Как вывести деньги из нко

Обновлено: 25.04.2024

ЦБ предложил внести в перечень признаков сомнительных операций перечисления в пользу НКО от российских граждан и компаний, получающих деньги из-за рубежа. Это позволит банкам считать перевод подозрительным и блокировать его

Центробанк обновил признаки финансирования терроризма и отмывания денег с использованием некоммерческих организаций (НКО), в том числе иностранных, следует из проекта указания регулятора. Согласно документу, перечисление средств в пользу НКО со стороны физических лиц или компаний, получивших финансирование из-за рубежа, можно отнести к подозрительным финансовым операциям при двух условиях:

  • во-первых, оно должно носить регулярный характер (например, в течение недели после получения иностранного финансирования, ежемесячно, ежегодно и так далее);
  • во-вторых, сумма переведенных на счета НКО средств должна быть примерно равна сумме полученного иностранного финансирования.

В действующей версии признаки финансирования терроризма и отмывания денег с участием НКО указаны по-другому. Там говорится, что признаком, свидетельствующим о возможном финансировании терроризма, является поступление из-за рубежа средств на счета российских НКО — в частности, общественных организаций, политических партий или религиозных организаций фондов.

Работа по актуализации критериев велась Банком России совместно с Росфинмониторингом, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций», пояснил РБК представитель ЦБ. Источник РБК, знакомый с ходом подготовки документа, утверждает, что поправки, касающиеся НКО, вносились по инициативе Росфинмониторинга. РБК направил запрос в Росфинмониторинг.

Куда были внесены поправки

Поправки касаются положения, которое регламентирует признаки сомнительных операций. Перечень таких признаков сейчас содержит больше 100 позиций: если действия клиента подпадают под некоторые пункты, у банка есть основания приостановить или отказать в проведении транзакций, а в крайнем случае расторгнуть договор с таким клиентом.

Представитель ЦБ сказал РБК, что перечень критериев таких операций не обновлялся на протяжении последних восьми лет, то есть с момента появления положения в 2012 году.

Изменение в признаках сомнительных операций для НКО позволит банкам расширить поле для усмотрения нежелательных признаков в их работе, сказал РБК профессор факультета права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. «В новой версии не перечислены даже виды НКО, которые могут быть получателями этих средств, — отметил он. — Перечисленные признаки — это очень общие признаки, под них может попасть большее, чем ранее, количество организаций». Вводя подобные ограничения, государство стремится иметь больше возможностей для контроля за деятельностью НКО, убежден он.

Поправка скорее похожа на борьбу со скрытым иностранным финансированием некоммерческих организаций, чем на противодействие отмыванию денег через НКО, считает руководитель практики финансовых расследований и противодействия коррупции аудиторской компании ФБК Grant Thornton Александр Сотов. По его словам, чаще всего в отмывании денег бывают задействованы профсоюзы или религиозные организации, последние могут в больших объемах принимать пожертвования от лиц за рубежом, потом заключать договоры с иными лицами и тратить эти деньги в их интересах. «В отношении НКО подобного не замечалось», — говорит эксперт.

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм

Фото: Moises Ribeiro / Pexels

Суши без лосося: какие продукты скоро окажутся в дефиците в ресторанах

Фото: Spencer Platt / Getty Images

40% в год — уже норма: как живет Аргентина в условиях рекордной инфляции

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Вы хотите выплатить дивиденды акционерам. Как отказаться от моратория

Фото: Mario Tama / Getty Images

Иллюзия контроля: что нужно знать о вреде тайм-менеджмента

Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Эпоха iPod: как Apple создала самый популярный плеер в истории

Указанная в новой редакции норма выглядит значительно менее размытой, поскольку устанавливаются более понятные признаки формирования рисков, сказал РБК партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Регулярные транзакции чаще всего используются, для того чтобы запутать источник происхождения денежных средств и придать им вид обоснованного с точки зрения легальности получения платежного средства», — говорит эксперт. Фактически правила поведения НКО «выпрямляют» под общие тенденции работы надзорных органов, заключает Горбунов.

Как государство ограничивало деятельность НКО

В марте 2018 года глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин сообщил президенту, что ряд российских некоммерческих организаций продолжает получать из-за границы деньги, «которые идут на определенные степени деструктивности». По его словам, ведомство тогда отслеживало порядка 80 млрд руб., поступивших НКО из-за границы и «не все для благих целей».

В январе Минюст отказал Михаилу Федотову в отмене обязанности НКО сообщать об иностранном финансировании российских компаний, жертвующих им средства (Федотов выступил с этим предложением еще тогда, когда был главой президентского Совета по правам человека).

Летом 2018 года Минюст ввел новые требования к НКО. Они предписывают некоммерческим организациям указывать не только прямые иностранные источники финансирования, но и зарубежные источники российских компаний — доноров НКО. Согласно закону признаются иностранными агентами некоммерческие организации, получающие деньги не только напрямую от иностранных структур, но и от российских юрлиц с иностранными источниками финансирования. Кроме того, Минюст стал запрашивать персональные данные и данные о доходах физических лиц — сотрудников и контрагентов НКО. Законом сбор и обработка таких персональных данных Министерством юстиции не предусмотрены, указывал Федотов.

Закон об НКО-иноагентах был принят в России в 2012 году. С момента вступления закона в силу в их список попали, в частности, Левада-центр, центр «Сова», фонд помощи осужденным «Русь сидящая», «Мемориал», ассоциация «Голос», Сахаровский центр и многие другие НКО. В 2019 году иноагентами разрешили признавать и физических лиц.

Здравствуйте. Планируется открытие компьютерного учебного центра с выдачей сертификатов об окончании.

Определенно, организацию нужно регистрировать как НКО с ОПФ например НОУ для того, чтобы организация смогла получить лицензию и выдавать сертификаты.

НКО НЕ МОЖЕТ распределять свою прибыль между участниками. Прибыль она может

тратить только на свои нужны (на цели, ради которых она была создана). То есть это аренда, выплата зарплат сотрудникам и прочее.

И здесь появляется самый главный вопрос:

Если, например после выплаты всех зарплат, аренды, после вложение денег в развитие фирмы остается прибыль и она накапливается, накапливается и накапливается. Скажите пожалуйста:

1. Как вывести деньги из фирмы НКО (НОУ или АНО) на личные нужны, если их нельзя ни распределить между учредителями, ни вообще воспользоваться ими как либо, кроме как на нужды фирмы. Была бы ООО, можно было бы снять дивиденды. Но это НКО. А назначение высоких

зарплат с большим процентами НДФЛ и страховых взносов тоже не вариант вывести деньги из фирмы.

У меня есть предположение, а можно ли, например зарегистрировать ООО и ученики будут заключать договор и платить за обучение именно ООО, а ООО будет финансировать НКО, и НКО как раз и будет выдавать сертификаты. Тогда в рамках ООО можно будет распределять прибыль, а НКО будет использоваться только по своему назначению (то есть разделить: ООО зниамается финансами, финансирует НКО, а НКО выдает сертификаты).

2. Подскажите пожалуйста, возможно ли это? Законна ли такая схема?

3. И третий вариант, которой для меня не очень предпочтителен. Я слышал, что будучи ООО сертификаты выдавать ВСЕ-ТАКИ МОЖНО. Но это будут сертификаты не

государственного образца, имеющие юридическую силу как при НКО с лицензией, а это будут просто бумажки. Но такие бумажки выдавать можно.

4. Так же я слышал, что ООО тоже может получить лицензию на ведение образовательных услуг, если зарегистрирует оказание образовательных услуг как дополнительный вид деятельности.

Помогите пожалуйста разобраться с данными вопросами! Основной вопрос, в принципе такой:

как и лицензию получить, выдавая настоящие сертификаты и при этом вести нормальную коммерческую деятельность, т. е с возможностью извлечения прибыли.

При этом не могу в интернете найти эту информацию. Непонятно, как существуют все эти некоммерческие учреждения, как все они снимают прибыль из НКО? Существуют ли законные способы снять прибыль с НКО или все придумывают полулегальные и не легальные способы и методы вывода и отмывания денег?

Я не знаю, я постараюсь сейчас законспектировать Вам свой общий вопрос (в теме) чтобы было более понятно. То есть в общей теме я обозначают основную задачу:

Найти способ, при котором будет возможность получить лицензию на образовательную деятельность, и в то же время иметь возможность распределять полученную прибыль. (поскольку коммерческие организации которые МОГУТ распределять прибыль, НЕ МОГУТ вести образовательную деятельность и некоммерческие организации, которые МОГУТ вести образовательную деятельность НЕ МОГУТ распределять прибыль) Для реализации этого, у меня в голове такие схемы и вопросы:

1. Есть ли возможность законно выводить прибыль из НКО?

2. Если нет такой возможности, то рассматриваем схему ООО + НКО. Схема, при которой ученики, которые хотят научиться компьютерному делу, заключают договор с ООО (платят деньги ООО), а сертификаты выедает имеющее на то право НКО. А ООО в свою очередь финансирует НКО. Возможно ли это? То есть деньги платятся именно ООО, а ООО финансирует НКО.

3. Так же я слышал, что и ООО напрямую может получить лицензию на ведение образовательных услуг. В подтверждение этому вырезка из закона: "Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012"Об образовании в Российской Федерации" организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. "

Хотя в интернете говорят обратное.

Но если это и так, то появляется вопрос

если основной вид деятельности будет левый (по нему не будут идти никакие финансовые течения) а работать будет только дополнительный вид деятельности (как раз вот этот образовательный, о котором мы говорим) - допустимо ли это?

Создавая частное учреждение Вы, в установленном порядке, сможете получить лицензию на образовательную деятельность.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12 января
1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения о права частного учреждения на имущество определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса РФ, частные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» частное учреждение может быть создано юридическим лицом (п. 1 ст. 9 ФЗ).

Таким образом, создав ООО для осуществления коммерческой деятельности, данное ООО может быть собственником НОУ и финансировать его.

1. Есть ли возможность законно выводить прибыль из НКО?

Ответ: нет, такой возможности нет, так как коммерческая
организацию существует для того, что бы получать прибыль, некоммерческая, наоборот, получает прибыль для того, что бы существовать. Источники формирования имущества некоммерческой организации указаны п. 3 ст. 26
Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

2. Если нет такой возможности, то рассматриваем схему ООО + НКО. (как раз то, о чем мы сейчас разговаривали). Схема, при которой ученики платят ООО и ООО финансирует НКО).

Ответ: Вы создаёте ООО с целью возмездного оказания услуг в сфере образования. ООО, в свою очередь, создаёт НКО в форме НОУ, которое осуществляет образовательную деятельность. ООО, в рамках целей и задач своей деятельности, создает условия для образовательной деятельности, предоставляет помещение и оборудование для образовательной деятельности, разрабатывает и проводит образовательные семинары (занятия) с привлечением специалистов из НКО на основании договора возмездного оказания услуг. То есть, ученик платит в ООО за предоставленную возможность учиться (помещение,
оборудование, свет, привлечение специалистов), а ООО оплачивает по договору возмездного оказания услуг (по договору об образовании ст. 54 Закона «Об образовании) НКО денежные средства в том объеме, которые необходимы для существования некоммерческой организации.

3. Так же я слышал, что и ООО напрямую может получить лицензию на ведение образовательных услуг. В подтверждение этому вырезка из закона: «Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012«Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью
образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. „

Ответ: в п. 18 ст. 2 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
РФ» сказано, что образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании
лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании
специального разрешения (лицензии).

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с п. 1 сп. 91 ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

В соответствии с п. 2 указанной статьи соискателями лицензии
на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с п. 18 указанного Закона образовательной организацией является НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

В соответствии с п. 19 указанного
Закона организацией, осуществляющей обучение, — является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии НАРЯДУ С ОСНОВНОЙ деятельностью образовательную деятельность в качестве ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО вида деятельности.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что коммерческие организации, будь то ООО или ИП, могут осуществлять образовательную деятельность, НО ТОЛЬКО в качестве ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИДА деятельности. Я бы не рекомендовал Вам строить схему, где по основному виду деятельности не будет финансового оборота, а только по
дополнительному. В случае проверок, лицензию на обучение могут отозвать.

Рассмотрите схему ООО + НКО.

Михаил, предлагая Вам в чате различные
варианты разрешения указанной проблемы, я не ставил перед собой задачи указать
на единственно верный вариант. Подводя итог нашей дискуссии, остановлюсь, на мой взгляд, на некоторых приемлемых вариантах:

1.
Вы
создаёте только НКО, «излишки» денежных средств выводите через премии или
доплаты к заработной плате. При этом несёте большую налоговую нагрузку с
заработных плат, но вместе с тем, экономите на содержании коммерческой
организации.

Данный подход требует математического сопоставления
расходов на налоги по увеличенным выплатам сотрудникам НКО и расходами по
открытию и содержанию ООО (или иной коммерческой организации).

2.
НКО осуществляет образовательную деятельность и
все взносы за обучения студенты платят в эту организацию. Тем временем, ООО,
или иная коммерческая организация разрабатывает и проводит на своей базе семинары
на основании договора возмездного оказания услуг. Тем самым ООО получая прибыль,
НКО несёт бремя расходов в том размере, в котором образуется «излишек».

3.
Созданы самостоятельное ООО и самостоятельное НКО. По агентскому договору
(предусмотренному ст. 1005 ГК РФ) студенты заключают через ООО договор с НКО и
вносят в кассу ООО оплату за обучение, то есть, ООО обязуется за вознаграждение
совершать по поручению НКО договор на обучение от имени НКО и принятие оплаты
за обучение от имени НКО. Тем самым у ООО появляется возможность получать в
качестве дохода агентское вознаграждение. Агентское вознаграждение в
соответствии со ст.ст. 1006 и 424 ГК РФ устанавливается по соглашению сторон.

Таким
образом, легальным способом создать образовательное учреждение,
получить лицензию на образовательную деятельность и спокойно работать можно признать лишь вариант № 1: когда создается только НКО и только для образовательных целей, не
ставя перед собой задачу извлечения прибыли и её распределение между
участниками (ст. 50 ГК РФ). Для
извлечения прибыли требуются «схемы», но, как вы понимаете, все они не без
изъяна. По этому рассуждать о том, в каком месте и когда данные схемы могут
лопнуть – дело не благодарное и не предсказуемое: что называется «хвост вытащил
– нос завяз; нос вытащил – хвост завяз».

С
Уважением, и успехов в делах.

Согласно Закону «Об образовании» коммерческие организации вправе осуществлять обучение по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Образование по иным образовательным программам, включая основные программы образования, вправе осуществлять только некоммерческие организации.

Вы правильно рассуждаете, что НКО не распределяют прибыть между учредителями и не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Именно по этой причине, коммерческие организации отстранены от основной образовательной программы законом.

Поэтому Вы не сможете прямым образом выводить полученную прибыль из НКО, которая будет заниматься образованием. Это можно сделать только либо через оплату каких-либо услуг (аренда, оплата привлеченных специалистов, организация тренингов, семинаров и т.п.), но все такие расходы обязательно будут проверяться на предмет заинтересованности, и могут быть оспорены.

Таким образом, ответ на ваш первый вопрос — скорее нет, чем да. Прямого законного способа выводить прибыть из НКО для личных нужд нет. Косвенные способы сложны и могут быть оспорены в судебном порядке.

По второму вопросу см. ст. 54 Закона. Вы можете заключить договор о финансировании обучения со стороны ООО, куда ученик будет сдавать денежные средства на обучение. Однако, таким образом, вы не сможете оставлять в ООО всю прибыль, а лишь только ее часть. Если НКО будет работать без прибыли (допустим, вся она оседает в ООО), а весь поток студентов идет через вашу ООО, это повод признания сделки оспоримой по предмету наличия заинтересованности. Плюс вы не сможете отказать ученику, если он придет напрямую в НКО для заключения договора с ней (а ему это выйдет дешевле при такой схеме). Таким образом, данная схема также имеет свои недостатки.

По третьему вопросу см. 91 Закона, где указано, что коммерческие организации (КО) могут получить лицензию только на опред. виды образовательный программ (см. выше). Это не связано с тем, основной или дополнительный это вид деятельности для КО.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

1. К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2)организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Держали ли вы в руках деньги, полученные преступным путем? Скорее всего, держали.

Если хоть раз в жизни вы получили зарплату наличными в конверте, то через ваши руки прошли преступные деньги. В этой статье расскажем, что не так с наличными в конверте.

Как правильно

Все, кто живет и работает в России, платят налоги — даже если не знают об этом.


На что мы отдаем часть зарплаты

Когда вы получаете зарплату, ваш работодатель по закону должен заплатить пять раз:

  1. Собственно, вашу зарплату.
  2. Налог на доход физического лица — на дороги, школы, ЖКХ, МЧС, транспорт.
  3. Взнос на пенсии нынешним и будущим бабушкам.
  4. На пособия, больничные и декретные.
  5. На ваше медицинское обслуживание, если вдруг что не дай бог.

Как делают

Чтобы избежать таких налогов, предприниматели пользуются услугой обналички. Обналичка превращает официальные деньги на счетах в неофициальные наличные в сейфе. И уже из неофициальных денег предприниматель платит зарплату. Обналиченные деньги нигде не числятся, поэтому они не облагаются налогом. Вроде как экономия.


За что переживать, если платят в конверте

Работает обналичка так:

  1. Предприниматель заключает договор со специальной безобидной с виду компанией, которая оказывает как бы информационные услуги. Цена договора — сумма, которую нужно обналичить, плюс процент за услугу.
  2. Предприниматель оплачивает счет и подписывает акты выполненных работ. Дескать, информационная услуга оказана.
  3. Безналичные деньги поступают на счет этой компании. Но никакие услуги она оказывать не будет: она переведет эти деньги в какую-нибудь другую компанию. Затем еще одну и еще одну. Так деньги по цепочке прыгают между несколькими на первый взгляд не связанными между собой фирмами. На самом деле эти фирмы — часть обнальной сети.
  4. Когда деньги проделали длинный путь, их обналичивают каким-нибудь хитроумным способом: через нечистый на руку банк, подставного вкладчика, с помощью платежных систем или через дружественный наркобордель (запрещён на территории России).
  5. Спустя короткое время с предпринимателем связывается специально обученный человек и передает ему обналиченные деньги.

Для предпринимателя это выглядит так: «Оплатил один счет — получил наличные». Для налоговой это выглядит так: «Компания оплатила услуги подрядчика, ничего подозрительного». А на самом деле работает целая преступная группа, которая под мнимыми предлогами переводит и обналичивает деньги.

Этим методом пользуются, чтобы обналичить деньги под зарплаты, вывести деньги из банкротящейся фирмы, украсть деньги из кассы или вклады из банкротящегося банка, дать откат или крупную взятку, профинансировать теракт или революцию.

Что не так

Проблемы с обналичкой две: налоги и преступность.

Налоги. Из-за того, что предприниматели уклоняются от налогов и взносов, эти деньги не поступают в бюджеты и фонды. Фондам нечем платить пенсии и пособия, нечем финансировать больницы и делать страховые выплаты.

Тут можно привести встречный аргумент, мол, медицина и так слабая, пенсии и так нищенские, чиновники и так всё воруют.

Однако платить или не платить налоги — это не жизненный выбор, не дело принципа и даже не вопрос морали. Платить налоги — это одно из условий жизни в любой стране. Нельзя делать вид, что ты такой весь против, но при этом ездить по дорогам, водить детей в школу или выносить мусор. Налоги и взносы — это обязанность гражданина, а не тема для дискуссий.

Налоги и взносы в России не самые высокие ни в мире, ни даже в Европе. О том, кто сколько платит, мы напишем отдельно, но будьте уверены: 49% с зарплаты — это далеко не самое страшное.

Преступность. Если деньги можно обналичить на зарплаты, то можно обналичить и на оружие, и на наркотики, и на всё остальное. Для обслуживания системы обнала используют подставные фирмы, левые банки, в качестве директоров им ставят бездомных (мера предосторожности). Система обнала преступна сама по себе и множит преступность вокруг.

Обналом могут пользоваться и сами преступники: легализовывать деньги от наркоторговли и проституции, легализовывать откаты и взятки. Всё опасное и возмутительное в нашей жизни так или иначе будет связано с обналиченными деньгами.

Обнальщики говорят, что делают благое дело — помогают российскому бизнесу окончательно не умереть под налоговым гнетом. Но это логика из серии «мы продаем героин, чтобы продлить жизнь наркопотребителям».

Какие бы аргументы ни использовали обнальщики, есть факт: обнал нелегален и государство с ним борется.

Как пытаются бороться

Государство борется с обналичкой через налоговую, Роструд, банки и МВД.

Налоговики проверяют фирмы на предмет подозрительных операций, которые могут быть похожи на обнал. Руководителя могут привлечь к ответственности.

Роструд проверяет, чтобы сотрудникам платили зарплату по закону. Если вы получаете зарплату в конверте, обратитесь в трудовую инспекцию или подайте заявление в прокуратуру: вас не только делают соучастником обнальной схемы, но и лишают социальной защиты, больничных, декретных и многого другого. Читайте об этом в нашей статье о серых зарплатах.

Банки должны внимательно контролировать счета своих клиентов и искать подозрительные операции. В любом уважающем себя банке есть специальный отдел, который ищет среди платежей и поступлений потенциальные обналы. Если компания подозревается в обнале, банк бьет тревогу. Если сам банк подозревается в обнале, Центробанк довольно резво его закрывает.

В МВД есть отдел по борьбе с экономическими преступлениями, который расследует схемы обнала и раскрывает связанные с обналом преступные группы.

С обналом бороться сложно, потому что обнальщики умеют скрываться, запутывать следы и подделывать документы. Со стороны обнальную фирму-прокладку трудно отличить от нормальной честной компании: по деньгам и бумагам они будут очень похожи. А если закрывать всех подряд, то многие честные компании попадут под огонь, этого никто не хочет.

Как решить

Допустим, вы получаете зарплату в конверте и вас это не устраивает. Но это хорошая работа и вы не хотите ее бросать. Тогда есть легальный, пусть и несколько замороченный способ получать зарплату и экономить на налогах: стать индивидуальным предпринимателем и платить налоги самому.

Индивидуальный предприниматель — это частное лицо, которое может заниматься коммерческой деятельностью. Вы регистрируете себя как ИП, открываете банковский счет, заключаете с работодателем договор и получаете деньги как обычно — только теперь это не зарплата, а оплата ваших услуг по счету. Правда, если гражданско-правовой договор составлен неправильно, ФНС может признать его трудовым.

Разница между ИП и частным лицом в том, что ИП сам платит за себя налоги и взносы на обязательное страхование. Два раза в год вы должны будете делать пенсионный и раз в год — страховые взносы.

Сколько денег в год ИП отдает государству

Зарплата в месяц Зарплата
за год
Взнос в ПФР и ФФОМС Налог при УСН 6%
30 000 Р 360 000 Р 28 590 Р + 0 Р = 28 590 Р 7,94%
50 000 Р 600 000 Р 30 990 Р + 5 010 Р = 36 000 Р 6%
100 000 Р 1 200 000 Р 36 990 Р + 35 010 Р = 72 000 6%
150 000 Р 1 800 000 Р 42 990 Р + 65 010 Р = 108 000 Р 6%

Если ИП платит только за себя, налог можно уменьшить за счет обязательных взносов. Взносы при этом должны быть оплачены авансом, а не одним платежом в конце года. В таблице учтено уменьшение налога и дополнительный взнос 1% с дохода от 300 000 Р

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Все, кто когда-либо взаимодействовал с органами государственной власти и госучреждениями, знают, насколько они зарегулированы. Помимо закона о госслужбе, устанавливающего, кого и куда можно нанимать, существует закон о госзакупках, обязательная для использования госорганами система «Электронный бюджет» и еще масса мелких и крупных ограничений. Эти неудобства касаются и государственных исследовательских центров.

Однако нет правил без исключений, и такими исключениями все чаще служат некоммерческие организации, создаваемые и федеральным правительством, и многочисленными органами власти в регионах.

Масштаб проблемы

На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.

Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

Фото: Michael Fortsch / Unsplash

Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации

Фото: Spencer Platt / Getty Images

40% в год — уже норма: как живет Аргентина в условиях рекордной инфляции

Фото: Shutterstock

Почему инвесторы бегут из крипты: две причины и одна теория заговора

Фото: Chris Hondros / Getty Images

Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Фото: Shutterstock

Чекиньтесь в другом месте: что стало с соцсетью-хитом Foursquare

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Экономика РФ вступила в период изменений. Как это сказывается на банках

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.


Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Особенности и задачи бухучета в НКО

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Дт

Кт

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Начисление амортизации НМА

По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

Порядок учета ОС в бухгалтерском учете регламентирован:

  • с 2022 года - ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н;
  • до конца 2021 года - ПБУ 6/01 и разъяснен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменли в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

До конца 2021 года согласно п. 17 ПБУ 6/01 по ОС НКО амортизация не начислялась. Все сведения об износе ОС учитывалсь на забалансовом счете проводками:

Начислена амортизация ОС

Списана учтенная амортизация ОС

В ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который действует с 2022 года, такой оговорки нет. Это значит, что НКО так же как и другие организации обязано начислять амортизацию. Проводки в этом случае стандартные:

Дт 26 (20, 25. ) Кт 02 - начислена амортизация.

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Дт

Кт

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: