Особенности функционирования кредитных систем стран с развитой рыночной экономикой

Обновлено: 23.04.2024

Экономическая категория финансово-кредитная система включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой системы и кредитной системы. Как финансовая, так и кредитная система имеют свои механизмы образования и особенности функционирования.

От состояния финансово-кредитной системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.

Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствующую процессы формирования капитала в экономической системе и его движения между субъектами и секторами экономики.

Кредитная система − совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. Кредитная система РФ включает в себя ЦБ, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков.

Денежно-кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует его перелив из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает правила игры в денежно-кредитном обращении.

Денежно-кредитный механизм является системой, которая в значительной мере может определить структуру производства и совокупного спроса, непосредственно влияя на составляющие экономического равновесия.

Основой кредитной системы исторически являются банки. Финансово-кредитные институты на уровне страны подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Центральные банки – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.

В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк – банковские институты и небанковские кредитные организации. Центробанк является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет[2]. Коммерческие банки являются основой кредитной системы России[3]. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов, другие создавались практически с «нуля».

В двухуровневой кредитной системе России вторым звеном (помимо коммерческих банков) в последние годы все активнее выступают некоммерческие банки и небанковские кредитные организации. К некоммерческим банкам в России, как и в международной практике, относятся инвестиционные банки, сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и кредитные союзы, ипотечные банки, земельные банки, торговые банки и т.д. Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции (инвестиционные страховые компании, пенсионные и др. фонды). Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ. Вновь организованные кредитные организации не имеют права работать с вкладами физических лиц ранее, чем через два года после начала своей деятельности. В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки, а также функционирует достаточно развитый сектор небанковских кредитных организаций (чем она отличается от немецкой модели).

От состояния финансово-кредитной системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета. Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от процесса образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, составляющих содержание финансовой деятельности государства. Не менее важно для него устойчивое, надежное функционирование банковской системы страны. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.




Для любого подлинно суверенного государства вопросы управления финансово-кредитной системой, разработка и проведение в жизнь единой денежно-кредитной политики, защита, обеспечение устойчивой национальной валюты и национальной банковской системы, вопросы финансовой деятельности имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя часть содержания понятия «экономическая безопасность государства».

На фоне устойчивого макроэкономического подъема в последние годы продолжает расти объем кредитов, выдаваемых российскими банками. В 2004 г. общий объем ссудной задолженности в банковской системе вырос примерно на 50%, в 2005 г. - на 35%. Ссудная задолженность 30-ти крупнейших банков России на 1 июля 2006 г. равнялась 5,323 трлн. рублей, а просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам - 61,745 млрд. рублей. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям, составляли 3,539 трлн. рублей, а кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные банкам - 523,495 млрд. рублей.

Самым быстроразвивающимся направлением российского банковского кредитного рынка является кредитование населения[4]. За 2003 г. объем кредитов, выданных физическим лицам, утроился, за 2004-й и 2005 г. он почти удвоился, а за первые пять месяцев 2006 г. вырос на 14% и составляет примерно 47 млрд. долларов США. Объемы кредитов, предоставленных кредитными организациями физическим лицам, предприятиям и организациям в рублях и иностранной валюте на 1 июля 2006 г., составили 4,790922 трлн. рублей. При этом задолженность по предоставленным кредитам на 1 мая 2005 г. уже превышала 7 млрд. рублей.

Вместе с тем банковский сектор в России пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.

К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, низкий уровень профессионализма руководителей некоторых банков, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.

К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, низкий уровень доверия к банкам со стороны населения.

Одним из факторов, существенно воздействующим на преступность в банковской сфере, по мнению экспертов, следует считать крайне высокий уровень коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления. Коррупция стала неотъемлемой частью тех сфер общественной и государственной деятельности, где можно извлечь финансовую или иную материальную выгоду.

При получении кредитов именно за счет коррумпированных связей организациям и предпринимателям удается организовать ложное поручительство государственных или муниципальных структур, заставить банк-кредитор отказаться от уголовного преследования недобросовестных заемщиков, добиваться неправомерного разрешения ситуаций при криминальных банкротствах банков и т.д.

О возможности получения взяток при выдаче кредитов можно судить по следующим признакам:

- занижение процентных ставок и размеров комиссионного сбора за предоставленные услуги либо освобождение от взимания процентов при заключении договоров;

- выдача кредита без должной проработки банком всех сторон производственной и инвестиционной деятельности кредитуемого предприятия, его финансового состояния;

- предоставление кредита с повышением максимально допустимых размеров для одного займа, без оформления срочных обязательств;

- обязательство банка по кредитному договору о беспрепятственной выдаче кредитуемых сумм;

- отсутствие в кредитном договоре указаний о размерах кредита;

- выдача кредита при несогласии руководителей экономических служб и служб безопасности;

- многократное предоставление отсрочки погашения задолженности без достаточного экономического обоснования либо заявлений об этом со стороны клиентов;

- выдача кредита без составления кредитного договора;

предоставление ссуд заемщикам при отсутствии собственных средств и кредитного обеспечения;

- небрежность в оформлении и ведении кредитного договора (например, отсутствие документов, подтверждающих сверку взаимных расчетов, включая справки клиентов об уточнении на определенные отчетные даты задолженности по кредитам).

[1] Финансово-кредитная система: учеб пособие/ Под ред. кандидата экономических наук, доцента С. М. Проявы. М.: Московский университет МВД России, 2008.

[2] Рассмотрено в лекции 5.

[3] Рассмотрено в лекции 6.

[4] РОСБАНК: итоги 2006 года. Прошедший год для Росбанка закончился более чем успешно // СПб ведомости. – 2007. – 12 февраля. – С. 5.

Характеристика структур банковской системы Германии. Особенность разграничения кредитных и инвестиционных операций банков в США. Исследование почтово-сберегательных касс Японии. Главный анализ деятельности Ассоциации эмиссионных домов в Великобритании.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2016
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности построения банковской системы в странах с развитой экономикой

Банковская система - это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции.

Кроме того, в банковскую систему входят специализированные организации, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, обеспечивающие банки оборудованием, информацией, кадрами. банковский кредитный инвестиционный касса

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком.

На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки).

Банковская система не включает небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании). Данные институты являются частью более общей категории - финансовые институты.

Исторические, национальные особенности построения банковских систем проявляются также в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.

В Германии, например, банки исторически сочетают краткосрочные депозитно-ссудные и долгосрочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестиционными фондами; могут иметь представителей в советах компаний, в которых у них есть собственность, и т.д.

Структура банковской системы Германии имеет следующий вид:

· Дойче Бундесбанк -- Центральный банк;

· универсальные коммерческие банки;

· кооперативные центральные банки;

· специальные банки (в основном ипотечные);

· почтовые, коммунальные, сберегательные банки

Основное преимущество-германской банковской системы заключается в более высокой стабильности на базе Диверсификации и связанной с данным высокой надежностью банковских вкладов. Германские банки, действующие на универсальной основе, в состоянии предоставить . им клиентам широкий круг операций и услуг и за счет ?того могут перераспределить доходы и потери от банковской деятельности.

В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим банкам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с корпоративными ценными бумагами.

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

Банковская система Японии имеет следующую структуру:

? Банк Японии (центральный банк);

? специализированные кредитные институты;

? финансовые компании для малого и среднего бизнеса;

? правительственные кредитные учреждения;

? почтовые сберегательные кассы.

Особую роль в банковской системе играет Банк Японии, который был учрежден в 1882 году как центральный банк страны.

Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

Не стоит забывать, что важное место в банковской системе Японии занимают почтово-сберегательные кассы, призванные аккумулировать мелкие сбережения населения.

В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки также разделены (многие инвестиционные банки образовались из «торговых банков»). Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоциацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков;

Особенностями английской банковской системы будут следующие моменты:

1. Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо, а через посредников -- учетные и дисконтные дома, а его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых, и промышленных.

2. В Великобритании, в отличие от банковских систем других стран, коммерческие и инвестиционные банки разделены.

3. В Англии деньги в уставный капитал банка вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка.

Подобные документы

История возникновения и роль банковской системы. Сущность и функции банковской системы РФ, ее экономическая характеристика, особенности развития и структура. Деятельность коммерческих банков в России, анализ развития депозитных и кредитных операций.

курсовая работа [84,1 K], добавлен 20.11.2014

Общее описание и принципы построения банковской системы Америки, структура и операции Федеральной резервной системы. Особенности и сферы деятельности Центрального банка Франции. Сравнительная характеристика банковской системы Великобритании и Германии.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 06.05.2010

Экономические основы банковской системы РФ. История возникновения банковской системы. Сущность и функции банковской систем. Структура банковской системы, ее характеристика. Анализ деятельности коммерческих банков в РФ. Анализ развития депозитных операций.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 10.06.2008

Назначение банковской системы страны. Анализ построения и принципов организации деятельности банковской системы Республики Беларусь. Привлечённые средства финансового учреждения. Классификация кредитных операций. Реализация денежно-кредитной политики.

курсовая работа [518,1 K], добавлен 01.02.2014

Влияние банковской системы на экономику и жизнедеятельность общества. Банковская инфраструктура как элемент банковской системы. Союзы и ассоциации кредитных организаций. Оценка эффективности функционирования банковской системы, ее кредитных инструментов.

Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:

II. Банковский сектор:

специализированные торговые банки, банкирские дома.

III. Страховой сектор:

IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

трастовые отделы коммерческих банков,

Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран - в основном для США, государств Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который войдет под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).

Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США. Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании кредитной системы в послевоенный период.

В кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени - специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавские страны).

Кредитная система стран Западной Европы по своей структуре приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков здесь (хотя и действует как анахронизм XIX в.) очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. В то же время система инвестиционных банков в Германии менее развита, чем в США, Англии, Канаде. Это объясняется отчасти тем, что ее коммерческие банки выполняют функции инвестиционных.

Для Франции характерно разделение банковского звена в основном на депозитные (коммерческие) банки, деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные.

Современная кредитная система Японии сформировалась в послевоенный период в основном по американскому образцу и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. Наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании. Данный сектор кредитной системы Японии менее развит, чем в США, Англии и Канаде, и приближается к аналогичным секторам Германии, Франции, Италии.

Отставание в развитии секторов специализированных институтов стран Западной Европы и Японии, по сравнению с США, Англией, Канадой, объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.

Кредитные системы развивающихся стран в целом, за редким исключением, развиты слабо (в основном это кредитные системы в развивающихся странах Африки, структуры которых ориентированы на кредитные системы бывших стран-метрополий - Англии, Франции, Португалии).

В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы стран Азии и Латинской Америки. Особо следует выделить ряд азиатских стран: Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд и Индонезию, Индию, Пакистан, кредитные системы которых довольно развиты, так как имеют трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы.

Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки - Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу, где помимо центрального банка и банковского сектора функционирует сектор специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.

Вопросы для самоконтроля по темам 1, 2

Каковы формы зарождения банковской деятельности?

Какие характерные для банков операции осуществлялись в древних цивилизациях?

Какие основные денежные операции характерны для процесса развития банков?

Проанализируйте особенности современной кредитной системы.

Дайте структуру современной кредитной системы.

Назовите 1 и 2-ой уровни банковской системы.

Какие банки можно отнести к банкам с государственным участием?

Итого 1 этапа формирования современной банковской системы?

Результат второго этапа формирования современной банковской системы.

Назовите особенности построения банковских систем в США, Западной Европе, Японии.

В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах – кредиты членов федерации;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная система включает два звена:

многочисленные местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.).

Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов – земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);

Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

1. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

Государственные бюджеты большинства ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.

2. Территориальные финансы – второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предприятий, доходы членов федерации и местных органов власти.

Вопрос о доходах членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США за бюджетами штатов закреплена основная часть косвенных налогов и прежде всего налог с продаж, в ФРГ – поступления по основным прямым налогам – подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций делятся в пропорции 50%:50% между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

3. Государственный кредит – третье звено финансовой системы.

Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

На протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.

Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти.

Таким образом, основным вопросом состояния финансов в США продолжает оставаться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели.

Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

4. Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды: фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, самозанятых лиц, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета.

Средства этих фондов используются: на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Основные средства направляются на выплату пенсий по возрасту. Во всех зарубежных странах размер пенсий устанавливается в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов.

5. Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после Второй мировой войны в результате национализации (1946-1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически передовыми, в финансовом отношении – это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в политике низких цен на их продукцию.

В 1980-х гг. в соответствии с новой экономической и финансовой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры государственной собственности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти.

Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях — и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий.

Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влиянием процессов реприватизации значительной части государственного сектора падает. Данная политика преследует цель повышения финансовой эффективности хозяйственных субъектов, находившихся в государственной собственности, поиск более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: