Как перевести деньги со спецсчета на депозит

Обновлено: 25.04.2024

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Статья 6. Специальный счет

1. Специальный счет может быть открыт оператору финансовой платформы только в кредитной организации, являющейся расчетным центром системно значимой платежной системы в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", или в кредитной организации, которой присвоен кредитный рейтинг не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России. Оператор финансовой платформы, правила которой предусматривают возможность заключения с использованием финансовой платформы договоров банковского счета (вклада), обязан открыть специальный счет в кредитной организации, соответствующей требованиям настоящей части.

2. Специальный счет открывается оператору финансовой платформы независимо от присоединения потребителя финансовых услуг к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы. Договор специального счета заключается между кредитной организацией и владельцем счета - оператором финансовой платформы без участия бенефициаров - потребителей финансовых услуг.

3. Оператор финансовой платформы не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операций по специальному счету, направляет в кредитную организацию, в которой такому оператору финансовой платформы открыт специальный счет, информацию об остатках денежных средств на специальном счете с указанием суммы денежных средств каждого потребителя финансовых услуг в случае, если по договору специального счета между оператором финансовой платформы и кредитной организацией оператором финансовой платформы осуществляется учет денежных средств, принадлежащих каждому потребителю финансовых услуг.

4. По специальному счету могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление денежных средств в пользу потребителя финансовых услуг с банковских счетов (вкладов) такого потребителя финансовых услуг;

2) зачисление денежных средств в пользу потребителя финансовых услуг в связи с исполнением финансовой организацией или эмитентом обязательств по совершенным с таким потребителем финансовых услуг финансовым сделкам, исполнением оператором финансовой платформы своих обязательств по договору об оказании услуг оператора финансовой платформы;

3) зачисление денежных средств в пользу потребителя финансовых услуг при выплате доходов и осуществлении иных выплат по ценным бумагам, приобретенным таким потребителем финансовых услуг с использованием финансовой платформы, в случае соблюдения условий, предусмотренных частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4) зачисление денежных средств в пользу потребителя финансовых услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";

5) списание денежных средств, права на которые принадлежат потребителю финансовых услуг, в целях их перевода на банковский счет финансовой организации или эмитента по финансовым сделкам между такой финансовой организацией или таким эмитентом и таким потребителем финансовых услуг;

6) списание денежных средств, права на которые принадлежат потребителю финансовых услуг, в целях их перевода на банковские счета (вклады) такого потребителя финансовых услуг или на иной специальный счет оператора финансовой платформы, бенефициаром по которому является такой потребитель финансовых услуг;

7) списание денежных средств, права на которые принадлежат потребителю финансовых услуг, в целях перечисления предусмотренных правилами финансовой платформы сумм вознаграждения оператору финансовой платформы;

8) списание денежных средств, права на которые принадлежат потребителю финансовых услуг, по обязательствам такого потребителя по решению суда, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

5. В целях возврата потребителю финансовых услуг принадлежащих ему денежных средств, находящихся на специальном счете, одним из способов, определенных потребителем финансовых услуг в договоре об оказании услуг оператора финансовой платформы, оператор финансовой платформы направляет в кредитную организацию, в которой открыт специальный счет, распоряжение о переводе таких денежных средств на банковский счет потребителя финансовых услуг, указанный им, в следующие сроки:

1) в срок, указанный в заключенном с потребителем финансовых услуг договоре об оказании услуг оператора финансовой платформы, в случае, если потребителем финансовых услуг в соответствии с указанным договором определено, что оператор финансовой платформы на постоянной основе осуществляет возврат потребителю финансовых услуг принадлежащих ему денежных средств при их зачислении на специальный счет;

2) в срок, указанный в заключенном с потребителем финансовых услуг договоре об оказании услуг оператора финансовой платформы, со дня, когда сумма принадлежащих потребителю финансовых услуг денежных средств, находящихся на специальном счете, достигла значения, определенного потребителем финансовых услуг в соответствии с указанным договором;

3) не позднее следующего рабочего дня со дня получения оператором финансовой платформы указания потребителя финансовых услуг о возврате денежных средств в случае, если потребителем финансовых услуг в соответствии с договором об оказании услуг оператора финансовой платформы определено, что оператор финансовой платформы осуществляет возврат денежных средств только на основании отдельного указания или отдельных указаний потребителя финансовых услуг.

6. Оператор финансовой платформы при заключении им с потребителем финансовых услуг договора об оказании услуг оператора финансовой платформы обязан обеспечить определение потребителем финансовых услуг одного из способов возврата принадлежащих ему денежных средств со специального счета, указанных в части 5 настоящей статьи. Оператор финансовой платформы обязан обеспечить возможность изменения потребителем финансовых услуг определенного им способа возврата принадлежащих ему денежных средств со специального счета в любое время.

7. В случае возврата банком оператору финансовой платформы денежных средств, перечисленных оператором финансовой платформы на указанный потребителем финансовых услуг банковский счет в соответствии с пунктом 1 или 2 части 5 настоящей статьи, последующий возврат денежных средств, принадлежащих потребителю финансовых услуг и находящихся на специальном счете, осуществляется оператором финансовой платформы в соответствии с пунктом 3 части 5 настоящей статьи, если потребителем финансовых услуг не будет определено иное в соответствии с договором об оказании услуг оператора финансовой платформы.

9. При отсутствии подтверждения потребителя финансовых услуг, указанного в части 8 настоящей статьи, более 360 дней со дня направления ему оператором финансовой платформы предложения о таком подтверждении и отсутствии в течение указанного периода иных указаний потребителя финансовых услуг по распоряжению находящимися на специальном счете и принадлежащими ему денежными средствами оператор финансовой платформы не позднее следующего рабочего дня направляет в кредитную организацию, в которой открыт специальный счет, распоряжение о переводе денежных средств, принадлежащих потребителю финансовых услуг и находящихся на специальном счете, на банковский счет потребителя финансовых услуг, с которого денежные средства были направлены потребителем финансовых услуг на специальный счет. В случае возврата банком оператору финансовой платформы денежных средств, перечисленных им на банковский счет потребителя финансовых услуг в соответствии с настоящей частью, оператор финансовой платформы обязан направлять не реже чем один раз каждые 90 дней потребителю финансовых услуг предусмотренным договором об оказании услуг оператора финансовой платформы способом предложение сообщить реквизиты его банковского счета для перечисления денежных средств.

10. Информация о зачислении принадлежащих потребителю финансовых услуг денежных средств на специальный счет или о списании принадлежащих потребителю финансовых услуг денежных средств со специального счета, а также информация об исполнении указания потребителя финансовых услуг в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона направляется потребителю финансовых услуг оператором финансовой платформы бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены правилами финансовой платформы. При этом указанный срок не может превышать один рабочий день со дня зачисления принадлежащих потребителю финансовых услуг денежных средств на специальный счет или списания принадлежащих потребителю финансовых услуг денежных средств со специального счета либо исполнения указания потребителя финансовых услуг в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

11. При исключении оператора финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ договор специального счета прекращается. В этом случае остаток находящихся на специальном счете денежных средств, принадлежащих потребителю финансовых услуг, выдается кредитной организацией потребителю финансовых услуг либо по его указанию перечисляется кредитной организацией на банковский счет потребителя финансовых услуг.

В ЖК РФ в статьях, которые касаются формирования фонда капитального ремонта используются два похожих термина: специальный счёт и специальный депозит. Это связанные, но разные явления. Разбираемся, в чём назначение спецсчёта и спецдепозита, чем они схожи, а чем различаются.

Спецсчёт и спецдепозит – счета со средствами фонда капремонта общего имущества

В статьях ЖК РФ о формировании фонда капремонта встречаются два схожих термина: специальный счёт и специальный депозит. Собственники и управляющие домами порой их смешивают, считая, что это одно и то же.

Если кратко, то специальный счёт – место, где собственники копят деньги на оплату капремонта. Спецдепозит – это временный вклад этих денег под проценты для получения доходов. Не все владельцы спецсчетов и жители МКД знают, какие преимущества даст им спецдепозит, на каких условиях и когда его можно открыть. Разберём подробнее их особенности согласно ст. ст. 175, 175.1 ЖК РФ.

Вправе ли банк удерживать комиссию из суммы взноса на капремонт

Специальный счёт аккумулирует взносы собственников в фонд капремонта МКД

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать, как формировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома: в «общем котле» регионального оператора или на специальном счёте.

Спецсчёт открывается в банке только для одного конкретного дома (ч. 4 ст. 175 ЖК РФ). Собственники помещений сами решают, когда проводить капитальный ремонт, и не зависят от решений регоператора и наличия у него средств. Решение об открытии спецсчёта принимается на ОСС большинством от всех голосов в доме (п. 1.1 ч. 2 ст. 44, ч .1 ст. 46 ЖК РФ).

У спецсчёта дома обязательно есть владелец: управляющая домом организация, ТСЖ или кооператив (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Также владельцем такого счёта может быть региональный оператор, если собственники на собрании примут соответствующее решение (ч. 3 ст. 175 ЖК РФ).

У дома может быть только один специальный счёт для формирования фонда капремонта (ч. 4 ст. 175 ЖК РФ). Договор с банком на открытие и ведение такого счёта дома является бессрочным: банк не может ограничить собственников по времени пользования таким счётом (ч. 5 ст. 175 ЖК РФ).

Фонд капремонта на спецсчёте пополняется ежемесячно: собственники помещений уплачивают установленный на ОСС взнос в фонд по платёжным документам, которые формирует и направляет им владелец спецсчёта.

При этом деньги, которые находятся на таком счёте, могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капремонту дома. Суд не может обратить на них взыскание иных долгов по обязательствам владельца счёта: только если подрядчики по капремонту не получили средства по договору и взыскивают их в судебном порядке (ч. 6 ст. 175 ЖК РФ). Также эти средства неприкосновенны в случае, если владелец спецсчёта признан банкротом.

Капитальный ремонт новостройки: о чём нужно позаботиться заранее

Специальный депозит приносит доход с временно свободных средств фонда капремонта

Понятие специального депозита введено в ЖК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 355-ФЗ: в кодексе появилась отдельная статья 175.1. По сути спецдепозит – это вклад средств в банк под проценты. Решение об открытии депозита принимается на ОСС не менее чем ⅔ от всех голосов в многоквартирном доме (п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Это добровольное решение собственников: если на спецсчёте уже скопилась крупная сумма, а капремонт в ближайшее время не запланирован, они могут внести эти средства на депозит для получения дохода в виде процентов.

Пример повестки дня ОСС о создании спецдепозита

  1. Такой вклад открывает владелец спецсчёта только по решению ОСС.
  2. На депозит средства вносятся только со спецсчёта капремонта: на него не перечисляются взносы, которые ежемесячно делают собственники в фонд.
  3. Средства на депозите размещаются временно, и только та часть суммы со спецсчёта, которая в данный момент не нужна для оплаты работ и услуг по капремонту.
  4. Возврат денег с вклада и перечисление процентов происходит только на спецсчёт.
  5. Доходы от размещения денег на вкладе могут использоваться только на оплату услуг и работ по капремонту, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 175.1 ЖК РФ, суд может взыскать деньги со спецдепозита в уплату долгов его владельца только в случае, если задолженность образовалась из-за неоплаты услуг и работ по договорам капремонта. Например, нельзя списать со такого вклада деньги в счёт долга УО перед поставщиком ресурсов за КР на СОИ.

Спецдепозит капремонта связан со спецсчётом и не может существовать без него

Спецсчёт и спецдепозит капремонта МКД взаимосвязаны, но не равны. Депозит не может существовать без открытия собственниками специального счёта для формирования фонда.

  • создаются только по решению общего собрания собственников;
  • у них один владелец, выбранный на ОСС;
  • на них находятся деньги, которые собственники уплачивают в виде взносов в фонд капремонта;
  • средства с них используются только на оплату работ и услуг по капитальному ремонту или по кредиту, взятому для этих целей;
  • с них суд не может взыскать средства по долгам владельца, которые не касаются оплаты работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества.

Различия счёта и депозита со средствами собственниками, собранными на капремонт, мы объединили в таблицу.

При наличии спецсчёта собственники могут, но не обязаны создать спецдепозит для получения процентов по вкладу

Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны выбрать способ формирования фонда капремонта. Решив, что будут собирать средства отдельно, на своём счёте, они обязаны выбрать владельца счёта и кредитную организацию для его открытия.

При этом у владельцев помещений есть право получать доход с собранных уже на спецсчёт средств: принять на ОСС решение об открытии депозита. Собственники должны решить, какую сумму, на какой срок и на каких условиях они переведут на вклад для получения процентов. Согласно воле общего собрания владелец спецсчёта заключает договор с банком на открытие вклада.

Открытие вклада со свободными средствами фонда капремонта дома поможет собственникам и УО, ТСЖ увеличить сумму, уже накопленную для проведение капитальных работ в доме, расширить перечень таких работ за счёт дополнительных доходов.

Органы ГЖН проверяют не только, как компании управляют домами и содержат общее имущество собственников, но и как они формируют фонды капремонта и проводят его в МКД. По материалам региональной ГЖИ рассказываем о том, какие нарушения чаще всего совершают владельцы спецсчетов и как делать правильно в соответствии с законодательством.

Нарушения в работе владельцев спецсчетов на капремонт органы ГЖН фиксируют при проверках

Органы Госжилнадзора периодически составляют отчёты по результатам контрольных мероприятий. В том числе они обобщают нарушения, выявленные в ходе проверок. В докладе ведомства из Удмуртии приведён список наиболее частых нарушений, которые допускают владельцы специальных счетов и региональные операторы по капремонту.

Напомним, что собственники помещений в МКД на ОСС вправе выбрать один из способов формирования фондов капремонта: в «общем котле» регоператора или на отдельном банковской счёте для конкретного МКД (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). В первом случае за накопление денег, выставление счетов, своевременное проведение ремонта отвечает регоператор, во втором – владелец спецсчёта.

Поэтому органы ГЖН в зависимости от выбранного собственниками способа формирования фонда капремонта проверяют работу либо регоператора, либо владельца спецсчёта. Сегодня поговорим о наиболее частых нарушениях в работе владельцев спецсчетов.

Судебная практика по капремонту: как расходовать деньги со спецсчёта

Нарушение 1: нецелевое использование средств фонда капремонта

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ, владельцем спецчёта может быть управляющая домом организация, ТСЖ, кооператив, а также регоператор. К основным нарушениям, которые органы ГЖН фиксируют в их работе, можно отнести нарушение требований к сохранности фонда капремонта и нецелевое его использование.

Сбор взносов на капитальный ремонт проводится только на специальный счёт, открытый в целях формирования фонда капремонта общего имущества одного конкретного многоквартирного дома (ч. 4 ст. 175 ЖК РФ). Взносы имеют целевое назначение: потратить их можно только на цели, перечисленные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ.

В том числе суд не может обратить на них взыскание иных долгов по обязательствам владельца счёта: только если подрядчики по капремонту не получили средства по договору и взыскивают их в судебном порядке (ч. 6 ст. 175 ЖК РФ). Также эти средства неприкосновенны в случае, если владелец спецсчёта признан банкротом.

Как не допустить нарушения: не используйте средства капремонта ни на что, кроме самого капремонта, оплату услуг подрядчиков, погашение кредитов и займов, взятых для проведения работ. Не оплачивайте этими деньгами текущий ремонт или, например, комиссию за обработку банком взносов от собственников.

Нарушение 2: отсутствие решения ОСС или недобор кворума голосов на собрании

Второе нарушение, которое часто допускают владельцы спецсчёта, – проведение капремонта общего имущества в МКД в отсутствие решения общего собрания собственников МКД, либо в отсутствие кворума.

Принятие решений о капитальном ремонте МКД и об использовании фонда капитального ремонта входит в компетенцию общего собрания собственников (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Без ОСС владелец спецсчёта не может тратить накопленные на спецсчёте средства.

Кворум в не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в доме нужен для установления размера взноса на капремонт, больше минимального, для решения взять кредит или займ (п. п. 1.1–1, 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

  • утвердить перечень работ и услуг, сроки, смету, подрядчика;
  • определить порядок предоставления платёжных документов на оплату взносов на капремонт;
  • выбрать кредитную организацию для открытия спецсчёта, утвердить текст договора с такой организацией.

Как не допустить нарушения: чётко следуйте процедуре организации капремонте и проведения ОСС, внимательно подходите к подсчёту кворума. Рекомендуем проводить собрание в очно-заочной форме, чтобы точно добрать кворум, если на очной части будет присутствовать мало собственников.

Что делать УО, чтобы собрать кворум на общем собрании собственников

Нарушение 3: невыполнение требований по передаче документов на спецсчёт при выборе его нового владельца

Третье нарушение, которое допускают владельцы спецсчетов, – не перечисляют денежные средства со специального счёта и не передают документацию новому владельцу счёта либо регоператору. Эти действия нужно предпринять, например, если собственники выбрали новую УО или организовали ТСЖ для управления домом, расторгнув договор управления. Или если УО лишена лицензии, и дом исключён из реестра лицензий.

В последнем случае решение о новом владельце спецсчёта или об изменении способа формирования фонда капремонта собственники должны принять на ОСС не позднее двух месяцев с даты, когда прежняя УО или ТСЖ прекратили управлять домом (ч. 8 ст. 175 ЖК РФ). До этого момента бывший владелец обязан обеспечить надлежащее исполнение всех взятых обязательств по кредитному договору (ч. 11 ст. 175 ЖК РФ).

В течение трёх дней с момента назначения нового владельца бывшая УО или ТСЖ обязаны передать ему документы, связанные со спецсчётом, в том числе кредитные договоры (ч. 12 ст. 175 ЖК РФ). Новая УО или ТСЖ должны такие документы принять. После этого к новому владельцу спецсчёта переходят все права и обязанности прежнего владельца (ч. 10 ст. 175 ЖК РФ).

Как не допустить нарушения: если вы «уходите» из дома, передайте документы на спецсчёт новому владельцу по акту приёмки-передачи своим приемникам. Если собственники решили закрыть спецсчёт и копить деньги в «общем котле», то средства нужно перевести регоператору согласно протоколу ОСС.

Нарушение 4: непредоставление отчётности по состоянию спецсчёта в орган ГЖН

Последнее нарушение, которое часто совершают владельцы спецсчетов на капремонт, – несвоевременно предоставляют или вовсе не предоставляют сведения в орган ГЖН об открытии счёта. Также УО и ТСЖ не сообщают ведомству о состоянии счёта, начислениях взносов, уже потраченных на капремонт суммах, о кредитных договорах на проведение капремонта.

  • начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт и поступивших в фонд,
  • израсходованных на капремонт со спецсчёта,
  • оставшихся на счёте на дату отчёта,

а также сведения о заключении договора займа и, или кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (ч. 3 ст. 172 ЖК РФ).

  • ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за истёкшим, направляются данные о поступлении взносов от собственников;
  • ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным, направляются сведения о сумме остатка средств на спецсчёте.

Как не допустить нарушения: изучите требования региональных актов к отчётности, которую вы должны предоставлять в орган ГЖН как владелец спецсчёта, в каком объёме, в какие сроки. Возможно, в регионе приняты утверждённые шаблоны: используйте их во избежание санкций со стороны надзорного ведомства. Составьте график предоставления отчёта и назначьте ответственного за направление информации сотрудника.

Когда и как владельцу спецсчёта на капремонт направлять отчёт в ГЖИ

Наши рекомендации для всех владельцев спецсчетов

  1. Тщательно изучите федеральные и региональные требования по ведению спецсчёта.
  2. Назначьте ответственного сотрудника, который будет следить за соблюдением этих требований, сроков и необходимых процедур.
  3. Если орган ГЖН при проверке зафиксировал нарушение, которое вы не совершали, – отстаивайте свои права с помощью претензий и иска в суд.

На следующей неделе мы сделаем обзор нарушений, которые допускают регоператоры по капремонту, и дадим советы, как УО и ТСЖ работать с ними на пользу собственников помещений в доме.

Также вы можете прислать нам готовый материал для публикации и стать нашим автором: для этого нужно сделать четыре простых шага.

Сейчас все больше жильцов многоквартирных домов хотят выйти из фонда капитального ремонта региональных операторов и создать для каждого отдельного МКД специальный счет, чтобы иметь возможность управлять своими денежными средствами по собственному усмотрению и контролировать процесс проведения капремонта. Поэтому многие управляющие компании интересуются алгоритмом действий и законными основаниями для осуществления этой задачи.

Формирование специального счета

  • на специальном счете
  • на счете регионального оператора

Изначально фонды капремонта создаются на счетах региональных операторов (Приказ Минстроя РФ №41/пр от 07.02.2014 г.), поэтому от жильцов МКД никаких действий для этого не требуется. Но чтобы сменить фонд капитального ремонта, необходимо путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия соответствующего решения выбрать способ накопления денежных средств на специальном счете. Решение будет утверждено, если за него проголосует не менее 2/3 участников общего собрания жильцов дома согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ.

  • сумму ежемесячного взноса
  • список услуг и/или работ
  • сроки проведения
  • владельца специального счета
  • банк, в котором будет открыт специальный счет

Сумма ежемесячного взноса, список ремонтных работ/услуг и сроки проведения капремонта должны полностью соответствовать регламенту региональной программы. В качестве владельца специального счета по сбору средств для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, которая осуществляет управление МКД, согласно ст.175 ЖК РФ. Банк, в котором может быть открыт специальный счет, должен обладать уставным капиталом не меньше 20 миллиардов рублей.

Преимущества специальных счетов

  • разрешается начисление процентов на хранящиеся в банке денежные средства для проведения капитального ремонта.
  • любой собственник помещений в МКД может получить интересующую его информацию о сумме денежных средств и операциях по нему.
  • в рамках регионального законодательства может быть установлен лимит денежной суммы, по достижении которой общее собрание жильцов МКД может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов.
  • денежные средства полностью защищены по законодательству от нелегальных операций благодаря контролю банка над их расходованием.
  • на денежные средства не накладывается взыскание по обязательствам владельца счета, если они не связаны с капремонтом.
  • денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.

Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта

Но решение это вступит в законную силу только по прошествии 2 лет согласно ч.5 ст.173 ЖК РФ. А до этого момента оплата по-прежнему будет поступать на счет регионального оператора. Однако по усмотрению регионов этот период может быть уменьшен. Например, Мосгордума приняла поправки к закону, которые сокращают период перевода денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета с 2 лет до 3 месяцев.

Главным условием для перевода денежных накоплений со счетов региональных операторов на спецсчета выступает отсутствие задолженностей собственников помещений в МКД за капитальный ремонт, а также непогашенных кредитов и займов.

  1. Жильцы МКД инициируют и проводят общее собрание, на котором решением не менее 2/3 голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капитального ремонта со счетов региональных операторов на спецсчет.
  2. Этим же решением выбирается банк, где открывается спецсчет, сумма ежемесячных взносов, перечень работ/услуг и сроки проведения капремонта.
  3. В качестве владельца счета избирается управляющая компания, которая осуществляет деятельность по управлению этим домом.
  4. Утвержденное решение и протокол ОСС отправляется в адрес регионального оператора в течение 5 дней с момента принятия этого решения.
  5. В эти же сроки необходимо уведомить ГЖИ о создании спецсчета, назначении управляющей компании в качестве его владельца и переводе денежных средств на него.
  6. Ждете 2 года или меньшего периода, оговоренного в региональном законодательстве, для вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: