Кредитная система обучения плюсы и минусы

Обновлено: 28.03.2024

С 2003-2004 учебного года во многих вузах Казахстана в качестве эксперимента была введена кредитная система обучения.

Внедрение кредитной системы обучения было вызвано интеграцией национальной системы образования страны в мировое образовательное пространство.

На сегодняшний день в нашей стране кредитная система развита не полностью. У нас хоть и ввели ее, но она не такая, как в Европе, так как в «нашей кредитной системе» еще присутствует элементы советской системы знании.

Название «кредитная» происходит от латинского слова «кредит» (credit - доверие), обозначающее в данном случае унифицируемую единицу объема учебной работы обучающегося студента.

Кредитная система – революция в системе высшего профессионального образования, которая призвана повышать уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации. Один учебный год составляет 34 недели, из которых 30 – теоретического обучения, 4 – рубежный итоговый контроль. Учебный год делится на 2 семестра. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

Каждый ВУЗ устанавливает свой определенный проходной балл при переводе с курса на курс. Если обучающийся не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренных рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение курсов на платной основе.

Кредитная система так же, как образовательная программа, имеет ряд плюсов и минусов. К преимуществам данной технологии обучения можно отнести то, что студентам предоставляется право выбора как дисциплины, так и преподавателя. Каждый студент формирует свой индивидуальный план, работает над своей итоговой оценкой в течение всего семестра, выполняя самостоятельное задания, регулярно посещая занятия, проходя аттестацию, активно участвует на практических занятиях, соответственно, экзаменационная оценка не является итоговой, она лишь часть рейтингового контроля. Их знания оцениваются в баллах, которое повышает качество знаний и образования. К отрицательным сторонам данной системы обучения можно отнести то, что обучающие находятся в здании университета почти целый день: до обеда они выполняют самостоятельную работу, а после обеда посещают аудиторские занятия. Это потому, что занятия проходят углубленно. Также отрицательной стороной кредитной системы является наличие так называемых «окон» в расписании. Ведь не вся группа выбирает одну и ту же дисциплину и тем более одного преподавателя и по этой причине возникают сложности в составлении расписании, чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе высшего образования, необходимо улучшить материально-техническую базу. На сегодняшний день не каждый ВУЗ может себе позволить дополнительное оснащение, кафедр, оборудованием и компьютерными классами.

Эта система вызывает конкуренцию среди преподавателей и студентов. Также способствует повышению успеваемости и улучшению качества их знаний. Еще одной отрицательной стороной является «куча» документов, бумажных дел, много путаницы, что отягощает учебный процесс.

При кредитной системе учащийся выступает активной стороной, который проявляет свою инициативность и самостоятельность, тем самым приобретая опыт самообразования.

Обучение в большинстве европейских вузов, которое все больше привлекает студентов из России и стран СНГ, ведется в соответствии с Болонской системой. Что это такое и почему это перспективно – быть студентом вуза в стране, подписавшей Болонскую декларацию? Рассказывает автор блога GoStudy Александра Баранова.

Болонская система обеспечивает студентам удобные условия для получения опыта в других европейских вузах / Фото из архива Карлова университета в Праге

Болонская система обеспечивает студентам удобные условия для получения опыта в других европейских вузах / Фото из архива Карлова университета в Праге

Болонская система образования – концепция, принятая в едином учебном пространстве для ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году.

По данным 2020 года Болонский процесс объединяет студентов из 48 стран и открыт для присоединения новых членов. Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, Украина – двумя годами позже. Казахстан и Беларусь присоединились к договору в 2010 и 2015 гг., соответственно.

Единое учебное пространство создается, исходя из шести базовых положений Болонской декларации.

    Принять систему научных степеней, которые будут сопоставимы между учебными заведениями, а также ввести приложение к диплому, где будут перечислены все курсы, которые прослушал выпускник за время учебы. Молодому специалисту будет проще найти работу после окончания вуза.

Болонская система одновременно стандартизирует обучение в вузах разных стран и индивидуализирует учебную программу каждого студента

Болонская система одновременно стандартизирует обучение в вузах разных стран и индивидуализирует учебную программу каждого студента

Подведем итог.

В чем заключаются плюсы Болонской системы?

  • Высшее образование становится более доступным. Студент может родиться в российской глубинке и уехать учиться в Австралию.
  • Студент может переходить из одного вуза в другой, менять страну обучения, проходить стажировки – и при этом не потеряет ни баллы, ни время. Естественно речь идет лишь о странах, которые присоединились к Болонскому процессу.
  • Студент может изучать те предметы, которые ему действительно интересны. Таким образом, он не потеряет интерес к выбранной специальности, а наоборот, укрепит его.
  • В процессе учебы человек сам может установить себе «планку».

Допустим, нашему Косте нужно набрать 150 баллов-кредитов для допуска к ГОСам и защите диплома. Но Костя – парень способный и блестяще владеет навыками тайм-менеджмента. За три года обучения на бакалавриате он умудрился заработать не 150, а 200 баллов. Перечень прослушанных дисциплин будет указан в приложении к диплому. Как думаете, кому отдадут предпочтение при устройстве на работу при прочих равных условиях: Косте с его двумя сотнями баллов или Мише, набравшему минимальное требуемое количество баллов?

(Этот принцип пока не действует в ряде стран, позже присоединившихся к Болонской системе образования).

  • В ходе учебы делается акцент на получение профессиональных практических навыков.

Нашему студенту Косте не придется слушать занудные теоретические рассуждения на лекциях, которые не имеют ничего общего с реальностью. Полученные в вузе знания он сможет сразу применять на практике.

Костя четко понимает, что, сколько и в какие сроки ему нужно сделать и сдать, чтобы получить заветный диплом.

Разумеется, есть и минусы у данного подхода к образованию.

Сдал шесть-восемь предметов – перешел на следующий курс. Главное, чтобы был «зачет» на семинаре или хотя бы «тройка» на экзамене. Примерно так работает образовательная система в большинстве вузов на территории России и СНГ.

В Европе оценки тоже не играют ключевой роли, если студент не стремится получать стипендию. Однако чтобы перейти на следующий курс, мало сдать все необходимые экзамены – нужно ещё набрать требуемое количество баллов – кредитов (credits). Что такое «кредит», в чем преимущества и недостатки этой системы оценок? Рассказывает автор блога GoStudy Александра Баранова.

Университеты Европы работают по Европейской системе перевода и накопления баллов (англ. European Credit Transfer and Accumulation System – ECTS). Кредит – это термин, который используется для оценки знаний студента.

Кредитная система оценивания была введена в рамках Болонской декларации для упрощения коммуникации между вузами разных стран, повышения мобильности студентов и унификации системы высшего образования. Подробнее об этом читайте здесь.

Разберем на примере, что такое – «академический кредит».

Студентка Юля поступила на факультет социальных наук Карлова университета на специальность «Журналистика» .

Согласно официальной информации на сайте университета, за три года обучения Юле нужно набрать 180 кредитов, чтобы её допустили к сдаче государственных экзаменов и защите дипломной работы.

Изучаемые предметы делятся на три категории:

  • обязательные (povinné předměty). Общее количество ECTS-кредитов за эти предметы – 126 (см. ссылку). Их нужно прослушать, причем в определенные семестры. Перенос данных предметов и пересдача экзаменов по ним – наиболее проблематичны.
  • обязательные с возможностью выбора (povinně volitelné předměty). Эти предметы обычно сгруппированы в несколько тематических блоков, и студенту необходимо выбрать несколько предметов из каждого блока. При этом он должен набрать минимальное количество кредитов по каждому блоку и определенное количество кредитов в сумме. Общее количество кредитов за «povinně volitelné předměty» у журналистов составляет 30. При этом, например, минимальное количество кредитов в блоке «Творческие лаборатории: печать и фото» (Tvůrčí dílny – tisk a foto) составляет четыре. Каждый предмет в этом блоке оценивается в два кредита. Это значит, что студенту предстоит прослушать минимум два курса из блока (см. скриншот).

Обязательные предметы с возможностью выбора

Обязательные предметы с возможностью выбора

  • предметы по выбору (volitelné předměty). Будущим журналистам нужно прослушать как минимум один курс за два кредита из этой группы.


В чем плюс европейской кредитной системы?

  • Так как система ECTS действует в вузах всех стран, подписавших Болонскую декларацию, то это существенно повышаетмобильность студентов.

Возвращаемся к нашей студентке-журналистке Юле. Второй семестр второго курса Юля решает провести в Барселоне, так как ей всегда нравилась Испания. Она помнит, что для перевода на третий курс ей не хватает еще 20 кредитов, поэтому в испанском университете она выбирает предметы по своей специальности и таким образом, чтобы набрать недостающие баллы. По возвращению домой Юля приносит в деканат факультета подтверждение: она прослушала все курсы и сдала зачеты и экзамены. Баллы – кредиты – засчитываются ей в пражском вузе, и Юля спокойно переходит на третий курс.

  • Кредитная система дает возможность ответственным студентам самим составлять расписание.

Допустим, наша Юля знает, что за первый год обучения ей нужно набрать 60 кредитов. Но при этом на летний семестр ей предложили хорошую подработку по специальности – стажировку на Чешском телевидении – и отказываться от такого никак нельзя. Начиная с февраля, времени на учебу будет оставаться немного, понимает Юля. Поэтому есть смысл поднапрячься: на зимний семестр она записывает себе сразу восемь-десять предметов. За них – она посчитала – получит 45 кредитов. Таким образом, в летнем семестре ей останется заработать всего 15 кредитов. Если считать, что предмет «весит» 5 кредитов, то это три предмета. Такую учебную нагрузку уже можно попробовать совместить с работой.

  • Система ECTS позволяет выбирать предметы, которые действительно интересуют.

Разумеется, придется «пережить» блок обязательных предметов, но в рамках двух других блоков можно найти много интересных дисциплин с практическим уклоном, в том числе, с других факультетов. Журналистка Юля, как мы помним, увлечена Испанией. Поэтому перед тем, как провести семестр в Барселоне, она записывается на курс испанского на философском факультете.

  • Система оценивания ECTS облегчает перевод на другой факультет или в другой вуз.

И снова вспоминаем Юлю. Она проучилась два курса в Праге, побывала в Испании, и вдруг осознала, что ей интересно узкое направление – репортажи с показов мод. Захотелось брать интервью у дизайнеров и модных фотографов. Fashion-колыбель, как известно, Париж. Французский Юля выучила еще в средней школе и владеет им на нужном уровне. «Так может мне стоит сменить вуз и уехать учиться во французскую столицу?» – размышляет она.

Возможно, в Париже ей придется начать все сначала: вступительные экзамены, первый курс и так далее. Однако если Юля выберет вуз и факультет с максимально смежной специальностью, то ей теоретически могут частично засчитать кредиты за курсы, прослушанные в Чехии и Испании. И, возможно, она начнет учебу не с первого, а хотя бы со второго курса.


В чем минусы кредитной системы обучения в Европе?

  • Когда есть возможность выбирать, то легко переоценить свои силы и во время сессии проклинать свою отважность в начале семестра.

При составлении расписания и записи предметов стоит думать не только о том, чтобы набрать побольше кредитов, но и выяснить, что требуется для получения «зачета» по той или иной дисциплине. В случае обязательных предметов выбирать не приходится. Но допустим, вы нашли пару предметов в перечне «povinně volitelné předměty». Оба «весят» два кредита и интересуют вас примерно одинаково. Однако для «зачета» по первой дисциплине нужно сдать два промежуточных теста и один итоговый, написать три эссе и сделать презентацию. «Зачет» по второму предмету обойдется «малой кровью» – один тест и одно эссе. Выбор в этом случае очевиден.

  • Европейская система перевода и накопления кредитов не дает полного представления о знаниях студента.

В приложении к диплому будет указан только перечень прослушанных дисциплин. Насколько успешно студент сдавал промежуточные тесты, выступал с презентациями, работал в команде с сокурсниками над общими проектами и т.д. из этого документа неясно.

  • Возможность выбирать предметы предполагает четкое представление студента о том, «кем он хочет стать, когда вырастет».

Вернемся снова к Юле-журналистке. Она:

  • Понимает, что такое – профессия журналиста и уверена, что она хочет построить карьеру в этой области.
  • Представляет – хотя бы примерно – какими навыками и умениями ей нужно обладать, чтобы стать хорошим журналистом.
  • Знает, что чем больше иностранных языков будет в ее «активе», тем шире открываются перед ней горизонты. Поэтому она едет на семестр в Барселону, а в пражском университете записывается на курс испанского. А позднее, как мы помним, ей пригодится еще и французский.
  • Осознает, что в журналистике ей интересен именно жанр репортажа, и поэтому по возможности выбирает те предметы, которые прямо или косвенно с этим связаны.

И так далее. Но бывает же и так, что студент на момент поступления:

  • Руководствуется преимущественно мнением родителей.
  • Мечтает о конкретной профессии, но не вполне понимает, что именно его ждет на практике.
  • Вообще не уверен, чем он хочет заниматься по жизни. И оказался он в вузе Х просто потому, что подал заявки в несколько европейских школ, но приняли его только сюда.

При подобной расплывчатой картине мира в первом же семестре может наступить разочарование: «Не мое, не хочу, не буду. Куда я вообще попал?» Свобода выбора в виде кредитной системы только усугубит ситуацию.

Резюме: кредитная система ECTS имеет свои плюсы и минусы. То, как это повлияет на жизнь и судьбу студента, зависит от его жизненной позиции, задач и потребностей.

Образовательные кредиты выдаются на оплату учебы в высших, средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации и тренингах. Обычно по программам кредитов на образование предоставляется низкая процентная ставка, но есть тут и свои минусы.

Кредиты на образование не очень популярны в России, хотя во многих западных странах ими пользуется большая часть студентов. Бюджетные места и бесплатная учеба позволяли не думать о том, откуда взять деньги на образование. Тем не менее, российские банки предлагают выгодные программы кредитования, воспользоваться которыми могут граждане Российской Федерации.

Кредит на образование

В общем смысле, эта финансовая услуга представляет собой долгосрочный банковский кредит, который можно потратить только на связанные с образованием расходы. Он выдается школьникам, готовящимся к поступлению, и студентам высших и средних учебных заведений.

Заемщик должен достигнуть возраста 18 лет. Кредит можно оформить и с 14, но только при наличии письменного согласия родителей. Общие условия предоставления:

  • выдается только в рублях;
  • ставка от 12% до 20% годовых;
  • срок до 10-11 лет.

Если заемными средствами будет оплачиваться учеба за рубежом, заемщик должен быть старше 21 года, а процентная ставка будет значительно выше. Кредит чаще всего выдается безналичным путем: деньги сразу перечисляются в учебное заведение. Если оплата производится не сразу за весь срок обучения, а по семестрам, необходимо регулярно доказывать банку факт получения образования.

Сумма кредита равна полной стоимости обучения, указанной в договоре. Она может варьироваться от 10 тысяч на прохождение курсов повышения квалификации до нескольких миллионов (например, для получения степени MBA).

При долгосрочном кредите на большую сумму банки предоставляют отсрочку по погашению на срок обучения. Таким образом, первый платеж нужно будет внести только после окончания образования, а до этого оплачивать только проценты.

Чтобы снизить процентную ставку, можно воспользоваться государственной программой субсидирования.

Плюсы кредитов на образование

Главное преимущество образовательных кредитов – возможность снять непосильную финансовую нагрузку на время учебы и посвятить все время образования. Банк будет сам перечислять необходимую сумму в учебное заведение и можно не волноваться, что будут пропущены сроки.

Банки предоставляют кредиты на образование на выгодных условиях. Среди основных плюсов:

  • процентная ставка ниже в 1,5 раза по сравнению со стандартными;
  • отсутствуют комиссии;
  • большая сумма кредита, которая покроет до 90% стоимости обучения;
  • программы государственного субсидирования, с помощью которых можно увеличить отсрочку и уменьшить ставку;
  • в отличие от большинства кредитных программ, средства выдаются даже несовершеннолетним и без стажа работы;
  • допускается привлечение созаемщиков.

Минусы образовательных кредитов

Таким образом, образовательный кредит – это удобный и доступный способ оплатить учебу в хорошем университете. Но есть у этой программы и свои минусы. В первую очередь потенциальных заемщиков останавливает переплата. Помимо самой стоимости обучения придется выплатить еще и проценты банку.

Кроме того, к минусам образовательного кредита можно отнести:

  • длительный срок принятия решения (15-20 дней);
  • большое количество требуемых документов, которые заемщик должен собрать сам. Это, помимо паспорта, договор на обучение, справки, подтверждающие платежеспособность поручителей, и т.д;
  • тщательное и внимательное рассмотрение заявки, в процессе которого учитывается и выбранный ВУЗ, и перспективность профессии;
  • возможно, потребуются поручители (чаще всего в этой роли выступают родители) и залог (недвижимость, автомобиль, ценные бумаги и т.д);
  • к учебе придется отнестись еще серьезнее – несданная сессия обернется потерей денег и штрафами.

Программы образовательных кредитов в разных банках различаются. Некоторые финансовые организации сотрудничают только с узким кругом ВУЗов, в который обычно входят самые престижные и дорогие учреждения. Определенные сложности может вызвать тот факт, что кредиты выдают по месту прописки.

Имеет оборотную сторону и отсрочка платежа на время обучения. Проценты продолжают начисляться, а основное тело долга не гасится. В результате образуется большая переплата. Брать образовательный кредит стоит только при полной уверенности в выбранной профессии и своих силах.

«Пожить дома я всегда успею. В юности нужно посмотреть мир, получить новый опыт. К тому же европейский диплом – это престижно». С такими мыслями вчерашние школьники делают выбор в пользу обучения в вузах Европы.

О преимуществах и недостатках учебы в Чехии, Франции, Германии и других странах рассказывает автор блога GoStudy Александра Баранова.


Разумеется, диплом – это только ступенька на пути к престижной работе и высокой заработной плате. Однако в современном мире мало обладать красивой «корочкой». Работодатели ценят не столько наличие документа, сколько объем умений и знаний, которые соискатель может сразу применить на практике. В этом состоит ключевая особенность европейской системы образования: она ориентирована не только на получение теоретических знаний, но и на наработку практических навыков.

Плюсы учебы в Европе

Разберем на примере студентки Нины. Ей 18 лет, она с отличием окончила гимназию в Томске, хочет стать кинорежиссером и решила продолжать обучение в Чехии. Цель – Школа кино и телевидения

Нина будет учиться снимать кино в современной студии с использованием хорошей техники, а не устаревшего оборудования. Лекции и практические занятия будут проводить практикующие профессионалы, которые могут подкрепить любую теорию примером из своей работы. У Нины будет доступ к библиотекам и обширным базам кино- и фотоматериалов, которые обычно недоступны.

  • Отличные карьерные перспективы и высокий уровень трудоустройства.

Уже во время учебы у Нины будет возможность познакомиться с профессионалами в мире кино и проявить себя: поучаствовать в проектах, фестивалях, устроиться на бесплатную стажировку. У активных, способных и заинтересованных студентов к концу обучения уже есть предложения о трудоустройстве. Они даже не ищут работу – им ее предлагают.

В европейских вузах действует кредитная система ECTS, позволяющая студенту самостоятельно выбирать те предметы, которые ему наиболее интересны. Нина может снимать документальные короткометражные фильмы или наоборот, художественное арт-кино, сделать выбор в пользу анимации или рекламных роликов.

Обычное дело для европейских студентов – провести один-два семестра в другой стране по программе ERASMUS+. Это позволяет расширить горизонты, познакомиться со специалистами в своей области, возможно получить предложения о работе после окончания учебы. Для творческих людей поездка за рубеж может послужить ценным источником вдохновения.

Кроме того, европейская студенческая виза позволяет путешествовать на каникулах. Нина попробовала серфинг в Португалии, погуляла по музеям Парижа, полюбовалась архитектурой Барселоны и отдохнула на море в Италии. Достаточно было купить билет на самолет или автобус и решить вопрос с проживанием.

Минусы европейского образования

Переезд в другую страну всегда сопряжен с адаптацией. Чехия популярна среди абитуриентов из России и стран СНГ благодаря схожему менталитету ее жителей. Однако существуют культурные отличия, к которым неизбежно придется привыкать.

Самый спокойный и надежный вариант для поступления в чешский вуз на бюджет – это посвятить год изучению чешского языка на специализированных курсах (например, GoStudy). Однако даже после получения сертификата В2 нужно время, чтобы разговориться. Свободно щебетать и шутить получится примерно на третий-четвертый год пребывания в стране, и это нормально. Да и одно дело – заказать в кафе «американо» с пирожным, и совсем другое – написать работу для семинара или защитить проект на чешском языке.

У Нины есть и другая проблема: после пары лет обучения на чешском и чтения книг на английском она почувствовала, что начинает слегка забывать родной язык. Чтобы сохранить его на должном уровне, в свободное от учебы время она читает русскую классику.

В 9 классе Нина определилась, что хочет уехать в Европу, и сообщила об этом на семейном совете. Вместе с родителями они изучили список лучших университетов, оценили плюсы и минусы европейской системы образования, выбрали несколько интересных вариантов. Затем Нина нашла на Facebook студентов этих вузов, расспросила их о деталях и пришла к выводу, что хочет учиться именно в Праге, в Школе кино и телевидения.

Обязательным условием для поступления в европейский вуз является процедура нострификации имеющегося диплома или школьного аттестата. Бывает, что для этого нужно сдать экзамены по некоторым предметам.

Нине пришлось сдавать информатику, химию и географию, так как количество часов было меньше, чем нужно по чешским стандартам.

«Кто не успел, тот опоздал». В европейских вузах есть четкие сроки подачи документов, и если вы в них не уложитесь, то потеряете год. Поэтому подготовку пакета бумаг нужно начинать заблаговременно. Написать мотивационные письма, собрать рекомендации, перевести и заверить аттестаты и дипломы, оформить визу – все это требует очень много времени.

Именно поэтому, как мы помним, Нина впервые заговорила об учебе за рубежом еще в девятом классе.

Одним из существенных минусов обучения в Европе является жилищный вопрос. Студенты обычно выбирают между общежитием и съемной квартирой. Однако в общежитии нужно мириться с наличием соседей, а снимать квартиру в одиночку недешево.

Нина, как человек творческий, любит уединение, и мысль об общежитии ее слегка пугает. Поэтому она подрабатывает по вечерам, делает письменные переводы, чтобы позволить себе отдельную квартиру.

Оформление и перевод документов, съем жилья, продукты, проездной, одежда, книги – даже бесплатное обучение в Европе сопряжено с неизбежными расходами. Поэтому Нина и ее родители принимали решение заблаговременно. Это было необходимо, чтобы перераспределить семейный бюджет и подготовиться.

Многие первокурсники стремятся совмещать учебу с подработкой. Однако стоит учесть, что а) не все специальности это позволяют. Медицина и юриспруденция с подработкой несовместимы; б) на время сессии, выпускных экзаменов, написания дипломной работы или защиты проектов о подработке придется забыть. Поэтому стоит заранее позаботиться о финансовой «подушке».

Ниже приведены плюсы и минусы обучения в нескольких европейских странах, которые часто привлекают абитуриентов.


Чехия

Плюсы: качественное образование на высоком уровне, социальная поддержка студентов – разнообразные скидки, невысокие затраты на жизнь по сравнению с другими странами Европы. Есть возможность работать во время учебы.

Минусы: высокий конкурс на юридические, педагогические, экономические, медицинские специальности. Для учебы на бюджете необходимо хорошо владеть чешским языком, причем все иностранцы должны сдать экзамен на сертификат (В2–С1, в зависимости от специальности).

Польша

Плюсы: очень легкая процедура поступления в вуз и невысокая стоимость обучения. Поступать в вуз можно сразу после окончания школы в России или странах СНГ. Для студентов предусмотрена стипендия и скидки на оплату обучения при отличной успеваемости. Польский язык относится к группе славянских языков, как и русский, чешский, украинский, поэтому адаптация происходит быстро. Менталитет поляков также близок и понятен русскоговорящему человеку.

Минусы: польские вузы не значатся в первых строчках мировых рейтингов, поэтому нужно тщательно взвесить все «за» и «против».

В рейтинге QS World University Rankings 2022 всего 19 польских вузов на не самых высоких позициях. Для сравнения: чешских – 16, хотя сама Чехия почти в четыре раза меньше Польши.

Работать во время учебы могут только аспиранты, студенты бакалавариата и магистратуры имеют на это право только три месяца в году (фактически во время летних каникул).

Великобритания

Плюсы: вузы Великобритании значатся в «топе» мировых рейтингов наравне с вузами Соединенных Штатов Америки, поэтому в качестве образования сомневаться не приходиться. К выпускникам выстраивается очередь из работодателей, причем трудоустройство возможно в любой стране мира. Англия обладает богатейшим культурным и историческим наследием, так что свободное от учебы время можно проводить интересно и с пользой. Студенты английских вузов имеют право совмещать учебу с работой.

Минусы: большой конкурс в престижные вузы и высокая стоимость обучения. Открыть или продлить студенческую визу непросто. Поступать в британский вуз лучше после получения степени бакалавра на родине, или предварительно пройти подготовительные курсы в Соединенном Королевстве.


Франция

Плюсы: родине haute couture и мишленовской кухни есть, что предложить иностранцам. В свободное от учебы время можно путешествовать по регионам Франции, гулять по музеям, наслаждаться хрустящими круассанами и пропадать в недрах старинных библиотек. Низкие расходы на обучение в государственном вузе на французском языке и возможность подрабатывать во время обучения делают эту страну особенно привлекательной.

Минусы: расходы на проживание во Франции высоки. Необходимо владеть французским языком на уровне В2 и выше. Во французских вузах сложно устроена система сдачи экзаменов и получения дипломов. Обязательно нужно укладываться в сроки, чтобы не отчислили.

Германия

Плюсы: выпускник немецкого вуза легко найдет работу не только в Германии, но и других странах Европы. Поступить в университет несложно. Для этого потребуется пройти подготовительные курсы при выбранном вузе или окончить первый курс на родине. Обучение в немецких вузах бесплатное, в государственных учебных заведениях взимается только административный платеж в размере до пятисот евро в год.

Минусы: немецкий язык, в отличие от мелодичного итальянского или романтичного французского, нравится не всем, но выучить его реально. При поступлении в вуз потребуются сертификаты о знании немецкого (В2 и выше) и английского языка (IELTS, TOEFL и другие).

Резюме

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: