Сколько кредитов у украины

Обновлено: 17.04.2024

Автор National Review сомневается в способности США выбрасывать деньги на помощь Украине в условиях огромного американского госдолга. Не стоит ли умерить. | 22.05.2022, ИноСМИ

На главной странице нашего издания National Review стоит редакционная статья, в которой приводятся аргументы в пользу пакета помощи Украине на сумму 40 миллиардов долларов.Но, водрузив на свою голову шляпу "бюджетного ястреба", я не могу не смотреть с тревогой на то, что в нынешний период исторически гигантского госдолга Америки меня заставляют санкционировать еще один огромный расход из дефицитного американского бюджета. Отсюда возникает вопрос, который неотступно вертится у меня в голове: где же пределы нашей помощи Украине?Вскоре после начала российской военной спецоперации я заявлял, что наш общий подход должен заключаться в том, чтобы сделать Украину как можно более дорогой для Владимира Путина и как можно менее дорогой для нас. Мы очень заинтересованы в том, чтобы усложнить жизнь Путину на Украине в силу многих геополитических причин. Ну хотя бы исходя из того простого факта, что спецоперации в других странах — это плохо, и их следует рассматривать как нечто дорогостоящее, а не как выгодное предприятие для осуществляющего их государства. Это то, к чему должны относиться сочувственно и те, кто настроен против войны.Однако в какой-то момент цена усложнения жизни Путину становится для нас непосильной. Всегда есть опасность того, что однажды согласившись на определенную сумму расходов на помощь другим странам (в данном случае, на помощь Украине) как на некое благо, впоследствии можно стать слишком мягким и неизбирательным тогда, когда дело дойдет до утверждения последующих расходов из этой же категории.Если добавить законопроект о помощи, который только что был принят Сенатом, к уже выделенным деньгам, мы получим почти 54 миллиарда долларов расходов США на Украину только за последние несколько месяцев. В нашу эпоху государственных расходов в триллионы долларов это может показаться не такой уж большой суммой. Но вот вам для сравнения: это больше, чем расходы в 2021 году Министерства торговли (13 миллиардов долларов), НАСА (22 миллиарда долларов), Министерства энергетики (34 миллиарда долларов), Департамента жилищно-коммунального хозяйства (35 миллиардов долларов), Государственного департамента (36 миллиардов долларов) и Министерство юстиции (39 миллиардов долларов). В 2020 году, до недавнего "количественного расширения", федеральное правительство потратило 57 миллиардов долларов на субсидирование медицинского страхования через систему Obamacare. А как насчет помощи Израилю, которая вызывает столько споров? В 2016 году наши страны подписали меморандум о взаимопонимании, в котором США обязались предоставить Израилю военную помощь в размере 38 миллиардов долларов, но правда, за период в более, чем 10 лет.Итак, 54 миллиарда долларов — это большие деньги. Безусловно, есть аргументы за то, что оказание помощи Украине – это стоящее дело. Но есть много достойных причин, по которым подобные мероприятия должны быть существенно сокращены, когда федеральный долг Америки приближается к размеру годового ВВП страны. Существует также аргумент, что, если мы сейчас не выделим эти деньги, то в будущем это обернется для нас более дорогими последствиями. Но ведь так происходит со многими государственными программами.Одним словом, хотя я и с пониманием отношусь к аргументам в пользу помощи Украине, но как человек, который всегда предупреждает об уже неприемлемом американском долговом бремени, я чувствую себя обязанным тщательно взвешивать новые расходы, даже если и считаю, что они пойдут на справедливое дело. С учетом того, что нынешний пакет помощи, видимо, не будет последним, которого потребует Украина, я бы посоветовал моим коллегам-консерваторам хорошенько и обстоятельно подумать над тем, какие же у нас действуют ограничивающие принципы, когда речь идет о государственных расходах.Автор: Филип Клейн (Philip Klein)Комментарии читателей National ReviewoxfordДа, статья хорошая! А то нам с этой помощью не хватает только встать на колени и крикнуть "Слава Украине"!save usaСколько миллиардов из этой помощи вернутся в карманы американских политиков, которые принимали этот закон?ДА ВСЕ ИЗ НИХ!bizn43Ну что, в своем налоговом отчете за следующий год я укажу Зеленского как своего иждивенца?arkademicЭто хороший вопрос, мистер Клейн. Является ли частью правильного ответа то, что мы должны выделить больше времени для тщательного рассмотрения статей расходов? Некоторые говорят, что в законопроекте о помощи Украине были такие элементы, которые, если бы законодатели их обсудили и исключили, привели бы к снижению суммы до порядка 30-31 миллиарда долларов.В любом случае, вы поднимаете правильный вопрос. В нашей стране мы развиваем очень плохую практику: спешить с нашими важными государственными расходами без особо внимательного рассмотрения, а затем впадать в амнезию и удивляться в отношении того, сколько мы тратим в целом. А госдолг пухнет!TaterdogsНу что, мы опять беремся за старое?Вьетнам: кровь + расходы + социальный расколРезультат: США терпят поражение.Ирак: кровь + расходы + социальный расколРезультат: США уходят.Афганистан: кровь + расходы + позорРезультат: США терпят поражение.Так что же вы творите, наши американские лидеры?!NYCHAP1944Я думаю, что на Украине мы выбрасываем наши деньги в черную дыру. Украина находится в катастрофическом положении, потому что десятилетиями была коррумпирована и не подавала заявки на членство в НАТО. Их коррупция почти полностью накрыла даже Джо и Хантера Байденов. Скандалы Джо и Хантера Байденов на Украине, когда куча денег переходила из рук в руки, никогда не расследовались должным образом и, возможно, никогда не будут расследованы. Но ведь дела эти существуют! Трампу был объявлен импичмент из-за простого безобидного телефонного звонка, который был сфальсифицирован демократами Палаты представителей, а Байдены до сих пор ускользают от всякого расследования своих преступлений.cameronБоже, благослови мир! Мы - самопровозглашенные фальшивые владыки мира с клоунами, повторяющими эту ложь. Китай создал, распространил и солгал о вирусе, который убил 1 миллион американцев. Что Америка сделала Китаю за причинение нам такого вреда? ДА НИЧЕГО!! А здесь миллиарды идут на защиту какой-то Украины! Поддельные владыки мировой сверхдержавы. Нет, вы не защитили свою страну от Китая!A304Все очень просто. Судьбой Америке уготовано тратить на спасение мира столько, чтобы стать банкротом.Именно после этого мы, наконец, перестанем быть супердержавой, и все на этом закончится!rrobe"Где же пределы американской помощи Украине?"Да нигде. Если вдруг Украина победит (правда, неясно, что это будет за победа?), нам, американским налогоплательщикам скажут, что теперь нужно платить за восстановление того, что русские разрушили на Украине. И так без конца!LeroyНет-нет, мы не нападаем на Россию.Мы просто требуем, чтобы Россия разрешила нам развернуть американские войска прямо у нее на границах.А вы случайно не помните, как повела себя Америка, когда Россия хотела разместить свои ракеты на Кубе?

Памятник Независимости «Летящая Украина» и флаг Украины в Харькове

Министр иностранных дел России Сергей Лавров уверен, что у Украины выработалась привычка «что-то клянчить у Запада». «Вот «Северный поток» остановите, не сможете — тогда давайте нам деньги в качестве компенсации. (…) Пустите нас в НАТО, в ЕС, мы давно готовы», — выразил мнение Лавров.


Но другие внешние пожертвования и заимствования играют в последние годы играют важную роль в деле поддержания стабильности экономики Украины.

15 сентября президент страны Владимир Зеленский как раз поприветствовал выделение Еврокомиссией очередного транша финансовой помощи в размере 600 миллионов евро, которые страна получит осенью.

В целом же в конце 2020 года Евросоюз публиковал расчеты, согласно которым общий размер его финансовой помощи Украине за шесть лет составил €16,5 млрд, в число которых входят как гранты, так и займы.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль накануне рассказал, что его страна также рассчитывает получить следующий транш помощи в размере $750 млн от Международного валютного фонда (МВФ) в декабре и €600 млн от Европейского союза в ноябре.

Кому должна, всем простит

Согласно официальным данным 2020 года, ВВП Украины составил $154,8 млрд (0,14% от общего объема мировой экономики). Украинский показатель ВВП на душу населения оказался одним из самых низких в Европе — по данным Всемирного банка 2020 года, он составил $3726.

Госдолг Украины составляет почти $93 млрд (около 60% от ВВП), внешний — больше $55 млрд (примерно 36% от ВВП). Любопытно, что если рассматривать показатели украинского внешнего долга в гривнах, то он уменьшается, а в долларах растет — это происходит за счет укрепления украинской валюты.


«Сейчас она, в отличие от периода 2016-2017 годов, серьезных угроз для экономики и бюджета не представляет, — говорит аналитик.

— Но фактически страна работает в интересах внешних кредиторов, потому что главная расходная статья бюджета — не армия и война, а именно возвращение разных долгов».

На обслуживание и погашение кредитов, по оценкам экспертов, Украина тратит от 20 до 40% своего бюджета. Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что такие объемы ежегодных выплат «составляют системную угрозу для украинской экономики».

При этом на Украине при обсуждении экономической ситуации находят и нотки позитива. Касаются они, в первую очередь, состояния резервов страны, которые достигли в сентябре 2021 года рекордных показателей и оцениваются приблизительно в $31 млрд.

«Это действительно рекорд за девять лет. Это важный момент, хотя среди них очень много, что называется, неликвидных бумаг и других инструментов, которые сложно одномоментно перевести в работающую форму», — пояснил Руслан Бортник.

Откуда берутся деньги

Vox Ukraine в своем материале перечисляет без указания статистических данных, что среди крупнейших внешних кредиторов Украины — Международный валютный фонд (МВФ), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития, Японское агентство международного сотрудничества.

По данным публикаций в украинских СМИ, с 2014 по 2020 годы Украина получила от МВФ $16 млрд, около $1 млрд в виде облигаций госзайма со стороны США еще во время президентства Петра Порошенко, $2,3 млрд от Международного банка реконструкции и развития, более $10 млрд совокупно со стороны банков Евросоюза.

Меньше данных — всего за два года с 2014 по 2016 — публиковались о займах Канадского экспортного агентства и Японского агентства международного сотрудничества — тогда они составили приблизительно $316 млн и $430 млн соответственно.


В отношении России же Украина признает только долг в размере $0,61 млрд, который, как сообщает РБК, образовался за поставки газа еще в 1990-х. Неучтенными остаются $3 млрд, которые Москва предоставила Киеву в декабре 2013 года в качестве займа на покупку облигаций по льготным условиям.

Официальный Киев считает тот кредит взяткой бывшему на тот момент президентом Украины Виктору Януковичу и утверждает, что сделка была осуществлена под давлением. Высокий суд Лондона в 2017 году обязал Украину вернуть деньги, однако она продолжила апелляционные судебные тяжбы. В результате рассмотрение вопроса было заморожено.

По словам Бортника, источники покрытия долгов традиционно на Украине ищут не в развитии экономики, а прежде всего, за счет привлечения новых займов, в том числе МВФ.

«Помогла и недавняя премия МВФ в $2,7 млрд. Отметим еще и повышение налоговой нагрузки на общество, ведь в Верховную раду внесен закон, благодаря которому два миллиарда государство соберет в 2022 году», — отметил Бортник.

При этом правительство Украины направило на рассмотрение Верховной рады проект государственного бюджета на 2022 год с дефицитом 3,5% ВВП.

Последние данные по Государственному долгу к ВВП в Украине (%)

Государственный долг к ВВП Украины - Исторические данные (%)

Какое соотношение госдолга Украины к ВВП?

  • Государственный долг к ВВП в Украине упал до 48.9 % в 2021. Максимальный уровень достигал 80.9 %, а минимальный 12.3 %
  • Данные публикует Ежегодно Министерство финансов.

История данных (%) по годам

48.9 2021 26.04.2022
60.8 2020 24.06.2021
50.3 2019 24.07.2020
60.9 2018 09.05.2019
71.8 2017 03.10.2018
79 2015 21.06.2018

История по Государственному долгу к ВВП по президентам (%)

Государственный долг к ВВП Украины при Петр Порошенко

Государственный долг к ВВП в Украине по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Петр Порошенко 07.06.2014 - 79.0000 79.0000 79.0000 79.0000 0.00%

Последние данные по Международной инвестиционной позиции в Украине (USD млн.)

Международная инвестиционная позиция Украины - Исторические данные (USD млн.)

Какой внешний долг Украины?

  • Объем международной инвестиционной позиции в Украине вырос до 129711 USD млн. (129.711 млрд. USD) в четвертом квартале 2021. Максимальный объем достигал 142079 USD млн., а минимальный 23811 USD млн..
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

История данных (USD млн.) по годам

129711 4 кв./21 26.03.2022
125037 3 кв./21 18.01.2022
125281 2 кв./21 25.09.2021
123107 1 кв./21 19.06.2021
125690 4 кв./20 20.03.2021
122799 3 кв./20 19.12.2020
122796 2 кв./20 19.09.2020
120334 1 кв./20 23.06.2020

История по Международной инвестиционной позиции по президентам (USD млн.)

Государственный долг к ВВП Украины при Петр Порошенко

Международная инвестиционная позиция в Украине по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Петр Порошенко 07.06.2014 - 113643.0000 116578.0000 117350.0000 113643.0000 2.58%

Последние данные по Государственному долгу в Украине (UAH тыс.)

Государственный долг Украины - Исторические данные (UAH тыс.)

Какой объем государственного долга в Украине?

  • Государственный долг в Украине вырос до 1050659520 UAH тыс. (35.914 млрд. USD) в марте 2022. Максимальный объем госдолга достигал 1025736256 UAH тыс., а минимальный 14428106 UAH тыс.
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.

История данных (UAH тыс.) по годам

1050659520 мар. 2022 30.04.2022
1062558720 дек. 2021 12.02.2022
1014103488 ноя. 2021 18.01.2022
980353664 авг. 2021 02.10.2021
990095040 июл. 2021 04.09.2021
1001150720 июн. 2021 31.07.2021
998449792 май 2021 03.07.2021
1006089216 апр. 2021 05.06.2021

История по Государственному долгу по президентам (UAH тыс.)

Государственный долг к ВВП Украины при Петр Порошенко

Государственный долг в Украине по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Петр Порошенко 07.06.2014 - 746138560.0000 746138560.0000 746138560.0000 746138560.0000 0.00%

Другие бюджетные показатели в Украине

Индикатор Период Факт. значение Пред. значение
Бюджетные расходы дек. 2021 50.94 млрд. USD 41.744
Государственный бюджет от ВВП 2021 -3.4 % -5.3
Военные расходы 2020 5.995 млрд. USD 5.419

Государственный долг к ВВП в других странах

Страна Период Факт. значение Пред. значение
Австрия 2021 82.8 % 83.3
Ирландия 2021 56 % 58.4
Люксембург 2021 24.4 % 24.8
Испания 2021 118 % 120
Исландия 2021 75 % 77.4
Норвегия 2021 43.2 % 45.9
Беларусь 4 кв./21 33.5 % 37.3
Бельгия 2021 108 % 113
Болгария мар. 2022 21.1 % 22.7
Хорватия 2021 79.8 % 87.3
Кипр 2021 104 % 115
Чехия 2021 41.9 % 37.7
Дания 2021 36.7 % 42.1
Эстония 2021 18.1 % 19
Еврозона 2021 95.6 % 97.2
Европейский Союз 2021 88.1 % 90
Финляндия 2021 65.8 % 69
Франция 2021 113 % 115
Германия 2021 69.3 % 68.7
Греция 2021 193 % 206
Венгрия 2021 76.8 % 79.6
Италия 2021 151 % 155
Латвия 2021 44.8 % 43.3
Литва 2021 44.3 % 46.6
Македония 2021 51.8 % 51.9
Мальта 2021 57 % 53.4
Молдова 2021 32.1 % 34
Черногория 2020 103 % 74.91
Нидерланды 2021 52.1 % 54.3
Польша 2021 53.8 % 57.1
Португалия 2021 127 % 135
Румыния 2021 48.8 % 47.2
Россия 2021 18.2 % 17.7
Сербия 2021 56.5 % 57
Словакия 2021 63.1 % 59.7
Словения 2021 74.7 % 79.8
Швеция 2021 36.7 % 39.6
Швейцария 2021 41.4 % 42.6
Турция 2021 42 % 39.7
Украина 2021 48.9 % 60.8
Великобритания 2020 94 % 82.7
Албания 2021 78.1 % 75.7
Босния и Герцеговина 2021 24.8 % 25.5
Республика Косово 2021 23.34 % 22.44







  • Стратегии Торговля по скользящим средним.15 основных правил
  • Фундаментальный анализ Как торговать на новостях?
  • Торговая стратегия Торговля на пробоях

Табличка с логотипом Международного валютного фонда на стене здания МВФ

На сегодняшний день долг Украины перед МВФ составляет 11 миллиардов долларов, на обслуживание которого уходит до 5% доходов национального бюджета. Почему так произошло и как долго Украина сможет продолжать верить в то, что МВФ поспособствует стабилизации ситуации в стране, разбирались «Вести».

Международный валютный фонд ООН начал свою деятельность в 1947 году как один из институтов поддержания того мирового прядка, который сложился после Второй мировой войны. Главный офис МВФ находится в Вашингтоне (США). Украина с 1992 года, почти 30 лет является членом МВФ. За долгие годы сотрудничества наша страна получила кредитов на несколько десятков миллиардов долларов.

Отношения с Международным валютным фондом не были безоблачными, но украинская власть — кто бы при ней не находился — никогда не прерывала отношений с фондом. На сегодняшний день итогом многолетнего сотрудничества с МВФ стал долг в 11 миллиардов долларов, на обслуживание которого уходит до 5% доходов национального бюджета Украины, а экономика страны сократилась на треть.

Конечно, винить в этом только МВФ не стоит. Однако почему так произошло и как долго Украина сможет продолжать верить в то, что МВФ поспособствует стабилизации ситуации в стране и переходу к устойчивому росту, остается под вопросом. За разъяснением Общественная экспертиза обратилась к экспертам.

Общественная экспертиза — совместный постояннодействующий проект «Вестей» и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.

Создается впечатление, что, пытаясь предотвратить «ужасный конец», МВФ превратил украинскую действительность в «ужас без конца». Почему помощь МВФ как минимум не спасла Украину от деградации?

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:

— МВФ дает кредит, только с расчетом, что увеличится золотовалютный резерв. Логика какая, МВФ дал кредит, у нас золотовалютные резервы выросли и считается, что если эти резервы находятся на хорошем уровне, то это повышает инвестиционный имидж страны. Но рано или поздно этот кредит надо возвращать, и сейчас ситуация следующая. Мы погашаем кредиты, взятые в 2014-2015 году. Если мы сейчас возьмем новый кредит, то мы погасим старый кредит. Несуразица, да.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины:

— Помощь МВФ не всегда воспринимается правильно. Многие привыкли ее расценивать как «палочку-выручалочку». Не хватает средств? Зачем придумывать что-то, если есть МВФ. Конечно, хорошо, что такая возможность есть. Но важно не забывать, что подобный путь к отступлению лишает Украину мотивации поддерживать экономику и выбираться из кризиса собственными силами. Развивать промышленность, поддерживать малый и средний бизнес, инвестировать в развитие технологий и многое другое сложнее, чем просто получить очередной заем. Постепенно из «одного из» вариантов финансовой поддержки, МВФ превратился в основной вариант. Чем больше мы будем надеяться на МВФ, тем больше Украину будет затягивать в кредитное болото, и тем сложнее будет из него выбраться.

Руслан Бортник, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики»:

— Цель МВФ это прежде всего обеспечения контроля над финансовой системой и экономикой той или иной страны. Но поскольку за МВФ стоят интересы или больших стран, или больших транснациональных компаний, они не заинтересованы в возникновении конкурента. Не одна из стран которая имела длительное отношение с МВФ не стала успешной и процветающей или каким-то конкурентом на внешних рынках. Все, кто добирались из дна, начиная с Китая и заканчивая Беларусью они все сотрудничали с МВФ или очень коротко, или не сотрудничали с МВФ вообще. Если ты регулярно берешь эти кредиты, то твоя экономика уходит в кому. Ты превращаешься в хронического пациента.

Сергей Быков, политолог:

— Нам часто говорят политики, что если не получим очередной транш МВФ, то нас ждет дефолт. И вообще, мы в тотальной зависимости от Фонда и должны ему чуть ли не все деньги мира.

Нам не привыкли говорить, что из 73 млрд долларов прямого государственного долга, Украина должна МВФ чуть больше 4 млрд. Основная масса внешнего долга — это облигации внешнего государственного займа — 23 миллиарда долларов. Почти половину из них (11,8 миллиарда) мы взяли в 2015 году. Напомните, пожалуйста, кто тогда возглавлял НБУ и валил банки.

Внимательные заметили, что я пишу о 73 миллиардах государственного долга, а ведь если прибавить гарантированный государством долг, получается уже 83 миллиарда долларов. Да, это действительно так. Но важно помнить, что гарантированный государством долг — это деньги, которые брали предприятия и органы власти под гарантии государства. Но это же не говорит, что долги нужно покрывать из центрального бюджета. Отдавать должны те, кто брал деньги.

Это все равно, если бы ваш сосед взял микроволновку в кредит и указал вас как поручителя. Вряд ли вы захотите отдавать кредит за соседа. С гарантированным государством долгом та же история. Поэтому сейчас крайне важно, чтобы правительство договорилось с кредиторами и об отсрочке платежей на несколько лет. Ведь в 2020 и 2021 годах Украина должна выплатить 24 миллиардов долларов. Согласитесь, если мы сможем отложить эти платежи на несколько лет, то сможем инвестировать их в промышленность, аграрный сектор и социальную сферу.

Михаил Чаплыга, политический аналитик, правозащитник:

— МВФ — это глобальный финансовый инструмент, позволяющий вам стоить глобальный мировой порядок, на правах рынка, донора мировой экономики. Если правительство соглашается на это, то оно получает соответствующий откат, и страна встраивается в глобальный порядок. Если страна не согласна, то она должна развиваться самостоятельно, быть субъектной. И нести все тяготы субъектной жизни.

Если вы станете частью глобального порядка то, вы делегируете глобальному порядку свою защиту, и многие функции. Вам расскажут, как работает медицина, как должно работать образование, и тд тп. Это можно представить как пенсионера, который имеет много картин. И говорит, что отдаст все эти картины тому, кто будет за ним ухаживать до смерти. МВФ и есть тот ухажер. Но чем быстрее вы умрете, тем быстрее он заберет вашу коллекцию.

Если бы мы сегодня не отдавали вчерашние долги, у Украины были бы десятки миллиардов гривен на развитие экономики, борьбу с COVID-19 и т.д. Однако мы вынуждены брать новые кредиты. Есть ли возможность «слезть с иглы» МВФ?

Александр Охрименко:

— Если бы не было Майдана, то мы бы слезли с этой иглы. На конец 2013 года нам надо было погасить всего 1 миллиард. Но, случился Майдан, и мы набрали новых (кредитов — прим. ред.). Сейчас нам надо погасить 11 миллиардов. Но если не брать новые, то можно и погасить.

Дмитрий Шпенов:

— История не имеет сослагательного наклонения. Нужно отталкиваться от той реальности, которая есть. Отказаться от помощи МВФ можно всегда. Вопрос будет в том, откуда брать средства для наполнения бюджета, для социальных программ, для поддержки бизнеса, за чей счет отдавать существующие долги. Только сильная и самостоятельная экономика поможет Украине отказаться от помощи МВФ. Для этого правительству нужно думать на два шага вперед: проводить реформы, укреплять экономику, повышать ВВП, стимулировать развитие бизнеса. В таком случае мы сможем постепенно выйти на то, чтобы если и продолжать сотрудничество с Фондом, то уже не как страна, которая зависит от кредитов.

Руслан Бортник:

— Есть внутренняя и внешняя возможность. Внутренняя — это аккумулирование внутреннего ресурса, вывод экономики из тени. Эксперты говорят, что 60-100 миллиардов долларов на руках у людей. Эти деньги нужно привлечь в экономику, То ли путем легализации, которую обещали по 5%, то ли упрощения легализации этих средств в облигации займа, украинских, государственных.

Но надо понимать, что большинству игроков их сложно обосновать. Такой механизм не дает внедрить МВФ. Они говорят, что номинально это будет легализация незаконных средств, полученных преступным путем. И потеря контроля МВФ над экономикой Украины. Это сложный механизм.

А простой механизм — это взять деньги в других местах. Я думаю, что Украину с удовольствием бы проинвестировал Китай. При чем в тех же размерах, и не выдвигая требований социального характера. Эти деньги можно искать на других рынках.

Михаил Чаплыга:

— Вопрос же не в МВФ. С ними ничего страшного нет, у них самые низкие проценты, вопрос как раз в глобальных спекулянтах, которые приходят с МВФ. Все вот эти Яресько, пирамида Маркаровой — вот что страшно. МВФ — это финансовый институт, если вы им не вернете денег, то трагедии не случиться, паниковать будут те, кто пришли вместе с ними. Сейчас Минфину разрешили работать с деривативами на вторичном рынке, то есть эти облигации, которые были выписаны в свое время Яресько которые поставили нашу страну в „позу зю‟, не стоят сейчас ничего, в условиях кризиса. Потому что не будет никогда условие роста ВВП в 6%, спрогнозируем его падении в 8%.

Что требуют внешние кредиторы? Они требуют выкупить у них эти облигации. Правительство принимает закон, который разрешает брать новые заимствование, где угодно. Чтобы выкупить эти облигации, ценой наших долгов.

Новые транши МВФ сопровождаются требованиями (увеличение коммуналки, продажа земли, приватизация), которые ослабляют украинскую власть. Которая и так зависит от внешних сил — тех же кредитов МВФ. Это точно не утрата суверенитета?

Дмитрий Шпенов:

— У Украины всегда есть выбор — принимать эти условия или отказаться. Диалог с МВФ — это длительный процесс, требующий умения вести переговоры и находить консенсус. От того, как власть выстроит диалог с Фондом, зависит будущее программ. Сейчас мы видим, что МВФ, по сути, диктует нам, какой должна быть бюджетная, социальная, налоговая политика, какие реформы проводить и как их проводить. Ситуацию, конечно же усугубила и пандемия, которая остановила экономику, заставила переписать бюджет и увеличить его дефицит. Помощь МВФ нужна. Важно, чтобы она не стоила Украине национальных интересов и будущего развития. Важно, чтобы власть не забывала, что МВФ — не панацея и продолжала развитие собственной экономики.

Руслан Бортник:

— Это действительно десуверенизация. Они дошли до того что требуют какие судьи должны быть назначены. Какие органы антикоррупционные должны быть, и кто в них должен сидеть. Они кроме экономического сектора управляют еще и судебной системой, антикоррупционной системой, многими должностями в правительстве.

Но что касательно этих требований то это не просто. Люди, которые ориентируются на внешних кредиторов, эти люди не занимают посты в Украине, эти люди по согласованию, неформальному, формируют это предложение к МВФ, которое потом транслируется в меморандуме с МВФ, которые потом подаются у нас как требования МВФ.

Михаил Чаплыга:

— Это однозначно утрата суверенитета, это внешнее управление. В советское время был термин „компрадоры‟, я над ним смеялся в школе. Это когда приходит продажная часть внутренней элиты, которая за откаты и сладкую жизнь готова сдавать страну в аренду. МВФ не диктует что делать, МВФ хочет понять, что государство вернет деньги, плюс проценты. И как оно это сделает. Если правительство не может дать четкий экономический план для населения, то правительству предлагают план как обобрать собственное население.

Голос улиц

— Что для вас означает сотрудничество Украины с МВФ и как вы оцениваете необходимость нового кредита?

Евгения, предприниматель:

— Любой кредит надо отдавать. Для того, чтобы использовать его с выгодой для себя — эти деньги нужно куда-то вложить, чтоб они дали прибыть. Я не знаю, куда в Украине можно вложить деньги, чтоб получить прибыль. Соответственно эти деньги мы проедим, попросим потом еще и еще. А потом уже все равно, потому что отдавать придется нашим детям, а они, надеюсь, уедут отсюда жить в другие страны. Вот так не патриотично получается.

Нина Алексеевна, учитель:

— Если мы как страна не можем жить по средствам и нам требуются дополнительные деньги, значить нам надо или экономить или эти деньги зарабатывать. Любой кредит — это зависимость от кого-то. Сейчас землю решили продавать, а завтра, например, школы. А что вы удивляетесь? На Западе все образование платное. Бесплатно только для нищих и мигрантов. Только для них и уровень соответствующий.

Заключение общественной экспертизы

Созданный для поддержания сложившегося к середине ХХ века мирового порядка, Международный валютный фонд ООН продолжает выполнять свою прямую функцию, работая в первую очередь в интересах бенефициаров этого прядка. Украина под руководством МВФ направляет усилия на то, чтобы в первую очередь выполнить свои обязательства по поддержанию глобальной финансовой стабильности — вовремя возвращать долги, сдерживать инфляцию, участвовать в транснациональной торговле. Однако интересы развитых стран, отвечающих за стабильность мировых рынков, всегда будут приоритетом МВФ. Украина с этой точки зрения не должна быть мировым «нарушителем спокойствия», а что там происходит внутри страны — вопрос второстепенный. Кроме того, официальные интересы международных институтов (включая МВФ) обрастают «гибридными» интересами частных компаний и лиц, которые продавливают иногда прямо коррупционные решения. В итоге растут внешние долги (не только перед МВФ), а экономическая эффективность государства снижается.

Продолжая сотрудничество с МВФ, Украина будет в первую очередь и любой ценой выполнять его требования, а уж затем заботиться о собственной экономике. На сегодняшний день это привело к тому, что граждане и предприятия нашей страны работают на возвращение старых кредитов и для получения новых. Понятно, почему эта «стабильность» так и не переросла в экономический прогресс и инвестиционную привлекательность. Все это Владимир Зеленский понимал, еще будучи актером, когда в роли президента Голобородько мобилизовал украинский бизнес на то, чтобы рассчитаться с МВФ и начать жизнь без долгов. В реальности все оказалось явно сложнее. Но это не отменяет главной истины: необходимо тратить деньги не на проценты кредиторам, а на национальную инфраструктуру и экономику. Тогда у Украины появится и инвестиционная привлекательность, и собственные резервы для преодоления кризисов, подобных сегодняшнему.

Киевский аналитик Кущ: После спецоперации Украина навсегда попадет в «долговую яму» Запада

Украинские эксперты указали — сегодня страна «воюет в долг», и в итоге ее суммарная задолженность Западу может превысить 120 млрд долларов. При этом они считают, что режим Владимира Зеленского должен потребовать от кредиторов списания части долгов из-за «форсмажора». Но на Банковой их и слышать не хотят.

Как сообщил киевский финансовый аналитик Алексей Кущ, с началом военной операции РФ Украина резко ускорила наращивание долгов на Западе. Все бравурные объявления о «новом пакете военной помощи» имеют обратную сторону — большинство вооружений передается Америкой и странами ЕС в кредит или рассрочку. Которые потом, после окончания спецоперации, придется как-то отдавать. При этом на Западе, «всемерно поддерживающем Украину», не хотят даже разговаривать о возможности списания ей долгов, указал он.

«Западные финансисты выделяют несколько признаков долга, который кредиторы обязаны списать бедной стране. Во-первых, это незаконный долг, при получении которого были нарушены кредитные процедуры, во-вторых — одиозный долг, который привлекался диктаторскими режимами. Третий вид — коррупционный долг, когда средства шли не на развитие страны, а банально разворовывались. Наконец, есть нестабильный долг — когда его погашение грозит стране социально-экономической катастрофой, — перечислил Кущ. — Подобный прецедент есть и на Украине: мы не отдаем России 3 млрд долларов «долга Януковича», считая его «одиозным долгом».

По мнению экономиста, сейчас у Киева есть возможность потребовать у Запада реструктуризации госдолга Украины по пункту «нестабильный долг», то есть, он отвлекает средства государства от главных задач: оборона, экономика, социальная система.

«На начало военной операции РФ, валютный эквивалент госдолга Украины составлял примерно 90 млрд долларов. При ВВП страны на уровне 200 млрд долларов (данные на конец 2021-го), мы получаем показатель отношения «долг к ВВП» на уровне менее 50%. При этом критическим считается уровень более 60%, — напомнил Кущ. — А теперь представим, что в 2022 году наш ВВП упадет до уровня 90-100 млрд долларов, что вполне реально. В итоге получаем соотношение долга к ВВП на уровне 100%! Это — показатель страны-банкрота!»

Экономист указал — внешний и частично внутренний долг Украины номинирован в евро и долларах, при этом «долговой маховик» не только не останавливается, но и раскручивается все быстрее.

«Значительная часть внешней ликвидности приходит на Украину в виде новых долгов. До конца года, в форме кредитов и евробондов может быть привлечено еще 30-40 млрд долларов. То есть, суммарный госдолг страны увеличится до 110-120 млрд долларов, и составит 120-130% ВВП! Это значит, что Украина навсегда попадет в долговую яму, и никогда больше не сможет снять с себя «кредитную удавку»! Такой уровень задолженности в иностранной валюте — однозначное зло».

Алексей Кущ отметил — в условиях военной операции, дефицит бюджета Украины будет намного больше 3%, а о темпах роста ВВП и мечтать не приходится — будет лишь огромное падение.

«Кроме того, девальвация нацвалюты резко увеличивает гривневый эквивалент валютных долгов Украины. А также усиливает цену обслуживания валютной задолженности для бюджета. Излишне говорить, что прием страны с таким уровнем госдолга в ЕС крайне проблематичен. Кто-то может сказать — мол, нам «все спишут накануне вступления». Но даже в этом случае, если госдолг достигнет такой критической отметки, уровень субъектности и суверенности Украины серьезно упадет. Вместе с вероятностью внешнеполитического успеха».

Киевский аналитик Кущ: После спецоперации Украина навсегда попадет в «долговую яму» Запада

Федеральное агентство новостей

По мнению экономиста Куща, Киев должен потребовать от Запада реструктуризации всех внешних и внутренних долгов.

«Украинские требования должны быть таковы — полное списание 50% долга, отсрочка крупнейших платежей на 20 лет, снижение ставки по долговым купонам до 1-3%. Это позволит снизить госдолг до 45 млрд долларов, или 40-45% ВВП, то есть, до относительно безопасного уровня. Сюда же относятся еще 15-20 млрд долларов новых. «военных» кредитов, которые Киеву придется привлечь до конца года для финансирования бюджетного дефицита. В результате к концу 2022-го мы подойдем с размером госдолга в 60 млрд долларов, и сниженной нагрузкой на бюджет. Но для этого нужна реструктуризация долгов, о которой пока никто даже не заявил».

В том, что Киев не решается потребовать у Запада списания своих долгов, виновато колоссальное лобби финансовых спекулянтов в коридорах власти, уверен эксперт.

«В минфине Украины, похоже, сидят финансовые мародеры. Так, еврооблигации Украины с погашением в сентябре 2022-го сегодня котируются за 50% от номинала, и могут принести покупателям доходность до 250% годовых! Это — огромный куш для тех, кто сейчас по дешевке скупает украинские долги! Показатель доходности в 250% — это еще и хорошая иллюстрация того, должна ли Украина «погашать долги до последнего украинца», чтобы сохранить свое реноме как заемщика. Но уровень рисков сейчас нивелирует любое реноме. И такие огромные финансовые жертвы лишь греют чьи-то карманы, а не укрепляют престиж Украины как страны-заемщика. В общем, тут нужно политическое решение лидеров страны, но эту тему никто из них даже не решается озвучить», — заключил эксперт.

Напомним, 26 апреля американское издание Foreign Policy предрекло России рекордные доходы от продажи нефти в апреле. По мнению FP, доходы России от экспорта нефти в этом месяце могут существенно превзойти показатели в предыдущие годы. Такой сценарий возможен благодаря росту поставок энергоресурсов в Европу, Индию и Турцию. Обозреватель издания Майкл Хирш отметил — сейчас многие государства, которые ввели антироссийские санкции, «серьезно подрывают свои же действия», покупая энергоресурсы у РФ. Эксперт компании Kpler Мэтт Смит отметил, что экспорт российской нефти вырос с 3,3 миллиона баррелей в день в марте до 3,6 миллиона в апреле, несмотря на рестрикции Запада против России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: