Особенности отношений возникающих при предоставлении бюджетного кредита

Обновлено: 27.03.2024

Теоретические аспекты и значение бюджетных кредитов как инструмента сбалансированности бюджета. Проблемы и пути повышения эффективности использования бюджетных кредитов. Исследование значения бюджетных кредитов как инструмента сбалансированности бюджета.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2019
Размер файла 49,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты и значение бюджетных кредитов как инструмента сбалансированности бюджета

1.1 Бюджетный кредит: сущность, цели, принципы

1.2 Проблемы и пути повышения эффективности использования бюджетных кредитов

Глава 2. Анализ эффективности бюджетных кредитов в России

2.1 Общая характеристика федерального бюджета РФ в 2014-2017 гг.

2.2 Направления повышения эффективности бюджетных кредитов в 2020 году

Список использованных источников

Введение

Актуальность работы. Долгосрочное равновесие и стабильность бюджетной системы является одной из важных предпосылок поддержания макроэкономических стабильностей, что метод формирования основных условий экономического роста, инвестиционного формирования и расширению диапазона конкурентоспособности финансово-экономической деятельности. система.

Сложившаяся ситуация в бюджетной области Российской Федерации имеет внутренние проблемы и противоречие: отсутствуют условия и стимулы для решений проблем прозрачностей бюджетных процессов, преодолений зависимостей бюджетной системы от доходов от нефти и газа, устранения несовершенство налоговой системы, а также ограничения в оценке эффективности использования бюджетных средств, фрагментация долгового регулирования, неразвитость пенсионной системы, что создает высокий риск в финансово-бюджетных системах и требует разработок комплексной подход к решениям проблемы бюджетной устойчивости на базе институционального подхода.

Все вышеперечисленное определяет актуальность исследований как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практических значимостей реализаций задач по обеспечению устойчивости бюджетной системы за счет повышения эффективности бюджетных ссуд.

Цель курсовой работы: исследовать значение бюджетных кредитов как инструмента сбалансированности бюджета и определить пути повышения их эффективности.

Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой ряд задач:

- рассмотреть сущность, цели, принципы бюджетных кредитов;

- провести анализ предоставления бюджетных кредитов в РФ и их эффективности;

- выявить проблемы и определить пути повышения эффективности бюджетных кредитов.

Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, метода сравнительного исследования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты и значение бюджетных кредитов как инструмента сбалансированности бюджета

1.1 Бюджетный кредит: сущность, цели, принципы

Почти все современные государства имеют свои собственные бюджеты - финансовые ресурсы, используемые для обеспечения работы ключевых политических институтов, государственных учреждений и учреждений.

Бюджет является центральным элементом финансовой системы государств. Как экономическая категория, бюджет выражает системы экономических отношений между бюджетами различных уровней, между органами государственной власти и сетевым самоуправлением и юридическими лицами, население которых основано на бюджетном праве - совокупность правовых норм, согласно которым права законодательных и исполнительных органов в области бюджета. Более узкое значение термина "бюджет" - это официальный план, в котором высшим органом, ответственным за распределение соответствующего ресурса, в русском варианте, является Министерство финансов, распределяет государственные расходы относительно предполагаемого дохода.

Бюджетная законодательная база включает Бюджетный кодекс Российской Федерации, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. бюджет кредит сбалансированность

В рамках финансовых отношений следующие финансовые функции соответствуют бюджету:

1) распределение - выражается через формирования и использования централизованного фонда денежных средств на уровнях государственных и территориальных властей и управления;

2) контроль - действует один одновременно с распределением и предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

3) нормативно-правовое государство регулирует экономическую жизнь страны, устремляя бюджетные средства на нужную цель.

Структура бюджета - это принципы, устанавливающие организации государственного бюджета и бюджетных систем страны, взаимосвязи между отдельными ее подразделениями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т. Д.

Наиболее полное выражение бюджетного устройства - в принципах бюджетной системы.

В зависимостях от форм административно- политической структуры страны бюджеты могут быть разделены на различные типы. В России, например, он может быть федеральным, региональным или муниципальным. В свою очередь, финансовый поток на всех данных трех уровнях вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Несмотря на то, что субъекты Российской Федерации и отдельные муниципалитеты имеют довольно наибольшую автономию в аспектах сбора и распределений финансов, доход федеральных бюджетов, как принято считать современные российские экономисты, играют решающую роль в экономической стабильности экономики. штат. Кроме того, нынешняя практика бюджетной политики в Российской Федерации такая, что множество регионов и муниципалитетов характеризуется высокими степенями зависимостей от ассигнований из центров.

Некоторые эксперты оценивают российские бюджеты как средний по мировому масштабу. К примеру, в пересчетах на душу населений государственное казначейство обеспечивает финансирования любого гражданина Российской Федерации около 2,5-3 тысяч долларов в год. Для сравнений: в тех же Соединенных Штатах этот показатель приблизительно в 5 раз более. Наш показатель приблизительно равен уровням Турции, Колумбии, ЮАР. В то же время, считают эксперты, в России значительно выше, чем в этих странах, военные расходы, которые по разным оценкам составляют около 15% бюджета страны. Эта цифра, по некоторым данным, может повыситься в ближайшие года до 20%. Так, если мы говорим о мирных статьях бюджета, цифры, вероятно, будут еще скромнее, чем в вышеупомянутых государствах.

Так, доход федерального бюджета Российской Федерации устанавливает степени финансовой поддержки множества регионов. Также можно отметить, что российский бюджет на всех уровнях строится на одних и тех же принципах - с точки зрения правовой основы, документаций, основных положений логики финансового управления и т. Д., А также потому, что термин в нашей стране часто используется независимо Классификация на определенных уровнях - это, так или иначе, одинаково для всего государства.

Структуры консолидированного бюджета в РФ представлены на рисунке 1 Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М.В. Романовский, Н.Н. Назаров, М.И. Попова и др.; Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайтиздат, 2010 г. - 315 с..

Рисунок 1 - Структура консолидированного бюджета в РФ

Бюджетный кредит является не чем иным, как формой финансирования расходов, связанных с бюджетом, которая предусматривает предоставление определенных средств юридическим лицам. Кроме того, этот вид кредита может быть предоставлен на возмездной или возвратной основе и в другой бюджет. Все основные положения изложены в бюджетном кодексе.

Любая экономическая категория имеет свое функциональное описание. В этом отношении бюджетные кредиты не являются исключением.

Функции бюджетных ссуд:

- распределение накопленных средств в соответствии с выбранными приоритетами развития. Полнота бюджета и, следовательно, эффективность деятельности соответствующих государственных органов зависят, помимо прочего, от того, как устроена процедура сбора, контроля и перераспределения налогов, насколько хорошо работают Казначейство, таможня и налоговая служба. ;

- контроль за процессом сбора и практического использования полученных средств. Другими словами, все зависит от того, насколько эффективно работают налоговая полиция и прокуратура (заинтересованы ли они в эффективной и объективной работе);

- институционализация социальных интересов. Государственный бюджет принимается Парламентом, но первоначальный проект соглашения представляется правительством. Соответственно, если проект принят, это означает парламентское большинство. Правительство получает вотум доверия в экономической политике. В случае отклонения проекта бюджета возникает обоснованный вопрос об устойчивости работы правительственной коалиции (позиция доминирующей партии).

В зависимости от того, как строится государственный бюджет, как перераспределяются средства, можно проследить степень и уровень влияния различных лоббистских групп, профессиональных сообществ и даже социальных классов.

1.2 Проблемы и пути повышения эффективности использования бюджетных кредитов

Доходы и расходы, которые включают бюджетные кредиты, считаются центральными в финансовом процессе и последующей отчетности. Исполнение бюджета доходов подразумевает полное и своевременное распределение определенных видов доходов по всем источникам в соответствии с принятым финансовым планом. В первую очередь это налоги и другие обязательные платежи. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление последовательного финансирования мероприятий, которые предусмотрены законом в пределах утвержденных сумм.

Принцип бюджетного баланса подразумевает равенство между доходами и расходами. В случае, когда первое выше, чем второе, возникает излишек (профицит). Соответственно, дефицит возникает, если расходы превышают доходы. Здесь следует сказать, что "отсутствие дефицита" не всегда считается признаком "здоровой" экономики. В этом случае важно, чтобы отчетность какого уровня выполнялась с профицитом. Например, за последние несколько лет государственный бюджет характеризовался превышением доходов над расходами. В то же время система консолидированной отчетности несовершенна. Превышение расходов над доходами федерального бюджета связано сотрицательным сальдо большинства региональных и почти всех муниципальных бюджетов.

Проблемы бюджетного баланса рассматриваются в экономической теории с трех сторон. В соответствии с первой концепцией пропорциональности необходимо проводить ежегодные мероприятия. В целом стремление бороться с отрицательным балансом всеми средствами, не выдавая государственных займов, может спровоцировать негативные последствия для экономического состояния любой страны.

Например, вы можете взять ожидаемый рост безработицы. Доходы населения снижаются, налоговые вычеты уменьшаются. Чтобы достичь сбалансированного бюджета, правительство должно либо повысить налоговые ставки, либо сократить расходы страны. Альтернативно, обе меры могут быть применены. В результате этих мер будет еще большее сокращение совокупного спроса и продолжающийся экономический спад. Этот вид фискальной политики направлен исключительно на решение текущих проблем. Однако это не позволяет решать долгосрочные проблемы. В 1992 году правительство Гайдара проводило политику, основанную на концепции значительного сокращения государственных расходов на социальные нужды, пытаясь таким образом сократить дефицит бюджета. В результате не удалось устранить отрицательный баланс или остановить спад производства.

Пропорциональность в течение экономического цикла / согласно этой концепции, баланс бюджета достигается в сочетании с реализацией антициклических эффектов. Во время рецессии правительство проводит стимулирующую политику. Он заключается в снижении налогов и увеличении государственных расходов. Другими словами, правительство намеренно увеличивает дефицит, стимулируя рост совокупного спроса и восстановление экономики. В период роста государство проводит сдерживающую политику, увеличивая налоги и сокращая расходы. В результате налицо избыток. Профицит используется для покрытия дефицита во время спада.

Но такое сальдо бюджета имеет отрицательную сторону. В частности, этот случай не учитывает разницу ИБП и спады по продолжительности и глубине. Такие периоды довольно сложно предсказать. Например, глубокое и продолжительное снижение может быть заменено небольшим и коротким ростом. В этом случае дефицит бюджета не будет устранен, он станет цикличным.

Третья концепция: второстепенность/ Сторонники этого подхода считают, что в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост. При этом сбалансированность бюджета отодвигается на второй план, выступая в качестве следствия основных мероприятий. Реализация данной идеи может сопровождаться как стойким профицитом, так и устойчивым отрицательным сальдо. Такая картина, например, типична для финансовой системы некоторых стран Европы и США.

Вывод: Почти все современные государства имеют свои собственные бюджеты - финансовые ресурсы, используемые для обеспечения работы ключевых политических институтов, государственных учреждений и учреждений. Более узкое значение термина "бюджет" - это официальный план, в котором высшим органом, ответственным за распределение соответствующего ресурса, в русском варианте, является Министерство финансов, распределяет государственные расходы относительно предполагаемого дохода. В зависимости от формы административно- политической структуры страны бюджеты могут быть разделены на различные типы. В России, например, он может быть федеральным, региональным или муниципальным. В свою очередь, финансовые потоки на всех этих трех уровнях вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Глава 2. Анализ эффективности бюджетных кредитов в России

2.1 Общая характеристика федерального бюджета РФ в 2014-2017 гг.

В 2014-2016 годах основные характеристики федерального бюджета на 2017 год устанавливались трижды - последовательно по федеральным законам от 30 ноября 2014 года № 371-ФЗ, от 3 декабря 2015 года № 216-ФЗ, № 349-ФЗ. В то же время доходы и расходы федерального бюджета снизились по сравнению с первоначально установленными показателями.

В 2017 году Федеральный закон № 201-ФЗ увеличил общую сумму доходов (с 13 570,5 млрд. Рублей до 14 238, 8 млрд. Рублей), что в основном связано с прогнозируемыми на текущий период времени дополнительными доходами из федерального бюджета за счет рост цен на нефть, атакже изменения курса рубля по отношению к доллару США.

Доходы федерального бюджета в 2017 году составили 14 496,9 млрд рублей, что на 258,1 млрд рублей, или на 1,8%, больше показателя (14 238,8 млрд рублей), установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (с изменениями), расходы - 14 831,6 млрд руб., Что на 220,6 млрд руб., Или на 1,5%, меньше показателя (15 052,2 млрд руб.) Перечня сводного бюджета (табл. 2.2).

Федеральный бюджет в 2017 году был исполнен с дефицитом, который составил минус 334 695,4 млн, или 0,5% к ВВП (в 2015 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере минус 39 446,1 млн рублей, или 0,1% ВВП, в 2016 году - с дефицитом в сумме минус 322 982,2 млн, или 0,5% ВВП).

Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга) составил 80 916,1 млрд рублей, или 0,11% ВВП (в 2014 году - 1,3% ВВП, в 2015 году - 0,4% ВВП, в 2016 году - 0,06% ВВП).

Динамика объема дефицита (профицита) федерального бюджета за 2009 - 2017 годы показана на рисунке 2.

Дефицит федерального бюджета составил 334,7 млрд. Рублей с утвержденным годовым профицитом в размере 278,6 млрд. Рублей.

Федеральным законом № 349-ФЗ Федеральный бюджет утвердил в сумме 13 960 денежные средства в размере 133,3 млн. Рублей, что составляет 19% ВВП. Федеральные законы № 66-ФЗ и № 201-ФЗ не изменили общую сумму расходов федерального бюджета, в то время как были внесены изменения в перераспределение бюджетных ассигнований между разделами и подразделами классификации расходов федерального бюджета. Федеральным законом № 201-ФЗ внесены изменения в основные характеристики федерального бюджета на 2017 год, в том числеизменения в объеме ВВП. Расходы федерального бюджета составили 19,5% ВВП.

Расходы были выполнены в целом близки к плану, до 98,5% производительность отрегулирована покраска. Основной объем расходов пришелся на IV квартал - 31,1%, а в декабре - 16% от годовой суммы.

Благодаря экономным расходам средств антикризисный фонд был сформирован в прошлом году - 132,8 млрд рублей, что позволило в этом году профинансировать приоритетные меры по поддержке отраслей экономики и социальной сферы.

Дефицит бюджета составил 334 млрд руб., Или 0,5% ВВП, но если предположить, что без операций по поддержке банков, которые проводились в конце прошлого года, в декабре в сумме 1 трлн руб. быть полным с профицитом 0,9% ВВП.

Таблица 2 - Объемы и структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2017 году

БК РФ Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 93.3 БК РФ

Действие абз. 1 п. 1 ст. 93.3 (в части, предельного срока предоставления бюджетных кредитов в случае их предоставления для погашения долговых обязательств субъекта РФ (муниципального образования) по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным ими от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций) приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2023 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 01.05.2022)).

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов, бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 2 п. 1 ст. 93.3 (в случае предоставления бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта РФ (муниципального образования) по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта РФ (муниципального образования) и кредитам, полученным ими от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций) приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2023 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 01.05.2022)).

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, за исключением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также случаев реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, бюджетных кредитов, полученных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов должен предусматривать в том числе направления использования.

Отбор инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет государственный финансовый контроль за соблюдением условий предоставления и использованием бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются указанные бюджетные кредиты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядки, указанные в абзацах седьмом - девятом настоящего пункта, и распределение бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов направляются в Совет Федерации и Государственную Думу и в установленных пунктом 9 статьи 130 настоящего Кодекса случаях и порядке подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

2. Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 08.06.2020 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

3. Бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

БК РФ Статья 93.6. Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 2 ст. 93.6 (в части, касающейся субъекта РФ) приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2023 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 01.05.2022)). О бюджетном кредите предоставляемом субъекту в 2022 году см. указанный закон.

2. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на срок, не превышающий 240 дней, при условии его возврата не позднее 15 декабря текущего финансового года.

(в ред. Федеральных законов от 14.12.2015 N 381-ФЗ, от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 08.12.2020 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с взиманием платы за пользование им по ставке, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентов, штрафов и пеней.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией государственному внебюджетному фонду Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;

2) в размере прогнозируемой в текущем и (или) следующем месяце недостаточности денежных средств на счете бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления перечислений из бюджета, но не более одной двенадцатой утвержденного законом о бюджете на текущий финансовый год объема доходов бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, а также иных поступлений, определенных Правительством Российской Федерации, с учетом норм федеральных законов в соответствующих сферах;

3) на срок, не превышающий 180 дней, при условии возврата указанного кредита не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года;

4) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации;

5) без предоставления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

4.2. Порядок и условия предоставления государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, порядок его возврата, а также процедура реализации права требования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если предоставленный бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета не погашен субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) в установленный срок, взыскание задолженности по нему, включая штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита, установленного договором, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению территориальным органом Федерального казначейства в соответствующий бюджет, имеющий задолженность по предоставленному бюджетному кредиту, включая штрафы и пени за нарушение срока его возврата.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок обращения взыскания задолженности по указанному бюджетному кредиту устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

6. Абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъект Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд Российской Федерации не вправе привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета при наличии размещенных в соответствии со статьей 236.1 настоящего Кодекса временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. До полного исполнения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обязательств по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета территориальный орган Федерального казначейства осуществляет бюджетный учет обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по предоставленному бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Реструктуризация обязательств (задолженности), а также заключение мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности должников по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральному казначейству предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.

Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.

В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.

Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.

Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

В случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).

Предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

Комментарии к ст. 93.3 БК РФ

Бюджетный кредит предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на срок до одного года. Исключением являются бюджетные кредиты, выдаваемые за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), а также случаи реструктуризации обязательств (задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Бюджетные кредиты местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться на срок до одного года.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов, то они могут предоставляться на срок до одного года.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: