Был ли вклад гераклита востребован в истории

Обновлено: 23.04.2024

Диалектика – это раздел и метод философии, центральной проблемой которого являются вопросы всеобщей изменчивости и развития через единство противоположностей.

Биографические сведения

О Гераклите, как и о большинстве древнегреческих философов известно весьма мало. Мудрец родился приблизительно в середине VI века до н.э. в греческой колонии Эфес, на малоазиатском побережье. Наиболее вероятно Гераклит происходил из семьи басилевсов – священных правителей города, которые, впрочем, ко времени рождения философа носили свой титул достаточно номинально и не имели реальной царской власти. Тем не менее Гераклит отказался от всех привилегий своего происхождения в пользу брата, покинул Эфес, и выбрал жизнь отшельника в ветхой лачуге на склоне соседней горы.

У Гераклита не было непосредственных учителей, равно как и прямых учеников. Тем не менее предполагается, что он был хорошо знаком с трудами современников и предшественников – философов милетской, элейской школ и пифагорейцев. Есть версии согласно которым большое влияние на философию Гераклита оказал зороастризм, в качестве косвенных доказательств данного тезиса приводится большая значимость огня в зороастрийском культе, а также сведения о смерти Гераклита, согласно которым он попросил измазать свое тело навозом, а его труп разорвали собаки, что также соотносится с зороастрийскими обычаями. Согласно другой версии Гераклит умер от лихорадки, а обмазывался навозом в лечебных целях.

Несмотря на отсутствие прямых учеников философия Гераклита оставила значительный след в развитии античной мысли. Последователем Гераклита развивавшем его взгляды в Афинах был Кратил. Позднее диалектическое учение легло в основу философии стоиков и получило широкое распространение в Римской Империи.

Главным трудом Гераклита был трактат «О природе». Язык трактата был настолько тяжелым и запутанным, что современники с большим трудом воспринимали идеи мыслителя, за что Гераклита часто прозывали Темным. Другим прозванием мудреца было Плачущий Философ, поскольку Гераклит часто причитал о несовершенстве человеческого рода и его скорбной судьбе. Трактат Гераклита хранился в храме Артемиды в Эфесе и был уничтожен вместе с ним, до наших дней сохранилось порядка 130 отрывков в виде цитат в работах других античных авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения учения Гераклита

В своем взгляде на мир и его сущность Гераклит продолжает традицию стихийного материализма мыслителей Милетской школы – Анаксимена, Анаксимандра, Фалеса, рассматривавших в качестве первоосновы мира различные стихии – воду, воздух, апейрон. Гераклит критически подходит к их наследию, выдвигая следующие тезисы:

  • сущность мира – это огонь;
  • огонь – это вечно живущая сущность, обладающая логосом и включенная в круг взаимных преобразований с другими стихиями;
  • мир не постоянен – он изменчив и ничто в нем не повторяется;
  • существование мира подобно горению костра – оно идет то вниз и мир «остужается» до состояния пепла, то вверх, когда мир перерождается в новой вспышке пламени.

Выбор огня в качестве первоосновы мира Гераклитом во многом метафоричен. В отличии от натурфилософов Милета По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Гераклит рассматривает огонь не как реальную физическую основу мира, но как общий порядок и его руководящую основу. Огонь нестабилен, его пламя постоянно колеблется и меняет форму, также меняется и сама реальность, затухание и возгорание пламени задает динамику существования мира.

Как источник логоса и жизни огонь присутствует во всех живых существах, в особенности в человеке. По мнению Гераклита душа человека рождается из влаги, путем ее испарения, и суть человеческой души – огонь, когда же душа остывает и вновь становится влажной, она погибает. Огонь, Логос есть главный путь познания окружающего мира, хотя роль чувственного познания Гераклит также признавал, но все же рациональному он отдавал большее значение. Вместе с тем Гераклит отмечал, что хотя все люди наделены душой и логосом, большинство из них не интересуются познанием, поскольку поглощены поиском наслаждений.

Основы диалектики в философии Гераклита

В античности диалектика воспринималась в первую очередь как манера ведения диалога, ораторское искусство, направленное на выявление противоречий в позиции собеседника, и поиски истины через их обнажение. Диалектический метод широко использовался Сократом в его знаменитой майевтике.

Однако в учении Гераклита было сформулировано основное положение современной диалектики, которые было развито спустя более чем две тысячи лет в трудах Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее и Маркса. Это положение о единстве и противостоянии противоположностей. Гераклит выделяет несколько видов противоположности:

  • противоположности как следствия одного начала;
  • противоположности как противоречивые свойства одного предмета;
  • противоположности как антагонисты, необходимые для существования друг друга;
  • противоположности как разные полюсы одного и того же континуума.

В первом случае противоположностей Гераклит указывает на то, что один и тот же предмет может одновременно производить два противоположных эффекта, так морская вода хороша для рыб и плоха для людей. Этот род противоположностей был прекрасно отражен в утверждении Парацельса о том, что любое лекарство есть яд, разница лишь в дозе.

Ко второму случаю относятся предметы которые можно охарактеризовать противоположными чертами, как например, металл который одновременно твердый и гибкий. Противоположности антагонисты – это веселья и уныние, смелость и трусость, работа и отдых – явления которые существуют независимы друг от друга, но в тоже время невозможно познать одно из них без познания другого.

И наконец, противоположность, как диалектическая противоречивость предмета – жар и холод есть проявления температуры, уродство и великолепие есть проявление красоты и т.д.

Гераклит не только указывает на противоречивую природу мира, вещей и процессов, но также раскрывает характер взаимоотношения противоположностей, их постоянного преобразования одной в другую (влажное высыхает, а сухое увлажняется), но также борьбы, которую Гераклит превозносит как главный источник движения, развития и изменений, саму основу существования мира.

Гераклит Эфесский (535–475 гг. До н.э.) был досократовским философом, чей вклад в философию и науку представлял собой важный прецедент, породивший важнейшую философскую мысль Древней Греции: сократовскую..

Он был человеком-самоучкой, поэтому ему не говорят ни в одной школе, ни в современной философской, ни в протофилософской мысли того времени. Уроженец города Эфес, он считался одним из пионеров в исследовании человеческого бессознательного по отношению к природе..


Его основные постулаты сосредоточены на движении и постоянном изменении всех присутствующих элементов и явлений, а также на двойственности и противостоянии противоположного как части универсального баланса..

Подобно Школе Милезии, с Сказками, Анаксимандром и Анаксименом, Гераклит также определил изначальный и оригинальный элемент для материального и существующего: огонь, также считающийся частью человеческой души..

  • 1 Биография
    • 1.1 Сильный характер
    • 1.2 Изгнание Хермодоро
    • 2.1 Поиск противоположности
    • 4.1 Использование афоризмов
    • 4.2 Наиболее важные фразы
    • 5.1 Огонь как изначальный элемент
    • 5.2 Подвижность существующей вселенной
    • 5.3 Двойственность и оппозиция
    • 5.4 Принцип причинности
    • 5.5 Логотипы
    • 5.6 Первые концепции государства
    • 5.7 Концепция войны и самопознания

    биография

    Гераклит родился в 535 г. до н.э. в Эфесе, греческой колонии, расположенной там, где в настоящее время находится Турция..

    Хотя об этом греческом философе известно немного, есть исторические записи, свидетельствующие о том, что Гераклит был частью благородной семьи, которая была привилегированной и принадлежала аристократии того времени..

    Фактически, в его семье назначение священника было наследственным; отражение того, что они были зажиточными и обеспеченными.

    Несмотря на выдающееся положение семьи Гераклита, этот философ с ранних лет характеризовался интровертированностью и отсутствием вкуса к общественной жизни..

    Сильный характер

    Говорят, что Гераклит был против как тиранов, которые контролировали Эфес в прошлом, так и против новых представителей, связанных с демократией, которые начали доминировать в то время..

    Эта небольшая симпатия к обоим подходам вызвала у него сильную критику, поэтому он провел большую часть своей жизни в изоляции от других, посвященный пониманию причин вещей..

    Согласно найденным записям, можно сказать, что у Гераклита был сильный характер; Различные источники указывают, что он был строг, немного терпелив и саркастичен. Кроме того, некоторые историки утверждают, что он выразил некоторое презрение к обычным гражданам, что могло быть следствием его аристократического происхождения.

    Эти характеристики его личности также влияли на него, чтобы он предпочел изолировать себя от критики, которую он получил в течение своей жизни, и избегать привязки к аспектам, связанным с искусством и религией..

    Изгнание Хермодоро

    Другое событие, которое, как говорят, подтвердило его презрение к своим сверстникам в Эфесе и его решение изолировать себя от общества, было то, что его друг Эрмодоро, также философ и уроженец Греции, был изгнан из этого города, что вызвало много гнева и Гераклита. разногласие.

    Чтобы тщательно изучить мысль и создать то, что позже станет теорией Гераклита, он отправился жить в горы, где он был почти полностью изолирован от общества.

    Считается, что Гераклит умер в год около 470 г. до н. Хорошая часть его философии перешла к настоящему времени благодаря ссылкам, сделанным писателем Диогеном Лаерсио, родившимся в Греции.

    Философия (мысль)

    По мысли Гераклита, есть подходы, которые указывают, что он не написал ни одной книги как таковой, но что все учения, которые он преподавал, были устными.

    Основываясь на этом сценарии, считается, что именно его ученики перенесли слова Гераклита в буквы. Этот факт делает очень трудным подтвердить его авторство над некоторыми предложениями и предложениями.

    Тем не менее, есть записи, которые указывают на то, что часть его мышления шла против системы - до тех пор считавшейся естественной - согласованной и ведомой аристократией, и в пользу законов, созданных и установленных государством, репрезентативным образованием.

    В целом можно сказать, что философия Гераклита основана на трех концепциях: Теос, Logos и PYR. Первый термин относится к тому, что является божественным.

    Со своей стороны, Logos связано с тем, что Гераклит назвал «становлением» вселенной, а также со всем, что является частью философского дискурса относительно разума и мышления.

    Последнее является наиболее важным элементом философии Гераклита, PYR , это соответствует творческому огню всего, что существует. Этот термин является интерпретацией Гераклитом понятия архе.

    Ищите противоположность

    Гераклит установил, что мир был в постоянном изменении и вечном, и что в середине этого процесса преобразования каждый элемент становится его противоположной сущностью.

    Кроме того, факт постоянного изменения и, следовательно, периодического обновления, подразумевает, что одни и те же сценарии не могут быть испытаны несколько раз. То есть место никогда не будет прежним, потому что вещи этого места постоянно меняются..

    Что касается человека, Гераклит установил, что человек находится в постоянной борьбе, учитывая эти изменения и преобразования, которые происходят все время.

    В результате этого постоянного чередования противоположных персонажей понятие качества, связанное с характеристикой человека, становится несколько относительным.

    В то же время, в разгар этой борьбы, у человека есть идеальный сценарий для раскрытия своей собственной личности, поскольку он снова и снова превращается в противоположные вещи..

    Согласно Гераклиту, этот процесс важен тем, что он является двигателем, посредством которого мир и вещи развиваются и трансформируются. Это видение считалось противоречащим тому, что считалось само собой разумеющимся в то время.

    Концепция Арже

    Как уже упоминалось выше, одним из наиболее важных моментов философии Гераклита является то, что он стал рассматривать огонь как главный и существенный элемент всех вещей..

    Архе, также известный как архе или архе, - это концепция, которая использовалась в древнегреческие времена для обозначения начала известной вселенной; речь шла о объяснении происхождения всех вещей.

    Гераклит считал, что все изменения, которые происходят в природе, имеют элемент, который вызывает огонь.

    Согласно Гераклиту, все существующее рождается через огонь, следуя порядку огня, воздуха, воды и земли. Точно так же это указывало на то, что все погибло таким же образом, но в обратном смысле; то есть: земля, вода, воздух и огонь.

    Короче говоря, для Гераклита огонь был началом и концом всего, что было частью природы, даже считалось источником души. По словам этого философа, указанный огонь рождается как следствие определенной необходимости.

    завод

    Согласно полученным записям, Гераклит написал одну работу под названием От природы. Стоит упомянуть, что в том же названии использовались работы, посвященные философским проблемам Древней Греции..

    Как упоминалось выше, нет уверенности в том, была ли книга Гераклита на самом деле задумана им как таковая, или это был сборник, который впоследствии сделали его ученики, сборник, который включал понятия и описания Гераклита по различным предметам..

    В любом случае, Диоген Лаэрций был греческим писателем, который приписал книгу От природы Гераклиту. Эта книга разделена на три главы: первая из этих бесед о космологии, вторая посвящена политической сфере, а третья глава относится к богословской теме.

    Использование афоризмов

    Структура его уникальной работы составлена ​​более чем из ста предложений, без прямой связи друг с другом. Гераклит характеризовался использованием афоризмов как способа выражения своих мыслей.

    Афоризмы - это те предложения, которые характеризуются как короткие и короткие, и которые используются для описания понятий, которые считаются истинными в определенной области..

    Говорят, что тот факт, что он использовал афоризмы, чтобы сделать свои идеи известными, соответствует характеристикам, которые были известны об этом персонаже, потому что Гераклит характеризовался как несколько загадочный, а также интроспективный и очень серьезный..

    Все эти особенности заставили его заслужить прозвище «темный» и согласовать смысл найденных фрагментов..

    Самые важные фразы

    Как объяснялось ранее, работа Гераклита состоит из фраз и конкретных предложений. Здесь мы упомянем некоторые из самых символических:

    -Ничто не сопротивляется, кроме изменений.

    -Каждый день солнце - новый элемент.

    -Невозможно ступить на одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река, и это не один и тот же человек..

    -Бог зима и лето, сытость и голод, война и мир, день и ночь.

    -Все меняется; следовательно, ничего.

    -Для тех, кто входит в ту же реку, воды, которые будут покрывать их, различны.

    -Не имея надежды, можно найти неожиданное.

    -Законы человека питаются божественным законом.

    -Бог видит все хорошо и справедливо; именно мужчины создали справедливых и несправедливых.

    -Те, кто ищут золото, много копают и ничего не находят.

    -Болезнь делает здоровье более приятным; голод делает его более приятным для сытости; и усталость делает отдых более приятным.

    -Происхождение и конец перепутаны в кругу.

    -Сухая душа - самая мудрая и, следовательно, лучшая.

    -Мудрые люди обращают внимание не на меня, а на логотипы (слово) и, таким образом, понимают, что каждая вещь на самом деле является.

    Основные вклады

    Огонь как изначальный элемент

    И философы школы Milesia развитой в его работах о существовании природного элемента, который служит в качестве сущности и происхождения всего, что существует, Гераклит продолжил эту мысль и приписывали это качество огня.

    Гераклит решал огнь в качестве центрального элемента, который никогда не гасится, чей природные движения позволят нестатическое существование, и это было в ноге с остальной частью естественной подвижности Вселенной.

    Огонь не будет присутствовать только на земле, но также будет частью человеческой души.

    Подвижность существующей вселенной

    Для Гераклита все явления природы были частью состояния постоянного изменения и движения. Ничто не является инертным, ни остается инертным, ни длится вечно. Именно движение и способность к переменам позволяют достичь всеобщего равновесия..

    Гераклиту приписывают некоторые известные метафорические фразы, которые разоблачают эту мысль: «Никто не купается дважды в одной реке». Таким образом, философу удается раскрыть изменяющийся характер не только природы, но и человека..

    Точно так же Гераклит однажды излагал «Все течет», давая вселенной определенный произвол в отношении ее действий, но никогда не статичный характер.

    Двойственность и оппозиция

    Гераклит считал, что изменяющиеся явления природы и человека являются результатом противоречий и противоположностей в реальности. Его мышление развивалось, что было невозможно испытать состояние, если его коллега не был ранее известен или испытан..

    Все состоит из своей противоположности и в какой-то момент переходит от одного к другому. Чтобы развить эту точку зрения, Гераклит обработал метафору пути, который поднимается, и пути, который спускается, что в итоге не совпадает с путем.

    Жизнь уступает место смерти, здоровье - болезни; человек не может знать, что значит быть здоровым, если он никогда не болел.

    Принцип причинности

    В течение своей жизни Гераклит развивал в своей мысли поиск причинности; В чем причина каждого явления, физического или природного действия? Философ объяснил, что все, что происходит, имеет причину, и что ничто не может быть причиной само по себе.

    Если вы продолжите исследовать ретроспективно, в какой-то момент вы придете к первоначальной причине, которую Гераклит назвал Богом. На этом богословском основании Гераклит также оправдал естественный порядок вещей.

    логотипы

    В своей работе Гераклит развил свое восприятие Логоса. Слово, отражение, причина. Это были атрибуты, которые Гераклит напечатал в Логосе, когда он попросил услышать не только слово, которое он исповедовал, но и Логос.

    Он считал, что Логос присутствует, но может быть сделан непостижимым для людей.

    Гераклит пригласил рассуждение как часть той универсальной схемы, которая определила, что, хотя все происходило, оно также следовало определенному космическому порядку, и Логос был частью этого пути.

    Логос, таким образом, облегчал отношения между природными элементами, благополучием души, природой божественного и т. Д..

    Первые концепции государства

    В своей работе Гераклит начал обрисовывать идеальное или функциональное состояние. Тем не менее, к тому времени социальные условия были еще очень нестабильными, что препятствовало процессу классификации в обществе..

    В то время в Греции число людей, которые считались гражданами, было минимальным, и дети, женщины и рабы были исключены. Говорят, что Гераклит происходил из аристократической среды, что давало ему определенный социальный уклон при разработке этих концепций..

    Тем не менее, он не пошел очень глубоко и вместо этого он выявил особые концепции перед лицом войны и власти одного человека над другим..

    Концепция о войне и самопознании

    Гераклит думал, философски и политически, война как необходимый шаг, чтобы дать непрерывность естественного космического порядка, явление, с помощью которого другие понятия, поднятый им, как двойственность и оппозиции проявили.

    Столкновение противоположных позиций, которые только уступают место новому состоянию или событию, также позволило определить положение каждого человека в этом новом порядке и, следовательно, дать новый взгляд на силу и структуру, которые начинали плести. ниже этого.

    Этот тип конфликта позволил человеку узнать себя и узнать, обладает ли он качествами высшего существа или теми, которые обрекают его на низость (как в случае рабов).

    Исходя из этого, Гераклит начал развивать первые этические идеалы человека, как поведение, необходимыми для непрерывности личной жизни и в обществе, которые затем будут приняты и развернутой на много более поздние философ, давая этики своего собственным область исследования и отражения.

    Гераклит Эфесский (535–475 до н.э.) был досократическим философом, чей вклад в философию и науку стал важным прецедентом, который положил начало самой важной философской мысли Древней Греции: Сократову.

    Он был человеком самоучки, поэтому ему не рассказывают ни в одной школе или течении философской или протофилософской мысли того времени. Уроженец города Эфес, он считался одним из пионеров в изучении человеческого бессознательного по отношению к природе.

    Его основные постулаты сосредоточены на движении и постоянном изменении всех присутствующих элементов и явлений, а также на двойственности и противостоянии противоположного как части универсального баланса.

    Подобно школе Милезии, Фалесу, Анаксимандру и Анаксимену, Гераклит также определил изначальный и изначальный элемент материального и существующего: огонь, который также считается частью человеческой души.

    биография

    Гераклит родился в 535 г. до н.э. в Эфесе, греческой колонии, расположенной на месте современной Турции.

    Хотя об этом греческом философе известно не так много информации, есть исторические записи, указывающие на то, что Гераклит был частью знатной семьи, которая была привилегированной и принадлежала к аристократии того времени.

    Фактически, в его семье назначение священника было наследственным; отражение того, что они были богатыми и богатыми.

    Несмотря на известность, которую имела семья Гераклита, этого философа с ранних лет характеризовали как интроверта и не имевшего никакого вкуса к общественной жизни.

    Сильный характер

    Говорят, что Гераклит выступил как против тиранов, которые контролировали Эфес в прошлом, так и против новых представителей, связанных с демократией, которые в то время начали преобладать.

    Эта небольшая симпатия к обоим подходам вызвала у него резкую критику, поэтому он провел большую часть своей жизни изолированно от других, посвящая себя пониманию причин вещей.

    Согласно найденным записям, можно сказать, что у Гераклита был сильный характер; Различные источники указывают, что он был строгим, немного терпеливым и саркастичным. Более того, некоторые историки утверждают, что он выражал определенное презрение к обычным гражданам, которое могло быть следствием его аристократического происхождения.

    Эти характеристики его личности также повлияли на него, чтобы он предпочел изолировать себя от критики, которую он получал в течение своей жизни, и избегать привязки к аспектам, связанным с искусством и религией.

    Изгнание Хермодоро

    Еще одно событие, которое, как говорят, подтвердило его презрение к своим собратьям в Эфесе и его решение изолироваться от общества, заключалось в том, что его друг Гермодор, также философ и уроженец Греции, был изгнан из этого города, что вызвало у Гераклита много гнева и несогласие.

    Чтобы глубоко изучить мысль и создать то, что позже станет теориями Гераклита, он уехал жить в горы, где был почти полностью изолирован от общества.

    Считается, что Гераклит умер около 470 г. до н.э. Значительная часть его философии вышла за рамки современности благодаря ссылкам, сделанным писателем Диогеном Лаэрчио, родившимся в Греции.

    Философия (мысль)

    В отношении мысли Гераклита существуют подходы, указывающие на то, что он не писал никаких книг как таковых, но что все учения, которым он учил, были устными.

    Исходя из этого сценария, считается, что именно его ученики перевели слова Гераклита. Этот факт очень затрудняет подтверждение его авторства некоторых предложений и приговоров.

    Однако есть записи, указывающие на то, что часть его мышления шла против системы - до тех пор считавшейся естественной - сформированной и возглавляемой аристократией, и в пользу законов, созданных и утвержденных через представительный орган государства.

    В целом можно сказать, что философия Гераклита основана на трех концепциях: теос, логотипы Y pỳr. Первый термин относится к божественному.

    Со своей стороны, логотипы это связано с тем, что Гераклит называл «становлением» вселенной, а также со всем, что является частью философского дискурса в отношении разума и мысли.

    Последнее - важнейший элемент философии Гераклита. pỳr , что соответствует творческому огню всего сущего. Этот термин является интерпретацией Гераклитом концепции арха.

    Искать обратное

    Гераклит установил, что мир находится в постоянном и непрерывном изменении, и что в середине этого процесса преобразования каждый элемент становится своей противоположной сущностью.

    Кроме того, факт постоянного изменения и, следовательно, периодического обновления означает, что одни и те же сценарии не могут повторяться несколько раз. Другими словами, место никогда не сможет оставаться прежним, потому что вещи этого места постоянно трансформируются.

    Что касается человека, Гераклит оговорил, что человек находится в постоянной борьбе, учитывая эти изменения и преобразования, которые происходят постоянно.

    Как следствие этого постоянного чередования противоположных персонажей, понятие качества, связанное с человеческой характеристикой, становится в некоторой степени относительным.

    В то же время в разгар этой борьбы у человека есть идеальные условия для раскрытия собственной личности, поскольку он снова и снова трансформируется в противоположные вещи.

    Согласно Гераклиту, этот процесс важен, поскольку он представляет собой двигатель, посредством которого мир и вещи развиваются и преобразуются. Эта точка зрения считалась противоречащей тому, что считалось само собой разумеющимся в то время.

    Концепция Арже

    Как упоминалось выше, одним из наиболее важных моментов философии Гераклита является то, что он стал рассматривать огонь как главный и существенный элемент всего.

    Arjé, также известный как arché или arqué, - это понятие, которое использовалось во времена Древней Греции для обозначения начала известной вселенной; это было объяснение происхождения всего сущего.

    Гераклит считал, что все изменения, которые происходят в природе, имеют огонь как пусковой элемент.

    Согласно Гераклиту, все сущее рождается из огня, следуя порядку огня, воздуха, воды и земли. Точно так же это указывало на то, что все погибало таким же образом, но в противоположном направлении; то есть: земля, вода, воздух и огонь.

    Короче говоря, для Гераклита огонь был началом и концом всего, что было частью природы, он даже считался источником души. По мнению этого философа, этот огонь рождается вследствие определенной потребности.

    Пьесы

    Согласно полученным записям, Гераклит написал единственное произведение под названием Природы. Стоит отметить, что такое же название имели произведения, посвященные философским вопросам Древней Греции.

    Как упоминалось выше, нет уверенности в том, действительно ли книга Гераклита была задумана им как таковая, или это была компиляция, впоследствии сделанная его учениками, компиляция, которая включала в себя идеи и описания Гераклита по различным предметам.

    В любом случае, Диоген Лаэртий был греческим писателем, который приписал книге Природы Гераклиту. Эта книга разделена на три главы: первая из них посвящена космологии, вторая посвящена политической сфере, а третья глава посвящена богословской тематике.

    Использование афоризмов

    Структура его единственной работы состоит из более чем ста предложений, не связанных друг с другом напрямую. Гераклит характеризовался использованием афоризмов как способа выражения своей мысли.

    Афоризмы - это те предложения, которые имеют характеристику резкости и краткости и используются для описания концепций, которые считаются истинами в определенной области.

    Говорят, что тот факт, что он использовал афоризмы, чтобы заявить о своих идеях, соответствует характеристикам, которые были известны об этом персонаже, поскольку Гераклит характеризовался как несколько загадочным, а также интроспективным и очень суровым.

    Все эти особенности принесли ему прозвище «Темный» и соответствуют значению найденных его фрагментов.

    Самые выдающиеся фразы

    Как объяснялось ранее, творчество Гераклита состоит из определенных фраз и предложений. Ниже мы упомянем некоторые из наиболее характерных:

    -Ничего не сопротивляется, кроме перемен.

    -Каждый день солнце - новая стихия.

    -Нельзя дважды ступить на одну и ту же реку, потому что это не одна и та же река и это не один и тот же человек.

    -Бог - это зима и лето, сытость и голод, война и мир, день и ночь.

    -Все меняется; следовательно, ничего нет.

    -Для тех, кто входит в одну и ту же реку, воды, которые их покроют, разные.

    -Не имея надежды, можно найти неожиданное.

    -Законы человека питаются божественным законом.

    -Бог видит все хорошее и справедливое; именно люди создали справедливого и несправедливого.

    - Те, кто ищут золото, много копают и ничего не находят.

    - Болезнь делает здоровье приятнее; голод делает чувство насыщения более приятным; а усталость делает отдых более приятным.

    - Начало и конец перепутаны по кругу.

    -Сухая душа самая мудрая и, следовательно, лучшая.

    -Мудрые люди обращают внимание не на меня, а на логотипы (слово) и таким образом понимают, что каждая из вещей на самом деле одна.

    Основные вклады

    Огонь как первичный элемент

    Подобно тому, как философы Милетской школы развили в своих работах существование природного элемента, который служит сущностью и источником всего сущего, Гераклит продолжил эту линию мысли и приписал это качество огню.

    Гераклит подходил к огню как к центральному элементу, который никогда не гаснет, естественные движения которого позволяли ему существовать нестатично, и который соответствовал остальной части естественной подвижности Вселенной.

    Огонь будет не только присутствовать на земле, но также будет частью человеческой души.

    Подвижность существующей Вселенной

    Для Гераклита все явления природы были частью состояния постоянного движения и изменения. Ничто не инертно, не остается инертным и не вечно. Именно движение и способность к изменениям обеспечивают универсальный баланс.

    Гераклиту приписывают некоторые известные метафорические фразы, раскрывающие эту мысль: «Никто не купается дважды в одной реке». Таким образом философу удается раскрыть изменчивый характер не только природы, но и человека.

    Таким же образом Гераклит однажды показал «Все течет», дав Вселенной определенный произвол в отношении ее действий, но никогда не статичен.

    Двойственность и оппозиция

    Гераклит считал, что изменяющиеся явления природы и человека были результатом противоречий и противопоставлений в действительности. Его мышление развилось так, что невозможно испытать состояние, если его аналог не был известен или ранее был испытан.

    Все состоит из своей противоположности и в какой-то момент переходит от одного к другому. Чтобы развить эту точку зрения, Гераклит использовал метафору пути, идущего вверх, и другого, идущего вниз, что в конечном итоге является не чем иным, как одним и тем же путем.

    Жизнь уступает место смерти, здоровье - болезни; человек не может знать, что значит быть здоровым, если он никогда не болел.

    Принцип причинности

    В течение своей жизни Гераклит развивал в своей мысли поиск причинности; В чем причина каждого физического или природного явления или действия? Философ заявил, что все происходящее имеет причину и ничто не может быть причиной самого себя.

    Если вы продолжите ретроспективно исследовать, в какой-то момент вы придете к исходной причине, которую Гераклит назвал Богом. На этом богословском основании Гераклит также оправдал естественный порядок вещей.

    Логотипы

    В своем творчестве Гераклит развил свое восприятие Логоса. Слово, отражение, причина. Это были атрибуты, которые Гераклит напечатал на Логосе, когда он попросил, чтобы было слышно не только слово, которое он исповедует, но и Логос.

    Он считал, что Логос присутствует, но его можно сделать непонятным для людей.

    Гераклит предложил рассуждения как часть этой универсальной схемы, которая определяла, что, хотя все течет, оно также следует определенному космическому порядку, и Логос был частью этого пути, по которому следовало идти.

    Таким образом, Логос облегчил отношения между природными элементами, благополучием души, природой божественного и т. Д.

    Первые концепции государства

    В своей работе Гераклит начал набрасывать идеальное или функциональное состояние. Однако к тому времени социальные условия все еще были очень нестабильными, что затрудняло процесс классификации в обществе.

    В то время в Греции количество людей, считавшихся гражданами, было минимальным, а дети, женщины и рабы исключались. Говорят, что Гераклит происходил из аристократии, что дало ему определенную социальную предвзятость при разработке этих концепций.

    Однако он не особо углублялся, а вместо этого разоблачал определенные концепции войны и власти одного человека над другим.

    Представление о войне и самопознании

    Гераклит рассматривал, философски и политически, войну как необходимое явление, чтобы обеспечить непрерывность естественного космического порядка, через который были подтверждены другие концепции, выдвинутые им, такие как двойственность и оппозиция.

    Столкновение противоположных позиций, которые уступают место только новому состоянию или событию, также позволило определить позицию каждого человека в этом новом порядке и, следовательно, бросить новый взгляд на власть и структуру, которая начала сплетаться. ниже этого.

    Этот тип конфликта позволил человеку познать себя и узнать, обладает ли он качествами высшего существа или теми, которые обрекают его на низость (как в случае с рабами).

    Исходя из этого, Гераклит начал разрабатывать первые этические идеалы человека, как принципы, необходимые для непрерывности индивидуальной жизни и в обществе, которые позже были восприняты и расширены большим числом более поздних философов, придавая этике ее собственный характер. область исследования и размышления.

    Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος) Годы жизни 544—483 гг. до н. э. Древнегреческий философ.

    Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный (у Аристотеля — др.-греч. ὁ σκοτεινός λεγόμενος Ἡράκλειτος), и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

    Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).

    Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει, лат. Omnia fluunt, omnia mutantur)
    Биография
    Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.) По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

    Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и «представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать».

    Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноименного платоновского диалога.

    Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

    Император Марк Аврелий в своих мемуарах пишет, что Гераклит умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

    Гераклит является одним из основоположников диалектики.

    Начиная с античности, в первую очередь, благодаря свидетельствам Аристотеля, Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:

    Огонь есть начало (др.-греч. ἀρχή) или первоначальная материальная причина мира.
    Существуют периодические эпизоды мирового пожара (др.-греч. ἐκπύρωσις), во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.
    Всё есть поток (т. н. Доктрина или Теория потока).
    Тождество противоположностей.
    Нарушение закона противоречия. Данная доктрина является скорее следствием из (3) и (4), чем самостоятельным положением учения Гераклита.
    Современные интерпретации зачастую строятся на признании несостоятельными частично или полностью всех этих положений у Гераклита, и характеризуются опровержением каждой из этих доктрин. В частности, Ф. Шлейермахер отвергал (1) и (2), Гегель — (2), J. Burnet — (2), (4), (5), K. Reinhardt, J. Kirk и M. Marcovich отвергают состоятельность всех пяти..

    В целом же учение Гераклита можно свести к следующим ключевым позициям, с которыми согласно большинство исследователей:

    Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей (фр. 1, 2, 50 DK).
    Гераклит говорит о себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, знает, как эту истину установить. Главная способность человека — распознать истину, которая есть «общее». Логос — критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей. Технический смысл слова — «речь», «отношение», «расчет», «пропорция». Логос вероятно полагался Гераклитом как актуальный компонент вещей, и во многих отношениях соотнесенный с первичным космическим компонентом, огнем.

    Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей (фр. 61, 111, 88; 57; 103, 48, 126, 99);
    Гераклит устанавливает 4 различных вида связи между очевидными противоположностями:

    а) те же самые вещи производят противоположный эффект

    «Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная» (61 DK)

    «Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой» (13 DK)

    «Прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с другим родом» (79 DK)

    б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо — линейно и округло).

    в) хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность:

    «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых» (111 DK)

    г) некоторые противоположности сущностно связаны (буквально «быть тем же самым»), поскольку они следуют друг за другом, преследуются друг другом и ничем кроме самих себя. Так горячее-холодное — это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары — температура. Также пара день-ночь — общим для включенных в неё противоположностей будет темпоральное значение «сутки».

    Все эти типы противоположностей можно свести к двум большим группам: (i — а-в) противоположности, которые присущи или одновременно производятся одним субъектом; (ii — г) противоположности, которые соединены через существование в разных состояниях в один стабильный процесс.

    Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность. Различные пары противоположностей формируют внутреннюю взаимосвязь
    «Сопряжения (др.-греч. συνάψιες): целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — все» (10 DK)

    Συνάψιες— это букв. «вещи взятые вместе», взаимосвязи. Такие «вещи взятые вместе» должны быть в первую очередь противоположностями: то, что дано вместе с ночью есть день (Г. выражает здесь то, что мы могли бы назвать «простыми качествами» и которые он смог потом классифицировать как противоположности; то есть, это все те изменения, которые могут быть соотнесены как происходящие между противоположностями). Так «вещи взятые вместе» действительно описываются в одном смысле как «целые», то есть формирующие один континуум, в другом смысле — как «не целое», как единичные компоненты. Применяя эти альтернативные анализы к конгломерации «вещей взятых вместе» можно видеть, что «из всех вещей единство сформировано», а также, что из этого единства (ἐξ ἑνὸς) может выделиться внешний, дискретный, множественный аспект вещей («все», πάντα).

    Существует некоторое соотношение между богом и числом пар противоположностей

    «Бог: день-ночь, зима-лето, война-мир, избыток-нужда (то есть все противоположности — таков смысл); изменяется же словно, когда смешается с благовониями, именуется по запаху каждого [из них]» (67 DK)

    В отличие от учения Ксенофана, у Гераклита бог выглядит как имманентный вещам или как сумма пар противоположностей. Гераклит не ассоциировал бога с необходимостью культа или служения. Бог сущностно не отличен от логоса и логос среди других вещей собирает вещи и делает их противоположностями, отношения между ними пропорциональны и сбалансированы. Бог — общий соединяющий элемент для всех противоположных концов любых оппозиций. Тотальная множественность вещей таким образом формирует единый, связанный, определенный комплекс — единство.

    Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями (фр. 54, 123, 51 DK).
    При этом неявный тип связи между противоположностями более силен чем очевидный тип связи

    «Скрытая гармония лучше явной» (ἁρμονίη ἀφανὴς φανερῆς κρείττων) (54 DK)

    Общее равновесие в космосе может быть поддержано только если изменения в одном направлении в итоге ведут к изменению в другом, то есть если существует нескончаемая «вражда» между противоположностями (фр. 80, 53).
    Образ реки («Теория потока») иллюстрирует тот вид единства, который зависит от сохранения меры и равновесия в изменениях (фр. 12).
    Мир есть вечно-живой огонь, части которого всегда затухают к формам двух других основных миро-составляющих, воде и земле. Изменения между огнем, морем и землей устанавливают равновесие между собой; чистый, или эфирный огонь играет определяющую роль.
    Астрономия. Небесные тела есть чаши с огнем, питаемые испарениями из моря; астрономические события также имеют свою меру.
    Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрым может быть только Бог, человек наделен рассудком (φρόνησις) и интуицией (νοῦς), но не мудростью.
    «Мудрость в том, чтобы знать все как одно» (50 DK)

    Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, влага, полностью абсорбируемая душой, ведет её к смерти. Огонь души соотносим с огнем мира.
    Бодрствующие, спящие и мертвые соотносимы по степени огненности в душе. Во сне души частично отделены от мирового огня и т. о. снижена их активность.
    Добродетельные души не становятся водой после смерти тела, напротив живут, соединяясь с космическим огнем.
    Поклонение традиционной религии — глупость, хотя случайно может указывать на истину (фр. 5, 14, 15, 93 DK).
    Этические и политические рекомендации, предполагающие, что самопостижение и умеренность следует признать в качестве главных идеалов.
    Критика Гераклитом милетской философии и учение об огне
    Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса), Фалес, Анаксимандр, Анаксимен полагали, что существует некоторое исходное первовещество или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами. Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.

    Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» (B 30 DK) и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня (B 64 DK). Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен: первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса. Гераклит отмечает:

    «Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото» (B 90 DK)

    Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту; имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту. Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождественен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны. Огонь важен скорее как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несет в себе постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений. Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.

    Если А есть источник В, а В источник С, а С обращается в В, а затем в А, тогда В аналогичен источнику А и С, а С является источником для А и В. Не существует никаких особых причин для продвижения одного элемента или вещества в качестве возмещения расхода другого вещества. Важно отметить, что любое вещество может обращаться в любое другое. Единственное постоянное в этом процессе — это закон изменения, посредством которого устанавливается порядок и последовательность изменений. Если это действительно то, что Гераклит держал в уме, разрабатывая свою философскую систему, то он далеко выходит за рамки обычной физической теории своих предшественников, и скорее строит систему с более тонким пониманием метафизики.

    Учение об огне и логосе

    Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

    Философы — сотрапезники богов. Логос — и ум, и Слово — имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Через Сократа и стоиков эта мысль Гераклита перешла, видимо, в таргумы, а оттуда — в христианское учение о Логосе — втором лице Пресвятой Троицы.
    Идея всеобщей изменчивости и движения
    Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Внемля не мне, но логосу, мудро признать, что все едино».

    Изречения
    Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. (55 DK)
    Природа любит прятаться. (123 DK)
    Тайная гармония лучше явной. (54 DK)
    Я искал самого себя. (101 DK)
    Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские. (107 DK)
    Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δίκη), и что все возникает через вражду и взаимообразно. (80 DK)
    Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. (53 DK)
    На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды (12 DK)
    Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле. (52 DK)
    Личность (ἦθος) — божество человека. (119 DK)
    Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города). (44 DK)
    Рожденные жить, они обречены на смерть, (а точнее, на упокоение), да ещё оставляют детей, чтобы родилась [новая] смерть (20 DK)
    Многознание уму не научает. (40 DK, нередко ошибочно приписывается Ломоносову)
    (Приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989)

    Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
    Для бодрствующих существует один общий мир (др.-греч. κοινὸς κόσμος), а из спящих каждый отворачивается в свой собственный (др.-греч. ἴδιος κόσμος).
    Сочинение
    У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

    Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные». Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

    Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца —
    Книга его — это путь, трудный для пешей стопы,
    Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный
    Вводит на эту тропу — солнца светлее она. (D.L. IX, 16)
    Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

    Иконография
    Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
    Память
    В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гераклита кратеру на видимой стороне Луны.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: