Для политики дорогих денег не характерно ограничение инфляции

Обновлено: 28.04.2024

г) изменение Национальным банком страны условий валютой торговли с целью регулирования курса национальной валюты.

д) нет верного ответа.

195. Разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику:

а) центральный банк;

б) коммерческие банки;

г) отраслевые министерства;

196. Конечными целями денежно-кредитной политики являются:

а) устойчивые темпы экономического роста;

б) высокий уровень занятости;

в) стабильный уровень цен;

г) равновесный платежный баланс;

д) все ответы верны.

197. К числу основных конечных целей денежно-кредитной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) стабильный уровень цен;

в) улучшение здоровья граждан;

г) повышение доходов населения;

д) нет верного ответа.

198. К основным инструментам денежно-кредитной политики НЕ относятся:

а) учетная ставка;

б) норма обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке;

г)налоги и налоговые ставки;

д) нет верного ответа.

199. Термин «учетная (дисконтная) ставка» означает:

а) процентную ставку по ссудам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам;

б) процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческими банками предприятиям;

в) процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческими банками населению;

г) процент ежегодного прироста денежной массы в обращении;

д) нет верного ответа.

200. Процентная ставка по ссудам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам – это:

а) учетная (дисконтная) ставка;

б) норма обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке;

г) налоговая ставка;

д) нет верного ответа.

201. Термин «учетная (дисконтная) ставка» является инструментом государственной политики:

в) распределения доходов;

д) денежно-кредитной.

202. Термин «учётная (дисконтная) ставка» означает:

а) цену государственных ценных бумаг;

б) процент, под который Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам;

в) процент по кредиту для строительства жилья;

г) процент, по которому предоставляются кредиты предприятиям;

д) нет верного ответа.

203. Если Центральный банк уменьшает учетную (дисконтную) ставку, то:

а) снижается общая величина резервов коммерческих банков;

б) увеличивается объем ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам;

в) увеличивается величина сбережений населения;

г) уменьшается объём ссуд, предоставляемых коммерческими банками населению;

д) нет верного ответа.

204. Если Центральный банк увеличивает учетную (дисконтную) ставку, то:

а) увеличивается общая величина резервов коммерческих банков;

б) уменьшается объём ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам;

в) снижается величина сбережений населения;

г) увеличивается объём ссуд, предоставляемых коммерческими банками населению;

д) нет верного ответа.

205.Термин «операции на открытом рынке» означает:

а) деятельность Центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам;

б) деятельность Центрального банка по покупке и продаже государственных ценных бумаг;

в) операции по покупке национальной валюты;

г) деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм;

д) деятельность коммерческих банков по кредитованию населения.

206. Деятельность Центрального банка по покупке и продаже государственных ценных бумаг – это инструмент политики:




в) распределения доходов;

д) денежно-кредитной.

207. Если Центральный банк продает государственные ценные бумаги, то денежное предложение:

а) уменьшается;

в) остается неизменным;

г) недостаточно информации для ответа;

д) нет верного ответа.

208.Если Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги, то денежное предложение:

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) недостаточно информации для ответа;

д) нет верного ответа.

209. «Норма обязательных резервов» – это:

а) процент общего объёма депозитов, который коммерческие банки должны хранить на резервных счетах или в виде кассовой наличности;

б) общий объём резервов коммерческих банков;

в) предельная сумма денежных средств, которую могут хранить юридические лица на счетах в банках;

г) предельная сумма денежных средств, которую могут хранить физические лица на счетах в банках;

д) предельная сумма денежной наличности, которая может храниться в кассе предприятия;

210. Процент общего объема депозитов, который коммерческие банки должны хранить на резервных счетах или в виде кассовой наличности – это:

а) норма обязательных резервов;

б) учетная (дисконтная) ставка;

в) операции на открытом рынке;

г) налоговая ставка;

д) нет верного ответа.

211. Все резервы коммерческих банков делятся на:

г) фактические, обязательные, избыточные;

д) нет правильного ответа.

212. Фактические резервы коммерческих банков равны:

а) сумме обязательных и избыточных резервов;

б) только сумме обязательныхрезервов;

в) только сумме избыточных резервов;

г) сумме наличных денег;

д) нет верного ответа.

213. Термин «норма обязательных резервов» является инструментом государственной политики:

в) распределения доходов;

д) денежно-кредитной.

214. Если норма обязательных резервов уменьшается, то обязательные резервы коммерческих банков:

а) уменьшаются, а избыточные – увеличиваются ;

б) уменьшаются, и уменьшаютсяизбыточные резервы;

в) увеличиваются, и увеличиваются избыточные резервы ;

г) остаются постоянными, а избыточные – уменьшаются;

д) нет верного ответа

215. Если норма обязательных резервов увеличивается, то обязательные резервы коммерческих банков:

а) увеличиваются, а избыточные – уменьшаются;

б) уменьшаются, и уменьшаютсяизбыточные резервы;

в) увеличиваются, и увеличиваются избыточные резервы ;

г) остаются постоянными, а избыточные – уменьшаются;

д) нет верного ответа

216. Изменение нормы обязательных резервов:

а) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег;

б) не влияет на предложение денег;

в) проводит правительство для балансирования доходов и расходов госбюджета;

г) осуществляет каждый коммерческий банк;

д) нет верного ответа.

217. Если Центральный банк решает сократить предложение денег, он может:

а) снизить норму обязательных резервов;

б) увеличить норму обязательных резервов;

в) уменьшить учётную ставку;

г) осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке;

д) нет верного ответа.

218. Если Центральный банк принимает решение увеличить предложение денег, он может:

а) уменьшить учётную ставку;

б) увеличить учётную ставку;

в) увеличить норму обязательных резервов;

г) осуществить продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке;

д) нет верного ответа.

219. Политика «дорогих денег», направленная на сокращение денежной массы, проводится для:

а) сокращения безработицы;

б) уменьшения инфляции;

в) сокращения дефицита госбюджета;

г) стимулирования экспорта;

д) нет верного ответа.

220. Политика «дешевых денег», направленная на увеличение денежной массы, осуществляется для:

а) сокращения безработицы;

б) уменьшения инфляции;

в) сокращения госбюджета;

г) снижения налогов;

д) нет верного ответа.

221. Банковский мультипликатор равен:

а) величине, обратной норме обязательных резервов;

б) норме обязательных резервов;

в) величине учётной ставки;

г) величине уровня инфляции;

д) нет верного ответа.

222.Показатель, равный обратной величине нормы обязательных резервов – это мультипликатор:

г)банковский;

д) государственных расходов.

223. Наиболее используемый инструмент денежно-кредитной политики в Республике Беларусь:

а) учётная ставка (ставка рефинансирования);

б) операции на открытом рынке;

в) норма обязательных резервов;

г) лимиты кредитования;

д) нет верного ответа.

224. Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры промежуточных и конечных целей – это:

а) создание «новых денег» банковской системой;

б) передаточный механизм денежно-кредитной политики;

в) денежная реформа;

д) нет верного ответа.

225. Избыточные резервы коммерческих банков – это:

а) разница между величиной всех резервов и обязательными резервами;

б) сумма всех резервов и обязательных резервов;

в) прибыль банка;

г) сбережения физических лиц;

д) нет верного ответа.

226. Денежно- кредитная политика может быть:

а) только гибкой;

б) только жесткой;

в) только эластичной;

г)гибкой, жесткой, эластичной;

д) нет верного ответа.

227. Денежный мультипликатор – это:

а) отношение предложения денег к денежной базе;

б) отношение доходов государства к его расходам;

в) отношение сбережений к инвестициям;

г) отношение прибыли коммерческих банков к выданным кредитам;

д) нет верного ответа.

228. Если норма обязательных резервов составляет 10%, то величина банковского мультипликатора равна:

б) 10;

д) все ответы верны.

229. В период инфляции ЦБ проводит политику «дорогих денег», направленную на:

а) сокращение денежной массы;

б) увеличение денежной массы;

в) сохранение постоянного количества денежной массы;

г) повышение уровня цен в экономике;

д) нет верного ответа.

230.В период спада производства и высокой безработицы ЦБ проводит политику «дешевых денег», направленную на:

а) сокращение денежной массы;

б) увеличение денежной массы;

в) сохранение постоянного количества денежной массы;

г) сбалансированность платежного баланса;

д) нет верного ответа.

231. Норму обязательных банковских резервов устанавливает:

а) Центральный банк;

б) коммерческие банки;

д) нет верного ответа.

232. Эффективность денежно-кредитной политики определяется факторами:

Решение:Денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком, производиться посредством политики дешевых и дорогих денег.
Политика дешевых денег присуща экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП.

Для политики дешевых денег не характерно высказывание, что она …

сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию
влечет за собой увеличение денежного предложения
стимулирует рост инвестиций и ВВП
делает кредит дешевым и легкодоступным

Для политики дешевых денег не характерно высказывание, что она …

увеличивает издержки получения кредита
способствует росту занятости населения
увеличивает совокупный спрос
увеличивает доступность кредита

Решение:Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.

В целях снижения дополнительных расходов и нейтрализации инфляции проводится политика …

дорогих денег
дешевых денег
сдерживающая дискреционная
стимулирующая дискреционная

Решение:Политика дорогих денег (жесткая денежно-кредитная политика) предполагает поддержание массы денег в стране на определенном уровне и гибкость процентных ставок.
Проводя политику «дорогих денег», центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норматив обязательных резервов; повышает процентную ставку.
Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.

Для политики дорогих денег не характерно высказывание, что она …


делает кредит дешевым и легкодоступным
ограничивает рост денежной массы в стране
понижает доступность кредита
сокращает совокупные расходы

Политика дорогих денег приводит к …

ограничению инфляции
увеличению денежного предложения
понижению процентной ставки
росту инвестиций

Решение:Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

покупка ценных бумаг на открытом рынке
повышение учетной ставки
увеличение нормы резервирования
продажа ценных бумаг на открытом рынке

Решение:Выделяют три главных инструмента денежной политики,с помощью которых центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) операции на открытом рынке;

2) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования);

3) изменение нормы обязательных резервов.

К увеличению объема денежной массы приводят покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки и нормы резервирования.

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

сокращение нормы резервирования
повышение ставки рефинансирования
продажа ценных бумаг на открытом рынке
увеличение учетной ставки

Решение:К увеличению объема денежной массы приводятпокупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки и нормы резервирования.

Сокращение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

увеличение нормы резервирования
снижение ставки рефинансирования
покупка ценных бумаг на открытом рынке
сокращение учетной ставки

Решение:К сокращению объема денежной массы приводятпродажа ценных бумаг на открытом рынке, повышение учетной ставки и нормы резервирования.

Сокращение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

продажа ценных бумаг на открытом рынке
снижение учетной ставки
сокращение нормы резервирования
покупка ценных бумаг на открытом рынке

Решение:К сокращению объема денежной массы приводят продажа ценных бумаг на открытом рынке, повышение учетной ставки и нормы резервирования.

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

уменьшение учетной ставки
продажа ценных бумаг на открытом рынке
увеличение нормы резервирования
повышение ставки рефинансирования

Решение:К увеличению объема денежной массы приводят покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки и нормы резервирования.

Если центральный банк повышает учетную ставку, то эта мера, являющаяся частью денежно-кредитной политики, направлена, в первую очередь, на …

сокращение общего объема денежной массы
стимулирование роста величины сбережений населения
содействие увеличению объемов ссуд, предоставляемых центральным банком коммерческим банкам
рост общей величины резервов коммерческих банков

Решение:Повышение учетной ставки делает кредиты центрального банка менее доступными для коммерческих банков. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у Центрального банка, поэтому тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки и, следовательно, тем меньше денежная масса.

Центральный банк совершает широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке с целью …

снижения общей величины резервов коммерческих банков и денежного предложения
увеличения общего объема резервов коммерческих банков и денежного предложения
содействия росту объемов ссуд, предоставляемых центральным банком коммерческим банкам
усиления инвестиционной активности предприятий и банковского сектора экономики

Решение:Операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики предполагают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Если центральный банк продает ценные бумаги, то это означает изъятие денежных средств из оборота.

Снижение учетной ставки процента влечет за собой …

понижение процентных ставок
сокращение кредитных операций
увеличение процентных ставок
увеличение обязательных резервов коммерческих банков

Повышение учетной ставки процента влечет за собой …

сокращение кредитной активности коммерческих банков
сокращение обязательных резервов коммерческих банков
увеличение резервов денежных средств коммерческих банков
расширение денежного предложения

Решение:Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) – это изменение ставки процента, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.

Увеличение нормы обязательных резервов влечет за собой …

сокращение кредитной активности коммерческих банков
сокращение процентной ставки
расширение денежного предложения
увеличение доступности кредита

Решение:Изменение норм обязательных резервов – метод воздействия на величину банковских резервов. Изменение нормы обязательных резервов происходит в форме увеличения или уменьшения. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой …

рост кредитной активности коммерческих банков
сокращение денежного предложения
увеличение резервов денежных средств коммерческих банков
сокращение процентных ставок

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

сокращение нормы резервирования
повышение ставки рефинансирования
продажа ценных бумаг на открытом рынке
увеличение учетной ставки

Решение:Выделяют три главных инструмента денежной политики,с помощью которых центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: 1) операции на открытом рынке; 2) изменение учетной ставки(или ставки рефинансирования); 3) изменение нормы обязательных резервов.

К увеличению объема денежной массы приводят покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки и нормы резервирования.

Увеличение объема денежной массы в экономике может быть вызвано такой мерой денежно-кредитной политики, как …

покупка ценных бумаг на открытом рынке
повышение учетной ставки
увеличение нормы резервирования
продажа ценных бумаг на открытом рынке

Решение:Выделяют три главных инструмента денежной политики,с помощью которых центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) операции на открытом рынке;

2) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования);

3) изменение нормы обязательных резервов.

К увеличению объема денежной массы приводят покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение учетной ставки и нормы резервирования.

Продавая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк …

сокращает кредитные возможности коммерческих банков
сокращает обязательные резервы коммерческих банков
увеличивает резервы денежных средств коммерческих банков
увеличивает денежное предложение

Решение:Операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в стране. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Продавая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк …

сокращает кредитные возможности коммерческих банков
сокращает обязательные резервы коммерческих банков
увеличивает резервы денежных средств коммерческих банков
увеличивает денежное предложение

Решение:Операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в стране. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

К факторам, влияющим на предложение на рынке финансового капитала, не относят …

спрос на рынке готовых продуктов
величину сбережений домашних хозяйств
срок отвлечения средств
величину рисков инвестирования

Решение:Предложение капитала зависит от размеров сбережений, срока отвлечения средств и риска инвестирования.
Итак, к факторам, влияющим на предложение на рынке финансового капитала, не относят спрос на рынке готовых продуктов.

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:

- поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту;

- удержания и снижения уровня инфляции. Выбор одного из направлений процентной политики фактически является выбором одного из имеющихся «плохих» решений.

Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.

- стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

- селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

- сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

- рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

- снижение устойчивости банковской системы;

- ухудшение ситуации с «плохими» долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

- стабилизация курса рубля;

- рост сбережений населения;

- снижение темпов роста кредитования;

- сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

- увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;

- сокращение спроса и снижение объемов производства;

- падение инвестиционной активности;

- рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новые уровни рентабельности свидетельствуют о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики «дорогих» денег, а также об Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод.

Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность и оживить ее рост в период проведения политики «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В частности, налицо ухудшение финансовых и динамических показателей машиностроительного комплекса — фактического локомотива роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств. Очевидные проблемы машиностроительного комплекса, важнейшего с точки зрения будущего ландшафта российской промышленности, делают исключительно важным формирование и проведение государством активной политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика «дешевых» денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.




Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:

- стимулирования внутреннего спроса и производства (в том числе и поддержки уровня занятости);

- обеспечения стабильности банковской системы.

- минимизация спада производства;

- поддержка уровня занятости;

- стабильность (отчасти временная и видимая) банковской системы.

- сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля;

- высокие риски ускорения инфляции;

- консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

- расширение спроса снизит темпы падения производства;

- решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;

- сохранится высокая инфляция;

- продолжится снижение курса рубля;

- произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

-сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно отметим, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Индексация соцвыплат способна замедлить падение реальных доходов граждан в 2022 году на 1,4–2,8 п.п. в зависимости от сценария, до 7,5–9,2%, оценили в Институте ВЭБа. Минэкономики ожидает меньшего снижения доходов населения

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Решение по внеплановой индексации будет принято на следующей неделе на заседании Госсовета по социальной политике, заявлял 19 мая помощник президента Максим Орешкин. Поручение изучить вопрос повышения социальных выплат, зарплат бюджетников и пенсий президент Владимир Путин дал по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов, которое прошло в середине марта. «Понимаю, что серьезно бьет по доходам людей рост цен, поэтому в ближайшее время примем решение по увеличению всех социальных выплат», — говорил он тогда. По данным Росстата, по итогам апреля годовая инфляция достигла 17,8% — максимума с января 2002 года.

Экономисты института ВЭБа рассмотрели два потенциально возможных сценария с разными условиями индексации и рассчитали их эффект на показатели доходов населения, а также оценили требуемые затраты со стороны бюджета на их реализацию.

Два сценария повышения соцвыплат

В первом, базовом сценарии предусматривается увеличение МРОТ на 9% с 1 июля 2022 года — параллельно с выплатой пособий по безработице без изменения их размера, а также организацией временных работ и переобучения оставшихся без работы россиян.

На аналогичную величину, 9%, в сценарии заложена внеочередная индексация всех социальных пособий и материнского капитала. В то же время индексация пенсий с 1 июля 2022 года предусмотрена только на 5%, а дополнительного увеличения зарплат бюджетников в базовом сценарии не происходит: авторы берут в расчет только их традиционную октябрьскую индексацию, которая происходит ежегодно и соответствует индексу потребительских цен в предыдущем году (8,4% в 2021-м).

Комплекс таких мер будет стоить бюджету 794 млрд руб., самым затратным его аспектом вследствие роста числа безработных станет поддержка рынка труда (443 млрд руб.)

Девальвация национальной валюты и чрезмерная инфляция вынуждают правительство и центральный банк проводить политику дорогих денег.


Цели политики дорогих денег

Политика дорогих денег — действия, направленные на уменьшение в стране объема наличной и безналичной денежной массы в момент, когда ей грозит (или уже начался) слишком бурный рост.

Принимая меры для удорожания денег, правительство и центробанк (ЦБ) преследуют следующие цели:

  • предотвратить обвал национальной экономики;
  • стабилизировать национальную валюту, прекратив либо предотвратив ее обесценивание;
  • уменьшить или хотя бы сохранить темп инфляции;
  • остановить отток вкладов населения из банковской системы, в дальнейшем стимулировать рост сбережений частных лиц;
  • снизить чрезмерные объемы кредитования.

Меры центрального банка

Чтобы достигнуть целей политики дорогих денег, центральный банк:

  • увеличивает ключевую ставку — минимальный процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банковским организациям;
  • повышает норму обязательных резервов — долю средств, привлеченных коммерческими банками, которую они должны хранить на счетах центробанка;
  • устраивает массовую продажу гособлигаций на открытом рынке.

Повышение ключевой ставки неизменно приводит к росту процентных ставок в коммерческих банках — и по кредитам, и по депозитам.

Увеличение нормы резервирования для коммерческих банков избавляет их от избыточной ликвидности. Повышение объема гособлигаций на открытом рынке играет ту же роль — ведет к уменьшению свободных резервов банковских организаций.

Последствия, плюсы и минусы

Эффективная политика дорогих денег приводит к сокращению денежной массы в национальной экономике. Она предполагает уменьшение предложения заемных ресурсов и соответствующее удорожание кредитных средств, что влечет негативные и позитивные последствия.

К позитивным относится селекция организаций и предприятий по эффективности, поскольку неэффективные хозяйствующие субъекты не могут обслуживать кредиты по увеличившимся процентным ставкам.

Другой плюс политики дорогих денег — рост активов нефинансового сектора благодаря повышению ставок по депозитам и прекращению (либо предотвращению) панических настроений относительно обесценивания сбережений.

Минусы удорожания денег:

  • уменьшение объемов производства;
  • снижение потребительского спроса, влекущее падение доходов производителей и торговых предприятий;
  • увеличение издержек коммерческих банков, вызванное удорожанием обслуживания кредитов;
  • усугубление проблем с «плохими» долгами;
  • рост числа обанкротившихся предприятий и банковских организаций, влекущий увольнение персонала, что означает рост безработицы;
  • снижение стабильности банковской системы в целом.

В таких условиях спасти от банкротства часть предприятий реального сектора экономики и предотвратить значительный рост безработицы может правительство с помощью разумных мер государственной поддержки. В обязательном порядке государство поддерживает системообразующие производственные предприятия и системно значимые банки, а также организации, обеспечивающие функционирование инфраструктурных объектов.

Заключение

Меры центрального банка, направленные на удорожание денег, призваны не допустить усугубления кризисных явлений в национальной экономике, ведущих к обвалу производства и краху финансового сектора страны.

Политика дорогих денег и политика дешевых денег сменяют друг друга в зависимости от текущего состояния национальной экономики, и прежде всего ее денежно-кредитного сектора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: