Кто проводит финансовую кредитную и денежную политику

Обновлено: 27.03.2024

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства по управлению денежной массой (все наличные и безналичные средства в стране) и процентными ставками.

Проще говоря, это действия государства на финансовом и валютном рынке, направленные на контроль:

  • темпов инфляции;
  • курса национальной валюты;
  • уровня занятости;
  • стабильности экономического роста.

За проведение денежно-кредитной политики (ДКП) отвечают центральные банки. Для достижения нужных показателей они:

  • устанавливают ставку рефинансирования (минимальный процент, под который коммерческие банки берут у них кредиты, — в России эту роль играет ключевая ставка), проводят операции на рынке ценных бумаг (покупают и продают акции и облигации);
  • совершают интервенции на валютном рынке (приобретают и продают иностранную валюту);
  • вводят норму обязательных резервов (часть привлечённых депозитов банка, которые должны в обязательном порядке храниться в ЦБ).

Основная цель ДКП российского Центробанка — обеспечить годовую инфляцию на уровне не выше 4%.

Пример употребления на «Секрете»:

«Без кардинальной коррекции кредитно-денежной политики и создания условий для проектного финансирования страна не сможет сделать следующий шаг в борьбе с бедностью. Необходимы доступная ипотека для регионов Сибири под 4% и проектное финансирование переработки сырья и экологической модернизации под 5%».

(Миллиардер Олег Дерипаска — о том, как победить бедность.)

Нюансы

В зависимости от того, находится экономика на подъёме или переживает спад, монетарная политика направлена на стимулирование или сдерживание экономических процессов. В первом случае её называют мягкой, во втором — жёсткой.

Чтобы добиться роста, центробанки снижают ставку рефинансирования и размеры обязательных резервов, ослабляют национальную валюту (чтобы получить преимущества в международной торговле), увеличивают денежную массу.

При слишком сильном разгоне экономики, который грозит обвалами в будущем и ростом инфляции, регулятор в первую очередь повышает ставку, а также продаёт гособлигации, чтобы удалить избыток свободных денег с рынка, — такая политика носит название стерилизации.

Что происходит в России

Российский Центробанк определяет монетарную политику как часть государственной экономической политики по повышению благосостояния россиян. «Её приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции», — сказано в релизе ЦБ.

«Банк России поддерживает инфляцию вблизи целевого уровня — 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции (от англ. target — "цель"). Основной инструмент денежно-кредитной политики — это ключевая ставка», — отмечает регулятор.

Российский Центробанк нередко критикуют за излишне жёсткую монетарную политику. Критики отмечают, что высокие ставки по кредитам не дают развиваться бизнесу, называя стабильность без роста экономики «кладбищенской».

В ЦБ парируют тем, что рост экономики создаётся не монетарной политикой регулятора, а увеличением производительности труда и капитала.

«Часто приходится слышать, что ЦБ вообще ничего не интересует, кроме своего таргета (цели. — Прим. "Секрета") по инфляции. Это не так, — заявил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. — В рамках политики таргетирования инфляции, к которой мы перешли в 2014 году, мы в первую очередь регулируем спрос в экономике. Инфляция же для нас — как термометр, который показывает, насколько экономика перегрета. В 2020 году спрос провалился — и нам пришлось перейти к стимулирующей, мягкой ДКП. Это то, что было нужно в кризис. Сейчас (в 2021 году, повышая ключевую ставку. — Прим. "Секрета") мы не зажимаем спрос. Мы лишь вернулись в область нейтральной ДКП, просто убрали лишние стимулы, чтобы не допустить инфляционного всплеска».

До вступления в силу актов в сфере бухгалтерского учета для бюро кредитных историй и кредитных рейтинговых агентств, утвержденных Банком России в соответствии с п. 14 ст. 4 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), применяются такие акты для некредитных финансовых организаций.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Департамент денежно-кредитной политики участвует в разработке и реализации денежно-кредитной политики (ДКП), проводит анализ ее эффективности, обеспечивает взаимодействие Банка России с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам разработки целевых ориентиров ДКП, а также разработки и реализации макроэкономической политики. В рамках приоритетного направления своей деятельности Департамент денежно-кредитной политики осуществляет мониторинг, анализ, моделирование и прогнозирование показателей денежно-кредитной и финансовой сфер, платежного баланса, российской и мировой экономики. На основе всестороннего анализа внешних и внутренних макроэкономических условий департамент с участием других структурных подразделений центрального аппарата, а также территориальных учреждений Банка России готовит предложения для Совета директоров Банка России по ключевой ставке, а также о размере процентных ставок по операциям Банка России, нормативах обязательных резервов и о других параметрах ДКП.

Для управления ставками денежного рынка — их поддержания вблизи ключевой ставки — Департамент денежно-кредитной политики осуществляет анализ и прогноз ликвидности банковского сектора, с учетом которых готовит предложения об объеме операций Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности. Департамент оценивает эффективность применения инструментов ДКП и готовит предложения по их совершенствованию.

Департамент денежно-кредитной политики участвует в проведении теоретических и прикладных исследований в области разработки и реализации ДКП, а также в области макроэкономики, денежно-кредитной сферы и финансовых рынков. Одним из активно развивающихся направлений является региональный экономический анализ и мониторинг предприятий в экономических подразделениях территориальных учреждений Банка России.

Департамент активно участвует в информационной политике Банка России, осуществляя подготовку материалов, разъясняющих широкой общественности причины и ожидаемые результаты решений в области ДКП. Департамент денежно-кредитной политики отвечает за подготовку программных и отчетных документов Банка России, таких как Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет Банка России, Доклад о денежно-кредитной политике, и иных материалов информационно-аналитического характера, публикуемых на сайте Банка России.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: