Учредителем кредитной организации может быть

Обновлено: 18.04.2024

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо должен:

- иметь устойчивое финансовое положение;

- иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной КО;

- осуществлять деятельность в течение не менее трех лет;

- выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ и соответствующим местным бюджетом за последние три года.

Учредители кредитной организации - физические лица должны быть:

- право- и дееспособными;

- иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал КО.

59. Перечень документов, предоставляемых при регистрации кредитной организации

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации КО;

2) учредительный договор;

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей кредитной организации, протокол собрания учредителей;

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию;

6) аудиторские заключения о бухгалтерской отчетности учредителей - юридических лиц

7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно

9) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

10) документы, необходимые для оценки деловой репутации учредителей КО, кандидатов в члены совета директоров КО, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10% акций КО.

60. Порядок рассмотрения документов, подаваемых на регистрацию ко, в ту цб

Территориальное учреждение Банка России, получив документы от учредителей создаваемой КО в обязательном порядке регистрирует указанные документы в общем отделе.

ТУ Банка России срок рассмотрения поступивших документов кредитной организации исчисляется от даты их регистрации в общем отделе и он не должен превышать:

четырех месяцев - при принятии решения о возможности регистрации или реорганизации кредитной организации;

двух месяцев - при принятии решения о расширении круга выполняемых операций.

Территориальное учреждение Банка России информирует Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности и кредитную организацию:

- о принятии решения о согласовании изменений в составе руководителей кредитных организаций, о регистрации дополнений и изменений, вносимых в устав;

- о согласовании изменений в составе участников кредитнойорганизации.

Документы, представленные в ТУ Банка России для регистрации КО рассматриваются подразделением, в компетенцию которого входят вопросы регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Указанное подразделение передает представленные документы для подготовки заключения последующим подразделениям (юридическому, эмиссионно – кассовому, пруденциального банковского надзора (о финансовой устойчивости), валютного регулирования и контроля, инспектирования кредитных организаций, ценных бумаг, безопасности и защиты информации).

По итогам изучения представленных документов и заключений соответствующих структурных подразделений территориальное учреждение Банка России:

- принимает решение о согласовании вопросов, входящих в его компетенцию;

- возвращает документы кредитной организации с обоснованием причин возврата.

Заключение территориального учреждения Банка России с приложением документов направляется на имя Директора Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности.

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации, как юридические лица, подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС). Для того чтобы иметь право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности — важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех рыночных странах. Посредством регистрации и лицензирования регулируется допуск различных организаций к операциям на финансовом рынке. Особенно жесткие требования предъявляются к тем организациям, которые выходят на кредитный рынок, т. е. к банкам. Практически во всех странах требуется особая регистрация создаваемого банка и получение разрешения на его открытие (лицензии).

Цель лицензирования — не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредите лей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

· во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность выхода на рынок);

· во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;

· в-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка). Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Юридическое лицо — учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполни тельных органов и главного бухгалтера создаваемых кредитных организаций. Кандидаты на эти должности должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства подразделением кредитной организации; у них не должно быть судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений; они не должны совершать в течение года административных правонарушений в области торговли и финансов; должны иметь хорошую деловую репутацию.

В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций. Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом «О банках и банковской деятельности». Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выда­че лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 10.05.2006 г.).

Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы:




2. Учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению весь необходимый пакет документов.

3. Территориальное учреждение Банка России рассматривает представленные документы и принимает соответствующее решение в срок, не превышающий трех месяцев с даты их поступления. При наличии замечаний по представленным документам они возвращаются учредителям с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации.

4. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение всех необходимых для этого документов. При принятии положительного решения о государственной регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому место нахождению создаваемой кредитной организации документа, необходимые для ее государственной регистрации. Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям: несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителей банка и главного бухгалтера, а также несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) установленным квалификационным требованиям; неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации; несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации, требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письмен ной форме.

· направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов открываемого ей корреспондентского счета;

· выдает оригинал свидетельства о государственной регистрации кредит ной организации председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала, указанного в уставе, в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России проверяет правомерность оплаты уставного капитала; подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

· лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка Рос сии; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

· лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

· лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

· лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;

· генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.

Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за 3 месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Генеральная лицензия и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее 2 лет. Выдаче лицензии на право при влечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условия ми, предусмотренными Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12. 2003 г. № 177-ФЗ.

По состоянию на 1.01.2006 г. распределение кредитных организаций по видам имеющихся у них лицензий выглядело следующим образом:

· 1045 кредитных организаций имели право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц (83,4% от общего количества действующих кредитных организаций);

· 827 кредитных организаций имели право на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (66% от общего количества действующих кредитных организаций);

· 301 банк имел генеральную лицензию на осуществление банковских операций (24% от общего количества действующих кредитных организаций);

· 184 кредитные организации имели право осуществлять операции с драгоценными металлами (14,7% от общего количества действующих кредитных организаций).

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.[10]

При реорганизации кредитных организаций с созданием новой кредитной организации (кредитных организаций) Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действо вали реорганизованные кредитные организации.

Согласно действующему российскому законодательству учредителями (акционерами, участниками) кредитной организации могут быть любые физические и юридические лица, а также публично-правовые образования. Единственным исключением является запрет выступать учредителями (участниками) кредитных организаций унитарным предприятиям (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Вместе с тем для физических и остальных юридических лиц существуют особые требования в отношении их финансового положения, а для публично-правовых образований — в отношении порядка внесения средств в уставный капитал кредитной организации.

Оценка финансового положения учредителя (акционера, участника) — физического или юридического лица осуществляется в рамках процедур регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций, регистрации выпуска акций кредитными организациями, регистрации увеличения уставных капиталов кредитных организаций и предварительного согласования приобретения долей (акций) кредитной организации, а также в некоторых других случаях.

Это основано на следующих законодательных положениях.

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Именно в целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, осуществляется оценка финансового положения ее учредителей (участников). Порядок и критерии проведения этой оценки устанавливаются Банком России[36].

В связи с этим в соответствии со ст. 14 Закона о банках и банковской деятельности для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России представляются:

ü по учредителям — юридическим лицам — аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения указанными лицами обязательств перед бюджетами различных уровней за последние три года (п. 6);

ü по учредителям — физическим лицам — документы, подтверждающие источники происхождения их средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации (п. 7).

В связи с существованием указанного порядка налоговые органы должны:

— заверять декларации о доходах физических лиц путем проставления на предъявленном экземпляре (копии или втором экземпляре) декларации о доходах, как в момент их предъявления в налоговые органы, так и впоследствии, отметки о том, что данная декларация была принята налоговой инспекцией к рассмотрению;

— выдавать физическим лицам по их заявлению копии деклараций (за три последних года), ранее представлявшихся ими в налоговые органы для целей налогообложения, с проставлением отметки о том, что данные декларации были приняты налоговой инспекцией к рассмотрению[37].

При этом неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение учредителями — юридическими лицами своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года является основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности).

Оценка финансового положения учредителей предусмотрена и для выдачи Банком России предварительного согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации (ч. 9 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).

Что касается оплаты уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, то она может производиться только на основании соответственно федерального закона, закона субъекта РФ или решения органа местного самоуправления (ч. 6, 7 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).

Следует различать гражданско-правовой и банковский статус учредителей (участников) кредитной организации.

Гражданско-правовой статус учредителей кредитной организации регулируется нормами ГК РФ, а также и гражданско-правовыми законами (Федеральный закон "Об акционерном обществе", Федеральный закон "Об обществе с ограниченной ответственностью).

Вместе с тем, как уже говорилось, в ГК РФ есть нормы, которые закрепляют положения о том, что организационная форма кредитных организаций, взаимоотношения между ее кредиторами и должниками, регулируется также и нормами федеральных законов. Поэтому нет противоречия между ГК РФ и нормами статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которая в частности, предусматривает, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. Или, скажем, нет такого противоречия и в тех случаях, когда согласно Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к учредителям предъявляется требования, чтобы они в порядке принятия мер предупреждения банкротства, укрепили финансовое положение кредитной организации своими дополнительными взносами. Возможно, по этой причине Банк России теперь, согласно его Инструкции N 109-И проверяет финансовое положение учредителей, создающих кредитную организацию. Правда, как мы скажем об этом дальше, проверка финансового положения физических лиц не должна выходить за рамки, обусловленные одной целью - проверки своими ли собственными средствами сформирован уставный капитал кредитной организации.

Нам представляется, что если даже окажется, что у физического лица, после того как оно сделало взнос в уставный капитал, финансовое положение оставляет желать лучшего, то это его личное дело, а не дело Банка России. Нельзя ведь ставить в один ряд права и интересы физических лиц и права и интересы юридических лиц.

Не надо отсекать тех, кто способен расширить в стране слой богатых людей, и не стоит создавать преимущества для тех, кто уже и так обладает огромными богатствами. Нам не нужен олигархический путь развития, поскольку у нас (по Конституции РФ) Российская Федерация является социальным государством. Понятно, что для Банка России выгодней, когда учредители кредитной организации - это не просто состоятельные в материальном отношении люди, а очень богатые люди. В случае чего, они смогут сделать дополнительные взносы. Но должен быть более широкий подход в этом деле.

Нам думается, что применительно к физическому лицу сложно ставить вопрос о том, что такое свои собственные средства, а что такое привлеченные денежные средства. Ограничения к физическому лицу правомерны, только если они предусмотрены в федеральных законах и не нарушают его конституционные права. А нигде, ни в одном законе не сказано, что означает термин "привлеченные денежные средства". Заем денежных средств, например, означает, что это собственные средства физического лица. И Банк России, на наш взгляд, не вправе этот вопрос толковать иначе по отношению к физическому лицу. Да он и не вправе заниматься таким толкованием. Он, может быть, и может толковать нормативные акты*(144), но только свои. А они относятся не к физическим лицам, а к деятельности кредитных организаций. Напомню, что ГК РФ не предоставил права Банку России издавать нормативные акты по вопросам гражданского права.

Согласно требованию Инструкции Банка России N 109-И учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Такие запреты в законодательстве есть. К примеру, часть 2 статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 08.12.2003) гласит: "Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций".

Законодательство о государственной службе запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью, предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Они обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в госоргане находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.*(145)

В пунктах 2.2-2.3 Инструкции Банка России N 109-И*(146) содержится ряд требований:

Во-первых, учредитель кредитной организации - юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение. У него должно быть достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет. И не должно быть не выполнений обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответствующим местным бюджетом за последние три года;

Во-вторых, кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России).

Что касается достаточности средств кредитной организации - учредителя, то ее определяют показателями собственных средств (капитала);

В-третьих, кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям, установленным подпунктом 2.2.1 Инструкции. Причем эти требования должны быть соблюдены в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов на регистрацию кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также и до принятия Банком России решения о государственной регистрации.

Порядок и критерии*(147) оценки финансового положения учредителей кредитной организации определяются нормативными актами Банка России.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации определяется - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливаются иными нормативными актами Банка России.*(148)

а) достаточности собственных средств (имущества) приобретателя для приобретения акций (долей) кредитной организации (в том числе создаваемой путем учреждения) в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций (долей) кредитной организации за счет привлеченных средств;

б) отсутствия оснований для отказа в приобретении акций (долей) кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением приобретателя".

Первая цель понятна.

Она вытекает из Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в статье 11 которого запрещается формировать привлеченными средствами уставный капитал кредитной организации и, исходя из этого, Банку России предоставлено право, оценивать финансовое положение учредителей.

Вторая цель оценки, о которой говорится в Положении - выявление "неудовлетворительного финансового положения приобретателя", - не ясна. Само по себе финансовое положение физического лица, купившего, например, акции не имеет значения, после того как сделка уже завершена. Другое дело, что это может иметь отношение к управлению кредитной организацией или к антимонопольным требованиям, но только если размер приобретаемых акций превышает 20% уставного капитала кредитной организации. Но Положение в рассматриваемом пункте этот момент не учитывает.

В статье 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано:

"Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

Уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения.

Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами".

Учредители (участники) кредитной организации не имеют права собственности на имущество и денежные средства, вложенные ими в уставный фонд кредитной организации. Они имеют только право требования.

Однако Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в ст. 22 предусматривает, что участник общества вправе заложить принадлежащую ему долю (часть доли) в уставном капитале общества другому участнику общества или, если это не запрещено уставом общества, третьему лицу с согласия общества по решению общего собрания участников общества, принятому большинством голосов всех участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества. Голоса участника общества, который намерен заложить свою долю (часть доли), при определении результатов голосования не учитываются.

В соответствии с общими правилами, закрепленными в п. 1 ст. 336 ГК РФ, в залог может быть передано всякое имущество, включая имущественные права. В статье речь идет именно о залоге прав. Этот вид залога регулируется п. 3 ст. 335, п. 2 ст. 336 ГК, а также статьями раздела IV ("Залог прав") Закона "О залоге".

Кредитная организация, действующая в форме общества с ограниченной ответственностью, обязана выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из кредитной организации, действительную стоимость его доли либо с согласия участника кредитной организации выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Действительная стоимость доли, подлежащая выплате выходящему из кредитной организации участнику, определяется, на основании данных бухгалтерской отчетности за год, в течение которого было подано заявление о выходе из кредитной организации. Она соответствует части стоимости ее собственных средств, пропорциональной размеру номинальной стоимости доли данного участника в уставном капитале.

Кредитная организация обязана выплатить выходящему из нее участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале, либо с согласия участника кредитной организации она выдает ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в котором было подано заявление о выходе из кредитной организации. Меньший срок может быть предусмотрен уставом кредитной организации.

Если участник кредитной организации не полностью оплатил свой вклад в уставный капитал, то кредитная организация обязана выплатить ему действительную стоимость его доли, пропорциональную оплаченной части вклада.

В случае выхода участника из кредитной организации его доля переходит к кредитной организации с момента подачи заявления о выходе из кредитной организации.

Фактически формирование банка начинается с самого тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируе­мой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей дея­тельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками - инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России, когда необязательность в делах стала едва ли не признаком хорошего тона, а мошенничество, коррупция и криминал поразили практически все слои общества, включая многие регулирующие и контролирующие органы, повышенное внимание к составу и качеству участников тем более необходимо.

Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы:

I. Общие требования (некоторые общие требования отражены в Инструкции № 75):

● учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством;

● юридическое лицо - должник перед бюджетом не может быть учредителем;

● учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3-х лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).

II. Количественные требования — требования, касающиеся общего числа учредителей (участников) и их долей в уставном капитале (УК). Число должно быть небольшим, для начала не более 5-6, а в последующем, если возникнет необходи­мость увеличить капитал, - до 30 лиц (законодатель никак не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил - не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика (в случае последующе­го расширения круга участников — меньше 15—10%) и не сильно отличалась от долей других учредителей или участников (законом или нормативными актами Банка России подобное ограничение не предусмотрено).

III. Качественные требования могут быть разбиты на две под­группы.

К первой подгруппе можно отнести следующие из них (не все они указыва­ются в документах ЦБ):

·все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточны­ми собственными средствами для внесения в уставный капитал банка, выпол­нять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соот­ветствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетны­ми документами не менее чем за 3 последних года. Если учредителем является кредитная организация, то она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов для регистра­ции банка и получения лицензии, а если это юридическое лицо — некредитная организация, то в те же 6 месяцев она должна иметь прибыль и своевременно выполнять обязательства перед кредиторами;

·все учредители должны вызывать полное доверие, отличаться высокой обяза­тельностью в делах, т.е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства;

·средства всех учредителей (собственные, естественно) должны быть «чистыми»;

·желательно, чтобы учредители - юридические лица представляли разные отрасли и секторы экономики, включая секторы финансового рынка (банки, страховые компании и др.). Предпочтение здесь следует отдать представите­лям перспективных отраслей и секторов (хотя финансово устойчивые и надежные хозяйственные единицы могут быть в любых сферах экономики). Впрочем, это не исключает преобладания среди учредителей представителей какой-то одной отрасли, важно лишь, чтобы в составе учредителей в тойили иной пропорции были представлены и некоторые другие отрасли;

·все учредители банка как юридические, так и физические лица, должны быть согласны с его стратегией и активно способствовать ее претворению и жизнь.

Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и может включать, в частности, такие положения:

· необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов (общее количество которых должно быть больше). Желательно также, чтобы его клиентами стали контрагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;

· ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка не должен вмешиваться в его оперативно-хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: