О реструктуризации кредитных организаций

Обновлено: 28.03.2024

Центральный банк Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Москвы и в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" (далее - Закон) разъясняет следующее.

Вопрос 1. Кто должен подписать мировое соглашение со стороны должника - руководитель кредитной организации либо руководитель Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которым принимается решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"?

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 23 Закона кредитная организация, находящаяся под управлением Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство), и ее кредиторы "вправе заключить мировое соглашение".

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "под управлением Агентством кредитной организацией признается осуществление им мероприятий по реструктуризации кредитной организации в условиях, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации". С этим общим условием связано положение части второй пункта 2 статьи 23 Закона, в соответствии с которой "решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации принимает Агентство".

В соответствии со статьей 37 Закона Правление Агентства принимает решение о формах и об условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, утверждает планы реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Таким образом, решение от имени Агентства о заключении мирового соглашения должно быть принято Правлением Агентства как органом управления Агентства (статья 33 Закона).

Частью 2 статьи 14 Закона установлено, что в отношении кредитной организации, находящейся под управлением Агентства, Агентство реализует меры (осуществляет полномочия) "через органы управления кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними учредительными документами кредитной организации. Агентство вправе осуществлять указанные полномочия от своего имени, если это вытекает из существа правоотношений, связанных с реструктуризацией кредитных организаций".

Кредитная организация, действуя на основании решения Правления Агентства о заключении мирового соглашения, заключает мировое соглашение с кредиторами (пункт 1 статьи 23 Закона). Полномочия руководителя кредитной организации при заключении мирового соглашения и при его подписании определяются и реализуются на основании федеральных законов и принятых на их основе учредительных документов кредитной организации (пункт 2 статьи 14 Закона), за исключением случаев ограничения прав руководителя кредитной организации, предусмотренных статьей 16 Закона.

Вопрос 2. Может ли быть заключено мировое соглашение между кредитной организацией и ее кредиторами после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, определенных ст. 107, 108 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", либо только после погашения также требований кредиторов - физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета, первоочередность которых установлена ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"?

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 23 Закона к отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, если иное не предусмотрено главой IV Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" или не вытекает из существа правоотношений, связанных с реализацией указанного Федерального закона, применяются соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованию кредиторов первой и второй очереди.

Пунктом 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При реструктуризации обязательств кредитной организации указанные требования подлежат удовлетворению кредитной организацией до момента заключения мирового соглашения, так как в период с момента перехода кредитной организации под управление Агентства в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Закона вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, действие которого в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не распространяется "на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам".

К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как статья 64 ГК РФ регулирует вопросы удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Законодательством не предусмотрено заключение мирового соглашения в случаях ликвидации кредитной организации в связи с тем, что мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении спора на основе урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок, направлено на разрешение спорных правоотношений и применяется, в частности, в делах о банкротстве. Вместе с тем пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено, что в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.

К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", так как Закон (пункт 1 статьи 23) не предусматривает возможности применения к процедуре заключения мирового соглашения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Вопрос 3. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", применяются только к отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации. В суд поступают заявления кредиторов кредитной организации о признании недействительным мирового соглашения и его расторжении. В каком порядке подлежат рассмотрению эти вопросы?

Процессуальные вопросы должны решаться в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Вопрос 4. Кого следует считать заинтересованными сторонами, подлежащими извещению судом о дате рассмотрения заявления (п. 3 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"), учитывая, что со стороны кредиторов выступает объединение кредиторов, которое принимает решение о заключении мирового соглашения на своем заседании (ст. 24 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"), а другой стороной мирового соглашения является должник - кредитная организация, решение о заключении мирового соглашения от лица которой принимается АРКО ст. 23?

В соответствии со статьей 23 Закона к сторонам, которые участвуют в заключении мирового соглашения, относятся: объединение кредиторов, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона принимает решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов, а также обращается в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения; кредитная организация - должник, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона заключает мировое соглашение; Агентство, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона принимает решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации. В состав объединения кредиторов в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 24 Закона входят кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы (организации) в части требований по обязательным платежам. При этом, как установлено Законом, объединение кредиторов принимает решение о заключении мирового соглашения (пункт 2 статьи 23, пункт 2 статьи 24) и обращается в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения (пункт 3 статьи 23). Таким образом, "заинтересованными сторонами" применительно к Федеральному закону "О реструктуризации кредитных организаций" следует считать объединение кредиторов (извещение может быть направлено лицу, уполномоченному от имени объединения кредиторов подписывать мировое соглашение), кредитную организацию и Агентство.

Процессуальные вопросы, в том числе вопросы извещения, должны решаться в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальном кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Председатель Банка России

По заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6156-ЭР от 26 июля 2000 года Официальное разъяснение Банка России N 1-ОР от 26 июля 2000 г. в государственной регистрации не нуждается.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Реструктуризация кредитной организации
    • Статья 3. Основание для перехода кредитной организации под управление Агентства
    • Статья 4. Управление Агентством кредитной организацией
    • Статья 5. Процедуры, применяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 6. Обследование кредитной организации
    • Статья 7. Предложение Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства
    • Статья 8. Временная администрация по управлению кредитной организацией
    • Статья 9. Полномочия Агентства при обследовании кредитной организации
    • Статья 10. Решение о переходе кредитной организации под управление Агентства. Отказ от принятия кредитной организации под управление Агентства
    • Статья 11. Уменьшение уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала)
    • Статья 12. Увеличение уставного капитала кредитной организации
    • Статья 13
    • Статья 14. Полномочия Агентства в отношении кредитной организации, находящейся под управлением Агентства
    • Статья 15. План реструктуризации кредитной организации
    • Статья 16. Отстранение от исполнения обязанностей (ограничение полномочий) сотрудников кредитной организации
    • Статья 17. Признание сделок, заключенных кредитной организацией, недействительными. Отказ Агентства от исполнения договоров кредитной организации
    • Статья 18. Продажа активов кредитной организации, находящейся под управлением Агентства
    • Статья 19. Продажа предприятия (бизнеса) кредитной организации
    • Статья 20. Создание Агентством новых кредитных организаций в целях осуществления процедур реструктуризации кредитной организации
    • Статья 21. Продажа Агентством принадлежащих ему акций (долей) кредитной организации
    • Статья 22. Ликвидация кредитной организации по решению Агентства
    • Статья 23. Заключение мирового соглашения
    • Статья 24. Объединение кредиторов
    • Статья 25. Порядок созыва заседания объединения кредиторов
    • Статья 26. Реестр требований кредиторов
    • Статья 27. Представление интересов Российской Федерации при заключении мирового соглашения
    • Статья 28. Агентство по реструктуризации кредитных организаций
    • Статья 29. Цель деятельности и функции Агентства
    • Статья 30. Отношения между Агентством, государством и Банком России
    • Статья 31. Имущество Агентства
    • Статья 32. Операции и сделки, совершаемые Агентством
    • Статья 33. Органы управления Агентства
    • Статья 34. Совет директоров Агентства
    • Статья 35. Полномочия совета директоров Агентства
    • Статья 36. Правление Агентства
    • Статья 37. Полномочия правления Агентства
    • Статья 38. Генеральный директор Агентства
    • Статья 39. Полномочия генерального директора Агентства
    • Статья 40. Служащие Агентства
    • Статья 41. Получение и неразглашение Агентством информации о деятельности кредитных организаций
    • Статья 42. Отчетность Агентства. Особенности бухгалтерского учета Агентства
    • Статья 43. Аудит Агентства
    • Статья 44. Споры с участием Агентства
    • Статья 45. Реорганизация и ликвидация Агентства
    • Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ
    "О реструктуризации кредитных организаций"

    1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций.

    2. Отношения, связанные с осуществлением мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).

    Статья 2. Реструктуризация кредитной организации

    1. Под реструктуризацией кредитной организации в смысле настоящего Федерального закона понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. В целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций создается Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство). Статус Агентства, его функции и полномочия определяются настоящим Федеральным законом.

    3. Настоящий Федеральный закон может быть применен к кредитной организации, если в течение шести месяцев, предшествующих принятию решения о направлении Банком России предложения о передаче кредитной организации под управление Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом, кредитная организация:

    имела долю вкладов граждан не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации;

    имела долю активов не менее 1 процента совокупной доли активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных кредитным организациям;

    имела долю вкладов граждан не менее 20 процентов совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

    имела долю активов не менее 20 процентов совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

    Статья 3. Основание для перехода кредитной организации под
    управление Агентства

    Кредитная организация может перейти под управление Агентства в случае, если достаточность ее капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", не превышает 2 процентов и она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

    Статья 4. Управление Агентством кредитной организацией

    1. В целях настоящего Федерального закона под управлением Агентством кредитной организацией признается осуществление им мероприятий по реструктуризации кредитной организации в условиях, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.

    2. Порядок перехода кредитной организации под управление Агентства устанавливается настоящим Федеральным законом.

    Статья 5. Процедуры, применяемые в соответствии с
    настоящим Федеральным законом

    В соответствии с настоящим Федеральным законом применяются следующие процедуры:

    обследование кредитной организации;

    реструктуризация кредитной организации.

    ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Статья 6. Обследование кредитной организации

    1. Обследование кредитной организации применяется в целях определения возможности Агентства принять кредитную организацию под свое управление.

    Обследование кредитной организации начинается с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода кредитной организации под управление Агентства или отказом Агентства от перехода кредитной организации под его управление и не должно превышать 90 дней.

    2. С момента начала процедуры обследования полномочия учредителей (участников) кредитной организации, связанные с участием в ее уставном капитале, приостанавливаются, за исключением полномочий, указанных в пункте 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    Если Агентство принимает решение об отказе от принятия кредитной организации под свое управление, то права учредителей (участников) кредитной организации восстанавливаются в полном объеме со дня принятия Агентством указанного решения.

    Статья 7. Предложение Банка России о переходе кредитной
    организации под управление Агентства

    2. Банк России прилагает к предложению о переходе кредитной организации под управление Агентства следующие документы:

    копии учредительных документов кредитной организации и лицензии на осуществление банковских операций;

    копии бухгалтерской и финансовой отчетности кредитной организации, направлявшейся в Банк России в течение последних 12 месяцев;

    копии годовой финансовой отчетности кредитной организации за последний отчетный год и аудиторское заключение по ней;

    материалы последней проверки кредитной организации, проведенной Банком России;

    сведения об учредителях (участниках) кредитной организации, имеющиеся в Банке России, с указанием долей участия в уставном капитале кредитной организации;

    заключение Банка России о состоянии кредитной организации.

    3. Учредители (участники) кредитной организации, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства. Обжалование решения Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства не приостанавливает его исполнения до вынесения судом решения по существу.

    Статья 8. Временная администрация по управлению кредитной
    организацией

    1. Банк России не позднее дня, следующего за днем направления предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства, обязан назначить в кредитную организацию временную администрацию по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация), действующую в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    Решение Банка России о назначении временной администрации в соответствии с настоящим пунктом не может быть приостановлено в случае обращения кредитной организации или третьих лиц в суд.

    2. Временная администрация при осуществлении обследования реализует полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также вправе осуществлять действия, связанные с уменьшением уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) и с увеличением уставного капитала кредитной организации.

    3. Руководителем временной администрации может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к руководителям временной администрации Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также служащий Агентства. На служащих Агентства при назначении их руководителями временной администрации в соответствии с настоящим Федеральным законом не распространяется Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за исключением требования об аттестации.

    В состав временной администрации, назначаемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут входить служащие Агентства, служащие Банка России, а также иные лица, рекомендуемые Агентством. Состав временной администрации определяется приказом Банка России о ее назначении.

    4. Временная администрация обязана провести анализ финансового состояния кредитной организации и представить заключение о его результатах в Банк России и Агентство, а также предоставить Агентству по запросу Банка России дополнительную информацию о финансовом состоянии кредитной организации и иную информацию, необходимую для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства.

    5. Временная администрация действует со дня своего назначения и в случае принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства до дня представления в Банк России учредительных документов кредитной организации для регистрации изменений в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, а в случае отказа Агентства от перехода кредитной организации под управление Агентства - до дня назначения в кредитную организацию арбитражного управляющего (ликвидатора).

    6. Руководитель и члены временной администрации не отвечают по обязательствам кредитной организации, а кредитная организация не отвечает по обязательствам руководителя и членов временной администрации. Иски в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации. Руководитель и члены временной администрации могут нести дисциплинарную и уголовную ответственность в случае совершения соответствующих деяний.

    Статья 9. Полномочия Агентства при обследовании
    кредитной организации

    При обследовании кредитной организации Агентство:

    1) изучает финансовое состояние кредитной организации и иные данные, необходимые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства, оценивает размер активов (имущества), обязательств и собственных средств (капитала) кредитной организации;

    2) получает от временной администрации информацию о финансовом состоянии кредитной организации и иные сведения, необходимые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;

    3) вправе обратиться в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений, необходимых для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;

    4) принимает решение о переходе кредитной организации под управление Агентства либо решение об отказе от перехода кредитной организации под управление Агентства;

    5) вправе обратиться в Правительство Российской Федерации и (или) в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством об определении видов финансовой помощи и (или) иных видов содействия кредитной организации в случае перехода ее под управление Агентства;

    6) разрабатывает подходы к реструктуризации кредитной организации.

    Статья 10. Решение о переходе кредитной организации под
    управление Агентства. Отказ от принятия
    кредитной организации под управление Агентства

    1. Агентство вправе принять решение о переходе кредитной организации под управление Агентства или отказаться от принятия кредитной организации под управление Агентства.

    2. При принятии Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства оно вправе принять решение об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) и о последующем увеличении уставного капитала кредитной организации.

    4. Агентство вправе отказаться от перехода кредитной организации под управление Агентства по одному из следующих оснований:

    если проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации не соответствует организационным и (или) финансовым возможностям Агентства;

    если в соответствии с заключением Агентства проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации является неэффективным;

    если при обследовании кредитной организации было выявлено, что к кредитной организации настоящий Федеральный закон не может быть применен в соответствии с пунктом 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;

    если при обследовании кредитной организации было выявлено, что отсутствует основание для перехода кредитной организации под управление Агентства в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

    5. Решение о переходе кредитной организации под управление Агентства подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" в течение 15 дней со дня его принятия.

    6. Агентство в случае отказа от принятия кредитной организации под свое управление не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, обязано известить об этом Банк России. Банк России в течение 15 дней со дня получения указанного извещения при наличии оснований, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", принимает решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

    Статья 11. Уменьшение уставного капитала кредитной
    организации до величины ее собственных
    средств (капитала)

    1. Величина собственных средств (капитала) кредитной организации рассчитывается по правилам, установленным Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

    При отрицательном значении величины собственных средств (капитала) кредитной организации уставный капитал кредитной организации уменьшается до одного рубля.

    2. Решение Агентства об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) подлежит немедленному исполнению. На основании указанного решения Агентства временная администрация обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов кредитной организации в соответствие с принятым решением.


    О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по
    реструктуризации кредитных организаций"

    Принят Государственной Думой
    9 июля 2004 года

    Одобрен Советом Федерации
    15 июля 2004 года

    Статья 1

    Признать утратившими силу:

    Статья 2

    Ликвидировать государственную корпорацию "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство), действующую на основании Федерального закона от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", в порядке, определенном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 3

    1. Совету директоров Агентства в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о принятом решении ликвидировать Агентство, сформировать ликвидационную комиссию Агентства (далее - ликвидационная комиссия) и определить порядок ее деятельности, утвердить смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации Агентства, а также определить порядок распоряжения имуществом Агентства с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    2. Ликвидационной комиссии опубликовать в "Российской газете" и "Вестнике Банка России" информацию о ликвидации Агентства и порядке заявления требований его кредиторами.

    3. Установить, что требования кредиторов к Агентству предъявляются в течение двух месяцев со дня опубликования информации в "Российской газете" о ликвидации Агентства.

    4. Ликвидационной комиссии после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества Агентства, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    5. Возложить на совет директоров Агентства обязанности по рассмотрению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса Агентства.

    Статья 4

    Требования кредиторов к Агентству удовлетворяются в очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

    Статья 5

    1. Ликвидационной комиссии передать денежные средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Агентству, в порядке, установленном настоящей статьей, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество указанной корпорации.

    2. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Агентства с публичных торгов в течение двух месяцев со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а денежные средства, полученные от реализации такого имущества, передаются государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в течение 30 дней со дня завершения расчетов с кредиторами.

    3. Имущество Российской Федерации, находящееся на хранении в Агентстве, реализуется ликвидационной комиссией на публичных торгах, а денежные средства, полученные от реализации такого имущества, перечисляются в федеральный бюджет.

    4. Начальная цена выставляемого на торги имущества, указанного в частях 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается независимым оценщиком, определяемым в порядке, установленном ликвидационной комиссией.

    5. Имущество Агентства, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные (вторые) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (вторые) торги имущества может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на 10 процентов первоначальной цены, установленной для первых торгов.

    6. Имущество Агентства, не проданное на повторных (вторых) торгах, выставляется на повторные (третьи) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (третьи) торги имущества может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на 10 процентов первоначальной цены, установленной для повторных (вторых) торгов.

    7. Имущество Агентства, не проданное на повторных (третьих) торгах, по решению совета директоров Агентства в течение 30 дней со дня завершения расчетов с кредиторами списывается на убытки Агентства.

    8. Ликвидационной комиссии после завершения расчетов с кредиторами и передачи денежных средств государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" составить ликвидационный баланс Агентства для утверждения его советом директоров Агентства.

    Статья 6

    1. Денежные средства передаются государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и подлежат распределению в соотношении:

    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 23 декабря". - Примечание изготовителя базы данных.

    2. Направления использования денежных средств, передаваемых государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", определяются решениями ее совета директоров, принимаемыми не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором получены указанные в части 1 настоящей статьи денежные средства.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" Банк России разъясняет следующее.

    1. Пунктом 5 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" установлено, что Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство) осуществляет планы реструктуризации кредитных организаций, утвержденные открытым акционерным обществом небанковской кредитной организацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" ко дню вступления в силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", независимо от доли участия открытого акционерного общества небанковской кредитной организации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" в уставном капитале кредитной организации. Указанные кредитные организации считаются находящимися под управлением Агентства со дня, когда Агентство приобретает права на акции (доли в уставном капитале) кредитной организации в условиях, позволяющих ему реализовать планы реструктуризации кредитной организации. При этом Агентство может выступать владельцем акций (долей) в соответствии с требованиями федеральных законов или обладать иным "кругом прав, позволяющим в течение всего срока осуществления плана реструктуризации определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Факт приобретения Агентством прав на акции указанных кредитных организаций, созданных в организационно - правовой форме акционерных обществ, устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а прав на доли в уставном капитале кредитных организаций, созданных в организационно - правовой форме обществ с ограниченной ответственностью, - в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

    К указанным кредитным организациям в полном объеме могут быть применены требования Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", если при переходе их под управление Агентства были одновременно соблюдены следующие условия:

    1) указанные кредитные организации подпадают под признаки кредитных организаций, на которые распространяет свое действие Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" (статья 2 указанного Федерального закона);

    2) финансовое состояние указанных кредитных организаций в момент принятия решения уполномоченным органом Агентства об утверждении плана их реструктуризации соответствовало положениям статьи 3 указанного Федерального закона;

    3) условием плана реструктуризации кредитной организации явилось предоставление Агентству полномочий, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.

    В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 и пунктом 4 статьи 49 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о реорганизации и ликвидации акционерного общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Таким образом, кредитная организация, действующая в организационно - правовой форме акционерного общества, может считаться находящейся под управлением Агентства в соответствии с требованиями Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", если Агентство является владельцем более трех четвертей от общего объема голосующих акций или обладает в отношении указанных акций иным кругом прав, позволяющих ему в течение всего срока осуществления плана реструктуризации определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

    К указанным кредитным организациям положения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" применяются в полном объеме со дня, когда Агентство приобретает полномочия, позволяющие ему определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.

    К кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства, но не отвечающим вышеуказанным требованиям, Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" применяется со дня приобретения Агентством прав на акции (доли в уставном капитале), за исключением положений подпункта 3 пункта 2 и пункта 5 статьи 13, статьи 16, пункта 4 статьи 23 указанного Закона.

    Суммы санкций имущественного характера, примененные к кредитным организациям, которые в соответствии с настоящими разъяснениями признаются находящимися под управлением Агентства, в период до дня опубликования настоящего разъяснения, в том числе за нарушение пруденциальных требований и (или) порядка депонирования обязательных резервов, не подлежат возврату. Иные меры ответственности, примененные к указанным кредитным организациям в период до опубликования настоящего разъяснения, подлежат исполнению и могут быть отменены в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

    2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" с момента перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока осуществления плана реструктуризации кредитной организации: вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Федеральный закон не уполномочивает какой-либо орган своим решением вводить мораторий. Требования, касающиеся моратория, как это следует из текста Закона, начинают применяться в силу свершившегося юридического факта перехода кредитной организации под управление Агентства.

    Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" установил, что к мораторию применяются соответствующие положения статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в частности, касающиеся перечня тех обязательств кредитной организации, на которые распространяет свое действие мораторий.

    В соответствии с частью второй подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" мораторий распространяет свое действие на денежные обязательства и обязательные платежи кредитной организации, возникшие до момента принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства.

    В соответствии с частью третьей подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации действует до 12 месяцев и может быть продлен Агентством, но не более чем на шесть месяцев, или отменен Агентством до истечения срока его действия. Следовательно, Агентство вправе в любой момент после принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства принять решение об отмене моратория. Решение об отмене или продлении моратория может быть принято правлением Агентства как органом управления Агентства, который в соответствии со статьей 37 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" принимает решение о формах и об условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, утверждает планы реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Мораторий отменяется в отношении всех обязательств кредитной организации, на которые он распространял свое действие.

    3. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" кредитная организация, находящаяся под управлением Агентства (в том числе если решение о переходе под управление Агентства было принято до дня вступления в силу указанного Федерального закона), и ее кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

    К отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, если иное не предусмотрено главой IV Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" или не вытекает из существа правоотношений, связанных с реализацией указанного Федерального закона, применяются соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

    В соответствии со статьей 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, т.е. с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. С учетом требований статей 23 - 27 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в процессе заключения мирового соглашения вправе участвовать по обязательным платежам кредитной организации налоговые и иные уполномоченные органы или Агентство в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций". При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в целях заключения мирового соглашения под задолженностью кредитных организаций перед Российской Федерацией по обязательным платежам понимаются задолженности кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков, а также задолженность кредитных организаций по уплате в федеральный бюджет (внебюджетные фонды) сумм налогов и сборов их клиентов, включая начисленные штрафы и пени.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованию кредиторов первой и второй очередей. Пунктом 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", так как пунктом 2 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются. Поэтому, как это следует из существа правоотношений, в состав лиц, требования которых должны быть удовлетворены до заключения мирового соглашения в соответствии со статьей 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не могут быть включены физические лица, являющиеся кредиторами кредитной организации по договору банковского счета или банковского вклада, требования которых при банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" подлежат удовлетворению в первую очередь. При заключении мирового соглашения стороны должны исходить из того, чтобы для физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по договору банковского счета или банковского вклада, были созданы условия, позволяющие удовлетворить их требования в рамках мирового соглашения в соответствии с принципами очередности расчетов, установленных при ликвидации кредитной организации, то есть в первую очередь.

    В случае непринятия кредиторами кредитной организации условий мирового соглашения применяются правила пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций". Иными словами, кредиторы получают возмещение по своим требованиям в очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

    Настоящее официальное разъяснение публикуется в "Вестнике Банка России" и в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" подлежит обязательному применению на всей территории Российской Федерации.

    Судебная практика и законодательство — Официальное разъяснение Банка России от 24.09.1999 N 281-Т "По вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.99 N 144-ФЗ и с учетом официального разъяснения Банка России от 24.09.99 N 281-Т моментом перехода кредитной организации под управление Агентства является день (дата) приобретения Агентством акций (долей в уставном капитале) кредитной организации при ее переходе под управление Агентства. Указанное приобретение должно быть подтверждено выпиской из реестра акционеров, представляемой реестродержателем, и другими документами, достаточными для подтверждения права Агентства на акции (доли в уставном капитале) кредитной организации.

    ПРИ ЭТОМ СРОК ДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА зпт ПРИМЕНЕННЫХ К ВЫШЕУКАЗАННЫМ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ зпт В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И скб ИЛИ скб ПОРЯДКА ДЕПОНИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ зпт ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОФИЦИАЛЬНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА НОМЕР 281 тире Т тчк

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.99 N 144-ФЗ и с учетом официального разъяснения Банка России от 24.09.99 N 281-Т моментом перехода кредитной организации под управление Агентства является день (дата) приобретения Агентством акций (долей в уставном капитале) кредитной организации при ее переходе под управление Агентства. Указанное приобретение должно быть подтверждено выпиской из реестра акционеров, представляемой реестродержателем, и другими документами, достаточными для подтверждения права Агентства на акции (доли в уставном капитале) кредитной организации.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: