Как вернуть деньги бюджетной организации

Обновлено: 27.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат средств бюджетным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Возврат средств бюджетным учреждением

Судебная практика: Возврат средств бюджетным учреждением

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 N 18АП-7322/2021 по делу N А76-19032/2017
Требование: О признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Решение: Определение отменено. Поскольку суд не обладает специальными познаниями для установления сроков давности изготовления документа, представленного в подтверждение факта возврата денежных средств, полученных Кондрашиным А.А. от ООО "Мастер" в качестве займа, в отсутствие иных документов и доказательств, на основании которых имеется возможность проверки факта возврата ООО "Мастер" денежных средств, определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Федерального бюджетного учреждения "Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" Власову Константину Викторовичу, с постановкой перед экспертом следующего вопроса: Соответствует ли время нанесения подписей и печатей в квитанции к приходному кассовому ордеру N 2 от 19.01.2015 г. (л.д. 122) на сумму 300 000 рублей периоду времени, которым датирован документ?

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возврат средств бюджетным учреждением

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Возврат субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания за счет иных средств учреждения
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 3) На федеральном уровне необходимость возврата средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям, может быть закреплена в актах, которыми устанавливаются особенности исполнения федерального бюджета на очередной год. Например, в 2016 г. в соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" было установлено, что указанные юридические лица до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 г. на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Бюджетно-правовой статус российских государственных университетов: пределы самостоятельности в распоряжении денежными средствами
(Шевелева Н.А.)
("Журнал российского права", 2018, N 12) Правовое регулирование лицевых счетов бюджетных учреждений осуществлено ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Согласно ее положениям: а) лицевые счета университетам открываются и ведутся в территориальных органах Федерального казначейства; б) порядок ведения лицевых счетов устанавливается Федеральным казначейством; в) проведение кассовых операций осуществляется в пределах остатков средств, отраженных на лицевом счете, от имени и по поручению университетов; г) средства, необходимые для исполнения публичных обязательств, отражаются не на лицевом счете университета, а на лицевом счете получателя бюджетных средств - органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения; д) финансирование исполнения государственного задания, а также платежи в рамках обязательного медицинского страхования осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, т.е. без проведения процедуры санкционирования; е) расходование средств, предоставленных в форме субсидий на "иные цели", осуществляется в процедуре санкционирования после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов; ж) неиспользованные средства субсидии на выполнение государственного задания используются в очередном финансовом году для достижения уставных целей, при достижении университетом показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной услуги (работы). Возврат неиспользованной субсидии возможен только на основании федерального закона в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями; з) неиспользованные средства субсидий на "иные цели" подлежат перечислению в федеральный бюджет; возможно использование остатков при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения; и) порядок взыскания невозвращенных средств, подлежащих возврату, устанавливается Минфином России; к) обращение взыскания на средства университетов осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном п. 20 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ.

Нормативные акты: Возврат средств бюджетным учреждением

Федеральный закон от 15.10.2020 N 327-ФЗ
(ред. от 29.11.2021)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" 1. Приостановить до 1 января 2021 года действие части 23 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7039; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 40, ст. 5314; 2015, N 45, ст. 6202; 2016, N 1, ст. 26; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7319; 2019, N 30, ст. 4139) в части возврата остатков средств бюджетных учреждений при завершении текущего финансового года.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.02.2021, с изм. от 29.11.2021)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" 23. Установить, что остатки средств бюджетных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями), за исключением остатков средств бюджетных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и указанных в части 22.1 настоящей статьи, на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытых в территориальных органах Федерального казначейства, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений, могут перечисляться с указанных казначейских счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в целях исполнения распоряжений о совершении казначейских платежей, представленных бюджетными учреждениями, указанными в настоящей части, в сроки, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Как взыскать деньги с бюджетной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Как взыскать деньги с бюджетной организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Следовательно, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам бюджетных учреждений подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 "Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к федеральному государственному бюджетному учреждению о взыскании денежных средств за период отстранения от работы, оплате пособия по временной нетрудоспособности. Как указал суд, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы как не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, при этом данный период оплате не подлежал, что следует из положений ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ. Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, то в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ оснований для компенсации морального вреда не имелось. При этом, учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно которым пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата, требования истца о взыскании пособия по временной нетрудоспособности также удовлетворению не подлежат.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Как взыскать деньги с бюджетной организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2022) 5. Можно ли применить к работнику учреждения денежный штраф в качестве дисциплинарного взыскания

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 137н "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей"


Обзор документа

Приказ Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 137н "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей"

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072), частью 4 1 статьи 21 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2016, N 7, ст. 916) приказываю:

Утвердить прилагаемые Общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Министр А.Г. Силуанов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27.09.2021 N 137н

Общие требования
к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей

1. Настоящий документ определяет общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 27, ст. 5179) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами (далее - Общие требования).

2. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, указанных в пункте 1 Общих требований, осуществляется в соответствии с Общими требованиями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей, принятыми в соответствии с федеральными законами.

3. Излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 377; 2021, N 1, ст. 114), или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя - физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, плательщика, его представителя (далее соответственно - Заявление на возврат, Заявитель, представитель Заявителя), в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 1, ст. 48) (далее соответственно - администратор доходов бюджета, получатель денежных средств).

4. Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, представителем Заявителя способами, предусмотренными пунктом 3 Общих требований, с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

5. Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя.

В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя с приложением копии судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, которые были отменены, изменены или признаны недействительными.

6. Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат.

7. Заявление на возврат должно содержать следующие сведения:

1) для физических лиц:

фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявителя, представителя Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии);

2) для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств:

фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявителя, представителя Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

идентификационный номер налогоплательщика;

реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии);

3) для юридических лиц:

полное, сокращенное (при наличии), фирменное (при наличии) наименование юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя Заявителя;

реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя;

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

8. Заявление на возврат представляется Заявителем, представителем Заявителя с приложением:

согласия субъекта персональных данных на их обработку и распространение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2021, N 27, ст. 5159);

копии расчетного документа Заявителя (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученных в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа);

копии документов, подтверждающих право Заявителя на возврат денежных средств, и (или) подтверждающих наименование Заявителя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) Заявителя - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, в случае изменения данных Заявителя, и (или) подтверждающих право представителя Заявителя действовать от его имени, подтверждающих наличие права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя (далее - документы, подтверждающие право Заявителя на возврат).

Документы, подтверждающие право Заявителя на возврат, документы, подтверждающие факт уплаты платежа (за исключением копии распоряжения плательщика (копии распоряжения физического лица), должны быть оформлены на бланке организации, выдавшей документ и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом), и (или) оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доверенностям.

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, не представляются при наличии информации об уплате платежа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

9. Администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им Заявления на возврат, осуществляет проверку:

соответствия Заявления на возврат требованиям пунктов 7 и 8 Общих требований;

факта зачисления платежа;

наличия права на возврат денежных средств;

соответствия требованиям ограничения возврата денежных средств, установленным законодательством Российской Федерации (при наличии).

10. В случае отсутствия в Заявлении на возврат сведений, предусмотренных пунктом 7 Общих требований, и (или) отсутствия документов, указанных в пункте 8 Общих требований, администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о невозможности рассмотрения Заявления на возврат с мотивированным объяснением причин невозможности его рассмотрения в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, путем направления Заявителю, представителю Заявителя соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств):

на адрес электронной почты или почтовый адрес;

по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств);

в личный кабинет Заявителя на Едином портале или региональных порталах государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

11. В случае положительного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки:

1) администратор доходов бюджета:

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации 1 ;

2) получатель денежных средств:

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, обеспечивает возврат денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя).

12. В случае отрицательного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки администратор доходов бюджета (получатель денежных средств):

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа, уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о принятом решении об отказе в осуществлении такого возврата путем направления Заявителю соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств):

на адрес электронной почты или почтовый адрес;

по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств);

в личный кабинет Заявителя на Едином портале или региональных порталах государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

1 В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072).

Обзор документа

Минфин определил общие требования к возврату излишне внесенных (взысканных) платежей за оказание:

- государственных и муниципальных услуг;

- услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ);

- услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Речь также идет о платежах - источниках формирования доходов бюджетов (за исключением, в частности, налоговых доходов), об иных платежах, информация по которым передается в ГИС ГМП.

Возврат будет производиться в течение 30 календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления, поданного через Единый портал госуслуг или региональные порталы. Средства будут перечислены на банковский счет, указанный в заявлении. Также отражается причина возврата и ряд иных сведений. Перечислены прилагаемые документы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению было выставлено представление ДФБН КК, по результатам которого необходимо возвратить в доход краевого бюджета предоставленные средства 2019-2020 годов (КФО 4 и КФО 5) в связи с выявленным фактом нецелевого использования. Учреждение решило произвести возврат за счет чистой прибыли из средств от иной приносящей доход деятельности.
Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить возврат в доход бюджета денежных средств, признанных в ходе проверки фактом нецелевого использования за счет средств от приносящей доход деятельности?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность по возврату субсидий в доход соответствующего бюджета отражается на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Обоснование вывода:
Необходимость возврата субсидий в доход соответствующего бюджета в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. В случаях, когда факт нецелевого использования средств целевых субсидий выявлен после завершения отчетного периода, в котором учреждению была предоставлена субсидия, денежные средства подлежат возврату в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет остатков неиспользованных остатков субсидий прошлых лет (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письма Минфина России от 27.01.2017 N 02-07-10/4445, от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
В соответствии с положениями п. 152 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения признание кредиторской задолженности по возврату в доход бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на иные цели, в случае выявления по результатам последующего государственного финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 5 401 10 100 "Доходы экономического субъекта", 5 401 40 100 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 5 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет". При этом корреспонденция со счетом 5 401 10 000 отражается, когда счет 5 401 40 000 уже "закрыт". Иными словами, кредиторская задолженность начисляется в первую очередь за счет доходов будущих периодов, а если все доходы будущих периодов уже признаны в составе текущих доходов, то за счет текущих.
При возврате в случае выявления нарушений в расходовании субсидии прошлого года в учете отражается увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ; 610 КОСГУ).
Порядок отражения операций по перечислению денежных средств с основного лицевого счета бюджетного учреждения на отдельный лицевой счет для последующего их возврата в доход бюджета положениями Инструкции N 174н не установлен. Применяемую схему корреспонденций счетов учреждению необходимо определить в рамках формирования учетной политики в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н. Например, перечисление в доход бюджета собственных средств для погашения задолженности по нецелевому использованию средств целевой субсидии прошлого года может быть отражено следующим образом:
1. Дебет 5 401 40 152/162 (5 401 10 152/162) Кредит 5 303 05 731
- отражено начисление задолженности перед учредителем (бюджетом);
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- перечислены средства на отдельный лицевой счет для последующего возврата в бюджет;
3. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 732,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- зачислена сумма возврата на отдельный лицевой счет;
4. Дебет 5 303 05 831 Кредит 5 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- погашена задолженность перед бюджетом.
Прямая обязанность по возврату в доход бюджета средств субсидий на выполнение задания возникает у бюджетного учреждения только в размере, соответствующем недостигнутым показателям, характеризующим объем выполнения задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 30.06.2020 N 09-07-10/56809, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885).
Требование о перечислении суммы нецелевого расхода в бюджет будет правомерно в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии и (или) правовых актах, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств, предусмотрено условие о перечислении сумм нецелевых расходов в доход бюджета. Поэтому Инструкцией N 174н не установлены конкретные корреспонденции для отражения такого возврата, соответственно, применяемая схема корреспонденций счетов должна быть закреплена в учетной политике учреждения.
Факт возврата в доход бюджета собственных средств не может быть квалифицирован в качестве возврата остатка субсидии прошлых лет.
По экономическому смыслу для учреждения это расходная операция, отражаемая в рамках КФО 2. Расчеты могут быть отражены с применением счета 2 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Исходя из экономического содержания для отражения указанных расходов не могут быть применены коды видов расходов из групп 100-700, а также из подгрупп 810-840, 860-880 группы 800. Соответственно, выбор применяемого кода должен производиться из подгруппы видов расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей". В связи с тем, что такие расходы не имеют отношения к налоговым платежам, в данном случае можно применить код видов расходов 853 "Уплата иных платежей", на который подлежат отнесению расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования" (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н).
Если возврат средств в бюджет осуществляется на основании требования контролирующих органов, то такой расход можно рассматривать как санкцию, не отнесенную на подстатьи 292-294 КОСГУ. Согласно п. 10.9.5 Порядка N 209н расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292-294 КОСГУ, относятся на подстатью 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ.
Если обязанность по возврату в доход соответствующего бюджета не обусловлена какими-либо санкциями, примененными к учреждению (учреждение осуществляет возврат добровольно), то такие расходы могут быть отнесены на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в доход бюджета суммы нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания может быть отражен следующим образом:
1. Дебет 2 401 20 295 (2 401 20 297) Кредит 2 303 05 731
- отражена задолженность учреждения по возврату средств субсидии в соответствующий бюджет;
2. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610,
увеличение счета 18 (КВР 853, КОСГУ 295/297)
- отражено перечисление в доход бюджета суммы, неправомерно использованной учреждением.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

25 ноября 2021 г.


В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации принимает администратор доходов бюджета, и представляет поручение в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата, зачета (уточнения) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, значения ИНН, КПП которого указаны в платежном поручении (платежном ордере банка) в реквизитах «ИНН» получателя и «КПП» получателя.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется территориальным органом Федерального казначейства плательщику на основании Заявки на возврат, представленной администратором доходов бюджета, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней.

Зачет (уточнение) денежных средств осуществляется территориальным органом Федерального казначейства на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, представленного администратором доходов бюджета.

Таким образом, в случае необходимости возврата, зачета (уточнения) денежных средств, перечисленных в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимо обращаться с письменным заявлением к администратору доходов бюджета, чьи реквизиты указаны в платежном поручении (платежном ордере банка).

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: