Как евреи деньги копят

Обновлено: 19.04.2024

Бюджет семьи — одна из главных тем ведения дома, независимо от того, насколько велик или скромен достаток семьи. Бюджет определяется доходами и расходами (продуманными или непродуманными), а также непредвиденными тратами и привычками, определяющими характер покупок. При вдумчивом ведении бюджета расходы не превышают доходов. Если же расходов оказывается больше, это влечет за собой новые финансовые трудности и зависимости. Бюджет влияет на общую картину жизни семьи и в большом, и в малом.

Какое место отводят мудрецы удаче (везению) в делах? [↑]

В «Поучении отцов» написано: «Если нет Торы, нет муки, если нет муки — нет Торы». А как насчет удачи, везения? Люди говорят: «мне не везет», «я вижу тех, кто как будто не очень и работает, а достаток имеет». Так от чего зависит достаток? От везения или от старания?

Отвечает на это комментатор дон Ицхак Абарбанель в книге «Нахалат авот» (это комментарий на трактат «Авот»):

«На это и говорит Тана: “Не говори, что (удача/везение) само придет за тобой, потому что так повелела Высшая мудрость, что мазаль — это только подготовка, и если человек не будет прикладывать усилия, правильные, разумные и необходимые для достижения своей цели, нет сомнения, что удача не придет за ним, как учили мудрецы на стих: “Чтобы благословил тебя Вс-вышний Б-г твой” (Дварим), может, ты захочешь сидеть и ничего не делать (йошев батель)?, но про это сказано: “если старается человек, то благословляются труды его, а если нет — не благословляются”».

Мы видим совершенно определённо, что Тора не рекомендует человеку полагаться на везение, расположение звезд, удачу. Даже если человек родился так, что ему «на роду написано» быть преуспевающим в делах, или в Рош аШана ему был предопределен год благоденствия и достатка, но если он не будет предпринимать к этому никаких шагов, то благословение может и не сбыться. Ведь любому благословению, включая благословению в делах, заработку, нужна «почва», на которой оно может материализоваться.

Какова мера иштадлута — усилий в добывании пропитания, заработка? [↑]

В каждом из параметров жизни мы встречаем «противоречие» между верой, что все от Б-га, и обязанностью действовать самим, исправляя и максимально влияя на ситуацию. Так и в вопросе бюджета семьи мы должны найти золотую середину. С одной стороны, не думать, что «мы все можем, и от наших усилий только все и зависит», с другой стороны — не опуститься до пассивности и нежелания работать. Человек призван стараться, работать и проявлять инициативу как будто все зависит только от его усилий (на святом языке это называется иштадлут), а с другой стороны — молиться, верить и знать, что, несмотря на все усилия, окончательный результат, так же, как и сам процесс, — в руках Небес.

Возможно, многим покажется, что это само собой разумеется и нет смысла затрагивать эту тему. Довольно часто многие параметры иштадлута, то есть усилий, которые человек обязан проявлять в жизни, противоречат и даже взаимно исключают друг друга, однако здесь важно все: проявлять уважение к родителям, заботиться о них и уделять достаточное время жене/мужу и детям, одновременно углубленно учить Тору и зарабатывать так, чтобы хватало семье, проявлять уважение и участие к потребностям жены/мужа и терпение к детям, и к обязанностям, которые накладывает место работы или учебы или необходимость зарабатывать.

Очень часто для того, чтобы достойно выйти из подобных ситуаций, необходимо понять и изучить каждую из необходимых функций, понять, как она работает и какое влияние имеет на те или иные стороны жизни; когда можно проявить гибкость и как и когда — нет; выработать четкую систему приоритетов, советуясь со знающими людьми для того, чтобы учиться на их опыте и ошибках, — и таким образом понять, что является наиболее приемлемым для самого человека и его ситуации.

Может, я могу довольствоваться очень малым? Как великие праведники? [↑]

В книге «Шиурей Даат» рава Блоха (шиур тет) написано, что «человек обязан быть искренним и правдивым сам с собой, согласно его уровню и склонностям, для того, чтобы пребывал в состоянии удовлетворения и радости (рацон и симха), что только тогда силы его души и его способности проявляются в полной мере, заложенной в нем».

Многие из баалей-тшува (особенно в первые годы, когда велико воодушевление) преуменьшают или вовсе исключают значение привычных им потребностей, хотя сама Тора придает этому немалое значение. Даже если это явные излишества (как конь, чтобы сидеть на нем, и раб, бегущий перед ним), тот, кто к таким излишествам привык, с точки зрения алахи, может и имеет право тратить на это деньги цдаки. Тем более важно не пренебрегать элементарными и привычными человеку потребностями (конечно, речь не идет о таких потребностях, которые противоречат алахе), и важно проследить за тем, чтобы не отказываться от них самому и не мучить лишениями свою семью.

Отказ от элементарных и привычных вещей в быту, в отдыхе, в еде ведет к тому, что человек становится раздражительным, недовольным, у него не хватает терпения к своим детям, к жене/мужу, не хватает самодисциплины, чтобы выполнять обязанности — необходимые, но кажущиеся тривиальными. И что важнее, постепенно в его душе — незаметно для него — накапливается раздражение к Торе, к мудрецам, к религиозному обществу в целом, к жизни по Торе вообще, как будто они виноваты в том, что он лишен привычного и приятного ему.

На самом деле, такому бааль-тшува никто не мешал. Он превратно понял толкование Торы о правильном разделении духовного и материального и с легкостью устремился по дороге, которую торопливо и участливо, но ошибочно указывает христианство, и которая чужда иудаизму: дороге аскетизма и отказа от всего приятного, земного. Так неправильно понятая Тора, недостаточное изучение этого вопроса и непонимание равновесия, которое Тора привносит в жизнь человека, приводит к тому, что люди разочаровываются и отдаляются физически или эмоционально от ее исполнения.

Вторая сторона этой медали — неверная оценка своего уровня. Как написал рав Блох: «согласно его уровню и склонностям». Не всегда легко признать, что личный уровень отличается от уровней великих мужей, чья история описывается в Торе, в Пророках или у мудрецов. У них была небольшая потребность в земном или материальном, поскольку их духовный уровень был настолько высок, что наслаждение духовным было в разы сильнее и наполняло их душу ни с чем не сравнимым блаженством. Отказ от материального не воспринимался ими как отказ себе в чем-то, они этого даже не замечали. Их духовный уровень соответствовал их поведению и удовлетворялся исключительно малым — в материальном смысле.

Этого нельзя сказать о баалей-тшува, и, хотя их устремление к Б-жественному велико, они нередко переоценивают свои силы. Им кажется, что временный экстаз, испытываемый ими в исполнении заповедей и в приближении к святости, и есть их настоящий духовный уровень. Но это, к сожалению, не так.

Времена духовного подъема — это еще не настоящий духовный уровень [↑]

Каждый человек испытывает времена подъема, когда все духовное близко и достижимо, а все земное — не более чем шелуха. Такие периоды перемежаются периодами спада, когда исполнить что-то небольшое, угодное Б-гу, требует больших усилий. Таков путь человека, это неизбежно. Великие люди достигли своего уровня, каждый раз преодолевая эти падения и спады, заряжаясь радостью и силой при подъемах и скромностью и пониманием своего уровня — при спадах. И так, преодолевая это год за годом в молитве, в учении, в скромности, на примере живших до них поколений, родителей и учителей, опираясь на молитвы и благословения своих предков и их заслуги и праведность, достигали духовных вершин.

Но баалей-тшува не обладают подобным духовным багажом и часто, прыгая слишком высоко, потом рискуют упасть слишком низко. Даже если их падение не видно снаружи, но нетерпение к словам мудрецов, раздражение при виде «излишней и показной», по их ощущениям, праведности у других, скрытая или явная враждебность по отношению ко всему религиозному обществу — это признаки того, что человек неправильно оценил свои силы, был слишком строг с собой в начале, и теперь, не получая того, чего требует его сущность, не позволяя себе и своей семье необходимого, лишает себя того состояния удовлетворения и радости (рацон и симха), о которых писал рав Блох.

Во многом это вопрос заработка и правильного подхода к тому, как Тора определяет правильный иштадлут и необходимый заработок.

Расходы растущей семьи [↑]

Расходы семьи определяются многими параметрами, и понятно, что чем больше в семье детей, тем больше расходов. Не всегда баалей-тшува могут правильно прогнозировать этот процесс. В первые годы после женитьбы им хватало денег на минимальное существование, потому что большего они не просили и не желали, но подрастающие дети уже не разделяют их духовных устремлений и не готовы к излишним материальным ограничениям. Дети, в особенности подростки, хотят носить то, что модно и принято, не хотят ни в чем отставать от своих сверстников и выглядеть как «скрытые праведники», которым ничего не нужно.

Если мы хотим, чтобы взросление наших подростков происходило без лишних трений, мы не должны ограничивать их во всем, отказывать им в том, что они просят и что считается нормальным в среде их сверстников, — если это не противоречит алахе. К сожалению, часто родители отказывают подросткам в просьбах купить то или иное не только в духовно-воспитательных целях, но и просто потому, что у родителей просто нет на это денег. Стоит понимать, что расходы увеличиваются по мере взросления детей, и для того, чтобы обеспечить семью всем необходимым, надо серьезно подумать, как увеличить доходы…

Финансовая независимость [↑]

Финансовая независимость — это такое состояние человека (или семьи), когда он обеспечивает себе и своей семье место проживания, еду, одежду, лечение, проведение досуга и т.д. — самостоятельно, не завися от других.

Когда у баалей тшува есть финансовая независимость, им легко дать понять обществу, из которого они вышли, своим детям, жене, себе, что «встать на путь соблюдения Торы — было правильным решением». Но есть у этого и более глубокий аспект: если у человека нет финансовой независимости, то в минуты кризиса ему вдвойне тяжелее. Его мучают не только счета, которые он не в силах оплатить. Его внутренний голос в тайниках сердца вопит: «Ну и зачем тебе это было надо? Смотри, твои былые друзья развлекаются и получают удовольствие от жизни, а ты бедствуешь и у тебя долги. » Конечно, тайному голосу многое можно ответить, и тот, кто получал настоящую радость от изучения Торы или близости к Б-гу в молитве — его этот голос не сломит, но когда человек всегда напряжен и ему всегда не хватает денег, и нет никакой надежды на заработок, — это влияет на душевное состояние самого человека, его жены и детей…

Тот, кто обеспечен возможностью заработать, тот не чувствует себя «неудачником по жизни» и более открыт к тому, чтобы в радости учить Тору и исполнять заповеди, и дома у него не считают каждую копейку… Многие педагоги определяют основную трудность детей баалей-тшува остаться в мире Торы тем, что, как говорят сами подростки: «дома вечно не хватало денег на самое необходимое…»

Зависимость от других [↑]

Бывает, что помощь родственников сопровождается уважением, радостью от того, что у них имеется возможность поддержать семью, где строго выполняется Тора. А бывает, к сожалению, и наоборот: материальная поддержка сопровождается пренебрежением к главе семьи или к его жене и к тому пути, который они избрали — пути исполнения заповедей. Такое отношение со стороны родственников впечатываются в души детей стыдом и беспокойством.

Написано в Тосефте (Кидушин, תוספתא, קידושין פ"א ה"ט):

Раби Элиэзер бен раби Цадок со слов рабана Гамлиэля: «Каждый, у кого есть ремесло — на что он похож? На закрытый виноградник, в который скот не заходит, и не видно того, что растет там. А тот, у кого нет ремесла, на что он похож? На неогороженный виноградник, в который заходят скот и разная живность, прохожие объедают его, и всем видно, что внутри происходит».

Видно, как высоко ценили мудрецы того, кто имеет ремесло и зарабатывает этим на жизнь, тем самым поддерживая бюджет семьи, обеспечивает семье все необходимое и живет с удовольствием, радостью и признательностью к Б-гу.

Правильный бюджет семьи [↑]

Не всегда жизненный опыт молодых людей, вступающих в брак, достаточен для того, чтобы спланировать бюджет семьи правильным образом, и молодые люди продолжают тратить деньги, никак не планируя расходы, потакая порывам или идя на поводу у рекламы и покупая ненужные им вещи в долг — так же, как они это делали до вступления в брак. Если, будучи неженатыми, они к концу месяца оставались без денег, то винить им в этом было некого, кроме самих себя. Теперь же, после вступления в брак, они винят друг друга в перерасходе или в необходимости залезать в долги.

Все это требует правильной и тщательной подготовки и продуманной программы: как сбалансировать доходы и расходы. Для этого существуют книги, лекции, консультанты — всегда для желающих найти путь есть выход и помощь Свыше. Как говорится, «пришедший очиститься — помогают ему Свыше». Желание наладить и сбалансировать семейный бюджет открывает возможности выполнения многих заповедей и добрых дел, угодных Б-гу, как внутри семьи, так и за пределами дома.


Очень много раз я слышала о том, что среди евреев много богачей. Однако, в чем секрет их финансовой состоятельности, я поняла только после того, как узнала их способы хранения сбережений. Думаю, любому человеку, мечтающему о финансовой независимости, стоит перенять манеры накопления средств у представителей этой национальности.

Денежный мицвот

Я много раз слышала о том, что деньги всегда возвращаются. Иными словами, если вы хотите получить прибыль, сначала нужно что-то отдать.

Я была удивлена тому, что почти любому еврею знакомо такое понятие, как мицвот, которое связано непосредственно с деньгами. Получая какую-то прибыль, еврей жертвует ее часть на помощь тому, кто в ней действительно нуждается. Как показывает практика в основном часть денег отдается на содержание детей, а также на оказание помощи малоимущим.

В Шабате говорится о том, что для богатства надо дать десятину из прибыли на цдаку. Это действие позволяет объединить два самых важных аспекта жизни человека - духовный и материальный.


Разделение сбережений

Второй фактор, на который обращают внимание евреи, - это разделение сбережений. По мнению мудрецов, все доходы нужно делить на три равные части, одна из которых должна пойти на бизнес, вторая - на повседневные расходы, а третья - на тот случай, который сам человек посчитает особенным.

Даже Тора учит организовывать правильное хранение сбережений. Именно в ней говорится о том, что все имеющиеся сбережения нельзя хранить в одном месте (обратите внимание на пример с разделением скота на два лагеря, мол, если на одну половину буде совершен набег, то вторая сумеет пуститься в бегство).


Благодарность

Еврейские мудрецы уверены в том, что для достижения богатства нужно постоянно молиться и благодарить Бога за то, что он посылает все возможности для его достижения. За любой успех нужно благодарить Творца, осознавая при этом, что все личные достижения были совершены по его воле.

Евреи уверены, что богатство никогда не случится, если сам человек не станет желать его достижения, ведя свои дела честно и упорно.

Где евреи хранят свои деньги

Откладывать свои сбережения на депозит согласна лишь небольшая доля представителей еврейского народа. В основном они хранят свои сбережения и ценности либо дома, либо в специальной банковской ячейке - это, по мнению большинства, самые надежные варианты.

Однако самые состоятельные израильтяне все время находятся в поиске того, куда бы им вложить накопленные средства, чтобы приумножить их, ведь, по общему мнению успешных людей, они должны не лежать без дела, а работать и приумножаться. При всем этом каждый из них четко понимает желаемый уровень жизни и предпринимает все действия, чтобы позволить себе его.


Многие израильтяне принимают участие в накопительных программах, проводимых банками. Откладывая небольшие суммы ежемесячно, людям удается накопить приличные суммы, которые впоследствии идут на оплату достойного образования детей, покупку жилья для них, а также проведение больших празднований (например, свадьбы или достижения ребенком религиозного совершеннолетия).

Евреи очень любят вкладывать деньги в недвижимость, причем как в коммерческую, так и в жилую, ведь и та, и другая всегда была и остается очень надежной "валютой", с которой всегда можно поиметь прибыль. В целом, выбирая сферу для вложений, редкий еврей гонится за быстрой прибылью - в основном представители этого народа выбирают долгий, но уверенный путь, результатом которого точно будет прибыль.

Стоит отметить, что главным залогом богатства многих евреев является любовь к деньгам и процессу их заработка, которая прививается каждому ребенку с самого детства. Именно поэтому любой еврей всегда старается заработать, как только ему подворачивается любая возможность, пусть даже совсем малая.


Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Стереотип

В мире сформировалось устойчивое представление о евреях как о людях хитрых, скупых и жадных. Отчасти именно это не добавляет им популярности среди гоев (так они называют неевреев). У людей закрепилось мнение, что только стяжательством, жадностью и нечестными методами можно сколотить такое состояние.

Однако этот стереотип не имеет ничего общего с действительностью. Евреи действительно любят деньги (ну, а кто не любит?), но их можно назвать скорее бережливыми, экономичными и расчетливыми, нежели скупыми. Благодаря своей проницательности и дальновидности они всегда четко знают, как распорядиться капиталом, чтобы приумножить доход и получить выгоду. Для этого им достаточно следовать несколько базовым принципам по управлению средствами. С ними мы сейчас и познакомимся.

Умелое инвестирование


Главное, что позволяет евреям всегда оставаться на плаву, это грамотное вложение средств. Для большинства людей характерна такая особенность: получив некоторую сумму денег, они немедленно спускают ее на какие-то личные нужды - возможно, важные, но все же зачастую с этими расходами можно и подождать.

Иудеи поступают совсем иначе. Если у них есть деньги, то они стараются сохранить их. Самый удобный способ - это инвестирование. Евреи всегда тщательно изучают проект, в который собираются вложиться, чтобы избежать ошибки и не лишиться денег. Внимательно ознакомившись со всеми нюансами, они принимают решение. Столь тщательное планирование приводит к тому, что они очень редко теряют потраченные средства. Наоборот, их деньги возвращаются к ним в приумноженном виде.

Знание - сила

Евреев можно по праву охарактеризовать как одну из самых умных и образованных наций на земле. Обучение ребенка начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Даже получив высшее образование, евреи на этом не останавливаются, а получают еще одно или же занимаются самообучением.

Постоянная тренировка умственных способностей делает их грамотными аналитиками, стратегами и мыслителями. Они понимают, что деньги не упадут с неба, а значит, придется напрячь извилины, чтобы их получить. И они с готовностью и упорством занимаются самосовершенствованием, чтобы всегда уметь просчитать все варианты.

Умеренная воздержанность

Евреи являются до некоторой степени аскетами. Нет, они не те анекдотичные персонажи, чья скупость не знает границ, просто они действительно не склонны предаваться излишествам и показной роскоши. Иудеи умеют экономить на всем: питании, одежде, мебели и посуде, образовании. К примеру, они скорее выберут хорошие бесплатные курсы, чем пойдут на дорогостоящее обучение.


Показательным примером является один из богатейших людей в мире Марк Цукерберг. Будучи в числе основателей Facebook, Цукерберг заработал не только популярность, но и огромное состояние. При этом сам он ведет очень скромный образ жизни, носит простые джинсы и футболки, а обедает иногда в дешевых закусочных.

Евреи понимают, что показное богатство и кичливость - это не путь к преуспеянию. Поэтому дешевые понты им не свойственны.

Взаимовыручка

В иудаизме присутствует такая заповедь, как цдака, что в переводе означает "благотворительность, справедливость". У евреев принято всегда подавать ближнему и жертвовать средства на благотворительность. Нуждающемуся человеку они готовы предложить не столько деньги, сколько работу, то есть способ эти деньги добывать самому.

Дело в том, что богатство у иудеев - это не только результат их кропотливого труда, но, по их мнению, еще и дар свыше. В этом они сильно отличаются от русских и американцев. То есть господь в своей милости позволил им разбогатеть, значит, гордиться тут особенно нечем, нужно смиренно принять свое преуспеяние и поделиться им с теми, кто в этом нуждается.

Поэтому еврей, переехавший, к примеру, в другую страну, может всегда рассчитывать на помощь своих собратьев по вере. Деловые отношения они тоже предпочитают вести между собой.

Также для иудеев очень важна семья. На детях евреи не экономят, всегда стараются дать им лучшее. Высоко почитаются и жены. Например, еврей с удовольствием на заработанные деньги купит супруге в подарок украшение. И жена рада, и деньги остаются в семье, чтобы перейти к следующим поколениям.


Вера в себя

Большинству евреев свойственно чувство самостоятельности, независимости и веры в свои силы. Позитивное мышление помогает им не предаваться жалости к себе в случае неудачи, а двигаться дальше. Уверенность в том, что все получится, приводит их к успеху.

Приведем такой пример. Американская предпринимательница еврейского происхождения Эсте Лаудер уже с детства начала развивать свой бизнес. Когда ей было шесть лет, в их доме поселился ее дядя-химик. У него была маленькая лаборатория в сарае за домом, где он создавал средства по уходу за кожей. Юная Эсте сразу же заинтересовалась его производствам и быстро стала вникать в суть дела.

Затем девочка занялась дистрибуцией продукта. Она не боялась предлагать прохожим на улицах, в метро, у входов в магазины бесплатные образцы косметики. А ее собственная безупречная кожа была лучшей рекламой качества продукции.

Предприимчивость

Продолжим рассказ об Эсте. Уже став успешной предпринимательницей в США, она продолжала искать способы расширить рынок сбыта, в том числе в европейских странах. Однажды она пришла в фешенебельный магазин Парижа и разбила об пол стеклянную бутылочку своих духов. Аромат распространился по магазину, и очарованные им женщины сразу заинтересовались продукцией.

Кроме того, Эсте любила лично консультировать своих покупательниц, стоя за прилавком своего магазина. Наконец, она ввела схему "подарок с покупкой", что, естественно, еще больше привлекло к ней покупателей.

Получается, что для успеха дела евреи всегда готовы проявлять смелость и предприимчивость, искать новые способы "раскрутить" свой бренд, а главное - неизменно верить в себя и свои силы.

Шаббат


Одна из еврейских традиций, которая помогает экономии, это шаббат. Седьмой день недели (в иудаизме это суббота) должен быть свободен от работы и любого взаимодействия с финансами. Проще говоря, в этот день евреи по возможности вообще не притрагиваются к деньгам, а значит, способов расстаться с ними практически нет.

Вы можете опробовать этот способ: пусть на неделе у вас будет хотя бы один день, когда вы воздержитесь от абсолютно любых трат.

Ни шагу назад

И, пожалуй, еще одно качество евреев, которое помогает им экономить и приумножать нажитое, это их высочайшая мотивация и целеустремленность. Иудеи искренне считают, что бедным быть глупо. Еврейка Линда Вачнер, президент компании Max Factor, не побоялась выбиваться в люди из самых низов. Она работала продавщицей, затем, благодаря уму и упорству, поднялась до закупщика, исследователя рынка и, наконец, до президента.

Берясь за какое-то дело, нельзя отступать, если сталкиваешься с трудностями. Настойчивость на пути к победе, вера в себя, упорство и решительность - вот качества, которые помогают евреям успешно добиваться всех целей и зарабатывать деньги.



Во все времена евреи имели способность наживать и приумножать свое богатство. Об их подходе к зарабатыванию и экономии денег с давних пор ходят легенды и анекдоты. Даже сейчас первые строчки списка Forbes занимают именно они: в первой десятке миллиардеров 2019 года - Майкл Блумберг, Ларри Эллисон и Марк Цукерберг. Так как экономят и зарабатывают представители еврейской нации по-особенному, мы решили выяснить, в чем секрет их успеха в сфере финансов.

Качества сильно преувеличены

Есть определенный стереотип, который сформировался исторически, о том, что все евреи − жадные люди с постоянным стремлением к наживе. На самом деле это сильно преувеличено. А вот любовь к деньгам у этого народа действительно имеется.

Евреи считаются одними из самых умных людей, их средний IQ составляет 110 баллов. Они также лучше всех ведут бизнес. Есть такая поговорка: «Деньги мира находятся в карманах американцев, а деньги американцев - в карманах евреев».

Поначалу это утверждение кажется преувеличенным, но с точки зрения практичности это совсем не так. Евреи известны своей успешностью в бизнесе, и даже во время пандемии COVID-19 они смогли выстоять и продолжить свой путь.

Концепция запуска бизнеса

Большинство из нас, прежде чем начать бизнес или заняться чем-то новым, часто спрашивает себя: «Разве я смогу начать бизнес без денег?». Евреи думают, что если у них нет средств в достаточном количестве, нужно убедить других дать их им! Используйте ресурсы других людей, чтобы воплотить в жизнь свои мечты.

Кроме того, легко столкнуться с другой проблемой: «Риск неудачи при открытии бизнеса слишком велик, что делать?». Однако для евреев чем больше риск, тем больше возможностей заработать.

Если вы считаете, что идея достаточно хороша, но у вас самого нет денег, найдите кого-нибудь, с кем можно разделить экономический риск. Займитесь активным поиском финансирования.

Концепция денег

Евреи верят, что капитал можно легко заработать. Деньги в глазах евреев - это обоюдоострый меч, который может принести богатство, но также может привести к разорению при неправильном использовании.


Когда у них есть деньги, они их вкладывают, а также занимаются благотворительностью. Если вы расточительный человек или скупец, вы неизбежно проиграете, поэтому не бойтесь потерь. В бизнесе бурным чувствам нет места, нужно иметь холодный и расчетливый ум.

Для евреев время - деньги, они определенно не могут упустить ни минуты, ни секунды, им важно воспользоваться любой возможностью заработать больше. Поэтому и в пандемию многие евреи могут делать деньги и даже становиться богачами. Время чрезвычайно ценно для них. Кроме того, что они используют свое собственное время, они также умеют использовать время других людей.

Также информация для евреев - очень важная вещь, информация в руках - это деньги на всю жизнь. Они готовы потратить много средств на покупку ценных сведений и активно берут в свои руки власть, если есть такая возможность.

Честность – залог успеха для евреев

Для евреев в бизнесе существует неизменный принцип: «Даже если вы потеряете капитал, вы не сможете потерять веру». Самое главное качество предпринимателя - не мудрость, а честность. Бизнес - это сфера, в которой нужно проявлять хитрость, используя человеческую природу. Однако не стоит обманывать других людей, чтобы получить прибыль.

Мудрость важнее денег

С другой стороны, рынок - это также поле битвы, и евреи ведут дела с умом. Они думают, что мудрость намного важнее денег. Мудрость - это то, что нельзя увидеть или потрогать, как деньги и богатство, поэтому они всегда с энтузиазмом относятся к обучению. И учиться нужно всю жизнь, потому что этого никогда не бывает достаточно.

Мировоззрение

Евреи подвергались преследованиям и запугиваниям и долгое время вынуждены были находиться в бегах, чтобы спасти свою жизнь. Поэтому они сформировали стойкую волю и оптимистичный настрой, преодолевая трудности при любых обстоятельствах.


В сложные времена оптимистичные евреи верят, что все будет хорошо. Если вы хотите дождаться того дня, когда все будет мирно, вы должны знать, как хорошо себя защитить. Потому что только когда мы защищаем себя, мы можем помогать другим.

На первый взгляд их методы кажутся очень простыми, каждый их может понять, но реализовать их не так-то просто. Обучение - это одно, а практика - другое. Если вы хотите не отставать от других, никогда не прекращайте учиться. Если вы хотите жить лучше других, вы должны постоянно практиковаться, прилагать усилия и упорствовать до конца.

Почему евреи умеют плыть против течения

Почему евреи умеют плыть против течения? Причина раскрыта в этих 4 высказываниях:

Добрый день. У меня появился такой вопрос: я учусь в университете, при этом благодаря своим способностям получаю неплохую стипендию (иногда даже как средняя зарплата), но я не могу скопить денег. Хотел начать откладывать на собственное будущее, но в итоге ничего не выходит: то непредвиденные траты, то деньги улетают куда-то сами по себе. Подскажите, пожалуйста, как накопить себе на будущее (на выход из университета, создание семьи) так, чтобы это было угодно Творцу и эти деньги были благодатны. И как Тора относится к подобного рода вопросам?

Отвечает рав Меир Мучник

Ваше желание понятно, кто из нас не хочет финансовой обеспеченности и уверенности в будущем.

В то же время, если поинтересуетесь статистикой, обнаружите, что и в степени «реализации» этой мечты Вы отнюдь не одиноки. Так, по данным последних исследований, почти половина россиян тратит все свои доходы, ничего не откладывая (четверть откладывает от случая к случаю, и лишь четверть — регулярно). А если посмотрите на американцев, казалось бы, бОльших экспертов в экономике и финансах, «умеющих делать деньги», то за фасадом шикарных небоскребов и вилл обнаружите такой же процент людей без сбережений, даже слегка повыше!

Заметьте, кстати, что полстраны — это явно не только студенты, но и люди, которые уже давно обзавелись семьей несмотря на то, что в накоплении не преуспели. Каким-то образом им это удалось.

Эксперты, приводя эти статистические данные, говорят, конечно, что это нехорошо, что все эти люди находятся в опасности, что не так надо. Да и сами эти люди наверняка предпочли бы сбережения иметь. Похоже, однако, что это один из тех случаев, когда хотим как лучше, а получается как всегда. И, тем не менее, как-то выживаем.

Впрочем, это не значит, что не надо даже хотеть как лучше. Б-г устроил мир так, что деньги, как ни крути, нужны, и если совсем не стараться, то долго не протянешь. Вопрос — как именно стараться, а также как в целом относиться к деньгам и к тому, что часто получается «как всегда».

В том, что касается старания, разные эксперты предлагают примерно одинаковый набор практических советов.

Один из них — завести накопительный счет, куда переводить часть зарплаты. В обязательном порядке, воспринимая это как важную часть выплат. Лучше всего — автоматически, например, в начале месяца или с каждого денежного поступления. Так даже без особого надзора часть денег будет «улетать» уже «известно куда». Разумеется, прежде всего, деньги все-таки приходится тратить на повседневные нужды: еду, жилье и т. д., поэтому многие люди не могут себе позволить так откладывать. Но если можете, только затрудняетесь контролировать поток, то это одно из средств.

У других советов «общий знаменатель» такой: если всерьез хотите что-то накопить, придется делать особые усилия. Так, многие люди просто покупают то, что им нужно или хочется, примерно зная свои пределы и в целом не выходя за них — во всяком случае, без крайней необходимости. Этого может быть достаточно, чтобы держаться на плаву. Но если хотите большего, гласит один из советов, следует взять поток под контроль, вести учет и запись доходов и расходов, не тратить ни копейки просто так, находить, на чем можно сэкономить. Так деньгам будет труднее «куда-то улетать».

Но для этого, как сказано, надо взвешивать каждую копеечную трату, а для многих это чрезмерное напряжение, в котором они не готовы жить постоянно.

Отсюда — к следующему важному совету. Вы написали, что хотите накопить «на будущее», «на создание семьи». Эти цели достойные, но — неконкретные. Какая именно сумма Вам понадобится, и когда? Сколько надо для этого откладывать каждый месяц? Если цель неконкретная, то ответа на эти вопросы нет. И так гораздо труднее делать дополнительные усилия для экономии. Что, теперь, постоянно отказываться от всего, что «необязательно»? Никогда не покупать мороженое или пиццу, никуда не ездить? Не покупать новую одежду или технику, потому что старая еще не совсем износилась? Этак получится как отказ от всех удобств в советскую эпоху во имя эфемерного «светлого будущего». Да, человек может на это пойти, если заставлять советскими же методами. Но добровольно?

Поэтому все эксперты говорят: лучше откладывать не просто так, «на будущее», «на черный день», а поставить себе конкретную цель. На что именно хотим накопить? На покупку, поездку и т. д. Для этого нужно столько-то денег, каждый месяц придется откладывать такое-то количество. Так можно будет рассчитать, сколько денег надо сэкономить и, соответственно, от каких именно других «необязательных» удовольствий отказаться. Или, если есть возможность, сколько дополнительных часов поработать. И тогда будет легче сделать особое усилие и пойти на жертвы: это же временно, ради достижения конкретной, более желанной цели. Да, эти несколько недель или месяцев я буду больше работать и меньше наслаждаться, откажу себе в ЭТОМ, зато получу ТО! И, когда возникнет соблазн потратиться, можно будет сказать себе: ты что, ведь если купишь ЭТО, тогда так и не получишь ТО! А не просто «будущее».

В любом случае, подчеркивают эксперты, не следует ради накопления денег отказывать себе в маленьких повседневных удовольствиях и развлечениях. Ибо они помогают нам оставаться счастливыми и сохранять психическое здоровье, и, если совсем от них отказаться, то накопление денег будет восприниматься как тяжкое бремя, ухудшающее качество жизни. Соответственно, увеличится соблазн сорваться и махнуть рукой. Поэтому, если, например, Вы любите мороженое, не прекращайте в меру себя угощать — покупке машины или загранпоездке, тем более, созданию семьи эта сэкономленная мелочь все равно мало поможет, а удовольствия в жизни Вы лишитесь.

Это — о стараниях сделать «как лучше».

Лучше как всегда

Но почему так часто получается «как всегда», и почему, тем не менее, большинство людей каким-то образом выживают?

Если задуматься, нетрудно понять, что, хотя для заработков и накопления сбережений необходимо прилагать усилия и работать, конечный результат во многом зависит не от самого человека. И расходы, и доходы зависят от того, кем именно и где человек работает, где живет, какая у него семья. А это на самом деле зависит от Б-га. Он дает человеку те или иные способности, черты характера и обстоятельства, которые определяют его выбор профессии и место работы, а, следовательно, и доходы. Он определяет, где именно человек родится: страну, город, общество, а это во многом определяет и место жительства, и стоимость жизни, то есть расходы (да и профессию тоже).

Понятно, что, если доходы совсем не покрывают расходы, человек должен не разводить руками: мол, так пожелал Б-г, а искать решение проблемы — с помощью того же Б-га. Но это значит, что подобные ситуации возникают не потому, что что-то пошло «не так», а потому, что именно так пожелал Б-г. Это Он создал ситуацию, в которой выживание — постоянная борьба.

На самом деле, как и все имущество, деньги — лишь средство, которое Б-г дает человеку для определенной цели. И цель эта — не просто «чтобы деньги были»: какой толк в самих разноцветных бумажках (или в металле, за который «люди гибнут»)? Цель в том, чтобы мы могли заплатить ими за реальные блага, которые Он хочет нам дать.

Да, если денег будет много, жизнь будет комфортнее. Но тогда мы забудем о Б-ге: зачем Он нужен, если и так все хорошо? Да и хорошо на самом деле не будет, т. к. к любому благу быстро привыкают и перестают ценить и наслаждаться. Поэтому тем, кто действительно обеспечен, Б-г тоже дал деньги не просто так, а для того, чтобы они жертвовали их на благотворительность, поддержку науки и культуры, в еврейском религиозном мире — на поддержку изучения Торы. А также Он дал им другие испытания, проходя которые, они продолжают зависеть от Его помощи, обращаться к Нему с молитвами, благодарить и, в целом, поддерживать с Ним связь.

Ну а те, кому денег едва хватает, в этом от Него и зависят. Да, по идее, отсутствие сбережений опасно, тем более, отсутствие денег даже на текущие расходы. Но только тогда человек помнит о Б-ге и молится Ему — а уж Он обычно погибнуть человеку все-таки не дает. И так человек ценит каждую копейку — и помощь Б-га в ее обретении. И благодарит Его за это, и в целом ощущает Его присутствие в своей жизни, и сближается с Ним.

И дает Б-г ему деньги, опять же, не просто «чтобы были», а для конкретной цели: оплатить то, что ему нужно (включая упомянутые маленькие удовольствия жизни).

Поэтому легче копить деньги на конкретные цели: если Б-г решил дать человеку то или иное благо, Он поможет ему получить деньги для того, чтобы его оплатить.

А может помочь — не накопить деньги к моменту обретения блага, а в нужный момент получить их в долг. Это ведь тоже вариант: человеку не всегда удается заставить себя сделать особое усилие и накопить деньги, но если он взял их в долг, то уж вынужден сделать усилие, чтобы этот долг погасить.

У меня на одном этапе была такая череда получения благ в период, когда с деньгами на самом деле было нелегко. Сначала женился родственник за границей. Логика была простая: он не ждет, когда я разбогатею, а женится сейчас, поэтому ехать надо сейчас или никогда, а там поработаем и оплатим. И поехал, и получилась незабываемая поездка. А потом другой родственник, купив новую машину, решил продать дешево старую. А жена как раз недавно получила права. Изначально думали, что купим «когда-нибудь», «когда будут деньги». А тут вдруг такая возможность: или бери сейчас и, пусть с небольшим напряжением, оплати, или действительно продолжай ждать того «светлого будущего» — кто знает, сколько еще. В таких случаях, как говорится, «сам Б-г велел».

То есть главный вопрос, который на самом деле решает Б-г, — это не наличие денег, а необходимость того или иного блага для человека: должен ли он его получить и когда именно. Это цель. А как получить — это уже вопрос средства.

Поэтому, хотя, с одной стороны, человек должен стараться обеспечить себя, с другой, ему не следует слишком тревожиться, если не все идет в точности по его плану. Т. к. в конечном итоге все аспекты его жизни определяются Б-гом: и в целом «будущее», и создание семьи, и обретение каждого конкретного блага. Б-г дает все это, помогая человеку выполнить свое предназначение в жизни, обеспечивая на каждом этапе нужными инструментами. Поэтому, если тот или иной инструмент будет нужен, Б-г даст возможность его получить — и укажет, каким именно образом.

Мы можем — и даже должны — строить свои планы. Но предугадать и определить заранее, какие возможности нам предоставит Б-г, что, когда и как Он решит нам дать, мы не можем. В этом нам остается просто на Него положиться.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: