в данной сфере.

Список использованной литературы

Федеральный Закон от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». (в редакции)

Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции)

Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». (в редакции)

Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» с изменениями и дополнениями.

Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

Березина М.П. Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования // БДМ. Банки и деловой мир. 2013. № 144.

Бурдина Е.В., Ковалёв В.Л., Криштопенко О.С. Статистический анализ состояния и тенденций развития банковской системы // Вопросы статистики. - 2013. - №6.

Бюллетень банковской статистики. - 2012. - №1.

Готовчиков И.Ф. К вопросу выхода государства из капиталов российских КБ // Бизнес и банки. - 2013. - №4.

Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 277 с.

Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - №3.

Макеев С.Р. Банковский надзор - Мне сверху видно все? // БДМ. Банки и деловой мир. 2013. № 135.

Маневич В.Е. О стратегии развития банковского сектора России // Бизнес и банки. - 2013. - №10.

Обзор банковского сектора Российской Федерации // Интернет-версия. - 2012. - №10

Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2013.

Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат. Россия. - М., 2012.

Сагитдинов М.Ш., Марданов Р.Х., Кощегулова И.Р. О необходимости статистического подхода к разработки концепции развития банковской системы России // Деньги и кредит. - 2013. - №7.

Саркисянц А.Г. Сравнительные характеристики развития банковской системы России и других стран // Финансы и кредит. - 2012. - №4.

Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2013.

Состояние банковского сектора Российской Федерации в 2013 году // Вестник Банка России. - 2012. - № 89.

Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство. М.: Инфра - М. 2013. 156с.

Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. - М.: Консалтбанкир, 2013.

Шульгин А.В. Внутренний контроль и управление рисками в коммерческом банке// Финансы и кредит. - 2012. - № 2.

Шустров А.А. Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2012. № 2. С. 33-35.

Шепелева П. М Кредиты и займы // Главбух. 2012. № 19. С. 31-40.

Источник: Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия). - 2012 (апрель). - № 54.


Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) – главный финансовый институт страны, отвечающий за эмиссию, денежно-кредитную политику государства, регулирование деятельности коммерческих банков. ЦБ РФ работает совместно с правительством, но не подчиняется ему напрямую. Главная функция Центробанка – защита национальной валюты. Вся деятельность этой организации направлена на укрепление рубля, развитие банковской сферы и поддержку экономики государства. Это кредитор первого уровня, финансирующий государственные и коммерческие банки.

  1. Закон о Центральном банке Российской Федерации
  2. Главное Управление Центрального банка Российской Федерации
  3. Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
  4. Функции Центрального банка Российской Федерации

Закон о Центральном банке Российской Федерации

Деятельность ЦБ РФ регламентируют российская Конституция (ст. 75) и Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (86-ФЗ от 10 июля 2002 года). Закон был отредактирован 30 января 2015 года. Конституцией предусмотрены основная функция ЦБ (защита национальной валюты) и исключительное право на выпуск наличных денежных средств. В Федеральном Законе зафиксированы порядок управления ЦБ, его взаимоотношения с правительством, денежно-кредитная политика, порядок ведения отчетности, внешнеэкономическая деятельность и многое другое.

Главное Управление Центрального банка Российской Федерации

Главное Управление Центрального банка Российской Федерации находится в Москве, на улице Балчуг. Здесь заседает Совет Директоров, находятся другие органы управления ЦБ. В Главном Управлении принимаются ключевые решения в сфере денежно-кредитной политики. У Главного Управления есть свои территориальные отделения в каждой области (Брянской, Владимирской, Нижегородской, Калужской и т.д.). Они расположены в областных центрах.

Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Центробанк финансирует другие кредитные организации, а те предоставляют ссуды юридическим и физическим лицам. Процент, под который ЦБ ссужает деньги, называют ставкой рефинансирования. От нее зависят ставки по бизнес-, автокредитам, ипотеке, потребительским кредитам, а также уровень инфляции и, в конечном итоге, благосостояние граждан и степень развития бизнеса. Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации зависят от текущей кредитной политики. С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Функции Центрального банка Российской Федерации

В Конституции прописана основная цель ЦБ – поддержка рубля. Дополнительные функции Центрального банка Российской Федерации:

  • разрабатывать и осуществлять кредитно-денежную политику (совместно с органами власти);
  • выпускать наличные деньги;
  • кредитовать банковские организации;
  • управлять деятельностью банков, устанавливая правила и регламенты;
  • выдавать лицензии кредитным организациям;
  • контролировать работу банков и страховых компаний;
  • управлять золотовалютными резервами государства;
  • обслуживать счета бюджетной системы России.

Полномочий и функций у Центробанка достаточно много, здесь перечислены основные.

Центральный банк - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. В Англии – это Английский банк, во Франции – Французский банк, а в Соединенных Штатах Америки со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую федеральную резервную систему, а в Российской Федерации – Центральный банк России (Банк России)[1].

В банковской системе России Центральный банк определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Центрального банка России используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Центральный банк Российской Федерации учрежден в 1990 году на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР в связи с принятием декларации о суверенитете России. Первоначально он назывался Государственный Банк РСФСР.

Банк России – юридическое лицо, которое имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. С юридической точки зрения Центральный банк Российской Федерации обладает своей правосубъективностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, Центральный банк России выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права. Обладая особой правовой природой, Центральный банк России учреждается и в особой организационной форме, которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. Центральный банк РФ не является государственным органом и обладает определенной степенью независимости от государства. Центральный банк РФ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость Центрального банка РФ, как и любого иного национального банка, является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в статье 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Центральный Банк РФ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность. Кредитование расходов Правительства РФ осуществляется Центральным банком РФ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом.




В рамках своей правоспособности Центральный банк РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими Центрального банка РФ. Центральный банк РФ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом Центральный банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в Центральный банк РФ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для Центрального банка РФ, данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер.

По закону Центральный Банк РФ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос, и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ Центральный банк РФ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор.

Центральный банк РФ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора:

- право запроса информации о деятельности кредитной организации;

- право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации;

- право установления обязательных нормативов;

- право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков;

- право проведения проверок кредитных организаций.

Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает Центральный банк РФ.

Экономическая сущность Банка России в современной экономике заключается в том, что Центральный банк представляет собой совокупность функциональных и институциональных элементов, которые отражают экономические отношения в обществе, связанные с обеспечением регулирующей роли Центрального банка в денежно-кредитной и банковской системах, которая направлена на защиту социально-экономических интересов гражданского общества, экономических интересов различных экономических субъектов, связанных с получением и потреблением банковских услуг, развитием экономической системы и обеспечением устойчивого экономического роста.

Центробанк (эмиссионный) – важное звено банковской системы, которое обеспечивает равновесие денежного рынка. Центробанк проводит денежно–кредитную политику страны. Эта политика представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Центробанк подчиняется законодательным органам власти.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.

1. Организационная структура Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Органы управления Банка России. Высшим органом Банка России является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

2. Цели и задача деятельности ЦБ

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

Основными задачами ЦРБ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач банка России;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

- в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Денежно-кредитная политика, проводимая Центробанком, может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (экспансия), либо на ограничение и сдерживание (рестрикция).

Различают две группы методов денежно-кредитной политики – общие и селективные. Общие методы влияют на состояние рынка ссудных капиталов в целом и включают в себя:




- политику учетной ставки (дисконтная);

- операции на открытом рынке;

- изменения норм обязательного резервирования (резервная политика).

К селективным методам относят:

- прямое ограничение резервов банковских кредитов;

- контроль за отдельными видами кредита;

- регулирование рынка и ликвидности банковских операций;

- регулирование валютного курса (методы денежно-кредитного регулирования).

Операция на открытом рынке – покупка или продажа ценных бумаг. Гибкий инструмент, осуществляется либо прямое увеличение денежной массы (при покупке ценных бумаг), либо уменьшение денежной массы (при продаже ценных бумаг).

Норма обязательного резервирования – часть уставного капитала коммерческого банка, которую они должны держать на счетах Центробанка для погашения страховых случаев.

При увеличении нормы обязательного резервирования сокращаются избыточные резервы банка, что приводит к мультипликационному уменьшения денежного предложения. При уменьшении нормы обязательного резервирования происходит мультипликационное расширение денежного предложения.

Учётная ставка – это тот процент, под который Центробанк даёт кредиты коммерческим банкам. Она позволяет регулировать активность коммерческих банков на вторичном рынке обязательств. Достигается путём изменения учётной ставки процента. Если она повышается, то это приводит к невыгодности займов, сокращению банковских резервов и мультипликационному сжатию денежного предложения. Её понижение ведёт к увеличению банковских резервов и увеличение денежного предложения.

Денежно-кредитная политика ЦБ проводится посредством политики «дешевых» или «дорогих» денег.

Политика «дешевых» денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП.

Политика «дорогих» денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в условиях «перегрева» экономики, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: