Гарантия как форма государственного кредита подразумевает гарантию

Обновлено: 05.05.2024

Золотова: Гарантия – способ обеспечения обязательства (полностью или частично) 3-х лиц, т.е когда принципал не выполняет свои обязанности, то государство выплачивает за него.

В соотв. с ГКРФ гос-во не может выступать гарантодателем. Гос-во является гарантодателем в соответствии с БК, однако, договор заключается на основе ГКРФ. Правовой базой исполь­зования государственных и муниципальных гарантий является ГК и БК.

НО . у нас если дядя Ваня не смог выкупить машину, то гос-во вносит за него деньги и дядя Ваня забирает и уезжает на своей машине= > государство остается с носом))))

Гарант – тот, кто предоставляет гарантию. В нашем случае это государство.

Фактический заемщик – принципал. Он обращается к гаранту за гарантией

Содержание государственных гарантийных операций предпола­гает, что государство принимает на себя определенное обязатель­ство. Государство-гарант обязуется при известных обстоятельствах исполнить обязатель­ства заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособ­ным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, неся при этом ответственность перед гарантом в виде процентов.

ст. 115 государственная или му­ниципальная гарантия обеспечивает:

• надлежащее исполнение принципалом (заемщиком) его обязательства перед кредитором (бенефициаром) основного обязательства;

• возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении га­рантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предо­ставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия государ­ственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару (кредитору) по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право ото­звать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Письменная форма государственной или муниципальной гаран­тииявляется обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет за собой ее недействительность (ничтожность). Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обяза­тельству принципала.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нескольких лиц - ответственность, при которой кредитор вправе требовать от этих лиц как совместно, так и в отдельности исполнения обязательства как в части, так и в целом.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (гаранта, поручителя) - ответственность гаранта (поручителя), при которой последний отвечает только за не исполненную должником часть обязательств перед кредитором.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

• наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Фе­дерации, муниципальное образование) и органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

• обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

• объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

• определение гарантийного случая;

• безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

• основания выдачи гарантии;

• вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

• срок действия гарантии;

• порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

• порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

• наличие или отсутствие права требования гаранта к принци­палу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

• иные сведения, определенные Бюджетным кодексом РФ, пра­вовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика — субсидиарная. Уста­новлен порядок, в соответствии с которым каждая гарантия от имени Российской Федерации утверждается при рассмотрении закона о бюджете на очередной год, если гарантии превышают 1 млрд руб., 10 млн руб. (для субъекта Федерации), 100 тыс руб. (для муниципальных образований).

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала. Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возник­новению права регрессного требований гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источни­ках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита.

В случаях когда исполнение гарантом государственной или му­ниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессно­го требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответ­ствующего бюджета.

Управление долгом.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: 1) определение общих положений долговой политики 2) привлечение финансовых ресурсов, 3) погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Используемые в международной практике методы управления государственным долгом можно выделить в две группы (в РФ методы прописаны скудно):

1) административные методы управления долгом (основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом)

- аннулирование может проводиться по 2 причинам: в случае отказа от выплаты долга по разным мотивам, в случае финн несостоятельности государства

- списание задолженности (если в течении 3-х лет с даты следующей за датой погашения обязательства или истек срок по гарантиям, кредитор не предъявил никаких требований, то обязательство считается прекращенным; прощение долгов нищим странам)

- полное обслуживание внешней задолженности (возможно при быстрых темпах роста экономики)

- пролонгация долговых обязательств включает в себя продления срока действия договора и т.д.

2) экономические (рыночные) методы управления (состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием).

- выкуп (досрочное) погашение (самостоятельный выкуп своих долгов на открытом рынке, как правило, по цене ниже номинала)

- рефинансирование- погашение основной задолженности и % за счет средств, полученных от размещения новых займов.

- реструктуризация– это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или мун. долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. (из статьи Золотовой: реструктуризация предполагает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и установление иных условий обслуживания и сроков погашения.)

- конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. объявления государством о снижении/повышении для кредиторов доходности по займам, полученным государством

- консолидация предполагает изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение государства о переносе даты выплаты доходов по займа

- Унификация займов– это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг

- секьюритизация – это конверсия в долговые обязательства (облигации) и т.д.

Предельные объемы долга. Золотова:В части государства ограничений нет.

Долг субъекта РФ не может быть > общего годового объема доходов бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений.

Муниципальный долг не может быть > общего годового объема доходов муниципального бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

БК РФ Статья 115. Государственные (муниципальные) гарантии

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) наименование бенефициара;

3) наименование принципала;

4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

6) основания выдачи гарантии;

7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

8) срок действия гарантии;

9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

10) основания отзыва гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

13) основания прекращения гарантии;

14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в иных случаях, установленных гарантией.

17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

10) в иных случаях, установленных гарантией.

22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2020 N 120-ФЗ, от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

Общий порядок и принципы предоставления гарантий публично-правовых образований регулируются нормами БК РФ (ст.ст. 115-117).

Государственная или муниципальная гарантия (далее - гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Для гарантии предусмотрена обязательная письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность (ничтожность) гарантии.

Условия гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Гарант имеет право отозвать гарантию только по основаниям, указанным в гарантии. Принадлежащее бенефициару право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала (п.п. 2-4 ст. 115 БК РФ).

В государственной или муниципальной гарантии указываются:

- наименование гаранта (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

- обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

- объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

- определение гарантийного случая;

- безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

- основания для выдачи гарантии;

- вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

- срок действия гарантии;

- порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

- порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

- наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу);

- иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.

Требование бенефициара об уплате денежной суммы должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

При этом требование бенефициара может быть признано необоснованным и бенефициару отказано в удовлетворении его требований в следующих случаях:

- требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

- бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Кроме того гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается :

- уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

- истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

- в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

- вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

- если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

- в иных случаях, установленных гарантией.

Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала.

Если исполнение гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Если же исполнение гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Средства, полученные гарантом в счет возмещения в порядке регресса сумм, уплаченных им во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Государственная (муниципальная) гарантия может предоставляться в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Особенности такой гарантии установлены ст. 115.1 БК РФ.

К ним относятся:

- заключение договора о предоставлении гарантии с принципалом. При этом получателем (держателем) такой гарантии является принципал;

- возможность предусмотреть в договоре о предоставлении гарантии и гарантии предъявление к гаранту требования об уплате денежной суммы по гарантии (требование об исполнении гарантии) принципалом , которое предъявляется, рассматривается и исполняется в порядке, установленном ст. 115 БК РФ для требований бенефициара;

- возможность установления договором о предоставлении гарантии и гарантией порядка и срока принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии. Срок, установленный для ответа бенефициара (бенефициаров) о принятии гарантии, включается в срок действия гарантии. Если со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту. Удержание принципалом гарантии в этих случаях не сохраняет за принципалом или бенефициаром (бенефициарами) каких-либо прав по дальнейшему использованию этой гарантии.

1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) наименование бенефициара;

3) наименование принципала;

4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

6) основания выдачи гарантии;

7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

8) срок действия гарантии;

9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

10) основания отзыва гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

13) основания прекращения гарантии;

14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ

11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

5) утратил силу с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

Информация об изменениях:

6) в иных случаях, установленных гарантией.

17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

10) в иных случаях, установленных гарантией.

22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Информация об изменениях:

Пункт 27 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ

27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

Информация об изменениях:

Пункт 28 изменен с 22 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 120-ФЗ

28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения в форме акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Министерство финансов Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 миллионам долларов США, в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.

В акте Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

· лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;

· предел обязательств по государственной гарантии Российской Федерации;

· основные условия государственной гарантии Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации.

Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.

Государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства, а в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Предоставление и исполнение государственной гарантии подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Министерство финансов ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации.

По мнению некоторых кредитных организаций, обеспечение, предоставленное суверенным лицом, таким, как Российская Федерация или ее субъект, заслуживает большего доверия, чем -то обеспечение, которое предоставляется юридическим лицом или гражданином. Одной из главных тому причин считается тот факт, что Российская Федерация или ее субъект не могут исчезнуть, вывести свои активы или ликвидироваться, в отличие от хозяйствующих субъектов. Кроме того, к ним на практике фактически невозможно применить меры по банкротству.

При выдаче гарантии субъектом РФ кредитная организация, в пользу которой была предоставлена гарантия, проверяет следующие моменты:

1) включение в текст гарантии существенных условий, определенных российским законодательством;

2) правомочность лиц, предоставляющих гарантию, действовать от лица субъекта РФ;

3) соответствие процедуры выдачи гарантии той, что установлена в законодательстве;

4) соответствие суммы и валюты гарантии ограничениям, установленным для данного субъекта законодательством;

5) положения об ответственности субъекта, применимом праве к спорам и суде, который будет рассматривать спор.

При оформлении гарантии представляются документы и положения, являющиеся существенными для кредитора при проверке надлежащего одобрения, выдачи и действительности гарантии.

Как и при совершении любой сделки, в числе первых положений кредитная организация проверяет существенные условия гарантии. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации существенными условиями гарантии субъекта РФ являются:

а) срок, который не может превышать 30 лет;

б) сведения о гаранте, включающие его наименование (субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

в) определение объема обязательств по гарантии ;

г) указание обязательства, которое обеспечивается гарантией.

В случае отсутствия одного из существенных условий гарантия может быть признана недействительной.( БК РФ. Ст. 99, Ст. 115, Ст. 117.

Гарантии выдаются от имени субъекта РФ лицом, которое уполномочено на такие действия уставом субъекта РФ или иными актами, принимаемыми законодательными органами субъекта РФ. Как правило, полномочия по выдаче гарантий предоставляются администрации субъекта РФ, уполномоченное лицо которой выпускает акт о предоставлении гарантии.

Кроме существенных условий и правоспособности лица, которое действует от имени субъекта РФ, кредитор должен убедиться в том, что процедура выдачи гарантии соответствует процедуре выдачи, закрепленной в законодательстве.

Одним из вопросов, требующих тщательной проверки кредитором, является соответствие суммы и валюты выдаваемой гарантии ограничениям, установленным для данного субъекта в законодательстве.

Изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ, ограничили возможность субъектов РФ выдавать гарантии в иностранной валюте.

Бюджетным законодательством устанавливаются ограничения сумм, на которые могут выдаваться гарантии. В частности, предельный размер этих сумм зависит от валюты, в которой гарантируется обязательство, от факта получения субъектом РФ дотаций из федерального бюджета, закрепления суммы гарантии и ее лимитов в законе о бюджете субъекта РФ.

Общая сумма, на которую могут выдаваться гарантии, устанавливается в соответствии со ст. 107 БК РФ законом субъекта РФ о бюджете на текущий год. В связи с тем что субъект РФ в течение года выдает несколько гарантий, до выдачи гарантии необходимо проверить, какая часть из установленной в законе о бюджете суммы на гарантии осталась неиспользованной. Подтверждением при этом обычно служит справка из управления финансов администрации о расходах на обслуживание государственного долга в текущем году (или отчет об исполнении бюджета), содержащая информацию о сумме, на которую субъект РФ может выдавать гарантии в оставшийся период до конца года. Необходимо отметить, что гарантии, предоставляемые на сумму, превышающую 0,01% расходов бюджета, должны быть включены в отдельный перечень гарантий, который является частью закона о бюджете субъекта РФ.

Ограничения сумм гарантии при дотации бюджета субъекта РФ из федерального бюджета установлены в ст. 134 БК РФ. Информация о том, дотируется ли бюджет субъекта РФ из федерального бюджета или нет, содержится в законе субъекта РФ о бюджете на текущий год. В случае дотирования из федерального бюджета субъект РФ не имеет права предоставлять гарантии в размере, превышающем 5% расходов своего бюджета. Согласно ст. 134 БК РФ в ее буквальном толковании запрещена выдача гарантий на сумму, превышающую 5% расходов бюджета. Однако существует мнение, что 5-процентное ограничение относится не к сумме гарантии, а к сумме погашения по данной гарантии, которое будет сделано в течение текущего календарного года. В соответствии с этой концепцией возможно предоставление гарантии на любую сумму, если при этом предполагается поэтапное выполнение гарантийных обязательств в течение более чем одного финансового года и соответствующая часть гарантийного обязательства, выплачиваемая в этом финансовом году, не превышает 5% от расходов бюджета.

В тех случаях, когда гарантия выдается на несколько лет, сумма гарантии должна включаться во все законы субъекта РФ о бюджете на период действия гарантии. На практике кредитор не имеет реальных рычагов, чтобы заставить субъект РФ включать сумму предоставленной кредитору гарантии в закон о бюджете на последующие годы. В связи с этим некоторые кредиторы предпочитают брать гарантии, которые действуют только в текущем году и в крайнем случае в течение следующего года при условии, что сумма гарантии уже включена законодательными органами субъекта РФ в проект закона субъекта о бюджете на следующий год. В случае если сумма гарантии не покрывается законом о бюджете или если эта сумма будет использована субъектом РФ на иные цели, например на выдачу иной гарантии, для кредитора будет практически невозможным получить удовлетворение своих требований от субъекта

В соответствии со ст. 115 БК РФ ответственность субъекта Российской Федерации по гарантии может быть только субсидиарной дополнительно к ответственности должника по гарантированному основному обязательству. Положения в гарантии о солидарной ответственности субъекта РФ будут являться недействительными.

В отличие от положений об ответственности, российское законодательство не устанавливает императивных норм о применимом праве в отношении гарантии. Вследствие этого стороны, в соответствии с нормами части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, могут избрать применимое к гарантии право, иное, чем российское.

Российское законодательство не устанавливает императивных норм и о рассмотрении споров, связанных с выдачей субъектом РФ гарантии. Следовательно, стороны вправе самостоятельно определять в гарантии суд или третейский суд для рассмотрения своих споров. В то же время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривают возможность для субъекта РФ в любое время передать споры, связанные с действительностью гарантии, в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Такая передача возможна, в случае если иск о признании гарантии недействительной приносит прокурор. Субъекты РФ иногда используют это для того, чтобы попытаться признать гарантию недействительной или избежать дополнительных расходов, связанных с рассмотрением споров о гарантии в третейских судах ( АПК РФ. Ст. 52; ГПК РФ. Ст. 45.)

Гарантии, предоставляемые субъектом РФ, являются обеспечением, которое стоит особняком в системе обеспечительных мер, предусмотренных ГК РФ, в силу специфичности субъекта, который предоставляет такое обеспечение. С одной стороны, факт предоставления субъектом РФ обеспечения за должника является показателем значимости должника для субъекта РФ или показателем доверия к такому должнику и уверенности в его платежеспособности со стороны субъекта, а также гарантией для кредитора, что гарант не исчезнет или его активы не будут искусственно уменьшены. С другой стороны, в силу той же специфичности субъекта кредитору следует более тщательно подходить к юридической проверке получаемой гарантии. Такая юридическая проверка должна иметь более комплексный характер по сравнению с проверкой обеспечения, предоставляемого юридическими или физическими лицами, и включать не только анализ гражданского, но и анализ бюджетного и местного законодательства.

Заключение

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ( в ред. от 01.12.2007, с изм. и доп. вступающими в законную силу с 01.01.2008 г.)

2. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ (в редакции 01.12.2007)

4. Указ Президента РФ «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» от 23.07.1997 № 773

5. Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

6. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг, 2006, № 3

7. Мещеряков И. Рынок кредитования региональных и местных органов власти: 2004–2007 гг. // Рынок ценных бумаг, 2007, № 13

8. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: правовое обеспечение. – М.: Право и закон, 2000

9. Федулова С.Ф. Финансы: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2005, с. 223 – 241

10. Чумаченко А. Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования (долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке) // Рынок ценных бумаг, 2005, № 16

11. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита // Гражданин и право, 2002

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: