Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно кредитной политики

Обновлено: 23.04.2024

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитую сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при прове­дении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирова­ние используется мало или осуществляется не 8 Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эф­фективность.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, л ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской си­стемы в целом. Государство не должно допускать резких изме­нений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) от­ражают нестабильность российской экономики

23 №29. Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций

ФЗ от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротст­ве) кредитных организаций» меры по предупреждению бан­кротства могут осуществляться в трех формах:

· финансовое оздоровление КО;

· назначение временной администрации по управлению КО;

Меры по предупреждению банкротства КО осуществляются в случае, когда КО:

- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней с момента на­ступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недо­статочностью денежных средств на корсчетах КО;

- допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, до­стигнутой за последние 12 месяцев более чем на 20% при од­новременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ;

- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный ЦБ;

- нарушает норматив текущей ликвидности КО, установлен­ный ЦБ, в течение последнего месяца более чем на 10%.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности. » в целях финан­сового оздоровления могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи КО ее учредителями (уча­стниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и пассивов КО;

- изменение организационной структуры КО;

При наличии соответствующих оснований ЦБ вправе напра­вить в КО требование об осуществлении мер по ее финансово­му оздоровлению. Территориальное учреждение ЦБ должно предъявлять КО указанное требование, если КО не известила ЦБ в установленные сроки о самостоятельном принятии мер по предупреждению банкротства.

В соответствии с методическими рекомендациями план мер по фин. оздоровлению должен состоять из 3 частей.

В первой части дается оценка ситуации в КО:

1) общие сведения о КО;

2) роль и значение КО в экономике региона РФ;

3) динамика развития КО и причины возникновения финансовых трудностей;

4) финансовое состояние КО.

Во второй части содержатся мероприятия по финансовому оздоровлению, основными целями которого является восстановление собственного капитала КО до величины, позволяющей выполнить обязательные нормативы, и возврат КО к нормальной и устойчивой работе.

План мер по финансовому оздоровлению КО, представляемый в территориальное учреждение ЦБ, должен содержать пакет обосновывающих и подтверждающих документов по всем мероприятиям и конкретные сроки выполнения мероприятий ) по финансовому оздоровлению. В связи с этим при предъявлении неполного пакета документов территориальное учреждение ЦБ вправе требовать от КО устранения соответствующих недостатков.

В третьей части должны быть представлены результаты финансового оздоровления. КО рассчитывает ориентировочные показатели на конец каждого квартала и на момент завершения финансового оздоровления, определяет влияние мероприятий по финансовому оздоровлению на изменение размера собственных средств (капитала), рассчитанного в соответствии с Положением ЦБ, изменение структуры активов и пассивов и иные положительные тенденции в своей деятельности.

Каковы принципы формирования Ломбардного списка Банка России?

В связи с поступлением запросов о включении ценных бумаг в Ломбардный список Банк России разъясняет следующее.

Рефинансирование Банком России кредитных организаций относится к основным инструментам денежно-кредитной политики и осуществляется на обеспеченной основе. Те ценные бумаги, которые Банк России готов принимать в обеспечение по операциям рефинансирования кредитных организаций, входят в Ломбардный список. Иных, не связанных с денежно-кредитной политикой, целей включения ценных бумаг в Ломбардный список нет. Включение ценных бумаг в Ломбардный список не призвано стимулировать банковский сектор инвестировать в определенные классы активов и не должно создавать у других непрофессиональных участников рынка представления о дополнительной гарантированности или надежности активов только из-за того, что Банк России принимает их в обеспечение, что искажает оценку риска и стоимости таких активов. Инвесторы должны самостоятельно понимать и адекватно оценивать риски приобретаемых финансовых инструментов, изучать договорные условия финансовых инструментов до их приобретения, оценивать мнения (при их наличии) рейтинговых агентств и аудиторов, использовать иную публично доступную информацию.

Для формирования Ломбардного списка Банк России оценивает достаточность и концентрацию ценных бумаг у кредитных организаций, нахождение банковского сектора в состоянии структурного дефицита или профицита ликвидности.

При структурном профиците ликвидности Банк России сокращает принимаемые им в обеспечение классы ценных бумаг в Ломбардном списке, в том числе путем усиления требований к их качеству.

При возникновении и росте структурного дефицита ликвидности, сопровождающегося нехваткой обеспечения, Банк России смягчает требования к его качеству, увеличивает число принимаемых им в обеспечение классов ценных бумаг в Ломбардном списке. Это позволяет осуществлять обеспеченное рефинансирование банковского сектора в объемах, требуемых для выполнения целей денежно-кредитной политики.

В настоящее время банковский сектор находится в состоянии структурного профицита ликвидности. Имеющееся у кредитных организаций обеспечение, включая ценные бумаги, достаточно и адекватно распределено. Без ущерба для возможности рефинансирования в целях денежно-кредитной политики Ломбардный список после нормализации экономической ситуации может содержать только облигации федерального займа и облигации Банка России.

Ввиду структурного профицита ликвидности банковского сектора необходимости включать новые классы ценных бумаг в Ломбардный список сейчас нет. В случае перехода ликвидности банковского сектора в состояние структурного дефицита Банк России будет рассматривать вопрос о дополнении Ломбардного списка новыми классами долговых ценных бумаг. При существенно растущей потребности в рефинансировании и нехватке обеспечения Банк России будет рассматривать включение в Ломбардный список классов долговых ценных бумаг с более низкими кредитными рейтингами, долговых ценных бумаг кредитных организаций, долевых ценных бумаг (акций), а также таких инструментов, как бессрочные облигации и ценные бумаги, аналогичные долевым.

Именно такой контрциклический подход при формировании Ломбардного списка уже длительное время применяется Банком России. Так, акции, как ценные бумаги, обладающие более высоким уровнем риска, чем облигации, включались в Ломбардный список дважды — в периоды нахождения банковского сектора в состоянии структурного дефицита ликвидности и недостаточности обеспечения. С переходом банковского сектора в состояние структурного профицита ликвидности Банк России постепенно переходил к сокращению Ломбардного списка.

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционы Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка Аукционы репо/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 день Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции 1 день ежедневно
Аукционы «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы от 1 до 6 дней 1 в отдельные дни
Аукционы на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций:
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности Аукционы по размещению облигаций Банка России 3, 6, 12 месяцев нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца
Операции постоянного действия на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Ломбардные кредиты от 2 до 90 дней ежедневно
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами от 2 до 549 дней ежедневно

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитую сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при прове­дении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирова­ние используется мало или осуществляется не 8 Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эф­фективность.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, л ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской си­стемы в целом. Государство не должно допускать резких изме­нений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) от­ражают нестабильность российской экономики

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике.

Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

В целях влияния на ликвидность банков Банк России использует краткосрочные и среднесрочные инструменты рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность .

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: