Реорганизация кредитной организации как мера по предупреждению банкротства и формы ее осуществления

Обновлено: 28.03.2024

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в традиционных формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Изменение статуса банка на небанковскую кредитную организацию и обратно формами реорганизации не являются*(1048). При этом, учитывая существующую в последние годы в российской банковской системе тенденцию по укрупнению банков, чаще кредитные организации реорганизовываются в формах слияния и присоединения*(1049), в том числе присоединяясь к банкам с иностранным участием.

При осуществлении реорганизации кредитных организаций, так же как и при их учреждении, существенную роль играет Банк России. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется также в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов, в том числе подтверждающих выполнение требований антимонопольного законодательства. При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Банк России оценивает финансовое положение реорганизуемой кредитной организации. Если в результате проведения реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации.

Следует заметить, что реорганизация кредитной организации может быть не только добровольной, но и принудительной. В последнем случае реорганизация представляет собой меру воздействия или меру по предупреждению банкротства, осуществляемую в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Как отмечает А.Я. Курбатов, "в этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, то есть в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций"*(1050).

Таким образом, в зависимости от финансового положения кредитной организации ее реорганизация может свидетельствовать либо об укреплении ее положения, либо, наоборот, о наличии угрозы устойчивости этой кредитной организации и, соответственно, интересам ее кредиторов и вкладчиков.

Реорганизация как мера предупреждения банкротства может быть осуществлена кредитной организацией самостоятельно или принудительно, по требованию Банка России. Эта мера применяется с момента возникновения оснований для применения мер предупреждения до дня отзыва лицензии. Меры по предупреждению носят превентивный характер и направлены на восстановление финансовой устойчивости кредитной организации, восстановление платежеспособности и предотвращение банкротства.

Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства предусмотрены ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Все меры осуществляются до отзыва лицензии и под надзором Банка России. В отношении проблемных и финансово неустойчивых банков осуществляется особый контроль.

Реорганизация как мера по предупреждению банкротства существенно отличается от мер по предупреждению, осуществляемых в общем порядке в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" . Так, меры по отношению к кредитной организации могут быть применены при отсутствии признака полного объема неисполнения обязательств перед кредитором. Это объясняется тем, что невозможность исполнения обязательства даже в части свидетельствует о нестабильном положении кредитной организации. Кроме того, по сравнению с общим порядком применения процедур банкротства срок неисполнения сокращен до 14 дней в соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Ст. 26 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Меры, направленные на реорганизацию, как предупредительная мера прежде всего должны быть осуществлены самой кредитной организацией, а именно органами управления, учредителями (участниками) кредитной организации. Проведение реорганизации должно обеспечить сохранение требований к финансовой устойчивости кредитной организации, к которой происходит присоединение или слияние. Осуществление мер по предупреждению банкротства кредитной организации является обязанностью кредитной организации при возникновении соответствующих оснований . Для Банка России это является правом . Однако ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено ограничение этого права в том случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности . С момента осуществления мер по предупреждению банкротства вся деятельность кредитной организации осуществляется под надзором Банка России . Так, кредитная организация обязана уведомлять Банк России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета). Уведомление об этом должно быть направлено в Банк России не позднее пяти дней со дня проведения собрания. Исключения предусмотрены для случая, когда основания для применения мер по предупреждению банкротства возникли в пределах пятидневного срока для уведомления Банка России. В этом случае кредитная организация должна уведомить Банк России не позднее дня, следующего за днем возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства. Уведомление о проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, заседания совета директоров (наблюдательного совета) составляется в произвольной форме и должно содержать сведения о дате и месте проведения собрания (заседания), а также повестку дня .

См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Ст. 4 // СПС "КонсультантПлюс".
См.: Там же. Абз. 3 ч. 2 ст. 3.
См.: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Ч. 2 ст. 20 // Российская газета. N 127. 2002. 13 июля.
См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Ст. 4.1 // СПС "КонсультантПлюс".
См.: Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций". П. 5.6.2 // СПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, кредитная организация обязана направлять в Банк России уведомление о совершении сделок (нескольких сделок):

  • с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами, определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
  • связанных с распоряжением имуществом кредитной организации, стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости имущества кредитной организации, определенной по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, или превышает 15 млн руб., в том числе связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением и выдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
  • связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ либо с участием в создании (учреждении) иных юридических лиц. Уведомление о совершении перечисленных сделок должно быть направлено кредитной организацией в Банк России в пятидневный срок со дня совершения сделок. Это уведомление составляется в произвольной форме и должно содержать сведения о контрагенте, ценовых условиях и договорных сроках исполнения требований (обязательств) по заключенным сделкам.

В том случае, когда кредитная организация осуществляет реорганизацию как меру по предупреждению банкротства самостоятельно, решение об этом принимается поэтапно:

Это извещение должно содержать следующие сведения:

  • форма проведения реорганизации. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния или присоединения ;
  • полное фирменное наименование;
  • место нахождения и почтовый адрес кредитной организации, участвующей в реорганизации с приложением документов, подтверждающих принятие решения о созыве общего собрания учредителей (участников) реорганизуемых кредитных организаций (включая дату, место проведения и повестку дня), а также иные сведения по усмотрению кредитной организации .
  1. Кредитная организация при принятии решения о реорганизации должна разработать план мероприятий по реорганизации и представить его в территориальное учреждение Банка России в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия этого решения.

В том случае, когда кредитная организация устранит причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства, руководитель кредитной организации в срок не позднее трех календарных дней со дня их устранения направляет в территориальное учреждение Банка России уведомление, содержащее документальное подтверждение факта устранения этих причин .

См.: Там же. П. 2.5.

Реорганизация может быть осуществлена по требованию Банка России. Данное требование не направляется, если Комитет банковского надзора Банка России примет решение о направлении государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" предложения об участии в предупреждении банкротства банка . Если же требование уже было направлено, то оно подлежит отмене после получения Банком России уведомления Агентства по страхованию вкладов о принятом решении об участии в предупреждении банкротства банка. Также требование не направляется при установлении хотя бы одного основания для отзыва лицензии .

См.: Там же. П. 3.2.2.
См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Ч. 2 ст. 20 // СПС "КонсультантПлюс".

Требование Банка России о реорганизации направляется, если:

  1. кредитная организация не удовлетворяет требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Направление такого требования не связано с каким-либо конкретным размером объема неудовлетворения требований кредиторов или обязанности об уплате обязательных платежей;
  2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

Требование Банка России о реорганизации направляется в кредитную организацию после получения ходатайства руководителя этой кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства. Территориальное учреждение Банка России в срок не позднее семи календарных дней со дня поступления этого ходатайства либо со дня выявления факта неприменения кредитной организацией мер по предупреждению банкротства направляет требование о реорганизации кредитной организации. Требование о реорганизации составляется территориальным учреждением Банка России. Оно должно включать указание на необходимость разработки графика и (или) плана графика в рамках осуществления плана мероприятий, если у кредитной организации есть задолженность по обязательствам Банка России и (или) недовзнос в обязательные резервы, а также требование об уплате штрафа с указанием срока его исполнения, если у кредитной организации имеется не уплаченный в бюджет штраф за нарушение нормативов обязательных резервов.

При получении требования о реорганизации руководитель кредитной организации направляет в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации ходатайство об осуществлении реорганизации. В течение трех дней после направления указанного ходатайства руководитель кредитной организации должен представить в Банк России извещение об этом. Совет директоров, получив это ходатайство руководителя кредитной организации, действует в том же порядке, что предусмотрен и при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организацией самостоятельно .

См.: Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций". П. 2.2.2, 2.2.3 // СПС "КонсультантПлюс"; Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утв. ЦБ РФ 4 июня 2003 г. N 230-П. П. 2.1 // Вестник Банка России. 2003. N 39.

Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России. При необходимости продления этого срока в территориальное учреждение Банка России должно быть направлено мотивированное ходатайство. При принятии положительного решения этот срок может быть продлен еще на 30 календарных дней. Дальнейшее продление срока представления плана мер и плана мероприятий не допускается.

План мероприятий направлен на устранение причин возникновения основания для осуществления реорганизации. В этот план должны быть включены данные:

  • об основных этапах реорганизации с указанием сроков их проведения;
  • обоснование возможности сохранения финансовой устойчивости реорганизуемых кредитных организаций.

Территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью реорганизуемых кредитных организаций, подготавливают совместное заключение о целесообразности реорганизации. Со дня предъявления кредитной организации Банком России требования о реорганизации реорганизуемые кредитные организации обязаны представлять информацию о ходе выполнения мероприятий ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Эта информация касается хода фактического выполнения мероприятий по реорганизации в соответствии с планом мероприятий. Реорганизуемые кредитные организации обязаны представить отчетность об осуществлении плана мероприятий еженедельно в срок не позднее четырех календарных дней, следующих за отчетной неделей. Территориальное учреждение Банка России вправе установить кредитной организации индивидуальные сроки представления отчетности.

Таким образом, реорганизация как мера по предупреждению банкротства направлена на обеспечение финансовой устойчивости как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом, поскольку она носит реабилитационный характер, направлена на предотвращение банкротства. Процедура реорганизации позволяет обеспечить функционирование органов управления кредитной организации и является одной из форм самозащиты должника.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предпосылками, приводящими к возникновению проблем в банках обычно являются: недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению; низкая квалификация сотрудников банка; скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; проведение сомнительных банковских операций; нарушение баланса по срокам между пассивами и активами, снижение качества их структуры; снижение доли высоколиквидных активов ниже достаточного уровня; увеличение открытой валютной позиции; недосоздание резервов под принимаемые риски; снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности; уменьшение величины собственного капитала.

Признаками появления скрытой неплатежеспособности банка можно считать: увеличение времени пробега платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов; резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы; появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств; рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам; начало «вывода» активов банка.

Своевременное обнаружение проблемного банка – вопрос достаточно актуальный, имеющий не только экономическую, но и социальную подоплеку. Поэтому здесь необходим исключительно ответственный подход. Между тем если формально воспользоваться формальными критериями, заданными в законах и нормативных актах Банка России, то можно прийти к абсурдным выводам. Это лишний раз доказывает, что надзор должен быть не формальным, а качественным, базирующимся на детальном знании действительного финансового состояния банков.

1. Особенности регулирования процедур банкротства кредитных организаций. Основания для признания банкротом

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника - кредитной организации.

По правилам, установленным действующими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), определены следующие процедуры банкротства:

досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Следует отметить, что в отношении кредитной организации такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, не применяются.

В случае принятия арбитражным судом к своему производству заявления о признании должника - кредитной организации несостоятельным (банкротом) при наличии обоснованности заявленных к нему требований должник признается несостоятельным (банкротом), в отношении его открывается процедура конкурсного производства, которая, как правило, заканчивается ликвидацией этого юридического лица.

В соответствии со ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве) «кредитных организаций» под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) соответствующие обязанности кредитная организация не может исполнить, поскольку после отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций стоимость имущества кредитной организации (активов) недостаточна для этого.

Осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предусматривает ряд оснований, например:

кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении шести последних месяцев требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов Центрального Банка России;

нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Центральным Банком России;

нарушает установленный Центральным Банком России норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации.

Исключение составляют кредитные организации, созданные и функционирующие в течение первых двух лет. Если имеются по отношению к ним перечисленные выше основания, меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) к ним не применяются.

При возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) на кредитную организацию возлагаются определенные обязанности, связанные с уведомлением Центрального Банка России о проведении собраний учредителей (участников), заседаний совета директоров (наблюдательного совета); о совершении определенного вида сделок с аффилированными в отношении кредитной организации лицами, иными заинтересованными лицами либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, сделок, связанных с распоряжением имущества, стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости имущества по данным бухгалтерской отчетности на последнюю дату или превышает 15 млн руб., если 1% балансовой стоимости имущества составляет более 15 млн руб. (недвижимое имущество), а также сделок, связанных с выдачей и получением кредитов, займов, учетом векселей, выдачей гарантий, поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением долга, новацией, отступным, учреждением доверительного управления, приобретением акций (долей в уставном капитале) с участием в создании иных юридических лиц. Уведомление о совершении таких сделок направляется в Банк России в течение пяти дней со дня совершения сделки.

В том случае, если в ходе проведения определенных организационных мероприятий в кредитной организации устранены перечисленные основания, необходимости в уведомлении Банка России об указанных сделках больше не возникает.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, если судом, арбитражным судом установлено, что эти лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства, не совершили тех действий, которые обязаны были совершить для предотвращения банкротства кредитной организации в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Действующим законодательством предусмотрено создание специального органа управления кредитной организацией, назначаемой Центральным Банком России, - временной администрации. Среди достаточно широкого круга полномочий временной администрации имеется право ограничивать либо приостанавливать полномочия исполнительных органов кредитной организации.

Определены основания назначения временной администрации кредитной организации Центральным Банком России.

Так, Центральный Банк России вправе назначить временную администрацию кредитной организации в случаях, когда: кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; когда кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов Центрального Банка России; если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 20%; если не исполняет требование Центрального Банка России о замене руководителя, либо требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, или реорганизации - в установленный Центральным Банком России срок; если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Вместе с тем Центральный Банк России обязан назначить временную администрацию кредитной организации не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности. В течение 10 дней с момента принятия решения о назначении временной администрации кредитной организации в специализированном издании - «Вестнике Банка России» публикуется указанный акт Центрального Банка России.

Временная администрация кредитной организации назначается на срок не более шести месяцев. В случае, если по истечении этого срока все же имеются основания для ее назначения, руководитель временной администрации кредитной организации направляет в Центральный Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. После отзыва лицензии временная администрация осуществляет свои полномочия со дня ее назначения до даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), об открытии в ее отношении конкурсного производства и определения об утверждении конкурсного производства или до дня вступления в законную силу решения суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Состав временной администрации определяется приказом Центрального Банка России. По согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в ее состав могут включаться служащие Агентства.

В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, или после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, а также утверждения конкурсного управляющего, или после вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативными актами Центрального Банка России, Центральный Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации, которое публикуется в «Вестнике Банка России».

Статья 189.9. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

1. В соответствии с настоящим параграфом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего параграфа под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 189.14 настоящего Федерального закона;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация кредитной организации;

4) меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - банк), которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет Управляющая компания.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 189.10 настоящего Федерального закона.

3. Меры по предупреждению банкротства банков, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 189.47 настоящего Федерального закона.

4. Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), руководитель кредитной организации, признаваемый таковым в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - руководитель кредитной организации), в случае возникновения оснований, указанных в статье 189.10 настоящего Федерального закона, обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

5. Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 189.10 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией.

6. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, если Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых размещение Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанного в настоящей части уведомления не осуществляется.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", при отсутствии у нее основания для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, установленного частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

(часть девятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее дня, следующего за днем получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, она направляет в Банк России в установленном им порядке ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, имевшейся у указанной кредитной организации. При аннулировании данной лицензии положения частей тринадцатой и пятнадцатой настоящей статьи не применяются.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Процедура получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании прекращается в случае отзыва Банком России у указанной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: