Как вернуть в бюджет деньги прошлых лет

Обновлено: 19.04.2024

В 2012 году по данным сверки с налоговой инспекцией была выявлена переплата по налогу на прибыль за прошлые годы. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует. Организацией было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция в 2012 году возвратила ей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. Организация применяет ПБУ 18/02. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную ситуацию?

Налоговый учет

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237).

Несмотря на то, что в приведенных письмах Минфина России разъяснения даны для налогоплательщиков, применяющих УСН, они применимы и для организаций, применяющих общую систему налогообложения и уплачивающих налог на прибыль, поскольку положения ст. 41 НК РФ применяются для обеих из указанных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, возвращенные денежные средства в виде излишне перечисленного налога не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В рассматриваемой ситуации на основании заявления налогоплательщика налоговая инспекция вернула излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль организации, следовательно, у организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете также не возникает дохода.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". При этом счет 68 кредитуется на суммы налога, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки", а по дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

Таким образом, поскольку в бухгалтерском учете начисление налога на прибыль производится по итогам отчетных периодов, то, соответственно, организация, на основании данных налоговой декларации, делает расчет подлежащих начислению в бухгалтерском учете сумм и отражает начисление (доначисление) налога за I квартал, I полугодие, девять месяцев по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль отражается в общеустановленном порядке - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".

Следует отметить, что сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период, в бухгалтерском учете отдельно не отражается. В учете организация показывает только сумму доплаты или сумму к уменьшению по итогам налогового периода, что отражается записью:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- отражена сумма налога на прибыль к доплате (или "сторно" - к уменьшению).

Если по итогам налогового периода у организации имеется переплата по налогу на прибыль, то никаких дополнительных записей в бухгалтерском учете в связи с ее отражением не производится. Сумма переплаты отражается в качестве дебиторской задолженности (дебетовое сальдо по счету 68).

Если за налоговый период сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, то организация по итогам налогового периода должна произвести уменьшение суммы начисленного налога, что, по нашему мнению, может отражаться обратной записью (или записью методом сторно) по счетам 99 и 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В случае, если сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, организации необходимо сделать следующие записи (обобщенно):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- начислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 51

- перечислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99

- скорректирован налог на прибыль по итогам налогового периода.

В рассматриваемой ситуации в 2012 году по итогам сверки с налоговой инспекцией выявлена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует, что, видимо, свидетельствует о том, что при переплате по налогу на прибыль по итогам налоговых периодов в бухгалтерском учете не были сделаны проводки по корректировке налога на прибыль (Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99).

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности устанавливает ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.

В рассматриваемой ситуации организация допустила ошибку в бухгалтерском учете, не отразив факт переплаты по налогу на прибыль по итогам налогового периода (не скорректировав в учете по итогам налогового периода сумму налога на прибыль).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).

ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, являющей существенной и существенной не являющейся.

Пунктом 3 ПБУ 22/2010 определено, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Исходя из положений п. 3 ПБУ 22/2010 критерии существенности ошибки должны быть прописаны в учетной политике организации.

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

Порядок исправления существенной ошибки установлен п.п. 7-13 ПБУ 22/2010.

Так, в соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (п. 9 ПБУ 22/2010).

Напоминаем, что в случае, если выявленная ошибка - существенная, то в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо отразить информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде (п. 15 ПБУ 22/2010).

Таким образом, если допущенная в бухгалтерском учете в предшествующих отчетных периодах ошибка, связанная с неотражением факта переплаты по налогу на прибыль, признается организацией существенной (в соответствии с ее учетной политикой), то она исправляется записью по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" в корреспонденции по счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 9 ПБУ 22/2010):

Дебет 68, субсчет Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 84

- отражена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды.

Возврат налога на прибыль на расчетный счет организации отражается проводкой:

Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если ошибка не является для организации существенной, то в таком случае при отражении переплаты корреспондирующим счету 68 будет счет 91 "Прочие доходы и расходы") (п. 14 ПБУ 22/2010, Инструкция по применению Плана счетов):

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".

При этом, поскольку в налоговом учете не возникает дохода при возврате излишне уплаченного налога, возникает постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, приводящая к образованию постоянного налогового актива (п.п. 3, 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02)), что отражается в учете записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99, субсчет "Постоянный налоговый актив"

- отражен ПНА (произведение суммы возвращенной переплаты на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату - абзац 3 п. 7 ПБУ 18/02).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Бюджетное учреждение спорта в конце 2018 года перечислило контрагенту (коммерческой организации) аванс за услуги связи (подстатья 221 КОСГУ) за декабрь в сумме 5400руб. по КВФО 4. С 01.01.2019 с этим контрагентом заключили новый договор, прежний договор перестал действовать 31.12.2018. По состоянию на 01.01.2019 по данному контрагенту на счете 420621564 возникла дебиторская задолженность в сумме 5400руб. В январе поступил акт об оказанных услугах связи за декабрь в сумме 5051,72руб. В феврале 2019 года контрагент перечислил учреждению возврат излишне уплаченного аванса в сумме 348,28руб. Может ли учреждение расходовать эти средства? Надо ли вносить изменения в план ФХД на 2019 год? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при поступлении на лицевой счет указанной суммы? Как отразить операции в бухгалтерской отчетности?

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленные бюджетному учреждению в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в соответствии с действующим законодательством у бюджетного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм восстановленных выплат прошлого года по средствам субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Следовательно, поступившие суммы зачисляются на лицевой счет бюджетного учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.

При этом денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности (возврат излишне уплаченного аванса) за прошлые отчетные периоды, отражаются в плане ФХД, в бухгалтерском учете и отчетности как источник финансирования дефицита средств учреждения. Таким образом, эти средства не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов (как восстановление кассовых расходов).

Согласно п. 66.4.1 Порядка № 132н поступления государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

Корректировка плана ФХД.

Поступления средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следует отражать в плане ФХД в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» (раздел «Поступления финансовых активов») по строке 310 «Увеличение остатков средств» с указанием кода аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов 510 (п. 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н) либо по соответствующей строке формы плана ФХД, утвержденной учредителем.

Поступление финансовых активов, всего:

из них:
увеличение остатков средств

Отражение в бухгалтерском учете.

Поскольку в указанном случае дебиторская задолженность является текущей, операции по ее погашению отражаются в учете в порядке, установленном в п. 72 Инструкции № 174н:

Дебет счета 4 201 11 510
Кредит счета 4 206 21 664

Одновременно отражается информация по увеличению:

забалансового счета 17 с указанием аналитического кода 510;

плановых назначений по источникам финансирования средств учреждения (в объеме изменений, внесенных в план ФХД) на счете 4 507 10 510.

Таким образом, в бухгалтерском учете в 2019 году будут отражены следующие операции:

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, весна 2020 г.

В рабочей практике бухгалтера не редко возникают ситуации, когда в текущем году поступают средства в счет погашения дебиторской задолженности, возникшей при оплате авансов поставщикам, подрядчикам, при выдаче подотчетных сумм, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. Рассмотрим порядок отражения хозяйственных операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в бюджетных и казенных учреждениях.

Бюджетные учреждения

Возможно расходование поступивших средств (возврат дебиторской задолженности), если источниками являлись:

доходы от платной деятельности;

средства из субсидии на выполнение государственного задания;

средства от субсидий целевого назначения. Обязательное условие – решения учредителя.

Во всех этих ситуациях средства от возвращения дебиторской задолженности за прошлые года зачисляются на лицевые счета бюджетного учреждения. Порядок отражения утверждается финансовым органом, Федеральным казначейством или финансовым органом отдельного субъекта РФ, при условии, что учреждение у него обслуживается.

Операции поступления на лицевой счет бюджетного учреждения указанные сумм дебиторской задолженности в учете отражают по таким же аналитическим разрезам, по которым она была образована. Значение выбирается в зависимости от того, по какому коду был отражен расход. При этом одновременно с увеличением оборота по дебету счета 201 «Денежные средства учреждения» необходимо сделать запись на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств».

Операции поступления дебиторской задолженности прошлых лет от возврата ранее перечисленного аванса поставщику за счет субсидии на выполнение государственного задания отражается корреспонденциями:

Дт 4 209.34 Кт 4 206.ХХ – выставлено требование вернуть аванс.

Дт 4 201.11 Кт 4 209.34 – поступили средства на лицевой счет учреждения.

Если государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме, то часть полученной субсидии необходимо вернуть распорядителю. Операции по возврату на счет бюджета неиспользованной суммы субсидий прошлых лет отражаются корреспонденциями:

Дт 4 205.82 Кт 4 303.05 – начислена суммы для возврата на счет бюджета остатка субсидии на выполнение государственного задания;

Дт 4 303.05 Кт 4 201.11 – перечислен остаток субсидии

Рассмотри случай получения и в неполном объеме расходования сумм субсидий на иные цели, предусмотренные Соглашением между учреждением и учредителем. Такие средства подлежат возврату. Операции по возврату неиспользованной субсидии на иные цели отражаются корреспонденциями:

Дт 5 401.40 Кт 5 303.05 – начисление к возврату в бюджет

Дт 5 303.05 Кт 5 201.11 – перечислены учредителю средства

Казенные учреждения

Для казенных учреждений при поступлении дебиторской задолженности сумма в полном объеме подлежит возмещению в доход соответствующего бюджета. Возврат следует осуществить в течение 5 рабочих дней с даты поступления. Отражение операций в учете зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов или нет.

Формирование корреспонденций в бюджетном определено требованиями Инструкций, утвержденных приказами Минфина РФ от 01.12.2010 №157н и от 06.12.2010 №162н (далее соответственно Инструкции №157н и Инструкции №162н).

Согласно Инструкции №157н для учета отражения сумм расчетов по предварительным оплатам, которые не были возвращены контрагентом, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным используется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат». Обратите внимание, что случаи его применения перечислены в нормативном акте, это в том числе:

расторжение договора или иных соглашений, в том числе по решению суда;

проведение претензионных мероприятий в отношении контрагента;

предъявление требования по возврату дебиторской задолженности иному лицу.

Казенное учреждение используется счет 209 00 еще и в случаях, когда оно наделено полномочиями администратора кассовых поступлений. Доходы от возврата дебиторской задолженности администраторы относят на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» как компенсацию затрат государства.

Когда контрагент решает самостоятельно и добровольно вернуть учреждению долг, для его отражения используются счета, на которых эта задолженность была отражена:

206 00 «Расчеты по выданным авансам»;

208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»;

303 00 «Расчеты по платежам в бюджет».

А вот Инструкция №162н регламентирует состав корреспонденций для отражения операций поступления денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности.

Если казенное учреждение не является администратором доходов, перечисление сумм дебиторской задолженности в доход бюджета отражается согласно п. 104 Инструкции №162н. При обращении к ней, можно увидеть, что учреждение учитывает расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, с применением счета 304.01 «Внутриведомственные расчеты по доходам».

Отражение в «1С»

Рассмотрим, как отразить данные операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», версии 1.0.

Поступление (выбытие) денежных средств на лицевой счет учреждения осуществляется на основании Выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств и Приложения к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств. Для подтверждения дебиторской задолженность может быть использован документ Акт сверки взаиморасчетов.

Для отражения возврата дебиторской задолженности в казенном учреждении, которая возникла в прошлом году необходимо воспользоваться документом «Кассовое поступление» доступ к которому организован на вкладке «Казначейство, Банк». Для создания нового документа необходимо в списке документов нажать кнопку «Добавить» (рис. 1).


Далее необходимо выбрать вид операции «Погашение дебиторской задолженности по выданным авансам». Поле реквизита «Учреждение» заполняется по умолчанию. Далее необходимо указать лицевой счет, на который будет осуществлен зачет дебиторской заложенности, заполнить данные о контрагенте в соответствующем поле (выбором из выпадающего списка) и указать договор.

Табличная часть документа имеет три вкладки: «Бухгалтерские записи», «Реквизиты документа» и «Чек ККМ». На первой закладке в шапке следует выбрать в поле «Счет дебета» – 304.05, заполнить строки всеми необходимыми реквизитами и провести.

По данной хозяйственной операции будут сформированы следующие проводки, указанные на рис. 2.


Обратите внимание, в документ была добавлена специализированный флаг «Возврат прошлых лет», при установке которого помимо проводок на балансовых счетах добавляется проводка по забалансовому счету ВПЛ.ХХ «Возвраты прошлых лет».


Перечисление суммы дебиторской задолженности прошлых лет в бюджет оформляется документом «Кассовое выбытие» из меню «Казначейство/Банк». Для корректного формирования бухгалтерской записи в шапке документа выбирается Операция – «Прочие перечисления», а также указываются «Лицевой счет» и «Контрагент». На закладке «Бухгалтерские записи» выбирается счет кредита – 304.05, в табличной части документа указываются: «КФО», «КПС», «КЭК», сумма, «Дт счета» и др. (рис. 3).


Зачисление сумм дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета оформляется документом «Операция (бухгалтерская)» из меню «Бухгалтерский учет». В строке табличной части документа необходимо указать следующее: «(Дт) Счет» – 304.04, «(Дт) КПС» – необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Дт) КЭК» (это субконто 1 счета 304.04), «(Дт) Субконто 2» – администратора кассовых поступлений, «(Кт) Счет» – 303.05, «(Кт) КПС» – необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Кт) Субконто 2» – вид платежа в бюджет и сумму.

Нередки случаи, когда учреждениям в начале года поступают средства в погашение прошлогодних долгов, возникших, например, при расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ и услуг, подотчетными лицами, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. В данной публикации рассмотрим порядок отражения в учете операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет для каждого типа учреждения.

В учете казенного учреждения

Поступившую казенному учреждению сумму в погашение дебиторской задолженности прошлых лет необходимо вернуть в бюджет.

Согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, относятся на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

Правила отражения в бюджетном учете операций по возврату прошлогодних долгов будут зависеть от того, на какой счет поступили средства (на счет получателя бюджетных средств или на счет учета доходов бюджета), а также от закрепленных за казенным учреждением полномочий.

На основании Инструкции № 162н в бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

В учете администратора кассовых поступлений в бюджет

Зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

Перечислена с лицевого счета получателя средств дебиторская задолженность прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оформленные на основании извещения (ф. 0504805)

Перечислены в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на основании полученного от администратора кассовых поступлений в бюджет извещения (ф. 0504805)

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

В учете бюджетного и автономного учреждений

У бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшихся:

за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ);

в рамках приносящей доход деятельности (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Поступившие суммы зачисляются на лицевой счет учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания либо приносящей доход деятельности с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД).

Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых являются целевые субсидии или субсидии на капитальное строительство, подлежат возврату в соответствующий бюджет (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н).

Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД.

Согласно п. 62.4.1 Порядка № 85н поступления бюджетным (автономным) учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

В соответствии с положениями инструкций № 174н, 183н в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Обоснование

Отражены поступления от возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) прошлых лет)

0 201 11 510
Забалансовый счет 17

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 34 66х
1 303 05 731

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72, 77
Инструкции № 183н

0 201 21 510*
Забалансовый счет 17

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий (потребность в которых не подтверждена учредителем):

Указанные корреспонденции счетов требуется согласовать с учредителем (финорганом) и закрепить в учетной политике

– на цели осуществления капитальных вложений

Перечислена в доход бюджета сумма восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий:

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 73, 78
Инструкции № 183н

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

5 201 21 610*
Забалансовый счет 18

– на цели осуществления капитальных вложений

6 201 11 610*
Забалансовый счет 18

6 201 21 610
Забалансовый счет 18

* Данный счет применяется автономными учреждениями.

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет казенные учреждения перечисляют в бюджет. Бюджетные и автономные учреждения вправе использовать полученные средства в соответствии с планом ФХД.

С введением новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета изменились правила исправлений ошибок прошлых лет организациями госсектора. Перед составлением очередной отчетности напомним о новых требованиях.

На реальных примерах покажем, как действовать, если обнаружена ошибка в первичных документах или в регистрах бухучета в периодах, отчетность за которые уже сдана.

Ошибка отчетного периода, выявленная после завершения мероприятий по внешнему финансовому контролю, исправляется в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности как ошибка прошлых лет. При этом нужно учитывать требования стандартов ФСБУ «Концептуальные основы», «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», изменения, внесенные в Инструкцию по применению единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Кроме того, нужно не упустить и разъяснения, которые по этой теме дал Минфин России (в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

Что именно изменилось

Новые правила применяются при ведении учета уже с 1 января 2019 года и составлении отчетности, начиная с 2019 года.

Суть нововведений в том, чтобы в отчетности отражалась текущая операционная деятельность, а ошибки прошлого были обособленны (п. 18 Инструкции № 157н). Такую отчетность Минфин оценивает как более прозрачную, а хозяйственную деятельность учреждений — как отвечающую действительности.

Напомним, что в результате внесения изменений в Инструкции 162н; 174н; 183н появились новые счета для отражения исправительных записей по ошибкам прошлых лет:

401 18 000, 401 19 000 — служит для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель доходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

401 28 000, 401 29 000 — применяется для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель расходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

304 84 000, 304 94 000 — по ошибкам в части расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

304 86 000, 304 96 000 — по иным расчетам года, предшествующего отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно.

В конце года показатели счетов бухгалтерского учета по отражению ошибок прошлых лет (0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000, 0 304 86 000, 0 304 96 000) закрываются в общеустановленном порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н, с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Ошибки прошлых лет, допущенные при ведении бухгалтерского учета, исправляются в текущем отчетном периоде на дату обнаружения ошибки. Для этого делается дополнительная бухгалтерская запись либо бухгалтерская запись способом «красное сторно». Запись производится в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет», с применением названных выше счетов. Такой подход предложил Минфин России в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Примеры использования новых счетов

В феврале 2019 года автономное учреждение обнаружило ошибку, допущенную в 2018 году: расходы на текущий ремонт здания в сумме 980 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания. При этом сделаны такие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в основные средства

Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)

Начислена амортизация по данному зданию

Это пример существенной ошибки.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (ФСБУ для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»; приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н).

О несущественной ошибке можно говорить, если допущены искажения в аналитике или КБК. Например, при постановке на бухгалтерский учет строительных материалов (цемент, краска, доски) был использован счет 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» вместо счета 10534 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения»

В бухгалтерском учете на дату обнаружения ошибки прошлых лет (20.02.2019) отражаются исправительные корреспонденции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»

Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»

Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»

Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)

В случае, если в аналогичной ситуации окажется казенное учреждение, то ошибочно сформированные операции отразятся так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)

Увеличена балансовая стоимость здания

Начислена амортизация по данному зданию

Исправительные бухгалтерские проводки представим в таблице ниже:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»

Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»

Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»

Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)

Как отразить исправления в отчетности

Показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) приводятся с учетом их корректировок по исправительным записям, если были выявлены ошибки прошлых лет.

Обратите внимание, что показатели баланса на начало года будут отличаться от показателей (остатков) на начало отчетного года в главной книге — расхождение на суммы корректировок.

Также нужно не упустить, что обороты (увеличение, уменьшение) по доходам, расходам при формировании показателей отчетов (ф. 0503168, 0503121, 0503110, 0503768, 0503721, 0503710) следует показать без учета операций по исправлению ошибок за предшествующий период.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 1 июня, программа здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: