Налоговые поступления выплаты по международным кредитам ликвидация последствий чрезвычайных

Обновлено: 24.04.2024

Наталья Акиндинова о новом проекте бюджета на предстоящее трехлетие

Из-за роста расходов на ликвидацию пандемии дефицит бюджета значительно увеличился. В будущем году намечается консолидация бюджета и снижение дефицита, но возвратиться к бюджетному правилу удастся только в 2022 году. Директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова в статье для “Ъ” рассказала о том, как, по ее мнению, эти изменения в бюджетной конструкции отразятся на экономических реалиях следующих лет.

Директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ / купить фото

Директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ / купить фото

Общая конструкция бюджета по сравнению с предыдущим планом на трехлетие существенно изменилась. Влияние пандемии коронавируса на доходы и расходную часть бюджета заметно. Правительство пытается сочетать урегулирование последствий кризиса, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике. Планы, намеченные до кризиса, теперь приходится корректировать с учетом того, как сократились бюджетные ресурсы.

Доходная часть федерального бюджета в 2021–2023 годах предполагается на уровне от 16 до 17% ВВП, что на 1–2 процентных пункта ниже, чем в предыдущем плане. Это напоминает последствия кризиса 2014–2015 годов, когда из-за падения цен на нефть доходы также снизились и в течение трех лет держались на уровне около 16% ВВП. Тогда Минфин запустил программу бюджетной консолидации и пошел на сокращение расходов, чтобы постепенно сбалансировать бюджет и вернуться к бюджетному правилу.

В текущем году с учетом реализации программ антикризисной поддержки экономики и населения расходы бюджета достигнут 22,6 трлн руб. против 18,2 трлн руб. в 2019 году. Этот рост расходов — основной источник дефицита, который составит 4,7 трлн руб., или 4,4% ВВП. Начиная с 2021 года предполагается постепенное сокращение дефицита как за счет восстановления доходов, так и за счет сокращения расходов.

Доходы в 2021 году увеличатся на 0,9 трлн руб., до 18,8 трлн руб. Ожидается, что в номинальном выражении к уровню 2019 года они вернутся только к 2022 году.

В первую очередь доходы бюджета будут восстанавливаться за счет роста цены на нефть и нефтегазовых доходов, в том числе за счет корректировки параметров налога на добавленный доход, который берется с нефтяников, и сокращения масштабов предоставляемых им льгот.

Однако несмотря на это правительство ожидает, что в среднесрочной перспективе доля нефтегазовых поступлений в составе бюджетных доходов продолжит сокращаться.

Основные источники роста доходов в последующие годы — ненефтегазовые. Это и дополнительные поступления от повышения акцизов на табак, и от налога на доходы физических лиц свыше 5 млн руб. в год, и от НДФЛ на проценты по вкладам, и поступления от налога на прибыль вследствие изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром и Мальтой. Все перечисленные доходы поступят в федеральный бюджет. Однако большая часть роста ненефтегазовых доходов обусловлена расширением налоговых баз по основным налогам на экономику (НДС, налог на прибыль), которое может произойти лишь при условии реализации прогноза о выходе на устойчивые темпы роста ВВП выше 3% в год.

В следующем году планируется, что расходы федерального бюджета составят 21,5 трлн руб., это на 0,3 трлн руб. больше, чем предполагалось в прошлом проекте, но на целый триллион меньше по сравнению с нынешним годом.

Таким образом, в целом можно считать, что процесс бюджетной консолидации начинается уже в 2021 году, хотя полноценный возврат к бюджетному правилу состоится только в 2022 году.

Структура бюджетных расходов существенно изменилась. Увеличились расходы на социальную политику, в том числе на трансферт Пенсионному фонду. В 2019 году расходы федерального бюджета на эти цели составили 4,9 трлн руб., в нынешнем году они предположительно увеличатся на 18,4%, до 5,8 трлн руб., в 2021 году этот уровень сохранится. Сюда включается и финансирование мер, предусмотренных январским президентским посланием, и меры антикризисного пакета, а также компенсация выпадающих доходов внебюджетных фондов, возникших в том числе в результате снижения взносов в социальные фонды для малого и среднего бизнеса (примерно на 0,6 трлн руб).

Борьба с эпидемией коронавируса вызвала дополнительные расходы на закупку лекарств, оборудования и выплаты врачам и медперсоналу.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2020 году ориентировочно вырастут по сравнению с прошлым — более чем в 1,7 раза — с 700 млрд руб. до 1,2 трлн руб., предполагается, что в будущем году они уменьшатся до 1,1 трлн руб.

Этот рост дал ключевую часть увеличения расходов на здравоохранение консолидированного бюджета с 3,8 трнлн до 4,4 трлн руб., при этом в будущем году их планируется сохранить на уровне нынешнего года. Пока, по крайней мере на трехлетие, заложен повышенный объем расходов на здравоохранение.

При этом расходы по нацпроекту «Здоровье» несколько меньше намеченного прежде на 4%: 253 млрд руб. и 243 млрд руб. соответственно. Планируется сокращение расходов на все национальные проекты, включая «Демографию» и «Образование». В среднем они уменьшатся на 8,6%, часть расходов переносится на более отдаленные периоды. Наиболее серьезно пострадали проекты «Экология» и «Цифровая экономика», затраты на них предполагается уменьшить примерно на 15%, а проект «Международная кооперация и экспорт» — более чем на 20%.

Проект бюджета на 2021–2023 годы одобрен правительством

Расходы на общегосударственные вопросы остаются стабильными. В целом — 1,3% и 1,2% ВВП, то есть сфера госуправления, если считать в процентах от ВВП, пострадала незначительно, несмотря на принятые решения об отказе от текущей индексации зарплат госслужащих. Выросли расходы на национальную экономику: в 2019 году они составили 2,6% ВВП, в 2020 ожидается 3%, в 2021 – 2,9%, это следствие прежде всего реализации инфраструктурных проектов, а также пакета помощи экономике. Еще один важный пункт расходов — помощь региональным бюджетам для восполнения доходов, выпавших в результате экономических последствий пандемии: межбюджетные трансферты общего характера в 2019 году составляли 1 трлн руб., в 2020 году они могут вырасти до 1,3 трлн руб., однако уже в 2021 году планируется их сокращение до 970 млрд руб. Это означает, что дополнительная помощь регионам в последующие годы не предполагается, они должны справляться сами. Планируемое финансирование дефицита за счет заимствований, без существенного расходования ФНБ, приведет к росту расходов на обслуживание долга.

Можно сказать, что пандемия существенно повлияла на бюджет, после вливаний в экономику предполагается период бюджетной консолидации — снижение расходов и к 2022 году — возврат к бюджетному правилу. При этом суммарный объем ФНБ все эти годы останется выше 10% ВВП. Решение практически не использовать накопленные резервы ни на текущую помощь экономике, ни на долгосрочные структурные реформы, делает российский бюджет сверхустойчивым, однако увеличивает риски недостижения намеченных темпов экономического роста. Бюджет в ближайшие годы будет изымать ресурсы из экономики через внутренние заимствования, а в результате пересмотра расходной части ряд ключевых программ и проектов останется недофинансированным.

Фото: Shutterstock

США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу. В связи с тем, что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях.

С точки зрения российских властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами.

Ранее международное рейтинговое агентство Fitch предупредило инвесторов о возможном дефолте по внешним российским обязательствам. По мнению агентства, оплата в рублях считается принудительным переименованием платежных обязательств (реденоминацией), а отсутствие технической возможности оплаты купонов в долларах является признаком технического дефолта.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией.

Что такое дефолт

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

Когда дефолт был в России

В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

Фото:Shutterstock

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

Виды дефолта

Фото:Shutterstock

  • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
  • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

Фото:Shutterstock

Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

  • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
  • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

Фото:Seth Wenig / AP

Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до мусорного

Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

  • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
  • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
  • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

«Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

«Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

На Банк России наложены санкции

В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям должны состояться в марте.

Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

Фото:Shutterstock

По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65% вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

Последствия дефолта

Фото:Shutterstock

Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

«Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

Фото: Shutterstock

Без учета принятых российскими властями мер курс американской валюты был бы на уровне ₽180, сказал агентству Bloomberg валютный стратег Wells Fargo Securities Брендан МакКенна. Нынешнее укрепление рубля является искусственным, добавил он.

В марте курс доллара взлетел выше ₽120, обновив исторический максимум на отметке ₽121,5275. Но после этого ралли был разворот, и российская валюта, напротив, укрепилась на 46% к доллару США, до ₽83,35 к концу марта. 8 апреля за доллар на бирже давали всего ₽71. Укрепление рубля произошло на фоне мер поддержки со стороны российских властей и Банка России.

Фото:Pexels

В марте ЦБ установил временный порядок операций с наличной валютой и предписал брокерам взимать комиссию в размере 12% с физических лиц, которые покупают иностранную валюту на бирже. В конце февраля также вышел указ президента России, который обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки, зачисленной с 1 января 2022 года. В начале апреля регулятор снял ряд других валютных ограничений. В частности, произошла отмена комиссии на покупку долларов, фунтов и евро на бирже. ЦБ также разрешил банкам с 18 апреля продавать наличную валюту гражданам, но только ту, которая поступила в кассы с 9 апреля.

По данным Bloomberg, за последние несколько недель российская валюта стала «одной из лучших валют мира»: рост рубля за последний месяц превысил 40% и опередил динамику других валют развивающихся рынков. Бразильский реал, который продемонстрировал рост на 6,2%, показал второй результат. Однако эксперты уверены, что курс рубля по отношению к доллару может не отражать его реальную покупательную способность, поскольку власти оказывают серьезную поддержку национальной валюте, отмечает Bloomberg.

Фото:Chung Sung-Jun / Getty Images

По мнению управляющего директора инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Максима Орловского, сценарий роста курса доллара до ₽180 мог реализоваться в случае, если бы не были введены временные ограничения на потоки иностранных инвестиций. В текущих условиях большинство держателей российских акций и долга продавали бы рублевые активы резидентам и выводили бы средства. Дивиденды и выплаты по долгам также выводились бы из страны, и это могло бы привести к сильному оттоку капитала в условиях, когда часть золотовалютных резервов заморожена, рассказал эксперт «РБК Инвестициям».

Главный аналитик Промсвязьбанка Егор Жильников полагает, что рубль технически сейчас уже выглядит перекупленным. По прогнозам эксперта, на следующей неделе курс доллара будет колебаться в диапазоне ₽70–75. При этом в начале недели рубль может инерционно окрепнуть, однако уже по итогам недели ожидаемые послабления ЦБ по контролю над капиталом смогут развернуть нисходящую тенденцию и привести курс доллара к более высоким значениям.

Фото:Shutterstock

Важным событием для курса рубля на следующей неделе будет заседание Банка России, которое запланировано на 29 апреля, рассказал Александр Бахтин, инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций». С учетом снижения инфляционных ожиданий населения, укрепления рубля и характера общей ситуации на рынке цикл снижения ключевой ставки может продолжиться. Базовые ожидания — снижение на 200 б.п., до 15%, сообщил эксперт.

Цикл снижения ставок позитивен для рынка акций, так как это должно способствовать оживлению экономической активности, увеличению доступности кредитования, а кроме того, может быть сопутствующим фактором разворота курсовой динамики рубля к более справедливым значениям, отмечает эксперт. По мнению Бахтина, справедливый курс российской валюты к доллару находится в зоне ₽80–85. Дополнительно ослабление рубля может стимулировать дальнейшее смягчение Центробанком мер валютного контроля.

В Росбанке полагают, что сезонный перевес торговых потоков в пользу рубля сохранится в течение апреля, это позволит удержать курс доллара у нижней границы диапазона ₽75–80, а курс евро — вблизи нижней границы коридора ₽80–85. Однако его средне- и долгосрочные перспективы будут зависеть как от внешних условий, так и от темпов отказа ЦБ от ограничений на движение капитала, предупредили аналитики.

В течение текущей недели Банк России последовательно демонстрировал смягчение стабилизационных мер, способных оказать влияние на волатильность валютного рынка, отмечают аналитики Росбанка. Однако рубль по-прежнему игнорирует послабления обязательных экспортных продаж для несырьевого и сырьевого секторов. Следующим этапом может стать снижение порога обязательных продаж экспортной выручки с 80%. Эксперты допускают, что к концу первого полугодия курсы доллара и евро поднимутся до более высоких значений. Курс американской валюты к концу второго квартала может подняться до ₽95, а курс евро — до ₽102,6.

Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 24 . Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ

1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;

регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

ГАРАНТ:

См. Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. N 1928

См. Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, направленные письмом Минфина России от 8 октября 2019 г. N 06-07-18/77032

Информация об изменениях:

Статья 24 дополнена пунктом 1.1 с 31 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Россия на пороге дефолта: что это значит для страны и граждан?

Минфин РФ впервые не смог расплатиться по своим облигациями в валюте 4 апреля. Для исполнения обязательств перед кредиторами ведомство перечислило средства для выплаты купонного дохода и погашения евробондов в Национальный расчетный депозитарий (НРД) в размере 649,2 млн долларов в рублях. Следом агентство S&P Global Ratings снизило рейтинг РФ в иностранной валюте с преддефолтного С до SD (выборочный дефолт). При этом в рублях платежеспособность страны оценивается как «уязвимая» — рейтинг CC. Это значит, что аналитики считают дефолт почти неизбежным.

Дефолт страны

— это отказ или невозможность государства оплатить долг или проценты по нему. Так как облигации в национальной и иностранной валютах являются долговыми бумагами, страна обязана производить выплаты по ним в установленные сроки с соблюдением механизмов расчетов, предусмотренных для каждой категории бумаг. Невыполнение обязательств государством также называется государственным или суверенным дефолтом.

В S&P поясняют: «Мы не ожидаем, что инвесторы смогут конвертировать эти рублевые выплаты в сумму в долларах, эквивалентную изначально предусмотренным размерам платежей, или что правительство конвертирует эти платежи в течение указанного периода (30 дней, столько дается на урегулирование долга по облигациям — Прим. ред.)».

По мнению специалистов агентства, в течение ближайших недель санкции в отношении России могут быть еще ужесточены, а следовательно, вряд ли страна сможет «выполнить свои обязательства перед зарубежными держателями долга в соответствии с условиями бумаг и техническими возможностями для этого».

Почему Россия не может расплатиться?

России как эмитенту облигаций дан срок до 5 мая, чтобы попытаться рассчитаться по долгам. В случае с нашей страной деньги у нее на это есть, но сделать выплаты технически невозможно, так как Минфин США 4 апреля заблокировал выплаты российского правительства держателям суверенных облигаций страны. Ведомство не разрешило банку-корреспонденту JP Morgan обработать купонные выплаты в долларах по суверенным облигациям. Речь идет о погашении ценных бумаг Russia 22 на сумму 552 млн долларов и купонных выплатах на 84 млн долларов по евробондам Russia 42.

Как Россия платит по долгам?

Минфин РФ перечислил деньги на счета С НРД. Нерезиденты смогут их конвертировать в валюту, только получив разрешение специальной комиссии ведомства, одобряющей сделки с нерезидентами и валютные операции.

К тому же, как заявляет Антон Силуанов, глава Минфина РФ, иностранные держатели российского госдолга имеют доступ к этим деньгам, которые им выплатила через НРД Россия. Они могут потратить их, например, на покупку новых бумаг Минфина, на налоговые расчеты «и целый ряд других операций». Конвертацию в иностранную валюту нерезиденты также смогут сделать, но после того, как зарубежные финансовые институты разморозят валютные счета России.

«Вероятно, когда международная депозитарная инфраструктура начнет взаимодействовать с российской, держатели получат доступ к этим выплатам и, возможно, будут разрешены даже какие-то операции с этими денежными средствами внутри страны, — предполагает Александр Варюшкин, старший партнер FP Wealth Solutions. — Очень может быть, что в конечном счете потери для иностранных держателей по российскому долгу будут не столь велики или же их не будет совсем (зависит от валютного курса и режима валютных операций), однако это все вопросы не самого близкого будущего».

Пока, по мнению большинства опрошенных Банки.ру экспертов, Россия находится на грани полноценного суверенного дефолта, при том, что в ее кредитоспособности два месяца назад никто не сомневался. Ольга Николаева, старший аналитик по облигациям ITI Capital, напоминает, что минимум 25% держателей еврооблигаций должны заявить о неплатежеспособности эмитента. «В текущей ситуации российским инвесторам это будет малоинтересно, так как они продолжают получать выплаты в национальной валюте», — добавляет она.

Международное право трактует выплату долгов с нарушением процедуры как дефолт. Но если смотреть с позиции России, по словам Алексея Ковалева, аналитика ФГ «Финам», то этот дефолт скорее формальный.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: