Экономическое развитие россии после реформы 1861 г замедляет предоставление кредитов

Обновлено: 13.04.2024

В первые годы после реформы
1861 г. в России наблюдался
экономический спад,
вызванный коренной
перестройкой хозяйственной
жизни.
Больнее всего реформа
ударила по помещикам.
Быстрый переход к новым
формам ведения хозяйства, на
который надеялись многие
сторонники преобразований, в
реальной жизни затянулся.
Для ведения хозяйства с
помощью наемных рабочих
помещикам нужно было иметь
значительные денежные
суммы. Ведь надо платить
работникам заработную плату,
приобрести собственный
инвентарь и рабочий скот.
Ничего этого у большинства
дворян не было. До отмены
крепостного права крестьяне
обрабатывали барскую землю
своими орудиями и с
использованием своего скота,
и, следовательно, после
освобождения и скот, и орудия
остались у крестьян, а
помещикам приходилось все
приобретать вновь.
Правда, по условиям реформы
1861 г. помещики получили
большие суммы денег. Но
большинство из них быстро
промотали эти деньги и не
сумели использовать их для
перестройки своих хозяйств. К
тому же при выдаче выкупа
правительство удерживало из
него все помещичьи
задолженности. Поэтому
многие дворяне получили не
так уж много денег.
Помещики были вынуждены
сдавать большую часть земли
в аренду крестьянам. Поэтому
развитие помещичьего
хозяйства в 60—70-х гг. в
большинстве земледельческих
губерний происходило по так
называемой отработочной
системе: крестьяне
обрабатывали оставшиеся не
сданными в аренду
помещичьи земли своим
инвентарем, что и являлось их
платой за арендованные
участки.
К тому же у большинства
помещиков не было и причин
стремиться вести свои
хозяйства по-новому: реформа
1861 г. сохранила
многочисленные
крепостнические пережитки.
Основная часть угодий
принадлежала помещикам, в
их руках остались пашни, луга,
леса, водопои. У помещика
остались и возможности
принуждать крестьян работать
на господской земле в
законном порядке:
временнообязанное
положение крестьян, круговая
порука в общине,
неравноправное положение
крестьян и т. д.
В этот период сложилась
благоприятная ситуация для
развития хлебопашества. За
границей значительно
повысились цены на хлеб,
увеличился спрос на русское
зерно. Но даже это
обстоятельство не смогло
подтолкнуть русских
помещиков к более активной
хозяйственной деятельности.
Кризис переживало и
крестьянское хозяйство.
Аренда земли привязывала
крестьянские хозяйства к
помещичьим. Но иного выхода
у крестьян не было, так как по
реформе они получали
недостаточные наделы. Кроме
того, несмотря на
значительный рост цен на хлеб
(более чем на 100%), арендная
плата за землю росла еще
быстрее (на 300 и даже на
400%). Крестьянские хозяйства
были обременены и всякого
рода сборами (выкупные
платежи, государственные и
земские налоги и т. д.) . По
подсчетам современников, на
среднюю семью приходилось
около 30 рублей в год
различных платежей, что для
большинства крестьян
являлось непосильной суммой.
К тому же реформа, освободив
крестьян от личной
зависимости, не уравняла их с
помещиками в гражданских
правах. Она перевела крестьян
из разряда крепостных в
разряд так называемого
податного сословия.
Государство облагало
представителей этого сословия
подушной податью, т. е.
налогом не на имущество, а на
человека вне зависимости от
его доходов.
После реформы 1861 г.
сохранилась и даже
укрепилась крестьянская
община. Она помогала
крестьянам выплачивать
подати, поддерживала
примерно равный достаток
своих членов. Однако община,
в которой существовала
круговая порука и ограничения
в свободе передвижения,
сковывала хозяйственную
деятельность крестьян.

Реформа 1861 отменила крепостное право.
+ Появились свободные рабочие руки.
+ Появилась возможность развивать промышленность
+ Появились возможность установки рыночной экономики.
- Страна была не готова к реформе. Крестьяне толком не знали как использовать дарованную свободу.
- Не произошло никакого рывка в промышленности, т. к. крестьяне оставались во временнообязанном состоянии (продолжали работать безвозмездно на помещика, до выполнения выкупной сделки) .
- По-прежнему не хватало рабочих рук, т. к. даже после выхода из временнообязанного состояния крестьяне нанимались к тем же помещикам, что через 40 лет дало о себе знать в виде глобальной проблемы.
В целом, реформа 1861, а также ряд последующих реформ (Судебная, Военная и т. д. ) оказали огромное влияние на развитие страны. Они дали возможность на приближение страны к уровню ведущих стран мира (например, в промышленности).

Bika06

Крепостное право- система личной зависимости крестьянина-земледельца от помещика-землевладельца. Все же крепостной не был рабом: он мог владеть собственностью ( скотом, орудиями производства ) иметь семью ( продажа мужа или жены по отдельности официально не разрешалась ), причинение ему серьёзного ущерба считалось преступлением (за что и судили Дарью Салтыкову (Салтычиху ). Права крестьян были очень не значительные. Он не мог заключать договора, основывать промышленные производства, или заниматься торговлей. Крестьянскую реформу 1861г одни называют "великой", а другие "грабительской". Реформа дала крестьянину личную свободу. Его больше нельзя было продать или женить насильно. Он получил право быть собственником земли, но на очень определённых условиях. Реформа дала существенный толчок экономическому развитию России!

Новые вопросы в История

каждая из иллюстраций приведённых ниже относится к одной из указанных в перечне тем Установите соответствие между темами иллюстрациями каждой теме под … берите по одной иллюстрации Древний Египет древняя Персия Древняя Греция древний Китай запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами а б в г​

Какой из приведённых примеров подтверждает суждение: «С появлением единого русского (российского) государства формировались центральные органы власти» … ? Создание специального судебного органа - парламента Государь назначал воевод-наместников в уезды Установление «Великой Хартией вольности» единства мер и весов в стране Образование королевского совета - "собрания мудрых"

1. Чи були сприятливі умови для створення східними слов'янами своєї держави? Яким чином Рюриковичі захопили владу на Русі?

факт для проверки А) Первых ближайших учеников и последователей основателя христианской религии называли апостолами -) Христианское учение быстро расп … ространилось среди богатых слоев населения, мечтающих творить добро и попасть в справедливый рай Принципат является формой правления, в которой император имеет всю олноту власти, но руководит страной через выборных магистров и сенат Правда/лож.Помогите пж​

Чичен-Ица – это центр древней цивилизации майя в первой части и тальтеков – во второй. В XI веке город стал столицей тальтекского государства. Во врем … ена войн одного народа с другим был разрушен до развалин. К моменту испанских нашествий город полностью опустел, потеряв какое-либо влияние на соседние регионы. Некоторые поселения местных жителей располагались возле Чичен-Ицы, но в самой местности никто не жил. Индейцы считали этот город – центром паломнических путешествий. Он до конца не исследован, так как имеет огромное количество подземных лабиринтов и ловушек. Среди руин этого города были найдены остатки черепа со сделанной трепанацией – сложной современной хирургической операцией, что говорит о высоком медицинском уровне цивилизаций. Текст Б Великая Китайская стена была построена, как символ единства и мощи страны. Строилась она не с ноля. Царства Цинь, Чжао, Янь и Вэй воздвигали границы для защиты от нападений кочевников. В третьем веке до нашей эры император Цинь Шихуан отдал указ о необходимости строительства защитной стены, которая будет называться Великой Китайской. В конструкцию входили все части ранее существовавших царств, которые укреплялись и дополнялись до целого образа. Управлял десятилетним строительством Мэн Тянь. Сооружение воздвигалось тяжело из-за отсутствия дорог и поставки пропитания. Количество человек, участвовавших в строительстве, точно неизвестно – от 300 тысяч до миллиона. Большинство из них погибли во время работы. Следующие правящие династии достраивали Великую Китайскую стену. Большая ее сохранившаяся часть была построена во время династии Мин. 1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите их. Тексты (2б) 2. Определите типы обоих текстов (описание, повествование, рассуждение) (4б) 3. Выпишите из текста Б предложение, которое является ответом на вопрос: «Для чего была построена Великая Китайская стена?» (2б) 4. Почему в тексте А древний центр цивилизации Чичен-Ица считают одним из высоких уровней цивилизации племен майя?(2б)

Какой антропологический тип у следующих племён: 1. У саков 2.У усуней 3.У кангюев 4.У сарматов 5. У гуннов

koroliov

Так как изначально на фабриках работали не наемные, а прикрепленные к ним рабочие, то ненависть к подневольному труду заставила их толпами бросить работу. В 1861 году разразился мировой торгово-промышленный кризис и цены на материалы для производства подскочили, что и привело к сокращению производства и экономическому упадку.

Новые вопросы в История

каждая из иллюстраций приведённых ниже относится к одной из указанных в перечне тем Установите соответствие между темами иллюстрациями каждой теме под … берите по одной иллюстрации Древний Египет древняя Персия Древняя Греция древний Китай запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами а б в г​

Какой из приведённых примеров подтверждает суждение: «С появлением единого русского (российского) государства формировались центральные органы власти» … ? Создание специального судебного органа - парламента Государь назначал воевод-наместников в уезды Установление «Великой Хартией вольности» единства мер и весов в стране Образование королевского совета - "собрания мудрых"

1. Чи були сприятливі умови для створення східними слов'янами своєї держави? Яким чином Рюриковичі захопили владу на Русі?

факт для проверки А) Первых ближайших учеников и последователей основателя христианской религии называли апостолами -) Христианское учение быстро расп … ространилось среди богатых слоев населения, мечтающих творить добро и попасть в справедливый рай Принципат является формой правления, в которой император имеет всю олноту власти, но руководит страной через выборных магистров и сенат Правда/лож.Помогите пж​

Чичен-Ица – это центр древней цивилизации майя в первой части и тальтеков – во второй. В XI веке город стал столицей тальтекского государства. Во врем … ена войн одного народа с другим был разрушен до развалин. К моменту испанских нашествий город полностью опустел, потеряв какое-либо влияние на соседние регионы. Некоторые поселения местных жителей располагались возле Чичен-Ицы, но в самой местности никто не жил. Индейцы считали этот город – центром паломнических путешествий. Он до конца не исследован, так как имеет огромное количество подземных лабиринтов и ловушек. Среди руин этого города были найдены остатки черепа со сделанной трепанацией – сложной современной хирургической операцией, что говорит о высоком медицинском уровне цивилизаций. Текст Б Великая Китайская стена была построена, как символ единства и мощи страны. Строилась она не с ноля. Царства Цинь, Чжао, Янь и Вэй воздвигали границы для защиты от нападений кочевников. В третьем веке до нашей эры император Цинь Шихуан отдал указ о необходимости строительства защитной стены, которая будет называться Великой Китайской. В конструкцию входили все части ранее существовавших царств, которые укреплялись и дополнялись до целого образа. Управлял десятилетним строительством Мэн Тянь. Сооружение воздвигалось тяжело из-за отсутствия дорог и поставки пропитания. Количество человек, участвовавших в строительстве, точно неизвестно – от 300 тысяч до миллиона. Большинство из них погибли во время работы. Следующие правящие династии достраивали Великую Китайскую стену. Большая ее сохранившаяся часть была построена во время династии Мин. 1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите их. Тексты (2б) 2. Определите типы обоих текстов (описание, повествование, рассуждение) (4б) 3. Выпишите из текста Б предложение, которое является ответом на вопрос: «Для чего была построена Великая Китайская стена?» (2б) 4. Почему в тексте А древний центр цивилизации Чичен-Ица считают одним из высоких уровней цивилизации племен майя?(2б)

Какой антропологический тип у следующих племён: 1. У саков 2.У усуней 3.У кангюев 4.У сарматов 5. У гуннов

Раскрепощение крестьян обычно рассматривается в узком смысле решения земельного вопроса, тогда как у этого шага были и макроэкономические последствия.

Картина «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)», Борис Кустодиев, 1907 год

Курс рубля пошёл вниз

Укреплённый действиями министра финансов Егора Канкрина, рубль испытал удары в ходе Крымской войны, и реформа 1861-1864 годов подорвала его стабильность.

Тогда главным признаком финансового благополучия любого государства считался «свободный размен», т.е. ничем не ограниченный обмен бумажной валюты на драгоценные металлы по номинальной стоимости. Недостижимой мечтой для государственных русских финансистов было, чтобы за 1 бумажный рубль на «вольном» рынке давали 100 серебряных копеек. Для поддержания курса бумажного рубля в Российской империи при Министерстве финансов действовал специальный «разменный фонд» золотой и серебряной монеты. В лучшие годы царствования Николая I такой «фонд» покрывал до 45% стоимости всей бумажной наличности. Даже на исходе неудачной Крымской войны он просел всего до 27%. Но первые пять лет царствования нового императора Александра II, с каскадом масштабных и не всегда удачных реформ, привели к тому, что «разменный фонд» уменьшился до 11%.

Канкрин Егор Францевич, министр финансов России в 1823—1844 годах

К 1861 году, когда отменили крепостное право, в России было выпущено бумажных купюр на общую сумму в почти 713 млн руб., тогда как в «разменном фонде» оставалось всего 84,3 млн руб. золотой и серебряной монетой. В итоге на свободном рынке за бумажный рубль давали не более 85 коп. серебром. Финансисты решили провести масштабную операцию по приведению к идеалу. У Ротшильдов было занято золота и серебра на 94,4 млн руб. по эквиваленту и было заявлено, что с 1 мая 1862 года Российская империя свободно меняет бумажный рубль на драгметаллы по постепенно изменяемому, заранее определённому курсу. Сначала рубль серебром приравнивался к 1 руб. 10,5 коп. «бумагой». Затем планировалось курс бумажного рубля повышать, достигнув 1 января 1864 г. паритета: за бумажную рублёвую купюру — 100 серебряных копеек. Курс золота на 3% превышал бумажный номинал.

Русский бумажный рубль стал дорожать на международном рынке, но рост курса подорвали политические события. В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло антирусское восстание, поддержанное Лондоном и Парижем. Это уронило курс рубля на международных биржах, ситуацию усугубили расходы на подавление восстания вкупе с тратами на реформы и нехватка поступлений в бюджет в связи с освобождением крестьян.

Ассигнация на один рубль серебром, 1861 год

Население и коммерсанты начали лихорадочно обменивать бумажные рубли на драгметаллы. Только за первые три дня августа 1863 г. пришлось обменять на «бумагу» 4,4 млн руб. в золоте и серебре. Помимо предвоенной тревоги сказались и операции спекулянтов, которые, пользуясь заранее объявленной сменой курсов, сначала продавали русскому правительству золото и серебро за бумажный рубль, а потом начали массированно выкупать драгметаллы по укрепившемуся «бумажному» курсу.

Российские власти были вынуждены ограничить «свободный размен», объявив, что с 6 августа 1863 года вместо золота будет выдаваться серебро. Речь французского императора Наполеона III в поддержку польских инсургентов спровоцировала панику 29 октября, поток бумажных рублей на обмен вырос многократно и уже к ноябрю был израсходован взятый у Ротшильдов кредит, потом — и имевшийся ранее запас.

С 5 ноября 1863 года «свободный размен» рубля прекратили. К тому моменту государство, истратив 107 млн руб., уменьшило оборот бумажной наличности всего на 79,3 млн. Почти 58% изъятой с рынка «бумаги» сожгли, а остальное вскоре вернули в обращение. Курс бумажного рубля колебался около 80 коп. серебром — ниже, чем до начала операции по «свободному размену».

Проблемы не обошли стороной и непосредственно серебряный рубль, содержание драгметалла в котором в начале 1860-х годов уменьшили содержание чистого серебра на 15%. В 1867 году содержание драгметалла в монетах вновь понизили: в рубле стало всего 18 граммов серебра. Полегчала и медная монета — из пуда получали уже не 32, а 50 рублей медью. В феврале 1868 года вышел сенатский указ, со- гласно которому николаевские кредитные билеты подлежали обмену на новые, образца 1866 года. Именно тогда сложилась цветовая гамма основных номиналов: рублёвая купюра — песочная, трёхрублёвая — зелёная и пятёрка — синяя.

На всех новых купюрах, начиная с пятирублёвой, на оборотной стороне размещались портреты известных русских правителей, от Дмитрия Донского. Самым крупным номиналом во времена Александра II были сто рублей, самым мелким — полушка, весящая около 1,28 грамма при диаметре около 14 миллиметров.

Картина «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», Григорий Мясоедов, 1873 год

Лотерею совместили с займом

Для поправки государственных финансов решили провести в 1864 году первую всероссийскую лотерею, совместив её с внутренним займом. До этого лотереи проводили только для дворянства. Госбанк выпустил миллион билетов номиналом 100 рублей с обязательством ежегодно выплачивать 5% и до 1925 года выкупить все билеты. Цена выкупа была 120-150 рублей, очерёдность выкупа определял жребий. Кроме того, каждый год весь тираж участвовал в розыгрыше денежных призов на сумму 600 тыс. руб., Четыре самых крупных выигрыша — 200 тыс., 75 тыс., 40 тыс. и 25 тыс. руб. Ещё 36 средних выигрышей — от 1 до 10 тыс. и 260 мелких — по 500 руб. Схема розыгрыша была простой, прозрачной и понятной: из двух вращающихся стеклянных колес в присутствии особой комиссии из чиновников Минфина, Госбанка и представителей купеческих гильдий извлекали записочки с номерами и сериями выигрышных билетов. Их нужно было предъявить в Госбанк, который и выплачивал выигрыш.

Публика встретила лотерею прохладно, удалось продать не больше 70% тиража. Но со следующего года, когда стало известно о крупных выигрышах, билеты начали скупать куда активнее. Появились перекупщики, предлагавшие билет номиналом 100 рублей за 107 — 110 рублей.

В 1866 году выпустили второй тираж на тех же условиях, но новые билеты продавались Госбанком на 4% выше номинала Государству удалось привлечь от населения 205 млн рублей, что многократно превышало размеры любого кредита у иностранных банкиров.

Кроме того, возник массовый рынок ценных бумаг. До конца XIX века билеты «внутреннего с выигрышем займа» стали самой известной и самой популярной ценной бумагой у русской публики. Возникла целая индустрия купли-продажи билетов, в ней участвовали и крупнейшие банки, и мелкие банкирские конторы. Билеты займа страховали, использовали в качестве залога и т. д. Появились производные — на 10% билета. Тема билетов вошла в большую литературу конца XIX века.

Интересует конкретная тема, но нужной статьи всё нет и нет? Напишите нам, какие материалы вы хотите видеть в «Открытом журнале», и мы обязательно рассмотрим вашу просьбу. Сделать это можно через форму обратной связи. Также туда можно направлять вопросы, впечатления и пожелания – мы рады любому отклику!


19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь.


Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на “прогнившую” систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Фотография К. Д. Кавелина

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

которые читают вместе с этой





  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочередно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.


Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: