Особый порядок регулирования коммерческих банков в части кредитования проектов фабрики

Обновлено: 19.04.2024

Банковский сектор — важнейшая часть финансовой системы. Кредитные организации проводят расчеты, обеспечивают сохранность средств клиентов на банковских счетах и трансформируют эти средства в кредиты экономике.

В России 331 действующий банк (229 банков с универсальной лицензией, 102 — с базовой) и 34 небанковские кредитные организации.

Банки и небанковские кредитные организации предоставляют финансовые услуги клиентам на основании лицензий, которые выдаются Банком России. Для банков в России существует два типа лицензий — универсальная, которая выдается банкам с капиталом от 1 млрд рублей, и базовая — для банков с капиталом от 300 млн рублей. Базовая лицензия предусматривает, с одной стороны, упрощенное регулирование, а с другой — ряд ограничений. Две трети банков в России имеют универсальную лицензию (на их долю приходится более 95% активов сектора), а остальные — базовую.

Поскольку кредитные организации, привлекая средства клиентов, несут ответственность перед кредиторами и вкладчиками, к ним предъявляется ряд требований, в частности по соблюдению обязательных нормативов. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства и при необходимости выводит с рынка участников, деятельность которых создает угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

Для защиты интересов вкладчиков в России также действует система страхования вкладов, которая распространяется на средства граждан, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Большинство банков являются ее участниками, а максимальный размер страхового покрытия установлен на уровне 1,4 млн рублей, включая накопленные проценты.

Отношение активов банков к ВВП в России составляет около 90%. Более половины активов кредитных организаций занимают кредиты, из них 2/3 — корпоративные, а 1/3 — розничные. В пассивах преобладают средства клиентов — компаний и физических лиц.

Совокупные активы представлены после вычета резервов, а кредиты юридическим лицам и розничные кредиты — до вычета резервов. Темпы прироста приведены с 31.12.2020 по 31.12.2021.

Все приросты (за исключением прироста по чистой прибыли) скорректированы на изменение валютного курса, а также отзывы лицензий.

Кредиты юридическим лицам включают в себя кредиты государственным структурам. Кредиты юридическим лицам и розничные кредиты включают приобретенные права требования.

Средства компаний скорректированы на объем еврооблигаций, выпущенных банками, а также учитывают счета корректировок МСФО 9.

Средства физических лиц приведены без учета средств на счетах эскроу.

Чистая прибыль по итогам 2021 года.

Источники: формы отчетности 0409101 и 0409110.

Активы (трлн руб.) и доли показателей в активах

Данные по кредитам юридическим лицам и розничным кредитам приведены до вычета резервов. Кредиты юридическим лицам, а также розничные и межбанковские кредиты включают приобретенные права требования. Кредиты юридическим лицам включают кредиты государственным структурам. Межбанковские кредиты включают начисленные проценты.

Источник: формы отчетности 0409101 и 0409110.

Обязательства и балансовый капитал (трлн руб.), доли показателей в обязательствах и балансовом капитале

Показатели учитывают счета корректировок МСФО 9. Средства компаний скорректированы на объем еврооблигаций, выпущенных банками.

Организационная модель Фабрики

  • Оператор Фабрики
  • Отбирает проекты фабрики
  • Кредитный управляющий в синдикате
  • Получатель гос. субсидии
  • Куратор Фабрики
  • Главный распорядитель гос. субсидии
  • Предоставляет государственную гарантию по облигациям СОПФ и государственную субсидию
  • Кредиторы: коммерческие банки и международные финансовые организации
  • Инициаторы проектов
  • Фонды прямых инвестиций
  • Проектная компания
  • Особый порядок регулирования коммерческих банков в части кредитования проектов Фабрики


Критерии отбора проектов

Потенциальным участникам «Фабрики»

Презентация

Законодательство

Постановление Правительства РФ "О программе "Фабрика проектного финансирования" Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 N 158 Rich Text Format, 1.29 Мб

Единая информационная система

  • Горячая линия Комплаенс
  • Горячая линия Блока безопасности
  • Горячая линия службы внутреннего контроля
  • Раскрытие информации на сайте ООО "Интерфакс-ЦРКИ"
  • Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг
  • Противодействие коррупции
  • Политика обработки персональных данных

Электронный офис клиента в разработке

Согласие

Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку), юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня, так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о продуктах и услугах Банка. Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации. Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения, содержащиеся в электронном обращении. Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты отзыва согласия.

Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.

Инфраструктура и транспорт

Механизм проектного финансирования инвестиционных проектов предусматривает предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа) с применением мер государственной поддержки.

  • Горячая линия Комплаенс
  • Горячая линия Блока безопасности
  • Горячая линия службы внутреннего контроля
  • Раскрытие информации на сайте ООО "Интерфакс-ЦРКИ"
  • Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг
  • Противодействие коррупции
  • Политика обработки персональных данных

Электронный офис клиента в разработке

Согласие

Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку), юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня, так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о продуктах и услугах Банка. Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации. Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения, содержащиеся в электронном обращении. Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты отзыва согласия.

Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.

Банк России в 2021 году продолжит совершенствовать банковское регулирование, чтобы его настройка в том числе дала возможность банкам еще более точно оценивать риски и при этом способствовала развитию кредитования экономики:

— продолжится внедрение стандартизированного подхода Базеля III к оценке кредитного риска по необеспеченным розничным кредитам (включая кредитные карты), что может дополнительно высвободить капитал для расширения кредитования;

— будут совершенствоваться подходы к оценке рисков по ссудам для поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, жилищного строительства и ипотечного кредитования, а также для сохранения потенциала банков по кредитованию экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции. Ранее анонсированные изменения в регулирование, направленные на ограничение кредитования сделок слияния и поглощения, должны вступить в силу с 1 октября 2021 года;

— планируется снизить порог по размеру активов для добровольного использования банками подхода на основе внутренних рейтингов (ПВР, IRB-подход) с 500 млрд до 150 млрд рублей. Такие изменения позволят большему количеству банков перейти на более прогрессивный способ оценки достаточности капитала и формирования резервов;

— продолжится работа над концепцией обязательного перехода системно значимых банков на ПВР. Консультативный доклад на эту тему, в котором более подробно будет изложено видение этого процесса, может быть опубликован в 2021 году. Кроме того, Банк России в 2021 году планирует вернуться к проработке вопроса о дифференцированных надбавках к достаточности капитала системно значимых банков, а также о введении для них норматива концентрации крупных кредитных рисков (Н30);

— продолжится подготовка к внедрению новых подходов к оценке процентного риска по банковскому портфелю и рыночного риска, в том числе валютного риска, в соответствии с международными стандартами;

— планируется ввести новый расчет размера операционного риска, включаемого в нормативы достаточности капитала, что позволит банкам применять показатель потерь для расчета величины капитала на покрытие операционного риска, исходя из реального уровня прямых потерь от реализации событий операционного риска;

— в октябре 2021 года ожидается вступление в силу новой методики оценки кредитного риска по производным финансовым инструментам согласно новому стандартизированному подходу Базеля III для расчета обязательных нормативов банков с универсальной лицензией;

— продолжится работа по повышению прозрачности деятельности кредитных организаций и банковских групп. Планируется, что с 1 октября 2021 года вступят в силу новые требования к раскрытию информации об оценке процентного риска банковского портфеля, а также об оценке кредитного и операционного рисков в соответствии с новыми стандартизированными подходами Базеля III;

— предполагается, что в I квартале 2021 года вступят в силу изменения в порядок раскрытия кредитными организациями информации о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами, которые упростят процедуру раскрытия кредитными организациями этой информации. Максимальную доходность по вкладам банки будут считать по новым правилам, предусматривающим учет в расчете показателя всех условий повышенного дохода вкладчиков.

Кроме того, Банк России продолжит совершенствовать регулирование деятельности банков с базовой лицензией.

Ужесточения резервных требований будут вводиться со следующего года

Банк России опубликовал проект указания, которым смягчил часть требований к банкам в части резервирования, а ужесточения, которые имеются в документе, могут вступить в силу только в следующем году. При этом в проекте кредитные каникулы признаются реструктуризацией. Эксперты указывают, что в такой формулировке по ним могут начисляться повышенные резервы. Впрочем, в ЦБ отмечают, что это не ухудшит ни кредитные истории заемщиков, ни условия резервирования для банков.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

В понедельник, 13 июля, Банк России опубликовал проект указания о порядке формирования банками резервов на возможные потери по ссудам. Документ разработан «в целях регулирования подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» с учетом изменений Бюджетного кодекса, а также предложений банкиров и надзорной практики.

Проект изменений направлен на некоторое смягчение резервирования, которое было слишком жестким, указывают эксперты.

«В частности, проект устанавливает минимальную сумму (600 тыс. руб.— “Ъ” ), с которой возникает необходимость реклассификации в третью категорию качества (ссуды со значительным кредитным риском, резервы до 50%.— “Ъ” ), ссуды, часть которой была направлена на погашение задолженности перед другим банком»,— отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. Ранее к реклассификации приводил любой, даже совсем незначительный объем подобного платежа за счет заемных средств, что приводило к необоснованному доначислению резервов. Кроме того, ликвидным теперь будет считаться имущество, срок реализации которого составляет один год, в то время как сейчас срок ограничен девятью месяцами. «Это положительно повлияет на возможность уменьшения резервов за счет обеспечения»,— считает она.

Однако в документ вводятся и ужесточения, вступающие в силу с 1 апреля 2021 года.

В частности, банки должны будут классифицировать ссуды на вложения в уставный капитал юридических лиц не выше чем в третью категорию качества (мера направлена на ограничение финансирования сделок M&A). «Но остается возможность повысить ее не более чем на одну ступень при условии удовлетворительных показателей операционной деятельности заемщика и применить в этом случае механизм поэтапного формирования резерва»,— отмечает госпожа Кожекина.

В мае каждый третий банк из первой сотни понес убыток

При этом директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин обращает внимание, что в проекте указания есть положение, согласно которому кредитные каникулы признаются реструктуризацией. «Пока кредитные каникулы работают до 1 октября, и банки могут не создавать по таким кредитам резервы, но в какой-то момент это послабление будет отменено. И тогда банкам придется создавать резервы по кредитам, уходившим на каникулы, как по реструктуризированным»,— считает он.

Впрочем, как пояснили в Банке России, данная норма введена с целью уточнения, что реструктуризация может оформляться не только путем заключения соглашения, но и в рамках госпрограмм. «Норма постоянная, ссуда будет признана реструктурированной»,— отметили в ЦБ, но указали, что позволили банкам не начислять дополнительные резервы на такие долги. Эти требования одинаковы как в отношении каникул в рамках 106-ФЗ, так и в отношении собственных программ.

Кроме того, отметили в ЦБ, в соответствии с законом о кредитных каникулах в кредитной истории заемщика появятся сведения о льготном периоде.

«Банк России еще в начале апреля рекомендовал кредиторам, направляя информацию в кредитные бюро, указывать причину, почему гражданин получил право на льготный период, чтобы впоследствии эта информация не отразилась негативно при расчете его кредитного рейтинга. В случаях, когда банк добровольно пошел навстречу заемщику, предоставив реструктуризацию по собственной программе, регулятор также рекомендовал не учитывать ее как фактор, ухудшающий благонадежность заемщика»,— уточнили в ЦБ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: