Сколько автокредитов было выдано в 2020 году

Обновлено: 19.04.2024

По итогам октября объем выдачи автокредитов ВТБ составил 9,4 млрд рублей, что стало рекордным результатом в рамках 2020 г. По сравнению с сентябрем нынешнего года объем продаж увеличился на 21%, а с октябрем прошлого — на 12%.

Всего за 10 месяцев 2020 г. ВТБ выдал более 72 тыс. автокредитов на 62 млрд рублей, из них в октябре — 10 тысяч кредитов. Этот результат также оказался рекордным в этом году и превосходит показатели сентября на 27% и октября прошлого года — на 4%. Наибольшее число заключенных сделок в минувшем месяце пришлось на сегмент новых автомобилей — более 81% или 8,3 тыс. шт. на 8,3 млрд рублей. При этом их доля в сравнении с прошлым октябрем выросла на 7 п.п.

Основным фактором, позволившим существенно восстановить спрос на автокредитование в период пандемии, стала программа государственной поддержки с 10%-ной скидкой от стоимости нового транспортного средства (для регионов ДФО дисконт составляет 25%). По итогам октября доля кредитов с госсубсидированием составила 46%. Всего за 10 месяцев в рамках нее выдано 24,5 тыс. кредитов на 14,5 млрд рублей.

«Благодаря активному участию в программе господдержки и развитию собственных каналов автокредитования в октябре ВТБ вышел на второе место на рынке по объему выданных кредитов * . По нашей оценке, продажи ноября также будут высокими, на уровне октябрьских значений, так как многие клиенты захотят воспользоваться заканчивающейся в этом месяце программой госсубсидирования. При этом, несмотря влияние пандемии, по нашим прогнозам, общий объем выданных автокредитов в текущем году вырастет примерно на 4,5%, до 695 млрд рублей», — комментирует Владимир Высоцкий, начальник управления организации продаж автокредитов — вице-президент ВТБ.

Наибольшей популярностью — 59% от общего числа заявок по программе — пользуется госсубсидирование для семей с детьми. В рамках господдержки средняя стоимость транспортного средства в настоящее время составляет 909 тыс. рублей. Самыми популярными марками, которые приобретают клиенты, традиционно являются LADA, Hyundai и KIA.

По итогам октября регионами-лидерами по объему выданных автокредитов в ВТБ стали Москва (2,7 млрд руб.), Санкт-Петербург (1 млрд руб.), Краснодар (0,5 млрд руб.), Казань (0,4 млрд руб.), Нижний Новгород (0,3 млрд руб.). По итогам 10 месяцев года средний чек выданных автокредитов составляет 849 тыс. руб., что на 10% выше аналогичного показателя прошлого года — 771 тыс. руб.

* По данным банка на основе оперативной информации аналитического агентства АВТОСТАТ.

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2021 году было выдано более миллиона автокредитов

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2021 года было выдано 1 006,6 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) или на 11,1% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году – 906,4 тыс. единиц) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ, тыс. шт.

Количество выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 году – 1 108,8 тыс. штук. При этом, как НБКИ отмечало ранее, во второй половине минувшего года в автокредитовании наметился некоторый спад – число выданных автокредитов снижалось четыре месяц подряд (с сентября по декабрь 2021 года).

В 2021 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (83,3 тыс. шт.), Московской области (64,2 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (59 тыс. шт.), а также в Краснодарском крае (47 тыс. шт.) и Татарстане (44,5 тыс. шт.). В то же время сильнее всего выдача автокредитов в 2021 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2020 годом выросла в Краснодарском крае (+42,9%), Иркутской области (+40,3%), Красноярском (+32%) и Ставропольском (+31%) краях, а также в Московской области (+24,5%). С другой стороны, в ряде регионов выдача, снизилась, в том числе, в Кемеровской (-19,6%) и Самарской (-4,5%) областях, а также в Татарстане (-3,5%) и Башкортостане (-0,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество выданных кредитов на покупку автомобилей в 2021 году увеличилось на 23,1% и 15% соответственно (Таблица 1 в Приложении).

Стоит отметить, что спрос на автокредиты в 2021 году серьезно вырос по сравнению с 2020 годом. В минувшем году граждане подали 7,46 млн заявок на кредит на покупку автомобиля. Это на 29,2% больше, чем в предыдущем году (в 2020 году – 5,77 млн заявок). Что касается среднего уровня одобрения заявок на автокредиты, то в 2021 году он составил 37,3%, снизившись на 0,7 процентного пункта (п.п.) по сравнению с 2020 годом (38%). При этом в течение практически всего 2021 года уровень одобрения заявок на автокредиты снижался. Так, если в январе прошлого года банки одобряли 43,7% всех заявок на автокредиты, то в декабре 2021 года – всего 33,1% (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. ДИНАМИКА УРОВНЯ ОДОБРЕНИЯ В АВТОКРЕДИТОВАНИИ, %

Диаграмма 2

В 2021 году доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа постоянно снижалась. Так, в декабре минувшего года она составила 6,5%, сократившись за год на 1,2 процентного пункта (п.п.) (в декабре 2020 года – 7,7%) (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. ДИНАМИКА ДОЛИ АВТОКРЕДИТОВ С ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 30 ДНЕЙ, %

Диаграмма 3

Также необходимо отметить, что согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), объем рынка новых легковых автомобилей в 2021 году вырос на 2,8% по сравнению с предыдущим годом, и составил 1 501,4 тыс. единиц (в 2020 году – 1 461 тыс. шт.) (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. ДИНАМИКА АВТОРЫНКА, тыс. шт.

Диаграмма 4

«В целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне, - отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков.

Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли. Дефицит рано или поздно закончится, а кредитование на покупку б/у автомобилей останется, и будет развиваться. При этом для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия».

«В 2021 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 года, – говорит исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения. Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3%, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 2 Приложения.

Таблица 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ (на новые автомобили и автомобили с пробегом) В РЕГИОНАХ РФ В 2021 ГОДУ В СРАВНЕНИИ С 2020 ГОДОМ (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования)

таблица-1.jpg

Таблица 2. ДИНАМИКА ПОКУПОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНАХ РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка*) В 2021 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2020 ГОДОМ

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2020 году было выдано на 5,9% меньше автокредитов, чем в 2019 году

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2020 года было выдано 896,4 тыс. автокредитов, что на 5,9% меньше по сравнению с предыдущим годом (в 2019 году – 952,9 тыс. шт.) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ В 2010 – 2020 ГГ., В ТЫС. ШТ.

график-1.jpg

Стоит также отметить, что в декабре 2020 года было выдано 70,4 тыс. автокредитов, что на 24,4% меньше по сравнению с декабрем 2019 года (93,2 тыс. шт.). В свою очередь выдача автокредитов в 4 квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросла на 1,1% и составила 249,2 тыс. штук (в 4 кв. 2019 года – 246,6 тыс. шт.). В целом, вторая половина 2020 года характеризовалась более активной выдачей автокредитов по сравнению со 2 полугодием предыдущего года. Так, во 2 полугодии 2020 года было выдано 526,4 тыс. автокредитов, что на 3,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (во 2 полугодии 2019 года – 509,6 тыс. шт.).

В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в декабре 2020 года составил 680 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 1).

Таблица 1. ДИНАМИКА СРЕДНЕГО ЗНАЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА (ПКР) ПО РАЗМЕРУ АВТОКРЕДИТА, БАЛЛЫ

таблица-1.jpg

Также необходимо отметить, что, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2020 году снизился на 8,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 461 тыс. единиц (в 2019 году – 1 593,1 тыс. шт.).

В 2020 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (67,3 тыс. шт.), Московской области (51,3 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (51,1 тыс. шт.), а также в Татарстане (44,6 тыс. ед.) и Башкортостане (39,8 тыс. шт.).

Самое серьезное снижение выдачи автокредитов в 2020 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2019 годом было зафиксировано в Кемеровской (-20,3%) и Тульской (-11,9%) областях, Красноярском крае (-11,6%), а также в Московской области (-11,5%), Москве (-11,1%) и Санкт-Петербурге (-11,1%). В то же время в ряде регионов выдача, напротив, выросла, в том числе, в Нижегородской (+4,1%), Свердловской (+2,8%), Челябинской (+2,3%), Ульяновской (+1,6%) и Омской (+1,4%) областях (Таблица 2).

«В период «карантинных» мероприятий в апреле – мае 2020 года наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако во втором полугодии сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стало расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили. Кроме того, рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам или, иными словами, на фоне улучшения их качества».

«В 2020 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали снижение по отношению к показателям 2019 года. – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Но, с другой стороны, если бы не автокредитование, падение авторынка было бы еще более ощутимым. И этого удалось избежать, в первую очередь, благодаря действию госпрограмм льготного кредитования («Первый / Семейный автомобиль»). Поэтому решение об их продлении в 2021 году можно рассматривать только с позитивной точки зрения».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.

Таблица 2. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ (НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛИ С ПРОБЕГОМ) В РЕГИОНАХ РФ В 2020 ГОДУ В СРАВНЕНИИ С 2019 ГОДОМ (СРЕДИ 30 РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ ПО ОБЪЕМАМ ДАННОГО ВИДА РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ)

таблица-2.jpg

Таблица 3. ДИНАМИКА ПОКУПОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНАХ РФ (СРЕДИ 30 РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ ПО ОБЪЕМАМ РЫНКА) В 2020 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2019 ГОДОМ

НБКИ и АВТОСТАТ: в 3 квартале 2020 года количество выданных автокредитов выросло на 4,9%

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 3 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 275,8 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов выросло на 4,9% (в 3 кв. 2019 года – 263 тыс. шт.). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объём рынка новых легковых автомобилей в 3 квартале 2020 года вырос на 3,4% по сравнению с АППГ и составил 420,3 тыс. единиц (в 3 кв. 2019 года – 406,6 тыс. шт.) (Таблица 1).

Таблица 1. ДИНАМИКА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ В 2019-20 гг.

Таблица_1.jpg

В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в сентябре 2020 года составил 684 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 2).

Таблица 2. ДИНАМИКА СРЕДНЕГО ЗНАЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА (ПКР) ПО РАЗМЕРУ АВТОКРЕДИТА, в баллах

Таблица_2.jpg

В 3 квартале 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (20,7 тыс. шт.), Московской области (16,1 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (15,5 тыс. шт.), а также в Татарстане (14 тыс. шт.) и Башкортостане (11,9 тыс. шт.).

При этом самый серьезный рост выдачи автокредитов в 3 квартале 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года был зафиксирован в Нижегородской (+20,5%), Свердловской (+17,3%), Ульяновской (+14,8%), Челябинской (+13,0%) и Кировской (+12,1%) областях. В то же время в ряде регионов выдача, напротив, сократилась, в том числе, в Кемеровской области (-24,7%), Чувашии (-4,3%) и Санкт-Петербурге (-0,4%) (Таблица 3).

«В период «карантинных» мероприятий в апреле – мае 2020 года наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако летом – в начале осени, сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили.

В целом, банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и персонального кредитного рейтинга (ПКР) находятся на приемлемом уровне. Это означает, что рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам или, иными словами, на фоне улучшения их качества».

«Во 2 квартале ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, негативно сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – В летние месяцы ситуация улучшилась, и в результате в 3 квартале текущего года был зафиксирован рост авторынка по сравнению с 3 кварталом 2019 года. Основными причинами улучшения ситуации стали отложенный спрос, расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», а также продолжающийся рост цен. Последнее обстоятельство вынуждает потенциальных покупателей активизироваться и приобретать машины по текущим ценам, т.е. до того, как они станут еще дороже».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 4.

Таблица 3. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ (НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛИ С ПРОБЕГОМ) В РЕГИОНАХ РФ В 3 КВАРТАЛЕ 2020 ГОДА В СРАВНЕНИИ С АППГ (среди 30 регионов-лидеров по объёмам данного вида розничного кредитования)

Таблица_3.jpg

Таблица 4. ДИНАМИКА ПОКУПОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНАХ РФ (СРЕДИ 30 РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ ПО ОБЪЁМАМ РЫНКА) В 3 КВАРТАЛЕ 2020 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМ ПЕРИОДОМ 2019 ГОДА

Банки.ру представляет рейтинг российских автокредитных банков по итогам 2020 года.

В материале рассмотрены автокредитные портфели банков, уровень просроченной задолженности по ним, объем и количество выдач физическим лицам по видам и типам транспорта, регионам кредитования. Также мы проанализировали величину первоначального взноса, срок кредита, средние процентные ставки и выделили наиболее популярные «кредитные» марки машин. Анкеты для участия¹ были разосланы топ-100 банкам по объему розничного кредитного портфеля, а также предыдущим участникам рейтинга. Всего в данном рейтинге приняли участие 14 банков и две банковские группы. С полной версией рейтинга можно ознакомиться здесь.

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на развитие большинства отраслей российской экономики. Не стало исключением и автомобилестроение. По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в России в 2020 году снизился на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на это, в условиях ограниченного платежеспособного спроса населения на фоне падения доходов в режиме самоизоляции рынок автокредитования в России по итогам 2020 года показал положительную динамику.

По состоянию на 1 января 2021 года совокупный объем портфеля автокредитов участников нашего исследования составил 704,3 млрд рублей, увеличившись за полгода на 17,7%. В годовом выражении его прирост составил 16,9%. Произошло это за счет успешного форсирования своих портфелей бессменными лидерами рынка: группой СберБанка (включает СберБанк и Сетелем Банк) на 13,8% в полугодовом выражении и 7,9% в годовом и группой Societe Generale в России (включает Русфинанс Банк и Росбанк) более чем на 6% в каждом периоде. Также этому способствовал колоссальный прирост портфелей РГС Банка (120,5% за полгода и 675,2% за год) и Тинькофф Банка (45,3% и 108,2% соответственно).

По итогам года группа «Сбера» обошла своего ближайшего конкурента — группу SG в России — и вернула себе первенство по объему портфеля, утерянное в первом полугодии. На 1 января его размер составил 130,5 млрд рублей. Этот показатель у группы SG на начало года составил 123,1 млрд рублей. Замыкает первую тройку банк ВТБ с размером портфеля в 115,1 млрд рублей.

Наряду с ними отечественный рынок автокредитования продолжает контролироваться Совкомбанком и ЮниКредит Банком. Однако в ближайшей перспективе состав лидеров рынка может поменяться. ЮниКредитБанк потерял за полгода более 20% своего портфеля, а за год — почти 30%. А вот РГС Банк, развивающий автокредитование только с июля 2019 года, за полгода поднялся с десятой строчки нашего рейтинга по размеру портфеля на седьмую позицию. На 62% за год (на 41,4% за полгода) вырос портфель банка «Уралсиб», что позволило ему вырваться в топ-10. Кроме того, обращать внимание на автокредитование начинают и другие крупные игроки розничного сегмента отечественного кредитного рынка. Так, с января 2021 года это направление внедрил в линейку своих продуктов Абсолют Банк.

Состав наиболее «заавтокредитованных» банков при этом не меняется: традиционно туда входят Сетелем Банк, Русфинанс Банк, БыстроБанк и такие монолайнеры, как БМВ Банк и МС Банк Рус.

Топ-10 банков по объему портфеля розничных автокредитов на 1 января 2021 года

Место в рейтинге Банк Портфель автокредитов на 01.01.21, млрд рублей Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.21, % Портфель автокредитов на 01.07.20, млрд рублей Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.20, % Портфель автокредитов на 01.01.20, млрд рублей Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.20, % Динамика за полгода,% Динамика за год, % 1 Группа СберБанка* 130,5 - 114,7 - 120,9 - 13,8 7,9 в том числе СберБанк 2,4 0,03 2,5 0,03 2,6 0,04 -6,5 -9,8 в том числе Сетелем Банк 128,1 90,43 112,2 81,72 118,3 83,40 14,2 8,3 2 Группа SG в России** 123,1 - 115,1 - 115,6 - 6,9 6,4 в том числе Русфинанс Банк 121,5 93,79 112,9 88,43 112,5 81,92 7,6 8,0 в том числе Росбанк 1,6 0,42 2,2 0,63 3,1 0,93 -29,2 -50,8 3 ВТБ 115,1 3,52 111,4 3,54 120,1 4,11 3,3 -4,2 4 Совкомбанк 96,4 29,04 93,8 31,37 93,18 32,74 2,7 3,4 5 ЮниКредит Банк 43,5 27,56 54,6 30,23 61,7 32,41 -20,3 -29,5 6 БМВ Банк 41,56 100,00 37,1 100,00 35,89 98,80 12,1 15,8 7 РГС Банк 35,98 68,14 16,32 58,99 4,64 42,86 120,5 675,2 8 Тинькофф Банк 31,31 7,59 21,6 5,84 15, 0 4,15 45,3 108,2 9 МС Банк Рус 26,1 100,00 26,2 100,00 27,31 100,00 -0,6 -4,4 10 «Уралсиб» 21,44 12,58 15,16 9,36 13,21 8,69 41,4 62,3

* С конца 2014 года заявки на автокредиты в группе СберБанка принимает только Сетелем Банк. При этом портфель указан по группе СберБанка, так как на балансе ПАО «Сбербанк» содержится портфель автокредитов, выданных им до окончания перевода бизнеса автокредитования в «Сетелем».

** Летом 2015 года была завершена передача автокредитования в дилерском канале из Росбанка в Русфинанс Банк. Росбанк стал ключевым универсальным банком группы Societe Generale с фокусом на комплексном трансакционном обслуживании клиентов. Русфинанс Банк выступает центром автокредитования, взаимодействует с автопроизводителями и дилерами. В свою очередь, Росбанк продолжает предлагать автокредиты в канале прямых продаж. С 1 марта 2021 года Русфинанс Банк присоединен к Росбанку, и автокредитование в группе в 2021 году будет сосредоточено в филиале «Росбанк Авто».

Наименьшая доля просрочки по портфелю автокредитов уже несколько рейтингов подряд отмечается у РНКБ (0,19%). Наряду с ним в число «отличников» входят РГС Банк (1,34%) и банк «Санкт-Петербург» (1,97%). Наибольший же параметр по итогам года зафиксирован у ЮниКредит Банка (5,89%). В среднем банки-участники показали на начало 2021 года уровень просрочки по своим портфелям в размере 2,85%. По сравнению с первым полугодием этот показатель вырос на 0,5 процентного пункта. Однако, так как ряд игроков не раскрыли свои данные по этому показателю, реальная цифра может быть иной. В целом по рынку крупнейшие БКИ фиксируют рост просрочки по автокредитам в 2020 году на 22,6% по сравнению с 2019 годом, отмечая, что ее значение составляет порядка 6% от совокупного портфеля всех автокредитных банков.

Банки с наименьшей долей просроченной задолженности в портфеле розничных автокредитов на 1 января 2021 года

Место Банк Доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 01.01.21, % Объем просроченной задолженности по портфелю автокредитов физлицам на 01.01.21, млн рублей Доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 01.07.20, % Объем просроченной задолженности по портфелю автокредитов физлицам на 01.07.20, млн рублей Доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 01.01.20, % Объем просроченной задолженности по портфелю автокредитов физлицам на 01.01.20, млн рублей 1 РНКБ 0,19 7,9 0,21 6,5 0,00 1,77 2 Росгосстрах Банк 1,34 482,1 1,33 217,8 4,2 195,1 3 Банк «Санкт-Петербург» 1,97 105,5 1,64 86,77 1,0 61,88 4 МС Банк Рус 2,62 683,9 1,91 501,5 1,38 376,88 5 БМВ Банк 2,72 1 131,5 3,71 1 374,8 1,57 590,02

В 2020 году банки-респонденты совокупно выдали 586 тыс. кредитов на сумму 479,8 млрд рублей, в том числе 206 тыс. кредитов на сумму 153,5 млрд рублей в первом полугодии (без учета Сетелем Банка) и 380 тыс. кредитов на сумму 326,3 млрд рублей во втором (с учетом Сетелем Банка). Всего же, по данным НБКИ, в 2020 году в РФ было выдано 896,4 тыс. автокредитов, что на 5,9% меньше уровня 2019 года.

Лидером по объему и количеству предоставленных во втором полугодии кредитов стал Сетелем Банк. Вторым по этим показателям является Русфинанс Банк, третью позицию по объему занял банк ВТБ, а по количеству — Совкомбанк.

Топ-10 банков по объему автокредитов, предоставленных во втором полугодии 2020 года

Место в рейтинге Банк Объем автокредитов, млрд рублей Справочно: объем автокредитов, выданных в первом полугодии, млрд рублей 1 Сетелем Банк 65,19 н/д 2 Русфинанс Банк 56,29 36,78 3 ВТБ 49,26 28,92 4 Совкомбанк 44,09 30,07 5 Росгосстрах Банк 29,29 15,52 6 БМВ Банк 21,21 12,42 7 Тинькофф Банк 19,97 7,59 8 МС Банк Рус 9,9 7,29 9 БыстроБанк 8,1 5,14 10 ЮниКредит Банк 6,6 10,91

Топ-10 банков по количеству автокредитов, предоставленных во втором полугодии 2020 года

Место в рейтинге Банк Количество автокредитов, тыс. штук Справочно: количество автокредитов, выданных в первом полугодии, тыс. штук 1 Сетелем Банк 76,0 н/д 2 Русфинанс Банк 68,51 49,38 3 Совкомбанк 59,05 45,67 4 ВТБ 50,5 35,42 5 Тинькофф Банк 38,85 14,06 6 Росгосстрах Банк 36,31 20,95 7 БыстроБанк 10,98 7,29 8 МС Банк Рус 9,44 7,17 9 БМВ Банк 8,91 5,85 10 «Уралсиб» 5,83 6,73

Средний процент одобрения поданных заявок в банках-участниках составил 29%, а более 95% всех автозаймов были предоставлены без подтверждения дохода.

Более 76% всех выдач в объемном выражении и более 65% в количественном по итогам года приходится на кредитование новых легковых автомобилей.

Займы на коммерческий транспорт выдают ВТБ, Совкомбанк, «Уралсиб» и «Зенит». Кредитованием мототранспорта среди участников исследования занимаются ВТБ и БМВ Банк. Заметим, что по сравнению с первым полугодием доля автомобилей с пробегом в совокупной выдаче немного выросла. Связано это как с падением рынка легковых автомобилей на фоне роста их стоимости, так и с совершенствованием банками сервисов по переводу автокредитов в онлайн-формат и созданию партнерских площадок с дилерами по просмотру транспорта в цифровом режиме.

Самыми «кредитными» марками, на основании предоставленных банками данных, по-прежнему являются BMW, Hyundai, Kia, Lada и Volkswagen.

Основная часть всех предоставленных автокредитов во втором полугодии выдавалась с первоначальным взносом от 20% до 50% на срок более трех лет. Доля автокредитов, выдаваемых с первоначальным взносом меньше 20%, по сравнению с первым полугодием существенно снизилась.

Больше всего автокредитов было выдано в Центральном и Приволжском федеральных округах, а наименьшая доля выдач характерна для Северо-Кавказского и Дальневосточного федерального округов.

Первенство по среднему размеру автокредита продолжают держать Центральный и Северо-Западный ФО, а наименьший средний чек отмечается в Приволжском и Уральском ФО.

В целом же по России средняя сумма автокредита на 1 января 2021 года составила 859,2 тыс. рублей (+15,7% к итогу первого полугодия).

По сравнению с данными на 1 июля 2020 года средний чек на покупку нового транспорта увеличился с 916,1 тыс. до 1 000,3 тыс. рублей, а на приобретение подержанного транспорта — с 557,9 тыс. до 589,1 тыс. рублей.

Доля льготных автокредитов по итогам года составила, согласно предоставленным респондентами данным, 12,5% в объемном и 16,35% в количественном выражении всех выдач. За полгода эти показатели немного подросли, что можно связать с расширением лимитов финансирования для банков, а также перечня категорий населения, которым доступны программы.

Напомним, что госпрограммы автокредитования в России были продлены до конца 2023 года. По ним получить субсидию на оплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости автомобиля (25% — на Дальнем Востоке) могут граждане, приобретающие в кредит свой первый автомобиль; семьи как минимум с одним несовершеннолетним ребенком; медицинские работники и заемщики, сдающие свой старый автомобиль по программе трейд-ин. Под действие программ попадают новые автомобили, произведенные в РФ с 1 декабря 2020 года, стоимостью до 1,5 млн рублей и массой до 3,5 тонны. Перечень марок утверждается Минпромторгом России.

Средняя ставка по автокредитам, выданным участниками рейтинга, во втором полугодии 2020 года составила 13,55% годовых. Это достаточно высокий показатель. В условиях роста стоимости новых автомобилей, которое уже зафиксировано у крупнейших производителей, это нивелирует выгоду для населения от субсидии. Очевидно, что правительству все же стоит задуматься о пересмотре формата госпрограммы и введении субсидирования части ставки по автокредитам для заемщиков, как это уже практиковалось в России несколько лет назад.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: