Через какое время приставы возвращают деньги за излишне взысканный исполнительский сбор

Обновлено: 27.03.2024

Порядок и процедура возврата денежных средств должнику достаточно простой и четко урегулированный аспект в процедуре исполнительного производства.

Денежные средства, оставшиеся после распределения, перечисляются (выдаются) должнику. Если у судебного исполнителя нет возможности сделать это, они находятся на счете органа принудительного исполнения в течение трех лет, а затем перечисляются в республиканский бюджет .

Распределение взысканных денежных средств в рамках исполнительного производства — финальная стадия исполнительного производства, в процессе которой судебный исполнитель может обнаружить излишние средства. В таком случае оставшуюся часть суммы судебный исполнитель обязан перечислить (выдать) должнику.

Когда его расчетный счет неактуален или закрыт либо когда нет сведений о расчетном счете, судебный исполнитель обязан уведомить должника об излишне уплаченных денежных средствах.

Должник считается уведомленным надлежащим образом, если у судебного исполнителя есть сведения, что адресат получил направленную ему корреспонденцию .

Судебный исполнитель обязан уведомить должника письмом с обратным уведомлением либо посредством использования электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта получения .

Практика исходит их того, что СМС рассматривается в качестве надлежащей формы уведомления. Надлежащей формой уведомления будет также письмо с обратным уведомлением по юридическому адресу должника вне зависимости от его фактического нахождения.

Если до перечисления (выдачи) денежных средств в отношении должника возбудят новые исполнительные производства или возобновят приостановленные либо отпадут основания для отложения исполнительного действия, оставшиеся денежные средства направляются на погашение задолженности по этим исполнительным производствам . Причем суммы переплаты, находящиеся на счете органа принудительного исполнения, допускается перечислять другим взыскателям даже на стадии добровольного исполнения .

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — физическому лицу

Должника — физическое лицо судебный исполнитель должен всегда уведомлять о таких денежных средствах, поскольку физические лица не имеют расчетных счетов. Возврат осуществляется наличными в кассе отделения банка, обслуживающего расчетный счет органа принудительного исполнения.

Однако ни Инструкция по исполнительному производству, ни Закон об исполнительном производстве не запрещают возвращать физическому лицу денежные средства на карт-счет. Поэтому рекомендуем должнику — физическому лицу, получившему уведомление об оставшихся суммах, -обратиться с ходатайством об их возврате на его карт-счет.

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — юридическому лицу

На практике иногда судебный исполнитель обращает взыскание на денежные средства должника путем направления постановлений с платежными требованиями ко всем его расчетным счетам .

Банки обязаны исполнить данные требования.

Для должника это означает, что при наличии денежных средств их могут единовременно списать с расчетных счетов в сумме, превышающий сумму задолженности.

Необходимо понимать, что в такой ситуации нарушений нет ни со стороны банков, ни со стороны судебного исполнителя.

В то же время судебный исполнитель должен действовать по общему механизму: уведомить должника и произвести возврат излишне уплаченных сумм.

Специфика возврата излишне уплаченного должником напрямую взыскателю

На практике должник может вернуть долг напрямую взыскателю, что, в свою очередь, не исключает случаев переплаты по различным причинам.

Закон об исполнительном производстве не запрещает производить оплату напрямую, однако обязывает должника уведомить об этом судебного исполнителя путем представления подтверждающих документов .

В такой ситуации Закон об исполнительном производстве не обязывает судебного исполнителя предпринимать какие-либо меры по возврату переплаты. Следовательно, должнику необходимо действовать самостоятельно.

Если достичь согласия с взыскателем о добровольном возврате излишне уплаченного не удалось, должник вправе обратиться с иском в суд о взыскании сумм неосновательного обогащения .

Для таких требований срок исковой давности составляет три года с момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве .

Судебная практика исходит из того, что должник, как юридическое лицо, обязан знать обо всех своих финансовых операциях. Иными словами, в случае переплаты должником взыскателю напрямую срок исковой давности для предъявления требования о возврате сумм неосновательного обогащения начнет течь с момента платежа, а не с момента, когда взыскатель уведомил должника либо отказал в возврате излишне уплаченного.

Общие рекомендации должникам по возврату излишне уплаченных сумм

1. Должник может самостоятельно до момента распределения взысканных денежных средств обратиться к судебному исполнителю с заявлением об их возврате, если есть достоверные сведения о переплате (документы, подтверждающие факт переплаты).

Такой способ никак не обяжет судебного исполнителя вернуть переплаченные средства до момента распределения денежных средств. Но это поможет судебному исполнителю оперативно осуществить их возврат.

2. Как и взыскателю, так и должнику направляется постановление о распределении денежных средств, из которого видна поступившая сумма и сумма задолженности по исполнительному документу .

Должник, сделав вывод о переплате, вправе обратиться к судебному исполнителю с заявлением о возврате переплаченных сумм, в котором необходимо указать банковские реквизиты расчетного счета для перечисления.

Это также поможет судебному исполнителю оперативно произвести возврат денежных средств.

Обратим внимание, что судебный исполнитель обязан ответить на заявление в течение 10 рабочих дней .

Возврат излишне уплаченных денежных сумм из республиканского бюджета

Теоретически возможно, что судебный исполнитель не только не уведомил должника и не вернул излишне уплаченные сумм, но и перечислил их в республиканский бюджет.

Единственный выход в этой ситуации — предъявить иск о взыскании сумм неосновательного обогащения из республиканского бюджета.

Однако существует сложность с определением момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве. Установление такого момента напрямую влияет на срок исковой давности для предъявления требования.

Так, существует точка зрения, что срок исковой давности не начинает течь для должника, если судебный исполнитель не выполнил требование о надлежащем уведомлении согласно п. 187 Инструкции по исполнительному производству.

Логика в такой позиции есть: Инструкция по исполнительному производству обязывает судебного исполнителя уведомить должника и произвести возврат переплаченных сумм, но не устанавливает срока, в течение которого это надо сделать. В случае когда должник не имеет представления о переплате, факт нарушения его права не существует до момента надлежащего уведомления. Соответственно, срок исковой давности течь не начинает.

Согласно другой точке зрения в качестве момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве, может рассматриваться момент переплаты.

Иначе говоря, должник в любом случае должен доподлинно знать, сколько и кому он платит. Поэтому именно в момент ошибочного платежа должник должен узнать о своем нарушенном праве.

Выводы

1. Порядок возврата излишне уплаченных должнику сумм урегулировал Закон об исполнительном производстве и Инструкция по исполнительному производству

3. Должнику стоит занимать активную позицию и самостоятельно предпринимать меры по возврату переплаченных сумм.

4. Должник вправе обратиться с иском в суд о возврате сумм неосновательного обогащения в ситуации, когда считает, что судебный исполнитель безосновательно перечислил денежные средства в республиканский бюджет.

Во исполнение части 11 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила возврата должнику исполнительского сбора.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
возврата должнику исполнительского сбора
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550)

1. Настоящие Правила определяют порядок возврата должнику исполнительского сбора.

2. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

3. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

В случае представления указанных документов представителем должника прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.

4. Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

5. Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

6. Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Установлен порядок возврата должнику исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор также может быть возвращен частично в размере излишне взысканной с должника суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается по заявлению должника, которое подается в соответствующее структурное подразделение территориального органа ФССП России. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются копии документов, являющиеся основанием для возврата исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора производится в течение 30 дней с даты принятия заявления.

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2008 г. N 160, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть II) ст. 3636, в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., N 8

Статья 112. Исполнительский сбор

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 112

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

(п. 7 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

(п. 8 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

ВОЗВРАТА ДОЛЖНИКУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СБОРА

1. Настоящие Правила определяют порядок возврата должнику исполнительского сбора.

2. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

3. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

В случае представления указанных документов представителем должника прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.

4. Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

5. Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

6. Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: