Допускается ли уплата налогов наличными деньгами

Обновлено: 19.04.2024

Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговый кодекс предусматривает, что налог может быть уплачен в безналичной форме, а также наличными денежными средствами (п. 4 ст. 58 НК РФ). Никаких условий для применения в каждой конкретной ситуации того или иного способа уплаты налога не установлено.

Однако контролирующие ведомства считают, что уплата налогов юридическими лицами должна производиться только в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. Наличная форма уплаты налога Налоговым кодексом и банковским законодательством РФ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-02-07/1/44732).

Чиновники, акцентируя внимание на требовании ст. 45 НК РФ самостоятельно уплатить налоги в бюджет, указывают, что в силу пп. 1 п. 3 статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. При этом уплата налогов юридическими лицами должна производиться только в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. Наличная форма уплаты налога Налоговым кодексом и банковским законодательством РФ не предусмотрена (Письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, от 24.10.2013 N 03-02-07/1/44732).

При проведении банковских операций допускаются переводы денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. Расчеты по поручению юридических лиц осуществляются по их банковским счетам (ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" предписывает принимать наличные денежные средства в уплату налоговых платежей только от физических лиц.

К сведению. В силу ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут осуществляться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

В пункте 3 ст. 45 НК РФ также сказано, что возможность внесения наличных денежных средств на уплату налогов в банк предусмотрена только для физических лиц. В связи с этим ФНС в недавнем письме указывает на необходимость применения организациями именно безналичной формы уплаты налогов в бюджет (Письмо от 28.09.2016 N ЗН-4-1/18184@). Более того, денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены налоговым органом в счет уплаты налоговых платежей за организацию. Данные платежи не подлежат уточнению. Для их возврата налоговое ведомство рекомендует физическому лицу обратиться с заявлением в налоговый орган по месту своего жительства (см. также Письмо ФНС России от 11.12.2013 N ЗН-4-1/22320@).

В то же время компетентные органы допускают возможность уплаты налогов законным или уполномоченным представителем налогоплательщика (см., к примеру, Письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, ФНС России от 18.09.2015 N СА-4-8/16492@).

Положения гл. 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (п. 1 ст. 29 НК РФ). Он осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Из пункта 1 ст. 45 НК РФ во взаимосвязи с вышеназванными положениями вытекает следующее: по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в установленном ГК РФ порядке. При этом само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика.

Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Этот вывод вытекает также из положений п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк.

Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно (от своего имени и за счет собственных средств) уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

Как указал КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О, на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет форма (безналичная или наличная), в которой происходит уплата денежных средств.

Именно так, по мнению Конституционного суда, нужно толковать понятие "самостоятельное исполнение обязанности по уплате налога", названное в п. 1 ст. 45 НК РФ. При этом вмешательство третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком недопустимо. Причины называются следующие:

  • препятствие результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога;
  • создание выгодной ситуации для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Согласно ст. 58 НК РФ уплата налога возможна как в безналичной форме, так и наличными денежными средствами. Однако для организаций выбор последней из названных форм уплаты налога не является бесспорным. Высшее налоговое ведомство убеждено, что денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены инспекцией в счет уплаты налоговых платежей за организацию. ФНС предлагает допустимый компромисс: физическое лицо вправе перечислить денежные средства на счет организации, а уже с него они могут быть уплачены в бюджет (Письмо N ЗН-4-1/22320@). Иной способ уплаты налогов за организацию недопустим. Суды же, напротив, указывают, что на признание обязанности по уплате налога исполненной не влияет форма оплаты. А сама обязанность может быть исполнена как лично налогоплательщиком, так и через его законного или уполномоченного им представителя.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации, кассу исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории "Сириус" в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, исполнительно-распорядительному органу федеральной территории "Сириус", организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требованием о перечислении налога местной администрацией, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус", организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты местных налогов в федеральной территории "Сириус" устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

(абзац введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

Государство всегда заинтересовано в том, чтобы его граждане и находящиеся в его юрисдикции организации исправно платили налоги. В этих целях законодатель учреждает различные правовые механизмы, в рамках которых возможно исполнение налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом. Но можно ли считать данные механизмы достаточно проработанными с точки зрения пользования юридическими лицами возможностью уплачивать налоги наличными?

Кто вправе платить налоги наличными?

Кто вправе платить налоги наличными

Уплата налогов наличными юридическим лицом, как и физическим, фактически разрешена законодательством РФ. В пункте 4 статьи 58 Налогового Кодекса России сказано, что уплата налога допускается как в наличной, так и в безналичной форме. При этом, плательщиком налога в соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ может быть, в принципе, любое лицо. Оно может быть и не связано де-юре с организацией, за которую платится налог.

Но в общем случае, конечно, предполагается, что связь между плательщиком и фирмой, за которую он производит платеж в бюджет, все же есть. Налоги за фирму может заплатить ее директор, главный бухгалтер. Специфика правоотношений фирмы может предусматривать оплату налогов ее должниками, партнерами. Схемы здесь могут быть самые разные, если, конечно, они не будут противоречить законодательству.

Важный нюанс: плательщиком налога по смыслу п. 1 ст. 45 НК РФ может быть на практике только физическое лицо. Дело в том, что юрлица в общем случае должны осуществлять расчеты с кем-либо только через свой банковский счет (об этом можно говорить на основании положений пункта 1 статьи 863 ГК РФ и пункта 5.1 Положения Банка России № 383-П).

Поэтому, строго говоря, юрлицо не может быть плательщиком налога наличными как самостоятельный субъект правоотношений. Но, даже если бы теоретически юрлицо и могло расплачиваться по налогам наличными, то эту процедуру, так или иначе, производил бы какой-то человек, доставая, условно говоря, наличные из своего кошелька в кассе банка. Поэтому, на практике тот факт, что платить налоги наличными есть возможность только у физлиц, а у юрлиц — нет, значения не имеет с точки зрения пользования заинтересованным лицом возможностью погашать долги фирмы по налогам.

Но какими могут быть причины необходимости уплаты налога за юридическое лицо наличными?

Каковы причины уплаты налога за юрлицо наличными?

Действительно, если говорить о юрлице, как и любом другом хозяйствующем субъекте, то большинство платежей оно в общем случае осуществляет с применением расчетного счета. Вместе с тем, необходимость уплаты фирмой налога наличными может возникнуть, если:

  1. Расчетный счет фирмы оказался заблокирован по тем или иным причинам. Например — при отзыве лицензии у банка.
  2. Фирма не успела открыть расчетный счет к моменту наступления сроков уплаты обязательного, не зависящего от факта получения выручки, налога (например, транспортного или ЕНВД).
  3. Ответственные за уплату налогов сотрудники фирмы — например, главный бухгалтер или сотрудники, находящиеся у него в подчинении, утеряли доступ к расчетному счету в то время, как налоги нужно срочно заплатить. Как вариант — при компрометации ЭЦП и ее временной деактивации, после которой пользование банковским аккаунтом оказалось невозможным. У фирмы могут быть и технические проблемы — например, перебои с интернетом.

Каковы причины уплаты налога

Это, конечно, не исчерпывающий перечень возможных причин, при которых расчетный счет юрлица может оказаться недоступным, но данные причины правомерно причислить к самым распространенным.

К слову, возможен еще один вариант, при которых налог фактически будет оплачен наличными — это процедура его принудительного взыскания с применением исполнительного листа Службой судебных приставов. В этом случае заинтересованным структурам, в принципе, все равно, каким образом долг по налогу погашается — в законодательстве предусмотрены регламенты его выплаты, фактически, любыми активами фирмы — денежными средствами, движимым или недвижимым имуществом, дебиторской задолженностью.

Но погашение долгов в порядке исполнительного производства — процедура, которая проводится в соответствии со специальными нормами законодательства, с которыми фирма в общем случае дела не имеет. Поэтому, мы будем ориентироваться на типичный сценарий, при котором налоги все же уплачиваются добровольно.

Итак, платить налоги за юрлицо наличными — можно, и это может сделать любой человек. Другое дело, что данную процедуру нужно провести правильно. Рассмотрим то, какие условия для этого должны быть соблюдены плательщиком.

Как правильно оплатить налог наличными через банк?

Как правильно оплатить налог наличными через банк

Для оплаты налога наличными должна использоваться, прежде всего, правильная квитанция. А именно — та, что утверждена Положением № 383-П.

В ней плательщик налога наличными за юридическое лицо обязательно должен указать (в соответствующих реквизитах):

  • ИНН юридического лица, за которое платится налог.
  • КПП фирмы.
  • Свои ФИО.
  • Свой ИНН, наименование фирмы, за который платится налог — в реквизите «Назначение платежа».
  • Код 101 в реквизите «Статус плательщика».

Прочие реквизиты (в частности, отражающие сумму платежа, налоговый период, очередность) указываются в обычном порядке — как если бы платежное поручение заполнялось самим юрлицом через расчетный счет.

Такой порядок при оплате налогов наличными рекомендует соблюдать ФНС. Касающиеся таких правоотношений регламенты были опубликованы ведомством в Информации «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» в апреле 2017 года.

Определенные требования ФНС к обработке платежного поручения, заполненного плательщиком налога наличными, должны также выполнять банки, в которые данные поручения передаются. В ряде случаев учреждениями, которые проводят платежи по налогам наличными, могут становиться отделения Почты России, администрации населенных пунктов. В них налогоплательщики могут обращаться, если на их территории отсутствуют кредитно-финансовые организации.

Стоит отметить, что нормы НК РФ, разрешающие платить любым лицам налог за кого-либо, вступили силу относительно недавно — в конце ноября 2016 года. Поэтому, по таким правоотношениям пока что не сформировалось достаточной правоприменительной практики. Не исключено, что ФНС и другие регулирующие структуры изменят свой подход в регламентации оплаты налогов наличными.

Но, так или иначе, процедура, если трактовать положения НК РФ напрямую, в контексте правоотношений с участием юридических лиц полностью законна. Конечно, пользование ей на практике может быть достаточно редким явлением, поскольку, как мы отметили выше, юрлица в общем случае используют расчетные счета. Но, тем не менее, есть официальные регламенты ФНС на случай уплаты налогов наличными.

Центробанк обновил правила наличных расчетов: что изменилось для организаций и ИП

Лимит расчетов наличными между бизнесом и физлицом

Прежние правила наличных расчетов были утверждены указаниями Центробанка от 07.10.13 № 3073-У и утратили силу 27 апреля 2020 года. Они содержали пункт 5 следующего содержания: «Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы».

В новых правилах подобная формулировка отсутствует. Означает ли это, что теперь при расчетах между организацией (или предпринимателем) и физлицом необходимо соблюдать лимит в 100 тысяч рублей по одному договору?

На наш взгляд — нет, не означает. Дело в том, что в новых правилах (равно как и в прежних) ограничение установлено для случая, когда сторонами сделки являются «участники наличных расчетов». А к ним относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели (п.1 новых и п. 2 устаревших правил). Таким образом, на физических лиц 100 тысячный лимит не распространяется. А сама поправка носит скорее технический характер.

Должен ли ИП соблюдать лимит при снятии наличных на цели, не связанные с бизнесом

В устаревших правилах были приведены ситуации, в которых предельная величина наличных расчетов не применялась. В список входило снятие денег: под отчет; на личные цели ИП; на выплаты сотрудникам из фонда оплаты труда и выплаты социального характера.

Новые правила такого списка не содержат. Можно ли сделать вывод, будто перечисленные операции разрешено осуществлять только с учетом 100 тысячного ограничения?

Нет, нельзя. Объяснение такое же, как для случая с расчетами между бизнесменом и физлицом. В правилах четко сказано, что лимит применяется при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо организацией и ИП. А снятие предпринимателем наличных на потребительские цели не относится ни к одной из этих операций. Следовательно, ни о каком ограничении тут речь не идет. То же относится к выдаче подотчетных средств и к обналичиванию денег на зарплату.

СПРАВКА. В 2007 году тоже действовал предельный размер наличных расчетов 100 тысяч рублей по одному договору. Но он был установлен другим документом – указаниями ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843-У. И в этом документе, как и в комментируемых правилах, не было оговорки относительно снятия денег на зарплату. Однако, специалисты Центробанка в письме от 04.12.07 № 190-т разъяснили: при выдаче заработной платы и стипендий лимит не применяется. Есть основания полагать, что на сегодняшний день официальная позиция осталась той же.

Расходование наличной выручки на выдачу или возврат займов

Устаревшие правила не позволяли компаниям и предпринимателям направлять наличную выручку на выдачу или возврат кредитов. Чтобы совершить такую операцию, требовалось сначала положить средства в банк, а потом специально для этой цели снять со счета. За нарушение указанной процедуры налоговики штрафовали по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. В некоторых случаях санкцию удавалось оспорить в суде, иногда арбитраж вставал на сторону инспекторов (подробнее см.: « За какие нарушения кассовой дисциплины налоговики штрафуют предпринимателей и организации »).

Сразу скажем: после вступления в силу комментируемых указаний Центробанка для большинства компаний и ИП все останется по-прежнему. Изменения есть, но они адресованы небольшому кругу, а именно микрофинансовым организациям, ломбардам и кредитным потребительским кооперативам.

Эти категории теперь могут выдавать и возвращать займы из наличной выручки. Но им придется соблюдать лимит. Для ломбардов и МФО он составит 50 тысяч по одному договору займа, но не свыше 1 миллиона рублей в день в расчете на МФО или ломбард. Для потребительских кооперативов – 100 тысяч рублей по одному договору займа, но не более 2 миллионов рублей в день в расчете на кооператив.

Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП: как перейти на новый порядок расчетов с бюджетом

С июля 2022 года у организаций и предпринимателей появится возможность не оформлять большое количество платежек по всевозможным налогам и взносам. Вместо этого бухгалтер сможет перечислить в бюджет всего одну сумму — единый налоговый платеж. Инспекторы сами распределят его по разным КБК. Расскажем, что нужно сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Для чего нужен единый налоговый платеж

Сейчас при перечислении различных налогов и взносов компании и предприниматели вынуждены оформлять платежные поручения отдельно по каждому налогу и по страховым взносам. Заполняя разные платежки, бухгалтеры часто ошибаются в многочисленных реквизитах, которые, ко всему прочему, постоянно меняются. В результате деньги попадают в «невыясненные платежи», и у налогоплательщиков возникает недоимка.

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Физические лица могут перечислять единый налоговый платеж (ЕНП) с 2019 года (см. «Принят закон, позволяющий физлицам уплачивать имущественные налоги авансом»). Позже чиновники анонсировали похожую схему для организаций и ИП (см. «ФНС введет единый счет для уплаты налогов»).

Сроки и условия перехода на особый порядок

Юрлица и ИП смогут применять особый порядок перевода платежей в бюджет (то есть перечислять единый налоговый платеж) с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Так сказано в пункте 1 новой статьи 45.2 НК РФ.

Для перехода на ЕНП необходимо сделать два шага:

1. Провести сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Сверка не должна выявить разногласий.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Из чего состоит единый налоговый платеж

В него входят три вида перечислений, сделанных налогоплательщиком, перешедшим на особый порядок уплаты налогов и иных платежей.

Во-первых, средства, добровольно переведенные на соответствующий счет федерального казначейства, предназначенный для ЕНП.

Во-вторых, переведенные в бюджет налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени и штрафы, которые налогоплательщик не расценивал как ЕНП.

В-третьих, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. К единому налоговому платежу их отнесут в момент обнаружения переплаты, но не раньше даты перехода на особый порядок.

Предприниматель может перечислить два ЕНП. Один — на основании норм статьи 45.1 НК РФ как «простое» физическое лицо (эти средства пойдут на уплату «имущественных» налогов и НДФЛ, указанных в налоговом уведомлении). Второй — на основании норм новой статьи 45.2 НК РФ как предприниматель (эти средства пойдут на уплату налогов по бизнес-доходам, например, УСН). Объединить эти два ЕНП в один нельзя.

Какие уведомления подать в ИФНС

Юрлица и предприниматели, перечислившие ЕНП, будут обязаны подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.

Компаниям и ИП, выполняющим роль налоговых агентов по НДФЛ, придется присылать налоговикам еще одно уведомление. В нем следует указать суммы перечисленного налога на доходы физлиц. Срок направления — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов физлицам.

Форму и формат уведомления утвердит ФНС.

Заполнить и подать уведомление по официально утвержденной форме Подать бесплатно

Как ИФНС распределит единый платеж по разным налогам

Инспекторы зачтут единый налоговый платеж в счет исполнения обязанностей перед бюджетом в следующей последовательности:

  1. Недоимка — начиная с более ранней даты ее выявления.
  2. Налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с даты возникновения обязанности по их уплате (на основании деклараций, расчетов, уведомлений).
  3. Пени.
  4. Проценты.
  5. Штрафы.

Как быть, если остатка ЕНП не хватает для зачета денег в счет налоговых платежей с совпадающими сроками уплаты? Тогда зачет произведут пропорционально суммам таких платежей.

Обязанность по уплате налога (взносов, сбора) считается исполненной со дня, когда в банк поступило поручение налоговиков на списание средств ЕНП в счет погашения обязанности. Но есть условие — денег для такого погашения должно быть достаточно. Если установленный срок уплаты наступает позже, обязанность считается погашенной в момент наступления данного срока ( новая редакция подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ ).

Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами Попробовать бесплатно

Возврат единого налогового платежа

Если на счете организации или предпринимателя останется сумма ЕНП, которая не была зачтена в счет уплаты налогов (взносов, сборов, пеней, штрафов), деньги можно вернуть. Действовать надо по правилам, которые изложены в пунктах 7 — 11 статьи 45.1 НК РФ.

Налогоплательщик должен подать в ИФНС заявление о возврате. Инспекция обязана рассмотреть его в течение 10-ти дней. Если решение будет положительным, остаток единого налогового платежа вернут не позднее одного месяца с даты подачи заявления.

Единый налоговый платеж за организацию или ИП может перечислить иное лицо. Но в этом случае вернуть деньги из бюджета не удастся (п. 5 новой статьи 45.2 НК РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: