Не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций

Обновлено: 25.04.2024

О банках и банковской деятельности

(в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)
(с изменениями на 1 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ (Российская газета, N 261, 27.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 97-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 02.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 97-ФЗ);

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 3 мая 2006 года N 60-ФЗ (Российская газета, N 96, 06.05.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 83-ФЗ (Российская газета, N 108, 24.05.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 83-ФЗ);

Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ (Российская газета, N 165, 01.08.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 32 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ);

Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ (Российская газета, N 223, 06.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ);

Федеральным законом от 3 марта 2008 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 48, 06.03.2008);

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 352-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (вступил в силу с 31 декабря 2009 года);

____________________________________________________________________
В настоящем Законе также учтены:

- Примечание изготовителя базы данных.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона.

(Часть дополнительно включена с 1 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5_1 настоящего Федерального закона.

(Часть дополнительно включена с 1 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 92-ФЗ)

Части третья и четвертая предыдущей редакции с 1 июня 2017 года считаются соответственно частями пятой и шестой настоящей редакции - Федеральный закон от 1 мая 2017 года N 92-ФЗ.

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;

3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента (далее - центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.

(Часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 марта 2013 года Федеральным законом от 14 марта 2013 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

В целях настоящего Федерального закона банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы).

В целях настоящего Федерального закона банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее - головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов. Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга, определенной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц.

Контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности, установленной настоящим Федеральным законом, определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), признанными на территории Российской Федерации.

Головная организация банковского холдинга для организации управления деятельностью участников банковского холдинга и контроля за указанной деятельностью вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого являются организация управления деятельностью участников банковского холдинга и контроль за указанной деятельностью. Головная организация банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе касающимся ее реорганизации и ликвидации. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью, а также осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга уведомляют Банк России об образовании банковской группы, банковского холдинга, о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях. Порядок такого уведомления устанавливается Банком России.

В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков участия кредитных или иных организаций в банковской группе Банк России направляет головной кредитной организации банковской группы требование об исполнении ею положений, установленных настоящим Федеральным законом. В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков их участия в банковском холдинге Банк России уведомляет головную организацию банковского холдинга о неисполнении ею требований настоящего Федерального закона. Головная организация банковского холдинга в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения уведомления Банка России, уведомляет Банк России об образовании банковского холдинга либо направляет в Банк России информацию о причинах такого неуведомления.

В случае неисполнения головной организацией банковского холдинга требований настоящего Федерального закона и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке вправе ограничить проведение кредитной организацией - участником банковского холдинга операций с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до шести месяцев либо ввести запрет на осуществление кредитной организацией - участником банковского холдинга отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до одного года.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7_1) размещение указанных в пункте 7 настоящей части привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

(Пункт дополнительно включен с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ)

7_2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

(Пункт дополнительно включен с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ)

7_3) осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;

(Пункт дополнительно включен с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ)

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) (пункт дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 151-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

(Часть дополнительно включена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 191-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Части вторая-пятая предыдущей редакции с 1 января 2004 года считаются соответственно частями третьей-шестой настоящей редакции - Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Федерального закона банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы).

В целях настоящего Федерального закона банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее - головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов. Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга, определенной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц.

Контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности, установленной настоящим Федеральным законом, определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), признанными на территории Российской Федерации.

Головная организация банковского холдинга для организации управления деятельностью участников банковского холдинга и контроля за указанной деятельностью вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого являются организация управления деятельностью участников банковского холдинга и контроль за указанной деятельностью. Головная организация банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе касающимся ее реорганизации и ликвидации. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью, а также осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга уведомляют Банк России об образовании банковской группы, банковского холдинга, о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях. Порядок такого уведомления устанавливается Банком России.

В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков участия кредитных или иных организаций в банковской группе Банк России направляет головной кредитной организации банковской группы требование об исполнении ею положений, установленных настоящим Федеральным законом. В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков их участия в банковском холдинге Банк России уведомляет головную организацию банковского холдинга о неисполнении ею требований настоящего Федерального закона. Головная организация банковского холдинга в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения уведомления Банка России, уведомляет Банк России об образовании банковского холдинга либо направляет в Банк России информацию о причинах такого неуведомления.

В случае неисполнения головной организацией банковского холдинга требований настоящего Федерального закона и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке вправе ограничить проведение кредитной организацией - участником банковского холдинга операций с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до шести месяцев либо ввести запрет на осуществление кредитной организацией - участником банковского холдинга отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до одного года.

По данным ЦБ, количество банковских групп и холдингов в стране уже перевалило за 200. Процесс создания новых банковских групп идет активно, ибо финансовый сектор является одним из лидеров по количеству и сумме сделок по слиянию, поглощению, и приобретению. При этом выясняется, что новым владельцам порой выгоднее иметь несколько юридических лиц, чем тратить силы и деньги на длительный процесс объединения.

Неписанные правила

Необходимость консолидации банковского сектора ставилась во главу угла финансовыми властями еще в середине 90-х годов. Именно тогда количество созданных банков вплотную подошло к отметке в 3 тысячи. Было очевидно, что подавляющее число банков занимаются главным образом кэптивом, то есть обслуживанием денежных потоков своих акционеров.

В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Как признался недавно один из руководителей надзорного блока ЦБ, основная сложность заключается как раз в расширении полномочий ЦБ, чего законодатели делать не хотят. Кроме того, суровость надзорных мер ЦБ, давно ставшая притчей во языцех, вряд ли обрадует тот же Газпром, хоть он и без того составляет отчетность по МСФО для нужд инвесторов…

Кроме того, как ни странно, несмотря на присутствие в законодательстве понятия «банковская группа» и «банковский холдинг», ЦБ оказался не в состоянии дать исчерпывающие критерии, по которым можно было отнести группу связанных лиц к таким образованиям. «Мы не можем до конца определиться, кого туда относить. У нас такие дебаты на этот счет идут…»,— признался один из сотрудников ЦБ. Поэтому нет и точного количества групп и холдингов, несмотря на то, что они уже должны сдавать в ЦБ в обязательном порядке свою отчетность. «Иногда они пытаются скрыть, что они в группе, но мы все-таки прямо или косвенно видим, что процесс идет — в одной группе или даже четыре банка бывает. Причем теперь это стали практиковать не только наши банки, но и нерезиденты»,— сообщил банкир.

Банковская группа представляет собой финансовый конгломерат. Если банк просто покупает другой банк, для того чтобы развиваться органически, это объединение не будет являться банковской группой. Это просто пример того, что кредитная организация активно занимается покупкой новых бизнесов, для того чтобы расти и развиваться. В случае с российскими кредитными организациями банку, который занимается поглощением, совершенно не нужно иметь лицензии отдельных юридических лиц, поскольку это приведет к снижению его капитализации.

Специалисты отмечают, что вопрос о надзоре за группами не является умозрительным. Особенно это стало очевидным в связи с активизацией борьбы против отмывания преступных доходов. Для операций по обналичиванию средств часто покупаются мелкие региональные банки, находящиеся на грани отзыва лицензии, а после краха одного такого банка его место тотчас занимает другой. При этом «грязным бизнесом» занимаются часто руководители вполне респектабельных кредитных организаций. «Когда мы проводим беседы с банкирами после того, как они приобрели еще одну структуру, то спрашиваем, будут ли они присоединять банки,— говорит представитель ЦБ.— Обычно ответ бывает положительным. Но некоторые после этого все равно тормозят слияние. Делается это потому, что когда у тебя есть несколько банков, тебе проще регулировать многие вещи — обязательные нормативы, проводить сомнительные операции, рисовать себе капитал. Более того, в последнее время этому научились уже и иностранцы, чего за ними никогда не водилось».

Впрочем, банкиры со своей стороны тоже очень часто жалуются на то, что процесс слияния двух кредитных организаций настолько сложен, что иногда легче бывает просто вывести все активы в материнский банк, а «дочку» оставить в качестве пустой оболочки. Так, ВТБ, который приобрел в 2006 году «Промстройбанк СПб» (сейчас — «ВТБ Северо-Запад»), только недавно консолидировал все акции, и уже не заводит речь о присоединении.

«Если банк просто покупает другой банк, для того чтобы развиваться органически, это объединение не будет являться банковской группой. Это просто пример того, что кредитная организация активно занимается покупкой новых бизнесов, для того чтобы расти и развиваться. В случае с российскими кредитными организациями банку, который занимается поглощением, совершенно не нужно иметь лицензии отдельных юридических лиц, поскольку это приведет к снижению его капитализации»,— таково мнение председателя правления МБРР Сергея Зайцева.

«В финансовой сфере, чем крупнее организация, тем у нее больше возможностей и по привлечению ресурсов, и по их использованию,— говорит аналитик инвесткомпании «Ак Барс Финанс» Полина Лазич.— Конечно, если речь идет об обыкновенном кэптивном банке, то ему с сливаться незачем. Хотя здесь, конечно, все зависит от задач, которые ставит собственник перед банком».

Как это делается

По данным ReDeal Group, проводящей регулярные исследования рынка слияний и поглощений, финансовый сектор является одним из лидеров по количеству и сумме сделок по слиянию и поглощению, и приобретению. Только в 2006 году было проведено 99 приобретений банков.

По мнению старшего экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, особенно эта тенденция заметна в моменты нестабильности на рынке. Этому критерию как раз отвечает 2006 год, который был весьма напряженным для банковской системы. «Как только на рынке наступает стабильность — сразу же количество групп и холдингов снижается,— отмечает она.— За это говорит и то, что кризис приводит к дефициту кредитных ресурсов, а здесь альтернативы крупным организациям почти нет».

Есть несколько наиболее распространенных причин появления банковской группы. Один из них — когда кредитной организации для региональной экспансии требуется создать филиал. Это дорогостоящий процесс — специалисты говорят, что на открытие филиала требуется от 100 тыс. до 1 млн долларов. Иногда гораздо легче и дешевле купить небольшой региональный банк — так можно сэкономить и на наборе персонала, и на помещении, которое еще нужно оборудовать, чтобы соответствовать техническим нормам ЦБ. Но когда банк куплен, то новые собственники не спешат его присоединять к головной структуре. Во-первых, у купленного банка уже есть сложившийся имидж, бренд и свой круг клиентов, терять которых не хотелось бы. К примеру, достаточно долго банк «Уралсиб» имел несколько банков в регионах, не проводя процедуры слияния. Поэтому часто по сути один и тот же банк в различных регионах работает под разными вывесками.

Другой, но тоже очень частый пример — покупка банка в том же регионе (или даже многофилиального банка), который ориентирован на свой сегмент рынка. Например, банк прежде занимался только кредитованием предприятий, а его владелец решил создать розничный бизнес и купил (или создал) банк, работающий с физическими лицами. Особую актуальность такой вид сделок получил после создания системы страхования вкладов, куда попасть без тщательной проверки ЦБ было невозможно. В дальнейшем, несмотря на то, что банки могли работать чуть ли не через улицу, они оставались разными структурами, почти не пересекаясь по клиентам и не являясь конкурентами.

Еще один способ появления новой банковской группы (он же наиболее частый в последнее время) — приход на российский рынок иностранных банков. Несмотря на обилие банков (по данным ЦБ, на 1 января в России работало 1136 кредитных организаций), подходящих для иностранцев объектов для поглощения почти не осталось. Все банки, которые устраивают их по отчетности, охвату регионов, видам деятельности, прозрачности отчетности, или уже куплены более расторопными конкурентами, или не продаются. Поэтому в последнее время все чаще иностранные банки собирают банковский актив, скупая несколько банков. Так, французская группа Societe Generale до недавнего совершения крупнейшей на российском рынке сделки по покупке 50% плюс одна акция Росбанка более чем за 2 млрд долларов имела здесь три более мелких «дочки» — банк «Сосьете Женераль Восток», ипотечный банк «Дельтакредит» и компанию «Русфинанс».

Кроме того, некоторые банковские образования являются наследством прошлого десятилетия, когда в крупные ФПГ обязательно входил банк. «Сейчас промышленные группы уже не стремятся купить какой-то банк, чтобы он их финансировал. Такое если и случается, то редко»,— говорит представитель ЦБ.

Однако концентрация нескольких банков в руках одного владельца создает немало проблем регулятору. Так, в соответствии с законом головная кредитная организация банковской группы или банковского холдинга не только обязаны уведомить Банк России о создании нового образования, но и регулярно предоставлять консолидированную отчетность. Однако делают это далеко не все, потому что доказать аффилированность банковских структур иногда бывает очень сложно, особенно, если владение осуществляется чрез цепочку связанных лиц.

Полгода назад ЦБ специально инициировал внесение поправок в законодательство, которые должны были существенно расширить его возможности по консолидированному надзору за группами. В частности, предполагалось, что банковской группой будут считаться банки, подконтрольные одному лицу, а также группа компаний, контролируемых банком. Банковским холдингом по проекту будет считаться не любое объединение, включающее банк (под нынешнее определение можно подвести, например, ОАО «Газпром» и Газпромбанк), а только холдинг, занимающийся в основном банковской деятельностью. При этом ЦБ сможет устанавливать обязательные нормативы для групп и холдингов, то есть фактически требовать с предприятий, не занимающихся банковской деятельностью, их финансовую отчетность.

Впрочем, как считает Сергей Зайцев, «недавно появившееся требование ЦБ по предоставлению консолидированной отчетности почти никак не повлияло на процесс создания групп и холдингов. Фактически, на практике будет осуществлен переход на приобретение единой лицензии, поскольку в группе имеет смысл оставлять только те банки, бизнесы которых отличаются от бизнесов материнского банка. В том случае, если головной банк и дочерний банк выполняют одни и те же операции, в наличии еще одной лицензии не будет никакого смысла. Ее существование только затруднит управление холдингом. А общая тенденция для банковских групп сегодня — это присутствие такой группы на других рынка, а не только на российском».

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t


Под одним брендом и названием может скрываться не одна организация, а целая группа компаний. Банки в данном аспекте – не исключение. Существуют и банковские группы, и холдинги.

Под банковским холдингом понимают объединение юридических лиц, в которое входит одна или ряд кредитных организаций. Управляет холдингом организация, не занимающаяся кредитной деятельностью. Сам холдинг – не юридическое лицо.

Головной структурой в холдинге может быть любая компания. Она оказывает прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые в холдинге. В некоторых случаях головной структуры нет, и решения принимаются с помощью голосования.

Банковские холдинги в России

В России большую популярность обрел формат «банковской группы», когда головной является кредитная организация. Но есть и холдинги. Например, «Национальный Банк «ТРАСТ», имеющий как управляющую компанию, так и головную организацию («Ти-Ай-Би Холдингз Лимитед»).

Республиканская Финансовая Корпорация также является холдингом. Она объединяет компании с разными брендами и названиями: «Мособлбанк», «АвангардЪ», «Горизонт», «Республиканский Банк».

Не все компании предоставляют банковские услуги. Например, «Горизонт» работает на рынке страхования, а «АвангардЪ» ведет охранную деятельность.

Отчетность банковского холдинга

Банковские холдинги, как и группы, обязаны составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность. Ее передают в Центробанк после аудиторской проверки.

В отчетности отражают:

  • Информацию о прибыли;
  • Сведения об убытках;
  • Баланс;
  • Расчет рисков всех компаний, входящих в холдинг.

Консолидированными (общими) должны быть данные и в отчете по международному стандарту. Отчетность отражает состояние дел как в кредитных, так и в некредитных организациях, входящих в холдинг.

Как показала практика, банковские группы и холдинги – более надежный формат работы, чем филиалы. В данном случае при банкротстве одной компании другие члены холдинга по-прежнему существуют.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Принят Государственной Думой 17 мая 2001 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

(В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 281-ФЗ)

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 1999, № 28, ст. 3469) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.".

2. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга

Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).".

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.";

часть четвертую дополнить словами ", за исключением случаев, установленных федеральными законами";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).";

в части восьмой после слова "Приобретение" дополнить словами "и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение)", слова "сделка купли-продажи" заменить словом "приобретение", слово "разрешенной" заменить словом "разрешенным", дополнить предложением следующего содержания: "Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.";

в части девятой слова "совершение сделки купли-продажи" заменить словом "приобретение", после слов "антимонопольных правил" дополнить словами ", а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства,";

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ)

часть десятую считать частью одиннадцатой.

4. Главу I дополнить статьей 111 следующего содержания:

"Статья 111. Органы управления кредитной организации

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.".

часть первую после слов "Книгу государственной регистрации кредитных организаций" дополнить словами "в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России";

часть третью дополнить словами "и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России".

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;";

подпункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;";

абзац первый подпункта 8 изложить в следующей редакции:

"8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:".

7. Часть седьмую статьи 15 исключить.

8. Статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

наличие иных оснований, установленных федеральными законами;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2017 № 281-ФЗ)

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Под деловой репутацией в соответствии с настоящей статьей понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.".

9. Статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов.

Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соотв

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: