Какие органы рф участвуют в регулировании бухгалтерского учета в кредитных организациях

Обновлено: 24.04.2024

от 16 июля 2012 года N 385-П

(с изменениями на 8 июля 2016 года)
(редакция, дейстсвующая с 1 января 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 апреля 2017 года на основании
положения Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 4 сентября 2013 года N 3053-У (Вестник Банка России, N 57, 23.10.2013) (вступило в силу с 1 января 2014 года);

указанием Банка России от 6 ноября 2013 года N 3107-У (Вестник Банка России, N 74, 19.12.2013) (вступило в силу с 1 января 2014 года);

указанием Банка России от 22 декабря 2014 года N 3503-У (Вестник Банка России, N 13, 17.02.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);

указанием Банка России от 15 марта 2015 года N 3597-У (Вестник Банка России, N 36, 22.04.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);

указанием Банка России от 15 апреля 2015 года N 3623-У (Вестник Банка России, N 45, 26.05.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);

указанием Банка России от 10 ноября 2015 года N 3846-У (Вестник Банка России, N 112, 09.12.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);

указанием Банка России от 30 ноября 2015 года N 3863-У (Вестник Банка России, N 119, 25.12.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2003, N 2, ст.157; N 52, ст.5032; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 25, ст.2426; N 30, ст.3101; 2006, N 19, ст.2061; N 25, ст.2648; 2007, N 1, ст.9, ст.10; N 10, ст.1151; N 18, ст.2117; 2008, N 42, ст.4696, ст.4699; N 44, ст.4982; N 52, ст.6229, ст.6231; 2009, N 1, ст.25; N 29, ст.3629; N 48, ст.5731; 2010, N 45, ст.5756; 2011, N 7, ст.907; N 27, ст.3873; N 43, ст.5973; N 48, ст.6728; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7591, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 14, ст.1649; N 19, ст.2329; N 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6336; N 51, ст.6695, ст.6699; N 52, ст.6975; 2014, N 19, ст.2311, ст.2317; N 27, ст.3634) (далее - Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ) и решением Совета директоров (протокол заседания Совета директоров от 13 июля 2012 года N 13) устанавливаются правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 31 августа 2014 года указанием Банка России от 17 июля 2014 года N 3326-У. - См. предыдущую редакцию)

1. Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с правилами, приведенными в Приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2013 года.

3. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившими силу:

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

1.1. Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях

Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:

  • формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
  • выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
  • ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
  • обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
  • обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.

1.2. Учетная политика в кредитных организациях

Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основанную на Положении № 579-П и иных нормативных документов Банка России. Формируют учетную политику непосредственно главный бухгалтер кредитной организации и его заместители. Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат следующие элементы учетной политики:

  • рабочий План счетов бухгалтерского кредитной организации, который основан на основании Плана счетов, утвержденного Положением № 579-П. В свой План счетов кредитная организация будет включать только те счета, которые будут использоваться ею в своей деятельности;
  • унифицированные формы всех первичных учетных документов, которые работники кредитной организации будут использовать при осуществлении своей деятельности, кроме типовых форм, установленных нормативными документами Банка России;
  • порядок документооборота, технология обработки всей учетной информации, в том числе передачи информации и всех видов расчетов с обособленными структурными подразделениями кредитной организации – филиалами, дополнительными офисами и т.д.;
  • порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов банковских операций, если это не противоречит действующему законодательству и нормативным документам Банка России;
  • порядок оценки всех видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств кредитной организации;
  • выбранный способ начисления износа (амортизации) объектов основных средств, нематериальных активов, лимиты принятие объектов к учету в составе основных средств и нематериальных активов, порядок списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Порядок изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки, ремонта, строительства и реконструкции;
  • если по отдельным бухгалтерским операциям существуют допустимые законом (федеральным стандартом) разные способы учета, то необходимо выбрать самостоятельно один из них и отразить в учетной политики кредитной организации;
  • порядок организации и осуществления внутрибанковского контроля;
  • порядок проведения внутреннего аудита в кредитной организации;
  • все другие мероприятия, которые необходимы для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.

При формировании учетной политики кредитной организации, должно предполагаться, что:

  • активы и обязательства кредитной организации существуют и учитываются обособленно от каких-либо иных активов и обязательств, а именно собственников кредитной организации, либо других организаций;
  • кредитная организация будет осуществлять свою деятельность непрерывно в будущем, с учетом выполнения всех своих долгосрочных обязательств;
  • ранее принятая учетная политика должна осуществляться последовательно, обеспечивая сопоставимость одного учетного периода с другим. Серьезные изменения в учетной политике могут быть обусловлены только изменением законодательства РФ;
  • факты совершения банковских операций, а также любого движения имущества и обязательств кредитной организации, должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

В виде схемы учетную политику кредитной организации можно представить следующим образом:

026_01.jpg

Учетная политика кредитной организации должна обеспечивать:

  • полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете и отчетности всех совершаемых кредитной организацией банковских операций, а также всего движения ее имущества и всех обязательств;
  • приоритет содержания над формой, то есть операции и факты хозяйственной деятельности кредитной организации отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с их экономической сущностью, а не юридической формой;
  • данные (остатки) по счетам аналитического учета, должны соответствовать данным (остаткам) по счетам синтетического учета;
  • требование рациональности к ведению бухгалтерского учета, то есть обеспечить минимум затрат на обеспечение учетного процесса, исходя из величины и объема совершаемых кредитной организацией операций.

Сформированная и утвержденная руководителем учетная политика кредитной организации подлежит оформлению ее распорядительными документами – распоряжениями, приказами и стандартами. Основные положения учетной политики, а также порядок учета отдельных операций, доводятся до бухгалтерских и иных работников кредитной организации, а также подлежат отражению в их должностных инструкциях. Принятая учетная политики начинает действовать в кредитной организации, а также во всех ее обособленных подразделениях (филиалах, дополнительных офисах) с 1 января календарного года. Кредитная организация обязана раскрывать основные положения учетной политики, а также применяемые способы бухгалтерского учета, которые позволяют достоверно оценить ее финансовое положение заинтересованными пользователями.

1.3. Общие требования к организации работы бухгалтерской службы кредитной организации

Федеральный закон РФ № 402 от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность руководителя кредитной организации за организацию бухгалтерского учета в ней, а также за соответствие финансовых операций действующему законодательству РФ. Главный бухгалтер кредитной организации несет ответственность:

  • за полное ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ;
  • за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ.

Главный бухгалтер обязан обеспечить полное и качественное соответствие всех совершаемых банковских операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также контроль за имуществом банка и выполнением всех договорных обязательств кредитной организации.

Все бухгалтерские работники кредитной организации, в части своих должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подчиняются главному бухгалтеру. В категорию бухгалтерских работников также входят все работники, которые заняты приемом, оформлением и контролем кассовых и расчетных документов, а также те работники, которые непосредственно отражают банковские и иные операции по счетам бухгалтерского учета. В кредитной организации создается бухгалтерский департамент (управление), который подразделяется на специализированные отделы, а также объединения бухгалтерских работников в специализированные операционные бригады. Помимо этого, бухгалтерским работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которые имею право – единолично оформлять и подписывать документы по набору операций, которые они имеют право совершать. Такие права не могут предоставляться по тем банковским операциям, которые подлежат дополнительному контролю. Распределение счетов между бухгалтерскими работниками осуществляет главный бухгалтер, либо его заместители. Также главный бухгалтер разрабатывает Положения об отделах, которые входят в состав учетно-операционного аппарата кредитной организации.

Кредитная организация обязана устанавливать продолжительность операционного дня – в течение которого все совершенные за день банковские операции будут отражены в бухгалтерском учете кредитной организации, а также время составления баланса по балансовым и внебалансовым счетам. Также устанавливается рабочее время операционных работников, что бы они могли успеть отразить в бухгалтерском учете все совершенные за операционное время банковские операции.

Бухгалтерский учет всех банковских операций кредитной организации, а также всех видов имущества и обязательств ведется в рублях. Средства, обязательства и имущество, выраженные в иностранной валюте, также учитываются в рублевом эквиваленте по действующему курсу ЦБ РФ на определенную дату. Имущество других юридических лиц, которое по каким-то причинам находится в кредитной организации, учитывается обособленно.

Бухгалтерский учет и отчетность ведется кредитной организацией непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица и до момента ее ликвидации.

Бухгалтерский учет ведется на счета бухгалтерского учета в соответствии рабочим Планом счетов кредитной организации, методом двойной записи на взаимосвязанных счетах. Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Все совершаемые кредитной организацией финансовые и хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Затраты капитального характера должны учитываться отдельно.

Имеет смысл представить, как выглядит схема бухгалтерского учета в кредитной организации при двойной записи на активном и пассивном счете. Двойная запись – отражение одной и той же операции на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Схема учета средств на активном счете

Сальдо начальное (СН) –

Означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на начало отчетного периода

Оборот по дебету (ОД) –

Поступление (зачисление) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на счет за операционный период

Оборот по кредиту (ОК) – Списание (выбытие) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) со счета за операционный период

Сальдо конечное (СК) –

означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на конец отчетного периода

Сальдо начальное (СН) –

Означает размер задолженности (обязательств) на начало отчетного периода

Оборот по дебету (ОД) –

Списание суммы задолженности (обязательств) за операционный период

Оборот по кредиту (ОК) –

Сумма увеличения задолженности (обязательств) за операционный период

Сальдо конечное (СК) –

Означает размер задолженности (обязательств) на конец отчетного периода

Благодаря точному соблюдению в кредитной организации Правил бухгалтерского учета должно обеспечиваться:

  • четкое и быстрое обслуживание клиентов кредитной организации;
  • своевременное и точное отражение всех совершаемых кредитной организацией операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • сокращение затрат труда и повышение производительности труда на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • предупреждение возникновения рисков недостач, хищений, неправомерного использования денежных средств и других видов финансовых рисков;
  • надлежащие оформление всей используемой в кредитной организации документации.

В самом общем виде можно рассмотреть, в виде нижеследующей схемы, основные требования к ведению бухгалтерского учета, которые предъявляются со стороны собственников (акционеров) и менеджмента кредитной организации, а также регулирующих и контролирующих органов в лице ЦБ РФ и Федеральной налоговой службы:

1.4 Требования к ведению бухгалтерского учета

026_02.jpg

Также в виде следующей схемы можно представить организацию бухгалтерского учета в кредитной организации:

Аналитический учет – это детальный и подробный учет конкретных банковских, финансовых и хозяйственных операций, осуществляемый в соответствующих документах (регистрах) аналитического учета. Основными задачами аналитического учета являются – оперативно, полностью и подробно отразить все совершаемые операции на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с Правила бухгалтерского учета к документам (регистрам) аналитического учета относятся:

1) Лицевые счета. Является основным учетным регистром аналитического учета. В бухгалтерском учете каждому клиенту кредитной организации, а также каждому виду ценностей, имущества и обязательств на балансовом счете II-го порядка открывается отдельный лицевой счет.

Пример. Счет 42303 «Депозиты физических лиц сроком от 31 до 90 дней» является пассивным синтетическим счетом II-го порядка, предназначенным для учета денежных средств клиентов банка – вкладчиков. В Плане счетов такой счет один, и остаток по нему в итоговый баланс будет включаться общий. Остаток по этому счету означает сумму всех остатков на аналитических счетах вкладчиков банка, открытых на счете 42303.

Вопрос: «Сколько счетов аналитического учета для учета вкладов клиентов банк может открыть на одном балансовом счете II-го порядка 42303?».

Ответ: «На одном балансовом счете II-го порядка 42303 банк может открыть столько счетов аналитического учета – сколько придет вкладчиков в банк доверить ему свои деньги на депозитный счет. На каждого вкладчика будет оформляться отдельный лицевой счет с присвоением ему уникального номера, состоящего из 20 знаков».

Пример 1. С физическим лицом отделением Сбербанка России 7004 заключен договор вклада в сумме 50 000 рублей, срок вклада – 60 дней, ставка 6% годовых.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В этом случае работник банка открывает вкладчику отдельный лицевой счет на балансовом счете 42303 «Депозиты физических лиц на срок от 31 до 90 дней», который подходит соответственно по сроку к заключенному договору вклада. В соответствии с действующими Правилами нумерации лицевых счетов, номер счета аналитического учета по вкладу, будет выглядеть следующим образом:

423 03 810 К 7004 0000648, где цифры и буква будут обозначать следующее:

423 – балансовый счет I-го порядка;

42303 – балансовый счет II-го порядка;

810 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – рубля;

К – защитный ключ;

7004 – номер отделения банка, в котором открывается счет по учету вклада;

0000648 – порядковый номер вкладчика в книге регистрации открытых вкладов, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 2. С юридическим лицом – негосударственной финансовой организацией, отделением Сбербанка 7003 заключен договор на открытие и обслуживание депозитного счета в иностранной валюте (евро) в сумме 20 000 евро, сроком 300 дней, по ставке 2,5% годовых.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В данном случае, работник банка открывает клиенту – юридическому лицу, отдельный лицевой счет на балансовом счете II-го порядка 43705 «Привлеченные средства негосударственных финансовых организаций на срок от 181 дня до 1 года», который подходит соответственно по сроку к заключенному договору депозита. В соответствии с действующими Правилами нумерации лицевых счетов, номер счета аналитического учета по вкладу будет выглядеть следующим образом:

437 05 978 К 7003 0000112, где цифры и буква будут обозначать следующее:

437 – балансовый счет I-го порядка;

43705 – балансовый счет II-го порядка;

978 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – евро;

К – защитный ключ;

7003 – номер отделения банка, в котором открывается счет по учету данного депозита;

0000112 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых депозитных, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 3. С коммерческой организацией, находящейся в федеральной собственности, отделением Сбербанка 7028 заключен договор ведения и обслуживания транзитного счета для учета экспортной валютной выручки в долларах США.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В этом случае, банком будет применяться балансовый счет II-го порядка 40502 «Счета коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности», на котором будет открываться отдельный лицевой счет данному клиенту. Номер лицевого счета аналитического учета будет выглядеть следующим образом:

40502 840 К 7028 0000 208, где цифры и буква будут обозначать следующее:

405 – балансовый счет I-го порядка;

40502 – балансовый счет II-го порядка;

840 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – доллар США;

К – защитный ключ;

7028 – номер отделения банка в котором открывается транзитный валютный счет;

0000112 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых валютных счетов, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 4. Открыт лицевой счет в отделении Сбербанка России № 7028 по учету полученных доходов в виде процентов по кредиту, ранее предоставленному клиенту – коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В таком случае банк применяет счет 70601 «Доходы», на котором будут учитываться поступления в виде процентов по предоставленным кредитам. Отдельный лицевой счет аналитического учета тогда будет выглядеть следующим образом:

70601 810 К 7028 11106 37, где цифры и буква будут обозначать следующее:

706 – балансовый счет I порядка;

70601 – балансовый счет II порядка;

810 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – рубль;

К – защитный ключ;

7028 – номер отделения банка, в котором открывается данный лицевой счет;

11106 – символ отчета о финансовых результатах;

37 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых лицевых счетов по учету, которая ведется в коммерческом банке.

О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

3. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации

1. Бухгалтерское законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним положения по бухгалтерскому учёту и стандартов финансовой отчётности.

2. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчётности, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются нормативными правовыми актами бухгалтерского законодательства. Положением по бухгалтерскому учету устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета. Стандартами финансовой отчётности устанавливается порядок формирования и представления финансовой отчётности. В случае возникновения противоречий между положением по бухгалтерскому учету и стандартами финансовой отчетности применяются стандарты финансовой отчетности. Положение по бухгалтерскому учёту и стандарты финансовой отчетности изменяются и отменяются, соответственно, положениями о внесении изменений в положение по бухгалтерскому учёту или отмене положения по бухгалтерскому учёту и положениями о внесении изменений в стандарты финансовой отчётности и (или) отмене стандартов финансовой отчётности.

3. Нормы, затрагивающие вопросы ведения бухгалтерского учета, формирования и представления финансовой отчетности, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов, нормативные правовые акты бухгалтерского законодательства имеют приоритет по вопросам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

4. Бухгалтерское законодательство имеет свой понятийный аппарат. Акты бухгалтерского законодательства могут давать определения институтов, понятий и терминов, отличающиеся от их определений в других областях законодательства.

5. Официальные разъяснения, указанные в подпункте г) пункта 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, применяются для разъяснения требований стандартов финансовой отчётности и не являются актами бухгалтерского законодательства. Официальные разъяснения не могут противоречить требованиям актов бухгалтерского законодательства.

Статья 3. Применение актов бухгалтерского законодательства российскими организациями

1. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с положением по бухгалтерскому учёту.

2. Организации, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязаны составлять и представлять финансовую отчётность в соответствии со стандартами финансовой отчётности.

3. Организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства", за исключением общественно значимых организаций, определённых в пункте 4 настоящей статьи, могут не составлять финансовую отчетность при согласии всех акционеров (участников) организации.

4. В целях настоящего Федерального закона к общественно значимым организациям относятся:

1) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) открытые акционерные общества;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) страховые организации;

5) кредитные организации;

6) пенсионные фонды;

Глава 2. Система регулирования бухгалтерского учета
и финансовой отчетности в Российской Федерации

Статья 4. Органы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации и их компетенция

1. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом по реализации государственных полномочий в сфере регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - уполномоченный государственный орган) и негосударственным органом регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - негосударственный орган регулирования).

2. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

а) определение уполномоченного государственного органа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

б) определение негосударственного органа регулирования в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

в) разрешение неурегулированных разногласий между уполномоченным государственным органом и негосударственным органом регулирования.

3. К компетенции Центрального Банка Российской Федерации относится установка особых правил применения бухгалтерского законодательства кредитными организациями, обусловленных спецификой деятельности кредитных организаций.

4. К компетенции уполномоченного государственного органа относятся:

а) одобрение положения по бухгалтерскому учету;

б) одобрение стандартов финансовой отчетности;

в) одобрение положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету и об их отмене.

5. К компетенции негосударственного органа регулирования относятся :

а) разработка положения по бухгалтерскому учету и его представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

б) разработка стандартов финансовой отчетности и их представление уполномоченному государственному органу для одобрения;

в) разработка положений о внесении изменений в стандарты финансовой отчетности и положение по бухгалтерскому учету или об их отмене;

г) выпуск официальных разъяснений по применению стандартов финансовой отчётности.

6. Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный государственный орган исходя из его функций. Уполномоченный государственный орган не может совмещать функцию регулирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности с функциями в сфере налогообложения.

7. Правительство Российской Федерации определяет негосударственный орган регулирования в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Негосударственный орган регулирования

1. Негосударственным органом регулирования определяется организация, созданная по законодательству Российской Федерации в форме фонда.

2. Фонд в течение не менее двенадцати месяцев до признания его негосударственным органом регулирования должен с привлечением общественности осуществлять деятельность по выработке экспертных мнений и подготовке проектов нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. После признания его негосударственным органом регулирования, фонд помимо деятельности, предусмотренной пунктом 5 статьи 4 настоящего закона, вправе осуществлять деятельность, не направленную на извлечение прибыли. Фонд может осуществлять деятельность, приносящую прибыль, только если такая деятельность является образовательной и (или) научной деятельностью, и при условии, что она не ограничивает независимость фонда при осуществлении регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Безвозмездные поступления и пожертвования, получаемые негосударственным органом регулирования в течение календарного года от одной организации или физического лица, не должны превышать 25% от их общей суммы.

5. Попечительский совет фонда, признанного негосударственным органом регулирования, формирует совет по стандартам финансовой отчётности (далее - Совет) из 15 членов, который является коллегиальным органом, обладающим исключительной компетенцией по вопросам, указанным в пункте 5 статьи 4 настоящего закона.

6. В Совете должны быть представлены лица, имеющие подтвержденный опыт использования, составления, или аудита финансовой отчетности, либо научной и преподавательской деятельности в областях, связанных с бухгалтерским учетом или финансовой отчетностью.

7. Совет формируется на конкурсной основе при наличии не менее двух кандидатур на каждое вакантное место. Член Совета избирается на срок не более пяти лет и не может быть избран более двух сроков подряд.

8. Решения по утверждению проектов нормативно-правовых актов для представления уполномоченному государственному органу принимаются квалифицированным большинством голосов членов Совета. По требованию членов Совета, голосовавших против утверждения проекта, их особое мнение должно прилагаться к проекту и представляться уполномоченному органу.

9. Негосударственный орган регулирования должен обеспечивать открытость обсуждения и утверждения проектов нормативно-правовых актов для заинтересованных лиц.

10. В случае если высший коллегиальный орган управления фонда, признанного негосударственным органом регулирования, примет решение о добровольном сложении с фонда полномочий негосударственного органа регулирования, он должен уведомить об этом Правительство Российской Федерации не менее чем за 12 месяцев до даты добровольного сложения полномочий.

11. В случае нарушения требований настоящего закона, негосударственный орган регулирования может быть лишен полномочий судом по иску Правительства Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разработки и одобрения нормативных правовых актов в области регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Негосударственный орган регулирования разрабатывает стандарты финансовой отчётности исходя из лучшей международной практики стандартов финансовой отчетности в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей финансовой отчетности.

2. Порядок разработки и проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются негосударственным органом регулирования самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения публичности и достижения их однозначного понимания заинтересованными сторонами.

3. Уполномоченный государственный орган осуществляет одобрение представленных негосударственным органом регулирования документов, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - документы), в течение одного месяца с момента их представления негосударственным органом регулирования.

4. Одобрение части документа, представленного негосударственным органом регулирования, не допускается.

5. Документ считается одобренным, подлежит опубликованию и обязательному применению на территории Российской Федерации, если в течение срока, установленного в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченным государственным органом не вынесено мотивированное решение о его отклонении.

6. При принятии уполномоченным государственным органом мотивированного решения об отклонении документа негосударственным органом регулирования в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению препятствий для его одобрения.

7. В случае повторного отклонения вновь представленного на одобрение документа решением уполномоченного государственного органа в течение десяти рабочих дней создается согласительная комиссия из равного количества представителей уполномоченного государственного органа и негосударственного органа регулирования.

8. В случае не одобрения документа в течение месяца после создания указанной в пункте 7 настоящей статьи комиссии вопрос передается уполномоченным государственным органом на рассмотрение Правительства Российской Федерации, которое в течение одного месяца создает согласительную комиссию для выработки окончательного решения, подлежащего одобрению Правительством Российской Федерации. Согласительная комиссия должна принять решение в течение одного месяца.

Глава 3. Финансовая отчетность

Статья 7. Финансовая отчетность и ее основная задача.

1. Финансовая отчетность - набор систематизированной, структурированной и взаимосвязанной информации, адресованной широкому кругу компетентных пользователей, необходимый для оценки финансового положения организации на отчетную дату, результатов финансово-хозяйственной деятельности и изменения в финансовом положении организации за отчетной период и составляемый в соответствии со стандартами финансовой отчетности, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Финансовая отчетность является открытой для заинтересованных пользователей и не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа или коммерческой тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Основной задачей финансовой отчетности является удовлетворение информационных потребностей инвесторов, акционеров, кредиторов, контрагентов, работников организации, государственных органов и общественности, с целью принятия ими независимых экономических решений.

3. Финансовая отчётность формируется организацией на основе данных бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления и обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с правилами, установленными бухгалтерским законодательством Российской Федерации, с целью составления финансовой отчетности. Данные бухгалтерского учёта могут использоваться для иных целей, не связанных с подготовкой финансовой отчётности, в той степени, в которой такое использование не влияет на формирование финансовой отчётности.

Статья 8. Общие требования к финансовой отчетности

1. Финансовая отчетность должна достоверно отражать финансовое положение организации на отчетную дату, результаты финансово-хозяйственной деятельности и изменение финансового положения за отчетный период, иную информацию о деятельности организации, подлежащую раскрытию в соответствии с бухгалтерским законодательством Российской Федерации.

2. Финансовая отчетность подписывается единоличным исполнительным органом организации или председателем коллегиального исполнительного органа организации.

3. Необходимость составления и публикации промежуточной финансовой отчетности определяется организацией самостоятельно.

Статья 9. Представление и публикация финансовой отчетности

1. Финансовая отчетность организации на бумажных и (или) электронных носителях должна храниться по месту нахождения ее исполнительного органа.

2. Годовая финансовая отчетность организации в течение трех месяцев после отчетной даты представляется органу государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям. По решению органа государственной статистики, организация должна представлять финансовую отчетность на бумажных носителях и/или в электронном виде. Органы исполнительной власти, за исключением государственной статистики и правоохранительных органов, не вправе требовать от организации прямого представления финансовой отчётности.

3. Финансовая отчетность общественно значимых организаций, определенных в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, и некоммерческих организаций, привлекающих общественные средства, подлежит обязательной публикации не позднее даты, определенной в пункте 2 настоящей статьи. Публикация производится в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет. Выбранный организацией способ публикации финансовой отчетности должен обеспечить ее доступность для заинтересованных пользователей с учетом, в частности, тиража, региона распространения и целевой аудитории средства массовой информации. В газете или журнале финансовая отчетность может публиковаться с сокращениями при условии, что организация обеспечивает доступность полного текста финансовой отчетности для пользователей иными разумными способами с учетом обычаев делового оборота, и публикация содержит ссылку на источник получения пользователями полного текста финансовой отчетности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: