Выгодоприобретатель при каско при автокредите

Обновлено: 24.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Выгодоприобретатель по КАСКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Выгодоприобретатель по КАСКО

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выгодоприобретатель по КАСКО

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Автострахование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по договору каско необходимо представление этого полиса страховщику (п. 3 ст. 930 ГК РФ).

Нормативные акты: Выгодоприобретатель по КАСКО

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018) Следовательно, в обычных условиях гражданского оборота с учетом условий договора страхования, заключенного между истцом и ответчиком, страховщик обязан был перечислить страховое возмещение или его часть банку-выгодоприобретателю в размере, соответствующем задолженности по кредитному договору на момент страхового случая. В случае если банк как выгодоприобретатель отказался от получения страховой выплаты, то данная выплата подлежала взысканию в пользу Ф. как страхователя для последующего погашения задолженности. При этом в соответствии с Правилами добровольного страхования транспортных средств, утвержденными страховщиком, страховое возмещение, часть которого должна была быть направлена на погашение задолженности Ф. по кредитному договору, подлежало перечислению не позднее 55 дней с момента получения страховой компанией всех необходимых документов.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) Судом установлено, что по договору КАСКО от 17 октября 2013 г. (далее - договор страхования) транспортное средство застраховано на период с 17 октября 2013 г. по 16 октября 2016 г. в страховой организации (ответчик), что подтверждается страховым полисом, выданным 17 октября 2013 г. Согласно указанному договору выгодоприобретателем (кроме страховых случаев: хищение и ущерб на условиях полной гибели) является индивидуальный предприниматель Г.

Ситуация, при которой выгодоприобретателем по КАСКО является банк, достаточно распространена. Подобное «обременение» страховки влечёт определённые особенности в части сопровождения и урегулирования убытков. При этом практические нюансы нередко зависят от специфики оформления интереса кредитной организации.

Если транспортное средство передаётся в залог банку, он автоматически становится выгодоприобретателем при страховании данного имущества. Этот факт оформляется документально, и собственник (покупатель) машины принимает непосредственное участие в процедуре. Подобные алгоритмы в автостраховании «обкатаны» годами и в целом имеют устоявшуюся схему работы. Тем не менее, ряд её позиций не лишён определённой вариативности. Касается это как оформления взаимоотношений сторон, так и некоторых практических аспектов.

Варианты ситуаций

Как правило, залог автомобиля представляет собой обеспечение исполнения тех или иных финансовых обязательств. Такие случаи можно разделить на два основных направления:

  1. «Классический» автокредит. Наиболее распространённый инструмент, при котором покупаемый автомобиль сразу попадает под обременение. Денежные средства, выдаваемые банком, носят целевой характер (приобретение транспортного средства).
  2. Кредит под залог машины. Чаще нецелевой. Обычно используется для снижения процентной ставки по займу. Также применяется при недостаточности (с точки зрения банка) имеющегося обеспечения исполнения обязательств заёмщика.

Интерес банка в подобных ситуациях оформляется отдельным договором залога, закладной (например, в виде приложения к кредитному договору) или иным документальным способом. Чаще всего в этих документах прописывается и обязанность залогодателя (автовладельца) по страхованию своего «железного коня». Там же могут быть указаны основные условия, которые должны содержаться в полисе.

Целевые кредиты на покупку автомобиля сегодня достаточно распространены. Покупатель выступает в роли заёмщика, и он же является залогодателем в части только что приобретённого транспортного средства. Но бывает, что машина является залогом по займам, совершенно не связанным с её приобретением. К таковым, в частности, могут относиться:

  • потребительские кредиты физическим лицам;
  • кредитование бизнеса (предприятий или индивидуальных предпринимателей).

В данных примерах далеко не всегда заёмщик является собственником авто. Например, предоставить свою машину в качестве обеспечения обязательств получающего кредит может его родственник или друг. Так же руководитель организации волен передать свой личный автомобиль в залог по корпоративному займу. Автовладельцы часто не знают или не задумываются о подобных возможностях. Между тем, использование таковых помогает получить необходимые денежные средства.

Оформление интереса банка

Так или иначе, скорее всего без страхования по КАСКО залогового транспорта не обойтись. При этом на практике встречаются различные формулировки в отношении указания выгодоприобретателя, каждая из которых несёт свою смысловую нагрузку.

Таблица 1. Формулировки в графе «выгодоприобретатель».

Надо сказать, что подобная оценка вряд ли справедлива для условий страхования, предполагающих возмещение ущерба по калькуляции. Дело в том, что в этом случае компенсация производится путём выплаты денежных средств. Но при получении соответствующей суммы страхователь может потратить её не на ремонт машины, а на иные нужды. Тем самым снижая стоимость объекта залога (оставляя его повреждённым), что идёт вразрез с интересами банка. Поэтому в таких ситуациях сохранение кредитной организацией своих прав в качестве выгодоприобретателя даже в части небольшого ущерба объективно оправдано. Как правило, выплата при этом всё равно идёт на восстановление транспортного средства (а не в счёт погашения кредита). Но происходит это под контролем залогодержателя.

Кстати, на рынке известны случаи, когда в страховом полисе КАСКО не содержится наименование конкретного банка. Ссылка идёт на выгодоприобретателя, имеющего законное право на получение выплаты, подтверждённое соответствующими документами, коими являются договоры о залоге имущества. По сути, речь идёт об универсальных страховых продуктах, применимых для любых «кредитных» автостраховок. Хотя, нередко подобный формат не устраивает займодателей, опасливо относящихся к такому оформлению взаимоотношений сторон.

Прикладные особенности

Пожалуй, одним из ярких примеров кредитной «адаптации» условий КАСКО является страхование на неполную стоимость «по первому риску». Что необходимо банку от страховщика?

  1. Полное восстановление машины при повреждениях;
  2. Погашение задолженности в случае утраты предмета залога.

Последнее условие вполне выполнимо при страховании транспорта на сумму долга. А она может быть в разы меньше стоимости авто. Такой подход существенно удешевляет полис. Это более чем актуально для клиентов банка, которым страховка может казаться навязанной платной услугой в дополнение к кредиту. При этом полная оплата ремонта в рамках установленной страховой суммы осуществляется компенсацией «по первому риску». Данный тип возмещения не предполагает учёт отношения страховой суммы к страховой стоимости имущества, как при пропорциональном страховании.

Порой случается, что в залог займодателю передаётся уже застрахованный автомобиль. Что же в этом случае, оформлять новый полис? Обычно подобных крайностей удаётся избежать. В такой ситуации, скорее всего, возникнет необходимость привести договор в соответствие с требованиями банка:

  • изменить выгодоприобретателя;
  • скорректировать условия страхования;
  • возможно, продлить срок действия страховки.

Оформляются изменения дополнительным соглашением с «текущей» страховой организацией. Как правило, решение перечисленных вопросов происходит в индивидуальном порядке и занимает определённое время. С другой стороны, таким образом можно существенно минимизировать расходы. Исключением здесь является категорическое несоответствие страховщика требованиям залогодержателя в части финансовых показателей или рейтингов. Каждый такой случай должен урегулироваться отдельно с целью максимального соблюдения интересов всех задействованных сторон.

Но не стоит думать, что указание банка в роли выгодоприобретателя «обременяет» страховку на всё время её действия. Данная позиция может быть изменена с согласия кредитной организации.

А его, в свою очередь, несложно получить при погашении предоставленного займа. Обычно данная процедура отработана до автоматизма. Возвращая долг полностью, не стоит пренебрегать возможностью «очистить» КАСКО от лишних «действующих лиц». Здорово, когда страхователь понимает все особенности «банковской» автостраховки. Но ещё лучше, если применять эти знания ему не приходится.

Решили купить автомобиль в кредит? Тогда приготовьтесь застраховать его по КАСКО и ОСАГО. На сегодняшний день большинство банков оформляют автокредиты с условием полного страхования залогового транспортного средства. И к сожалению, такое страхование иногда используется банками для получения скрытых комиссий или с нарушением законодательства.

Глядя на поток сверкающих новеньких иномарок, вспоминается изречение известного юмориста: «Покажи мне свою машину, и я скажу, сколько денег ты должен банку!». Россия переживает настоящий бум автокредитования, породивший такое явление, как «принудительное» страхование, обязательное при выдаче кредита. Действительно, большинство банков, в кредитном договоре прописывают необходимость заемщика застраховать автомобиль от ущерба и угона по КАСКО, а также иногда и другие риски.

Казалось бы, страхование – это отличный способ защитить свое имущество и себя от неприятных случайностей. Однако если при оформлении кредита вы покупаете страховой полис, это не всегда означает, что страховую защиту вы обеспечиваете именно себе. Рассмотрим все нюансы и подводные камни страхования при оформлении кредита на автомобиль.

От каких рисков защищают «страховые полисы для банка»

Каковы основные причины, заставляющие банк требовать своего клиента непременно застраховаться? Это отнюдь не забота о благополучии и защите заемщика. Банк заботится в первую очередь о себе. Каждое кредитное учреждение сталкивается с таким явлением, как невозврат кредитов и просрочка платежей. Чтобы максимально обезопасить себя, банк всесторонне использует возможности страхования. Несколько лет назад, в период зарождения потребительского кредитования в России большим спросом пользовалось страхование банков от невозврата по кредитам. Однако очень скоро данный вид страхования зарекомендовал себя как высокоубыточный и нецелесообразный для СК, заставив отказаться от его использования. Лишившись такой удобной поддержки, банки придумали еще несколько неплохих вариантов защиты от не выполненных заемщиками обязательств. В кредитных договорах сегодня может быть предусмотрено обязательное страхование по нескольким видам:

Страхование автомобиля, купленного на кредитные средства, по КАСКО от рисков «Угон» и «Ущерб»

Одним из условий получения автокредита является передача транспортного средства, купленного на деньги банка, ему в залог до полного возврата денежных средств. В случае неуплаты взносов по кредиту, банк вправе забрать автомобиль на реализацию для погашения задолженности. Однако дорогой автомобиль – не очень надежный залог, поскольку его можно угнать или разбить в ДТП. Если такой печальный случай произойдет, банку нечем будет компенсировать сумму выданного кредита. Заемщик же, лишившись своего автомобиля или получив после серьезной аварии авто, требующее капитального ремонта, гасить кредит будет с большой неохотой. Именно поэтому банк настаивает на обязательном страховании предмета залога по полному КАСКО от рисков «Ущерб» и «Угон».

Страхование ОСАГО

Несмотря на то, что ОСАГО обязательно для всех автовладельцев и регламентируется государством, банк-кредитор и здесь диктует свои условия. Чаще всего речь идет о конкретных сроках действия полиса, которые обычно должны совпадать с датой полиса КАСКО и датой выдачи кредита. Кроме того, банк запрещает страховаться по ОСАГО в рассрочку, и делать полис открытым, предусматривающим неограниченное количество лиц, допущенных к управлению. Зачастую списки водителей в полисах КАСКО и ОСАГО должны полностью совпадать.

Страхование ДОСАГО

Нередко банк обязывает заемщика приобрести полис Добровольного страхования автогражданской ответственности. Он защитит в том случае, если страховой суммы, предусмотренной договором ОСАГО, окажется недостаточно на покрытие расходов после ДТП по вине заемщика. Как правило, банк самостоятельно устанавливает сумму, на которую следует застраховать ДОСАГО.

Страхование от несчастных случаев

Некоторые банки в своей предусмотрительности идут еще дальше. В том случае, если сумма кредита достаточно велика, а возраст заемщика превышает 45-50 лет, банк может потребовать его застраховаться от несчастного случая по рискам «смерть», «инвалидность», а также «постоянная», а иногда и «временная утрата трудоспособности».

Ряд коммерческих банков ставят страхование от несчастного случая обязательным условием для выдачи автокредита. Страхование должно помочь расплатиться с кредитом, если произойдет несчастный случай с заемщиком, который поставит под угрозу его возможность сделать это самостоятельно. Требования к договору страхования от несчастного случая могут быть разными. Некоторые банки просят заемщика застраховать свою жизнь и здоровье на то время, когда заемщик будет управлять автомобилем, приобретенным в кредит. Такая страховка стоит недорого и чаще всего входит в состав комбинированного договора добровольного автострахования. Однако не редки случаи принудительного страхования от несчастного случая со страховым покрытием «24 часа в сутки». Стоимость такого полиса может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Дело в том, что тарифы по личному страхованию зависят от возраста, пола и состояния здоровья застрахованного лица. Так, например мужчина 50 лет с хроническим заболеванием может получить тариф 6-7% от страховой суммы по страхованию от НС. Что в принципе равноценно стоимости КАСКО. Но важно помнить, что требование страховаться по НС незаконно, если банк отказывается выдавать кредит без такой услуги. Банк вправе повысить кредитную ставку, для клиентов, не застраховавшихся по НС (причем это повышение не должно быть дискриминационным), но не имеет права отказать в выдаче кредита по причине отсутствия страхования от НС.

Ряд коммерческих банков ставят страхование от несчастного случая обязательным условием для выдачи автокредита. Страхование должно помочь расплатиться с кредитом, если произойдет несчастный случай с заемщиком, который поставит под угрозу его возможность сделать это самостоятельно.

Требования к договору страхования от несчастного случая могут быть разными. Некоторые банки просят заемщика застраховать свою жизнь и здоровье на то время, когда заемщик будет управлять автомобилем, приобретенным в кредит. Такая страховка стоит недорого и чаще всего входит в состав комбинированного договора добровольного автострахования. Однако не редки случаи принудительного страхования от несчастного случая со страховым покрытием «24 часа в сутки». Стоимость такого полиса может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Дело в том, что тарифы по личному страхованию зависят от возраста, пола и состояния здоровья застрахованного лица. Так, например мужчина 50 лет с хроническим заболеванием может получить тариф 6-7% от страховой суммы по страхованию от НС. Что в принципе равноценно стоимости КАСКО. Но важно помнить, что требование страховаться по НС незаконно, если банк отказывается выдавать кредит без такой услуги. Банк вправе повысить кредитную ставку, для клиентов, не застраховавшихся по НС (причем это повышение не должно быть дискриминационным), но не имеет права отказать в выдаче кредита по причине отсутствия страхования от НС.

Кого защищает страхование залогового имущества

Застраховавшись по полной программе, и выполнив все условия банка, заемщику не время расслабляться. Чтобы понять, насколько полезны для вас условия страхования, внимательно изучите страховые документы.

Основным моментом, который должен вас интересовать, является информация о выгодоприобретателе, указанная в полисе страхования и других документах, полученных от страховщика.

Чаще всего здесь будет указано полное юридическое наименование банка-кредитора, без каких-либо пометок. В этом случае, все выплаты по страховым случаям страховщик должен перечислять в банк. То есть, по сути, такой вариант страхования предполагает, что за свой счет вы страхуете, в первую очередь, риски банка. И только от честности и порядочности банка будет зависеть, на что уйдет сумма возмещения по страховому случаю. В этом случае у страхователя отсутствует уверенность в том, что выплата будет зачислена в счет погашения кредита или будет отдана ему на ремонт автомобиля. Банк вправе использовать полученную выплату на свое усмотрение. Конечно, в подавляющем большинстве случаев кредитные организации не пользуются этой «лазейкой», но если банк, выдавший Вам кредит не внушает доверия, такая «лазейка», в последствии, может стать проблемой.

Более надежен для заемщика вариант, когда в договоре страхования указано, что по рискам «Угон», «Хищение» и «Полная конструктивная гибель ТС» выгодоприобретателем является банк, а в остальных случаях – страхователь. Такая формулировка означает, что все страховые случаи по риску «Ущерб» с повреждениями до 60-85% от фактической стоимости автомобиля пойдут на восстановление предмета залога на автостанцию, либо страхователю для восстановления предмета залога.

Как было написано выше, нормальные банки-кредиторы даже при указании в договоре банка единственным выгодоприобретателем не забирают деньги себе, а отдают их на ремонт авто. На практике этот процесс выглядит так: клиент обращается к страховщику с заявлением о страховом случае. Страховщик рассматривает документы, обращает внимание на то, что выгодоприобретатель – банк, получает отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта. Далее страховщик готовит письмо в банк с просьбой в письменной форме разъяснить страховщику, что делать с возмещением и куда его перечислять, поскольку выгодоприобретателем по договору является он. От банка возможны несколько вариантов ответа:

  • Банк просит СК перечислить выплату на счет клиента в погашение его задолженности по кредиту.
  • Банк просит СК распорядиться возмещением на усмотрение страхователя. Такой вариант ответа чаще всего поступает от банка, если кредитозаемщик исправно вносит платежи по кредиту. Этот вариант распоряжения страховой выплатой для банка является более выгодным, т. к. он получит восстановленный предмет залога и лояльного клиента, готового к дальнейшей уплате кредита и процентов.

Важно также обратить внимание на еще один нюанс. В страховых полисах, заключаемых по требованию банка, в разделе о выгодоприобретателе или в особых условиях должна быть сделана запись, что выплаты перечисляются в банк в части непогашенной кредитной задолженности страхователя. Разница между суммой выплаты и долгом заемщика по кредиту в этом случае выплачивается страхователю. Отсутствие записи оставляет надежду лишь на добросовестность и честность банка, который сочтет необходимым отдать разницу заемщику. Происходит такое, к сожалению, не всегда.

Опасности страхования по требованию банка-кредитора

Помимо всего вышесказанного, заемщик автокредита должен помнить следующее:

  1. Страховаться чаще всего обязательно.
    У заемщика обычно здесь нет выбора, страховаться или нет, как нет и возможности сэкономить на ненужной страховке, когда он уверен в своем водительском мастерстве. Хотя, если быть точнее, выбор есть всегда, но те программы автокредитования, которые дают возможность заемщику не страховаться, стоят обычно на порядок дороже полиса, что автоматически делает их невыгодными.
  2. Страховая сумма определена банком.
    Чаще всего заемщик не имеет права установить страховую сумму по договорам страхования самостоятельно и экономить на этом, выбрав неполное имущественное страхование (т. е. например, указать стоимость авто 800 000 руб., вместо 1 000 000, как хочет банк, не получится). Этот момент неоднозначен, т. к. экономия на занижении страховой суммы скажется и на последующих выплатах, которые будут рассчитываться как отношение страховой суммы к страховой стоимости. При автокредитовании банк обычно требует страховать автомобиль на действительную стоимость, а при страховании от несчастного случая страховое покрытие будет равно сумме кредитной задолженности и прибавленной к ней годовой процентной ставке.
  3. Страховой полис КАСКО для кредитных авто может стоить дороже.
    Как правило, тарифные ставки при страховании кредитных автомобилей выше, нежели на ТС, купленные страхователем самостоятельно. Дело в том, что СК закладывают в стоимость страховки «банковского клиента» размер комиссионного вознаграждения банку, брокерам и агентам, оплачивать которое придется заемщику. Обычно между банком и страховой компанией подписано агентское соглашение, в котором банк выступает агентом по привлечению клиентов в страховую компанию. Зачастую размер агентского вознаграждения кредитору составляет 35-40% от суммы, которую вы заплатите за страховку. Помимо официальных договоров комиссия идет на неофициальную оплату услуг кредитных агентов, которые ненавязчиво рекомендуют заемщику определенную компанию. Стоит отметить, что завышение тарифных ставок на страхование «кредитных» автомобилей абсолютно не правомерно и нарушает «Закон о защите прав потребителей». Федеральная антимонопольная служба пристально следит за деятельностью банков и страховых компаний в этом направлении. Каждый случай обращения заемщиков с жалобами в ФАС рассматривается и служит основанием для постепенного изменения сложившейся ситуации к лучшему. Так несколько лет назад Ростовское управление ФАС выявило случаи разницы в тарифных ставках по одним и тем же видам страхования на 30%, что было результатом незаконных соглашений банков и страховщиков. ФАС вмещалось в деятельность страховых компаний и банков и заставило устранить имевшее место нарушение. К сожалению, российский менталитет не позволяет большинству граждан протестовать против порой грабительских условий кредитных организаций. Однако помните, что в этом случае закон на вашей стороне, но свою правоту потребуется доказать документально.
  4. Запрет на страхование в рассрочку.
    Банк может запретить заемщикам разбивать ежегодный страховой взнос на платежи. В кредитном отделе у вас потребует продемонстрировать оригинал квитанции об оплате полной стоимости полисов за год. Такой подход далеко не всегда удобен для страхователя.
  5. Пролонгация договоров страхования необходима до полного исполнения кредитных обязательств.
    Ежегодно, до того момента пока вы полностью не рассчитаетесь с банком по автокредиту, он будет обязывать вас страховаться.
  6. Список страховых компаний – партнеров банка может быть очень ограничен.
    Оформив кредит, банк может лишить Вас свободы выбора при поиске наилучшей страховой компании. Банк предоставит вам список страховщиков, аккредитованных при данном учреждении. Этот перечень, состоящий иногда из двух-трех компаний, будет отражать не ваше мнение, а мнение банка относительно лучших и удобных условий страхования. Страховой полис от «чужой» компании у вас не примут, заставив перестраховаться или отказав в кредите. Навязывание определенных страховых компаний заемщикам противоречит антимонопольному законодательству. ФАС контролирует условия соглашений о сотрудничестве банков и страховщиков, а также реагирует на обращения с жалобами от заемщиков и страхователей. Нередко ФАС заводит дела против банков за навязывание страховых компаний. Вы можете защитить свои права, если обратитесь в ФАС, но свою правоту еще придется доказать.

Советы при страховании в пользу банка-кредитора

Воспользовавшись нашими рекомендациями, вы можете уменьшить негативные моменты «принудительного» страхования по требованию банка:

  1. Внимательно читайте договор страхования.
    Лишь подробное и детальное изучение страховой документации позволит вам избежать грабительских условий страхования. Просите у СК полный пакет документов – правила страхования, полис, особые условия, если они предусмотрены. Требуйте разъяснений непонятных моментов у компетентных сотрудников. Не оформляйте договор в спешке.
  2. Если собираетесь купить полис в банке или салоне – предварительно узнайте стоимость страхования самостоятельно.
    Зачастую в автосалоне, где вы приобретаете автомобиль, и в банке, где подписываете кредитный договор, «дежурят» дружелюбные агенты страховых компаний из списка банка. Предлагая вам застраховаться здесь и сейчас, они будут говорить об удобстве, экономии времени и необходимости быть застрахованным до выезда из салона. Однако их слова не всегда соответствуют истине. Обычно цена полиса от агента страховщика очень высока, т. к. включает его заработок, которого он не хочет лишаться даже частично. Правда, известны и совершенно противоположные случаи, когда страхование в автосалонах становится наиболее оптимальным вариантом. Такая ситуация возможна, если салон обладает собственным отделом страхования, в котором полисы оформляют штатные сотрудники салона. В этом случае страхование представляет собой сопутствующую услугу при покупке автомобиля, организованную с целью роста продаж самих авто. «Продажники» страховых услуг в этом случае не замотивированны агентским вознаграждением. Салон, в свою очередь, отлично зарабатывая на продаже автомобилей, может позволить себе полностью отказаться от комиссии страховщика, чтобы привлечь покупателя. Помимо этого, одним из условий дешевого полиса, купленного в салоне, может быть получение страховых выплат, только через ремонт на СТО самого салона (официального дилера). Для клиента, купившего новенький автомобиль, этот момент может быть не существенным, т. к. гарантийные ТС чаще всего ремонтируют именно таким образом. В то же время салон получает возможность заработать в перспективе через выплаты от страховой компании на ремонт и именно поэтому так охотно дает скидки на страхование. Как бы то ни было, внимательно изучите все возможные варианты покупки полиса. Помните, что существует возможность оформить полис заранее по ПТС и кредитному договору, показав автомобиль для осмотра немного позже. Кроме этого, можно рассчитать стоимость страхования в интернете, например с помощью калькулятора КАСКО.
  3. Детально изучите все предложения рынка кредитования и страхования.
    Обычно у каждого банка очень небольшой список аккредитованных страховщиков с очень высокими тарифами. Однако крупные СК сотрудничают со многими банками. Заранее интересуйтесь не только условиями кредитования, но и вариантами страхования. Постарайтесь почитать отзывы об интересующих страховых компаниях и банках, посмотрите их рейтинги. Лишь столь ответственный подход к своим финансам гарантирует вам грамотное распоряжение ими.
  4. Заручитесь поддержкой профессионала.
    Будет очень хорошо, если при оформлении договоров страхования документы изучит профессиональный страховой агент или брокер, которому вы доверяете. Взгляд знающего человека поможет вам адекватно и правильно оценить условия, чтобы избежать неприятностей.

Особенности страхования при оформлении автокредита – это еще один повод задуматься, прежде чем подписывать договоры займа и залога. Альтернативой автокредиту является займ наличными. Этот способ позволяет избежать всех минусов навязанного страхования, дает вам свободу действовать на свое усмотрение, однако требует тщательного анализа на предмет скрытых комиссий и сравнения базовых процентных ставок по кредитам.

Банки предъявляют повышенные требования к условиям страхования кредитных автомобилей. Это отражается на стоимости КАСКО и на процедуре урегулирования убытка. О каких особенностях нужно помнить при оформлении выплаты по кредитному автомобилю?

Юридически собственником машины является заёмщик, но при этом автомобиль находится в залоге. Следовательно, автовладелец лишён полноценного права распоряжения имуществом, в частности он не может без разрешения банка:

  • продать автомобиль или передать его в аренду;
  • получить страховую выплату.

В случае со страхованием такое ограничение указывается в полисе КАСКО: в графе «Выгодоприобретатель» всегда значится именно кредитная организация. Однако некоторые банки требуют указывать их в качестве выгодоприобретателя только по рискам:

  • конструктивная гибель;
  • угон или хищение.

В таком случае страховая компания должна возместить ущерб без письменного согласия банка. Это сильно упрощает процесс урегулирования убытка, ведь порой участие в деле кредитора заметно увеличивает срок выплаты.

Стандартная процедура

Если машину можно восстановить, то банк обычно без проблем согласовывает ремонт или денежную выплату в пользу заёмщика. Для этого автовладелец должен своевременно платить по кредиту. При наличии задолженности банк может зачесть выплату по полису КАСКО в счёт погашения долга. Это абсолютно законно, потому не получится оспорить действия банка и страховой компании. Придётся самостоятельно оплачивать ремонт.

При отсутствии задолженности по кредиту процесс урегулирования убытка выглядит так:

  1. Автовладелец передаёт страховщику заявление на выплату и все нужные документы.
  2. Страховая компания направляет в банк письменный запрос.
  3. Банк направляет ответное письмо с разрешением произвести выплату в пользу заёмщика.
  4. Страховщик либо перечисляет автовладельцу возмещение, либо выдаёт ему направление на ремонт.

Последнее зависит от того, какой способ урегулирования убытка выбрал собственник автомобиля при оформлении полиса КАСКО.

Каждый автовладелец, что естественно, хочет оперативно получить выплату или направление на СТОА. Для этого придётся поучаствовать в процессе урегулирования убытка. Разумно самостоятельно отвезти в банк письменный запрос страховой компании, получить у банкиров ответное письмо. В таком случае срок рассмотрения убытка существенно сократится.

Конструктивная гибель или угон

При тотальной гибели или угоне возмещение получает банк. При этом не имеет значения, есть ли у автовладельца долг по кредиту. Дальнейшие отношения заёмщика и кредитора регулируются условиями кредитного договора. Страховщик не может разделить выплату на две части в зависимости от того, сколько автовладелец успел выплатить по кредиту.

Страховая компания обязана перечислить возмещение выгодоприобретателю, а им является банк.

В случае тотальной гибели машины годные остатки обычно остаются у страховщика, а кредитная организация получает возмещение в размере страховой суммы. Однако заявить о страховом событии придётся автовладельцу. Кроме того, он должен собрать пакет необходимых документов.

В случае угона именно заёмщику придётся общаться с полицией и следователями, ведь он является собственником машины. Если автомобиль найдут уже после выплаты, автовладелец должен передать его страховой компании.

Что будет после погашения кредита?

После погашения долга перед кредитором следует незамедлительно заключить со страховой компанией дополнительное соглашение о смене выгодоприобретателя. В противном случае при наступлении страхового события выплату всё равно получит банк.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно изменить условия страхования в день погашения долга по кредиту. Смена выгодоприобретателя не влияет на степень страхового риска, а значит страховщик не вправе увеличивать размер годового платежа.

Обычно оформление дополнительного соглашения не занимает много времени, так как менеджерам не нужно согласовывать изменение графы «Выгодоприобретатель» с руководством. Однако всё же лучше заранее предупредить сотрудников страховой компании о желании изменить условия страхования.

Пост взят из spb_auto , автор поста хороший человек и опытный практикующий юрист sergey_lyalikov :

Поступают вопросы. Отвечаю централизованно.

Как известно всем обладателям "кредитных" автомобилей, их надо страховать по КАСКО. При этом по части рисков (обычно по рискам "Хищение" и "Полная гибель" - варианту риска "Ущерб") или даже по всем видам рисков выгодоприобретателем назначается банк, который выдал кредит. И всё бы хорошо, но, как я вижу, владельцы машин-страхователи испытывают затруднения при получении страховых выплат, т.к. СК устраивает длительные "согласования" с банком, прося у него "разрешение" на выплату страхового возмещения владельцу машины.

Начнём с того, кто такой владелец машины и кто такой банк. Банк выдал владельцу машины целевой кредит, а владелец купил на денежные средства, полученные по этому кредиту, машину. Следовательно, владелец машины является должником, а банк - кредитором. Мало того, и что более важно для нас сейчас - банк является залогодержателем, а владелец - залогодателем, ибо машина, купленная на кредитные деньги, является по договору предметом залога. Залогодатель же в силу договора и в силу пункта 1 части 1 ст. 343 ГК РФ обязан за свой счёт "застраховать заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, - на сумму не ниже размера требования". Что это значит - это значит, что машина должна быть застрахована на сумму не ниже остатка невыплаченного кредита.

Таким образом, у банка есть право обязать владельца кредитной машины застраховать её от рисков утраты и повреждения, а у владельца, соответственно, есть обязанность осуществить за свой счёт такое страхование. Это весь объём обязательств нашего должника-залогодателя перед залогодержателем-кредитором в части страхования - имущество должно быть застраховано на сумму не меньше невыплаченного кредита, БОЛЬШЕ НИЧЕГО. Где будет страховать имущество залогодатель, сколько он за это заплатит и т.д. - не дело залогодержателя.

Итак, владелец машины обязан за свой счёт заключить договор имущественного страхования в отношении заложенного имущества (машины), т.е. он, помимо того, что он и владелец, и должник, и залогодатель, ещё становится и страхователем.

В договоре страхования две обязательных стороны - страхователь и страховщик. Однако выгодоприобретателем по договору страхования (т.е. лицом, которое будет получать страховые выплаты) может быть назначено и иное лицо, нежели чем страхователь. При этом это лицо обязательно должно иметь основанный на законе или договоре интерес в сохранении имущества, но это вообще отдельный разговор.

И вот, налицо негативная тенденция - страхователей вынуждают уговорами и угрозами ("да так всегда делается. ", "да ничего страшного. ", "да если Вы не согласитесь - Вам кредит не выдадут. " и т.д.) указывать банк выгодоприобретателем в договоре страхования. При этом иногда банк является выгодоприобретателем по рискам "Хищение ТС" и "Полная гибель", а иногда и вообще по всем рискам.

К чему это приводит, на примере недавних постов сообщников: если наступил страховой случай, даже самый незначительный по объёму ущерба (царапина, вмятина, скол и т.д.), страховщик (т.е. страховая компания) начинает вымораживать мозг страхователю насчёт того, что, мол, выплату надо согласовать с банком, чтобы он разрешил (он же выгодоприобретатель) страховую выплату выдать Вам, страхователю. Такие согласования могут, в зависимости от наглости страховой компании и медлительности банка, занять до нескольких недель. Совершенно понятно, что это мало кого из страхователей устраивает.

Как с этим бороться?

Очень просто. Надо заменить выгодоприобретателя на себя. Только сделать это надо до того, как страховая компания начала согласовывать с банком способ выплаты. Желательно это сделать сразу же после того, как Вы заключили договор страхования.

Как это можно сделать наиболее простым путём, чтобы избавить себя от истерических воплей сотрудников СК - идетё на телеграф, взяв с собой паспорт, и подаёте следующую телеграмму:

В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ ОАО СТРАХОВЫЕ МОШЕННИКИ РУКОВОДИТЕЛЮ КОМПАНИИ (или филиала) ОТ ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА ЗАЯВЛЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЁЙ 956 ГК РФ УВЕДОМЛЯЮ О ЗАМЕНЕ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ ПОЛИС СЕРИИ ХХХ НОМЕР ХХХХХХХ ОТ ТАКОГО-ТО ЧИСЛА ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕМ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ВАМИ ДАННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ СЧИТАТЬ МЕНЯ ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА ПРОЖИВАЮЩЕГО ПО АДРЕСУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ УЛИЦА ИВАНОВСКАЯ ДОМ 1 КОРПУС 1 КВАРТИРА 1 ПОДПИСЬ ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Эта телеграмма должна быть заверена, т.е. работник телеграфа, принявший её у Вас, должен посмотреть Ваш паспорт и убедиться, что это именно Вы являетесь Ивановым Иваном Ивановичем, о чём делается специальная пометка в тексте телеграммы. Также необходимо заказать копию этой телеграммы (её текст, заверенный штемпелем и подписью) и ещё заказать уведомление о вручении, которое придёт Вам после её вручения. Это всё стандартные услуги телеграфа.

Таким образом, у Вас будет надлежащее доказательство того, что Вы подали заявление о замене выгодоприобретателя: заверенный текст этого заявления и подтверждение того, что страховая компания это заявление получила.

Теперь немного о том, откуда у Вас такое право - заменить выгодоприобретателя.

В соответствии со ст. 956 ГК РФ "страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, названного в договоре страхования, другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика". Это является основным и достаточным подтверждением Вашего права, основанного на законе, на определение выгодоприобретателя по Вашему усмотрению. Это решение Вы вправе принимать самостоятельно, ни с кем не советуясь и ни с кем его не согласовывая. На возможные вопли о том, что Вы должны что-то там с кем-то утрясти, взять у кого-то там какое-то разрешение не обращайте внимания. На визги банка о том, что Вы нарушили договор и что они сейчас с Вас потребуют немедленно вернуть кредит, тоже можно спокойно положить болт, сообщив им, что, если они хотят, то они вправе по данному поводу обратиться в суд - они сразу отвянут, потому что результат судебного разбирательства вполне предсказуем.

Немного о том, что Вы, заменяя выгодоприобретателя, "нарушаете договор" (в договоре кредита-залога вполне может быть положение о том, что должник-залогодатель "обязан" заключить договор страхования в пользу банка-залогодержателя-кредитора, т.е. назначить его выгодоприобретателем). Так вот, в соответствии с частью 1 ст. 422 ГК РФ "договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения". Таким образом, стороны не вправе заключать договор на условиях, противоречащих закону. Закон же прямо устанавливает право страхователя на замену выгодоприобретателя по договору страхования, при этом не обуславливая это право ничем, кроме воли самого страхователя. Поэтому установление в договоре положения, касающегося ограничения права страхователя на замену выгодоприобретателя, противоречит закону и, следовательно, договор в данной части является ничтожным, в соответствии с частью 4 ст. 421, частью 1 ст. 166 и ст. 180 ГК РФ. Тем более, что пользование страхователем-залогодателем своим правом на замену выгодоприобретателя никоим образом не нарушает права кредитора-залогодержателя, ибо, как мы уже выяснили выше, страхователь-залогодатель в полном объёме исполнил свои обязательства по страхованию заложенного имущества - договор страхования заключён, страховая сумма не ниже объёма невыплаченного кредита.

Таким образом, прошу осознать, что владелец "кредитной" машины, застраховавший её по КАСКО, вправе заменить навязанного ему выгодоприобретателя в виде банка на себя любимого, и ничего ему за это не будет, а вопрос с выплатой будет решаться быстрее, т.к. не нужно будет ждать "разрешения" банка.

ЗЫ. Вообще, правовая природа такого "разрешения" мне не вполне понятна. Если банк указан выгодоприобретателем, то СК обязана выплатить деньги (страховую выплату) именно ему, банку. Об этом, собственно, гласит договор страхования. И всякие там "разрешения" банка на выплату денег не ему, а владельцу машины - весьма сомнительны, т.к., по существу, страховая компания и банк, получается, самовольно меняют условия договора страхования, а между тем право выбора выгодоприобретателя принадлежит, как показано выше, только лишь страхователю.

ЗЫ2. Также мне не совсем понятно, когда страховое возмещение "выплачивается" в виде ремонта на СТО. Дело в том, что в соответствии с частью 3 ст. 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" "Страховая выплата" - денежная сумма, установленная федеральным "законом" и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая". Таким образом, как я считаю, всегда можно потребовать именно деньги вместо "направления на ремонт", поскольку иные формы страхового возмещения противоречат закону.

ЗЫ3. Да, чуть не забыл: "фокус" с заменой выгодоприобретателя не удастся прокрутить, если страховая компания уже начала обсуждать с банком вопрос касательно выплаты ему (банку) страхового возмещения после страхового случая, поэтому лучше всего вообще, заключив договор страхования, получив полис и оплатив страховую премию, в тот же день и подать вышеуказанную телеграмму.

Ну, вроде, всё. Если есть вопросы - готов ответить.

ЗЫ4. Спасибо сообщнику romuald - напомнил ОЧЕНЬ важную вещь.

ЗЫ5. Желающим вместо телеграммы послать заявление о замене выгодоприобретателя ценным письмом (указав в описи "Заявление о замене выгодоприобретателя на Иванова И.И.") или же вручить под роспись сотрудникам СК - без проблем, как будет угодно. Это не столь важно.\

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: