Виды кредитов в китае

Обновлено: 28.03.2024

Десятки развивающихся стран в последние годы активно брали кредиты у Китая, прежде всего на реализацию инфраструктурных проектов. В отличие от международных организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, Китай дает деньги на коммерческих условиях, при этом требует их не разглашать. Поэтому реальный размер этих займов может быть намного больше, чем предполагают инвесторы и кредитные аналитики.

Глобальная рецессия, которая уже наступила на фоне пандемии коронавируса, подрывает финансовое состояние отягощенных долгами стран.

Собрать по крупицам

Китай тайно одолжил развивающимся странам более $200 млрд, что соответствует примерно половине всех выданных им трансграничных кредитов, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на исследование экономистов Кармен Рейнхарт (Гарвардский университет), Себастьяна Хорна (Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана) и Кристофа Требеша (Кильский институт мировой экономики). По оценкам экономистов, задолженность около дюжины бедных государств перед Китаем составляет не менее 20% их ВВП.

Чтобы дать свои оценки, исследователи в последние два года по крупицам собирали информацию о китайских кредитах.

Официально точный размер займов Китая развивающимся странам неизвестен. Из-за этого кредитующие их международные организации и частные инвесторы могут недооценивать риски, предупреждает Рейнхарт. Поэтому они должны быть «очень-очень осторожны», сказала WSJ Рейнхарт. В прошлом она была специалистом МВФ по Китаю, а также является одним из признанных экспертов по финансовым кризисам. Одно из самых известных ее исследований – написанная с профессором экономики Гарвардского университета Кеннетом Рогоффом книга «На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства».

Разглашению не подлежит

Как Мальдивы попали в долговую ловушку Китая

Многие кредиты связаны с китайской «Инициативой пояса и пути». Пекин утверждает, что с ее помощью хочет создать новые торговые маршруты и помочь другим странам построить необходимую инфраструктуру. Но некоторым из них в последние годы стало трудно рассчитаться с Китаем. Так, Пакистан в 2018 г. обратился за финансовой помощью к МВФ, а Шри-Ланка была вынуждена передать Китаю контроль над стратегически важным портом, чтобы избежать долгового кризиса. Мальдивам пришлось просить Пекин о сокращении и реструктуризации долга после строительства моста длиной более 2 км, соединившего столицу Мальдив Мале с международным аэропортом и искусственным островом Хулхумале. В Европе финансовые трудности из-за строительства автомагистрали на китайские деньги возникли у Черногории. Кроме того, над целым рядом проектов с Китаем сотрудничает Сербия.

В отличие от международных финансовых организаций Китай обычно выдает займы по рыночным ставкам и порой требует обеспечения в виде природных ресурсов. Самый известный подобный случай – кредиты Венесуэле, по которым она расплачивается нефтью. С 2007 г. Китай предоставил Венесуэле более $50 млрд. В 2016 г. она уже договаривалась с ним о реструктуризации и отсрочке платежей, а теперь пытается сделать это еще раз.

Нефтью же обеспечены кредиты Анголе и Эквадору.

Также специалисты отмечают, что Пекин навязывает заемщикам непрозрачные условия кредитов. Тот отрицает обвинения, что с помощью «Инициативы пояса и пути» пытается заманить другие страны в долговую ловушку ради достижения своих стратегических целей. Но действия Китая недавно раскритиковал президент Всемирного банка Дэвид Малпасс, которого на эту должность номинировала администрация Дональда Трампа. «Когда МВФ или Всемирный банк пытаются узнать размер задолженности развивающихся стран, те не могут сообщить его, поскольку заключили [с Китаем] соглашение о неразглашении», – заявил Малпасс в феврале.

Китайские займы заставляют бедные страны обращаться к МВФ

Развивающиеся проблемы

Всего в «Инициативе пояса и пути» участвуют около 70 стран. Среди них крупные экспортеры сырья, которые одолжили деньги у Китая еще во время бума на сырьевых рынках. Но теперь кризис в мировой экономике подрывает их финансовое положение.

Так, в марте отток из фондов облигаций развивающихся стран составил, по данным Института международных финансов (IIF), $31 млрд – рекорд с кризисного октября 2008 г. Составляемый JPMorgan Chase индекс облигаций развивающихся стран EMBI Global рухнул в I квартале этого года более чем на 15%. При этом курс доллара сильно вырос.

Рост доходностей облигаций и девальвация сильно осложнят рефинансирование внешнего долга, который в развивающихся странах составляет рекордные $5,8 трлн. Также рекордного уровня $3,2 трлн, или 114% ВВП, по данным IIF, достигли долги на так называемых пограничных рынках – в менее крупных и менее развитых странах. Пандемия коронавируса и вызванный ею экономический спад могут еще больше осложнить ситуацию, предупреждает Уильям Джексон, главный экономист по развивающимся рынкам Capital Economics. Поскольку сейчас общества в этих странах требуют от властей масштабной бюджетной поддержки сектора здравоохранения, бизнеса и потребителей, правительства могут перестать обслуживать внешние долги, указал Джексон. Именно с таким призывом на прошлой неделе обратился к правительству парламент Эквадора.

Китай исподволь завоевывает Центральную и Восточную Европу

Угроза реструктуризации

Долговая ситуация в странах, отягощенных бременем китайских кредитов, может оказаться еще хуже. Особенно в тех, что являются крупными экспортерами сырья, цены на которое в последние месяцы обвалились. Нигерия, чья экономика сильно зависит от экспорта нефти, по официальной статистике на конец 2017 г. была должна Китаю менее $2 млрд. Но в реальности ее долг перед ним в два с лишним раз больше, выявило исследование Рейнхарт, Хорна и Требеша. Сейчас правительство Нигерии пытается занять еще $17 млрд у Export-Import Bank of China, объясняя это тем, что Всемирный банк и Африканский банк развития не желают выдавать ей кредиты во время рецессии.

Цены на медь в этом году упали на 20%, а валюта Замбии подешевела на 22%.

Кредиты на крупные инфраструктурные проекты от Export-Import Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China, а также от Saudi Fund for Development составляют миллиарды долларов, сообщило Bloomberg. В письме министерства финансов, с которым ознакомилось агентство, говорится, что назначенные консультантами банки должны проанализировать весь портфель займов, а план реструктуризации будет включать кредиты, привлеченные как на рынке капитала, так и у международных организаций, по двусторонним договорам и у коммерческих банков. «Значительная часть внешнего долга связана с Китаем. Это означает, что китайские кредиты должны быть включены» в реструктуризацию, написали в отчете аналитики Citigroup Global Markets.

Непонятно, пойдет ли Китай навстречу развивающимся странам, если они попросят о реструктуризации долга. «Китай сам сейчас восстанавливается после очень сильного потрясения» и нуждается в ресурсах, приводит WSJ мнение Эстера Лоу из инвесткомпании Amundi.

В условиях действующего режима санкций США и стран ЕС российский бизнес существенно ограничен в привлечении кредитных средств от американских и европейских кредитных учреждений. В такой ситуации значительно вырос интерес российского бизнеса к китайским банкам как к потенциальным источникам крупных заимствований. В то же время достаточно явно стала проявляться заинтересованность китайского правительства и кредитных учреждений КНР в финансировании проектов на территории России.

Известно, что большую активность в этом направлении проявляют Государственный банк развития Китая (China Development Bank), Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China, CEXIM) и Банк сельскохозяйственного развития Китая (Agricultural Development Bank of China). Данные банки относятся к категории так называемых "банков развития" или "политических банков"[1], они контролируются Правительством КНР и сотрудничают, прежде всего, с российскими государственными банками (Сбербанк[2], ВТБ[3], Внешэкономбанк[4] и др.), предоставляя им кредиты для последующего финансирования проектов, которые предполагают наличие китайского участника.

В некоторых случаях заимствования привлекаются крупнейшими российскими компаниями (Вымпелком[5], Мегафон[6], Ростелеком[7], Ямал СПГ[8]) от банков КНР напрямую. Даже первичный анализ публично доступной информации о кредитных сделках показывает масштаб сотрудничества, учитывая, что совокупный размер заимствований российскими банками (иными организациями) у китайских банков исчисляется триллионами рублей.

По нашему опыту сопровождения ряда проектов из числа приведенных выше, кредитные сделки, заключаемые представителями крупного бизнеса России с банками КНР, по большей мере соответствуют принятым международным практикам, но при этом имеют определенную специфику. Для эффективного закрытия сделки с китайским банком потенциальным заемщикам необходимо принимать во внимание их типичные требования и стандарты работы.

Структура кредитной сделки

Перед заключением кредитного договора банк КНР обязательно проведет юридическую проверку потенциального заемщика. Чаще всего такие проверки касаются только наиболее существенных вопросов и рисков, связанных с должником, а также некоторых страновых рисков. В частности, банк будут интересовать (1) риски ликвидации (банкротства) заемщика, (2) распределение уставного капитала между акционерами (участниками), (3) текущие судебные дела с участием заемщика, которые могут оказать на него существенное негативное влияние, (4) полномочия подписантов, (5) необходимые корпоративные одобрения, (5) применимые регуляторные требования российского законодательства, (6) налоговые последствия исполнения сделки для сторон, наступающие в России, (7) наличие у заемщика судебного иммунитета и т.д. Для целей соблюдения внутренних процедур, китайский банк может также потребовать подтверждение юридического консультанта, что Россия не относится к списку беднейших стран с крупной задолженностью (Heavily Indebted Poor Countries, HIPC)[9], а заемщик не был вовлечен в финансирование терроризма и отмывание денег.

Особенное внимание кредитующий банк может также обратить на санкции США и ЕС, действующие в отношении российского заемщика, его акционеров или топ-менеджеров. Очевидно, что само себе включение указанных лиц в какие-либо санкционные списки не препятствует предоставлению финансирования. В противном случае российские государственные банки вовсе не смогли бы привлекать заимствования у китайских банков. Тем не менее, сотрудничество с подсанкционными лицами рассматривается китайскими банками как определённый риск для них самих. Так, например, риск может связываться с широкими полномочиями Президента США по квалификации каких-либо сделок, заключаемых финансовыми учреждениями с подсанкционными компаниями, как существенных (significant transaction), что может повлечь введение серьезных ограничений для таких учреждений на доступ к американской банковской и финансовой системе[10]. Не исключено, что после ужесточения санкций или появления прецедента по реализации Президентом США указанных полномочий банки КНР начнут оценивать риск сотрудничества с подсанкционными компаниями как высокий. При таком сценарии достаточно сложно прогнозировать сохранение кооперативности китайских банков в отношениях с российскими заемщиками, и тем более, с российскими государственными банками.

По практике юридическая проверка проходит достаточно быстро – в переделах двух-трёх недель, при условии, что заемщик оперативно предоставляет банку запрошенные документы.

Если результаты проверки устраивают кредитующий банк, то стороны переходят к обсуждению условий сделки. Как правило, банки КНР предоставляют кредиты российским заемщикам путем открытия не возобновляемой кредитной линии (loan facility). Если заемщиком является государственный банк, то, скорее всего, кредит будет предоставляться без обеспечения. В других случаях кредитор попросит достаточное, по его мнению, обеспечение в виде банковской гарантии (при этом допускаются банковские гарантии российских государственных банков), залога ликвидного имущества, прав требования, поручительства бенефициаров заемщика и/или флагманской компании группы. То есть инструменты обеспечения в целом аналогичны привычной для нас практике. Особенность состоит в том, что при прочих равных китайский банк в качестве приоритетного инструмента обеспечения будет рассматривать обеспечение, имеющее тесную связь с КНР (например, поручительство китайского акционера совместного предприятия или активы залогодателя, находящиеся в Китае)[11]. Кроме того, для дополнительного контроля банк может потребовать, чтобы заемщик открыл расчётный счёт в валюте кредита (т.е., как правило, в юанях) в определенном подразделении данного банка и совершал все операции с кредитными средствами в рамках заключенного договора через такой счет.

По нашему опыту кредиты банков КНР для российских заемщиков всегда являются целевыми. При этом цель неизменно должна предполагать участие в финансируемых проектах китайского бизнеса. Если кредит предоставляется государственному банку, то вероятнее всего цель будет сформулирована достаточно широко со ссылкой на развитие российско-китайских отношений (в том числе, в рамках инициативы "один пояс один путь"), что некоторую свободу усмотрения в выборе проектов, на финансирование которых будут направлены привеченные средства.

В других случаях цель будет более определенной. Так, например, российские телекоммуникационные гиганты (Вымпелком, Мегафон, МТС, Ростелеком) привлекали кредиты под финансирование проектов, реализуемых с участием Huawei.

Вместе с тем важно отметить, что китайские банки скорее всего не согласятся выдать российскому заемщику кредит на пополнение оборотных средств, если при этом заемщик не принимает обязательство по финансированию проектов, предполагающих закупку китайской продукции, привлечение китайских подрядчиков или иную выгоду для китайского бизнеса.

Цель предоставления кредита имеет существенное значение, учитывая, что банки КНР отличаются глубокой вовлеченностью в финансируемый проект. На этапе согласования выборки средств банк потребует материалы по проекту. Также кредитный договор будет предусматривать обязанность заемщика регулярно предоставлять в банк документы по проекту, включая копии наиболее значимых договоров (подряд, поставка и др.). При этом данные материалы и документы должны будут подтверждать реальное соблюдение заемщиком цели кредита. Нецелевое использование кредита признается событием дефолта на стороне заемщика (или приравнивается к событию дефолта), что дает право банку прекратить предоставление траншей и потребовать досрочного возврата ранее выданных сумм с уплатой процентов.

Применимое право

Теоретически китайское законодательство допускает, возможность предусмотреть в кредитном договоре, заключенном между банком КНР и российским заемщиком, что он будет урегулирован российским правом. Естественно, для российского заемщика такой выбор права будет более привлекательным, учитывая, что китайское право мало знакомо российским компания (в отличие от английского права, по которому заключены сотни сделок с российскими активами). Однако на практике китайские банки имеют точно такие же опасения относительно российского права и всегда настаивают на заключении сделки по праву КНР. В некоторых случаях они могут также согласиться на применение английского права. Однако учитывая, что по кредитной сделке банк обладает более сильной переговорной позицией добиться уступки с его стороны в пользу применения российского права практически невозможно.

Тем не менее, стандартные кредитные договоры, используемые банками КНР, в целом не отличаются какими-либо специфическими конструкциями или положениями. Они вполне соответствуют международным стандартам как в плане структуры, так и в плане терминологии. В частности, их можно сопоставить с образцом Лондонской ассоциации участников кредитного рынка (Loan Market Association, LMA)[12]. Так, стандартный кредитный договор будет предусматривать параметры кредитования (цель (purpose), кредитный лимит (facility), ставка (interest rate), сроки возврата (terms of repayment)), отлагательные условия (conditions precedent), порядок выборки средств (utilization), условия досрочного возврата (voluntary prepayment), заверения заемщика (representations), обязательства по возмещению потерь (indemnities), финансовые ковенанты (financial covenants), информационные обязательства (information undertakings), события дефолта (events of default) и их последствия и т.д.

Учитывая данную практику квалифицированным российским заемщикам достаточно удобно вести переговорный процесс с банками КНР. Стороны используют общую терминологию, при этом ситуации, когда переговоры задерживаются в связи с необходимостью уточнения российским заемщиком вопросов именно китайского права практически не возникают.

Отдельные обязательства заемщика

По нашему опыту переговорный процесс со стороны банков КНР ведется достаточно эффективно, при этом банк вполне может согласиться с разумными предложениями российского заемщика по корректировке первоначального проекта договора.

Часто первый проект договора, предложенный банком, будет включать достаточно широкий перечень сопутствующих обязательств заемщика, то есть обязательств, которые не связаны прямо с возвратом кредита и уплатой процентов. При этом нарушение таких обязательств признается событием дефолта, влекущим возникновение у банка права требовать акселерации кредита (acceleration). Именно в рамках положений о таких обязательствах существует наибольшее пространство для дискуссий, поскольку остальные условия являются по большей части коммерческими (процесс их согласования ничем особенным не отличается от внутренних кредитных сделок).

Смена контроля. В договоре будет предусмотрен запрет на смену контроля на стороне заемщика без согласия банка. Чтобы исключить какие-либо неоднозначные ситуации рекомендуется установить закрытый перечень признаков наличия контроля, принимая во внимание реальное распределение уставного капитала и возможные изменения.

Заверения. В договоре будет широкий перечень заверений, сформулированных достаточно широко. Вполне вероятно, что некоторые из заверений будут изначально некорректными для заемщика, в связи с чем необходимо тщательно проверить соответствуют ли заверения действительности, как минимум, на момент заключения договора. Если не соответствуют, то следует их скорректировать и предоставить банку комментарий относительно необходимости корректировки. Например, проект договора может предусматривать, что заемщик имеет законное право собственности на все свои активы. Если на самом деле существуют риски, что право заемщика на какое-либо имущество может быть оспорено, то необходимо раскрыть сведения о таких рисках банку и предложить внести соответствующие исключения из данного заверения. Кроме того, действие заверений может быть ограничено введением квалифицирующих признаков, связывающих ответственность заемщика только с фактически известными ему обстоятельствами и/или с обстоятельствами, о которых ему должно быть известно с учётом стандарта разумного поведения.

Возмещение потерь. Заемщик будет обязан возместить потери банка в связи с различными ситуациями. Типичными являются обязательства по возмещению потерь в связи с (1) налогами (имеется в виду ситуация, когда китайский банк по какой-то причине сталкивается с претензиями российских налоговых органов по уплате налогов при получении денежных сумм от заемщика), (2) курсовыми потерями (если, например, по какой-то причине суммы по выданному в юанях кредиту конвертируются при уплате банку в другую валюту), (3) расходами, производимыми банком в следствие нарушения заемщиком договора. Данные положения вряд ли получится исключить, но можно попытаться ограничить их применение путем установления обязательства банка предоставлять письменные доказательства потерь и их размера, а также сужения ответственности заемщика до уровня разумно понесенных потерь.

Ковенанты. Договор может предусматривать негативные обязательства заемщика, выражающиеся в определенных запретах, которые касаются его статуса, деятельности или имущества. Например, запрет на проведение реорганизации, на отчуждение заемщиком своего имущества, на создание обременений в отношении такого имущества, на совершение зачетов, на дополнительные заимствования и др. Такие ограничения чаще всего избыточны и не целесообразны применительно к конкретному заемщику. Поэтому необходимо предлагать исключения из запретов, которые позволят заемщику вести основную деятельность в нормальном режиме. Рекомендуется предлагать в качестве исключений (1) сделки, совершаемые заемщиком в процессе обычной хозяйственной деятельности (ordinary course of business), (2) обременения, возникающие в силу закона, (3) критерии материальности для сделок определенного вида, (4) внутригрупповые сделки, (5) сделки, не ухудшающие положение заемщика, (6) существующие на дату кредитного договора обременения имущества заемщика и т.п.

Отлагательные условия

Как правило, договор будет предусматривать необходимость выполнения заемщиком ряда отлагательных условий перед выдачей первого транша. Список такого рода условий может быть широким, при что некоторые из них могут быть неприменимы к конкретному заемщику. В то же время банк должен будет в рамках формальной процедуры удостовериться, что все условия выполнены. Во избежание недоразумений, необходимо детально изучить список отлагательных условий и скорректировать его таким образом, чтобы он применялся к конкретному заемщику. Например, если заключение кредитного договора не требует корпоративного одобрения на стороне заемщика (кредитный договор не является крупной или иной экстраординарной сделкой), то из списка следует исключить предоставление заемщиком протокола совета директоров об одобрении сделки.

Также следует иметь ввиду, что китайский банк в обязательном порядке включит в список отлагательных условий предоставление юридического заключения (legal opinion), выданного юридической фирмой в отношении заемщика и договора. Поэтому заемщику необходимо будет взаимодействовать с предложенной банком фирмой и предоставлять комментарии по её вопросам.

Арбитраж

Как и в случае с выбором применимого права, существует теоретическая возможность согласования в кредитном договоре форума для рассмотрения споров, находящегося за пределами КНР (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ). Однако, как показывает практика, китайские банки предпочитают, чтобы споры с их участием все же рассматривались в китайских третейских судах. Наибольшей популярностью пользуется Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия в Пекине (CIETAC). Для российских заемщиков выбор данного форума означает необходимость в случае возникновения спора быть готовыми к существенным расходам, в том числе связанным с его удаленностью.

В условиях действующего режима санкций США и стран ЕС российский бизнес существенно ограничен в привлечении кредитных средств от американских и европейских кредитных учреждений. В такой ситуации значительно вырос интерес российского бизнеса к китайским банкам как к потенциальным источникам крупных заимствований. В то же время достаточно явно стала проявляться заинтересованность китайского правительства и кредитных учреждений КНР в финансировании проектов на территории России.

Известно, что большую активность в этом направлении проявляют Государственный банк развития Китая (China Development Bank), Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China, CEXIM) и Банк сельскохозяйственного развития Китая (Agricultural Development Bank of China). Данные банки относятся к категории так называемых "банков развития" или "политических банков"[1], они контролируются Правительством КНР и сотрудничают, прежде всего, с российскими государственными банками (Сбербанк[2], ВТБ[3], Внешэкономбанк[4] и др.), предоставляя им кредиты для последующего финансирования проектов, которые предполагают наличие китайского участника.

В некоторых случаях заимствования привлекаются крупнейшими российскими компаниями (Вымпелком[5], Мегафон[6], Ростелеком[7], Ямал СПГ[8]) от банков КНР напрямую. Даже первичный анализ публично доступной информации о кредитных сделках показывает масштаб сотрудничества, учитывая, что совокупный размер заимствований российскими банками (иными организациями) у китайских банков исчисляется триллионами рублей.

По нашему опыту сопровождения ряда проектов из числа приведенных выше, кредитные сделки, заключаемые представителями крупного бизнеса России с банками КНР, по большей мере соответствуют принятым международным практикам, но при этом имеют определенную специфику. Для эффективного закрытия сделки с китайским банком потенциальным заемщикам необходимо принимать во внимание их типичные требования и стандарты работы.

Структура кредитной сделки

Перед заключением кредитного договора банк КНР обязательно проведет юридическую проверку потенциального заемщика. Чаще всего такие проверки касаются только наиболее существенных вопросов и рисков, связанных с должником, а также некоторых страновых рисков. В частности, банк будут интересовать (1) риски ликвидации (банкротства) заемщика, (2) распределение уставного капитала между акционерами (участниками), (3) текущие судебные дела с участием заемщика, которые могут оказать на него существенное негативное влияние, (4) полномочия подписантов, (5) необходимые корпоративные одобрения, (5) применимые регуляторные требования российского законодательства, (6) налоговые последствия исполнения сделки для сторон, наступающие в России, (7) наличие у заемщика судебного иммунитета и т.д. Для целей соблюдения внутренних процедур, китайский банк может также потребовать подтверждение юридического консультанта, что Россия не относится к списку беднейших стран с крупной задолженностью (Heavily Indebted Poor Countries, HIPC)[9], а заемщик не был вовлечен в финансирование терроризма и отмывание денег.

Особенное внимание кредитующий банк может также обратить на санкции США и ЕС, действующие в отношении российского заемщика, его акционеров или топ-менеджеров. Очевидно, что само себе включение указанных лиц в какие-либо санкционные списки не препятствует предоставлению финансирования. В противном случае российские государственные банки вовсе не смогли бы привлекать заимствования у китайских банков. Тем не менее, сотрудничество с подсанкционными лицами рассматривается китайскими банками как определённый риск для них самих. Так, например, риск может связываться с широкими полномочиями Президента США по квалификации каких-либо сделок, заключаемых финансовыми учреждениями с подсанкционными компаниями, как существенных (significant transaction), что может повлечь введение серьезных ограничений для таких учреждений на доступ к американской банковской и финансовой системе[10]. Не исключено, что после ужесточения санкций или появления прецедента по реализации Президентом США указанных полномочий банки КНР начнут оценивать риск сотрудничества с подсанкционными компаниями как высокий. При таком сценарии достаточно сложно прогнозировать сохранение кооперативности китайских банков в отношениях с российскими заемщиками, и тем более, с российскими государственными банками.

По практике юридическая проверка проходит достаточно быстро – в переделах двух-трёх недель, при условии, что заемщик оперативно предоставляет банку запрошенные документы.

Если результаты проверки устраивают кредитующий банк, то стороны переходят к обсуждению условий сделки. Как правило, банки КНР предоставляют кредиты российским заемщикам путем открытия не возобновляемой кредитной линии (loan facility). Если заемщиком является государственный банк, то, скорее всего, кредит будет предоставляться без обеспечения. В других случаях кредитор попросит достаточное, по его мнению, обеспечение в виде банковской гарантии (при этом допускаются банковские гарантии российских государственных банков), залога ликвидного имущества, прав требования, поручительства бенефициаров заемщика и/или флагманской компании группы. То есть инструменты обеспечения в целом аналогичны привычной для нас практике. Особенность состоит в том, что при прочих равных китайский банк в качестве приоритетного инструмента обеспечения будет рассматривать обеспечение, имеющее тесную связь с КНР (например, поручительство китайского акционера совместного предприятия или активы залогодателя, находящиеся в Китае)[11]. Кроме того, для дополнительного контроля банк может потребовать, чтобы заемщик открыл расчётный счёт в валюте кредита (т.е., как правило, в юанях) в определенном подразделении данного банка и совершал все операции с кредитными средствами в рамках заключенного договора через такой счет.

По нашему опыту кредиты банков КНР для российских заемщиков всегда являются целевыми. При этом цель неизменно должна предполагать участие в финансируемых проектах китайского бизнеса. Если кредит предоставляется государственному банку, то вероятнее всего цель будет сформулирована достаточно широко со ссылкой на развитие российско-китайских отношений (в том числе, в рамках инициативы "один пояс один путь"), что некоторую свободу усмотрения в выборе проектов, на финансирование которых будут направлены привеченные средства.

В других случаях цель будет более определенной. Так, например, российские телекоммуникационные гиганты (Вымпелком, Мегафон, МТС, Ростелеком) привлекали кредиты под финансирование проектов, реализуемых с участием Huawei.

Вместе с тем важно отметить, что китайские банки скорее всего не согласятся выдать российскому заемщику кредит на пополнение оборотных средств, если при этом заемщик не принимает обязательство по финансированию проектов, предполагающих закупку китайской продукции, привлечение китайских подрядчиков или иную выгоду для китайского бизнеса.

Цель предоставления кредита имеет существенное значение, учитывая, что банки КНР отличаются глубокой вовлеченностью в финансируемый проект. На этапе согласования выборки средств банк потребует материалы по проекту. Также кредитный договор будет предусматривать обязанность заемщика регулярно предоставлять в банк документы по проекту, включая копии наиболее значимых договоров (подряд, поставка и др.). При этом данные материалы и документы должны будут подтверждать реальное соблюдение заемщиком цели кредита. Нецелевое использование кредита признается событием дефолта на стороне заемщика (или приравнивается к событию дефолта), что дает право банку прекратить предоставление траншей и потребовать досрочного возврата ранее выданных сумм с уплатой процентов.

Применимое право

Теоретически китайское законодательство допускает, возможность предусмотреть в кредитном договоре, заключенном между банком КНР и российским заемщиком, что он будет урегулирован российским правом. Естественно, для российского заемщика такой выбор права будет более привлекательным, учитывая, что китайское право мало знакомо российским компания (в отличие от английского права, по которому заключены сотни сделок с российскими активами). Однако на практике китайские банки имеют точно такие же опасения относительно российского права и всегда настаивают на заключении сделки по праву КНР. В некоторых случаях они могут также согласиться на применение английского права. Однако учитывая, что по кредитной сделке банк обладает более сильной переговорной позицией добиться уступки с его стороны в пользу применения российского права практически невозможно.

Тем не менее, стандартные кредитные договоры, используемые банками КНР, в целом не отличаются какими-либо специфическими конструкциями или положениями. Они вполне соответствуют международным стандартам как в плане структуры, так и в плане терминологии. В частности, их можно сопоставить с образцом Лондонской ассоциации участников кредитного рынка (Loan Market Association, LMA)[12]. Так, стандартный кредитный договор будет предусматривать параметры кредитования (цель (purpose), кредитный лимит (facility), ставка (interest rate), сроки возврата (terms of repayment)), отлагательные условия (conditions precedent), порядок выборки средств (utilization), условия досрочного возврата (voluntary prepayment), заверения заемщика (representations), обязательства по возмещению потерь (indemnities), финансовые ковенанты (financial covenants), информационные обязательства (information undertakings), события дефолта (events of default) и их последствия и т.д.

Учитывая данную практику квалифицированным российским заемщикам достаточно удобно вести переговорный процесс с банками КНР. Стороны используют общую терминологию, при этом ситуации, когда переговоры задерживаются в связи с необходимостью уточнения российским заемщиком вопросов именно китайского права практически не возникают.

Отдельные обязательства заемщика

По нашему опыту переговорный процесс со стороны банков КНР ведется достаточно эффективно, при этом банк вполне может согласиться с разумными предложениями российского заемщика по корректировке первоначального проекта договора.

Часто первый проект договора, предложенный банком, будет включать достаточно широкий перечень сопутствующих обязательств заемщика, то есть обязательств, которые не связаны прямо с возвратом кредита и уплатой процентов. При этом нарушение таких обязательств признается событием дефолта, влекущим возникновение у банка права требовать акселерации кредита (acceleration). Именно в рамках положений о таких обязательствах существует наибольшее пространство для дискуссий, поскольку остальные условия являются по большей части коммерческими (процесс их согласования ничем особенным не отличается от внутренних кредитных сделок).

Смена контроля. В договоре будет предусмотрен запрет на смену контроля на стороне заемщика без согласия банка. Чтобы исключить какие-либо неоднозначные ситуации рекомендуется установить закрытый перечень признаков наличия контроля, принимая во внимание реальное распределение уставного капитала и возможные изменения.

Заверения. В договоре будет широкий перечень заверений, сформулированных достаточно широко. Вполне вероятно, что некоторые из заверений будут изначально некорректными для заемщика, в связи с чем необходимо тщательно проверить соответствуют ли заверения действительности, как минимум, на момент заключения договора. Если не соответствуют, то следует их скорректировать и предоставить банку комментарий относительно необходимости корректировки. Например, проект договора может предусматривать, что заемщик имеет законное право собственности на все свои активы. Если на самом деле существуют риски, что право заемщика на какое-либо имущество может быть оспорено, то необходимо раскрыть сведения о таких рисках банку и предложить внести соответствующие исключения из данного заверения. Кроме того, действие заверений может быть ограничено введением квалифицирующих признаков, связывающих ответственность заемщика только с фактически известными ему обстоятельствами и/или с обстоятельствами, о которых ему должно быть известно с учётом стандарта разумного поведения.

Возмещение потерь. Заемщик будет обязан возместить потери банка в связи с различными ситуациями. Типичными являются обязательства по возмещению потерь в связи с (1) налогами (имеется в виду ситуация, когда китайский банк по какой-то причине сталкивается с претензиями российских налоговых органов по уплате налогов при получении денежных сумм от заемщика), (2) курсовыми потерями (если, например, по какой-то причине суммы по выданному в юанях кредиту конвертируются при уплате банку в другую валюту), (3) расходами, производимыми банком в следствие нарушения заемщиком договора. Данные положения вряд ли получится исключить, но можно попытаться ограничить их применение путем установления обязательства банка предоставлять письменные доказательства потерь и их размера, а также сужения ответственности заемщика до уровня разумно понесенных потерь.

Ковенанты. Договор может предусматривать негативные обязательства заемщика, выражающиеся в определенных запретах, которые касаются его статуса, деятельности или имущества. Например, запрет на проведение реорганизации, на отчуждение заемщиком своего имущества, на создание обременений в отношении такого имущества, на совершение зачетов, на дополнительные заимствования и др. Такие ограничения чаще всего избыточны и не целесообразны применительно к конкретному заемщику. Поэтому необходимо предлагать исключения из запретов, которые позволят заемщику вести основную деятельность в нормальном режиме. Рекомендуется предлагать в качестве исключений (1) сделки, совершаемые заемщиком в процессе обычной хозяйственной деятельности (ordinary course of business), (2) обременения, возникающие в силу закона, (3) критерии материальности для сделок определенного вида, (4) внутригрупповые сделки, (5) сделки, не ухудшающие положение заемщика, (6) существующие на дату кредитного договора обременения имущества заемщика и т.п.

Отлагательные условия

Как правило, договор будет предусматривать необходимость выполнения заемщиком ряда отлагательных условий перед выдачей первого транша. Список такого рода условий может быть широким, при что некоторые из них могут быть неприменимы к конкретному заемщику. В то же время банк должен будет в рамках формальной процедуры удостовериться, что все условия выполнены. Во избежание недоразумений, необходимо детально изучить список отлагательных условий и скорректировать его таким образом, чтобы он применялся к конкретному заемщику. Например, если заключение кредитного договора не требует корпоративного одобрения на стороне заемщика (кредитный договор не является крупной или иной экстраординарной сделкой), то из списка следует исключить предоставление заемщиком протокола совета директоров об одобрении сделки.

Также следует иметь ввиду, что китайский банк в обязательном порядке включит в список отлагательных условий предоставление юридического заключения (legal opinion), выданного юридической фирмой в отношении заемщика и договора. Поэтому заемщику необходимо будет взаимодействовать с предложенной банком фирмой и предоставлять комментарии по её вопросам.

Арбитраж

Как и в случае с выбором применимого права, существует теоретическая возможность согласования в кредитном договоре форума для рассмотрения споров, находящегося за пределами КНР (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ). Однако, как показывает практика, китайские банки предпочитают, чтобы споры с их участием все же рассматривались в китайских третейских судах. Наибольшей популярностью пользуется Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия в Пекине (CIETAC). Для российских заемщиков выбор данного форума означает необходимость в случае возникновения спора быть готовыми к существенным расходам, в том числе связанным с его удаленностью.

Экономический рост Китая и модернизация его институтов с чисто социалистических по своему характеру на институты с чертами рыночной экономики были успешными усилиями. Реформы коснулись всех институтов и всех форм жизни по всей стране.

Банковская система Китая является частью этих реформ и находится в разгаре программы изменений поколений, поскольку она переходит к более открытой системе, поддерживающей выход Китая в мировую экономику после десятилетий коммунизма и государственной собственности. Программа началась в начале 1980-х годов и продолжается по сей день.

Банковская структура Китая

Банковская система Китая раньше была монолитной, с Народным банком Китая (НБК), его центральным банком, в качестве основного органа, уполномоченного проводить операции в стране. В начале 1980-х годов правительство открыло банковскую систему и разрешило пяти государственным специализированным банкам принимать депозиты и вести банковскую деятельность. Этими пятью специализированными банками являются Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC), Строительный банк Китая (CCB), Банк Китая (BoC), Банк коммуникаций (BoCom) и Сельскохозяйственный банк Китая (ABC).

В 1994 году китайское правительство учредило еще три банка, каждый из которых предназначен для определенной цели кредитования. Эти банки, определяющие политику, включают Банк сельскохозяйственного развития Китая (ADBC), Банк развития Китая (CDB) и Экспортно-импортный банк Китая.

Все специализированные банки провели первичное публичное размещение акций (IPO) и имеют разную степень собственности населения. Несмотря на эти IPO, большинство банков по-прежнему принадлежит правительству Китая.

Китай также разрешил работать в стране десятку акционерных коммерческих банковских учреждений и более чем сотне городских коммерческих банков. В Китае также есть банки, предназначенные для сельских районов страны. Иностранным банкам также было разрешено открывать филиалы в Китае и делать стратегические миноритарные инвестиции во многие государственные коммерческие банки.

Общие активы китайской банковской системы в 2019 году составили 285 трлн юаней или 40,6 трлн долларов.

Банковское регулирование Китая

Основным регулирующим органом, осуществляющим надзор за банковской системой Китая, является Комиссия по регулированию банковского страхования Китая (CBIRC), которая заменила Комиссию по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) в апреле 2018 года. CBIRC отвечает за разработку правил и положений, регулирующих банковское дело и страхование. секторов в Китае. Он также проводит проверки и надзор за банками и страховщиками, собирает и публикует статистические данные о банковской системе, утверждает создание или расширение банков и решает потенциальные проблемы с ликвидностью, платежеспособностью или другие проблемы, которые могут возникнуть в отдельных банках.

Народный банк Китая также имеет значительную власть над банковской системой Китая. Помимо типичной ответственности центрального банка за денежно-кредитную политику и представления страны на международном форуме, роль НБК заключается в снижении общего риска и обеспечении стабильности финансовой системы. PBoC также регулирует кредитование и обмен иностранной валюты между банками и контролирует платежную и расчетную систему страны.

Страхование вкладов в Китае

В мае 2015 года вступили в силу правила Китая о страховании вкладов. Страхование вкладов предназначено для защиты вкладчиков от потери их средств и исключения возможности массового изъятия средств из банка в случае распространения негативных слухов о проблемах, связанных с конкретным банком. Агентство также призвано помочь обанкротившимся банкам выйти из отрасли с наименьшим возможным негативным воздействием.

Центральный банк Китая семь раз собирал страховые премии от финансовых организаций к 2018 году от в общей сложности 4017 организаций с балансом 82 млрд юаней или 11,6 млрд долларов. К середине мая 2019 года никаких триггерных событий объявлено не было.

Экономика Китая динамично росла в последние десятилетия, а его институты модернизировались. Экономические институты также приобрели большую независимость в условиях социальной рыночной экономики, чем в той, которая ранее была основана на коммунистических идеалах. По мере того, как эти изменения продолжают обретать форму, китайская банковская система продолжает претерпевать программу реформ для перехода от государственной к частной собственности и поддержки перехода экономики к форме капитализма, на что, как ожидается, уйдет много лет.

Банковская система Китая

Современная банковская система Китая имеет трехуровневую модель и полностью контролируется государством.

Первый уровень включает в себя Народный банк Китая, Государственный банк развития, Банк развития сельского хозяйства Китая, Экспортно-импортный банк.

Народный банк Китая — главная финансовая организация КНР, обладающая широкими полномочиями по управлению денежно-кредитной политикой и регулированию финансовых институтов континентального Китая.

Функции контроля и надзора за работой банковской системы возложены на Всекитайскую комиссию банковского регулирования.

Оставшиеся (ранее указанные) банки ответственны за проведение кампаний в области промышленности, аграрной сфере и внешней торговле.

Второй уровень — это основа банковской системы КНР. Он представлен коммерческими банками. Они делятся на два вида: значимые китайские банки с участием государственного капитала — известная «Большая четверка»:

  • Банк Китая;
  • Сельскохозяйственный банк Китая;
  • Промышленно-торговый банк Китая;
  • Строительный банк Китая и акционерные банки.

Руководство страны особенно заинтересовано в развитии крупнейших банков и прилагает к этому большие усилия. В целом, большая их часть управляется резидентами, доля нерезидентов невысока, так как долгое время это было под запретом, который был снят после того, как страна вступила в ВТО в 2001 году.

Государственные коммерческие банки подразделяются на городские и сельские в зависимости от сферы деятельности. Более того, к данному уровню банковской системы принадлежат лизинговые финансовые, трастовые инвестиционные и прочие финансовые компании, которые осуществляют широкий спектр банковских операций.

На третьем уровне банковской системы Китая находятся сельскохозяйственные и городские кредитные кооперативы и почтовые отделения связи. Они являются основной базой для развития малого и среднего бизнеса в государстве.

Сегодня многие экономисты отмечают тенденцию изменения банковской системы РФ аналогично китайской. Органы власти заинтересованы в открытии банков-монополистов с государственным участием.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: