Назовите инструменты которые могут применяться при финансово кредитной поддержке малого бизнеса

Обновлено: 19.04.2024

Малый бизнес относится к видам деятельности, ведение которых не только предоставляет множество возможностей, но и сопровождается серьезными рисками. Тем более – в сегодняшних условиях, когда продолжают действие ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавирусной инфекции.

  1. Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства
  2. Виды кредитов для малого бизнеса от государства
    1. Льготный или беспроцентный кредит
    2. Грантовая поддержка
    3. Субсидии
    4. Поддержка от Службы занятости
    5. Поддержка имущественного характера
    6. Микрозаймы от государства
    7. Федеральные программы поддержки бизнеса
    8. Региональные программы поддержки бизнеса
    1. Требования к заемщикам
    2. Куда обращаться
    3. Необходимые документы
    1. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
    2. Банковские организации
    1. Кому адресованы льготные кредиты государства?
    2. На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?
    3. Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?
    4. Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Поэтому нет ничего удивительного в активизации государственной политики в части поддержки предпринимательства. Основным направлением работы в этой сфере стало льготное кредитование малого бизнеса в 2021 году. Такой вариант финансирования по-прежнему остается одной из самых действенных мер поддержки. Выдача государственных кредитов на развитие малого бизнеса ведется разными структурами, а процедура получения заслуживает более внимательного и детального рассмотрения.

    Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства

    Чтобы претендовать на кредит для бизнеса с господдержкой, хозяйствующий субъект – ООО или ИП – должен соответствовать нескольким требованиям. По состоянию на середину 2021 года государственная помощь выделяется так называемым субъектам МСП – малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся три категории ООО или ИП:

    • микропредприятия, имеющие численность персонала в пределах 15 человек и годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
    • малые предприятия, аналогичные ограничения для которых установлены на уровне 100 сотрудников и 800 млн. руб.;
    • средние предприятия с численностью трудового коллектива до 250 работников и годовым доходом не выше 2 млрд. руб.

    Еще одним критерием для получения государственной поддержки становится структура учредительного капитала юридических лиц. К ней предъявляются три требования:

    • как минимум, 51% принадлежит физическим лицам или субъектам МСП;
    • не более 49% уставного капитала находится в собственности юридических лиц, не отнесенных к малому и среднему предпринимательству;
    • муниципалитетам, региональным и федеральным органам власти, а также НКО принадлежит не более четверти учредительного капитала.

    Но и на этом требования к потенциальным адресатам кредитования для поддержки малого бизнеса от государства не заканчиваются. Дополнительными условиями финансирования выступают:

    • срок деятельности субъекта МСП в пределах 2 лет;
    • обязательная регистрация в налоговом органе;
    • отсутствие долгов по налоговым платежам, другим фискальным выплатам и банковским кредитам;
    • включение организации или ИП в ЕРСМСП (аббревиатура означает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

    В рамках реализации отдельных государственных программ могут устанавливаться условия финансирования сверх перечисленных выше. Обычно речь идет о ведении определенных видов деятельности, поддержка которых носит приоритетный характер. К числу таких относятся: здравоохранение, образования, сельское хозяйство, внутренний туризм, культура, торговля (оптовая и розничная) и т.д.

    Приведенный перечень далеко не полон, он может корректироваться и дополняться в зависимости от ситуации в конкретном регионе или в экономике страны в целом.

    Виды кредитов для малого бизнеса от государства

    Государственная политика поддержки малого бизнеса носит широкомасштабный характер. Она включает работу по нескольким направлениям, каждое из которых требуется описать более подробно.

    Льготный или беспроцентный кредит

    Первым и наиболее действенным мероприятием в сфере поддержки малых и средних ООО/ИП стало льготное кредитование. Программа запущена в 2019 году и будет действовать до 2024 года. С высокой вероятностью ее реализация будет продолжена и после указанного срока.

    Выдачей льготных кредитов для малого бизнеса от государства занимается 101 аккредитованный банк (по состоянию на сентябрь 2021 года). В указанное число входят практически все ведущие финансовые организации страны, включая СберБанк, ВТБ, Открытие, Зенит и многих других. Помимо крупных федеральных банков к реализации программы привлекаются и ведущие региональные кредитные структуры, особенно активные в том случае, если помощь бизнесу финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

    Кредит для бизнеса с господдержкой относится к целевым. Полученные средства направляются на решение одной из четырех задач:

    1. Пополнение оборотных активов предприятия. В этом случае деньги расходуются на закупку сырья или выплату зарплаты. Конкретные условия финансирования определяются на уровне регионов. Стандартный срок кредитования не превышает 1 года, лимиты составляют от полумиллиона до 500 млн. руб.
    2. Реализация инвестиционного проекта. Полученные финансовые ресурсы расходуются на развитие бизнеса, например, приобретение оборудования или капитальный ремонт производственных помещений. Сумма кредитования – от полумиллиона до 2 млрд. руб., длительность – в пределах 10 лет.
    3. Развитие бизнес деятельности. Программа поддержки рассчитана исключительно на самозанятых и микропредприятия. Кредитный лимит равняется 10 млн. руб., срок финансирования – не более 5 лет.
    4. Рефинансирование. Деньги направляются на перекредитование на более выгодных, чем существующие условия. Результатом становится снижение финансовой нагрузки на заемщика, так как новые кредит оформляется по льготной ставке, в некоторых случаях – и вовсе под ноль процентов годовых. Срок финансирования не должен быть дольше исходных финансовых обязательств, максимальная продолжительность – 10 лет.

    Важной особенностью льготного кредита для малого бизнеса от государства становится льготная процентная ставка. В общем случае она рассчитывается по предельно простой схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 2,75% годовых. Разницу с фактическим процентом банку компенсирует бюджет - федеральный или региональный, в зависимости от того, о какой программе поддержки идет речь.

    Грантовая поддержка

    Отдельное направление государственной поддержки субъектов МСП. Реализуется за счет бюджетов регионального уровня с привлечением территориальных подразделений федеральных структур – Фонда поддержки предпринимательства и Фонда содействия инвестициям. Условия предоставления грантов определяются каждым субъектом РФ.

    Стандартной считается распределение выделенных финансовых ресурсов в рамках проведения специальных конкурсов. Приоритет отдается тем ООО и ИП, которые работают в наиболее важных сферах деятельности, перечисленных выше.

    Субсидии

    Мера поддержки адресована начинающим предпринимателям. Денежные средства направляются на развитие бизнеса в рамках разработанного и утвержденного плана. Сумма финансирования варьируется от 300 тыс. до полумиллиона рублей, что составляет до 50-70% от запланированных затрат. После отчета о целевом расходовании средств они списываются, то есть не подлежат возврату, что становится важным достоинством получения субсидий.

    Отличие от грантовой поддержки

    Субсидии заслуженно считаются более распространенной и широко применяемой мерой государственной поддержки бизнеса. Все, что требуется для их получения – согласование бизнес-плана. Гранты выделяются на конкурсной основе и для представителей определенных сфер деятельности. А потому их получить заметно сложнее.

    Классификация субсидий

    Стандартной целью выделения субсидий становится развитие бизнеса в соответствии с утвержденным планом. Но это не единственное направление возможного расходования средств. В рамках реализации различных государственных программ деньги выдаются на другие цели, включая:

    • лизинг машин и оборудования;
    • компенсация кредитных процентов;
    • участие в выставочных и презентационных мероприятиях;
    • реклама;
    • сертификация продукции, организация экспорта, оформление свидетельств и патентов.

    Поддержка от Службы занятости

    Суть программы – стимулирование неработающих граждан открыть собственный бизнес посредством регистрации ИП. Для получения поддержки необходимо:

    • встать на учет в статусе безработного;
    • подать заявление в центр занятости;
    • пройти обучение с последующей сдачей итогового экзамена;
    • выбрать сферу деятельности;
    • разработать и согласовать бизнес-план;
    • зарегистрировать ИП в налоговых органах;
    • сформировать комплект документов на выделение субсидии.

    Величина субсидии составляет до 60 тыс. руб. Сумма может быть увеличена при найме на работу еще одного человека, состоящего на учете в центре занятости. Выделенных средств обычно хватает как на компенсацию расходов по открытию бизнеса, так и на его запуск.

    Поддержка имущественного характера

    Предполагает предоставление недвижимости в аренду на льготных условиях. Условием получения становится заключение долгосрочного арендного договора длительностью от 5 лет. Льгота заключается в сниженной ставке аренды на первые три года. Ее значение составляет, соответственно, 40%, 60% и 80% от базовой величины платежа. Бонусом становится преимущественное право выкупа арендуемой недвижимости, которое предоставляется субъектам МСП на помещения в пределах одной тысячи кв. м.

    Микрозаймы от государства

    Предусматривают выделение от 100 тыс. до 5 млн. руб. по льготной процентной ставке. Финансирование носит целевой характер. Для суммы в пределах 300 тыс. руб. предоставляется один из двух видов обеспечения – поручительство или залог. Для финансирования свыше указанной цифры необходима гарантия обоих видов. За ее получением можно обратиться в специализированный МСП Банк.

    Федеральные программы поддержки бизнеса

    Основная федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса запущена в 2019 году. Ее дополняют вспомогательные меры, которые были приняты после введения «ковидных» ограничений. Их перечень постоянно меняется и корректируется в зависимости от текущего состояния экономики страны.

    Региональные программы поддержки бизнеса

    Перечень других мер поддержки предпринимателей

    Поддержка бизнеса со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми или имущественными мерами. Другими видами помощи выступают:

    • консультационная. Включает бесплатные консультации грамотных специалистов, доступные всем желающим в центрах «Мой бизнес» или МФЦ;
    • информационная. Выражается в активной разработке и продвижении различных онлайн-сервисов бизнес-тематики. На них размещается актуальная дли предпринимателей информация, в том числе – о мерах государственной поддержки или изменениях в законодательстве;
    • образовательная. Предусматривает повышение квалификации - как самого бизнесмена, так и его персонала – на льготных условиях. Последние заключаются в компенсации до половины расходов на обучение.

    Как получить государственный кредит для бизнеса

    Важной частью поддержки малого бизнеса государством выступает сравнительно простая процедура оформления кредита. Она предусматривает три основных составляющих.

    Требования к заемщикам

    Первое и главное требование к потенциальному получателю льготного кредита – подтверждение принадлежности к субъектам МСП. Основные критерии и дополнительные условия для этого детально описаны выше.

    Куда обращаться

    Перечень банков, аккредитованных на участие в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, размещен на сайте «Мой бизнес», которые разработан и ведется в рамках реализации Национального проекта. Список финансовых организаций периодически корректируется. На сегодня в него включены практически все ведущие отечественные банки – как федерального, так и регионального уровня. Для получения льготного кредита можно обращаться в любой из них, работающий по месту регистрации бизнеса.

    Необходимые документы

    Одобрение банком выдачи кредита для бизнеса с господдержкой предусматривает предоставление заемщиком такого набора документов:

    • заявка на кредитование;
    • анкета клиента банковской организации;
    • учредительные документы (для ООО) или паспорт (для ИП);
    • регистрационная документация хозяйствующего субъекта;
    • обязательная отчетность;
    • справка ИФНС об отсутствии долгов;
    • перечень имущества для оформления залога.

    Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства

    Самой частой причиной отказа в льготном кредитовании становится некомплектный набор документов. Еще одним основанием для такого решения выступает предоставление неверной информации о потенциальном заемщике. Другими причинами отказать заявителю выступают: долги перед бюджетом, невыполнение критериев для подтверждения статуса субъекта МСП, отсутствие залога.

    Негосударственная поддержка

    Поддержкой малого бизнеса занимается не только государство. Некоторые участники отечественного финансового рынка разрабатывают и реализуют собственные программы помощи. Особого внимания заслуживает деятельность РАПМСБ и ряда российских банков.

    Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

    Банковские организации

    Значительная часть крупных отечественных банков – СберБанк, РоссельхозБанк, ВТБ, Альфа-Банк и многие другие – активно участвуют в реализации государственных программ помощи бизнесу. Важным бонусом становятся льготы, которые предоставляются самими финансовыми организациями – или в рамках собственных мер поддержки, или как дополнение к государственным.

    Конкретные условия помощи постоянно обновляются и корректируются, а потому перечислять их не имеет смысла. Для получения актуальной информации намного проще и правильнее посетить официальный сайт любого из перечисленных банков.

    Часто задаваемые вопросы

    Кому адресованы льготные кредиты государства?

    Государственная программа помощи рассчитана на так называемых субъектов МСП – малого и среднего предпринимательства. Для отнесения ИП или ООО к таковым, требуется выполнить условия по годовому доходу и численности персонала.

    На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?

    Лимиты определяются в зависимости от целей кредитования и вида программы поддержки. В общем случае речь идет о сумме в пределах 2 млрд. руб. на срок до 10 лет.

    Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?

    Реализацией различных программ помощи занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, ряд федеральных ведомств (фонд занятости, Центробанк), некоторые НКО (Фонд содействия инвестициям, РАПМСР), финансовые организации (банки).

    Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Кредитование происходит на стандартных условиях. Заемщик формирует и предоставляет в банк пакет документов, подтверждающий выполнение всех необходимых требований.

    Статья 17. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

    1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    2. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с участием корпорации развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 02.08.2019 N 279-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Оказание региональным гарантийным организациям финансовой поддержки, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется с учетом присвоенного корпорацией развития малого и среднего предпринимательства ранга в отношении региональных гарантийных организаций, соответствующих требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Настоящая статья посвящена исследованию финансово-кредитных инструментов государственной поддержки малого бизнеса. Формулируя положения, которые могут обосновать актуальность представленного исследования, стоит отметить, что структурные изменения поддержки малого бизнеса со стороны государства, а также планомерное развитие современных рыночных отношений нуждаются в разработке и дальнейшем применении принципиально новых подходов и методов к финансированию данного сектора. Проблема финансирования малого бизнеса в России всегда была ключевым вопросом. Более того, особую актуальность указанная тема приобретает в периоды существенных экономических изменений негативного характера, а также в определенный период после окончания кризисных явлений. Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов системы государственной поддержки малого бизнеса требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований формирования необходимых финансово-кредитных инструментов, обеспечивающих финансирование текущей деятельности экономики государства, а также каждого конкретного субъекта бизнес-среды. Цель представленного исследования можно определить как комплексный анализ государственной помощи малым предприятиям со стороны финансово-кредитных инструментов. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственной поддержки малого бизнеса через финансово-кредитные механизмы. В качестве основных методов, которые применялись для написания настоящего исследования, выступают основные приемы эмпирического, а также теоретического познания того, каким образом осуществляется функционирование поддержки малого бизнеса со стороны государства на территории Российской Федерации. В заключение приводятся проблемы и обозначаются перспективы успешного развития малого бизнеса в России. Также стоит акцентировать внимание на том, что информационная база представленного исследования характеризуется как репрезентативная, что дает основания говорить о наличии достаточной основы формирования максимально объемной картины поддержки малого бизнеса со стороны государства и ее оценки.


    1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства 2007. № 31 Ст. 4006.

    2. О предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 // 2016. № 15 Ст. 2097.

    4. Куприянова Т.А. Государственная помощь, как источник финансирования малого бизнеса и её учет // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 56. С. 150–155.

    5. Идигова Л.М., Аслаханова С.А. Анализ состояния развития малого бизнеса в России // Вестник научных конференций. 2015. № 1–5 (1). С. 44–47.

    6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 // 2014. № 18 Ст. 2163.

    9. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Собрание законодательства 2016. № 24 Ст. 3549.

    10. Козионова А.В., Евдокимова С.С. Современные тенденции кредитования малого и среднего бизнеса // Научные исследования и разработки студентов: сборник материалов III межд. студ. научно-практ. конф. (Чебоксары, 31 марта 2017 г.). Волгоград 2017. С. 218–220.

    С позиции существующих экономических воззрений малый бизнес рассматривается через призму институциональной хозяйствующей единицы, которая призвана разрешать задачи экономического характера, возникающие в рамках общественных отношений. Субъекты малого бизнеса традиционно способны выполнять определенные функции, позволяющие не только увеличить благосостояние определенных субъектов общественных отношений, но и планомерно повысить благосостояние всего общества. Проблема финансирования малого бизнеса в России всегда была ключевым вопросом. Особую актуальность данный вопрос приобретает в периоды экономической стагнации, а также в определенные промежутки времени, отведенные для восстановления экономики после кризисных проявлений. Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов системы государственной поддержки малого бизнеса требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований формирования необходимых финансово-кредитных инструментов, обеспечивающих финансирование деятельности, которая осуществляется в рамках экономических отношений государства и конкретного субъекта бизнеса в частности.

    Цель исследования: исследование государственной помощи малым предприятиям со стороны финансово-кредитных инструментов.

    Материалы и методы исследования

    Основные методы исследования, использованные в рамках представленного исследования – это приемы эмпирического и теоретического познания механизма функционирования поддержки малого бизнеса на территории РФ со стороны государства.

    Рассматривая нормативно-правовое регулирование анализируемой сферы, нельзя не отметить такой правовой акт, как Федеральный закон от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства…» [1]. Описание критериев, позволяющих выявить соответствие предприятия тем или иным показателям, представлено в таблице.

    Можно констатировать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства заключается в том, что осуществляется разработка, а также дальнейшая реализация на практике комплекса мер, необходимых для минимизации рисков. В данном аспекте речь идет о тех рисках, которым подвергаются почти все субъекты малого предпринимательства. Как следствие, в указанном аспекте формируются оптимальные условия для того, чтобы субъекты малого предпринимательства могли благополучно развиваться в дальнейшем.

    Также в указанном аспекте стоит акцентировать внимание на том, что на современном этапе развития в рамках государственной поддержки малого предпринимательства затрагиваются только отдельные моменты, перечень которых характеризуется как исчерпывающий. Полагаем, что данная ситуация во многом обусловлена тем, что в настоящее время сектор малого предпринимательства испытывает явные недостатки в обеспечении необходимыми ресурсами. Известно, что меры государственной поддержки рассматриваемого сектора могут быть предоставлены как коммерческими компаниями, так и некоммерческими организациями. К числу некоммерческих организаций в данном аспекте относятся государственные учреждения, инвестиционные фонды или, например, общественные предприятия различного рода [3].

    Существуют различные формы государственной помощи (рис. 1).

    Анализ основных критериев, по которым устанавливается принадлежность предприятия к субъектам среднего или малого бизнеса

    Малый бизнес, млн руб.

    1. Предел дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий год (подразумевается год календарный). Данный показатель будут определяться в порядке, который установлен законодательством РФ о налогах и сборах [2]

    2. Средняя численность работников

    3. Доля участия иностранных организаций в уставном капитале фирмы

    Структурно механизм государственной поддержки субъектов включает в себя несколько элементов, которые необходимо рассмотреть более детально.

    1) нормативно-правовое регулирование. В данном аспекте особое значение приобретает рассмотренный ранее ФЗ № 209-ФЗ, который осуществляет правовую регламентацию региональных программ, необходимых для обеспечения оптимального развития единиц среднего, а также малого предпринимательства;

    2) финансовая поддержка. В данном аспекте можно выделить проблемы, с которыми сталкиваются анализируемые субъекты. Во-первых, это отсутствие регулярного финансирования и минимальные возможности получения заемных средств, а во-вторых, дефицит собственных средств у предпринимательской единицы. При наличии указанных факторов, финансовая поддержка со стороны государства может быть выражена в виде предоставления бюджетного кредита, в виде субсидий, ссуд, займов или установления гарантий и льготного режима налогообложения;

    3) имущественная поддержка. Суть имущественной поддержки анализируемых субъектов со стороны государства заключается в том, что органы местного самоуправления или органы государственной власти передают предпринимательской единице определенные объекты в пользование. Такая передача дифференцируется на передачу в собственность и на передачу во временное пользование, а объектами передачи могут выступать здания, земельные участки, сооружения и иные объекты. Существуют определенные способы передачи объектов субъектам предпринимательской деятельности. Среди них выделяют возмещение полной стоимости, безвозмездное пользование или льготный режим. Отметим, что в рамках льготного режима имущество будет приобретаться по ценам, которые существенно отличаются от рыночных цен в сторону уменьшения [5];

    4) инфраструктурное обеспечение. Инфраструктурное обеспечение в данном аспекте призвано решить широкую совокупность практических задач, которые необходимо рассмотреть в настоящем исследовании. Так, в данном аспекте будет решаться такая задача, как формирование слаженной системы организаций, представленных в виде коммерческих и некоммерческих образований, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выступающих в роли исполнителей, подрядчиков или поставщиков. Представляется, что цель деятельности указанных субъектов будет состоять в том, чтобы оказывать услуги или выполнять работы на территории страны, принимая участие в развитии экономики и удовлетворении потребностей каждого отдельного гражданина (организации). В данном аспекте подразумеваются только такие потребности, которые формируются в рамках реализации программ местного и федерального уровня на практике и направлены на развитие и всестороннюю поддержку субъектов малого предпринимательства. Второй задачей по праву является обеспечение деятельности агентств и центров, деятельность которых будет непосредственно связана с решением вопросов относительно развития субъектов малого предпринимательства. Вопросы в указанной ситуации могут быть местного или регионального значения, а также существовать в масштабе целой страны. И, наконец, стоит отметить такую задачу, как создание фондов, направленных на оптимизацию кредитования субъектов малого предпринимательства и формирование фондов инвестиционного плана которые, как следует из названия, будут привлекать ресурсы для развития малого бизнеса в стране.

    На федеральном уровне осуществляются программы государственной поддержки МСБ.

    Среди них целесообразно выделить следующие:

    - программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк;

    - программа гарантийной поддержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий» (Агентство кредитных гарантий).

    hoppert1.wmf

    Рис. 1. Основные формы государственной помощи субъектам малого предпринимательства [4]

    hoppert2.wmf

    Рис. 2. Объем средств федерального бюджета, направляемых на программу за 2008–2018 гг. [7]

    На сегодняшний день в нашей стране получили признание меры и инструменты поддержки МСБ, которые уже давно активно применяются за пределами России. К инструментам подобного плана вполне можно отнести предоставление грантов для запуска собственных проектов, а также создание так называемых «бизнес-инкубаторов», равно как и формирование иных поддерживающих единиц, в том числе в сфере кредитования или информирования.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Ключевым звеном в существующей системе поддержки малого бизнеса является программа Министерства экономического развития России. В рамках данной программы средства федерального бюджета в конкурсном порядке распределяются между регионами, при этом расходы на финансовую поддержку малого бизнеса софинансируются из региональных бюджетов [6]. В 2018 г. программе Министерства экономического развития РФ исполнилось 13 лет, за это время произошло увеличение ежегодного объема средств из федерального бюджета в 12 раз. Так, на рис. 2 можно заметить: в 2009 г. в сравнении с 2008 г. произошел резкий подъем с 3,9 млрд руб. до 18,6 млрд руб. и держался до 2015 г., в 2016 г. – спад финансирования программы на 6,2 млрд руб., но уже с 2017 г. следует отметить восходящий тренд.

    Кредитование предпринимательства - это основополагающий фактор существования малого бизнеса в целом, потому что малый бизнес зачастую строит бизнес за счет заемных средств. Но заемные средства нужны не только для первоначального становления бизнеса, они нужны практически во все время существования бизнеса. Когда малые предприниматели достигают одних поставленных целей, появляются другие, например такие как расширение бизнеса.

    Важным условием для выдачи кредита является его обеспечение, это гарантия банка о своевременном погашении кредита заемщиком. Основными видами обеспечения кредита обычно бывают поручительство физических лиц, залог в виде имущества и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

    Динамику кредитования малого и среднего предпринимательства с 2008 по 2018 г. рассмотрим на рис. 3. Упрощение доступа МСБ к кредитным ресурсам банковской системы стало ведущим направлением государственной поддержки малого бизнеса. Однако все предпринимаемые государством меры пока не привели к долговременному улучшению ситуации. На рис. 3 можно заметить, что объем выдачи кредитов в 2015 г. резко снизился на 28 % по сравнению с 2014 г., составив 5,5 трлн руб. В значительной мере негативная динамика была определена уменьшением активности крупных банков, в том числе из-за повышения рисков в сегменте малого и среднего бизнеса. В 2017 г. можно увидеть увеличение объема кредитов впервые с 2013 г., однако докризисных значений кредитование малого и среднего бизнеса в России все еще не достигло: по итогам 2013 г. было выдано 8,1 трлн руб. Показатели за 2018 г. существенно выше динамики за прошлые года, но в абсолютном выражении объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу пока далек от докризисного уровня и годовой темп прироста сократился на 4 %. Восходящий тренд на рынке кредитования МСБ связан со снижением процентных ставок по кредитам. Средневзвешенная ставка по долгосрочным займам в данном секторе за год сократилась с 14,2 % до 10,9 %, а для краткосрочных займов – с 14,8 % до 12,4 %. По данным проведенного опроса среди банков рейтинговым агентством «Эксперт РА», вырос не только объем кредитования, но и число поданных и одобренных заявок на кредиты малому и среднему бизнесу.

    Среди банков в первую десятку в 2019 г. по объёмам кредитования малого бизнеса вошли:

    4. ПАО «Промсвязьбанк».

    5. АО «Райффайзенбанк».

    6. ПАО «АК БАРС» БАНК.

    7. ПАО «Банк ЗЕНИТ».

    8. КБ «Кубань Кредит» (ООО).

    10. ПАО «БАНК УРАЛСИБ».

    Наибольший темп прироста кредитного портфеля малому бизнесу можно отметить у АО «АЛЬФА-БАНК» (56,4 %), что переместило банк с 5 места на 3.

    Авторы пришли к выводу, что необходимо доработать национальную кредитную политику по следующим направлениям:

    • разработка у коммерческих банков ресурсного фонда по обеспечению долгосрочных кредитных линий для развития, а не только закупки оборотных активов;
    • пересмотр ситуации абсолютного приоритета крупных заёмщиков перед мелкими ввиду одинаковых операционных затрат и определение методов обеспечения «кредитных каникул» для малого предпринимательства с государственной поддержкой;
    • создание «рисковых» фондов для организации работы с малым предпринимательством со стороны коммерческих банков с целью организации эффективной базы для оценки рисков по беззалоговым налогам. Подобные фонды должны быть поддержаны государствами через налоговые и другие льготы [9].

    Благодаря этим вариантам реформирования национальной кредитной политики должен появиться приток инвестиционного портфеля со стороны малого предпринимательства и увеличиться денежный оборот, что позволит снизить под давлением кризисной ситуации и увеличения количества потенциальных клиентов процентные ставки.

    Центральным банком РФ совместно с Правительством РФ была разработана стратегия о развитии финансового рынка Российской Федерации. Автор А.В. Козионова в своей статье рассматривает следующие основные векторы совершенствования стратегии развития: «уточнение порядка применения пониженного коэффициента риска, развитие стандартов кредитования и расширение практики использования факторинга. В частности, целесообразным решением станет развитие специализированных банков по кредитованию малого бизнеса, таких как, например, АО «МСП Банк» и «Modulbank», и разработка новых кредитных продуктов. Также для успешного функционирования рынка кредитования малого предпринимательства требуется поиск дополнительных ресурсов для снижения уровня процентных ставок по соответствующим кредитам» [10, c. 220].

    hoppert3.wmf

    Рис. 3. Объем выданных кредитов малому бизнесу [8]

    В результате проведенного исследования удалось сформулировать и обосновать вывод о том, что малый бизнес на территории страны имеет достаточно хорошие перспективы. В связи с этим развитие данного сектора должно выступать в качестве приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации. Одновременно с этим непосредственные субъекты малого предпринимательства должны использовать предоставленные возможности с максимальной эффективностью, ибо в противном случае они будут лишены какого-либо смысла.

    В России при хорошо развитой налоговой помощи малым предприятиям ощущается острая нехватка помощи финансовой. К примеру, в той же Германии выделяют на открытие бизнеса средств в 40 раз больше, чем в России. В России предприниматели вынуждены обращаться в кредитные организации. Высокие процентные ставки и большая вероятность отказа из-за отсутствия обеспечения существенно ограничивают малый бизнес в ресурсах. Требуются существенные усилия для эффективной реализации на практике всех форм и методов поддержки малого бизнеса в России.

    Яна Аржанова

    В связи с распространением коронавирусной инфекции 30 марта были объявлены нерабочие дни. Это решение вызвало ограничения в работе компаний. Особенно сильно пострадал малый и средний бизнес. Чтобы поддержать экономику и предотвратить банкротство предприятий, правительство приняло определенные меры.

    На онлайн-конференции «Коронакризисные меры и другие нововведения», организованной компанией СКБ Контур, директор по развитию продаж кредитных продуктов Банка ЗЕНИТ Сергей Самофалов рассказал о нескольких программах поддержки малого и среднего бизнеса, которые сегодня предлагают банки.

    Они делятся на два больших блока — федеральный и региональный.

    Федеральные программы поддержки МСП от банков

    К таким программам можно отнести кредитные каникулы, льготную реструктуризацию, программы 6,5 и 8,5, кредиты под 0 % на зарплату.

    Рассмотрим все эти программы детальнее.

    Кредитные каникулы

    Право на кредитные каникулы предприниматели получили благодаря Федеральному закону от 03.04.2020 № 106-ФЗ.

    Заемщики из пострадавших отраслей могут обратиться в банк с требованием о кредитных каникулах, отсрочке или реструктуризации кредита на полгода. Важно успеть это сделать до 30 сентября 2020 года.

    На кого рассчитана программа

    Воспользоваться кредитными каникулами могут только субъекты МСП, соответствующие ряду требований:

    • Заемщик должен входить в реестр субъектов МСП, то есть действительно относиться к малым или средним предпринимателям. Стоит отметить, что Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ расширил основания для включения субъектов в реестр МСП. В 2020 году в него попадут те, кто не подал отчетность вовремя в 2019 году. Субъекты МСП, которые не были включены в реестр 10 августа 2019 года из-за отсутствия отчетности за 2018 год, смогут попасть в него, если представят отчетность за 2018 год не позднее 30 июня 2020 года.
    • Вид деятельности бизнеса должен относиться к пострадавшим в результате пандемии. Он определен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

    Для малого бизнеса в данную программу попадают отрасли как по основному, так и по дополнительному ОКВЭД. Что касается средних и крупных предприятий, то в их случае работает только основной ОКВЭД.

    • Кредит должен быть оформлен до 3 апреля 2020 года.

    Если ваш бизнес соответствует этим требованиям, то вы можете обратиться в свой банк и попросить отсрочку. Это делается в свободной форме — обычно она представлена на сайте банка.

    Если вы не попадаете под условия программы, но понимаете, что бизнес просел и есть отрицательная динамика по финансам, то тоже обратитесь в банк. Обычно они рассматривают такие заявления и идут навстречу клиентам, предоставляя реструктуризацию кредита. При этом банки сами определяют, сроки, размеры и другие параметры реструктуризации.

    Заемщик может выбрать один из вариантов кредитных каникул:

    • отсрочку основного долга;
    • отсрочку и процентов, и основного долга;
    • уменьшение размера ежемесячного платежа по кредиту

    Приостановление исполнения обязательств предлагается на срок, определенный заемщиком, но не более 6 месяцев.

    У этой меры поддержки есть очевидные преимущества:

    • бизнесу, у которого нет возможности выплачивать по кредиту, не начисляются штрафы, пени и неустойки;
    • остается возможность досрочного погашения кредита;
    • для оформления кредитных каникул не нужно собирать дополнительные документы.

    Приостановление исполнения обязательств возможно на срок, определенный заемщиком, но не более 6 месяцев.

    Подробнее о том, как воспользоваться этой программой поддержки, читайте в статье «Кредитные каникулы — 2020: условия, оформление».

    Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте

    Программа субсидирования платежей по кредитам

    Эта программа также известна как «Льготная реструктуризация (1/3, 1/3, 1/3)».

    В разных банках она может иметь свое название, но суть её одна — в рамках Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 410 юрлица и ИП могут снизить на 2/3 платежи по процентам по кредитам в течение 6 месяцев.

    Программа работает так:

    • 1/3 ставки берет на себя заемщик;
    • 1/3 ставки за заемщика компенсирует банк;
    • 1/3 ставки субсидирует государство.

    Таким образом, бизнес платит только 1/3 процентов, начисленных по кредиту. Остальные 2/3 списываются.

    В этом заключается ключевое отличие программы субсидирования платежей по кредитам от кредитных каникул. Если каникулы предполагают лишь отсрочку по процентам либо по «телу» долга или по процентам и по «телу» долга, то субсидирование предлагает более выгодный для бизнеса вариант — проценты в размере 2/3 ему вообще не нужно платить.

    На кого рассчитана программа

    Важно, чтобы заемщик входит в реестр субъектов МСП и вел деятельность в одной из наиболее пострадавших отраслей экономики, которые определены в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

    У заемщика не должно быть задолженностей перед бюджетом и по заработной плате сотрудникам. Также важно, чтобы бизнес не находится в стадии банкротства.

    Период, который субсидируется бизнес, составляет 6 месяцев максимум. Услугу предоставляют банки, подписавшие соглашение с Минэкономразвития и получившие право работать по этой программе. На сегодняшний день большинство банков уже работают по программе субсидирования платежей по кредитам.

    Субсидирование платежей по кредитам — «Программа 6,5»

    Реализуется Корпорацией МСП и Банком России для стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса.

    С 9 апреля 2020 года в неё были внесены некоторые изменения:

    • Если ранее к заемщику предъявлялись требования по отсутствию задолженности по налогам, сборам и зарплате, то сейчас их нет. Таким образом, если у бизнеса есть задолженность по налогам, он всё равно может рассчитывать на получение кредита в рамках этой программы.
    • Раньше существовали ограничения по отраслям. Сейчас они сняты, а список отраслей значительно расширен. Для всех заемщиков установлена максимальная ставка в размере не более 8,5 %.
    • Сняты ограничения по заемщикам, связанным с подакцизными видами деятельности и добычей/реализацией полезных ископаемых.

    Форматы предоставления кредита могут быть разными: единовременная выдача, не возобновляемая кредитная линия, возобновляемая кредитная линия с определенными траншами, которые удобны клиенту.

    Есть требования к минимальной и максимальной сумме кредита — от 3 млн руб. и до 400 млн руб. для действующих клиентов и до 200 млн руб. для новых клиентов.

    Срок кредита соответствует условиям выбранной программы кредитования, льготная ставка субсидируется до 3-х лет.

    Помимо стандартных вариантов обеспечения программы могут быть поручительства региональных гарантийных фондов. В ряде регионов они дают до 70 % поручительства. Также есть гарантии Корпорации МСП.

    Стандартные варианты обеспечения:

    • недвижимость и земельные участки;
    • транспорт (спецтехника, легковой, грузовой и пр.);
    • оборудование (в том числе приобретаемое);
    • поручительство юрлиц — связанных компаний (при наличии) и физлиц — собственников бизнеса.

    Если ваш бизнес входит в реестр субъектов МСП, вы можете рассчитывать на получение субсидии в рамках этой программы. Её основой плюс — гибкость, так как под неё попадают все без исключения отрасли. Во-вторых, стоит отметить её цену — ставка до 8,5 % достаточно привлекательная.

    На кого рассчитана программа

    Цели кредитования в рамках «Программы 6,5» — это пополнение оборотных средств, рефинансирование и инвестиции.

    Чтобы участвовать в программе, заемщику нужно быть в реестре субъектов МСП и не находиться в стадии банкротства. Помимо этого у него должна быть положительная финансовая отчетность и положительные чистые активы по итогам последнего отчетного периода. Важно, чтобы и кредитная история не вызывала вопросов.

    Льготное кредитование «Программа 8,5»

    Эта программа субсидирования кредитования ориентирована на субъектов МСП, её реализует Минэкономразвития в рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764.

    В неё тоже были внесены некоторые изменения:

    • Если раньше было требование по максимальному суммарному объему кредитов на рефинансирование (не более 20 % от общей суммы кредитов), то сейчас это ограничение снято.
    • Раньше программа применялась только под инвестиционные кредиты, а теперь можно рефинансировать кредиты на оборотные цели.
    • Сняты ограничения по заемщикам, занимающимся подакцизными видами деятельности и добычей/реализацией полезных ископаемых (только для микробизнеса и на оборотные средства).

    В качестве плюсов этой программы поддержки можно отметить бесплатную оценку залога, отсутствие комиссии за выдачу кредита и возможность кредитования свыше установленного льготного срока — до 5 лет.

    Кредит может предоставляться в форме единовременной выдачи, не возобновляемой кредитной линии и возобновляемой кредитной линии — в обоих случаях сумма траншей не менее 1 млн руб.

    Минимальная сумма кредита — 10 млн руб., а максимальная зависит от того, какой клиент обращается: для новых максимум установлен на уровне 200 млн руб., для действующих — до 400 млн руб.

    Кредитование производится на пополнение оборотных средств, инвестиции и рефинансирование ранее выданных кредитов на оборотные или инвестиционные цели. На кредиты, которые выданы по госпрограммам, эта программа льготного кредитования не распространяется.

    Срок кредита составляет до 5 лет (льготная ставка — до 3-х лет).

    В качестве вариантов обеспечения предусмотрены поручительства региональных гарантийных фондов, гарантии АО «Корпорация МСП». Также учитываются варианты с недвижимостью и земельными участками, транспортом и оборудованием.

    На кого рассчитана программа

    Как и в предыдущих программах, основные требования — заемщик должен входить в реестр субъектов МСП и осуществлять деятельность в приоритетных отраслях. Если вы не попадаете в список приоритетных отраслей, то эта программа не для вас.

    Важно, чтобы бизнес не находился в стадии банкротства.

    Льготное кредитование «Программа 8,5» по условиям похоже на программу 6,5 %, но имеет, в отличие от неё, ограничения по отраслям.

    Программа субсидирования ставок по кредитам для поддержки занятости

    Это так называемая программа «Кредиты под 0 % на зарплату», которая действует в рамках Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 422.

    На кого рассчитана программа

    В данном случае подразумевается кредитование на обеспечение занятости сотрудников по ставке 0 % сроком на 6 месяцев.

    Расчет будет таким:

    МРОТ с учетом районного коэффициента * численность сотрудников компании * 6 месяцев = максимальная величина кредита, на которую может рассчитывать бизнес

    При этом учитываются только те сотрудники, которые официально числятся в штате.

    Так как кредит выдается по нулевой ставке, за него заемщик ничего не платит — все ставки субсидируются государством.

    К заемщику предъявляется ряд требований:

    • Он должен входит в реестр субъектов МСП и вести деятельность в наиболее пострадавшей отрасли экономики. Важно уточнение: если бизнес в градации реестра МСП относится к малым и микропредприятиям, то он попадает под программу по основному и дополнительному ОКВЭД. Если к среднему и крупному, то только по основному ОКВЭД.
    • Бизнес не должен иметь задолженности по зарплате и перед бюджетом РФ.
    • На субсидию может претендовать только действующий бизнес, не находящийся в стадии банкротства.
    • Для средних и крупных предприятий есть дополнительное требование — они должны обеспечить занятость на уровне не менее 90 % от 1 апреля 2020 года.

    Региональные программы поддержки МСП от банков

    Помимо федеральных программ разработаны региональные. И на них бизнесу тоже стоит обратить внимание. Сегодня они реализованы в большинстве регионов.

    • Правительство Москвы предложило столичному МСП программу по субсидированию процентных ставок.

    Применительно к действующим кредитам ставка субсидируется на 6 % в период 8 месяцев, но не более срока действия кредита. При этом кредит должен быть взят до 15 апреля 2020 года.

    Таким образом, если до выплаты кредита осталось полгода, то все эти полгода вы можете рассчитывать на снижение ставки на 6 %. Эту ставку за бизнес будет платить правительство Москвы.

    По новым кредитам первые 8 месяцев можно рассчитывать на процентную ставку не более 7 % годовых.

    Конечно, к заемщикам предъявляются определенные требования:

    Директор по развитию продаж кредитных продуктов Банка ЗЕНИТ Сергей Самофалов обращает внимание еще на одну региональную программу поддержки с интересными условиями.

    • Cубсидирование процентных ставок для МСБ Татарстана

    Эта программа в некоторой степени похожа на субсидирование процентной ставки по Москве. Более подробно с ней можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития Татарстана.

    Программа распространяется на предпринимателей, не попавших под федеральные программы поддержки бизнеса.

    Кредит выдается на приобретение основных и пополнение оборотных средств, реализацию инвестиционных проектов, строительство зданий и сооружений, реконструкцию инженерной инфраструктуры.

    Максимальный размер субсидии составляет 1,5 млн руб.

    Чтобы претендовать на субсидирование процентных ставок, нужно соответствовать условиям по оборотам и количеству рабочих мест. Так, снижение оборотов должно быть более чем на 30 %, при этом рабочие места сохранены на уровне не менее 90 %.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Марина Крицкая

    Правительство объявило о запуске новой меры господдержки малого и среднего бизнеса, которая облегчит получение заёмного финансирования. Речь идет о таком инструменте, как «зонтичный» механизм предоставления поручительств. Что это такое и как работает, разберемся в этой статье.

    По словам министра экономического развития Максима Решетникова, «зонтичные» поручительства — это дополнительная мера, благодаря которой те компании, которым раньше банки отказывали в кредитах из-за отсутствия залога, теперь смогут получить доступ к заемному капиталу. Поручительства будет выдавать Корпорация МСП.

    Кроме того, новый механизм повлияет на снижение конечных процентных ставок по привлеченному финансированию.

    На сайте Минэкономразвития цитируются слова генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, который называет три группы бизнес-заемщиков по уровню риска, с которыми будет работать Корпорация МСП в рамках поручительств. Для каждой категории новый инструмент поддержки сыграет позитивную роль:

    1. Компании с высоким риском: как правило, неторговые компании. По оценке Исаевича, таких будет 20-25 % в портфеле каждого банка
    2. Заемщики со средним уровнем риска: за счет того, что у них высвобождаются залоги под гарантии, банки увеличивают им лимит.
    3. Заемщики с низким уровнем риска: они и так получили бы кредит, но поручительство позволит им снизить процентную ставку — на 1-2 %.

    Александр Исаевич уточнил, что новый механизм будет встроен в кредитный продукт банков и станет «невидимым» для предпринимателя. Корпорация МСП планирует формировать и согласовывать банкам годовой объем выдач кредитов МСП под свои гарантии, а также контролировать целевую и отраслевую структуры кредитных портфелей.

    Особенности и условия поручительства

    Поручительство — это обязательство Корпорации МСП перед банком-партнером отвечать за исполнение субъектами МСП обязательств по кредитным договорам, которые заключаются бизнесом и банком-партнером и вносятся в реестр кредитов, обеспеченных поручительством.

    В свою очередь банк-партнер — это российская кредитная организация, которая:

    • на основании выданной лицензии имеет право осуществлять банковские операции;
    • заключила с Корпорацией МСП соглашение о сотрудничестве в целях предоставления поручительств по обязательствам субъектов МСП.

    Известно, что пока для проекта отобраны несколько банков-участников: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.

    Воспользуйтесь сервисом управленческого и финансового учета, чтобы понимать, куда уходят деньги

    Для банков-партнеров установлена обязательная доля инвестиционных кредитов, обеспеченных поручительством Корпорации МСП, не менее 20 %. Также им придется соблюдать требования по количественным показателям МСП, которые должны получить поручительство.

    Условия поручительства должны соответствовать следующим требованиям:

    • Ответственность поручителя — субсидиарная.
    • Поручительство предоставляется на фиксированную сумму и обеспечивает в пределах этой суммы исполнение обязательств по каждому кредитному договору, включенному в реестр кредитов, обеспеченных поручительством, в течение периода, указанного в договоре.
    • Поручительство обеспечивает до 50 % размера обеспечиваемого обязательства по каждому кредитному договору. Таким образом, банки разделяют риски вместе с Корпорацией МСП. Для приоритетных направлений кредитования гарантийное обеспечение могут повысить до 85 %. Если заемщик не выплачивает кредит, банк обращается в Корпорацию, которая компенсирует 50-85 % суммы кредита.
    • Объем ответственности поручителя по одному или нескольким обязательствам заемщика (субъекта МСП), не может превышать лимит ответственности Корпорации МСП.
    • Ответственность поручителя в отношении каждого отдельного обязательства уменьшается пропорционально погашению заемщиком обязательства.
    • Ответственность поручителя возникает не ранее чем через 90 календарных дней со дня просрочки заемщиком обязательства.
    • За предоставление поручительства банк-партнер уплачивает Корпорации МСП вознаграждение (его размер определяется в договоре поручительства).
    • Заемщик возмещает поручителю уплаченные по договору поручительства денежные средства.
    • Корпорация отвечает перед банком-партнером по обязательству, только если кредитный договор включен в реестр кредитов, обеспеченных поручительством.
    • Кредитный договор заключается на определенный период.
    • Срок каждого кредита не превышает 180 месяцев.
    • Срок, на который предоставляется поручительство по каждому обязательству, не может превышать 184 месяца.
    • Обязательства поручителя по обеспечиваемому обязательству, размер которых превышает 500 млн руб., в совокупности не могут составлять более 25 % размера поручительства.

    Более подробно ознакомиться с условиями поручительства можно в Регламенте. Все необходимые документы по зонтичному механизму предоставления поручительств опубликованы на сайте Корпорации МСП.

    Процесс выдачи кредита будет автоматизирован, а документооборот цифровизирован. Предприниматель сможет получить деньги в «одном окне» банка, без каких-либо дополнительных бумаг и без обращения в Корпорацию МСП.

    Инициаторы проекта по внедрению нового финансового инструмента рассчитывают на то, что им воспользуются не менее 35 000 субъектов МСП и к 2024 году привлекут более 600 млрд руб.

    До 2022 года новый проект господдержки малого и среднего бизнеса будет работать в тестовом режиме.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: