Финансово кредитные органы как участники финансовых правоотношений

Обновлено: 13.04.2024

В финансовом праве, как, впрочем, и во всех иных отраслях государственного права, различают два вида субъектов: – «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права – это физическое или юридическое лицо, либо общественная организация, являющееся участником финансовых отношений. Субъектом финансового права физические лица становятся с момента рождения, естественно они не могут самостоятельно осуществлять свои права в финансовых правоотношениях и за них это делают их законные представители (например, получают на детей пособия из какого-либо бюджета, осуществляют страхование детей). Субъект финансового права только обладает потенциальной возможностью для вступления в финансовые правоотношения, но по определенной причине в них вступить не может. Такой причиной может быть не достижение установленного законом возраста у физического лица, его недееспособность связанная с медицинскими показаниями. У юридических лиц и общественных организаций статус субъекта финансового права возникает одновременно со статусом субъекта финансовых правоотношений, с момента их регистрации в государственных органах. С момента регистрации юридических лиц в органах налоговой инспекции, а общественных организаций в органах юстиции, они становятся полноправными участниками финансовых правоотношений и наделяются соответствующими правами и обязанностями в сфере финансовых правоотношений – правосубъектностью.

Правосубъектность дает возможность приобретать в различных сферах финансовой деятельности определенные права и нести предусмотренные обязанности (например, быть участником инвестиционных и кредитных отношений, платить налоги, осуществлять обязательное страхование и т. п.). Иначе говоря, правосубъектность создает для физических и юридических лиц, или общественных организаций юридическую возможность потенциально участвовать в финансовых правоотношениях государства, его субъектов или органов местного самоуправления. Само государство РФ, его субъекты и их органы, а так же органы местного самоуправления являются обязательными субъектами финансовых правоотношений с момента их образования.

Таким образом, субъектами финансовых правоотношений являются все реальные участники финансовой деятельности, вступившие в отношения по поводу образования, распределения, или использования финансовых средств государства, или органов местного самоуправления.

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен выступать правомочный, юрисдикционный орган государственной власти (государственного или муниципального образования). Такой участник называется управляющим субъектом, ибо наделен государственно-властными полномочиями по отношению к управляемому субъекту, который таких полномочий не имеет, по крайней мере, по отношению к управляющему субъекту. В рамках финансовых правоотношений наблюдается неравенство участников, характерное, впрочем, и для участников других публично-правовых отношений. Особенность правовой связи подчиняющего и подчиненного субъектов в финансовом правоотношении специалисты именуют функциональной подчиненностью.

По мнению Н. И. Химичевой, участники финансовых отношений, которым адресованы властные предписания, находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функциональной финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство – «вверху» и подведомственные ему организации – «внизу»).[35] Однако, как считают О. И. Юстус и О. Н. Горбунов, это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» подчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами[36].

Специфика финансово-правового метода проявляется в реализации властвующими субъектами финансовых правоотношений предоставленных им полномочий.

Осуществляя властные полномочия, государственные органы и уполномоченные организации действуют в рамках предоставленной им компетенции. Согласно общепринятому положению властные полномочия субъекта отождествляются с его исключительными правами в отношении чего-либо или кого-либо. Но в теории публичного права сформировалась обоснованная научная позиция, согласно которой субъект, обладающий властными правомочиями, имеет не только право по своему усмотрению их использовать, но и обязанность реализовывать данные ему возможности при наступлении определенных обстоятельств.

Достаточно подробное исследование правовых особенностей реализации властных полномочий субъектами финансовых правоотношений проведено М. В. Карасевой. Специфика реализации властных полномочий, выявленная при рассмотрении охранительных и регулятивных финансовых правоотношений активного и пассивного типов, позволила ей прийти к выводу о том, что в этих правоотношениях связь между правами и обязанностями субъектов очень жесткая. Уполномоченные государством органы и организации обладают правами требования в отношении обязанных лиц, правами на совершение активных действий и на применение мер государственного принуждения. При этом данные права являются одновременно и обязанностями уполномоченных органов, от выполнения которых они не вправе отказаться[37]. Безусловно, речь идет о тех правоотношениях, где уполномоченные органы реализуют властные полномочия.

Реализация властных полномочий в пределах предоставленных прав и установленных обязанностей для властвующих субъектов, не означает полного исключения их самостоятельности в принятии решений или отсутствия свободы выбора ими допустимых законом вариантов поведения.

Несмотря на строгую регламентацию законом деятельности властвующих субъектов управления, действующее законодательство, тем не менее, предоставляет им возможность принимать определенные решения и совершать определенные действия, самостоятельно определяя условия и формы их реализации.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, не обладающими государственно-властными полномочиями. Субъектный состав финансового правоотношения определяется конкретным видом правоотношения. По мнению Л. Г. Востриковой, все финансовые правоотношения можно классифицировать следующим образом[38]:

а) по материальному содержанию они делятся в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

– финансовые правоотношения в области государственного кредита;

– финансовые правоотношения в области страхования;

– правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

– финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

– финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

– органами государственной власти;

– органами государственной власти и управления общей компетенции;

– вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

– предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

– финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

– финансовыми органами и гражданами;

– самими финансово-кредитными органами.

Для того, чтобы финансовые правоотношения возникли, необходимо наступление определенных условий (юридических фактов, событий), предусмотренных нормами финансового законодательства.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства – Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт – извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог[39].

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает следующих случаях:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение деятельности организации (например, в случае банкротства);

6) в случае смерти налогоплательщика;

7) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Методы, формы и порядок защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.)[40].

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяются две формы защиты: административно-правовая и судебно-правовая формы. Этим формам соответствует и порядок защиты финансовых правоотношений.

Административно-правовая защита действует в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой нарушения прав в области финансовых отношений. Административно правовой порядок защиты регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ, Федеральными законами, а так же Бюджетным кодексом РФ. К государственным и муниципальным органам и организациям могут применяться различные меры финансовой ответственности, установленной Бюджетным кодексом РФ. В частности, за нарушения бюджетного законодательства, согласно статье 282 Бюджетного кодекса РФ к правонарушителям могут быть применены такие меры ответственности, как:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени и иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

К юридическим и физическим лицам, не являющимся органами государственной, или муниципальной власти и их должностными лицами, могут быть применены меры административной материальной или правовой ответственности, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, в ст. 15.1. КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотрена ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В ст. 15.14. за нецелевое использование бюджетных средств, в отношении должностных лиц помимо штрафа предусмотрена так же дисквалификация от одного года до трех лет.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, предусмотренные правовыми нормами, но везде он проявляется в виде властных велений исполнительных органов власти, установленных их постановлением по делу об административном правонарушении.

Судебный порядок защиты так же устанавливается в правовых нормах ГПК РФ, или АПК РФ и осуществляется гражданском или арбитражном судопроизводстве, в зависимости от вида правонарушения и правонарушителей (физическое, или юридическое лицо).

Судебный порядок защиты допускается как при нарушении законных интересов физических и юридических лиц, так и при нарушениях финансовых интересов и прав государства, имевших место во взаимоотношениях с гражданами (неуплата налогов, уклонение от обязательного страхования и др.).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ, который может признать нормативный правовой акт государственно-властного органа несоответствующим Конституции РФ, международному акту, или Федеральному закону.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, физическое лицо вправе обращаться в международные органы по защите своих прав в соответствии с международными договорами РФ.


Под финансовыми правоотношениями понимаются урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых являются носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов.

Особенностями финансовых правоотношений являются следующие:

  • одной из сторон всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления;
  • возникают в процессе планового образования, распределения, использования государственных денежных фондов и доходов;
  • являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;
  • имеют государственно-властный характер;
  • классифицируются в зависимости от структуры финансовой системы (бюджетные финансовые правоотношения, страховые и т. д.);
  • возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в нормах условий или юридических фактов (действий, событий).

Во всех этих правоотношениях субъектами выступают государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство выступает через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет свои правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.

Субъекты финансового права — это отдельные граждане (физические лица), основным признаком правосубъектности которых в финансовых правоотношениях служит наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).

Объект финансового правоотношения — это то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, обусловленное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объекты финансовых правоотношений делятся на две группы: отделимые и неотделимые.

К отделимым относятся такие отношения, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы в финансово-правовых нормах или вытекают из их анализа и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

  • налоги;
  • сборы;
  • пошлины;
  • бюджетные ассигнования;
  • субсидии;
  • бюджетные кредиты;
  • бюджетные ссуды;
  • дотации;
  • субвенции;
  • 50 % прибыли Банка России;
  • свободный остаток прибыли казенных предприятий;
  • штрафы, недоимки, пени;
  • проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • бюджеты (как законы и плановые акты) и т. д.

Неотделимые объекты финансовых правоотношений — это государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т. д.

В зависимости от основных функций права финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права: закреплять экономические отношения и упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т. д. Эти правоотношения делятся на относительные и абсолютные. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права, когда возникает нарушение финансово-правовой нормы.

Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

  • бюджетные правоотношения; ;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;
  • органами государственной власти;
  • органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • использование выданных бюджетных ассигнований;
  • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Виды финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.


Следует различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансовоправовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает следующие элементы:

  • правоспособность — способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции РФ (ст. 32));
  • дееспособность — способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);
  • деликтоспособность — способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения — нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ст. 116 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)).

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

  • государство и его территориальные подразделения;
  • коллективные субъекты;
  • индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область. автономные округа (в настоящее время некоторые автономные округа по волеизъявлению населения вошли в состав краев в качестве их составной части);
  • муниципальные образования — муниципальные районы, городские округа, городские или сельские поселения;
  • административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования).

Коллективные субъекты

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты — государственные, муниципальные и общественные организации. К их числу относятся:

  • государственные органы представительной и исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, службы, агентства и т. д., а также система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на праве хозяйственного ведения. Основная цель их деятельности — извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в бюджет налогов и других обязательных платежей, получением финансовой поддержки, распределением прибыли и т. д.

Среди субъектов финансового права данной группы своей спецификой выделяются следующие государственные и муниципальные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Заметно развилась сеть малых предприятий, которые также наряду с государством и муниципальными образованиями участвуют в финансовых правоотношениях, отличающихся своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.

К субъектам финансового права относятся и организации, именуемые учреждениями. Это некоммерческие организации (не имеющие своей основной целью получение прибыли).

Государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные.

Индивидуальные субъекты

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

В науке финансового права принято традиционное деление участников рассматриваемой категории отношений в зависимо­сти от особенностей их правового статуса. Участниками финан­совых отношений могут быть физические и юридические лица; организации, не имеющие статуса юридического лица; государ­ство; субъекты, входящие в его состав; местные (муниципаль­ные) образования; органы государственной власти и местного самоуправления.

Н. И. Химичева подразделяет субъекты финансового права на три основные группы: 1) общественно-территориальные об­разования; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъ­екты, отмечая при этом, что возможно подразделение субъек­тов и на две группы: 1) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и 2) граждане в качестве индивидуаль­ных субъектов 1 .

К числу общественно-территориальных образований относят­ся: Российская Федерация, субъекты РФ, местные (муници­пальные) образования, административно-территориальные еди­ницы, входящие в состав муниципального образования, закры­тые административно-территориальные образования.

Функции государства как субъекта финансового права уче­ные подразделяют на несколько видов.

Во-первых, осуществление функций по установлению пра­вовых основ осуществления финансовой деятельности в госу­дарстве, разработка и утверждение законодательных и подза­конных нормативных правовых актов, в соответствии с которы­ми могут возникать, изменяться и прекращаться финансовые правоотношения. Данная категория получила наименование функций государства-суверена. Суверенитет является неотъем­лемым признаком любого государства и означает верховенство и независимость власти. Применительно к финансовым право­отношениям функции государства-суверена могут быть объяс­нены как исключительные, властные, свойственные только оп­ределенному кругу субъектов права.

Е. А. Ровинский отмечал, что в финансовых правоотноше­ниях государство выступает не только как субъект власти, но и как хозяйствующий субъект и выразитель материальных и куль­турных потребностей всего общества. В связи с этим в финан­совых правоотношениях отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный. Это определяет природу финансовых правоотношений как вла­стно-имущественных отношений 1 .

Во-вторых, государство выступает в качестве собственника определенной части имущества и денежных средств, поступаю­щих в бюджет. В данном случае государство выполняет функ­цию казны.

В-третьих, важным направлением финансовой деятельности государства является осуществление финансового контроля «за за­конностью действий в процессе собирания, распределения и ис­пользования денежных фондов государства и муниципальных об­разований в целях осуществления эффективной финансовой поли­тики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан» 2 . Функции финансового контроля производны от функций государ­ства-суверена, поскольку осуществляются преимущественно госу­дарственными органами на основании законодательных предписа­ний. Однако определенные особенности финансово-контрольной функции позволяют придать ей самостоятельный характер.

Таким образом, говоря о правовом статусе государства в сфере финансов, можно выделить три основные модели его функционирования — государство-суверен, государство-собст­венник и государство-контролер.

Российская Федерация как государство с входящими в его состав публично-правовыми образованиями является непосред­ственным субъектом финансовых отношений, возникающих в сфере бюджетного регулирования и бюджетного процесса, ус­тановления налогов и сборов, а также принципов налогообло­жения, валютного регулирования, установления порядка внеш­них и внутренних заимствований, денежной эмиссии. Указан­ные правомочия определены в ст. 71, 75 Конституции РФ, а также в ст. 7 БК, ст. 12 НК.

Субъекты РФ и муниципальные образования выступают персонифицированными субъектами в финансовых отношени­ях, связанных с формированием соответствующих бюджетов, осуществлением бюджетных процедур, установлением регио­нальных и местных налогов и сборов, размещением долговых обязательств. Данные правомочия определены в ст. 73 Консти­туции РФ, ст. 8—9 БК, ст. 12 НК.




Реализация финансовой правосубъектности государства и входящих в его состав публично-правовых образований может происходить только через уполномоченные органы. Но в то же время при включении в число субъектов финансовых правоот­ношений государственных органов и органов местного само­управления необходимо учитывать неразрывную связь, сущест­вующую между ними и общественно-территориальными обра­зованиями, от имени и в интересах которых они действуют.

Коллективными субъектами финансового права являются ор­ганы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; Банк России; негосударственные организа­ции, наделенные властными полномочиями в сфере государст­венной и муниципальной финансовой деятельности; юридиче­ские лица различной организационно-правовой формы; квази­организации.

Осуществляя властные полномочия в сфере финансов, госу­дарство наделяет государственные органы специальной компе­тенцией. Различаются две группы государственных органов.

К первой группе относятся государственные представитель­ные и исполнительные органы, а также органы местного само­управления, в компетенцию которых входит осуществление от­дельных мероприятий, связанных с финансовой деятельностью публично-правовых образований. Другими словами, финансо­вая компетенция данных государственных органов не является исключительной и единственно возможной. В частности, фи­нансовую деятельность государства реализуют высшие законо­дательные органы, Президент РФ, Правительство РФ, судебные органы и другие государственные органы общей компетенции.

В то же время специфика финансовой деятельности требует более профессионального подхода к решению задач, стоящих перед государством. Именно поэтому в любом государстве су­ществуют системы органов, реализующих исключительно фи­нансово-правовые полномочия (вторая группа). В числе таких органов в России следующие: Министерство финансов РФ (Минфин России), Банк России, Счетная палата РФ, а также органы, подведомственные Минфину России: Федеральная на­логовая служба (ФНС России), Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральное казначейство (Казначейство России) 1 .

Государственные органы могут выступать в финансовых правоотношениях от собственного имени как налогоплатель­щики, получатели бюджетных средств, кредитов, субъекты страховых правоотношений, в остальных случаях государствен­ные органы реализуют предоставленную им государством вла­стную правоспособность.

Вступая в финансовые правоотношения от имени и в инте­ресах государства, государственные органы, наделенные соот­ветствующей компетенцией, всегда реализуют властные полно­мочия. Это означает, что субъекты в таких правоотношениях занимают неравное положение.

По мнению Е. Ю. Грачевой, неравное положение субъектов в финансовом правоотношении обусловлено лишь тем, что од­ной из сторон в данном правоотношении выступает государст­во в лице своих уполномоченных органов.

Характер правовой связи подчиняющего и подчиненного субъектов в финансовом правоотношении специалисты харак­теризуют как функциональную подчиненность, отличную от административно-правовой.

По мнению Н. И. Химичевой, участники финансовых отно­шений, которым адресованы властные предписания, находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет под­чинения по всем направлениям, как при отраслевом управле­нии «по вертикали» (министерство — «вверху» и подведомст­венные ему организации — «внизу»). Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикаль­ного» подчинения. Властные предписания, касающиеся фи­нансовой деятельности предприятий, организаций и учрежде­ний, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаи­мосвязях с финансово-кредитными органами.

К числу коллективных субъектов финансовых отношений относятся также юридические лица всех организационно-пра­вовых форм (в том числе иностранные). Названные субъекты становятся участниками финансовых отношений в связи с уп­латой в бюджет налогов, сборов, страховых платежей; получе­нием из бюджета денежных средств в виде трансфертов или кредитов; резервированием обязательных фондов (фондов спе­циального назначения); совершением кассовых операций и т. д.

Участниками финансовых отношений (преимущественно налоговых) признаются организации, не имеющие статуса юри­дического лица, в частности, крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В соответствии с положениями Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хо­зяйстве» 2 к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического ли­ца, применяются правила гражданского законодательства, ко­торые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Действующее налоговое зако­нодательство предусматривает правила обложения единым сельскохозяйственным налогом и единым социальным налогом (по истечении пяти лет после государственной регистрации) крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве самостоятель­ных налогоплательщиков.

Важной особенностью финансово-правового статуса некото­рых коллективных субъектов является то, что государство наде­ляет их отдельными финансово-контрольными полномочиями.

В частности, полномочия в сфере валютного контроля, осу­ществляемого преимущественно уполномоченными государст­венными органами, могут быть распределены между указанны­ми органами и хозяйствующими субъектами — агентами валют­ного контроля. Пункт 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит указание на то, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся упол­номоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Поскольку основные валютные операции осуществляются че­рез уполномоченные банки, именно банки обладают всей полно­той информации о проводимых сделках. Однако агенты валют­ного контроля не обладают юрисдикционными полномочиями по привлечению к ответственности и наложению взысканий. Агенты валютного контроля вправе осуществлять оперативные действия, направленные на пресечение правонарушений. Агенты валютного контроля, не являясь государственными органами, тем не менее находятся в неравном положении по отношению к иным участникам валютных правоотношений (резидентам и не­резидентам). Положение агентов валютного контроля в правоот­ношении можно оценить как главенствующее (подчиняющее).

К категории индивидуальных субъектов финансового права от­носятся физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), в том числе имеющие статус гражда­нина-предпринимателя. Как правило, индивидуальные субъек­ты становятся участниками финансовых отношений в связи с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюд­жет, обязательным государственным страхованием, участием в государственных (муниципальных) кредитных отношениях, со­вершением сделок с иностранной валютой и т. д.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

§ они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

§ один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

§ они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

§ финансовые правоотношения в области государственного кредита;

§ финансовые правоотношения в области страхования;

§ правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

§ финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

§ финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

§ органами государственной власти;

§ органами государственной власти и управления общей компетенции;

§ вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

§ предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

§ финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

§ финансовыми органами и гражданами;

§ самими финансово-кредитными органами.

Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.




Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

§ погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

§ выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

§ использование выданных бюджетных ассигнований;

§ осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

§ прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

Судебный порядок защиты

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: