Кто будет выгодоприобретателем на кредитном автомобиле по рискам угон и тотал

Обновлено: 24.04.2024

Решили купить автомобиль в кредит? Тогда приготовьтесь застраховать его по КАСКО и ОСАГО. На сегодняшний день большинство банков оформляют автокредиты с условием полного страхования залогового транспортного средства. И к сожалению, такое страхование иногда используется банками для получения скрытых комиссий или с нарушением законодательства.

Глядя на поток сверкающих новеньких иномарок, вспоминается изречение известного юмориста: «Покажи мне свою машину, и я скажу, сколько денег ты должен банку!». Россия переживает настоящий бум автокредитования, породивший такое явление, как «принудительное» страхование, обязательное при выдаче кредита. Действительно, большинство банков, в кредитном договоре прописывают необходимость заемщика застраховать автомобиль от ущерба и угона по КАСКО, а также иногда и другие риски.

Казалось бы, страхование – это отличный способ защитить свое имущество и себя от неприятных случайностей. Однако если при оформлении кредита вы покупаете страховой полис, это не всегда означает, что страховую защиту вы обеспечиваете именно себе. Рассмотрим все нюансы и подводные камни страхования при оформлении кредита на автомобиль.

От каких рисков защищают «страховые полисы для банка»

Каковы основные причины, заставляющие банк требовать своего клиента непременно застраховаться? Это отнюдь не забота о благополучии и защите заемщика. Банк заботится в первую очередь о себе. Каждое кредитное учреждение сталкивается с таким явлением, как невозврат кредитов и просрочка платежей. Чтобы максимально обезопасить себя, банк всесторонне использует возможности страхования. Несколько лет назад, в период зарождения потребительского кредитования в России большим спросом пользовалось страхование банков от невозврата по кредитам. Однако очень скоро данный вид страхования зарекомендовал себя как высокоубыточный и нецелесообразный для СК, заставив отказаться от его использования. Лишившись такой удобной поддержки, банки придумали еще несколько неплохих вариантов защиты от не выполненных заемщиками обязательств. В кредитных договорах сегодня может быть предусмотрено обязательное страхование по нескольким видам:

Страхование автомобиля, купленного на кредитные средства, по КАСКО от рисков «Угон» и «Ущерб»

Одним из условий получения автокредита является передача транспортного средства, купленного на деньги банка, ему в залог до полного возврата денежных средств. В случае неуплаты взносов по кредиту, банк вправе забрать автомобиль на реализацию для погашения задолженности. Однако дорогой автомобиль – не очень надежный залог, поскольку его можно угнать или разбить в ДТП. Если такой печальный случай произойдет, банку нечем будет компенсировать сумму выданного кредита. Заемщик же, лишившись своего автомобиля или получив после серьезной аварии авто, требующее капитального ремонта, гасить кредит будет с большой неохотой. Именно поэтому банк настаивает на обязательном страховании предмета залога по полному КАСКО от рисков «Ущерб» и «Угон».

Страхование ОСАГО

Несмотря на то, что ОСАГО обязательно для всех автовладельцев и регламентируется государством, банк-кредитор и здесь диктует свои условия. Чаще всего речь идет о конкретных сроках действия полиса, которые обычно должны совпадать с датой полиса КАСКО и датой выдачи кредита. Кроме того, банк запрещает страховаться по ОСАГО в рассрочку, и делать полис открытым, предусматривающим неограниченное количество лиц, допущенных к управлению. Зачастую списки водителей в полисах КАСКО и ОСАГО должны полностью совпадать.

Страхование ДОСАГО

Нередко банк обязывает заемщика приобрести полис Добровольного страхования автогражданской ответственности. Он защитит в том случае, если страховой суммы, предусмотренной договором ОСАГО, окажется недостаточно на покрытие расходов после ДТП по вине заемщика. Как правило, банк самостоятельно устанавливает сумму, на которую следует застраховать ДОСАГО.

Страхование от несчастных случаев

Некоторые банки в своей предусмотрительности идут еще дальше. В том случае, если сумма кредита достаточно велика, а возраст заемщика превышает 45-50 лет, банк может потребовать его застраховаться от несчастного случая по рискам «смерть», «инвалидность», а также «постоянная», а иногда и «временная утрата трудоспособности».

Ряд коммерческих банков ставят страхование от несчастного случая обязательным условием для выдачи автокредита. Страхование должно помочь расплатиться с кредитом, если произойдет несчастный случай с заемщиком, который поставит под угрозу его возможность сделать это самостоятельно. Требования к договору страхования от несчастного случая могут быть разными. Некоторые банки просят заемщика застраховать свою жизнь и здоровье на то время, когда заемщик будет управлять автомобилем, приобретенным в кредит. Такая страховка стоит недорого и чаще всего входит в состав комбинированного договора добровольного автострахования. Однако не редки случаи принудительного страхования от несчастного случая со страховым покрытием «24 часа в сутки». Стоимость такого полиса может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Дело в том, что тарифы по личному страхованию зависят от возраста, пола и состояния здоровья застрахованного лица. Так, например мужчина 50 лет с хроническим заболеванием может получить тариф 6-7% от страховой суммы по страхованию от НС. Что в принципе равноценно стоимости КАСКО. Но важно помнить, что требование страховаться по НС незаконно, если банк отказывается выдавать кредит без такой услуги. Банк вправе повысить кредитную ставку, для клиентов, не застраховавшихся по НС (причем это повышение не должно быть дискриминационным), но не имеет права отказать в выдаче кредита по причине отсутствия страхования от НС.

Ряд коммерческих банков ставят страхование от несчастного случая обязательным условием для выдачи автокредита. Страхование должно помочь расплатиться с кредитом, если произойдет несчастный случай с заемщиком, который поставит под угрозу его возможность сделать это самостоятельно.

Требования к договору страхования от несчастного случая могут быть разными. Некоторые банки просят заемщика застраховать свою жизнь и здоровье на то время, когда заемщик будет управлять автомобилем, приобретенным в кредит. Такая страховка стоит недорого и чаще всего входит в состав комбинированного договора добровольного автострахования. Однако не редки случаи принудительного страхования от несчастного случая со страховым покрытием «24 часа в сутки». Стоимость такого полиса может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Дело в том, что тарифы по личному страхованию зависят от возраста, пола и состояния здоровья застрахованного лица. Так, например мужчина 50 лет с хроническим заболеванием может получить тариф 6-7% от страховой суммы по страхованию от НС. Что в принципе равноценно стоимости КАСКО. Но важно помнить, что требование страховаться по НС незаконно, если банк отказывается выдавать кредит без такой услуги. Банк вправе повысить кредитную ставку, для клиентов, не застраховавшихся по НС (причем это повышение не должно быть дискриминационным), но не имеет права отказать в выдаче кредита по причине отсутствия страхования от НС.

Кого защищает страхование залогового имущества

Застраховавшись по полной программе, и выполнив все условия банка, заемщику не время расслабляться. Чтобы понять, насколько полезны для вас условия страхования, внимательно изучите страховые документы.

Основным моментом, который должен вас интересовать, является информация о выгодоприобретателе, указанная в полисе страхования и других документах, полученных от страховщика.

Чаще всего здесь будет указано полное юридическое наименование банка-кредитора, без каких-либо пометок. В этом случае, все выплаты по страховым случаям страховщик должен перечислять в банк. То есть, по сути, такой вариант страхования предполагает, что за свой счет вы страхуете, в первую очередь, риски банка. И только от честности и порядочности банка будет зависеть, на что уйдет сумма возмещения по страховому случаю. В этом случае у страхователя отсутствует уверенность в том, что выплата будет зачислена в счет погашения кредита или будет отдана ему на ремонт автомобиля. Банк вправе использовать полученную выплату на свое усмотрение. Конечно, в подавляющем большинстве случаев кредитные организации не пользуются этой «лазейкой», но если банк, выдавший Вам кредит не внушает доверия, такая «лазейка», в последствии, может стать проблемой.

Более надежен для заемщика вариант, когда в договоре страхования указано, что по рискам «Угон», «Хищение» и «Полная конструктивная гибель ТС» выгодоприобретателем является банк, а в остальных случаях – страхователь. Такая формулировка означает, что все страховые случаи по риску «Ущерб» с повреждениями до 60-85% от фактической стоимости автомобиля пойдут на восстановление предмета залога на автостанцию, либо страхователю для восстановления предмета залога.

Как было написано выше, нормальные банки-кредиторы даже при указании в договоре банка единственным выгодоприобретателем не забирают деньги себе, а отдают их на ремонт авто. На практике этот процесс выглядит так: клиент обращается к страховщику с заявлением о страховом случае. Страховщик рассматривает документы, обращает внимание на то, что выгодоприобретатель – банк, получает отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта. Далее страховщик готовит письмо в банк с просьбой в письменной форме разъяснить страховщику, что делать с возмещением и куда его перечислять, поскольку выгодоприобретателем по договору является он. От банка возможны несколько вариантов ответа:

  • Банк просит СК перечислить выплату на счет клиента в погашение его задолженности по кредиту.
  • Банк просит СК распорядиться возмещением на усмотрение страхователя. Такой вариант ответа чаще всего поступает от банка, если кредитозаемщик исправно вносит платежи по кредиту. Этот вариант распоряжения страховой выплатой для банка является более выгодным, т. к. он получит восстановленный предмет залога и лояльного клиента, готового к дальнейшей уплате кредита и процентов.

Важно также обратить внимание на еще один нюанс. В страховых полисах, заключаемых по требованию банка, в разделе о выгодоприобретателе или в особых условиях должна быть сделана запись, что выплаты перечисляются в банк в части непогашенной кредитной задолженности страхователя. Разница между суммой выплаты и долгом заемщика по кредиту в этом случае выплачивается страхователю. Отсутствие записи оставляет надежду лишь на добросовестность и честность банка, который сочтет необходимым отдать разницу заемщику. Происходит такое, к сожалению, не всегда.

Опасности страхования по требованию банка-кредитора

Помимо всего вышесказанного, заемщик автокредита должен помнить следующее:

  1. Страховаться чаще всего обязательно.
    У заемщика обычно здесь нет выбора, страховаться или нет, как нет и возможности сэкономить на ненужной страховке, когда он уверен в своем водительском мастерстве. Хотя, если быть точнее, выбор есть всегда, но те программы автокредитования, которые дают возможность заемщику не страховаться, стоят обычно на порядок дороже полиса, что автоматически делает их невыгодными.
  2. Страховая сумма определена банком.
    Чаще всего заемщик не имеет права установить страховую сумму по договорам страхования самостоятельно и экономить на этом, выбрав неполное имущественное страхование (т. е. например, указать стоимость авто 800 000 руб., вместо 1 000 000, как хочет банк, не получится). Этот момент неоднозначен, т. к. экономия на занижении страховой суммы скажется и на последующих выплатах, которые будут рассчитываться как отношение страховой суммы к страховой стоимости. При автокредитовании банк обычно требует страховать автомобиль на действительную стоимость, а при страховании от несчастного случая страховое покрытие будет равно сумме кредитной задолженности и прибавленной к ней годовой процентной ставке.
  3. Страховой полис КАСКО для кредитных авто может стоить дороже.
    Как правило, тарифные ставки при страховании кредитных автомобилей выше, нежели на ТС, купленные страхователем самостоятельно. Дело в том, что СК закладывают в стоимость страховки «банковского клиента» размер комиссионного вознаграждения банку, брокерам и агентам, оплачивать которое придется заемщику. Обычно между банком и страховой компанией подписано агентское соглашение, в котором банк выступает агентом по привлечению клиентов в страховую компанию. Зачастую размер агентского вознаграждения кредитору составляет 35-40% от суммы, которую вы заплатите за страховку. Помимо официальных договоров комиссия идет на неофициальную оплату услуг кредитных агентов, которые ненавязчиво рекомендуют заемщику определенную компанию. Стоит отметить, что завышение тарифных ставок на страхование «кредитных» автомобилей абсолютно не правомерно и нарушает «Закон о защите прав потребителей». Федеральная антимонопольная служба пристально следит за деятельностью банков и страховых компаний в этом направлении. Каждый случай обращения заемщиков с жалобами в ФАС рассматривается и служит основанием для постепенного изменения сложившейся ситуации к лучшему. Так несколько лет назад Ростовское управление ФАС выявило случаи разницы в тарифных ставках по одним и тем же видам страхования на 30%, что было результатом незаконных соглашений банков и страховщиков. ФАС вмещалось в деятельность страховых компаний и банков и заставило устранить имевшее место нарушение. К сожалению, российский менталитет не позволяет большинству граждан протестовать против порой грабительских условий кредитных организаций. Однако помните, что в этом случае закон на вашей стороне, но свою правоту потребуется доказать документально.
  4. Запрет на страхование в рассрочку.
    Банк может запретить заемщикам разбивать ежегодный страховой взнос на платежи. В кредитном отделе у вас потребует продемонстрировать оригинал квитанции об оплате полной стоимости полисов за год. Такой подход далеко не всегда удобен для страхователя.
  5. Пролонгация договоров страхования необходима до полного исполнения кредитных обязательств.
    Ежегодно, до того момента пока вы полностью не рассчитаетесь с банком по автокредиту, он будет обязывать вас страховаться.
  6. Список страховых компаний – партнеров банка может быть очень ограничен.
    Оформив кредит, банк может лишить Вас свободы выбора при поиске наилучшей страховой компании. Банк предоставит вам список страховщиков, аккредитованных при данном учреждении. Этот перечень, состоящий иногда из двух-трех компаний, будет отражать не ваше мнение, а мнение банка относительно лучших и удобных условий страхования. Страховой полис от «чужой» компании у вас не примут, заставив перестраховаться или отказав в кредите. Навязывание определенных страховых компаний заемщикам противоречит антимонопольному законодательству. ФАС контролирует условия соглашений о сотрудничестве банков и страховщиков, а также реагирует на обращения с жалобами от заемщиков и страхователей. Нередко ФАС заводит дела против банков за навязывание страховых компаний. Вы можете защитить свои права, если обратитесь в ФАС, но свою правоту еще придется доказать.

Советы при страховании в пользу банка-кредитора

Воспользовавшись нашими рекомендациями, вы можете уменьшить негативные моменты «принудительного» страхования по требованию банка:

  1. Внимательно читайте договор страхования.
    Лишь подробное и детальное изучение страховой документации позволит вам избежать грабительских условий страхования. Просите у СК полный пакет документов – правила страхования, полис, особые условия, если они предусмотрены. Требуйте разъяснений непонятных моментов у компетентных сотрудников. Не оформляйте договор в спешке.
  2. Если собираетесь купить полис в банке или салоне – предварительно узнайте стоимость страхования самостоятельно.
    Зачастую в автосалоне, где вы приобретаете автомобиль, и в банке, где подписываете кредитный договор, «дежурят» дружелюбные агенты страховых компаний из списка банка. Предлагая вам застраховаться здесь и сейчас, они будут говорить об удобстве, экономии времени и необходимости быть застрахованным до выезда из салона. Однако их слова не всегда соответствуют истине. Обычно цена полиса от агента страховщика очень высока, т. к. включает его заработок, которого он не хочет лишаться даже частично. Правда, известны и совершенно противоположные случаи, когда страхование в автосалонах становится наиболее оптимальным вариантом. Такая ситуация возможна, если салон обладает собственным отделом страхования, в котором полисы оформляют штатные сотрудники салона. В этом случае страхование представляет собой сопутствующую услугу при покупке автомобиля, организованную с целью роста продаж самих авто. «Продажники» страховых услуг в этом случае не замотивированны агентским вознаграждением. Салон, в свою очередь, отлично зарабатывая на продаже автомобилей, может позволить себе полностью отказаться от комиссии страховщика, чтобы привлечь покупателя. Помимо этого, одним из условий дешевого полиса, купленного в салоне, может быть получение страховых выплат, только через ремонт на СТО самого салона (официального дилера). Для клиента, купившего новенький автомобиль, этот момент может быть не существенным, т. к. гарантийные ТС чаще всего ремонтируют именно таким образом. В то же время салон получает возможность заработать в перспективе через выплаты от страховой компании на ремонт и именно поэтому так охотно дает скидки на страхование. Как бы то ни было, внимательно изучите все возможные варианты покупки полиса. Помните, что существует возможность оформить полис заранее по ПТС и кредитному договору, показав автомобиль для осмотра немного позже. Кроме этого, можно рассчитать стоимость страхования в интернете, например с помощью калькулятора КАСКО.
  3. Детально изучите все предложения рынка кредитования и страхования.
    Обычно у каждого банка очень небольшой список аккредитованных страховщиков с очень высокими тарифами. Однако крупные СК сотрудничают со многими банками. Заранее интересуйтесь не только условиями кредитования, но и вариантами страхования. Постарайтесь почитать отзывы об интересующих страховых компаниях и банках, посмотрите их рейтинги. Лишь столь ответственный подход к своим финансам гарантирует вам грамотное распоряжение ими.
  4. Заручитесь поддержкой профессионала.
    Будет очень хорошо, если при оформлении договоров страхования документы изучит профессиональный страховой агент или брокер, которому вы доверяете. Взгляд знающего человека поможет вам адекватно и правильно оценить условия, чтобы избежать неприятностей.

Особенности страхования при оформлении автокредита – это еще один повод задуматься, прежде чем подписывать договоры займа и залога. Альтернативой автокредиту является займ наличными. Этот способ позволяет избежать всех минусов навязанного страхования, дает вам свободу действовать на свое усмотрение, однако требует тщательного анализа на предмет скрытых комиссий и сравнения базовых процентных ставок по кредитам.


КАСКО от угона и полной гибели — возмещение ущерба в случае кражи транспортного средства или его конструктивной гибели (тотал). Под термином тотальный ущерб определяется ситуация, когда восстановление автомобиля после ДТП или иного страхового случая невыгодно, с экономической точки зрения. То есть, стоимость ремонта превышает 75 и более процентов от цены транспортного средства.

Данный вид страхования имеет много особенностей, требующих тщательного изучения. О том, что такое КАСКО от угона и полной гибели, какие сложности могут возникнуть при оформлении полиса и как рассчитать сумму страховки, подробно рассказано ниже.

Обратите внимание. Угон и хищение — два разных понятия, которые многие путают и принимают за одно и то же действие. На самом деле, с юридической точки зрения, различия существенные.

Угон и хищение по КАСКО — различия

Термин «угон» означает, что транспортным средством (ТС) завладели против воли водителя, то есть украли. Это могло произойти тайно или открыто, например, после нападения на владельца ТС. При этом обращение угнанного автомобиля в пользу третьих лиц не предусматривалось. Иными словами — машину угнали, попользовались и бросили. Термин «хищение» имеет другое значение. Он говорит о том, что ТС изъяли с корыстной целью, чтобы впоследствии передать третьим лицам за денежное вознаграждение.

Несмотря на то что понятия разные, по полису КАСКО угон и хищение определяется как один риск и подразумевает полное страхование ТС. Цена в таком случае будет соответствующая. Более выгодный вариант — защита только от одного вида риска, например, угона. Тогда хищение в перечень страховых случаев не включается, стоимость полиса ниже, но не каждая компания предоставляет такую услугу.

КАСКО от угона и полной гибели — особенности страхования

Угон автомобиля — явление нередкое, причём страдают как импортные машины, так и российские. Процент раскрываемости таких преступлений крайне мал, поэтому, если злоумышленники не найдены, а ТС не возвращено владельцу, страховой компании придётся компенсировать ущерб, который порой доходит миллионных цифр.

Страхователю невыгодно предлагать клиенту полис только от угона, так как стоимость ниже, чем за полное страхование. Если по КАСКО угон и хищение включены в одну группу риска, то к полису, как правило, прибавляется ещё ряд страховых случаев:

  • Полное или частичное уничтожение транспортного средства во время пожара.
  • Ущерб, нанесённый третьими лицами.
  • Повреждения, связанные с погодными явлениями (падение сосулек, град и прочее).
  • Конструктивная гибель автомобиля.
  • Повреждение транспортного средства вследствие ДТП.

Расчёт КАСКО тотал или угон производится исходя из некоторых критериев — износ ТС и сумма годных остатков. Во время оценки причинённого ущерба компании часто занижают стоимость. Однако клиент в любой момент может обратиться к страховщику с официальной претензией или в судебные инстанции. Чтобы получить ту сумму, которая положена, важно правильно провести независимую экспертизу и грамотно составить отказное письмо от ТС. По статистике, при расчёте КАСКО от угона, калькулятор выглядит примерно так:

Стоимость транспортного средства 1 млн руб, а процент износа за 12 мес составляет в среднем 12%, то есть 120 тыс руб. Угон и тотал по КАСКО признаётся только в том случае, если ущерб больше, чем 75% от цены ТС. Оставшиеся 25% от стоимости авто — это годные остатки. Они в данном случае равны 250 тыс руб. Отнимаем от 1 млн руб годные остатки и процент износа, получается 630 тыс руб. Эту сумму и должна выплатить компания.

Многие страховые компании практикуют завышение годных остатков, так как сумма к выплате становится меньше. В такой ситуации будет целесообразно нанять независимого эксперта и провести переэкспертизу. Практика показывает, что итог почти во всех случаях благоприятен для автовладельца и страховщику всё-таки приходится выплатить именно ту сумму, которая полагается клиенту.

Обратите внимание. Тотальный ущерб возмещается только в том случае, если его размер превышает 75% от цены транспортного средства. Когда убытки составляют 73—74%, компенсация не полагается.

Расчёт КАСКО от угона и полной гибели транспорта

Как уже говорилось выше, по КАСКО угон и хищение — одно и то же. При расчёте стоимости полиса от угона/хищения и полной гибели транспорта компании учитывают:

  • Марку, модель, класс и дату выпуска ТС.
  • Наличие противоугонных систем.
  • Возраст водителя и его стаж вождения.
  • Регион использования полиса.
  • Наличие/отсутствие охраняемого парковочного места или гаража.

Важно! При расчёте полиса КАСКО хищение, калькулятор предоставляет информацию исходя из сведений, предоставленных пользователем. Чтобы стоимость получилась максимально точной, во время ввода персональных данных важно не допускать ошибки.

На что стоит обратить внимание при страховании от угона

В момент ознакомления с договором необходимо тщательно изучать каждый пункт. При наступлении страхового случая нередко возникают спорные ситуации, при которых компании отказываются от своих обязательств. Основание — клиент неправильно понял условия соглашения. Прежде чем подписать договор, уточните:

  • По каким параметрам производится расчёт КАСКО по угону и тотальному ущербу (износ, стоимость авто и прочее).
  • Можно ли застраховать ТС от угона или хищения, не переплачивая за ненужные риски (если вам интересна только опция «угон»). 3. Что подразумевает полис КАСКО тотал и угон — какой выплачивается процент, сроки возмещения ущерба, порядок расчёта убытков.
  • Какой период предусмотрен для заявления о наступлении страхового случая. Чем он больше, тем лучше для клиента.
  • В каком случае признаётся полная гибель транспортного средства.
  • Процент износа транспортного средства. Обычно он составляет 12—15% в год, но некоторые компании, чтобы минимизировать свои расходы, устанавливают 20—25%.

Кроме этих нюансов, следует ещё обращать внимание на сроки, предусмотренные на возмещение ущерба, способы перевода денег, кто осуществляет оценку убытков и положена ли компенсация, если авто было угнано не в регионе, указанном в страховом полисе. Музыкальную технику, видео регистраторы, акустические системы и прочее дорогостоящее оборудование стоит вписывать в полис. При этом нелишним будет и хранение чеков. В таком случае при угоне ТС компенсация выплачивается и за утрату имущества.

Особенности выплат по КАСКО

Страховка КАСКО тотал и угон имеет несколько особенностей. Первое, что нужно сделать при наступлении страхового случая — как можно быстрее подать заявление в отделение полиции или вызвать на место пришествия сотрудников ГИБДД. Без предъявления копии документа, заверенного правоохранительными органами, страховая компания откажет в выплате компенсации. После того как угон зафиксирован, следует обратиться в страховую компанию для расчёта суммы ущерба. На процесс перевода компенсации уходит минимум 60 дней. Именно это время отводится на поиски автотранспорта.

Если по истечении 60-дневного срока ТС не найдено, компания обязана возместить убытки, путём перевода требуемой суммы на счёт клиента. Существует два вида компенсации — возмещение полной суммы за минусом амортизационного износа или покрытие расходов на ремонт ТС (если авто будет найдено, но в повреждённом состоянии).

Важно! Выплата возможна только в том случае, когда клиент передаёт права собственности на угнанное авто страховой компании. Если ТС найдётся, страхователь таким образом компенсирует свои издержки.

Прежде чем приступать к расчёту компенсации, страховая компания проверяет факт мошенничества — не подстроил ли владелец авто угон в корыстных целях. Кроме этого, помните — оставленные в замке зажигания ключи, могут стать причиной отказа для возмещения ущерба. В таком случае придётся писать претензию на имя компании или обращаться в суд. Закон, как правило, остаётся на стороне клиента, но во избежание лишней траты времени лучше не допускать таких ситуаций.

КАСКО — это добровольное автострахование с покрытием рисков, которые не входят в полис обязательного страхования ответственности водителя. Эксперты Выберу.ру рассказали о том, какое бывает КАСКО, какие риски покрывает страховка и как подобрать выгодный вариант добровольной защиты.


Варианты страхования КАСКО

Виды страхования автомобиля по КАСКО классифицируются по разным критериям: по типам и количеству рисков, способам выплат страховых возмещений и набору дополнительных услуг.

Полное

По типам и количеству рисков, включённых в страховой полис, различают полное и частичное КАСКО. Владелец транспорта, оформляющий полное КАСКО, получает гарантию выплаты страховой суммы по максимальному количеству рисков.

По условиям полного КАСКО, в пакет рисков включают следующее:

  • хищение транспортного средства;
  • угон;
  • повреждение;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • провал под лёд;
  • затопление;
  • поджог;
  • возгорание;
  • вандализм.

Это основные риски в страховании КАСКО. В качестве дополнительных услуг в договоре можно прописать:

  • техпомощь на дороге;
  • предоставление транспортного средства на время ремонта авто;
  • психологические консультации;
  • услуги эвакуатора;
  • вызов такси;
  • вызов юриста.

Полное КАСКО выгоднее оформлять на год, однако многие страховые компании предоставляют возможность оформить полис добровольного страхования на 6 месяцев. Выгода годовой страховки в том, что разница в цене по сравнению с полугодовым полисом составляет 30%. Таким образом, оформляя автостраховку на полгода, владелец транспортного средства экономит не половину суммы, а 30%.

Частичное

При оформлении частичной добровольной страховки можно выбрать только самые значительные и наиболее вероятные риски. В рамках неполного КАСКО обычно страхуют автомобиль от ущерба, не включая в договор хищение и угон. Это позволяет значительно снизить стоимость полиса.

Частичное страхование имеет смысл, когда вероятность угона или хищения минимальна, например:

  • модель ТС относится к редко угоняемым;
  • есть надёжная система защиты;
  • машина находится на охраняемой стоянке или в капитальном гараже.

В зависимости от того, что покрывает КАСКО, в линейке СК может быть несколько программ добровольного страхования с различным набором дополнительных услуг. Ознакомиться со всеми вариантами покрытия КАСКО можно на сайте страховщика.

Чтобы не ошибиться и не переплатить при выборе полиса, владельцу автомобиля нужно учитывать марку, модель, условия хранения и вид транспорта. В страховое покрытие можно включить как любой ущерб, так и повреждения отдельных частей, узлов, деталей и агрегатов машины.

Причиной повреждения ТС могут быть:

  • природные явления;
  • действия третьих лиц;
  • транспортировка;
  • самовозгорание;
  • пожар;
  • ДТП и другие риски.

Минимальный срок, на который можно оформить частичную страховку КАСКО, составляет 1 месяц, максимальный — 5 лет.

Важный критерий, влияющий на цену полиса, — возраст автомобиля. Проще всего застраховать автомобиль, которому не более 7 лет, если это иномарка, или авто отечественного производства не старше 5 лет. Застраховать машину старше 10 лет сложно: цена страховки гораздо выше, чем на новый автомобиль, и такую услугу оказывают немногие страховщики.

Виды по покрытию рисков

От вида покрытия ущерба зависит, по каким рискам владелец ТС получит компенсацию убытков. По этому критерию различают четыре типа страховки: «Ущерб», «Угон», «Тотал и угон», «Мини-КАСКО».

Ущерб

По этому типу страхования полис КАСКО покрывает убытки, понесённые вследствие повреждения. Частный случай «Ущерб + полная гибель», когда страховая компания производит возмещение ущерба в случае гибели автомобиля.

Под гибелью подразумевают такие повреждения транспорта, при которых стоимость ремонта превысит 65–70% от первоначальной цены машины.

К страховым случаям относят:

  • террористический акт;
  • повреждение авто при эвакуации, буксировке с полной или частичной загрузкой;
  • повреждение / гибель ТС или его отдельных частей в результате работы сотрудников коммунальных, аварийных, спасательных служб, правоохранительных органов;
  • повреждение или хищение отдельных деталей, частей, узлов и агрегатов третьими лицами;
  • разбивание стёкол;
  • повреждение машины в результате падения предметов;
  • повреждение в результате пожара, урагана, наводнения, снежного заноса, землетрясения;
  • повреждение в результате ДТП.

Это стандартный перечень случаев, при наступлении которых автовладелец получает компенсацию ущерба.


От угона

С юридической точки зрения хищение и угон – это не одно и то же. Хищение подразумевает незаконное завладение транспортным средством с целью получить выгоду от его продажи в целом или разобранном виде. Риску хищения подвержены новые, дорогие автомобили. Злоумышленники заранее выбирают транспортное средство, которое можно выгодно продать по запчастям или целиком.

Угон обычно не планируется заранее, риску быть угнанными подвержены новые и старые автомобили разных марок и моделей. Преступление заключается в том, что транспортное средство вывозят с того места, где оно находится.

Есть часто угоняемые модели — с их списком нужно ознакомиться при расчёте цены перед оформлением полиса. Если ТС входит в число наиболее подверженных угону, стоимость страховки будет высокой.

Тотал и угон

Страховка «КАСКО Тотал и угон» подразумевает компенсацию убытков в случае полного уничтожения автомобиля. Также этот риск может называться полной гибелью. Между полным страхованием и КАСКО от угона и полной гибели («Тотал и угон») есть отличия.

Оформив полный полис, водитель может рассчитывать на возмещение суммы ущерба, если машина не была уничтожена полностью. Владелец полиса «Тотал и угон» получит сумму возмещения только при полном уничтожении ТС. Такая страховка стоит дешевле, чем полная — в пределах 4% от стоимости машины. Но у этой программы автострахования есть минус: некоторые СК под полной гибелью подразумевают уничтожение до такой степени, что на ремонт автомобиля потребуется не менее 70% от его стоимости.

Мини-КАСКО

Опытные водители предпочитают оформлять страховку по программе «Мини КАСКО». Она выгодна для тех, кто аккуратно водит и редко попадает в ДТП. Набор опций и цена страховки в разных компаниях отличаются, но есть общие критерии:

  • страховой полис защищает от одного или нескольких рисков, чаще всего их количество минимально;
  • договор страхования составляется с условной или безусловной франшизой;
  • ограничивается количество обращений по страховому случаю;
  • есть требования к возрасту и стажу водителя, к сроку эксплуатации автомобиля.

По условиям «Мини» максимальная сумма выплат не может быть больше текущей рыночной стоимости автомобиля. Ситуации, когда в выплате будет отказано:

  • наличие заводских дефектов;
  • заведомые неисправности;
  • участие транспортного средства в соревнованиях;
  • использование для обучения вождению.

Главные критерии при расчёте стоимости полиса — возможные расходы на ремонт авто и риск угона машины. Оба обусловлены маркой и моделью ТС.

Тип страховки КАСКО по выплатам

По объёму выплат полисы добровольного страхования делятся на три типа: агрегатное страхование, неагрегатное и с франшизой.

Агрегатное

Страхование с агрегатными выплатами предполагает лимитированный объём возмещения убытков. В размер компенсации входят все предусмотренные страховые случаи. Каждый раз, когда водитель получает денежную выплату, агрегатная сумма уменьшается. Когда она заканчивается, действие договора прекращается.

Так, если изначально лимит суммы по агрегатной страховке составлял 500 000 руб., то после выплаты 200 000 руб. на ремонт в результате ДТП оставшийся лимит составит 300 000 руб. В случае угона владелец авто получит эту сумму, даже если рыночная стоимость автомобиля больше.

Вид КАСКО с агрегатной страховой суммой выбирают водители, для которых характерно аккуратное вождение, и те, кто редко пользуется транспортным средством.

Когда автовладелец уверен, что не попадёт в ДТП, ему выгодно оформление договора с лимитированной суммой, подлежащей выплате.

Неагрегатное

Особенность неагрегатного КАСКО — не лимитированный размер выплат. Ущерб возмещается в пределах неагрегатной суммы, которая устанавливается при подписании договора. Она равна максимально возможному размеру денежной компенсации по каждой ситуации.

Неагрегатное страхование подходит водителям, неуверенным в своей манере вождения, с небольшим водительским стажем. Такой полис обходится дороже по сравнению с агрегатным страхованием.

С франшизой

Франшиза — это сумма, которая не выплачивается при наступлении страхового случая. Эта опция позволяет владельцам ТС сэкономить на покупке полиса до 41%.

Рассмотрим на примере. Если автовладелец оформляет КАСКО с наличием франшизы 40 000 руб., в случае ДТП размер возмещения убытков будет рассчитываться за вычетом 40 000 руб. Если ущерб меньше размера франшизы, СК освобождается от выплат. Имея страховку с этой опцией, водитель может не обращаться в страховую компанию при незначительных повреждениях.

Такие программы есть у всех страховщиков. При выборе страхователю нужно сравнить стоимость полиса при одинаковом проценте франшизы. Чем больше размер опции, тем значительнее скидка, которую можно получить при заключении договора КАСКО.

Какие еще бывают программы

Продукты, не отнесенные ни в одну из классификаций, — «КАСКО Лайт», GAP и страхование с телематикой. Первый тип полиса — бюджетный, второй — приобретается при покупке автомобиля в кредит, третий — подходит автомобилистам с аккуратным стилем вождения.

Большинство страховщиков предлагают приобрести полис «КАСКО Лайт» на таких условиях:

  • Ограничение возраста автомобиля. Машина должна быть не старше 5–7 лет, точное значение каждый страховщик устанавливает самостоятельно.
  • Фиксация повреждений при ДТП. Процедуру проводит сотрудник ГИБДД.
  • Ограничение размера компенсации при наступлении страхового случая по риску «ущерб». Обычно СК устанавливают лимит в размере, не превышающем 33% от действительной стоимости автомобиля.
  • Ограничение возраста водителя. Этот показатель страховщики устанавливают по своему усмотрению. Как правило, договор «КАСКО Лайт» заключается с водителями от 25 лет и старше.

Ещё одно обязательное условие — наличие противоугонной системы.

Автовладелец должен не только приобрести, но и установить автосигнализацию, подтвердив покупку и установку чеками и договором.

GAP КАСКО

Аббревиатура GAP расшифровывается как Guaranteed Asset Protection. В переводе с английского на русский это «гарантированная защита активов», что подразумевает возмещение полной или почти полной стоимости автомобиля. К рискам относятся конструктивная гибель или угон машины.

Этот вариант защиты транспортного средства выбирают автовладельцы, которые купили автомобиль в кредит. При наступлении страхового случая компания возместит ущерб, и собственнику машины не придётся погашать оставшуюся часть кредита за счёт собственных средств. В этом суть GAP в страховании КАСКО.

Недостаток программы в том, что она есть в линейке небольшого количества страховщиков, а банки требуют, чтобы СК была в списке партнёров. В результате у владельцев кредитных авто не всегда есть возможность приобрести полис КАСКО с гарантированной защитой.

С телематикой

Программа с телематикой известна как «КАСКО Smart». Она позволяет подобрать индивидуальный тариф для каждого автовладельца с учётом аккуратности вождения и характера управления автомобилем. На машину устанавливают прибор, который отслеживает характеристики вождения. В течение нескольких месяцев или недель учитываются торможения, ускорения, перестроения и другие манёвры.

Сотрудник страховой компании анализирует информацию, собранную тематическим устройством, и оценивает вероятность наступления страховых случаев. Автомобилисты с аккуратным стилем вождения могут получить скидку до 55% от цены стандартного полиса. В течение испытательного срока действует тестовое соглашение, а после его окончания договор дополняют поправочным коэффициентом.


Как не ошибиться при выборе полиса КАСКО

Чтобы приобрести полис с максимальной выгодой, учитывайте следующее:

  • Разница в стоимости страховки для одного и того же автомобиля у разных страховщиков доходит до 50%. Рассчитайте стоимость полиса КАСКО на онлайн-калькуляторе и выберите вариант программы страхования с нужным набором опций.
  • Если у вас большой стаж и аккуратный стиль вождения, страхуйте автомобиль только от самых серьёзных рисков, не включая в договор мелкие убытки. Так страховка обойдётся дешевле.
  • Не включайте в полис водителей с небольшим стажем. Если к управлению транспортным средством допущены несколько водителей, стоимость полиса рассчитывается по тому, у кого минимальный стаж.
  • Установить телематическое оборудование. Если вы законопослушный и аккуратный водитель, опция «КАСКО Smart» позволит получить скидку.

Стоимость тарифов и набор дополнительных опций, виды и размеры скидок отличаются у разных страховщиков. Сравните доступные варианты в нескольких компаниях, посчитайте с помощью онлайн-калькулятора стоимость страховки с разным набором услуг и оформите КАСКО на сайте СК, в мобильном приложении или в офисе.

Популярные вопросы

Основные виды страхования КАСКО — «Угон», «Угон + гибель», «Ущерб + гибель», «Угон + ущерб + гибель». Помимо этого, есть ОСАГО и ДСАГО — обязательное и добровольное страхование гражданской ответственности. По добровольной страховке возмещение убытков получает владелец повреждённого автомобиля, по ОСАГО и ДСАГО — тот, кому он нанёс ущерб в результате ДТП.

При наступлении первого страхового случая владелец ТС получает возмещение в полном объёме, а при втором и последующих — за вычетом франшизы.

Страховые компании предлагают выгодные программы специально для молодых и начинающих водителей. Узнать подробности можно на сайте страховщика.

Ситуация, при которой выгодоприобретателем по КАСКО является банк, достаточно распространена. Подобное «обременение» страховки влечёт определённые особенности в части сопровождения и урегулирования убытков. При этом практические нюансы нередко зависят от специфики оформления интереса кредитной организации.

Если транспортное средство передаётся в залог банку, он автоматически становится выгодоприобретателем при страховании данного имущества. Этот факт оформляется документально, и собственник (покупатель) машины принимает непосредственное участие в процедуре. Подобные алгоритмы в автостраховании «обкатаны» годами и в целом имеют устоявшуюся схему работы. Тем не менее, ряд её позиций не лишён определённой вариативности. Касается это как оформления взаимоотношений сторон, так и некоторых практических аспектов.

Варианты ситуаций

Как правило, залог автомобиля представляет собой обеспечение исполнения тех или иных финансовых обязательств. Такие случаи можно разделить на два основных направления:

  1. «Классический» автокредит. Наиболее распространённый инструмент, при котором покупаемый автомобиль сразу попадает под обременение. Денежные средства, выдаваемые банком, носят целевой характер (приобретение транспортного средства).
  2. Кредит под залог машины. Чаще нецелевой. Обычно используется для снижения процентной ставки по займу. Также применяется при недостаточности (с точки зрения банка) имеющегося обеспечения исполнения обязательств заёмщика.

Интерес банка в подобных ситуациях оформляется отдельным договором залога, закладной (например, в виде приложения к кредитному договору) или иным документальным способом. Чаще всего в этих документах прописывается и обязанность залогодателя (автовладельца) по страхованию своего «железного коня». Там же могут быть указаны основные условия, которые должны содержаться в полисе.

Целевые кредиты на покупку автомобиля сегодня достаточно распространены. Покупатель выступает в роли заёмщика, и он же является залогодателем в части только что приобретённого транспортного средства. Но бывает, что машина является залогом по займам, совершенно не связанным с её приобретением. К таковым, в частности, могут относиться:

  • потребительские кредиты физическим лицам;
  • кредитование бизнеса (предприятий или индивидуальных предпринимателей).

В данных примерах далеко не всегда заёмщик является собственником авто. Например, предоставить свою машину в качестве обеспечения обязательств получающего кредит может его родственник или друг. Так же руководитель организации волен передать свой личный автомобиль в залог по корпоративному займу. Автовладельцы часто не знают или не задумываются о подобных возможностях. Между тем, использование таковых помогает получить необходимые денежные средства.

Оформление интереса банка

Так или иначе, скорее всего без страхования по КАСКО залогового транспорта не обойтись. При этом на практике встречаются различные формулировки в отношении указания выгодоприобретателя, каждая из которых несёт свою смысловую нагрузку.

Таблица 1. Формулировки в графе «выгодоприобретатель».

Надо сказать, что подобная оценка вряд ли справедлива для условий страхования, предполагающих возмещение ущерба по калькуляции. Дело в том, что в этом случае компенсация производится путём выплаты денежных средств. Но при получении соответствующей суммы страхователь может потратить её не на ремонт машины, а на иные нужды. Тем самым снижая стоимость объекта залога (оставляя его повреждённым), что идёт вразрез с интересами банка. Поэтому в таких ситуациях сохранение кредитной организацией своих прав в качестве выгодоприобретателя даже в части небольшого ущерба объективно оправдано. Как правило, выплата при этом всё равно идёт на восстановление транспортного средства (а не в счёт погашения кредита). Но происходит это под контролем залогодержателя.

Кстати, на рынке известны случаи, когда в страховом полисе КАСКО не содержится наименование конкретного банка. Ссылка идёт на выгодоприобретателя, имеющего законное право на получение выплаты, подтверждённое соответствующими документами, коими являются договоры о залоге имущества. По сути, речь идёт об универсальных страховых продуктах, применимых для любых «кредитных» автостраховок. Хотя, нередко подобный формат не устраивает займодателей, опасливо относящихся к такому оформлению взаимоотношений сторон.

Прикладные особенности

Пожалуй, одним из ярких примеров кредитной «адаптации» условий КАСКО является страхование на неполную стоимость «по первому риску». Что необходимо банку от страховщика?

  1. Полное восстановление машины при повреждениях;
  2. Погашение задолженности в случае утраты предмета залога.

Последнее условие вполне выполнимо при страховании транспорта на сумму долга. А она может быть в разы меньше стоимости авто. Такой подход существенно удешевляет полис. Это более чем актуально для клиентов банка, которым страховка может казаться навязанной платной услугой в дополнение к кредиту. При этом полная оплата ремонта в рамках установленной страховой суммы осуществляется компенсацией «по первому риску». Данный тип возмещения не предполагает учёт отношения страховой суммы к страховой стоимости имущества, как при пропорциональном страховании.

Порой случается, что в залог займодателю передаётся уже застрахованный автомобиль. Что же в этом случае, оформлять новый полис? Обычно подобных крайностей удаётся избежать. В такой ситуации, скорее всего, возникнет необходимость привести договор в соответствие с требованиями банка:

  • изменить выгодоприобретателя;
  • скорректировать условия страхования;
  • возможно, продлить срок действия страховки.

Оформляются изменения дополнительным соглашением с «текущей» страховой организацией. Как правило, решение перечисленных вопросов происходит в индивидуальном порядке и занимает определённое время. С другой стороны, таким образом можно существенно минимизировать расходы. Исключением здесь является категорическое несоответствие страховщика требованиям залогодержателя в части финансовых показателей или рейтингов. Каждый такой случай должен урегулироваться отдельно с целью максимального соблюдения интересов всех задействованных сторон.

Но не стоит думать, что указание банка в роли выгодоприобретателя «обременяет» страховку на всё время её действия. Данная позиция может быть изменена с согласия кредитной организации.

А его, в свою очередь, несложно получить при погашении предоставленного займа. Обычно данная процедура отработана до автоматизма. Возвращая долг полностью, не стоит пренебрегать возможностью «очистить» КАСКО от лишних «действующих лиц». Здорово, когда страхователь понимает все особенности «банковской» автостраховки. Но ещё лучше, если применять эти знания ему не приходится.

Банки предъявляют повышенные требования к условиям страхования кредитных автомобилей. Это отражается на стоимости КАСКО и на процедуре урегулирования убытка. О каких особенностях нужно помнить при оформлении выплаты по кредитному автомобилю?

Юридически собственником машины является заёмщик, но при этом автомобиль находится в залоге. Следовательно, автовладелец лишён полноценного права распоряжения имуществом, в частности он не может без разрешения банка:

  • продать автомобиль или передать его в аренду;
  • получить страховую выплату.

В случае со страхованием такое ограничение указывается в полисе КАСКО: в графе «Выгодоприобретатель» всегда значится именно кредитная организация. Однако некоторые банки требуют указывать их в качестве выгодоприобретателя только по рискам:

  • конструктивная гибель;
  • угон или хищение.

В таком случае страховая компания должна возместить ущерб без письменного согласия банка. Это сильно упрощает процесс урегулирования убытка, ведь порой участие в деле кредитора заметно увеличивает срок выплаты.

Стандартная процедура

Если машину можно восстановить, то банк обычно без проблем согласовывает ремонт или денежную выплату в пользу заёмщика. Для этого автовладелец должен своевременно платить по кредиту. При наличии задолженности банк может зачесть выплату по полису КАСКО в счёт погашения долга. Это абсолютно законно, потому не получится оспорить действия банка и страховой компании. Придётся самостоятельно оплачивать ремонт.

При отсутствии задолженности по кредиту процесс урегулирования убытка выглядит так:

  1. Автовладелец передаёт страховщику заявление на выплату и все нужные документы.
  2. Страховая компания направляет в банк письменный запрос.
  3. Банк направляет ответное письмо с разрешением произвести выплату в пользу заёмщика.
  4. Страховщик либо перечисляет автовладельцу возмещение, либо выдаёт ему направление на ремонт.

Последнее зависит от того, какой способ урегулирования убытка выбрал собственник автомобиля при оформлении полиса КАСКО.

Каждый автовладелец, что естественно, хочет оперативно получить выплату или направление на СТОА. Для этого придётся поучаствовать в процессе урегулирования убытка. Разумно самостоятельно отвезти в банк письменный запрос страховой компании, получить у банкиров ответное письмо. В таком случае срок рассмотрения убытка существенно сократится.

Конструктивная гибель или угон

При тотальной гибели или угоне возмещение получает банк. При этом не имеет значения, есть ли у автовладельца долг по кредиту. Дальнейшие отношения заёмщика и кредитора регулируются условиями кредитного договора. Страховщик не может разделить выплату на две части в зависимости от того, сколько автовладелец успел выплатить по кредиту.

Страховая компания обязана перечислить возмещение выгодоприобретателю, а им является банк.

В случае тотальной гибели машины годные остатки обычно остаются у страховщика, а кредитная организация получает возмещение в размере страховой суммы. Однако заявить о страховом событии придётся автовладельцу. Кроме того, он должен собрать пакет необходимых документов.

В случае угона именно заёмщику придётся общаться с полицией и следователями, ведь он является собственником машины. Если автомобиль найдут уже после выплаты, автовладелец должен передать его страховой компании.

Что будет после погашения кредита?

После погашения долга перед кредитором следует незамедлительно заключить со страховой компанией дополнительное соглашение о смене выгодоприобретателя. В противном случае при наступлении страхового события выплату всё равно получит банк.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно изменить условия страхования в день погашения долга по кредиту. Смена выгодоприобретателя не влияет на степень страхового риска, а значит страховщик не вправе увеличивать размер годового платежа.

Обычно оформление дополнительного соглашения не занимает много времени, так как менеджерам не нужно согласовывать изменение графы «Выгодоприобретатель» с руководством. Однако всё же лучше заранее предупредить сотрудников страховой компании о желании изменить условия страхования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: