Кем утверждается учетная политика кредитной организации

Обновлено: 12.05.2024

Учетная политика представляет собой свод правил, по которым ведется учет юридического лица. Они утверждаются на основе общефедеральных законодательных актов, с учетом специфики конкретной фирмы. Грамотно составленная учетная политика позволяет избежать многих проблем, в частности связанных с возможными претензиями налоговых органов, других контролирующих организаций. Существует несколько разновидностей этого документа.

Факторы выбора

Документом, регламентирующим правила формирования учетной политики (УП), является ПБУ 1/2008. Существует два основных ее вида:

  • УП для целей налогового учета;
  • УП для целей бухгалтерского учета.

На заметку! Юрлица, составляющие отчетность по МФСО, формируют и принимают отдельную учетную политику, касающуюся использования международных стандартов отчетности.

Жестких регламентов формирования законодательство не содержит. Так, если организация считает необходимым, она может принимать единый документ, в котором обособленно будут изложены правила налогового и бухгалтерского учета соответственно. В то же время крупные организации, как правило, принимают отдельные документы, поскольку объем каждого из них может быть значительным.

На начальном этапе работы над документом берется во внимание режим налогообложения и размер фирмы. Это важно, поскольку для малого бизнеса есть возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Исключения составляют адвокатские конторы, юрлица, для которых обязателен аудит, МФО, некоторые виды кооперативов.

Система НО и соответствующие ей положения НК РФ оказывают решающее влияние на учетную политику для целей налогового учета. Организация, имеющая обособленные подразделения, отражает в учетной политике способы и регламент взаимодействия с ними.

Основу учетной политики составляют:

  • рабочий вариант плана счетов;
  • формы первичной документации, учетных регистров, других документов, участвующих в документообороте;
  • порядок инвентаризации;
  • способы оценки активов, обязательств;
  • порядок документооборота и обработки документации;
  • правила контроля движения ресурсов фирмы;
  • другие правила, принятые для эффективного ведения учета.

Любой раздел учетной политики требует тщательной предварительной проработки и изучения соответствующих законодательных норм. Пример: при определении способов оценки основных средств требуется проанализировать ПБУ 6/01; способы и порядок инвентаризации определяют «Методические указания по инвентаризации», утвержденные приказом Минфина №49 от 13/06/95, и т.д.

Для составления учетной политики в целях НУ делается акцент на налогах и роли организации как налогоплательщика; используются принципы, заложенные в ПБУ 1/2008. Статья 11-2 НК РФ определяет налоговую УП как избранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ методов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения; учета других необходимых для целей налогообложения показателей деятельности.

Отмечают важные моменты по каждому налоговому платежу и вносят в документ. Пример: по налогу на прибыль дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления, в соответствии со ст. 271, 272 НК РФ.

Очевидно, что для подготовки указанного документа необходимо хорошее знание законодательства и его текущих изменений, высокий уровень профессионализма.

Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа

При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.

Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:

  • порядок проведения инвентаризации;
  • график документооборота;
  • формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц;
  • список должностных лиц и их права доступа к учетным данным.

Вторая часть указывает на методику учета соответственно:

  • по участкам бухгалтерского учета (например: основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы);
  • в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, другой сотрудник, выполняющий аналогичные функции. Утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.

У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на спецрежиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.

  • изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета;
  • выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных;
  • условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).

В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).

В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.

Чем опасен формальный подход

Разработка и внесение актуальных дополнений, изменений в учетную политику – одно из основных правил беспроблемной работы фирмы, однако соблюдается оно не всегда. Нередко руководители бизнеса отказываются от учетной политики, считая документ «лишним». В других случаях учетную политику принимают формально, руководствуясь только готовыми шаблонами, и долгое время не меняют.

Важно! Неактуальная учетная политика может привести к конфликту с налоговой, штрафам, а то и судебным разбирательствам.

Применение указанной льготы без внесения соответствующих положений в учетную политику по НУ дает право ФНС применить ст. 120 НК РФ о грубом нарушении правил учета доходов и расходов. Наименьший штраф по ней – 10 тыс. рублей.

Документ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Стандарты бухгалтерского учета, утвержденные организацией, указанной в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и обязательные к применению ее дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ею в соответствии с положениями абзаца второго настоящего пункта.

(абзац введен Приказом Минфина России от 07.02.2020 N 18н)

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

1.1. Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях

Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:

  • формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
  • выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
  • ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
  • обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
  • обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.

1.2. Учетная политика в кредитных организациях

Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основанную на Положении № 579-П и иных нормативных документов Банка России. Формируют учетную политику непосредственно главный бухгалтер кредитной организации и его заместители. Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат следующие элементы учетной политики:

  • рабочий План счетов бухгалтерского кредитной организации, который основан на основании Плана счетов, утвержденного Положением № 579-П. В свой План счетов кредитная организация будет включать только те счета, которые будут использоваться ею в своей деятельности;
  • унифицированные формы всех первичных учетных документов, которые работники кредитной организации будут использовать при осуществлении своей деятельности, кроме типовых форм, установленных нормативными документами Банка России;
  • порядок документооборота, технология обработки всей учетной информации, в том числе передачи информации и всех видов расчетов с обособленными структурными подразделениями кредитной организации – филиалами, дополнительными офисами и т.д.;
  • порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов банковских операций, если это не противоречит действующему законодательству и нормативным документам Банка России;
  • порядок оценки всех видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств кредитной организации;
  • выбранный способ начисления износа (амортизации) объектов основных средств, нематериальных активов, лимиты принятие объектов к учету в составе основных средств и нематериальных активов, порядок списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Порядок изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки, ремонта, строительства и реконструкции;
  • если по отдельным бухгалтерским операциям существуют допустимые законом (федеральным стандартом) разные способы учета, то необходимо выбрать самостоятельно один из них и отразить в учетной политики кредитной организации;
  • порядок организации и осуществления внутрибанковского контроля;
  • порядок проведения внутреннего аудита в кредитной организации;
  • все другие мероприятия, которые необходимы для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.

При формировании учетной политики кредитной организации, должно предполагаться, что:

  • активы и обязательства кредитной организации существуют и учитываются обособленно от каких-либо иных активов и обязательств, а именно собственников кредитной организации, либо других организаций;
  • кредитная организация будет осуществлять свою деятельность непрерывно в будущем, с учетом выполнения всех своих долгосрочных обязательств;
  • ранее принятая учетная политика должна осуществляться последовательно, обеспечивая сопоставимость одного учетного периода с другим. Серьезные изменения в учетной политике могут быть обусловлены только изменением законодательства РФ;
  • факты совершения банковских операций, а также любого движения имущества и обязательств кредитной организации, должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

В виде схемы учетную политику кредитной организации можно представить следующим образом:

026_01.jpg

Учетная политика кредитной организации должна обеспечивать:

  • полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете и отчетности всех совершаемых кредитной организацией банковских операций, а также всего движения ее имущества и всех обязательств;
  • приоритет содержания над формой, то есть операции и факты хозяйственной деятельности кредитной организации отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с их экономической сущностью, а не юридической формой;
  • данные (остатки) по счетам аналитического учета, должны соответствовать данным (остаткам) по счетам синтетического учета;
  • требование рациональности к ведению бухгалтерского учета, то есть обеспечить минимум затрат на обеспечение учетного процесса, исходя из величины и объема совершаемых кредитной организацией операций.

Сформированная и утвержденная руководителем учетная политика кредитной организации подлежит оформлению ее распорядительными документами – распоряжениями, приказами и стандартами. Основные положения учетной политики, а также порядок учета отдельных операций, доводятся до бухгалтерских и иных работников кредитной организации, а также подлежат отражению в их должностных инструкциях. Принятая учетная политики начинает действовать в кредитной организации, а также во всех ее обособленных подразделениях (филиалах, дополнительных офисах) с 1 января календарного года. Кредитная организация обязана раскрывать основные положения учетной политики, а также применяемые способы бухгалтерского учета, которые позволяют достоверно оценить ее финансовое положение заинтересованными пользователями.

1.3. Общие требования к организации работы бухгалтерской службы кредитной организации

Федеральный закон РФ № 402 от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность руководителя кредитной организации за организацию бухгалтерского учета в ней, а также за соответствие финансовых операций действующему законодательству РФ. Главный бухгалтер кредитной организации несет ответственность:

  • за полное ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ;
  • за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ.

Главный бухгалтер обязан обеспечить полное и качественное соответствие всех совершаемых банковских операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также контроль за имуществом банка и выполнением всех договорных обязательств кредитной организации.

Все бухгалтерские работники кредитной организации, в части своих должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подчиняются главному бухгалтеру. В категорию бухгалтерских работников также входят все работники, которые заняты приемом, оформлением и контролем кассовых и расчетных документов, а также те работники, которые непосредственно отражают банковские и иные операции по счетам бухгалтерского учета. В кредитной организации создается бухгалтерский департамент (управление), который подразделяется на специализированные отделы, а также объединения бухгалтерских работников в специализированные операционные бригады. Помимо этого, бухгалтерским работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которые имею право – единолично оформлять и подписывать документы по набору операций, которые они имеют право совершать. Такие права не могут предоставляться по тем банковским операциям, которые подлежат дополнительному контролю. Распределение счетов между бухгалтерскими работниками осуществляет главный бухгалтер, либо его заместители. Также главный бухгалтер разрабатывает Положения об отделах, которые входят в состав учетно-операционного аппарата кредитной организации.

Кредитная организация обязана устанавливать продолжительность операционного дня – в течение которого все совершенные за день банковские операции будут отражены в бухгалтерском учете кредитной организации, а также время составления баланса по балансовым и внебалансовым счетам. Также устанавливается рабочее время операционных работников, что бы они могли успеть отразить в бухгалтерском учете все совершенные за операционное время банковские операции.

Бухгалтерский учет всех банковских операций кредитной организации, а также всех видов имущества и обязательств ведется в рублях. Средства, обязательства и имущество, выраженные в иностранной валюте, также учитываются в рублевом эквиваленте по действующему курсу ЦБ РФ на определенную дату. Имущество других юридических лиц, которое по каким-то причинам находится в кредитной организации, учитывается обособленно.

Бухгалтерский учет и отчетность ведется кредитной организацией непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица и до момента ее ликвидации.

Бухгалтерский учет ведется на счета бухгалтерского учета в соответствии рабочим Планом счетов кредитной организации, методом двойной записи на взаимосвязанных счетах. Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Все совершаемые кредитной организацией финансовые и хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Затраты капитального характера должны учитываться отдельно.

Имеет смысл представить, как выглядит схема бухгалтерского учета в кредитной организации при двойной записи на активном и пассивном счете. Двойная запись – отражение одной и той же операции на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Схема учета средств на активном счете

Сальдо начальное (СН) –

Означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на начало отчетного периода

Оборот по дебету (ОД) –

Поступление (зачисление) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на счет за операционный период

Оборот по кредиту (ОК) – Списание (выбытие) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) со счета за операционный период

Сальдо конечное (СК) –

означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на конец отчетного периода

Сальдо начальное (СН) –

Означает размер задолженности (обязательств) на начало отчетного периода

Оборот по дебету (ОД) –

Списание суммы задолженности (обязательств) за операционный период

Оборот по кредиту (ОК) –

Сумма увеличения задолженности (обязательств) за операционный период

Сальдо конечное (СК) –

Означает размер задолженности (обязательств) на конец отчетного периода

Благодаря точному соблюдению в кредитной организации Правил бухгалтерского учета должно обеспечиваться:

  • четкое и быстрое обслуживание клиентов кредитной организации;
  • своевременное и точное отражение всех совершаемых кредитной организацией операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • сокращение затрат труда и повышение производительности труда на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • предупреждение возникновения рисков недостач, хищений, неправомерного использования денежных средств и других видов финансовых рисков;
  • надлежащие оформление всей используемой в кредитной организации документации.

В самом общем виде можно рассмотреть, в виде нижеследующей схемы, основные требования к ведению бухгалтерского учета, которые предъявляются со стороны собственников (акционеров) и менеджмента кредитной организации, а также регулирующих и контролирующих органов в лице ЦБ РФ и Федеральной налоговой службы:

1.4 Требования к ведению бухгалтерского учета

026_02.jpg

Также в виде следующей схемы можно представить организацию бухгалтерского учета в кредитной организации:

Учетная политика влияет на порядок в делах компании и ее финансовое благополучие. Руководитель должен издать приказ и утвердить политику, чтобы она вступила в силу. В статье расскажем, кто и в какие сроки утверждает учетную политику и когда ее стоит пересмотреть.

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — это документ-основа, на котором строится бухгалтерский и налоговый учет компании. Иногда для каждого вида учета делают отдельную УП, но это не обязательно — можно объединить их в один документ. УП должна быть в каждой организации, независимо от:

  • организационно-правовой формы;
  • вида деятельности;
  • системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • других условий.

Учетное законодательство не всегда трактуется однозначно, а по отдельным вопросам дает право выбора. В УП нужно отразить, какого варианта организация будет придерживаться в работе. Например, способы списания МПЗ — по ФИФО, по себестоимости единицы или по средней себестоимости. Обязательные правила учета в УП включать не нужно.

Налоговая часть УП регламентирована ст. 313 НК РФ, бухгалтерская — ПБУ 1/2008. В законах содержится требование об обязательном утверждении УП приказом или распоряжением руководителя организации.

Ведите учет, начисляйте зарплату и отчитывайтесь в Контур.Бухгалтерии. В сервисе уже есть варианты учетной политики для разных налоговых режимов и форм собственности.

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику

УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:

  • рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
  • формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки имущества и обязательств;
  • порядок документооборота;
  • основы контроля за операциями;
  • другие решения для организации бухучета.

Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.

Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было. При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.

Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.


В какие сроки утверждается учетная политика

По общим правилам у каждой организации есть 90 дней или 3 месяца со дня создания, чтобы разработать и утвердить УП. Днем создания считается регистрация организации в ЕГРЮЛ. Это касается вновь созданных и реорганизованных компаний.

Для уже действующих организаций порядок другой. Руководитель должен издать приказ об утверждении новой УП не позднее последнего дня уходящего года, так как правила бухучета применяются со следующего за утверждением года. Поэтому датировать приказ об УП на 2019 год не стоит более поздней датой, чем 29.12.2018.

В маленьких компаниях УП может быть неизменна годами. Ее можно разработать один раз и применять из года в год, хоть до ликвидации. Утверждать новый документ ежегодно не требуется. Но изменения и дополнения в документ вносить нужно.

Когда пора изменить существующий порядок

Утверждение учетной политики

УП стоит регулярно пересматривать. Она должна всегда соответствовать бухгалтерскому и налоговому законодательству и не противоречить потребностям компании. Но делать это произвольно нельзя.

Изменить и дополнить УП нужно в случаях:

  • изменение норм законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет;
  • изменение федеральных и отраслевых стандартов учета;
  • разработка организацией новых методов и способов учета, которые помогают улучшить качество информации;
  • значительные изменения условий работы компании — новые виды деятельности, новая система налогообложения, новые собственники, реорганизация.

При изменении закона новая УП применяется с момента внесения поправок в законодательство, в других случаях — со следующего года.

При изменении УП нужно:

  1. подготовить текст с изменениями и объяснением их причин;
  2. установить дату, с которой они начнут действовать;
  3. провести проверку на соответствие законодательству и отдельным пунктам ранее утвержденной УП;
  4. утвердить изменения новым приказом руководства.

После внесения изменений УП не обязательно утверждать заново. Это можно сделать, если внесено много мелких дополнений, которые усложняют понимание документа или в случае значительного изменения первоначального вида документа.

Учетная политика — основной документ по учету в организации, который нужен не только для демонстрации налоговикам во время проверки. Она помогает организации разработать единые стандарты учета и построить бухгалтерию так, чтобы экономить на налогах. В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики для разных налоговых режимов — наши эксперты придумали все за вас. Первые 14 дней работы с сервисом все желающие получают бесплатно.


Форма приказа об учетной политике помимо общих правил оформления должна учитывать специальные нормы закона. Как может выглядеть такой приказ? Когда и кем он должен быть утвержден? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем образец приказа об утверждении учетной политики на 2022 год, который можно скачать совершенно бесплатно.

Что должен включать приказ об утверждении учетной политики

Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся внутренним требованиям по разработке и утверждению распорядительной документации общего характера.

В бухгалтерском законодательстве и НК РФ о содержании утверждающего УП приказа ничего не сказано, поэтому:

  • структура приказа — стандартная (общепринятая в данной компании) для такого рода документов (заголовок приказа, поясняющая и распорядительная части, подпись руководителя);
  • форма приказа — составляется он в произвольном виде с обязательным указанием номера этого документа, его темы и даты;
  • содержание приказа — в его тексте могут найти отражение важные для компании аспекты (например, с какой даты вводится УП, указание Ф. И. О. и должности ответственного работника, на которого возлагается контроль за исполнением УП).

О видах приказов общего характера читайте в материалах:

При внесении исправлений в учетную политику составьте приказ о внесении изменений. Пример такого приказа можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Если вам необходимо внести изменения в учетную политику, воспользуйтесь рекомендациями от экспертов «КонсультантПлюс». Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Дата приказа об утверждении учетной политики

Утвердить УП — это означает установить обязательность ее применения для конкретного хозяйствующего субъекта начиная с даты утверждающего документа.

Оформляя приказ об утверждении УП, необходимо учитывать следующие правила:

  • вновь образованная компания (составляющая впервые УП) должна успеть разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008) — УП в таком случае считается применяемой со дня госрегистрации;
  • при необходимости внесения изменений в действующую УП приказ о ее утверждении может быть оформлен любой датой текущего года, но вступит в силу такая УП по особым правилам.

Так, измененная УП вступает в силу:

  • с 1 января года, следующего за годом создания соответствующего приказа (абз. 1 п. 9 ПБУ 1/2008) — если изменения затронули применяемые компанией методы учета и произошли они по воле самой компании;
  • с момента вступления в силу измененных норм законодательства по бухучету — если причиной внесения в УП изменений явились изменения бухгалтерских НПА.

Вышесказанное относится к особенностям определения даты приказа об утверждении УП (или ее изменений) в целях бухучета.

С налоговой УП и утверждающим ее приказом дело обстоит несколько иначе: в НК РФ ничего не говорится о датах утверждения УП вновь образованными компаниями. При этом не следует ориентироваться на 90 дней — норму, установленную для УП в целях бухучета.

К примеру, НК РФ для отдельных налогоплательщиков предусматривает требование об уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль — таким образом, уже по истечении месяца работы у вновь образовавшейся фирмы должна быть закрепленная в УП методика расчета этих платежей.

Таким образом, вновь созданным компаниям важно как можно скорее сформировать и утвердить УП — уже в течение первого месяца своего существования.

В отношении даты оформления приказа об утверждении новой редакции налоговой УП (при корректировке методов учета по воле компании или в связи с изменениями налогового законодательства) подход к дате приказа аналогичен вышеописанному для бухгалтерской учетной политики.

Кем утверждается учетная политика предприятия

УП утверждает руководитель организации — такое условие установлено законодательством:

Роль главбуха не менее важная — в его обязанности (помимо прочих) входит процесс формирования УП.

Однако ситуация, когда главбуху потребуется поставить свою подпись под приказом об утверждении УП, возможна, если совпали два обстоятельства:

  • УП необходимо утвердить и ввести в действие в компании на законных основаниях;
  • руководитель отсутствует, предоставив право подписи распорядительной документации главбуху.

О том, как уполномочить главного бухгалтера на подписание документов за руководителя, читайте в материалах:

Помимо главбуха приказ об утверждении УП вправе подписать любое уполномоченное лицо, если такую обязанность на него возложил руководитель в отдельном приказе или доверенности.

Как сформировать учетную политику, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

Образец приказа об утверждении учетной политики на 2022 год

Рассмотрим на примере, как составить приказ об утверждении учетной политики (образец).

ООО «Техномаш» получило свидетельство о госрегистрации 02.03.2021. Деятельность начата с этой же даты. По критериям ООО «Техномаш» относится к малому бизнесу и планирует применение общей системы налогообложения.

До начала формирования своей УП руководством ООО «Техномаш» были приняты следующие организационные решения:

  • бухучет вести в полном объеме (упрощенные методы учета, возможные для малого бизнеса, не применять);
  • сформировать две отдельные полноценные УП — в целях бухучета и в целях налогообложения;
  • разработка УП проводится под контролем и при непосредственном участии главбуха в соответствии с графиком, в котором указаны сроки и ответственные за отдельные разделы УП исполнители;
  • согласование проекта УП произвести со всеми службами и подразделениями — их предложения и рекомендации рассмотреть не позднее 11.03.2021;
  • согласованный проект УП представить на рассмотрение специально созданной комиссии в срок до 16.03.2021 с последующим утверждением руководителем.

После того как УП была разработана, согласована и получила одобрение специально созданной в компании комиссии, был сформирован следующий приказ об утверждении учетной политики:

В рассмотренном примере утверждаются две УП — для целей бухучета и для целей налогообложения. Такой вариант не является единственным: компания вправе оформить одну УП, предусмотрев бухгалтерские и налоговые учетные аспекты в разных главах УП, объединив их единым организационно-техническим разделом. Или предусмотреть иную структуру УП.

В таком случае в приказе об утверждении УП отдельно такие разделы не упоминаются, а утверждается единая УП.

О том, в отношении каких еще видов учета может формироваться учетная политика, читайте в статьях:

Итоги

Приказ об утверждении учетной политики составляется по форме, принятой в компании, и содержит важные для нее аспекты — дату, с которой обязательно применение учетной политики, ответственных за ее исполнение и контроль лиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: