Что изучает этнология и кто внес большой вклад в эту науку

Обновлено: 01.05.2024

Вот, по сути, вопрос, на который должна ответить наука этнология. Будет найден ответ на него — будут ответы и на множество других неясных сегодня вопросов. В нем концентрируется множество первостепенных проблем современной этнологии[2]:

— как человек воспринимает окружающий мир,

— каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

— как происходит смена этих значений,

— как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

— что представляет собой этническая картина мира,

— каковы механизмы ее изменения,

— как носитель той или иной культуры адаптируется к изменениям, происходящим в мире,

— как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

— каковы пределы гибкости и подвижности этнической традиции,

— что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

— какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

— есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов и т. п.

Все эти вопросы вошли в поле зрения этнологии в последние десятилетия. Проблемное поле этнологии нарастает как снежный ком. Определения науки не успевают учитывать все новые и новые проблемы, которые попадают в поле зрения этнологов. Так, один из самых новых словарей концепций культурной антропологии определяет этнологию следующим образом: “Это — сравнительная дисциплина; ее цель описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин “этнология” происходит от греческого слова этнос, народ, связанный общими обычаями, нация.”[3] Это определение слишком расплывчато. Кроме того, вряд ли его можно назвать исчерпывающим. Все дело в том, что — этнология изучает все проблемы, связанные с жизнью этноса. Вопрос состоит в том, как, под каким углом зрения она их изучает?

На этот вопрос мы и должны сейчас ответить.

Начнем с того, что приведем перечень предметных областей, которые более-менее традиционно относятся к области этнологии или были отнесены к ней какими-либо авторитетными научными школами в последние годы. (При перечислении предметов этнологии мы будем двигаться от более традиционных и давно устоявшихся к менее традиционным, новым.)

Итак, считается, что этнология изучает:

— Материальную культуру народов;

— Ритуалы, обычаи, верования различных народов;

— Системы родства у различных народов; системы родственных кланов;

— Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти);

— Поведенческие системы, присущие разным народам;

— Системы воспитания присущие разным народам;

— Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;

— Сравнивание комплекса культурных черт различных народов;

— Динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения);

— Психологические особенности различных народов.

— Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде;

— Сравнение ценностных систем этносов;

— Сравнение картин мира различных народов;

— Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов;

— Особенности межкультурных контактов;

— Причины возникновения и распада этносов;

— Демографические процессы, происходящие в этносах;

— Экономическое поведение членов того или иного этноса;

— Становление и развитие традиций;

— Проблемы этничности и этнических групп.

Список может быть продолжен и расширен. Но он и без того достаточно велик, для того, чтобы убедиться — проблемное поле этнологии очень широко. Первое, что бросается в глаза, это то, что многие из перечисленных предметных областей изучаются и другими науками, предметные поля как бы пересекаются. Особенно это касается следующих дисциплин: этнографии, политологии, культурологии, социологии, антропологии.

Рассмотрим каждое из перечисленных пересечений предметных полей, начиная с конца.

Этнология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами “этнология” и “антропология” в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии — культурной, социальной, психологической, структурной, символистской и т. п. (тех, которые и станут предметом нашего рассмотрения в рамках исторической этнологии), и когда вопрос касается физической антропологии. Но ведь и термин этнология нередко употребляется в связи со сравнением физиологических особенностей тех или иных народов. Одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Какие бы определения не давались в словарях этнологии и антропологии, как бы не проводились границы между ними разными авторами, устоявшаяся на сегодняшний день практика игнорирует все эти различия. В любых исследованиях по проблемам развития антропологии любой из представителей любой антропологической школы по воле автора может быть назван этнологом. С другой стороны исследования по истории и теоретическим проблемам этнологии рассматривает историю антропологии как свою собственную тему.

И все-таки синонимичность терминов этнология и антропология можно оспаривать хотя бы в одном смысле. Этнология шире, чем антропология по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии.

Приведем короткую справку о истории соотношения этих понятий. Первоначально, в первой половине XIX века “этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе “Парижского общества этнологии”, где к сфере этнологии относилось “изучение особенностей человеческих рас, специфики их физического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории”. С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию, как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии “Общества антропологии, этнологии и предыстории” (1869), в Италии — “Итальянского общества антропологии и этнологии” (1871) и т. д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии.

Наряду с этим, со второй половины XIX в., сложилась и иная традиция — рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, созданные в 1843 г. в Англии “Этнологическое общество” и в 1863 г. “Антропологическое общество” были в 1871 г. преобразованы в “Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии” (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, с. 68).

Этнология и социология. Этнология и культурология. Этнос является социальной и культурной общностью и, поэтому, этнологии используют в своих работах социологические и культурологические концепции. Многие из этнических процессов могут быть представлены в социологических и культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью понятия традиции, с точки зрения ее функционирования и модификации. Особенность этнологии состоит в том, что она учитывает кроме общесоциологических, общекультурных, общеэкономических закономерностей и особые закономерности функционирования этноса. Этнология принимает тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, но ее интересует вопрос, какие специфические процессы происходят в этносе в период модификации культурной традиции. Она вносит в общую теорию традиции и культурных изменений свой специфический блок новых знаний, который дополняет и углубляет традиционалистику.

Этнология, также как и социология, использует ценностный подход, но социология стремиться с помощью исследований ценностей продемонстрировать современные культурные, политические и т. д. доминанты общества и тенденции их развития. Этнологию же интересует в большей степени, какую роль играют ценности в формировании этнической картины мира, как с точки зрения психологии происходит их смена, имеет ли значение соотношение ценностных доминант, присущих различных групп внутри этноса. Таким образом, этнология является составной частью традиционалистики, а традиционалистика — составной частью этнологии. Этнология является составной частью ценностных исследований, а ценностные исследования составной частью этнологии. Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга.

Итак, мы рассмотрели случаи, когда этнология в большей или меньшей степени пересекается с другими научными дисциплинами. Перечисление подобных примеров можно было бы продолжить. Теперь мы приведем примеры, когда этнология:

1. Является материалом для другой науки: таково, например, отношение этнологии к политологии.

2. Рассматривает другую науку как материал для своих выводов и обобщений, является для другой науки объяснительным механизмом. Таково отношение этнологии к этнографии. Таковым оно, как мы увидим выше, является и по отношению к истории.

Этнология и политология. Попытки литературного описания характеров различных народов идут от Феофраста и продолжаются до сих пор. Такого рода описания не долго оставались просто занимательным чтением. Описания жизни народов систематизировались и уже в Римской империи сделались базой “искусства управления народами”, то есть служили пособием для властей по вечно актуальному национальному вопросу, а так же по внешней, приграничной политике. Традиция целенаправленного изучения в целях политических была доведена до совершенства в Византии, в частности, в труде императора Константина Багрянородного “Об управлении империей” (IX в.). Внешняя политика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование племенами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и “модели поведения”, как сказал бы современный этнолог. “Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах “варваров”, об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях между ними, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.”[4] Разумеется поступала так не только одна Византия и можно смело утверждать, что в таковом качестве этнология использовалась на протяжении всей последующей истории. Научная школа исследования “национального характера” в середине XX века, как мы покажем выше, зародилась в непосредственно политических целях.

Этнология и этнография. А теперь обратимся к наиболее интересному для нас вопросу, а именно рассмотрим этнологию в качестве науки, генерирующей объяснительные модели и теории для других наук. Рассмотрим это прежде всего на примере этнографии, поскольку современная этнология, большей своей частью, выступает именно в таком качестве: вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала. Такова специфика отношений между этими двумя дисциплинами. Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией.

Не вполне адекватной представляется широко распространенная точка зрения, что этнография и этнология (антропология) понятия практически синонимичные: то, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологии. В действительности, термин этнография существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же, с самого момента своего зарождения, выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательным, “полевые” материалы (сколь бы обильны они ни были) — являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства (второе чаще, чем первое).[5] Этнографические материалы использовались как материалы для интерпретаций.

В последнее время этот взгляд на этнологию становится все более распространенной. Так, один из недавних словарей этнологических терминов утверждает, что “в узком понимании, этнология — теоретическое народоведение, в отличии от описательного — этнографии”[6], делая, правда при этом оговорку, что это только нарождающаяся точка зрения. Согласно этому же словарю “основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала”[7].

Проиллюстрируем это, обратившись к теориям, возникавшим в ходе развития этнологии и применявшимся ею в полевых исследованиях в качестве объяснительного механизма.

Этнология

Этнология Хотя термин «этнология» применялся в западноевропейской науке часто, но всегда по разным поводам, в разных значениях и потому остался «вакантным». Поэтому, когда в Географическом обществе Советского Союза начались работы по обобщению проблем палеоэтнографии

3. История и этнология

3. История и этнология Схема этногенеза наглядна и облегчает изучение этнической истории, — но только как вспомогательный мнемонический прием. Она относится к историческому повествованию, как каталог библиотеки — к содержанию книгохранилища, или старый план Москвы —

Этнология и историческая география (Ландшафт и этнос: XIII)

Этнология и историческая география (Ландшафт и этнос: XIII) Статья опубликована в "Вестнике Ленинградского ун-та". – 1972. – N 18. вып. 3. – С. 70-80. Во всех исторических процессах от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) общественная и

Генерал Фитин изучает досье

Генерал Фитин изучает досье Сталин не особенно доверял первым донесениям разведки в отношении атомных исследований за рубежом, но делал все необходимое, чтобы получить информацию о том, что там происходило. После визитов к нему Берия в конце 1941 года он вызвал к себе двух

К ВВЕДЕНИЮ: ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?

К ВВЕДЕНИЮ: ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ? Из статьи A.B. Гулыги «История как наука». «Философские проблемы исторической науки» (М.: «Наука», 1969) Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать по крайней мере шесть значений этого слова. Два из них имеют чисто

Этнология

Этнология Хотя термин «этнология» применялся в западноевропейской науке часто, но всегда по разным поводам, в разных значениях и потому остался «вакантным». Поэтому, когда в Географическом обществе Советского Союза начались работы по обобщению проблем палеоэтнографии

Что изучает астрология?

Что изучает астрология? «Астрология – это учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека» – такое определение мы найдем в Большом энциклопедическом словаре. Немного поразмышляв, наверное, прибавим: «Это учение позволяет предсказывать будущие события». И

Историческая этнология учебное пособие для вузов

Историческая этнология учебное пособие для вузов Предисловие Задача настоящего учебного пособия — ознакомить студентов-историков с теми этнологическими сведениями, которые будут необходимы им в их собственной исследовательской работе. Поэтому приоритетное внимание

2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму

2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму В археологии первобытности идея развития господствовала, по существу, с самого ее начала. В этнологию первобытности она проникла тогда, когда началось теоретическое осмысление собранного этой наукой

Глава одиннадцатая Тесла изучает ультразвук. Телегеодинамика. Можно ли ослабить землетрясение? Случай в лаборатории. Марк Твен — жертва ультразвуковых вибраций

Глава одиннадцатая Тесла изучает ультразвук. Телегеодинамика. Можно ли ослабить землетрясение? Случай в лаборатории. Марк Твен — жертва ультразвуковых вибраций Во время опытов с токами высокого напряжения — до нескольких миллионов вольт, — проводимых в лаборатории на

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из
древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, составляя все более полную картину этнического образа народов.

Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием, и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственных, территориальных, языковых и других различий. Многие авторы античности оставили довольно подробные точные систематизированные данные о некоторых народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. и прозванный «отцом истории», дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.), много путешествовавший, является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. Римский писатель, ученый Плиний Старший (23 — 70 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», состоящей из 37 книг, дает подробные сведения по истории и быту Рима и римлян. В очерке «Германия» римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117 гг.) описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.

Дальнейшее расширение и развитие научных знаний в области этнологии было обусловлено практическими потребностями жизни. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху так называемого Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в
культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться.

В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке.

Сам термин «этнология» стал употребляться сравнительно недавно. Имеются сведения о том, что термин «этнология» был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. До середины XIX в. этот термин употреблялся при описании различных этнических процессов наряду с термином «этнография», не обозначая еще особую науку. Формально в 1830 г. французский ученый Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин в качестве наименования новой науки о народах и культурах. Постепенно это название распространилось в крупнейших европейских странах, а во второй половине XIX в. стало употребляться и в России.

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.

Следует отметить, что относительно предмета, целей и места этнологии в системе наук с середины XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии среди ученых различных школ и направлений. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. Достаточно сказать, что в научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки.

Как уже отмечалось, наука этнология конституировалась во Франции. В 1839 г. здесь было основано Парижское общество этнологии. С этого времени Франция стала одним из центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».

В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».

В отличие от Англии, в США этнология развивалась, главным образом, под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в., данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих
народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. В XIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранения его национальной самобытности.

Отечественная этнология зарождалась в середине XIX в. Большую роль в этом сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества, которое было создано для выполнения не только научных, но и прикладных задач. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. В полиэтнической России развитие этнологии во многом определялось практическими потребностями изучения населяющих ее этносов. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, в том числе изучения ее народов. Нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. Была принята также программа «Об этнографическом изучении народности русской», которая предусматривала исследование русского этноса и его этнографических групп. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь и другие регионы и созданы подробные этнографические карты Европейской России.

У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.

После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, в республиках Кавказа, Средней Азии и других регионах.

Следует отметить что в СССР вплоть до 1990 г. термин «этнология» в
научной литературе почти не употреблялся (за исключением
20-х г.). Поэтому этнология наряду с этнографией развивалась
под одним официальным названием — «этнография». После переименования Института этнографии в институт этнологии и антропологии термин «этнология», обозначающий самостоятельную научную отрасль, стал общепризнанным и популярным.

В 50-е гг. XX в. начался новый этап этнологии, были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и
зарубежных странах. Начиная с 1970-х гг. этнологи СССР стали
проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, видных ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациоиальных исследований
расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основе работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнологами.

В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во мно-гих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, Центры, подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений. Вопросы, рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к этнологии как научной дисциплине в широком значении.

В этот день:

Дни рождения 1891 Родился Уильям Фоксуэлл Олбрайт — американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии. 1953 Родился Михаил Васильевич Шуньков — директор ИАЭТ СО РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, специалист по первоначальному заселению человеком Северной Евразии, палеогеографии плейстоцена, палеоэкологии человека, взаимодействию первобытной культуры и окружающей природной среды.

Объектом изучения этнологии являются этносы, их жизнедеятельность. Известно, что существование этносов связано с экономической, социальной, политической, культурной и другими сферами общественной жизни. Поскольку эти сферы жизни общества изучаются другими науками, этнология непосредственно взаимодействует с соответствующими науками. В связи с этим появились отрасли научного знания, сочетающие этнологию и другие социально-гуманитарные науки. Прежде всего это относится к этнографии, антропологии, культурологии, социологии, политологии, лингвистике, психологии.

Наиболее близкой и родственной к этнологии является этнография (от греч. «этнос» — племя, народ; «графо» — писать). Этнографические знания появились еще в глубокой древности, однако как самостоятельная область знаний этнография возникла в середине XIX в. Главный предмет этнографии — сходство и различие между народами, их этнический облик, присущая им специфика. Главный источник этнографии — данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные методы исследования, опросы, интервью, сбор коллекций и т. п.). С древности и в течение долгого времени этнография развивалась вместе с географией в неразделенной науке, которую можно условно назвать «странонародоведением».

Как видим, этнография подобно этнологии, изучает народы-этносы и как народоведение во многом совпадает с этнологией. Поэтому часто понятия «этнография» и «этнология» Употреблялись как синонимы. В частности, в СССР термин «этнография» применялся и в собственном значении и в значении, обозначающем этнологическую науку. Однако, хотя эти науки теснейшим образом связаны между собой, между ними есть и различия. Этнография как таковая в большей мере — описательная наука, а этнология — теоретическое народоведение. Современная этнология вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала, дает этнографии концептуальный аппарат. Этнографические материалы используются как эмпирическая база для теоретических обобщений и выводов этнологии.

Весьма близкой к этнологии является антропология. Достаточно отметить, что обе науки изучают вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, межрасовой метисации и т. п. В некоторых странах понятия «этнология» и «антропология» рассматриваются как синонимы. В связи с этим существует точка зрения, что этнология, культурная антропология и социальная антропология — лишь разные названия одной и той же науки. Вследствие этого существует некоторая неопределенность, вызванная взаимозаменяемостью этих понятий: одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Более того, в Великобритании и некоторых других странах этнология развивалась под названием «социальной антропологии», а в США — «культурной антропологии». Вместе с тем термин «этнология» существует и в западной науке и означает, в сущности, то же самое, что и в России.

Не отрицая тесной связи этнологии и антропологии, все же следует признать, что эти понятия не синонимичны. По своей предметной области этнология шире, чем антропология. Предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, этнических, этномиграционных и этнодемографических процессов и др. Антропология была и остается наукой о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Этносы как исторические явления формируются не только в результате природных процессов, но и одновременно в результате развития социокультурных процессов. Поэтому этнология в своих исследованиях использует социологические и культурологические методы и концепции. Следовательно, этнология, культурология и социология пересекаются в предмете своего исследования.

На стыке этнологии и социологии возникла научная дисциплина этносоциология, изучающая социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей и групп, их взаимодействий, закономерностей их коллективного поведения, а также взаимосвязей членов этноса и социальной среды. Область этносоциологического изучения довольно широка. По мнению немецкого ученого-этносоциолога Р. Турнвальда, эта наука главным образом изучает взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран. По существу, этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества.

Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных (в узком смыспе) явлений в современном обществе — этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общностях. Этносоциология стремится раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, трудового и досугового поведения, обычаев, обрядов, межличностных этнических отношений, выявить этнические особенности таких явлений и процессов, как отраслевая и профессиональная занятость, миграционная и трудовая мобильность, демографическое и социальное воспроизводство и т. д. Поскольку этническая специфика наиболее наглядно проявляется в сфере культуры и быта и воспроизводится, прежде всего, через семью, постольку в этих областях, прежде всего, и сосредотачиваются исследования по этносоциологии.

Этносы являются действующим лицом, групповым субъектом политики. Одновременно этносы представляют собой не только субъект, но и объект, точку приложения политических влияний. Наиболее активным генератором таких воздействий является государство. С этой целью в нем создаются определенные структуры, разрабатывающие и осуществляющие этническую (национальную) политику.

Отрасль науки, изучающая сферу взаимодействия этносов с политикой, называется этнополитологией. Под предметом и проблематикой этнополитологии понимаются место и роль этнонациональных сообществ (этносов, наций, этнических групп) в истории человечества и политической жизни общества, их взаимодействие между собой, с государством и его органами, закономерности этнополитических процессов, начала и принципы этнонациональной политики, политические устремления народов м приобретение тех или иных форм национальной государственности, политического и правового статуса, пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов и обеспечение этнополитической стабильности в отдельном государстве и в мире в целом. Таким образом, этнополитология — это совокупность, синтез, диалектическое единство двух научных дисциплин: этнологии и политологии.

Этнология широко и тесно переплетается с психологией. Междисциплинарная отрасль знания изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции этнического и национального самосознания, этнических стереотипов и т. п. Изучение всех этих проблем приобретает особое значение в многонациональной, полиэтнической стране.

Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому этнопсихологические знания важны для разработки научно обоснованной национальной политики, создания благоприятного психологического климата в межэтнических отношениях.

Наряду с отмеченными науками, этнология взаимодействует и с некоторыми другими, образуя целый ряд междисциплинарных прикладных наук: палеоэтнологию, изучающую культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистику, рассматривающую проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнонимику, изучающую происхождение и функционирование этнонимов — названий этнических общностей и др.

В этот день:

Дни рождения 1891 Родился Уильям Фоксуэлл Олбрайт — американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии. 1953 Родился Михаил Васильевич Шуньков — директор ИАЭТ СО РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, специалист по первоначальному заселению человеком Северной Евразии, палеогеографии плейстоцена, палеоэкологии человека, взаимодействию первобытной культуры и окружающей природной среды.

В 40-е гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки. Все они были членами этнографического отделения при Российском географическом обществе. Для истории этнографической науки существенны взгляды Кавелина по вопросу о том, что называется пережитками. Обычно «теорию пережитков» приписывают английскому этнографу Тайлору, однако известно, что еще за 20 лет до Тайлора почти те же взгляды развивал Кавелин. Еще в середине прошлого века Кавелин предложил метод этнопсихологического исследования по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, верованиям, фольклору.

Одним из учредителей Русского географического общества был
Н.И. Надеждин (1804 — 1856), а с 1848 г. он возглавлял его отделение этнографии. На одном из заседаний Общества в 1846 г. он выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую».

Большой вклад в организацию и становление этнографической и этнологической наук внес академик Д.Н. Анучин (1843 — 1923).

Он был создателем и первым руководителем кафедры антропологии в Московском университете, одновременно читал и курс этнологии и был автором ряда ценных этнографических работ.

Заметным вкладом в этнологическую науку явились труды известного российского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая (1846 — 1888).

В течение многих лет он изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. И хотя в его трудах содержатся богатые наблюдения и материалы этнографического характера, тем не менее они имеют важное значение для исследования собственно теоретических проблем этнологии.

В истории русской этнографии видное место занимают брат и сестра — Н.Н. Харузин (1865 — 1900) и В.Н. Харузина (1866 — 1931).

Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Основные его труды — по этнографии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, изданные посмертно под общим названием «Этнография» (т. I — IV, СПб., 1901 — 1905).

В.Н. Харузина занималась преимущественно проблемами верований и фольклором. Она читала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское время — в Московском университете. Была автором ряда популярных книг. Курс лекций по этнографии Харузиной (1909, 1914) переиздан в 1941 г. («Введение в этнографию»).

В конце XIX — начале XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет предлагал исследовать этническую психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. Отсюда следует, что ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа этноса, советский период развития отечественной этнологии был накоплен и собран обширный эмпирический материал. Результаты многолетних исследований были обобщены в научных трудах Института этнографии Академии наук СССР, других научных учреждений союзного и республиканского значения. В довоенный период развитие этнологической науки связано с именами П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др. В послевоенное время (60 — 70-е гг.) выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Першиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899 — 1985) создал серию работ по проблемам общественного строя, этногенеза, истории и религии разных народов. Широко известны его работы «История русской этнографии» и «История зарубежной этнографии». Чебоксаров (1907 — 1980), также профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии. С именем Арутюнова связаны труды по этнографии народов Восточной Азии и Закавказья, теоретическим проблемам этнологии и культурологии.

С середины 60-х гг. XX в. большое внимание уделялось этнонациональным и межэтническим, межнациональным проблемам и отношениям. Центром этих исследований стал Институт этнографии СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН), директором которого был Ю.В. Бромлей (1921 — 1990) — академик, ученый широкого кругозора. Он возглавлял коллектив исследователей, куда входили такие известные ученые, как Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Тишков, М.Н. Губогло и др. Ученые института развернули исследования по ряду пограничных и междисциплинарных направлений этнологической науки — этносоциологии, этнокулътурологии, этнопсихологии, этнолингвистике и др. Большой вклад был внесен в научную разработку проблем наций и национальных отношений.

Особое место в этнологии занимает Л.Н. Гумилев (1912 — 1992). Он является автором оригинальной концепции этногенеза, Гумилев исходил из допущения, согласно которому этнос (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Этносы рождаются, взрослеют, увядают и умирают; норма продолжительности жизни этноса по Гумилеву — 1200 — 1500 лет. Следует отметить, что концепция Гумилева является предметом дискуссий среди российских ученых.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные положения эволюционизма, его достоинства и недостатки.
2. Покажите, в чем суть концепций антиэволюционизма.
3. Проанализируйте теорию диффузионизма, ее содержание и применение в этнологических исследованиях.
4. Раскройте содержание теории функционализма и ее методологическое значение в этнологических исследованиях.
5. Покажите значение социологической школы в развитии этнологии.
6. Проанализируйте американскую историческую школу Ф. Боаса и ее влияние на развитие этнологии.
7. Каковы основные положения этнопсихологической школы?
8. Каково значение этнопсихологической школы для этнологических исследований?
9. Раскройте суть и значение структуралистского направления в этнологии.
10. Проанализируйте современное состояние этнологической науки.
11. Каковы достижения и недостатки отечественной этнологической науки в XX в.?

Литература

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.
2. Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М., 2001.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.
4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991.
5. Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976.
6. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.
7. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. — М., 1997.
8. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1998.
9. Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. — М., 1978.
10. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.
11. Этнология в США и Канаде. — М., 1989.

В этот день:

Дни рождения 1891 Родился Уильям Фоксуэлл Олбрайт — американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии. 1953 Родился Михаил Васильевич Шуньков — директор ИАЭТ СО РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, специалист по первоначальному заселению человеком Северной Евразии, палеогеографии плейстоцена, палеоэкологии человека, взаимодействию первобытной культуры и окружающей природной среды.


ЭТНОЛО'ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. ethnos — народ и logos — учение] (спец.). Наука о народах, преимущ. первобытных (имеющая весьма расплывчатое содержание, совпадающее то с антропологией, то с этнографией и историей культуры).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

этноло́гия

1. наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова стибренный (прилагательное):

Синонимы к слову «этнология»

Предложения со словом «этнология»

  • Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса.

Сочетаемость слова «этнология»

Понятия со словом «этнология»

Этноло́гия (греч. ἔθνος «народ» + λόγος «учение, наука») — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины этнография. В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука (ср. география.

Дополнительно

Предложения со словом «этнология»

Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса.

Особенно сильная традиция такого глобального подсчёта существует в отечественной этнологии и статистике.

Оживляет пыльные археологические находки сравнительная этнология или этнография, хотя в антропогенезе её применимость довольно спорна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: