Особенности банкротства кредитных кооперативов

Обновлено: 24.04.2024

Под финансовой организацией понимаются юридические лица, которые осуществляют банковские и страховые услуги, а также определенные услуги на рынке ценных бумаг. Признание финансовой несостоятельности компании осуществляется по признакам банкротства юрлиц, но с некоторыми особенностями.

Что такое финансовая организация

Банкротство финансовых организаций происходит на основании параграфа 4 127-ФЗ «О несостоятельности…» от 2002 года. На основании ст. 180 127-ФЗ к финансовым организациям относят:

  1. Кредитные организации.
  2. Страховые компании.
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  4. НПФ.
  5. УК ПИФов и НПФ.
  6. Клиринговые компании.
  7. Организаторы торговли.
  8. Кредитные кооперативы. .

Помимо 127-ФЗ «О несостоятельности», при банкротстве юрлица нужно учесть информационное письмо Президиума ВАС №74 от 2003 года.

Отличия при банкротстве финансовых организаций состоят в высокой социальной значимости и особых социальных последствиях такого банкротства, ведь имущественный ущерб наносится широкому кругу граждан и юридических лиц. Поэтому при банкротстве таких организаций важное значение уделяется реабилитационным мероприятиям.

В рамках законодательства о банкротстве разделяются процессы признании финансовой несостоятельности финансовой и кредитной организаций. Отношения, связанные с признанием несостоятельности кредитного учреждения, регулируются положениями параграфа 4.1 127-ФЗ.

Контролирует работу финансовых организаций в России Центробанк. Особенностью банкротства финансовых организаций является то, что конкурсным управляющим при несостоятельности и ликвидатором финансовых организаций выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Признаки и критерии банкротства

Признаки банкротства финансовой организации перечислены в ст. 183.16 127-ФЗ. Финансовая организация считается не способной погасить требования кредиторов, требования по выплате выходных пособий и требования работников по трудовому договору, а также оплатить обязательные платежи в следующих случаях:

  1. Сумма требований в совокупности составляет не менее 100 тыс. р., и эти требования не были исполнены в течение 14 дней.
  2. Независимо от размера требований кредиторов обязательства подтверждены решением суда или судебным актом.
  3. Стоимость имущества финансовой организации недостаточна для погашения денежных требований.
  4. Платежеспособность организации не удалось восстановить в период действия временной администрации.

При наличии хотя бы одного признака банкротства заявление может быть принято к рассмотрению арбитражным судом.

Особенности и порядок банкротной процедуры

Банкротство финансовой организации состоит из определенных этапов.

Подготовительный этап

В соответствии со ст. 183.1 127-ФЗ важное значение придается принятию мер по предупреждению банкротства финансовой организации. В качестве таких мер могут выступать:

  1. Оказание финансовой поддержки и помощи организации со стороны ее учредителей.
  2. Изменение действующей структуры активов и пассивов. Такой пересмотр активов финансовой организации может предполагать приведение структуры активов в соответствие со сроками обязательств для обеспечения их своевременного исполнения. Либо руководство может предложить сокращение расходов финансовой организации, продажу и передачу ее активов, внедрение прочих мер по изменению действующей структуры активов. Изменение пассивов организации может предполагать увеличение собственных средств капитала, размера веса текущих и краткосрочных обязательств, а также увеличение веса среднесрочных и долгосрочных обязательств.
  3. Внесение дополнительных средств в уставной капитал и пересмотр величины ее собственных средств.
  4. Реорганизация финансовой организации. Эта мера может предполагать уменьшение численности работников (сокращение персонала) или изменение структуры (путем прекращения деятельности структурных подразделений), филиала, представительства и иного подразделения.
  5. Прочие меры, не запрещенные законодательством.

При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства на уровне руководства и собственников организации принимается соответствующее решение. Организация должна представить в Центробанк план по восстановлению платежеспособности.

План разрабатывается на период до 6 месяцев. План должен содержать анализ финансового состояния организации и перечень конкретных мер по предупреждению банкротства с указанием сроков. К плану по восстановлению должны быть приложены документы, которые служат подтверждением его реальности. Контролировать исполнение плана обязан Центробанк.

Если по результатам анализа плана восстановления или в результате выездной проверки финансовой организации были обнаружены признаки банкротства, то контрольный орган должен подать заявление о признании ее банкротом.

Введение временной администрации

Временная администрация в компании вводится при выявлении признаков банкротства, а также в случае, если финансовая организация ненадлежащим образом исполняет план по восстановлению платежеспособности.

Решение о введении в финансовой организации временной администрации в обязательном порядке публикуется в сети интернет.

Временная администрация вводится в двух целях: найти способы восстановления платежеспособности и сохранить имущество организации. Для этого она принимает различные меры по предупреждению банкротства и устранению основания для приостановки лицензии.

Структуру и состав временной администрации утверждает Центробанк. Руководитель администрации должен утвердить арбитражного управляющего. В его обязанности входит также подписание договора страхования ответственности на случай причинения убытков.

К лицам, которые входят в состав временной администрации, предъявляются определенные требования. В частности, они не должны иметь неснятую и непогашенную судимость; в их отношении не должно быть неистекших сроков дисквалификации; они не должны быть заинтересованным лицом.

Расходы на работу временной администрации возлагаются на финансовую организацию.

Функционал временной администрации опирается на положения ст.183.7 127-ФЗ. Так, она вправе:

  1. Давать обязательные для исполнения распоряжения работникам.
  2. Обращаться в суд от имени финансовой организации о признании некоторых сделок недействительными.
  3. Принимать участие в общих собраниях учредителей.

Временная администрация должна контролировать, насколько добросовестно финансовая организация исполняет план финансового оздоровления, при необходимости она может обращаться в контрольный орган с ходатайством об отзыве лицензии.

Пока в организации будет действовать временная администрация, полномочия исполнительных органов приостанавливаются.

Срок действия временной администрации составляет не более 6 месяцев. Допускается продление сроков работы временной администрации еще на 6 месяцев. Общая продолжительность ее работы составляет не более 18 месяцев.

Если в период работы временной администрации было возбуждено дело о банкротстве, временная администрация осуществляет свои полномочия вплоть до утверждения судом конкурсного управляющего.

В случае если временная администрация исполняет обязанности ликвидационной, то она работает до завершения ликвидации.

Временная администрация должна провести анализ финансового состояния и не позднее, чем через 45 дней после назначения, обязана сделать заключение. Такое заключение должно содержать указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства, а также выводы, возможно ли восстановить платежеспособность. Если такая возможность присутствует, то администрация должна представить план по восстановлению платежеспособности в течение 12 дней.

В противном случае, временная администрация должна передать в Центробанк информацию о целесообразности подачи заявления о банкротстве. На основании такого представления Центробанк может прийти к выводу о целесообразности обращения в суд с заявлением о банкротстве.

Введение этапа конкурсного производства

Особенность банкротства финансовой организации состоит в том, что данная процедура не предполагает такие этапы, как финансовое оздоровление и внешнее управление. При возбуждении дела о банкротстве стороны сразу переходят к этапу конкурсного производства (по ст. 183.17 127-ФЗ).

С учетом того, что в финансовом учреждении предварительно работала временная администрация, то этап наблюдения лишен смысла и не применяется. Он может быть введен только при отсутствии этапа работы временной администрации. Смысл такого подхода состоит в следующем: если предупредительные мероприятия по стороны Центробанка не принесли положительного эффекта, то такие этапы, как финансовое оздоровление, внешнее наблюдение и мировое соглашение, не смогут улучшить платежеспособность.

Помимо кредиторов и других участников, в деле о банкротстве могут принимать участие:

  1. Центробанк.
  2. СРО финансовых организаций, куда входит потенциальный банкрот.

На основании ст. 185.25 127-ФЗ регламентируются особые требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Ему необходимо сдать дополнительный экзамен по особой программе, разработанной для финансовых организаций, утвержденной Центробанком.

К полномочиям арбитражного управляющего относят формирование конкурсной массы и продажа имущества должника в целях погашения требований кредиторов. Очередность погашений требований регламентирована ст. 60 127-ФЗ.

На рассмотрение дела о банкротстве арбитражному суду дается 7 месяцев. Если заявление о признании учреждения банкротом было передано временной администрацией, то судебное разбирательство ограничивается 4-месячным сроком. Если в отношении финансовой организации была введена процедура наблюдения или конкурсного производства, то арбитражный управляющий должен уведомить об этом участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Этап конкурсного производства для финансовой организации включает такие этапы, как анализ финансового состояния, внедрение мер по обеспечению сохранности имущества, формирование и ведение реестра кредиторов, проведение первого собрания кредиторов, проведение торгов и погашение задолженности перед кредиторами.

Таким образом, деятельность финансовой организации обладает высоким социально-экономическим значением. При ее банкротстве кредиторы могут понести существенные убытки, поэтому законодательно процедура несостоятельности финансовых организаций регулируется в отдельной главе. Признание несостоятельности финансовых организаций имеет некоторые особенности: оно ограничивается единственной процедурой – конкурсного производства. Другие процедуры не применяются. Участником процедуры банкротства становится Центробанк.

Статья 189.5. Особенности удовлетворения требований кредиторов кредитного кооператива и членов кредитного кооператива (пайщиков)

(введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 390-ФЗ)

1. Удовлетворение требований кредиторов кредитного кооператива осуществляется в порядке очередности, указанной в статье 134 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. В первую очередь после удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, подлежат удовлетворению требования членов кредитного кооператива (пайщиков) - физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей, но не более чем основная сумма долга в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

1) в первую очередь - предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и оставшиеся неудовлетворенными требования членов кредитного кооператива (пайщиков) - физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в том числе по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) во вторую очередь - требования членов кредитного кооператива (пайщиков) - юридических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров займа;

3) в третью очередь - требования лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками).

4. Требования членов кредитного кооператива (пайщиков) о возврате паенакоплений (паев) подлежат удовлетворению после расчетов с кредиторами кредитного кооператива по удовлетворению требований, указанных в абзаце пятом пункта 4 статьи 134 настоящего Федерального закона, в следующем порядке:

1) в первую очередь - требования членов кредитного кооператива (пайщиков) (за исключением лиц, указанных в подпункте 2 настоящего пункта), в том числе требования, связанные с прекращением членства в кредитном кооперативе до признания кредитного кооператива банкротом;

2) во вторую очередь - требования членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся или являвшихся единоличным исполнительным органом кредитного кооператива либо членами правления кредитного кооператива, членами контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива или их аффилированными лицами.

5. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитного кооператива, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ параграф 4 главы IX дополнен статьей 189.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 189.1. Особенности банкротства кредитных кооперативов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 189.1 настоящего Федерального закона

1. Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 - 183.26 настоящего Федерального закона, распространяются на кредитные кооперативы с учетом положений настоящей статьи и статей 189.2 - 189.6 настоящего Федерального закона.

2. В случае, если в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" контроль за деятельностью кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом возникает у контрольного органа с даты обнаружения им признаков банкротства кредитного кооператива или, если временная администрация кредитного кооператива не назначена, со дня получения ходатайства саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, о необходимости подачи указанного заявления.

Порядок подачи контрольным органом заявления о признании кредитного кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, устанавливается контрольным органом.

3. Если настоящим параграфом не установлено иное, с даты принятия арбитражным судом заявления о признании кредитного кооператива банкротом не допускается удовлетворение требований членов кредитного кооператива (пайщиков) о возврате паенакоплений (паев), в том числе требований, связанных с прекращением членства в кредитном кооперативе.

При подведении итогов голосования и принятии собранием кредиторов кредитного кооператива решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные членами кредитного кооператива (пайщиками) и полученные арбитражным управляющим не позднее даты проведения такого собрания.

1. В случае обнаружения признаков банкротства кредитного кооператива, саморегулируемая организация кредитных кооперативов, членом которой является кредитный кооператив, подает ходатайство в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за кредитными кооперативами по месту нахождения такого кредитного кооператива (далее - территориальное учреждение).

К ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов прилагаются имеющиеся в распоряжении и заверенные в установленном порядке документы, указанные в пункте 2 статьи 183.22 Закона о банкротстве, а также иные документы, подтверждающие факт наличия признаков банкротства кредитного кооператива.

2. В случае поступления ходатайства в иное структурное подразделение Банка России оно в течение пяти рабочих дней со дня поступления направляется в территориальное учреждение.

3. В течение 15 рабочих дней со дня поступления ходатайства в территориальное учреждение, уполномоченным должностным лицом территориального учреждения принимается решение об обращении в суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом, о чем в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения территориальное учреждение уведомляет профильное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, к компетенции которого относятся полномочия по контролю и надзору в сфере рынка микрофинансирования (далее - структурное подразделение центрального аппарата).

4. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 3 настоящего Указания, структурное подразделение центрального аппарата направляет в территориальное учреждение относящиеся к рассмотрению дела о банкротстве сведения, а также информацию о кандидатуре временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или о наименовании саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий, и ее адрес, выбранных в соответствии с порядком, установленным в соответствии с пунктом 5 статьи 183.20 Закона о банкротстве.

5. В случае если по результатам анализа ходатайства саморегулируемой организации кредитных кооперативов и приложенных к нему документов будет установлен факт отсутствия оснований для направления заявления о признании кредитного кооператива банкротом (далее - заявление), территориальное учреждение в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Указания, отказывает в удовлетворении ходатайства.

О принятом решении территориальное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уведомляет саморегулируемую организацию кредитных кооперативов и структурное подразделение центрального аппарата.

6. В течение пяти рабочих дней со дня получения указанных в пункте 4 настоящего Указания сведений территориальное учреждение:

подготавливает заявление с соблюдением требований, установленных пунктом 2 статьи 183.20 Закона о банкротстве;

в соответствии с пунктом 4 статьи 183.20 Закона о банкротстве направляет копию заявления в кредитный кооператив, в отношении которого принято решение, и в саморегулируемую организацию, членом которой он является;

подает в суд заявление и прилагаемые к нему в соответствии с пунктом 3 статьи 183.20 и пунктом 2 статьи 183.22 Закона о банкротстве документы с учетом требований процессуального законодательства Российской Федерации.

7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Регистрационный N 36118

При обнаружении признаков банкротства кредитного потребкооператива СРО кредитных кооперативов, членом которой является кооператив, подает в ЦБ РФ ходатайство о необходимости обратиться в суд с заявлением о признании кооператива банкротом. Прописан порядок подачи ЦБ РФ заявления в суд по ходатайству СРО.

Ходатайство СРО направляется в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту нахождения кредитного кооператива. К нему прилагаются документы, подтверждающие наличие признаков банкротства кооператива.

Решение об обращении в суд принимается территориальным учреждением ЦБ РФ в течение 15 рабочих дней после поступления ходатайства.

Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Указание Банка России от 29 декабря 2014 г. N 3520-У "О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов"

Регистрационный N 36118

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России"

Текст указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 12 марта 2015 г. N 21

Банкротство кредитных организаций – это процедура признания финансовой несостоятельности юрлиц с особым статусом кредитной организации. Речь идет о банках, микрофинансовых организациях. Порядок признания финансово-кредитных организаций банкротом имеет некоторые особенности, что связано с их специфичным правовым статусом. Так, они могут совершать различные финансовые операции, сделки и прочее.

Правовые нормы

Признание кредитной организации финансово несостоятельной регулируется положениями 127-ФЗ «О несостоятельности» в параграфе 4.1.

Указанный параграф введен ФЗ № 432 в 2014 году. При этом процедура банкротства кредитных учреждений была доступна им ранее 2014 года, но регулировалась иными нормативно-правовыми актами. С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

Основными изменениями в процедуре банкротства кредитных учреждений, вступившими в силу в 2014 году, выступают:

  1. Установлены более жесткие требования к деловой репутации руководства кредитной организации, его заместителю, главному бухгалтеру и лицам, у которых доля акций составляет не менее 10% от общего капитала. Деловая репутация оценивается как удовлетворительная, если у указанных лиц отсутствует субсидиарная ответственность в виде взыскания в счет погашения убытков в пользу кредитного учреждения.
  2. Центробанку предоставили право на отзыв лицензии у банка, если значение нормативов достаточности собственных средств у такого банка достигло уровня менее 2%. Это может считаться рискованной кредитной политикой, и деятельность банка должна быть прекращена или приостановлена.
  3. Новые правки ужесточили обязательства кредитных учреждений в части предоставления ЦБ планов по восстановлению финансовой устойчивости.
  4. Новое законодательное положение предоставляет возможность должникам с отозванной лицензией выполнять свои долговые обязательства, передавать имущественные права вплоть до получения статуса банкрота по решению арбитражного суда.

Поправки были внесены и в Трудовой кодекс. Согласно им, все работники банка гарантированно получат зарплату после вынесения судом решения о финансовой несостоятельности.

Особенность банкротства кредитных учреждений состоит в том, что оно имеет серьезный общественный резонанс и затрагивает интересы вкладчиков и заемщиков. Потому важное значение придается недопущению банкротства и внедрению реабилитирующих мероприятий.

Признаки банкротства кредитной организации по 127-ФЗ

В ст. 189.8 127-ФЗ приведены признаки финансовой несостоятельности кредитного учреждения. Речь здесь идет о неспособности удовлетворения требований кредиторов в части:

  • денежных обязательств; .
  • оплате труда лиц, трудоустроенных по трудовому договору;
  • уплате обязательных платежей в бюджет как за себя, так и за своих клиентов.

Просрочка по исполнению таких обязательств должна составлять 14 дней и более. При этом кредитная организация должна отвечать еще одному признаку несостоятельности: стоимость имущества кредитного учреждения должна быть недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами.

Распространенные причины финансовых затруднений

Обычно к финансовым затруднениям в банковском учреждении ведут недобросовестные или непрофессиональные действия ее руководства:

  1. Недостаточный размер капитала из-за отсутствия финансирования, партнерских организаций и пр. Недостаточность активов может сформироваться из-за недостижения оптимального баланса между собственными активами и выданными кредитами.
  2. Невысокие показатели денежного потока и низкого оборота активов. Это может быть связано с неконтролируемым развитием хозяйственной деятельности, избыточными активами и пр.
  3. Недостаточное развитие системы стратегического планирования и бюджетирования.
  4. Низкая конкурентоспособность.
  5. Финансовая нестабильность.

Стадии банкротства

Банкротство банковской организации предполагает прохождение следующих этапов в зависимости от масштабов финансового кризиса в учреждении:

  1. Скрытое банкротство. При этом в организации только начинают проявляться признаки банкротства. Это снижение доходности или рост убыточности.
  2. Начальная форма банкротства. При ней уже отмечаются конкретные признаки нестабильности: отсутствие доходов, задержки выплат, вынужденное сокращение штата и пр.
  3. Устойчивые проявления банкротства. Они могут выражаться в необходимости получения кредитным учреждением дополнительных займов, увеличении задержек по выплатам зарплаты, снижении выдачи кредитных продуктов и пр.
  4. Хроническая неустойчивость, которая приводит к росту дебиторской и кредиторской задолженностей. Деятельность банка полностью или частично приостанавливается.
  5. Признание своей несостоятельности руководством банка, отсутствие платежеспособности, отзыв лицензии.

Порядок процедуры банкротства

При наличии признаков финансовой несостоятельности кредитная организация передает заявление в арбитражный суд о своем банкротстве. Оно в свободной форме описывает сложившуюся ситуацию.

Заявление вправе подать как само учреждение, так и его кредиторы, временная администрация и пр.

После того как заявление поступило в суд, инициатор банкротства должен опубликовать уведомление об этом в СМИ на сайте Единого реестра банкротств.

Процедура признания финансовой несостоятельности юрлиц включает следующие этапы.

Этап 1. Меры по предупреждению несостоятельности.

Уже при возникновении первых признаков финансовых затруднений в кредитной организации вводятся превентивные меры по предупреждению банкротства. Они предпринимаются еще до того, как будет отозвана лицензия. Арбитражный суд принимает такие меры при следующих обстоятельствах:

  1. Банк в течение полугода не принимает меры для удовлетворения своих финансовых обязательств перед кредиторами из-за нехватки собственных средств.
  2. Размер банковского капитала уменьшился более, чем на 20% за последний год по отношению к максимуму.
  3. Банк нарушил обязательные нормативы ЦБ.
  4. Размер капитала кредитного учреждения не дотянул до нормы ЦБ.

При наличии веских оснований судом назначаются меры по реабилитации финансового состояния кредитной организации. Меры для реабилитационных мероприятий в кредитном учреждении могут включать в себя:

  1. Финансовое оздоровление.
  2. Назначение временной администрации, к которой перейдут руководящие полномочия.
  3. Реорганизация структуры кредитного учреждения.

Этап 2. Финансовое оздоровление.

Инициатива о финансовом оздоровлении банка, который оказался на пороге банкротства, может исходить от ЦБ или самого должника. Такое оздоровление включает целый комплекс мероприятий, включая финансовую поддержку. Например, на счет банка переводят депозит с условием начисления на него процентов и с предоставлением гарантийных обязательств вернуть его. Либо такие меры помощи:

  1. Предоставление поручительства.
  2. Предоставление отсрочки по выплатам ЦБ.
  3. Перераспределение прибыли банка.
  4. Взнос в уставной капитал.
  5. Освобождение от долгов.

Оздоровление предполагает работу с активами и пассивами компании. Изменение активов компании в процессе ее оздоровления происходит такими способами:

  1. Через замену неликвидных активов на ликвидные.
  2. Через обеспечение исполнения ликвидных активов.
  3. Через снижение расходов организации на обслуживание задолженности.
  4. Через продажу активов, которые не приносят прибыль.
  5. С помощью других способов изменения структуры активов.

Изменение структуры пассивов осуществляется:

  1. Путем увеличения капитала.
  2. Снижением удельного веса обязательств пассивов.
  3. Приведением капитала организации к норме.
  4. Реорганизацией руководящего состава.

В ходе реабилитирующей процедуры возможно принятие и иных мер: по изменению численности штата, получению доходов, реорганизации оргструктуры, возврату дебиторской задолженности и пр.

Этап 3. Назначение временной администрации.

Нередко к банкротству приводят непрофессиональные действия руководства. Чтобы устранить указанный негативный фактор, в учреждении может быть введена временная администрация. Под ней понимают специально назначенный орган, избранный арбитражным судом на период 6 месяцев. Но указанные сроки могут быть пролонгированы при необходимости.

Законодательно прописан перечень случаев, когда ЦБ наделен правом назначения временной администрации. В их числе:

  1. Кредитное учреждение имеет непогашенную задолженность перед одним и несколькими кредиторами из-за отсутствия собственного капитала.
  2. Компания допустила снижение собственного капитала на 25% по сравнению с максимальными показателями за прошлый год. При этом были нарушены один или несколько обязательных нормативов.
  3. Ликвидность компании отклонилась от нормы, которая введена ЦБ.
  4. Есть основания для отзыва лицензии.

Перед временной администрацией в кредитном учреждении стоит целый ряд задач:

  1. Проведение анализа деятельности учреждения в целях выявления причин банкротства.
  2. Разработка плана по недопущению признания банка банкротом.
  3. Проведение мероприятий с учетом плана ЦБ с контролем за реализацией действий.
  4. Взятие под контроль капитала банка и принятие шагов по его увеличению.

Данный этап не является обязательным в процедуре банкротства, и она может быть завершена без него.

Этап 4. Реорганизуется структура кредитной организации.

Если у банка есть реальная угроза столкнуться с отзывом лицензии, то Центробанк вправе заявить свои требования по реорганизации. После получения такого требования руководство банка должно принять решение по реорганизации и передать его в Центробанк в течение 10 дней.

Реорганизация может иметь различную форму, но чаще всего проводится через слияние или присоединение с другой компанией аналогичного профиля.

Этап 5. Конкурсное производство.

Если реабилитационные мероприятия не привели к улучшению финансовой ситуации, то суд принимает решение о введении в отношении компании конкурсного производства. Назначается конкурсный управляющий. Он производит инвентаризацию имущества банка, оценивает его и организует торги в отношении него.

Конкурсное производство предполагает продажу имущества учреждения в целях формирования конкурсной массы и погашения требований кредиторов.

Требования кредиторов удовлетворяются пропорционально их доле в реестре с учетом очередности.

Этап 6. Вынесение судом постановления о признании учреждения банкротом.

Предварительно суд должен заслушать отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства. По результатам банкротства кредитная организация перестает существовать.

Таким образом, в ходе процедуры признания несостоятельности банка важное значение уделяется превентивным мерам по недопущению его банкротства. Но если становится очевидным, что реабилитационные меры не будут иметь положительных результатов, то финансовая организация объявляется банкротом, ее лицензия изымается, а имущество реализуется на торгах для погашения обязательств перед кредиторами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: