Ответственность за нарушение законодательства о кредитных историях

Обновлено: 28.03.2024

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.30 КоАП РФ

Комментируемая ст. 14.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.30 КоАП РФ, выступают общественные отношения в области осуществления деятельности кредитных и финансовых организаций.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

В титульной части кредитной истории физического лица содержится следующая информация о субъекте кредитной истории:

1) фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) (фамилия, имя, отчество в случае их изменения) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства написанные буквами латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), дата и место рождения;

2) данные паспорта гражданина Российской Федерации (данные ранее выданных паспортов гражданина Российской Федерации при наличии сведений) или при его отсутствии иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (серия, номер, дата выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранного гражданина данные паспорта гражданина иностранного государства, для лица без гражданства данные иного документа, удостоверяющего его личность;

3) идентификационный номер налогоплательщика (если лицо его указало);

4) страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если лицо его указало).

1) по истечении 10 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории;

2) на основании решения суда, вступившего в силу;

Субъектом рассматриваемого правонарушения могут выступать должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

СРО «МиР» настоятельно рекомендует МФО – членам СРО «МиР» ознакомится с письмом регулятора и, при необходимости, предпринять меры, достаточные для устранения таких нарушений.

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее – Служба) по итогам встречи 21.04.2017 с представителями профессиональных сообществ, а также участниками финансового рынка сообщает следующее.

Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из основных приоритетов, обозначенных в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов.

1. Получение кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории или по истечении срока действия согласия субъекта кредитной истории.

2. Отсутствие заключенного хотя бы с одним БКИ договора об оказании информационных услуг.

3. Нарушение банками, МФО, КПК сроков представления информации в БКИ о кредите (займе) субъекта кредитной истории, в том числе о погашении кредита (займа)[1].

4. Представление в БКИ недостоверной (не в полном объеме) информации по договору кредита (займа), в том числе непредставление информации об уступке прав требований.

5. Нарушение сроков рассмотрения заявления субъекта кредитной истории об оспаривании информации, содержащейся в кредитной истории.

7. Отказ источника формирования кредитной истории субъекту кредитной истории в формировании кода субъекта кредитной истории (Указание Банка России от 31.08.2005 № 1610-У).

Обращаем внимания, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения, указанные по строке
№ 1 – 5, предусмотрена административная ответственность.

по защите прав потребителей и

обеспечению доступности финансовых услуг М.В. Мамута

[1] В ходе проверок выявлены следующие причины ненаправления в БКИ сведений о погашении субъектом кредитной истории кредита (займа). Источник формирования кредитной истории направляет в БКИ файл, содержащей информацию о погашении кредита (займа). Но при формировании файла оператор допускает ошибку, например, неправильно указывает ФИО субъекта кредитной истории или допускает опечатки при указании реквизитов договора. Таким образом, направленный файл не принимается к исполнению в БКИ и кредитная история не обновляется.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 14 > Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю

Нарушение бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.30 КоАП

1. Объект правонарушения, как и в предыдущей статье, - имущественные интересы субъектов предпринимательской деятельности, установленный порядок кредитования - одного из основных механизмов финансирования предпринимательской деятельности.

Комментируемая статья направлена на обеспечение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Одной из основных функций Бюро кредитных историй является сбор, обработка, хранение и уничтожение данных в рамках кредитных историй.

Хранение информации предполагает создание условий, которые препятствовали бы ее возможному уничтожению, повреждению или распространению среди неограниченного круга лиц в нарушение требований действующего законодательства. Хранение информации также подразумевает ее накопление и обработку в форме, отвечающей требованиям простоты и надежности работы с ней.

Бюро кредитных историй обязуются в течение оговоренного срока обеспечивать защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством. Способы, средства и методы обеспечения защиты законодательно четко не регламентированы.

По истечении установленных сроков хранения кредитные истории подлежат аннулированию, а входящие в их состав сведения - уничтожению.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, нарушающих установленный порядок сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченной на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (см. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317).

В соответствии со ст. 14 Закона Федеральная служба по финансовым рынкам:

утверждает план проведения контрольно-ревизионных мероприятий по проверке соблюдения бюро кредитных историй требований Закона;

проводит контрольно-ревизионные мероприятия на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований Закона;

направляет в бюро кредитных историй обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством РФ.

3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятие по контролю - это совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании заранее утвержденного плана и вынесенного на его основе документа (постановление, предписание и т.п.), управомочивающего на совершение определенных действий. Периодичность проведения проверок Законом не определена.

Наряду с плановыми допустимо осуществление и внеплановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки проводятся:

- для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства;

- в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие правонарушений, или получения иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений законодательства.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случаях обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц, оказывающих соответствующие однородные услуги.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

- дата, время и место составления акта;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие конфиденциальную информацию (банковскую, налоговую, коммерческую или иную охраняемую законом тайну), оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о защите государственной тайны.

Бюро кредитных историй вправе вести журнал учета мероприятий по контролю.

В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений бюро кредитных историй требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения ущерба правам, законным имущественным интересам заинтересованных лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы бюро кредитных историй;

- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

- посещать объекты (территории и помещения) бюро кредитных историй в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

- не препятствовать представителям бюро кредитных историй присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам бюро кредитных историй либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

- знакомить должностных лиц бюро кредитных историй либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании бюро кредитных историй в порядке, установленном законодательством РФ.

Решения уполномоченного государственного органа могут быть обжалованы бюро кредитных историй в судебном порядке.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.04.2022) "О банках и банковской деятельности" > Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций > Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы

Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения по ней, непредставления информации в бюро кредитных историй либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В случае нарушения головной кредитной организацией банковской группы федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности банковской группы и аудиторского заключения по ней либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к головной кредитной организации банковской группы меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В случае нарушения установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обязательных нормативов для банковских групп Банк России вправе применять к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о банках и банковской деятельности. Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы

1.4. Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено настоящей Инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", настоящей Инструкции, других нормативных актов Банка России с учетом:

1.12. К результатам проверки кредитной организации (ее филиала) относится информация, необходимая для осуществления Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора, полученная в ходе проверки в дополнение к данным отчетности кредитной организации, представленной в Банк России, являющаяся основой для оценок и выводов Банка России об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направлениях ее деятельности (далее - надзорная информация), а также иная надзорная информация о выявленных фактах (событиях) и (или) обстоятельствах деятельности кредитной организации, способных оказать влияние на финансовое состояние кредитной организации, величину и достаточность собственных средств (капитала) и выполнение пруденциальных норм деятельности или обусловить возникновение иных оснований для применения к кредитным организациям мер, предусмотренных статьями 38, 72 - 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьями 19, 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами, в том числе:

4.1. В случае нарушения НДКО федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" (с учетом изменений и дополнений) и иными нормативными актами Банка России.

Пункт 5 части первой статьи 20 названного Федерального закона связывает отзыв лицензии на осуществление банковских операций за неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, с неоднократным применением Банком России в течение года к кредитной организации мер пруденциального надзора, предусмотренных статьей 19 того же Федерального закона и инструкцией Банка России от 31 марта 1997 года N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".

1. В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1. Отчет составляется в соответствии с Указаниями оперативного характера от 23.04.99 N 136-Т "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

6. Неисполнение предписаний Банка России (ст. 19 "Зббд", ст. 75 "ЗЦБРФ").

7. Несоблюдение обязательных нормативов (ст. ст. 19, 24 "Зббд", ст. 61 "ЗЦБРФ").

6. Неисполнение предписаний Банка России (ст. 19 "Зббд", ст. 75 "ЗЦБРФ").

7. Несоблюдение обязательных нормативов (ст. ст. 19, 24 "Зббд", ст. 61 "ЗЦБРФ").

Неисполнение установленной законом обязанности по представлению в установленный законом срок источником формирования кредитной истории информации, подтверждающей достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитной истории, либо ненаправление указанным источником соответствующих достоверных сведений или просьбы об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй в установленный законом срок -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 15.26.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 15.26.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй.

Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок формирования кредитных историй.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.26.3 КоАП РФ, заключается в бездействии, связанном с неисполнением источником формирования кредитной истории обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй.

Основными участниками правоотношений по формированию кредитных историй являются: бюро кредитных историй, субъект кредитной истории и источник формирования кредитной истории (ст. 3).

Бюро кредитных историй - являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита), поручителем, принципалом, в отношении которого выдана банковская гарантия или в пользу которого вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи либо алиментных обязательств и в отношении которого формируется кредитная история.

Субъектом кредитной истории не является заемщик - участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которому предоставлен ипотечный кредит (заем) в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

- организация, являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита);

- организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, при взыскании с должника денежных сумм по вступившему в силу и не исполненному в течение 10 дней решению суда по неисполненным алиментным обязательствам, обязательствам по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи;

- гарант - кредитная или страховая организация, выдавшая обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму;

- арбитражный управляющий, назначенный для проведения процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

- ликвидационная комиссия (ликвидатор) в случае ликвидации юридического лица.

- представить в письменной форме в бюро кредитных историй информацию, подтверждающую достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитных историй;

Срок для предоставления ответа составляет 14 календарных дней со дня получения запроса, а в случае направления запроса бюро кредитной истории на основании заявления субъекта кредитной истории о наличии у него обоснованных причин для получения соответствующей информации в более короткий срок, указанный бюро кредитных историй.

В ответе на запрос бюро кредитных историй источник формирования кредитной истории может:

- подтвердить ранее представленную информацию в письменной форме, представив документы, подтверждающие достоверность такой информации;

- в письменной форме с приложением подтверждающих документов подтвердить правомерность запроса кредитной истории;

- уведомить о необходимости внесения исправлений в кредитную историю в оспариваемой части с приложением документов, подтверждающих достоверность таких исправлений;

Субъектами правонарушения по ст. 15.26.3 КоАП РФ являются юридические лица - источники формирования кредитной истории и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях по комментируемой ст. 15.26.3 КоАП РФ относятся к компетенции Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ст. 2.1, ст. 23.74 КоАП РФ), их рассматривают (ст. 23.74 КоАП РФ):

Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители;

руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности);

руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Протоколы об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 15.26.3 КоАП РФ, составляют должностные лица Банка России (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2019. Издательство "РосБух"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: