Порядок отзыва лицензий у кредитных организаций и их ликвидация

Обновлено: 25.04.2024

У граждан и предпринимателей сразу возникают вопросы: как действовать в данной ситуации, нужно ли предпринимать какие-либо конкретные шаги, вернут деньги или с ними можно распрощаться.

Отзыв лицензии у кредитной организации и его последствия предусмотрены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Информацию об отзыве лицензии можно узнать на официальном интернет-сайте Центробанка РФ или из его официального издания - "Вестник Банка России".

Порядок действий после получения информации об отзыве лицензии у банка зависит от статуса владельца денежных средств и от размещенной во вкладе или на счету суммы.

«Денег на его банковском счету было мало, но счета у него были во всех банках».

Валерий Афонченко

Вклад в сумме до 700 000 рублей открыт на имя физического лица

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" наиболее защищенными в ситуации отзыва у банка лицензии являются физические лица, разместившие денежные средства в любой валюте в конкретном банке по договору банковского вклада или банковского счета.

В соответствии с законодательством РФ право принимать вклады имеют лишь банки, имеющие лицензию и участвующие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц. И в случае отзыва лицензии именно страховщик -государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" будет возвращать деньги. Страхование вкладов происходит автоматически, никаких дополнительных соглашений подписывать с банком не надо.

Возврат средств осуществляется через уполномоченные банки-агенты, информация о которых указывается на сайте Агентства

Для получения возмещения необходимо представить минимум документов: удостоверяющий личность документ, документы, подтверждающие полномочия (нотариальная доверенность для представителя), иные документы в определенных случаях (для наследников -свидетельство о праве на наследство, свидетельство о смерти вкладчика; для несовершеннолетнего –свидетельство о рождении, усыновление, решении органа опеки) и заполнить бланк-заявление по установленной форме (есть на сайте Агентства или в офисе банка-агента). В некоторых случаях для упрощения процедуры вкладчикам банки-агенты выдают уже заполненное заявление на возмещение (как например по возмещению вкладов клиентам ОАО «Мастер-банка» в уполномоченных банках агентах ОАО «Сбербанк России», ВТБ24 (ЗАО)

Возможно получение возмещения наличными денежными средствами (в банках-агентах) либо почтовым денежным переводом (предварительно заверить нотариально подпись на заявлении) либо на реквизиты банковского счета заявителя.

Сумма возврата ограничена 700 000 рублей, при этом нужно помнить о следующем:

  • если имеется несколько вкладов в одном банке, общая сумма которых более 700 тыс, то возмещение происходит пропорционально размеру каждого вклада (в совокупности можно получить все равно не больше 700 тысяч)
  • если имеются вклады в разных банках, то размер возмещения исчисляется по каждому банку отдельно
  • размер возмещения по вкладу в иностранной валюте рассчитывается по курсу на день отзыва лицензии
  • из суммы возмещения вычитается сумма кредита, оформленного на физическое лицо в данном банке.

Сроки возврата денежных средств –в течение 3 дней с подачи необходимых документов, но не ранее 14 дней с даты отзыва лицензии.

Система страхования распространяет свое действие исключительно на денежные вклады, за исключением:

  1. Вкладов на предъявителя (не именной сберегательный сертификат или сберегательная книжка)
  2. Передачи денежных средств физическими лицами банкам в доверительное управление
  3. Размещенных денежных средств в филиалах банка за пределами РФ
  4. Электронных денежных средств
  5. Денежных средств, размещенных на счетах (во вкладах) индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, если данные счета открыты для осуществления предпринимательской/профессиональной деятельности
  6. Внесенные в депозит нотариуса (даже предназначенные передаче физическому лицу)
  7. Внесенные физическим лицом в банк в целях осуществления перевода без открытия счета
  8. Средства на обезличенных металлических счетах (драгоценные металлы)

В настоящее время практически все вклады застрахованы (в настоящее время существует запрет привлечения вкладов физических лиц банками, не являющимися участниками системы обязательного страхования вкладов). Минимальный процент незастрахованных вкладов в случае банкротства банка возмещается согласно нормам Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В данном случае выплаты в пределах 700 000 рублей производит Центральный банк России практически на тех же условия, что и Агентство, лишь намного в более поздние сроки (после признания банка банкротом)

Вклад свыше 700 000 рублей открыт на имя физического лица

Если после выплаты возмещения по вкладам осталась непогашенной часть банковского вклада (счета), то для её получения вкладчик может предъявить к банку требование о возврате оставшейся суммы, которая будет погашаться в ходе ликвидации или конкурсного производства банка. В данном случае необходимо подавать отдельное заявление в уполномоченный банк-агент или временной администрации прекратившего работу банка с предъявлением надлежаще заверенных документов об обоснованности требований и справки о выплаченном страховом возмещении в срок до завершения конкурсного производства.

В данном случае вкладчик будет являться кредитором первой очереди. Однако шансы даже в данном случае незначительные. Расчеты с кредиторами в период действия временной администрации, назначаемой Банком России, не проводятся, а возможны лишь в ходе ликвидации или конкурсного производства по мере взыскания задолженности с должников банка и реализации его имущества. В основном денежных средств для удовлетворения требований всех вкладчиков недостаточно. Если есть возможность частичного погашения, то средства распределяются между вкладчиками-кредиторами одной очереди пропорционально суммам их требований

«У нас тайна вкладов – никто не знает, удастся ли их вернуть».

Михаил Мамчич

Владелец банковского счета/ банковского вклада – организация или индивидуальный предприниматель

В ситуации с денежными средствами, размещенными на банковских счетах или во вкладах предпринимателей и организаций, картина нерадостная.

В связи с незастрахованностью таких денежных средств руководителям компаний нужно изначально серьезно подходить к выбору кредитной организации. При любых сомнениях в благонадежности необходимо срочно перевести деньги на расчетный счет в другой банк, или потребовать незамедлительного возврата денежных средств, вложенных в депозит.

Поскольку при отзыве у банка лицензии приостанавливаются любые операции, прекращается прием и осуществление платежей (лишь денежные средства, поступившие после дня отзыва лицензии возвращают плательщикам на счета в банках-отправителях), то вернуть деньги со счета оказывается практически невозможным.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Временная администрация устанавливает кредиторов банка и размеры их требований по денежным обязательствам, и действует до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или начале процедуры ликвидации

Поэтому, при наличии на расчетном счете определенной денежной суммы необходимо подать заявление с информацией о себе (наименование, регистрационные данные, адрес, реквизиты для перечисления средств, подтверждающие полномочия документы) с приложением подтверждающих обоснованность требования документов: договор банковского счета (вклада), договор на расчетно-кассовое обслуживание, ценные бумаги (векселя, облигации…), исполнительный лист, платежное поручение о перечислении средств, выписка по счету с остатком денежных средств или иные документы о подтверждении поступления денежных средств на счет.

После рассмотрения данного заявления в 30-дневный срок, временная администрация банка включает или отказывает во включении в реестр требований кредиторов, который в свою очередь передается ликвидатору или конкурсному управляющему.

Если заявление не подано, в дальнейшем нужно подать соответствующее заявление в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) "

При достаточности денежных средств или имущества (переводимого в денежную форму путем продажи с публичных торгов) у кредитной организации для выплаты всем кредиторам, происходит возмещение средств кредиторам и банк ликвидируется. Но, к сожалению, в настоящий момент это практически из разряда «фантастики». В большинстве случаев обнаруживается невозможность погашения и начинается процедура банкротства. И лишь после дня вступления в силу решения суда о признании кредитной организации несостоятельной организация может требовать удовлетворения своих требований в порядке очередности (последняя очередь)

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Когда арбитражный суд примет решение о ликвидации банка, и соответствующая запись будет внесена в ЕГРЮЛ, возможно списать деньги во внереализационные расходы.

Отзыв у банка лицензии не влечет за собой автоматического прекращения договора банковского счета и сообщать в налоговый орган о закрытии расчетного счета не нужно.

«Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь».

Роберт Фрост

Есть ошибочное мнение некоторых предпринимателей, имеющих кредиты в том же банке, что и открытые расчетные счета. Многие считают, что если долг по кредиту больше, чем денег на счете, то можно «спать спокойно», в крайнем случае деньги на счете пойдут в уплату кредита, и никаких финансовых потерь не будет.

Это не так. Согласно п.4. ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности», установлен запрет на прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований.

Таким образом, необходимо оплачивать кредит в соответствии с договором на реквизиты, в нем указанные (возможно лишь, что со дня отзыва лицензии будет на определенное время прекращено начисление штрафных санкций за неоплату в срок кредитных обязательств), сохраняя подтверждающие перечисление платежей документы и ожидая информации о правопреемнике банка (реализации «кредитного портфеля» банка через публичные долги) или об изменении платежных реквизитов.

При осуществлении процедуры банкротства или ликвидации, в банк назначается конкурсный управляющий или ликвидатор, который должен использовать все имеющиеся активы кредитной организации для погашения ее обязательств перед ее кредиторами, поэтому непогашенные на момент проведения ликвидации или банкротства кредиты будут уступлены другой организации, о чем - в соответствии с требованиями законодательства - заемщик будет письменно извещен. В дальнейшем происходит заключение нового договора на условиях существующей процентной ставки без права изменения существенных условий прошлого договора в одностороннем порядке.

Кроме того, необходимо остановиться на ситуации с неперечислением кредитной организацией (в связи с отзывом у нее лицензии) денежных средств клиентов в уплату налогов и сборов.

По общему правилу в соответствии с нормами законодательства обязанность по уплате налогов/сборов считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Согласно позиции Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П обязательным условием также является наличие факта списания денежных средств с расчетного счета плательщика налогов и взносов.

Судебная практика кроме того исходит из необходимости сбора доказательств добросовестности плательщика. Кроме того, суды отказывают признавать обязанность по уплате исполненной, если «отсутствовала обязанность по уплате налогов с учетом реальных налоговых обязательств и установленных налоговым законодательством РФ сроков уплаты, и осуществления платежей исключительно в уплату налогов непосредственно перед отзывом лицензии у банка» ( Определение ВАС РФ от 08.02.2013 N ВАС-501/13 по делу N А50-20943/2011)

Выводы

Таким образом, при отзыве лицензии у кредитной организации необходимо осуществить действия, направленные на получение возмещения. Физические лица с вкладом в размере возмещаемой сумме могут не паниковать вовсе, поскольку деньги получат гарантированно.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых размещение Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанного в настоящей части уведомления не осуществляется.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", при отсутствии у нее основания для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, установленного частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

(часть девятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее дня, следующего за днем получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, она направляет в Банк России в установленном им порядке ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, имевшейся у указанной кредитной организации. При аннулировании данной лицензии положения частей тринадцатой и пятнадцатой настоящей статьи не применяются.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Процедура получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании прекращается в случае отзыва Банком России у указанной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее - заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».

Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»).

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в Государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица»).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России.

Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удовлетворение требований кредиторов»).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установленном порядке.

Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В случае ликвидации документы по личному составу и другие документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, передаются в установленном Росархивом порядке на государственное хранение в соответствующий архив. Передача документов осуществляется за счет кредитной организации в соответствии с требованиями архивных органов.

Отзыв лицензии кредитной организации

Центральный банк РФ в соответствии с федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» от 2 апреля 1996 г. № 264 и указаниями Банка России производит отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица (далее — банков).

Данное решение оформляется приказом Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Центрального банка РФ или соответствующие предложения структурных подразделений Банка России.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен в следующих случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  • неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном судепроизводства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Помимо этого, Письмом от 24 марта 1995 г. № 154 Центральный банк РФ разрешил главным управлениям (национальным банкам) ЦБ РФ одновременно с направлением в Банк России ходатайства об отзыве лицензии направлять коммерческим банкам, систематически нарушающим банковское законодательство, нормативные акты ЦБ РФ и имеющим неудовлетворительное финансовое положение, предписания о приостановлении выполнения отдельных банковских операций в рублях и иностранной валюте (см. Приложение 1) на срок до окончательного решения вопроса об отзыве лицензии. Копия такого предписания направляется в ЦБ РФ вместе с ходатайством об отзыве лицензий.

Коммерческим банкам, допускающим отдельные нарушения банковского законодательства, ЦБ РФ указанным Письмом разрешил своим главным управлениям (национальным банкам) направлять предписания о временном приостановлении (до трех месяцев) отдельных банковских операций в рублях и иностранной валюте (см. Приложение 2). Информация о данных предписаниях и их копии в недельный срок с момента их направления коммерческим банкам представляются Департаменту банковского надзора. В случае неустранения коммерческим банком выявленных нарушений в указанный срок к нему разрешается принять меры воздействия, предусмотренные ст. 33 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», о чем сообщается Департаменту банковского надзора.

Причем меры по приостановлению отдельных банковских операций, принятые в отношении коммерческих банков, одновременно распространяются и на их филиалы. Не допускается применение данных мер только к филиалам без воздействия на головной банк. Если филиал коммерческого банка допустил нарушение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ предписание о временном приостановлении банковских операций направляется главным управлением (национальным банком) ЦБ РФ головному банку.

Этот порядок распространяется также на коммерческие банки, по которым ходатайства на отзыв лицензии и приостановлении отдельных банковских операций направлены в Банк России.

Кроме того, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей (участников) о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка.

Административный департамент Центрального банка РФ в двухдневный срок направляет Приказ от отзыве лицензии на осуществление банковских операций всем территориальным главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, Министерству РФ по налогам и сборам, а также Государственному таможенному комитету РФ (при отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте). Данный Приказ означает запрещение этой организации совершать какие-либо банковские операции, но не ликвидирует ее как юридическое лицо.

Территориальные главные управления (национальные банки), ЦОУ Центрального банка РФ в двухдневный срок в официальном порядке доводят содержание Приказа до сведения всех банков и иных кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории.

В день получения Приказа территориальные главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ в официальном порядке направляют его банку, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и прекращают все приходные и расходные операции по его балансовым и внебалансовым счетам (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте), включая начисление процентов по ссудам.

Имеющаяся в операционной кассе банка денежная наличность в полной сумме должна быть инкассирована в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ для дальнейшего зачисления ее на корреспондентский счет банка, а денежная наличность в иностранной валюте — на счет, ранее открытый им в одном из уполномоченных банков-резидентов.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии кредитная организация под непосредственным на это распорядительным актом руководителя главного управления (национального банка) ЦБ РФ работника (работников) проводит следующие операции:

а) взыскание и получение в безналичной денежной форме дебиторской задолженности, включая погашение ранее выданных кредитов и возврат авансовых платежей;

б) получение в безналичной денежной форме доходов от ранее проведенных банковских операций;

в) возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет кредитной организации (только по согласованию с главным управлением (национальным банком) ЦБ РФ, осуществляющим надзор за кредитной организацией);

г) расходование денежных средств, связанное с продолжением функционирования кредитной организации:

    лиц, работающих по трудовому договору или по контракту, заключенному с данной кредитной организацией, включая выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
  • платежи за коммунальные услуги, охрану, аренду, связь, иные платежи, связанные с функционированием служебных помещений кредитной организации и ее обособленных подразделений.

Данный перечень операций может быть изменен либо отменен приказом ЦБ РФ по ходатайству главного управления (национального банка), осуществляющего надзор за кредитной организацией, в случае нарушения его соответствующих условий выполнения операций.

В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у банка, в структуре которого имеются филиалы, территориальные главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, на территории которых расположены филиалы указанных банков, и кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по их счетам в рублях и иностранной валюте, включая начисление процентов по ссудам.

Кредитовые (дебетовые) остатки по корреспондентским субсчетам филиалов банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ перечисляются (передаются) на корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ.

При наличии остатка средств в операционной кассе филиала они предварительно в полной сумме перечисляются филиалом на его корреспондентский субсчет в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ.

Все операции филиалов по счетам клиентов прекращаются.

Корреспондентские субсчета филиалов в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ закрываются.

Имеющаяся в кассе филиала денежная наличность в иностранной валюте должна быть инкассирована филиалом на счет, открытый в уполномоченном банке-резиденте.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения общего собрания учредителей (участников) с учетом соблюдения требований ст. 92 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью» и ст. 104 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация акционерного общества».

На момент принятия решения о добровольной ликвидации банком должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.

Если банк, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, его ликвидация производится только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».

Заявление о признании кредитной организации банкротом в соответствии со ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители (участники) назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного банка и другие лица. Работники Центрального банка Российской Федерации не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.

Главное управление (национальный банк) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

а) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие уничтожения, фальсификация бухгалтерских и иных учебных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ст. 195, п. 1);

б) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ст. 195, п. 2);

2) преднамеренное банкротство — т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (ст. 196);

3) фактическое банкротство — т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197).

Согласно статье 23 Закона о банках Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании у нее лицензии на осуществление банковских операций (далее — лицензия). Порядок представления в Банк России и рассмотрения ходатайства регулируется Указанием Банка России от 24.06.2011 № .

Однако, если по результатам рассмотрения ходатайства Банком России будут выявлены основания для отзыва у кредитной организации лицензии, предусмотренные статьей 20 Закона о банках, то Банк России принимает решение об отзыве у нее данной лицензии, а решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения, назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора), утрачивают юридическую силу.

В случае отзыва у кредитной организации лицензии, она должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 Закона о банках по процедуре принудительной ликвидации, а в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Статьей 62 ГК РФ определены обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, в том числе кредитной организации. В частности, учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно части 16 статьи 23 Закона о банках, учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию кредитной организации по согласованию с Банком России.

Таким образом, для кредитной организации процедура назначения ликвидационной комиссии включает в себя как назначение ликвидационной комиссии учредителями (участниками) кредитной организации, принявшими решение о ее ликвидации, так и согласование ее с Банком России. В соответствии с Указанием Банка России № согласование состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) и направление кредитной организации соответствующего уведомления производится Банком России в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа Банка России об аннулировании лицензии.

Все полномочия органов управления кредитной организации (Совет директоров, Правление, Председатель Правления) прекращаются с момента согласования Банком России состава ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия выполняет функции исполнительного органа кредитной организации в период ее ликвидации.

После принятия Банком России решения об аннулировании у кредитной организации лицензии она не вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные данной лицензией, в связи с чем фактически ликвидация кредитной организации начинается не с момента принятия учредителями (участниками) кредитной организации решения о ее добровольной ликвидации, а с момента аннулирования Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В связи с этим следует отметить, что после принятия учредителями (участниками) кредитной организации решения о добровольной ликвидации до издания приказа об аннулировании у нее лицензии кредитная организация вправе осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных актов Банка России, т.е. совершать любые действия и операции, предусмотренные имеющейся лицензией и не противоречащие действующему законодательству. При этом необходимо принимать во внимание то, что совершенные кредитной организацией в этот период сделки будут оценены надзорным органом с точки зрения влияния на достаточность активов банка для удовлетворения требования всех его кредиторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: