Методы государственного кредита в рк

Обновлено: 28.03.2024

Правовое регулирование государственных займов – институт особенной части бюджетного права, регулирующий отношения, возникающие в процессе привлечения денежных средств в бюджет на основе кредита и его погашения.

Государственные займы одновременно являются доходной и расходной частями бюджета. Государственные займы представляют собой отношения займа между государством (Правительство либо Национальный банк РК), заемщиком и юридическими и физическими лицами-займодателями, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственный кредит в экономическом смысле – это система экономических отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах, на условиях возмездности и возвратности для временного использования денежных средств юридических и физических лиц.

В правовом смысле государственный кредит – это правоотношения по мобилизации государством денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности в целях формирования бюджета, покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Государственные займы классифицируются по различным основаниям:

1. По субъектам эмиссии: а) займы, размещаемые Правительством РК; б) займы, размещаемые Министерством финансов РК.

2. По методам размещения: а) добровольные; б) принудительные; в) размещаемые по подписке.

3. По срокам действия: а) краткосрочные (до 1 года); б) среднесрочные (от 1 до 5 лет); в) долгосрочные (от 5 до 30 лет).

4. По форме выплаты доходов: а) процентно-выигрышные; б) выигрышные; в) беспроцентные (целевые).

5. По форме эмиссии: а) облигации; б) казначейские боны или казначейские векселя.

Порядок размещения государственных займов жестко регламентируется законодательством. На Министерство финансов РК возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации государственных ценных бумаг. Причем Национальный банк РК производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки второго уровня – вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Национальный банк РК и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РК, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, другими словами, Национальный банк РК занимается обслуживанием государственного внутреннего долга Республики Казахстан.

В настоящий момент проблема обслуживания государственного займа – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер проведения всех сегментов Отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.

Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социальноэкономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

Согласно законодательству Республики Казахстан заимствование это процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа, процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформление и подписание соответствующих документов по займу, получение, использование средств займа, погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами (статья 1 Закона о государственном заимствовании).

Государственный заем – это отношение займов, в которых заемщиком выступает Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган Республики Казахстан (пп.12 ст.1 Закона о государственных заимствований).

Государственный заем по месту размещения подразделяется на внутренний и внешний. Так сложилось, что на сегодня принято в основном обсуждать и анализировать тему внешних государственных заимствований, тогда как вопрос внутреннего государственного займа остается менее затронутым и исследованным. Хотелось бы остановиться именно на внутренних государственных заимствованиях.

Закон о государственном заимствовании определяет внутренний заем как отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент Республики Казахстан, а заемщиком Правительство РК или резидент РК.

Основными кредиторами внутреннего займа, как правило, являются:

  • население;
  • корпорации;
  • банки;
  • другие финансовые и кредитные учреждения.

Признаками внутреннего государственного заимствования, характеризующими его суть, являются:

  1. возвратность;
  2. возмездность;
  3. срочность;
  4. добровольность;
  5. одним из субъектов внутреннего государственного займа всегда является государство в целом, которое выступает в роли заемщика;
  6. отношения, возникающие в процессе осуществления государственного заимствования, существуют в правовой форме. Причем этой формой выступает финансовый договор.

Давая классификацию видов государственных займов, Закон о государственном заимствовании устанавливает, что:

  1. в зависимости от субъекта заимствования государственные внутренние займы подразделяются на общегосударственные и местные;
  2. по сроку действия подразделяются на краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (со сроком погашения до пяти лет) и долгосрочные (со сроком погашения свыше пяти лет)
  3. по степени фиксированности сроков погашения подразделяются на: 1)с правом заемщика (т.е. государства) на досрочное погашение займа; 2) без права заемщика на досрочное погашение займа;
  4. по способу размещения подразделяются на свободнообращающиеся, размещающиеся по подписке, принудительные.
  5. по обеспеченности подразделяются на: 1) обеспеченные залогом определенного государственного имущества; 2) основанные на доверии;
  6. по предмету займа подразделяются на натуральные и денежные;
  7. по форме доходности внутренние государственные займы делятся на процентные, выигрышные, с нулевым купоном, облигации с опционом.

В Казахстане в настоящее время и Гражданским Кодексом и Законом о государственном заимствовании предусмотрено, что государственные займы размещают только на добровольной основе. Однако фактически имеют место принудительное их размещение. Так, обязывание страховых организаций по размещению средств своих страховых резервов в государственных ценных бумагах фактически означает принудительное размещение государственных займов.

Для выяснения сущности государственного заимствования важное значение имеет вопрос о назначении этого кредита. В настоящее время государственное заимствование увязывают исключительно с дефицитом бюджета, т.е. как метод сбалансирования бюджета. Государственное заимствование имеет своим назначением обеспечение государства денежными средствами, необходимыми для финансирования государственных расходов, которые государство не считает целесообразным сократить и поэтому не укладывается в доходы, собираемыми с помощью своих других, обычных источников (в первую очередь, налогов и других обязательных платежей.)

Итак, внутренний государственный долг – это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами и резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Внутренний государственный заем рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства Нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

  1. погашение задолженности производиться за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества. Это объясняется тем, что в кредитные отношения с государством вступают лишь лица (юридические и физические), обладающие свободными денежными средствами в виде сбережений, т.е. достаточно обеспеченные слои общества, а налогоплательщиками являются как имущие, так и неимущие, что дает рассматривать государственные внутренние займы как способ перераспределения средств трудящихся в пользу класса капиталистов;
  2. для уменьшения долга государство может увеличить налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;
  3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно тормозит экономическое развитие страны.

Однако, несмотря на вышеназванные отрицательные моменты внутреннего государственного займа, считаю, что внутренние займы все же оправдывают себя. Так, применение внутренних займов в период инфляции приносит пользу, так как они снижают покупательскую способность населения, т.е. выпуск займа будет иметь дефляционный результат. Полагаю также, что займы, расширяя финансовые возможности бюджета, позволяют ему более активно воздействовать на экономические и социальные процессы, усиливая тем самым стимулирующую функцию финансов. Особенно рельефно проявляется это при целевых займах, когда они выступают средством мобилизации денежных средств в целях финансирования определенной народнохозяйственной задачи.

Таким образом, при всех обстоятельствах государственные займы выступают в качестве средства, позволяющего балансировать бюджет, т.е. покрыть предполагаемый бюджетный дефицит. И в этом качестве государственные займы всегда лучше такого средства как покрытия этого дефицита, как эмиссия. Так исследователь финансового института М.Ф. Орлов писал: «Государственный кредит есть в полном смысле неистощимое сокровище, всегда готовое для всех чрезвычайных издержек, с той, однако же, разницей, что сие сокровище на место бесприбыльного накопления в погребах правительства всегда остается в руках народа и беспрестанно умножается, удовлетворяя попеременно необходимые нужды в государственные посредством займов и переходя опять через государственные издержки к полезному удовлетворению требованию искусственности, земледелия и торговли».


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Что такое государственный кредит, кто может использовать, на каких условиях выдают

Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.

В чем суть госзаймов

Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :

  • Централизованные и децентрализованные (ценные бумаги, выступающие в качестве предмета займа, выпускает правительство либо органы местной власти).
  • Внутренние и внешние (в пределах страны или на международном уровне).
  • Краткосрочные и долгосрочные (зависит от срока договора).

В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.

Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.

СПРАВКА:

Условия выдачи государственного кредита

Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:

  • Срок ссуды. Минимальный — 1 год, максимальный — 30 лет.
  • Процентная ставка. Величину определяют в индивидуальном порядке, в зависимости от экономической ситуации в стране. Изменение ставки недопустимо ни при каких условиях на протяжении всего периода действия договора.
  • Схема погашения долга. Составляют график, указывают сумму ежемесячных выплат.
  • Обязательства кредитора и должника.
  • Заем выдают за счет бюджетных средств.
  • Функцию кредитора выполняют госструктуры либо органы местной власти.

СПРАВКА:

Госзаймы для физических лиц: как получить

Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.

Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:

  • ипотека;
  • автокредиты;
  • ссуды на лечение;
  • займы на образование.

Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.

кредит

Люди при нехватке собственных средств пользуются услугами финансовых организаций. Как результат – кредитование в стране растет из года в год. Хорошо это или плохо, когда нужно прибегать к кредитам, а когда можно обойтись без них – решает, безусловно, каждый сам.

Однако, есть общие рекомендации, следуя которым можно избежать неприятных последствий в дальнейшем. Ведь даже небольшой кредит – это прежде всего финансовое обязательство, который не может не влиять на качество жизни.

Определение целей кредита

Кредиты бывают нецелевые, когда кредитор выдает определенную сумму на различные нужды заемщика. Целевые - на покупку недвижимости, земельного участка, образование, лечение и другое. Кредиты отличаются максимальной суммой займа, ставкой вознаграждения, сроком, наличием залога или беззалоговые.

Решите для себя, для чего вам нужен кредит? Сможете ли обойтись без него? Помните, что кредит - это прежде всего обязательство, которое вам, как заёмщику, возможно, необходимо будет исполнять в течение длительного времени.

Если вы решились взять кредит, вы должны быть уверены в том, что сможете вернуть его и в сроки, оговоренные в договоре банковского займа.

Анализ существующих кредитных условий

Не спешите оформлять банковский кредит, не изучив рынок и доверившись заманчивой рекламе. Необходимо провести мониторинг сайтов банков второго уровня, в которых вы хотели бы оформить кредит и проанализировать их кредитные продукты. Выбрав оптимальный вариант, уточните у менеджера банка все условия кредитования: сумму займа, сроки и размеры выплат, есть ли комиссии при получении кредита или досрочном погашении, какова будет полная стоимость кредита со всеми процентами и платежами, сколько составит переплата и другие важные вопросы.

Потенциальному заемщику необходимо знать, что до заключения договора банк обязан предоставить полную консультацию клиенту по всем возникшим вопросам, а также информацию о сроке предоставления банковского займа и ставки вознаграждения, которая бывает фиксированной и плавающей. Также менеджер банка должен назвать размер годовой эффективной ставке вознаграждения на дату обращения клиента. Годовая эффективная ставка вознаграждения (обычно используют аббревиатуру ГЭСВ) – это общая сумма всех платежей, уплачиваемых заемщиком по кредитному договору.

Методы погашения кредита - дифференцированный и аннуитетный

  • Первый (дифференцированный) подразумевает неравные ежемесячные выплаты, которые пропорционально уменьшаются в течение срока кредитования. Ежемесячный платёж с каждым месяцем уменьшается за счёт того, что основной долг погашается равными долями, а проценты начисляются на остаток долга.
  • Во втором случае (аннуитетный) речь идет о равных ежемесячных выплатах, растянутых на весь срок кредитования. Погашение задолженности осуществляется равными платежами на протяжении всего срока кредитования. По основному долгу платежи увеличиваются, а по вознаграждению платежи уменьшаются.

В целях повышения прозрачности с 2020 года действует новая форма памятки, с которой менеджеры банка должны ознакомить клиента до заключения договора банковского займа.

В памятке для заёмщиков указывается информация о:

  • сумме и валюте займа; сроках займа;
  • о количестве платежей;
  • видах ставки вознаграждения (фиксированная или плавающая), размеру ставки вознаграждения в годовых процентах либо в фиксированной сумме;
  • о размере ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении;
  • о наименовании и размере комиссий и иных платежах, связанных с выдачей и обслуживанием займа;
  • общей сумме к погашению;
  • итоговой сумме вознаграждения;
  • размере неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное погашение основного долга и вознаграждения;
  • о иных видах штрафов, пени, согласно условиям договора банковского займа (в том числе за нецелевое использование займа, несвоевременное оформление договоров страхования и так далее);
  • необходимости заключения договора страхования и сроках его пролонгации; контактных данных банка (номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта банка).

Вы должны знать, что условия предоставления займа, указанные в памятке, являются ориентировочными с целью ознакомления и сравнения условий банковского займа с условиями займов других банков. Окончательные требования указываются в договоре. Поэтому, перед тем как подписать договор, необходимо его несколько раз перечитать. Как показывает практика, большинство обращений потребителей финансовых услуг связано как раз-таки с тем, что граждане не придают значения договору банковского займа, подписывая его, не изучив все пункты.

К договору банковского займа, помимо памятки, также прилагается титульный лист, формат которого един для всех банков.

Титульный лист содержит информацию о:

  • сумме и сроках займа;
  • размере ставки вознаграждения;
  • размере годовой эффективной ставки вознаграждения;
  • методах и способах погашения;
  • праве заемщика на частичное или полное досрочное погашение основного долга, который регламентируется соответствующим заявлением в банк;
  • размере неустойки (штраф, пени) за нарушение обязательств по договору.

Оценка своих возможностей

Допустим, вы определились с целью кредита, и она, на ваш взгляд, оправдана. Вы выбрали банк, определенное кредитное предложение. Следующим шагом для вас должна стать оценка собственного финансового состояния и платежеспособности. Задайте себе вопрос: «Сможете ли вы оплачивать по кредиту, если вдруг потеряете работу или внезапно заболеете?». Вы должны рассчитывать только на постоянный источник дохода и думать о завтрашнем дне. Ежемесячный платеж по вашим кредитным обязательствам не должен превышать половины вашего дохода. Только в этом случае вы будете более-менее уверены в своевременном погашении займа.

"Проверка наличия запрета на выезд за рубеж по реестру должников, которым ограничен выезд за рубеж и реестру должников по исполнительным производствам" Заказать

Помните, кредит – это большая ответственность и невнимательное изучение условий договора, пренебрежительное отношение к исполнению своих кредитных обязательств и переоценка своей платежеспособности могут существенно повлиять на ваш привычный уклад жизни, вплоть до возникновения стрессовой ситуации для вас и ваших близких.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: