Как научить ребенка копить деньги

Обновлено: 28.03.2024

Оказывается, не все дети могут ответить на вопрос, зачем они собирают рубли в гипсовые хрюшки-копилки или на банковских счетах, открытых для них родителями. Здесь нужны осознанность и мотивация.

Недавно одна из моих подписчиц прислала откровенное письмо. Успешная топ-менеджер не столько рассказывала о своих проблемах, сколько, наверное, размышляла вслух.

«Когда я чуть ли не круглыми сутками посвящала себя планёркам, совещаниям и командировкам, то чувствовала, что чего-то недодаю своим девочкам. Мои умницы-красавицы учатся в лицее в первом и третьем классах, обе отличницы. Они окружены вниманием и любовью. Мы здорово вместе проводим время. Однако я стала замечать, что дочки как-то неправильно относятся к деньгам. Не умеют копить и экономить. Вот, скажем, дарят им на дни рождения средства на личные расходы. Девчата на следующий день покупают кучу игрушек. А вскоре все эти куклы и прочие единорожки теряются в общей массе. Получается, что мои милые принцессы растут легкомысленными транжирами с потребительским отношением к жизни. А дальше что?

Бездумные траты будут неотъемлемой частью их мышления, поведения и существования, когда они вырастут. Это же неправильно. И я не хочу такой участи для своих малышек! Но как у детей изменить отношение к деньгам?

В школе этому не учат. А ведь финансовая грамотность это не только про деньги. Это знания и навыки, помогающие человеку принимать взвешенные и правильные финансовые решения, будь то депозит, ипотека или банковская карта. Такие знания (и даже их основы) развивают экономическое мышление ребёнка, учат бережно относиться к деньгам и труду, формируют успешное будущее».

Топ-менеджер сама ответила на свои вопросы. И именно с этого момента поменяла отношение к экономическому воспитанию дочерей. Она нашла-таки время в плотном расписании планёрок-командировок, записалась на онлайн-курсы и вместе с дочерьми стала получать нужные знания.

На квартиру «зарабатываем» с десяти лет

В отличие от мотивированной мамы («Я не хочу такой участи для своих малышек!»), другая женщина поделилась растерянностью с участниками одного интернет-форума. У её 9-летнего сына собралось уже 50 тысяч рублей: ребёнок экономит на карманных деньгах, получаемых в том числе за хорошие оценки в четвертях. Но. не знает, для чего собирает средства. «У него вроде бы всё есть, — сетует мама, — вероятно, поэтому не придумал, на что потратить. Мучает меня вопросами, а я понятия не имею, что ему ответить».

И заметьте, такое обращение к форумчанам с её «понятия не имею» было не возгласом отчаяния, а вполне конкретным и полезным вопросом. Люди в интернете поспешили женщине на помощь. Одни рассказывали, что их дочки-сыночки покупают на накопленные деньги смартфоны, игровые приставки, коньки, шубу, «фотик зеркальный». И даже собирают на летний отдых за границей, чтобы не обременять родителей. Тётя 10-летней Софии с гордостью подчеркнула, что её племянница копит на собственную квартиру. А папа 11-летнего Егора признался, что сын не представляет себя после окончания школы без автомобиля.

Молодцы взрослые — поддержали и подсказали. Но и дети молодцы: мотивированы, умеют поставить цель и пытаться достичь её, а это главное. Тем более здорово, что учатся они обращаться с деньгами в раннем возрасте, пробуют долгосрочное планирование. Конечно, не без помощи родителей.

На коляску для будущего братика

Но были и другие рассказы. Например, когда мама 11-летней Анны из Москвы была беременна, девочка отдала ей свои 15 тысяч рублей. На коляску для будущего братика.

А 10-летний Арсений из Североморска тоже не пожалел собственных денег. Его отец Степан Фёдорович написал: «У нас в городе была акция «Спаси ребёнка». Мой сын всю свою копилку вытряс и отнёс».
Интересно получается: ребёнок копил-копил на определённую цель, а потом р-р-раз! И отдал богатство на другое дело. Почему? Видимо, под влиянием какой-то информации или обстоятельств у него изменилась шкала ценностей. И тут интересен такой момент — ведь он не перестал хотеть новый смартфон или приставку. Но взял и подкорректировал свои желания, поступил осознано.

На «Малютку» против Гитлера

Показательны в этом плане две истории.

Одна из далёкого 1942 года. Пятилетняя Ада Занегина вместе с мамой эвакуировалась из Подмосковья за Урал. Её папа в первый день войны ушёл на передовую танкистом. В тылу Ада вместе с мамой, как и другие советские люди, собирала посылки с варежками и носками для фронта. Но ещё в мирное время девочка начала откладывать копейки, перепадавшие от матери. На куклу.

Вскоре в местной газете вышла заметка в рубрике «Письма наших читателей». Ада уже умела читать по слогам и немного писать. Карандашом она вывела такие слова: «Гитлер выгнал меня из моего родного города. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его „Малютка“. Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой».

Эффект от письма оказался поразительным: дети, лишённые фашистами родного дома, завалили редакцию письмами и своими сбережениями. Кто-то копил на пальто, а кто-то на новые ботинки. Даже Сталин узнал об инициативе пятилетней малышки. В банке был открыт специальный счёт, на который дети из Омской области собрали 160 886 рублей. Вскоре со сборочного конвейера военного завода сошёл легковесный танк Т-60, на люке которого было написано: «Малютка». Броневая машина участвовала в боях и дошла до Берлина.

На новом велосипеде — до конца жизни

Но в это время в соседнем штате случилось наводнение, унесшее сотни жизней и разрушившее много домов. Тогда Ануприя отдала накопления в фонд помощи пострадавшим от этого стихийного бедствия. Разбила все свои пять копилок и ещё одну — младшего брата. Об этом поведали газеты и телевидение. Из СМИ о душевном, трогательном поступке девочки узнал и директор большого магазина в её городе. Он подарил Ануприи лучший велосипед и сертификат, дающий право ей получать по одной новой двухколёсной машине каждый год до конца жизни.

Приоритеты и бюджет

Для начала составьте с ребёнком список его желаний. Напишите, что бы он хотел купить, и обозначьте стоимость каждой «мечты». Вместе продумайте приоритеты и бюджет. Подскажите, как сэкономить: стоит ли сразу тратить карманные деньги на всякую мелочёвку или лучше ориентироваться на долгосрочную перспективу. Прочитайте ему эти истории. Пусть начнёт самостоятельно мыслить и распоряжаться собственными средствами.

Каждый взрослый — это всего лишь большой ребенок со своим собственным представлением о ведении бюджета.

Разберемся, как правильно давать детям деньги на карманные расходы и зачем это вообще делать.

Когда давать

Святая обязанность каждого родителя — объяснить ребенку, что, несмотря на неограниченное количество хотелок, количество денег в кармане все-таки величина конечная. Начиная с 3—4 лет дети уже понимают, что если у мамы в кошельке 1000 рублей и нужно купить продукты на 800, то ему останется только 200 рублей, на которые можно выбрать сладости и небольшую машинку — или машинку побольше, но одну, но с моторчиком. Пусть он сам примет решение.

Первые карманные деньги ребенок может получить уже в 6—7 лет. В это же время у него появляется относительная свобода передвижения и доступ к самостоятельным покупкам. В таком возрасте дети уже умеют считать, но вот вести бюджет им пока что сложно, поэтому не стоит сразу перегружать их карманы большой суммой на месяц. Лучше выдавать меньше, но чаще. Чем старше ребенок, тем реже выплаты: старшеклассник вполне может планировать свои расходы и начинать зарабатывать самостоятельно.

Сколько давать

Размер карманных расходов — личное дело каждой семьи. Однако необходимо отталкиваться от возраста ребенка и его реальных потребностей. Первокласснику на неделю достаточно 200—500 рублей, подросток же эту сумму потратит за несколько часов.

Постепенно включайте расходы на ребенка в его карманные деньги: проезд, питание в школьной столовой, занятия с репетитором. Карманные расходы в конечном итоге должны приблизиться к сумме, необходимой ему для самообеспечения.

Как давать

Объясните ребенку, что карманные деньги — это регулярная сумма, которую он будет получать независимо от оценок, поведения в школе и помощи по хозяйству. Это не зарплата и не инструмент поощрения или наказания, а возможность научиться планировать личный бюджет и распоряжаться деньгами.

Важно

Есть шесть базовых принципов, которые помогут воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам:

Научить детей планировать свои финансы — непростая задача (особенно, если и сам не очень это умеешь). Про «взрослый» финплан мы уже писали. Теперь решили адаптировать его для детей 9-13 лет. В этом возрасте дети уже понимают, откуда родители берут деньги, и стремятся стать частью «взрослого» мира.

У всех детей есть мечта. Если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Объясните ребёнку, что, если всё правильно спланировать и хорошо потрудиться — мечту можно воплотить в жизнь.

Дети постоянно что-то клянчат. Если поддаться на слёзные уговоры и купить «мечту», вероятно, через пару дней она перестанет радовать. И следующее «купи» вы услышите очень скоро.

Почему так происходит. Дело в психофизиологии: все люди испытывают эйфорию от предвкушения результата. Когда он достигнут — эйфория пропадает. Проще говоря, ожидание покупки гораздо приятнее самой покупки. Плюс у детей часто меняются интересы и настроение: сегодня он хочет одно, а завтра — другое.

Чтобы помочь детям достигать цели, нужно научить их контролировать свои желания: выбирать самые-самые и откладывать их на потом. В этом нам поможет список желаний.

  1. Ребёнок говорит, какие вещи он хочет купить.
  2. Записываем в список их названия и цены.
  3. Просматриваем весь список и выбираем 1-2 самые желанные вещи (запускается режим предвкушения!).
  4. Периодически перечитываем список: вычёркиваем то, что уже расхотелось, добавляем новое.
  5. Когда главное желание выбрано — переходим к шагу 2.


Упрощённо объясните ребёнку метод постановки целей по SMART: чтобы желание исполнилось, его нужно максимально подробно описать и «измерить».

Задайте 3 конкретных вопроса:

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Сколько она стоит?
  • Когда ты хочешь её купить?

После этого помогите раздробить большую цель на посильные и понятные задачи: сколько нужно откладывать в неделю и в месяц.

Семиклассник Петя поставил себе цель: купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя — молодец, цель сформулирована правильно.

Основная статья детского дохода — карманные деньги (мы писали, зачем их давать и как правильно это делать). Посчитайте, какая сумма выходит в месяц.

Пример

Наш Петя получает от родителей 750 рублей в неделю, не считая денег на проезд и школьные обеды. В месяц получается 3 000 рублей. Плюс в мае у него день рождения — бабушка и дедушка обычно дарят ещё 3 000.

1. Сколько ребёнок хочет откладывать

Чтобы не отпугнуть ребёнка от идеи финансового планирования, начинайте именно с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен».

Есть две крайности: 1) спускать все деньги на шоколадки и слаймы 2) полностью урезать все удовольствия. Объясните ребёнку: чтобы экономить стабильно и с удовольствием, нужно найти золотую середину. Например, откладывать 25% от доходов, а остальное тратить.

Предупредите ребёнка, какую сумму он может тратить каждый день — чтобы спустя 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.

Пример

Петя сделал так: решил откладывать в месяц 750 рублей,
а остальные 2 250 тратить на шоколадки.

2. Сколько нужно откладывать

Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.

Пример

Петя с родителями посчитал: чтобы за 5 месяцев накопить 5 000 на наушники, в месяц ему нужно откладывать 400 рублей (с учётом, что дедушка с бабушкой подарят деньги). Значит, он может либо увеличить свои ежедневные траты, либо получить наушники быстрее, чем он ожидал.

3. Соотносим желаемое с реальным

Сводим все суммы в таблицу.

Если у вас всё сошлось — отлично, идём дальше. Если в конце срока остались деньги, решите вместе, будете ли вы продолжать копить дальше или нет.

Петя составил табличку и понял, что может накопить на наушники всего лишь за 3 месяца, а не 5 — спасибо бабушке и дедушке. Петю такой подход замотивировал, и он решил не увеличивать свои расходы, а продолжать копить, но уже на гироскутер.

4. Корректируем план

А что, если денег не хватает? Ребёнок должен сам сравнить суммы «хочу» и «надо, чтобы купить вещь в срок». И принять решение: либо начать копить активнее, либо купить вещь попозже. Если этого не хочется — переходим к следующему шагу.

Как экономить. Советы для детей

  • Каждый день записывать траты. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что.
  • Тайм-аут. Перед тем, как что-то купить, возьмите сутки на размышления.
  • Убрать деньги подальше. Не очень хорошая идея — держать их на виду и в свободном доступе. Боремся с соблазнами: детям помладше подойдёт копилка, а с 14 лет можно вносить накопленное на собственный банковский счёт.

Можно не только уменьшать расходы, но и увеличивать доходы. Правда, мало кто готов взять школьника на работу, да и Трудовой кодекс детский труд не одобряет. Поэтому хорошо, если возможность заработать появится в семье.

Как дать ребёнку заработать. Советы для родителей

  • Придумайте школьнику спецзадания вне обычного круга его обязанностей и оплатите их. Задачи должны быть посильными, не в ущерб учёбе и соответствовать возрасту. В 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
  • Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор и нарушать его нельзя.
  • Не стоит платить деньги за хорошие оценки и штрафовать за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребёнку, зачем нужно хорошо учиться — и что это, в первую очередь, его интерес.
  • Не платите за обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой) — ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребёнку будет несправедливым. А вот выгулять собаку соседа — вполне себе идея для заработка.

12-летняя Лена к лету хочет велосипед за 7 000 рублей. Откладывать она может 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев. Бюджет явно не сходится. Лена решила:

  1. Урезать расходы. 2 автобусных остановки до школы можно ходить пешком. Это решение дало ей дополнительные 250 рублей в месяц — столько стоит школьный проездной.
  2. Увеличить доходы. Девочка договорилась с соседкой, что зимой будет по будням выгуливать ее собаку и получать по 200 рублей за прогулку.

Вот теперь всё сошлось — Лена будет летом кататься на велосипеде. Более того, остаток зимы она может спокойно ездить на автобусе — по таблице видно, что денег всё равно хватит.

  • Красивая копилка с надписью «коплю на мечту». Или просто банка с наклейкой «коплю 5000 на крутые кроссовки». Раз в неделю можно вытряхивать деньги и вместе пересчитывать, отмечая прогресс.
  • Два конверта: «трачу» и «коплю». Чтобы делить между ними каждое финансовое пополнение и записывать прогресс.

Если цель масштабная и копить предстоит долго, установите поощрительные призы за достижение промежуточных целей. Это поможет ребёнку сохранить мотивацию на долгом пути.

Пример. «Накопишь половину — добавлю 500 рублей» или «за каждые 500 накопленных добавляю 100 сверху».

Разговоры про деньги

  • Введите «финансовые субботы» (или любой другой день недели). Мягко просите ребёнка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Только не нужно грозно требовать отчёта, всё должно быть добровольно.
  • Удачные решения хвалите, а ошибки разбирайте спокойно.
  • Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на ерунду. Относитесь к таким тратам как к «цене за обучение» финансовой грамотности.
  1. Разумно обращаться с деньгами можно и нужно учить в раннем возрасте. На формирование полезного навыка нужно время.
  2. Объясните важные финансовые понятия, такие как сбережения, бюджет и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребёнком о его финансах: анализируйте и поддерживайте.
  3. Дайте школьнику возможность заработать. Это отличный способ научить трудиться ради цели и знать цену деньгам.
  4. Младшие дети могут хранить свои сбережения в копилке, но ребятам постарше лучше завести отдельную банковскую карту.
  5. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, вместе копите на общие цели. Помните, что самый важный пример для ребёнка — вы сами.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь c политикой конфиденциальности


Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

Деньги – важная часть нашей жизни, но немногие родители способны открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться – но почему-то надеемся, что с финансовыми вопросами он разберется как-нибудь сам.

Заниматься финансовым просвещением все же нужно. Однако часто мы сами не можем до конца понять, как относиться к финансам – и не можем правильно рассказать о них детям. Разбираемся в самых популярных родительских заблуждениях на тему денег.

«Я сам куплю все необходимое, это будет проще», — скажете вы. Проще, но не лучше в долгосрочной перспективе.

То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.

Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.

Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.


«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»

Представьте – вы пришли в магазин за чем-то необходимым, а ребенку срочно понадобилась очередная игрушка. «Не куплю, потому что у нас нет денег» – очень частый и абсолютно неэффективный аргумент.

Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.

Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите.

Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить.

Карманные деньги и оценки – это совсем разные категории, не нужно их смешивать. Не стоит платить деньги за хорошие оценки и «штрафовать» за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребенку, зачем нужно хорошо учиться – и что это, в первую очередь, его интерес.

«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»

Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом.

Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.

Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.

Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.

Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.

Каждому родителю нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на однодневные игрушки и прочую ерунду. Помните, главная цель – научить ребенка грамотно и самостоятельно вести свой бюджет. Если речь не касается безопасности, стоит дать ребенку максимальную свободу в покупках, а свой голос оставить совещательным.

Дать свободу – не значит полностью самоустраниться. Регулярно просите ребенка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Обязательно отмечайте удачные решения, не требуйте строго отчета и не критикуйте. Помните, каждый ребенок (а особенно подросток) проходит через бессмысленные траты. Если вы будете правильно на них реагировать (не громко ругаться, а спокойно разбирать и советовать), то каждая ошибка станет ступенькой в практическом обучении.

«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»

Удобный способ отслеживать расходы – открыть ребенку специальную банковскую карточку (многие банки позволяют сделать это уже в 6-7 лет). Детская карта привязана к вашему счету, вы можете установить лимит трат на день, неделю или месяц и получать о них уведомления.

Финансовые вопросы не должны лежать в сфере эмоций. Помните, что карманные деньги – это не подарок от родителей, а инструмент обучения. Благодаря им ребенок учится брать на себя ответственность и грамотно распоряжаться своим бюджетом.

Если ребенок ведет себя неподобающе, стоит обсудить с ним это, собрать семейный совет или даже отложить запланированный подарок. Но не шантажируйте ребенка карманными деньгами! Это не только подрывает доверие, но и противоречит выбранной стратегии финансового воспитания.

  • Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому».
  • Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание.
  • Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты.
  • Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму.
  • Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи.
  • Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
  • Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки
  • Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему.
  • Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять.

Помните, что самый важный пример для ребенка, — это вы. Поэтому специальный обучающий курс по финансам пригодится и вам. Начинайте учить ребенка грамотному отношению к деньгам с ранних лет. Чем раньше ребенок поймет ценность денег и научится ими грамотно распоряжаться, тем проще ему будет в будущем.


Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

Дети учатся, глядя на родителей.​ Поэтому лучший способ научить ребёнка обращаться с деньгами — это показать на своём примере.

Подавайте пример своим поведением

Если хотите, чтобы ребёнок научился копить деньги, не читайте лекции об экономии. Возьмите его с собой в банк и откройте вклад. А затем объясните весь процесс.

Не оставляйте копиться стопки неоплаченных счетов. Возьмите просроченный счёт, покажите ребёнку и объясните, как и почему накапливаются пени и что вы будете делать дальше.

Не позволяйте второй половине всегда платить за вас

Дети замечают больше, чем вам кажется. Если в магазинах и ресторанах партнёр всегда платит за вас, у ребёнка может сложиться неверное представление о финансах. Пусть ребёнок видит, как вы сами платите за что-то. Например, оплачивая счёт за свет или воду, посадите его рядом и расскажите, почему вы платите и на что идут деньги.

Объясняйте, как работают пластиковые карты

Дети видят, как вы покупаете что-то онлайн, и у них создаётся впечатление, что можно получить всё что угодно и когда угодно, не тратя реальных денег. Чтобы предотвратить это, расскажите им о системе банков и банковских карт. Объясните, что деньги, которые вы зарабатываете, автоматически поступают на ваш счёт.

Более взрослым детям можете рассказать о вычете налогов. Не забудьте объяснить, что деньги, которые вы снимаете в банкомате, списываются с этого счёта. Покажите им выписку по карте, чтобы они увидели, как за месяц накапливаются расходы.

Обсуждайте финансовые вопросы

Большинство родителей избегают говорить с детьми о финансах. Но у тех из-за этого может сложиться впечатление, что деньги — это что-то плохое и стыдное.

Старайтесь обсуждать денежные вопросы каждый день, даже когда дети совсем маленькие. Например, если вы идёте в супермаркет и сажаете ребёнка в продуктовую тележку, проговаривайте вслух, почему одни продукты стоят дороже, а другие дешевле. Когда дети подрастут, объясните им, как копить и инвестировать деньги.

А если отказываетесь что-то купить, обязательно объясняйте, почему. «Потому что я так сказал» — недостаточно веская причина.

Не ссорьтесь из-за денег на глазах у детей

Детям будет казаться, что все финансовые разногласия обязательно превращаются в ссоры. Пусть ребёнок видит, что любые денежные вопросы, например покупку новой мебели или ужин в ресторане, можно обсуждать спокойно и рационально.

Даже если в семье денежные трудности, не ограждайте от них ребёнка полностью. Объясните, что происходит и почему, чтобы дети не переняли ваши плохие финансовые привычки и извлекли урок.

Не совершайте импульсивные покупки

Видя ваши необдуманные прриобретения, дети начнут считать, что планировать свои траты не нужно. Можно израсходовать деньги сегодня, а разбираться с последствиями завтра.

Уже в пять лет дети могут сопоставить варианты, прежде чем совершить покупку. Так что проговаривайте вслух, почему вы сомневаетесь, покупать вещь или подождать. Причём недостаточно сделать это один раз, старайтесь повторять урок хотя бы раз в неделю.

Не выручайте детей, когда они совершили финансовую ошибку

Иначе ребёнок будет считать, что его действия не имеют никаких последствий. Дайте ему ощутить синдром раскаяния покупателя уже в детстве. Если он потратил карманные деньги на шоколадку, хотя ему больше хотелось M&M’s, или купил дешёвую игрушку, которая быстро сломалась, посочувствуйте ему. Но не покупайте новую. Тогда в следующий раз он подумает, стоит ли тратить деньги на ту или иную вещь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: