Об изменении сроков уплаты налогов как вида кредитования предпринимательской деятельности

Обновлено: 28.03.2024

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ в пункт 1 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Информация об изменениях:

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ в пункт 3 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

НК РФ Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

НК РФ Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе - сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 14.11.2017 N 323-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение срока уплаты налога и сбора по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, осуществляется только в форме рассрочки.

(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)

3.1. Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора (далее в настоящей главе - заинтересованное лицо), вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящей главой.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящей главы применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени штрафа, страховых взносов (за исключением страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии).

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

7. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Перечень оснований, по которым могут отказать в налоговом кредите, смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Образец заполнения заявления можно посмотреть в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ:

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

ГУП «НАНОМАШ» в 2021 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2022 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1–5 лет — в общем случае;
  • 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

image_pdf
image_print

С каждым годом суммы налогов и сборов, уплачиваемые юрлицами и ИП, значительно увеличиваются. При этом за просрочку их уплаты предусмотрены санкции вплоть до блокировки счетов и взыскания имущества. НК РФ предусмотрена рассрочка или отсрочка по уплате налогов и взносов. В статье рассмотрим, как их получить.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов

Если есть достаточные основания, юрлица, ИП и физлица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже установленного законом срока, воспользовавшись рассрочкой или отсрочкой.

  1. Рассрочка предполагает погашение задолженности путём разработки графика платежей с конкретными суммами, сроками уплаты налогов и процентами по ним.
  2. Отсрочка предполагает изменение срока уплаты налогов на более поздний. При его наступлении нужно полностью погасить сумму отсроченных платежей и начисленных процентов.

Срок предоставления рассрочки или отсрочки зависит от вида налога, а также от бюджета, в который он уплачивается.

  1. Рассрочка и отсрочка по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты предоставляется на срок до года.
  2. Рассрочка и отсрочка по федеральным налогам и взносам предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет.

Кому предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка или отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов предоставляется заинтересованным лицам, финансовое положение которых не позволяет произвести оплату в установленный срок. При этом учитывается возможность произвести оплату в течение вновь установленного срока.

По п. 2 ст. 64 НК РФ юрлица и ИП могут получить рассрочку или отсрочку, если:

  1. Бизнесу нанесён ущерб в результате стихийных бедствий, технологических катастроф или других обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Государственный или муниципальный заказ выполнен, но оплата не получена. не предоставлено или задерживается.
  3. Возникает угроза банкротства при единовременной уплате налогов.
  4. Деятельность носит сезонный характер (см. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382)
  5. Импортёр желает получить рассрочку или отсрочку налогов в соответствии с таможенным законодательством (ст. 59 ТК ЕАЭС)
  6. В ходе налоговой проверки доначисляются налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы при отсутствии возможности их погасить единовременным платежом.

По п. 2.1 ст. 64 НК РФ рассрочка по уплате налогов предоставляется лишь на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации.

По п. 12 ст. 64 НК РФ субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать дополнительные основания и иные условия предоставления рассрочки или отсрочки по налогам.

Обратите внимание: основание для рассрочки или отсрочки требует документального подтверждения. Например, чтобы подтвердить угрозу банкротства при единовременной уплате налогов, нужно провести финансовый анализ. Для этого используется методика, утверждённая приказом Минэкономразвития от 26.06.2019 № 382. При этом налогоплательщику следует самостоятельно провести финансовый анализ, после чего подать заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей.

По п. 5.1 ст. 64 НК РФ, чтобы получить рассрочку по доначисленным в результате налоговой проверки платежам, юрлица и ИП должны соответствовать дополнительным критериям:

  • осуществлять деятельность не менее одного года с момента регистрации
  • нет возбужденной процедуры банкротства
  • не находятся в процессе реорганизации или ликвидации
  • могут погасить доначисленное в течение срока, на который предоставляется рассрочка
  • не обжалуют решение налоговой проверки по доначисленным платежам.

Дополнительные ограничения срока, на который предоставляется рассрочка, при условии доначисления налогов при проверке по требованию зависит от размера доначисленных платежей:

  • на период до одного года, если сумма доначисленного составила менее 30% от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения налоговиков
  • на период до трёх лет, если сумма доначисленного 30% и более от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения о доначислении

Кому не предоставляется рассрочка и отсрочка

Ст. 62 НК РФ устанавливает, что рассрочка и отсрочка не предоставляются, если:

  1. В отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело за совершение налогового преступления.
  2. В отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу об административном или налоговом правонарушении.
  3. Есть подозрения, что налогоплательщик совершил незаконные платежи, чтобы обналичить денежные средства, укрыть имущество и т.п.
  4. Налогоплательщик нарушил условия, на которых ранее предоставлялась рассрочка, отсрочка или инвестиционный кредит (если с момента их нарушения до подачи нового заявления не прошло три года).
  5. Срок уплаты налога на прибыль компанией, входящей в консолидированную группу налогоплательщиков, переносится.
  6. По п. 9 ст. 61 НК РФ заинтересованное лицо является налоговым агентом.

Сумма, на которую предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка и отсрочка могут быть предоставлены как на всю сумму налога, так и на её часть. При этом размер перенесённого платежа не может превышать стоимость чистых активов компании. Однако указанное ограничение не распространяется на следующие случаи:

  • когда налогоплательщик не получил финансирование из бюджета
  • когда государство или муниципалитет не оплатили выполненный заказ
  • на другие ситуации, связанные с ограничениями из-за коронавируса

Правила, по которым производится оценка чистых активов компании, утверждены приказом Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н. Их стоимость определяют как разницу между активами и обязательствами. При этом из активов вычитают дебиторскую задолженность учредителей, а из обязательств – доходы будущих периодов.

Процент, взимаемый при рассрочке и отсрочке

При предоставлении рассрочки или отсрочки по налогам практически всегда начисляются проценты. Для разных оснований свои процентные ставки.

  • задержка финансирования
  • неоплата выполненного госзаказа
  • форс-мажорные обстоятельства
  • обстоятельства, вызванные коронавирусом
  • возникновение банкротства при единовременной уплате налога
  • сезонная деятельность
  • таможенные пошлины
  • доначисления по решению налоговой проверки

Обратите внимание: проценты включаются в состав внереализационных расходов в конце каждого месяца на протяжении всего периода предоставления рассрочки или отсрочки.

Пошаговая инструкция, как получить рассрочку или отсрочку

Чтобы перенести срок уплаты налогов и иных платежей, нужно собрать необходимые документы, заручиться обеспечением обязательств и получить одобрение компетентных органов.

Подготовка документов

Прежде всего нужно составить заявление и указать причины, по которым невозможно своевременно уплатить налоги. Форма заявления утверждена приложением № 1 к Приказу ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

По п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ к заявлению нужно приложить:

  • банковские справки о ежемесячных оборотах по счетам за 6 месяцев до подачи заявления
  • банковские справки о наличии или отсутствии расчётных документов, помещённых в соответствующую картотеку
  • банковские справки об остатках денежных средств и драгметаллов на счетах компании
  • список дебиторов с указанием сроков договоров и денежных сумм (с предоставлением копий указанных договоров и других документов, подтверждающих дебиторскую задолженность)
  • обязательство, которое предусматривает соблюдение условий для предоставления рассрочки или отсрочки
  • график погашения задолженности по налогам
  • документы, предусмотренные п. 5.1 ст. 64 НК РФ, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов.

Рекомендуемые формы перечисленных документов представлены в приложениях к Порядку, утверждённому Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, среди которых форма самого заявления и форма обязательства, предусматривающего соблюдение условий для получения рассрочки или отсрочки.

Контур.Фокус - быстрая проверка контрагента!

Порой у налогоплательщиков возникает вопрос, какие документы нужно представить, чтобы подтвердить право на рассрочку или отсрочку.

При задержке финансирования следует предоставить гарантийные письма распорядителей бюджетных денежных средств, в которых должно быть сказано о задержке финансирования, а также о сумме недофинансирования на дату подготовки налогоплательщиком заявления о рассрочке или отсрочке.

При получении рассрочки или отсрочки в связи с сезонным характером деятельности нужно предоставить документ, подтверждающий, что сумма сезонных доходов составляет не меньше 50% от общей суммы доходов. Кроме того, отрасль деятельности налогоплательщика должна входить в Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).

Подготовка обеспечения обязательств

Перенос сроков уплаты налогов возможен лишь в том случае, когда имеются гарантии платёжеспособности заинтересованного лица. Обеспечить обязательство можно:

  • залогом имущества
  • поручительством третьих лиц
  • банковской гарантией

При подаче заявления о рассрочке доначисленных в ходе проверки сумм обеспечить обязательства можно только банковской гарантией. В других случаях обеспечение возможно любым из указанных способов.

Подача документов в компетентный орган

В какой орган подать заявление, зависит от налога.

    , НДС и другие налоги в федеральный бюджет , уплачиваемый ИП, в части доходов, с которых налог не удерживается налоговыми агентами
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • подп. 6 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • налоги субъектов РФ
  • местные налоги
  • подп. 2 п. 1 ст. 63 и п. 3 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@

Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки (отказ в их предоставлении) принимается в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом налогоплательщик вправе ходатайствовать о приостановке уплаты налогов на период рассмотрения заявления.

Положительное решение вступает в законную силу с указанной в нём даты. Пени, начисленные в период просрочки уплаты налога, включаются в сумму задолженности. Если срок переносится под залог имущества, решение вступает в законную силу после подписания договора о залоге.

Если рассрочка или отсрочка не предоставлены, налоговый орган обязан сообщить причину, по которой принял такое решение. По п. 9 ст. 64 НК РФ отказ может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или суд.

Инвестиционный кредит как способ изменения срока уплаты налогов

Контур.Норматив

Контур.Норматив - справочно-правовая система!

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) позволяет организациям уплачивать лишь часть налогов в течение определённого срока (от 1 года до 10 лет). Получить ИНК можно для уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов.

Рассмотрим, как работает ИНК.

Компания получает ИНК, чтобы уплатить определённую сумму налога. В конце каждого отчётного или налогового периода она рассчитывает сумму налога в общем порядке. Уменьшенная сумма налога перечисляется в бюджет до тех пор, пока сумма долга не станет равна сумме ИНК. Со всей суммы долга компания начисляет и уплачивает проценты. Сумму ИНК нужно погасить в сроки, установленные графиком платежей.

По договору предоставления ИНК платежи по налогу постепенно уменьшаются. Однако в каждом отчётном периоде платёж может быть уменьшен не более чем в 2 раза. Также по ст. 66 НК РФ кредит за весь налоговый период не может превышать 50% от суммы налога, подлежащего уплате.

Ст. 67 НК РФ устанавливает: размер ИНК зависит от основания, по которому организация его берёт. Перечень оснований закрытый. Они связаны не с финансовой ситуацией организации, а с видом её деятельности. Например, ИНК предоставляется компаниям, создающим новые технологи, выполняющим гособоронзаказ, инвестирующим в возобновляемые источники энергии, занимающимся научными исследованиями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: