Индексация военной ипотеки в 2023 году на сколько

Обновлено: 18.04.2024

Второе чтение — это основное чтение. На нем в законопроект вносятся поправки. Одни поправки отклоняются, другие поправки принимаются.

После того, как депутаты проголосуют за поправки, то есть примут законопроект во втором чтении, уже нельзя будет текст изменить. То есть — все принятые поправки будут внесены, а все отклоненные — удалены.

И, как говорится, на этом все… Законопроект готов… К принятию в целом — в третьем чтении.

Работа над поправками в Госдуме сейчас идет полным ходом. Естественно, что Комитет Госдумы по обороне тоже участвует в этом процессе.

Его «зона особого внимания» — оборонная часть бюджета. А в оборонную часть бюджета кроме денег на оснащение и содержание ВС РФ входят и вопросы социального обеспечения.

И вот, так сказать, на этой промежуточной стадии для всех причастных к этому вопросу появились новые и важные сведения.

И вот, так сказать, на этой промежуточной стадии для всех причастных к этому вопросу появились новые и важные сведения.

О поправках рассказал председатель комитета Андрей Картаполов

Конечно, наших читателей в первую очередь волнует вопрос — как будет индексироваться денежное довольствие военнослужащих, оклады сотрудников правоохранительных структур и, соответственно, как вырастут военные пенсии и пенсии приравненных к ним лиц.

Давайте, в начале, процитируем слова Картаполова. В части, так казать, касающейся…

Поправки, как сказал Картаполов, можно разделить на четыре блока. Нас касаются первый и второй блоки.

Первый блок — это индексация публичных нормативных и приравненных к ним иных обязательств в связи с уточнением ожидаемого уровня инфляции в 2021 году с 5,8 % до 7,4 %.

«Второй блок поправок направлен на реализацию поручения Президента России по:

-увеличению денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов с 1 октября 2022 и 2023 годов на 5 % ежегодно сверх уровня инфляции (общий размер индексации с 1 октября 2022 года и 2023 года — 9 %),

-на индексацию с 1 октября 2023 года окладов денежного содержания военнослужащих на 5% сверх предусмотренного уровня инфляции (общий размер индексации довольствия военнослужащих и военных пенсионеров с 1 октября 2023 года составит 9%)», — рассказал Андрей Картаполов.

Кроме того, Андрей Картаполов обратил внимание на то, что работа с Правительством РФ будет продолжена над улучшением социального обеспечения военнослужащих, «военных пенсионеров» и членов их семей.

Теперь внимательно перечитаем абзацы выделенные жирным шрифтом выше.

Что можно из этого понять?

Во — первых, все же размер увеличения цифр инфляции будут учитывать:

«…с уточнением ожидаемого уровня инфляции в 2021 году с 5,8 % до 7,4 %…»

Хотя, получается, не на много. Ведь цифры инфляции уже — 8,13%.

Во — вторых, по денежному содержанию действующих военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, по военным пенсиям:

-увеличению денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов с 1 октября 2022 и 2023 годов на 5 % ежегодно сверх уровня инфляции (общий размер индексации с 1 октября 2022 года и 2023 года — 9 %),

-на индексацию с 1 октября 2023 года окладов денежного содержания военнослужащих на 5% сверх предусмотренного уровня инфляции (общий размер индексации довольствия военнослужащих и военных пенсионеров с 1 октября 2023 года составит 9%).

Не понятна тут, правда, цифра — «общий размер индексации».

Она обозначена в 9%…

А ведь в эти 9% уже включена индексация СВЕРХ уровня инфляции в 5%…

А ведь инфляция — уже 8%!

Тогда «СВЕРХ» должно быть 5% + 8% = 13%.

Но, думается, что индексацию оставят на том же уровне…

В 2022 ГОДУ

Военным на 4% с 1 октября 2022 года.

Правоохранителям — на 9% с 1 октября 2022 года.

Военным пенсионерам — на 4,4% с 1 октября 2022 года (с учетом повышения на 0,32% понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий).

В 2023 ГОДУ

Военным на 9% с 1 октября 2023 года.

Правоохранителям — на 9% с 1 октября 2023 года.

Военным пенсионерам — пока неизвестно. Все зависит от размера понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий на 2023 год.

Накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) ожидают значительные изменения. Улучшения внесены в главный закон-регулятор системы – 117-ФЗ от 20 августа 2004 года.
9 сентября 2020 года заканчивается общественное обсуждение проекта внесения изменений в этот закон.

Проект обновленного федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» безусловно направлен на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение. Проект предусматривает следующие изменения и нововведения:

1.Изменения, касающиеся реализации прав участников НИС на накопления для жилищного обеспечения:

1.1. Выплату всех денежных средств, положенных участнику в рамках системы, будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека».

Предусмотрена передача полномочий по всем выплатам в рамках НИС в один уполномоченный орган – ФГКУ «Росвоенипотека». В настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» выплачивает участникам системы фактические накопления для жилищного обеспечения с именных счетов. Те средства, которые могли бы накопить участники, положенные им при досрочном увольнении по льготной статье (денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения), сегодня выплачиваются финансовыми органами, в которых участники системы состоят на финансовом обеспечении.

Проект федерального закона предусматривает, что все выплаты будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека» непосредственно при закрытии именных накопительных счетов и исключении военнослужащих из НИС.
Такой подход обеспечит оперативное и своевременное осуществление положенных при увольнении выплат, увеличит суммы инвестиционного дохода участников, а также решит вопрос своевременного и полного возврата в федеральный бюджет денежных средств, предоставленных участникам после увольнения в тех случаях, когда они несвоевременно информируют о данном факте ФГКУ «Росвоенипотека» (или не информируют вовсе), в результате чего у бывших военнослужащих возникает задолженность по возврату средств в федеральный бюджет.

1.2. Закрепляется право на продолжение участия в системе военнослужащих, ошибочно включенных, но купивших жилье.

Законопроект дает право военнослужащим, ошибочно включенным в реестр, но уже реализовавшим свое право на накопления для жилищного обеспечения (если они фактически уже получили накопления для жилищного обеспечения, средства дополняющие накопления для жилищного обеспечения или средства, предоставленные по договору целевого жилищного займа) на продолжение участия в НИС. Если же такой военнослужащий не получал средства накоплений, он подлежит исключению из реестра.

Данный подход отражает позицию Конституционного Суда Российской Федерации и способствует принципам правовой определенности и поддержания доверия к закону, защищает права военнослужащих.

1.3. Средства накоплений, получаемые после 20 лет выслуги, можно будет направлять только на цели жилищного обеспечения.

В целях повышения эффективности использования средств НИС, а также приведения в соответствие законодательства о НИС принципам обеспечения жильем, заложенным в законе о статусе военнослужащих, законопроект предусматривает предоставление военнослужащему накоплений для жилищного обеспечения в период службы только непосредственно для приобретения жилья (в виде целевого жилищного займа до возникновения права на накопления или в виде накоплений после получения права на них).

Основания возникновения права на использование накоплений при этом остаются неизменными.

Сегодня данные средства зачастую расходуются нецелевым образом и соответственно не выполняют свою социальную функцию. С внесением изменений в закон такая не отвечающая интересам жилищного обеспечения военнослужащего практика будет прекращена.

1.4. Гармонизируются право на приобретение жилого помещения и право на использование накоплений участниками НИС.

Согласно действующей редакции 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы вправе приобрести жилое помещение через три года после включения в реестр. В среднем, общая продолжительность военной службы участника НИС, который приобретает жилое помещение сразу после возникновения у него такого права, составляет 8 лет. При этом право на использование накоплений возникает при достижении минимальной общей продолжительности военной службы 10 лет при досрочном увольнении по льготным основаниям.

Проект федерального закона устанавливает единый подход к возникновению у военнослужащего права на приобретение жилого помещения и права на использование накоплений при досрочном увольнении по льготным основаниям.

Законопроектом предусмотрено, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему не менее чем через 5 лет его участия в НИС. Общая продолжительность военной службы такого военнослужащего, как правило, составляет не менее 10 лет.

Ожидается, что обновленный закон исключит случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, предельному возрасту или семейным обстоятельствам.

Кроме того, такой подход увеличит сумму первоначального взноса при покупке жилья, т.е. уменьшит сумму средств, заемных в банке, и сэкономит средства бюджета на погашение банковского кредита с процентами.


2.Изменения, касающиеся уточнения норм законодательства относительно порядка участия в НИС:

Оптимизирован порядок включения в НИС прапорщиков и мичманов, солдат и сержантов.

В ходе реализации накопительно-ипотечной системы сложилась практика неоднозначного применения редакции закона в вопросе включения в НИС прапорщиков и мичманов, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Основанием участия таких военнослужащих в системе является общая продолжительность военной службы по контракту три года.

Действующий подход не обеспечивает должным образом права указанных военнослужащих на жилищное обеспечение в связи с тем, что в определенных случаях таким военнослужащим выгоднее обеспечиваться в натуральной форме, а не включаться в НИС. Дополнение, вносимое в закон, уточняет для этой категории срок общей продолжительности военной службы не более трех лет.

Также предлагается не включать солдат и сержантов, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях, в реестр участников НИС в обязательном порядке.

3.Изменения, касающиеся защиты прав членов семьи участников НИС:

3.1.Членам семьи предоставлена возможность получать накопления за погибшего участника НИС.

Законопроект закрепляет право членов семьи (а в случае их отсутствия – родителей (усыновителей)) участника НИС, который исключен из реестра с правом на использование накоплений, но в связи с гибелью (смертью) не получил их, на получение указанных средств с именного накопительного счета участника.

Такой подход защищает права членов семьи погибших военнослужащих.

3.2. За участниками НИС сохраняется право на «служебку».

Законопроект сохраняет участникам НИС право на обеспечение служебным жильем или получение компенсации за поднаем жилья в период прохождения военной службы в установленном порядке.

При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, данное право сохраняется за ним до подписания акта о передаче жилого помещения. Такой подход защищает права военнослужащих – участников долевого строительства и членов их семьи, так как обеспечивает их жильем на время строительства приобретенного, но еще не достроенного объекта недвижимости.

Помимо вышеизложенного, в обновленном законе имплементированы иные уточнения юридико-технического характера.

В целом, следует отметить, что предлагаемые изменения работают в направлении оптимизации системы и более тонкой настройки действующих алгоритмов для более эффективного решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, реализация проекта федерального закона обеспечит экономию средств федерального бюджета.

Законодательством предусмотрен ежегодный пересмотр с увеличением выплат на 2%, пока размер денежного довольствия действующих военных не сравняется с военной пенсией. Предполагалось, что с 2012 года с 54% он постепенно достигнет 100% уровня. Однако состояние бюджета и сложная экономическая ситуация в стране привели к заморозке этого правила уже три года спустя.

Постановление распространяется не только на военных, но и на работников ОВД, пожарной службы, ФСИН и Росгвардии, управление по контролю оборота наркотиков. В мае 2021 года новостные агентства сообщили о внесении фракцией «Справедливая Россия» разработанного ими законопроекта, предусматривающего изменение уже действующей системы начислений. В январе 2022 коэффициент остается в том же размере (78,68%), а с января 2023 года индексация должна проводиться на 5%, пока он не достигнет запланированного 100%-го уровня. Пока известно только о направлении этого законопроекта на получение отзывов от Кабмина и президента, но ничего не сообщается о результатах.

Действующее законодательство предусматривает, что повышение пенсий военным может производиться двумя путями: плановой индексацией, размер которой был принят на том же пленарном заседании и предусматривает 4% в октябре 2022 и 2023 года, и увеличением на 2% понижающего коэффициента. Однако в последних новостях о военной пенсии с 1 января 2022 года ничего не говорится об исполнении Указа президента «О дальнейшем совершенствовании…», согласно которому 2%-й рост должен происходить в начале каждого года.

В пользу предположения о том, что коэффициент останется в прежнем виде, есть сразу несколько аргументов:

на 2021 и 2022 годы запланировано сокращение расходов на выплаты военных пенсий; проект руководителя «Справедливой России» тоже предусматривает сохранение показателя с увеличением с января 2023; в Минобороны предлагают проиндексировать с февраля единовременные выплаты – за сборы, уволенным в запас и по госстрахованию, ряд компенсаций за смерть и инвалидность, но об отмене положенных процентов тоже не говорится ни слова. Пока рано делать окончательные выводы, поскольку окончательное решение принимается в процессе обсуждения бюджета, которое проходит в конце осени. Это положение касается и процента инфляции, на который будет увеличено денежное довольствие, а следом за ним и военная пенсия. Возможно, он будет пересмотрен из-за среднесрочного прогноза ЦБ. Предварительные данные

Но такая прибавка пока не находится в числе окончательно решенных мероприятий. Даже индексация зарплат в 4% может измениться, если уровень инфляции будет выше прогнозного от регулятора. Он пока говорит о росте до 5,2% на протяжении этого года и постепенном снижении до уже привычных 4%.

В изменениях, которые планировались на текущий год, предполагалась индексация на более низкий процент, 2% прибавки к понижающему коэффициенту, а также перенос сроков индексации с октября на январь, чтобы компенсация пенсионерам выплачивалась на протяжении года. Однако все усилия представителей Комитета по обороне не привели к успеху.

С момента заморозки и переноса сроков к четвертому кварталу прошло уже немало времени. Военные пенсионеры недополучают положенные им компенсационные средства от государства, в отличие от других категорий. На этом неоднократно акцентировалось внимание. Председатель Комитета ГД говорил о том, что размер пенсий военных, которые служат Отечеству в трудных условиях, отстает по уровню от гражданских. Но вопрос о переносе и понижающем коэффициенте так и не нашел разрешения.

В прошлом году было логичное объяснение таким решениям – экономический кризис, результат мировой пандемии. Сейчас отмечается постепенный рост экономики, поэтому вполне вероятно, что решение проблемы пойдет по другому сценарию. Об этом говорит и совсем недавно обнародованное решение Министерства обороны: проиндексировать пособия, компенсационные и страховые выплаты защитникам Отечества.

Что уже известно

В октябре текущего года будет проиндексировано денежное довольствие военных и приравненных к ним силовых структур. Это автоматически приведет к росту пенсий отставников. Тем, кто зарабатывает второй род выплат уже на гражданском статусе, проиндексируют страховые пенсии в январе 2022 года. Решение об этом принято, сейчас обсуждаются 3 возможных сценария проведения.

Президент России опроверг наличие решений о сокращении численности армии и силовых структур, значит реструктуризации кадров и повышения зарплат за счет этого пока не ожидается. Как видно из анализа последних новостей, военная пенсия с 1 января 2022 года подниматься не будет, ее рост намечен в IV квартале, по предварительным данным, на 4%. Все остальное обретет прозрачность, как только пройдет обсуждение федерального бюджета.

В плане экономического развития заложено повышение пенсий военным в 2022 и 2023 году:

Процент индексации составит 4%. Понижающий коэффициент, по предварительным данным, изменяться не будет. В феврале 2022 года Минобороны проиндексирует выплаты. Прибавку в 2021 году получили 2,6 млн человек.

На самом высоком уровне неоднократно поднимался вопрос о необходимости индексации зарплат военнослужащих и приравненных к ним сотрудников. В январе нынешнего года подписано постановление, согласно которому зарплата военнослужащих должна увеличиться в 2022 году.

В декабре 2020 года «Российская газета» опубликовала интервью с замминистра обороны Т. Шевцовой. Она сообщила, что в военном ведомстве планируется ряд изменений:

увеличение в 2 раза

для женщин, которые находятся на военной службе; намерение правительства проводить индексацию зарплат и пенсий, ранее замороженных (военным на службе и пенсионерам, выплаты которых привязаны к существующим армейским); повышение денежного довольствия только отдельным категориям – ВМФ, ВКС, РВСН и военнослужащим ССО; ежемесячные надбавки за особые условия прохождения военной службы.

Ранее лидер российского государства заявил о намерении ежегодно индексировать денежное довольствие военных. Такая мера предусмотрена и в 2022 году. Запланировано проведение индексации на 4%.

Следом за денежным довольствием армии закономерно вырастут и военные пенсии. Глава государства акцентировал внимание на взаимосвязи расширения соцгарантий и развитии ВС. По его словам, от этого зависит эффективность всей работы, которая проводится в государстве по развитию вооруженных сил. Повышается обороноспособность страны и степень ее защищенности.

Государство уже направило более 200 миллиардов на выплату жилищных субсидий, а в ближайшие 2 года выделит еще 113 млрд руб. на субсидирование жилья нуждающимся в жилплощади военным.

В декабре 2020 года С. Шойгу, возглавляющий Министерство обороны, предложил повысить размер ФДД с 2021. По его словам, такая мера позволит покрыть дефицит, образовавшийся за время отсутствия индексации в течение пяти лет.

Введение надбавки для отдельных категорий военнослужащих и общая индексация на 3% улучшила их материальное положение. Но этого недостаточно даже с учетом запланированного повышения в 2022 г. Изначально планировалось более кардинальное изменение, но жестокая реальность внесла свои коррективы.

blank

Президент РФ Владимир Путин 23 декабря 2021 года на ежегодной пресс-конференции заявил, что в следующем году будет проведена индексация по фактической инфляции зарплат в силовом блоке, чтобы выровнять и в этой сфере доходы людей, которые работают в правоохранительных и силовых структурах. Он добавил, что это должно коснуться и пенсий силовиков и военнослужащих.

Путин рассказал, насколько должны вырасти пенсии в 2022 году

Индексация пенсий в следующем году запланирована на уровне ниже инфляции, но правительство сделает все для того, чтобы компенсировать эту разницу между индексацией и фактической инфляцией. Об этом на ежегодной пресс-конференции заявил президент Владимир Путин.

Да, полностью согласен, мы не должны об этом забывать, — сказал президент, отвечая на вопрос о повышении пенсий на уровень фактической инфляции. — Правительство должно сделать все, чтобы выполнялись обещания прошлых лет».

Повышение должно коснуться также дохода силовиков, от которого зависят военные пенсии, и самих пенсий в силовом блоке, заявил Путин.

Сейчас законодательством предусмотрен рост страховых пенсий россиян с 1 января 2022 года на 5,9%, при этом уровень годовой инфляции превышает 8%. Таким образом, реальный рост пенсий без дополнительных изменений может оказаться отрицательным.

В связи с этим Минтруд уже готовит дополнительные предложения по индексации пенсий, так как закон гарантирует, что такие выплаты должны быть не ниже уровня инфляции.

Что касается военных пенсий, то там используется расчет по формуле, в которую включено денежное довольствие силовиков. Так, в следующем году доля довольствия, которую учтут при расчете, составит 74%, а не 100%. При этом само довольствие проиндексируют на 4%, следует из последних поправок в законодательство. Далее об этом более подробно.

Власти впервые за три года поднимут коэффициент, используемый для расчета пенсий бывших военнослужащих и силовиков, следует из законопроекта, внесенного в Думу. В 2022 году военные пенсии вырастут чуть выше прогнозной инфляции.

Правительство в попытке скомпенсировать обесценение в реальном выражении военных пенсий предложило поднять их осенью следующего года чуть выше прогнозной инфляции, следует из законопроекта, внесенного правительством в Госдуму в составе бюджетного пакета.

Это будет достигнуто за счет первого за три года изменения так называемого понижающего коэффициента, который применяется к пенсиям бывших военнослужащих и силовиков. Его предложено повысить с 1 января 2022 года с текущих 0,7368 до 0,74, то есть на 0,43%.

Кроме того, проектом федерального бюджета предусмотрена индексация с 1 октября 2022 года денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4% (официальный прогноз по инфляции на 2022 год). Военные пенсии привязаны к уровню денежного довольствия военнослужащих (с применением понижающего коэффициента), поэтому пенсии также вырастут на 4% с октября 2022 года.

Таким образом, с 1 октября 2022 года военные пенсии будут в среднем выше, чем сейчас, примерно на 4,45%.

Как по закону должны увеличиваться военные пенсии

По закону понижающий коэффициент увеличивается со стартового уровня 0,54 в 2012 году и должен расти ежегодно как минимум на 2%, пока не достигнет единицы. Однако власти с 2015-го заморозили это положение до 2019 года, когда коэффициент был поднят с 0,7223 до 0,7368, но в последние три года он снова оставался на одном и том же уровне.

В текущем году потребительская инфляция, по прогнозам Минэкономразвития, может достичь 5,8–6% хотя военные пенсии с 1 октября повышены только на 3,7% (это определено предыдущим законом о бюджете).

Глава государства на днях пообещал, что в 2023 году денежное содержание военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов будет повышено на 5% (выше прогнозируемой инфляции — 4%). В таком случае военные пенсии тоже вырастут на 5%.

Как происходит повышение военных пенсий

Для начала стоит пояснить, что по закону увеличение военных пенсий происходит в результате двух следующих изменений:

  1. За счет индексации денежного довольствия военнослужащих, с учетом которого и рассчитывается военная пенсия. Такое повышение должно осуществляться ежегодно и в таком объеме, чтобы компенсировать фактический уровень роста цен.
  2. В результате изменения такого параметра, как понижающий коэффициент к величине ДД. Законом установлено, что значение коэффициента должно ежегодно увеличиваться на 2%.

Кроме того, 7 мая 2012 г. Президентом был подписан Указ № 604, в соответствии с которым военные пенсии должны ежегодно увеличиваться на 2% сверх уровня инфляции. Предполагается, что такое повышение должно осуществляться в дополнение к двум вышеуказанным. Однако зачастую это положение не исполняется вовсе.

Размер пенсии военнослужащим

Размер пенсии за выслугу лет военнослужащим установлен следующий:

  • за выслугу 20 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3%, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1%.

Пенсия за выслугу лет для инвалидов выше обычной. Прибавка рассчитывается в процентах к социальной пенсии и зависит от группы — первой, второй или третьей. Исходя из этого рассчитывается и размер военной пенсии, назначенной по причине получения инвалидности. На сумму влияют и сами причины.

Размер пенсии по потере кормильца зависит от причины его смерти. Если военный служил по контракту, то пенсию дают каждому нетрудоспособному члену семьи в процентах от денежного довольствия кормильца.

  • семьям умерших вследствие военной травмы;
  • семьям умерших военных инвалидов;
  • детям, потерявшим обоих родителей;
  • детям умершей одинокой матери.

Если военный умер из-за заболевания, полученного на службе, его семье будут выплачивать 40% денежного довольствия военного.

Если военный проходил службу по призыву, пенсию рассчитают в процентах от социальной пенсии. Ее назначат каждому нетрудоспособному члену семьи в размере, который зависит от причины смерти призывника:

  • смерть из-за военной травмы — 200%;
  • смерть из-за заболевания, полученного в период службы — 150%.

Расчет пенсии военнослужащим

Формула для расчета пенсии военного по выслуге лет:

((ОД + ОЗ) х 50% + (ОД + ОЗ +) х 3% х 7)) х ПК,

  • ОД — ставка сотрудника, предусмотренная по должности;
  • ОЗ — ставка, начисляемая в соответствии со званием;
  • ПК — понижающий коэффициент.

Прибавку к пенсии за выслугу лет инвалидам рассчитывают в процентах к социальной пенсии.

Для военных, получивших травму на службе:

  • при инвалидности первой группы — 300%;
  • второй группы — 250%;
  • третьей — 175%.

Для военных с заболеванием, трудовым увечьем, а также для участников ВОВ:

  • при инвалидности первой группы — 250%;
  • второй группы — 200%;
  • третьей — 150%.

Для награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда»:

  • при инвалидности первой группы — 200%;
  • второй группы — 150%;
  • третьей — 100%.

Военная пенсия по инвалидности для призывников рассчитывается в процентах от социальной пенсии.

Размер из-за военной травмы:

  • для первой группы — 300%;
  • для второй — 250%;
  • для третьей — 175%.

Размер из-за заболевания, полученного во время службы:

  • для первой группы — 250%;
  • для второй — 200%;
  • для третей — 150%.

Военная пенсия по инвалидности для офицерского состава, прапорщиков, мичманов и контрактников, сотрудников силовых ведомств рассчитывается в процентах от денежного довольствия.

Размер из-за травмы:

  • для первой группы — 85%;
  • для второй — 85%;
  • для третьей — 50%.

Размер из-за заболевания, полученного во время службы:

  • для первой группы — 75%;
  • для второй — 75%;
  • для третей — 40%.

Размер пенсии по потере кормильца-военного зависит от причины его смерти.

Если военный служил по контракту, то пенсию в 50% от денежного довольствия дают каждому нетрудоспособному члену семьи. Она полагается следующим категориям граждан:

  • семьям умерших вследствие военной травмы;
  • семьям умерших военных инвалидов;
  • детям, потерявшим обоих родителей; —детям умершей одинокой матери.

Если военный умер из-за заболевания, полученного на службе, его семье будут выплачивать 40% денежного довольствия.

Если военный проходил службу по призыву, пенсию рассчитают в процентах от социальной пенсии. Ее будут выплачивать каждому нетрудоспособному члену семьи в размере, который зависит от причины смерти призывника:

  • смерть из-за военной травмы — 200%;
  • смерть из-за заболевания, полученного в период военной службы — 150%.

Как оформить?

Чтобы получать пенсию по выслуге лет, нужно подать пакет документов в пенсионный орган силового ведомства, в котором служил военный (Минобороны, МВД, ФСИН, ФСБ и т.д.).

Их рассмотрение обычно занимает от 2 до 3 месяцев и зависит от сроков получения военкоматом или другим уполномоченным органом личного дела с денежным аттестатом военнослужащего.

Днем обращения за назначением военной пенсии является дата подачи заявления о ее назначении.

В пакет документов, необходимый для оформления пенсии по выслуге лет, входят:

  • заявление о назначении пенсии;
  • денежный аттестат — документ обо всех видах довольствия, которые получал военный за время службы (хранится у кадровых работников или в бухгалтерии);
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении;
  • копия послужного списка из личного дела;
  • расчет выслуги лет на пенсию (ее считают в пенсионном органе на основе личного дела).

Для пенсии по инвалидности к этому списку добавятся:

  • копия заключения военно-врачебной комиссии из личного дела;
  • выписка из акта освидетельствования комиссии медико-социальной экспертизы.

Для пенсии по потере кормильца к списку добавятся:

  • копии свидетельств из ЗАГСа о рождении детей, браке, смерти.
  • справка образовательного учреждения об учебе детей.

Условия назначения

Получать военную пенсию могут граждане после ухода со службы по причинам, установленным в федеральном законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Пенсия за выслугу лет назначается, когда военный достигает установленного стажа и возраста.

По закону такая пенсия полагается, если:

  • при увольнении профильный стаж составляет 20 лет и более;
  • возраст военного не менее 45 лет, а его общий трудовой стаж — не менее 25 лет, из которых не менее 12,5 лет должна занимать военная служба.

В таком случае выплаты доступны уволенным со службы после достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В воинский стаж входят годы работы в Росгвардии, МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, в гражданских министерствах и организациях, если военный остался на военной службе или в составе силовых структур, а также другие указанные в законе периоды.

Офицерам и военным начальникам в выслугу лет засчитывают до 5 лет учебы до выхода на службу. Один год обучения будет равен 6 месяцам службы.

Служба в особых условиях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении:

  • Например, месяц работы в странах, где велись боевые действия, засчитывают за два.
  • Также к особым условиям относят службу в районах Крайнего Севера и на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Пенсия по инвалидности назначается военному, если он получил серьезный ущерб здоровью во время службы или в течение трех месяцев после увольнения.

  • При этом инвалидность должна являться следствием болезни или травмы, приобретенной на работе, согласно пункту 2 статьи 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
  • При этом неважно, сколько лет пенсионер прослужил в госструктуре.
  • Инвалидность устанавливает медико-социальная экспертиза или военно-врачебная комиссия военного округа, где военный проходил службу.

Нетрудоспособным членам семьи военного полагается пенсия по потере кормильца, в случае его:

  • смерти во время службы или в течение трех месяцев после увольнения из-за травмы или заболевания, полученных во время службы;
  • смерти в период получения пенсии;
  • смерти в течение 5 лет после прекращения пенсионных выплат;
  • смерти в плену, если попал туда не добровольно.
  • безвестного исчезновения во время военных действий.

На ежемесячные выплаты по потере кормильца-военного могут претендовать:

  • дети до 18 лет, а если учатся по очной форме, то до 23 лет;
  • родители или супруга, если после смерти кормильца они утратили источник доходов, достигли пенсионного возраста или имеют инвалидность;
  • родители или супруги, если они не работают и ухаживают за детьми, братьями, сестрами, внуками кормильца, пока последним не исполнится 14 лет;
  • бабушка или дедушка, если нет других лиц, которые должны содержать их по закону.

Вдовы военных, погибших при определенных условиях, могут претендовать сразу на две пенсии: по потере кормильца и любую другую (по старости, по инвалидности).

Такое право предоставляется женщинам, не вступившим в новый брак:

  • После заключения нового брачного союза право на получение пенсии по потере кормильца сохранится, а вот на вторую пенсию — аннулируется

Вторая пенсия для военного пенсионера

Страховая пенсия по старости может стать второй пенсией для отставника.

Такое право для него наступит, если он, выйдя на заслуженный отдых, устроится на работу на «гражданке». При этом трудоустройство должно быть официальным. Если работодатель не будет отчислять пенсионные взносы, право на страховую пенсию не возникнет.

Чтобы одновременно получать военную и страховую пенсию, необходимо выполнить следующие требования:

  • достижение пенсионного возраста;
  • наличие определенного гражданского стажа (в него не входят периоды службы в армии или работы, которые учтены при расчете военной пенсии);
  • наличие необходимого количества пенсионных баллов.

В связи с принятой пенсионной реформой требования к этим показателям будут возрастать ежегодно:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: