Является ли ломбард кредитной организацией

Обновлено: 28.04.2024

Банк отказал мне в кредите, хотя я хотел получить небольшую сумму. Причина — моя кредитная история: при погашении предыдущего кредита я задерживал платежи. Знакомые посоветовали обратиться за деньгами в ломбард, где можно получить их под залог. Какие особенности этой финансовой организации надо учитывать?

Ломбард — это специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ключевой особенностью ломбардов, выделяющих их среди других участников рынка микрофинансирования, является необходимость предоставить в залог имущество, предназначенное для личного потребления: ювелирные украшения, технику и т.д.

Время работы ломбардов строго регулируется законом: с 8:00 до 23:00 по местному времени. Клиент приходит в ломбард и приносит какую-то вещь в качестве залога. Исходя из оценки стоимости этой вещи потенциальному заемщику предлагают определенную сумму в долг. Если обе стороны все устраивает, клиент и ломбард заключают договор. Предмет залога остается в ломбарде, а клиент получает деньги, которые нужно будет вернуть в срок, указанный в договоре. Ломбард обязан обеспечить хранение предмета залога, а также застраховать его на случай повреждения или утраты.

Если предметом залога является автомобиль, его придется поместить на парковку ломбарда, и пользоваться им в это время владелец не сможет. Именно поэтому закон запрещает ломбардам принимать в залог недвижимое имущество: дома и квартиры.

Кроме этого, на ломбарды налагается еще ряд законодательных ограничений:

  • ломбард не может пользоваться предметом залога по своему усмотрению;
  • ломбард не может увеличивать процентную ставку по договору или ухудшать условия хранения предмета залога;
  • ломбард не может привлекать денежные средства граждан, вносить деньги могут только его учредители;
  • ломбард не может заниматься никакой другой деятельностью, кроме выдачи займов и хранения вещей.

Если клиент откажется возвращать заем, ломбард может покрыть свои убытки путем продажи предмета залога. Поэтому ломбард никогда не пришлет к должнику коллекторов — долги будут погашены при продаже вещи, оставленной в залог. Ломбард обязан хранить вещь в течение месяца после истечения срока договора займа, и только после этого имеет право обратить взыскание на заложенное имущество. Нередко ломбардами называют себя комиссионные магазины, предлагающие продать им вещь с правом обратного выкупа, хотя по официальным документам ломбардами они не являются. Делается это для того, чтобы обойти ограничения, наложенные на ломбарды законом. Именно такие фирмы могут продать заложенную вещь в любой момент, даже если клиент будет строго придерживаться договора.

Поэтому, прежде чем заключать договор, необходимо убедиться, что слово «ломбард» есть не только на вывеске, но и в документах компании. Также нужно внимательно прочесть договор: это должен быть именно договор займа, а не купли-продажи.

Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих им вещей и деятельности по хранению вещей, регулируются Федеральным законом от 19.07.2007 № «О ломбардах».

С 11.01.2021 юридическому лицу для приобретения статуса ломбарда необходимо представить в Банк России заявление и документы, предусмотренные Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов». Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов будет осуществляться по результатам рассмотрения указанных документов.

Сроки рассмотрения документов:

  • внесение сведений о юридическом лице в реестр ломбардов или отказ во внесении сведений — 30 рабочих дней;
  • оставление документов без рассмотрения — 15 рабочих дней.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.

2. Проверьте соответствие требованиям к квалификации и деловой репутации будущих руководителей и иных лиц компании.

Перечень лиц указан в частях 1 и 2 статьи 2.1 и в статье 2.2 Федерального закона от 19.07.2007 №

3. Проверьте соответствие наименования юридического лица требованиям, установленным частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № в случае необходимости внесите соответствующие изменения в устав юридического лица и ЕГРЮЛ.

После внесения выбранного наименования в устав и ЕГРЮЛ необходимо открыть временный личный кабинет участника информационного обмена.

4. Уплатите государственную пошлину за внесение сведений о юридическом лице в реестр ломбардов.

5. Активируйте личный кабинет участника информационного обмена и направьте комплект документов для внесения сведений в реестр ломбардов.

Заявление о внесении сведений в реестр ломбардов должно быть представлено в Банк России в виде файла, сформированного с использованием электронного шаблона заявления, размещенного на официальном сайте Банка России (доступен в Личном кабинете участника информационного обмена).

6. Подготовьте и представьте в Банк России необходимый комплект документов.

7. Получите уведомление о внесении сведений в реестр ломбардов.

После рассмотрения документов Банк России может принять решение о внесении сведений о юридическом лице в реестр ломбардов, либо об отказе во внесении. В случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 8 Указания Банка России от 19.11.2020 № , представленные документы могут быть оставлены без рассмотрения. По результатам рассмотрения документов Банк России направляет заявителю уведомление о принятом решении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. В случае принятия Банком России решения о внесении сведений о заявителе в реестр ломбардов регулятор не позднее одного рабочего дня со дня его принятия вносит в указанный реестр запись о заявителе, содержащую сведения, предусмотренные Указанием Банка России от 19.11.2020 №

  • полное и (или) сокращенное (при наличии) фирменное наименования ломбарда;
  • адрес, указанный в ЕГРЮЛ;
  • адрес официального сайта в сети Интернет;
  • номера контактного телефона;
  • адрес электронной почты;
  • сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 статьи 2.1 Федерального закона от 19.07.2007 № (в том числе в случае временного исполнения обязанностей);
  • сведения о лицах, указанных в статье 2.2 Федерального закона от 19.07.2007 № (Указание Банка России от 21.12.2017 №
  • а также изменение информации при реорганизации ломбарда в форме преобразования (части 1 и 2 статьи 2.1 Федерального закона от 19.07.2007 № ).

С ответами на наиболее часто задаваемые вопросы о порядке ведения реестра ломбардов можно ознакомиться здесь.

Каким образом в Банк России должны направляться заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов и документы, предусмотренные Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов»?

В соответствии с пунктом 6 Указания Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов» (далее — Указание Банка России от 19.11.2020 № юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, намеревающееся приобрести статус ломбарда, должно представить в Банк России заявление о внесении сведений в государственный реестр ломбардов (далее — реестр) и документы, предусмотренные пунктом 4 Указания от 19.11.2020 № одним из следующих способов по выбору указанного юридического лица:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе и на электронном носителе информации (флеш-накопителе), с учетом требований, установленных абзацами вторым — седьмым подпункта 6.1 пункта 6 Указания Банка России от 19.11.2020 №
  • в форме электронных документов посредством Личного кабинета участника информационного обмена в соответствии с Указанием Банка России от 05.10.2021 № «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее — Указание Банка России от 05.10.2021 №

При этом юридические лица, не имеющие личного кабинета, направляют в Банк России уведомление об использовании личного кабинета, размещенное на сайте Банка России и содержащее обязательные для заполнения реквизиты, в соответствии с пунктами 1.2 и 2.5 Указания Банка России от 05.10.2021 №

Электронный шаблон заявления о внесении сведений о юридическом лице в реестр, предусмотренный подпунктом 6.2 пункта 6 Указания Банка России от 19.11.2020 № размещен в Личном кабинете участника информационного обмена в разделе «Представление отчетности», загружается при нажатии плитки с задачей «Документы по процедурам допуска» и заполняется по форме «GS Заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр».

Как приобрести статус ломбарда?

В соответствии с частью 1 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах» (далее — Федеральный закон от 19.07.2007 № с 11.01.2021 юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов. При этом согласно части 4 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № Банк России принимает решение о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов на основании заявления и прилагаемых к нему документов, перечень и требования к которым установлены Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов».

Частью 2 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № установлено, что за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, юридическому лицу, намеревающемуся приобрести статус ломбарда, необходимо представить в Банк России заявление и документы, предусмотренные Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов», а также оплатить государственную пошлину за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в размере 1 500 рублей (подпункт 4.5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации) в целях внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов.

Рекомендуем ознакомиться с видеороликом «Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов», вебинарами «Типовые ошибки в документах для включения в реестр ломбардов» (часть 1, часть 2), а также рекомендациями по заполнению заявления.

Где можно ознакомиться с перечнем документов, представляемых в Банк России юридическим лицом для внесения о нем сведений в государственный реестр ломбардов?

Данный перечень документов установлен пунктами 3 и 4 Указания Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов» (далее — Указание Банка России от 19.11.2020 №

Одновременно сообщаем, что Указание Банка России от 19.11.2020 № опубликовано в установленном порядке и доступно на официальном сайте Банка России.

Какие требования предъявляются к наименованию ломбарда?

Частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах» (далее — Федеральный закон от 19.07.2007 № установлено, что ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Указанное требование предполагает включение в наименование ломбарда непосредственно обособленного слова «ломбард». При этом является допустимым обособление соответствующего слова, например, посредством использования дефиса, тире и пр., в случае, если из наименования ломбарда представляется возможным однозначно определить, что такое юридическое лицо осуществляет деятельность ломбарда, предусмотренную Федеральным законом от 19.07.2007 №

Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Каким образом будет осуществляться внесение сведений о юридических лицах в государственный реестр ломбардов, имеющих одинаковые наименования?

Требования, предъявляемые к наименованию ломбарда, установлены частями 7 и 8 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах».

Указанные требования не содержат запрета на использование юридическим лицом, намеревающимся приобрести статус ломбарда (ломбардом), полного и (или) сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, или сходного с ним до степени смешения.

Таким образом, наличие в государственном реестре ломбардов полного и (или) сокращенного фирменного наименования ломбарда, совпадающего с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, не будет являться основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов.

Если ломбард самостоятельно внес изменение в свое наименование, исключив из него слово «ломбард», или ОКВЭД, он будет автоматически исключен из государственного реестра ломбардов, ведение которого осуществляется Банком России?

Частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № установлено, что полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, ломбард не вправе вносить в свое полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование изменения, направленные на исключение из них слова «ломбард», в целях исключения о нем сведений из реестра, поскольку в указанном случае ломбардом будет нарушено требование, установленное частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 №

В соответствии с частью 2 статьи 2.8 Федерального закона от 19.07.2007 № Банк России исключает сведения о юридическом лице из реестра в течение сорока пяти календарных дней со дня получения заявления ломбарда.

Юридическое лицо считается исключенным из реестра со дня внесения соответствующей записи в реестр в соответствии с частью 7 статьи 2.8 Федерального закона от 13.07.2020 №

В случае утраты юридическим лицом статуса ломбарда данное юридическое лицо обязано исключить из своего полного фирменного наименования и (при наличии) сокращенного фирменного наименования слово «ломбард» в течение тридцати календарных дней со дня исключения сведений о нем из реестра.

Ограничивается ли деятельность ломбардов, включенных в государственный реестр ломбардов до 11.01.2021, до момента внесения сведений о них в государственный реестр ломбардов в соответствии с новым регулированием?

В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 13.07.2020 № 09.07.2021 Банком России были исключены из государственного реестра ломбардов (далее — реестр) сведения о ломбардах, которые были внесены в реестр до 11.01.2021, за исключением ломбардов, сведения о которых были внесены в реестр в порядке, установленном статьей 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах» (далее — Федеральный закон от 19.07.2007 №

Одновременно ломбарды, сведения о которых были исключены из реестра в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 № не ограничены в праве сформировать и представить в Банк России необходимый комплект документов в целях внесения о них сведений в реестр после исключения.

Юридические лица, сведения о которых исключены из реестра в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 № не вправе осуществлять деятельность ломбарда, предусмотренную Федеральным законом от 19.07.2007 № до момента внесения Банком России сведений о них в реестр в порядке, установленном статьей 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № В случае утраты юридическим лицом статуса ломбарда данное юридическое лицо обязано исключить из своего полного фирменного наименования и (при наличии) сокращенного фирменного наименования слово «ломбард» в течение тридцати календарных дней со дня исключения сведений о нем из реестра.

В случае получения юридическим лицом отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов и повторной подачи документов для внесения сведений в государственный реестр ломбардов, требуется ли уплачивать государственную пошлину за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов повторно?

Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов признается юридически значимым действием, в случае повторной подачи в Банк России документов для внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов юридическому лицу, намеревающемуся приобрести статус ломбарда, необходимо уплатить государственную пошлину повторно.

В какие сроки Банк России рассматривает заявление и документы, представленные в Банк России юридическим лицом, намеревающимся приобрести статус ломбарда?

В соответствии с частью 4 статьи 2.6 и частью 2 статьи 2.7 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах» Банк России принимает решение о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов/об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в течение тридцати рабочих дней со дня получения от юридического лица заявления о внесении сведений в государственный реестр ломбардов и прилагаемых к нему документов, перечень которых и требования к которым установлены Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов».

Одновременно пунктом 8 Указания Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов» также предусмотрено, что Банк России не позднее пятнадцати рабочих дней со дня представления заявителем в Банк России документов для внесения сведений в государственный реестр ломбардов должен уведомить юридическое лицо, намеревавшееся получить статус ломбарда, об оставлении полученных от него документов без рассмотрения, при выявлении одного из обстоятельств, установленных абзацами вторым — пятым указанного пункта.

Какой документ выдается ломбарду в качестве подтверждения, что сведения о нем содержатся в государственном реестре ломбардов?

Согласно части 6 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах» в случае внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов (далее — реестр) Банк России направляет ломбарду выписку из реестра, подтверждающую внесение сведений о юридическом лице в реестр.

Форма выписки из реестра, направляемой ломбарду, требования к указанной выписке, а также порядок и сроки ее направления установлены Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов».

Где найти форму заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов? (Инструкция по подаче заявления о внесении сведений о юридическом лице (ломбарде) в государственный реестр ломбардов с использованием электронного шаблона)

В соответствии с пунктом 6 Указания Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов» заявление о внесении сведений в государственный реестр ломбардов должно быть представлено в Банк России в виде файла, сформированного с использованием электронного шаблона указанного заявления, размещенного на официальном сайте Банка России.

Учитывая вышеуказанное требование, соответствующая форма заявления интегрирована в Личный кабинет участника информационного обмена.

Какие документы необходимо представить в Банк России для подтверждения сведений, указанных в анкетах должностных лиц (акционеров (участников) юридического лица, намеревающегося приобрести статус ломбарда (ломбарда) (далее — заявитель), рекомендуемые образцы которых содержатся в приложении к Указанию Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов»?

В соответствии с Указанием Банка России от 19.11.2020 № «О ведении Банком России государственного реестра ломбардов» документами, прилагаемыми к анкетам (в отношении лиц, не являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории иностранного государства), являются копии следующих документов:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) документ, подтверждающий избрание на должность (назначение в орган управления) (приказ, распоряжение, протокол (выписка из него) (в отношении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (далее — ЕИО), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — СДЛ);

в) документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным пунктами 5 или 7 Указания Банка России от 05.12.2014 № «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях» (в отношении СДЛ (кандидата на должность СДЛ), в зависимости от соответствия/несоответствия заявителя условиям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации):

  • документ об образовании;
  • документ, подтверждающий наличие опыта руководства отделом (иным подразделением) некредитной финансовой организации либо иной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (трудовые договоры (контракты), должностные инструкции, а также иные документы, содержащие информацию о трудовой функции работника и возложенных на него обязанностях);

г) документы, содержащие сведения о трудовой деятельности лица, включая сведения о трудовой деятельности по совместительству, предшествующей дате представления в Банк России документов (в отношении лица, осуществляющего функции ЕИО — в течение 5 лет, СДЛ (кандидата на должность СДЛ) — в течение 2 лет);

д) в отношении кандидата на должность СДЛ — документ заявителя о кандидате на должность СДЛ, содержащий информацию о планируемой дате подписания трудового договора с указанным кандидатом, составленный в произвольной форме и подписанный лицом, осуществляющим функции ЕИО заявителя и кандидатом на должность СДЛ.

Документы, прилагаемые к анкетам дополнительно (в отношении лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории иностранного государства):

а) документы о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, выданные уполномоченным органом иностранного государства, либо письменное подтверждение уполномоченным органом иностранного государства того, что указанные документы не выдаются, либо правовое заключение дипломатического представительства или иностранного лица, оказывающего юридические (консалтинговые) услуги на профессиональной основе, в котором подтверждаются сведения о невозможности выдачи (получения) документов о наличии (отсутствии) у лица судимости на территории данного иностранного государства (далее — письменное подтверждение либо правовое заключение) (в отношении физических лиц, указанных в части 2 статьи 2.2 Федерального закона от 19.07.2007 № «О ломбардах»;

б) документы о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти, выданные уполномоченным органом иностранного государства, либо письменное подтверждение, либо правовое заключение (в отношении лица, осуществляющего функции ЕИО, СДЛ (кандидата на должность СДЛ);

в) документы о наличии (отсутствии) у лица дисквалификации, выданные уполномоченным органом иностранного государства, либо письменное подтверждение уполномоченным органом иностранного государства того, что указанные документы не выдаются, либо правовое заключение дипломатического представительства или иностранного лица, оказывающего юридические (консалтинговые) услуги на профессиональной основе, в котором подтверждаются сведения о невозможности выдачи (получения) документов о наличии (отсутствии) у лица дисквалификации на территории данного иностранного государства (в отношении лица, осуществляющего функции ЕИО).



Роспотребнадзор

Памятка потребителям - кредитование ломбардами

В соответствии с Федеральным Законом от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Законодательство не предусматривает обязательного лицензирования деятельности ломбардов. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Содержание ломбардной деятельности определяется двумя основными договорами – договором займа и договором хранения вещей в ломбарде.

По условиям договора займа ломбард передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», согласно которой, оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.

Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

На основании положений ст. 8 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 Федерального Закона от 19 июля 2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах».

Периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом. Если полученные заемщиком денежные средства не были возвращены в установленный срок, и заложенная вещь в качестве невостребованной была продана ломбардом, проценты за пользование займом рассчитываются до момента продажи ломбардом заложенной вещи.

Размер процентной ставки по займу устанавливается ломбардом в зависимости от сроков, на которые предоставляется заем, суммы предоставляемых денежных средств и рисков, связанных с их предоставлением вещи.

Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее - сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Согласно статье 358 ГК РФ, ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. Ломбард несет ответственность за утрату заложенных вещей и их повреждение, если не докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие непреодолимой силы.

Закон обязывает ломбард страховать в пользу залогодателя за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки. Заемщик вправе потребовать возврата заложенной вещи после полного возврата им суммы займа в установленный договором срок.

Льготный срок по договору хранения:

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

В отличие от льготного периода по договору займа, льготный период по договору хранения составляет два месяца (статья 11 Федерального Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»).

Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения, вплоть до реализации сданной на хранение вещи, ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. Однако следует отметить, что за хранение вещи в указанный период ломбардом взимается вознаграждение, поскольку хранение вещи по договору хранения, в отличие от хранения вещи по договору займа, является основной услугой ломбарда, оказываемой на возмездной основе.

По истечении льготного срока в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной и ломбард вправе обратить на нее взыскание. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Следует отметить, что заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом.

Реализация невостребованной вещи осуществляется в целях удовлетворения требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

После продажи заложенной вещи требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если и такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций.

Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности

1. Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

3. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи

1. В случае принудительного изъятия заложенной вещи по основаниям, предусмотренным статьей 354 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные указанной статьей.

2. В случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:

1) дата изъятия либо выемки вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия либо выемки вещи;

3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи;

4) сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом, определенная в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику или поклажедателю.

6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат такой вещи должен быть произведен ее собственнику, за исключением случая, если изъятая вещь на день ее изъятия либо выемки являлась не востребованной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Возврат вещи, являющейся невостребованной, должен быть произведен ломбарду.

Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Статья 6. Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение

1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Глава 2. Правила кредитования ломбардами

Статья 7. Договор займа

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4-7 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом

1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 3. Правила хранения вещей в ломбарде

Статья 9. Договор хранения

1. По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

2. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

3. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее - сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

5. Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

6. Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Глава 4. Порядок реализации невостребованных вещей

Статья 10. Льготный срок по договору займа

1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

3. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Статья 11. Льготный срок по договору хранения

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Статья 12. Порядок обращения взыскания на невостребованные вещи

1. По истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной.

2. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи.

3. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Порядок реализации невостребованной вещи

1. Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

2. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

3. После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

4. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Статья 15. Заключительные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: