Как вывести деньги с kickstarter

Обновлено: 15.04.2024

Делимся кейсом, как отвечать на вопросы посетителей Quora, превратить незнакомцев в часть вашей аудитории и собрать деньги для кампании на Kickstarter.

Несколько лет назад наша команда запустила краудфандинговую кампанию на Kickstarter. Благодаря тщательной подготовке и нескольким маленьким хитростям, проект оказался успешным.

Расскажу, что такое Kickstarter, как мы получили дешёвый и качественный трафик, — и при чём тут Quora.

Что такое Kickstarter и как он работает

Kickstarter — краундфандинговая платформа, которая помогает собрать деньги на запуск проекта. Участник регистрируется на платформе, описывает проект, указывает длительность сбора денег и их минимальное количество для реализации идеи. Спонсоры жертвуют определённую сумму и за это получают вознаграждение. Если проект не собрал нужную сумму, деньги возвращаются жертвователям.

Алгоритмы Kickstarter поощряют тех, кто продвигает кампанию самостоятельно. Если для этого используете собственные каналы: блоги, форумы, email-маркетинг, платную рекламу, cross-promotion, PR, то платформа поднимает проект выше на странице категории и в поисковой выдаче.

Также за самостоятельное продвижение Kickstarter может добавить вашему проекту отметку Project We Love и повысить его видимость. Таким образом, внутренний трафик платформы будет переливаться и на вашу страницу, — а это увеличит сборы.

Платформа не поможет, если вы будете сидеть сложа руки и надеяться, что «хороший продукт продаст себя сам», а трафика Kickstarter — «хватит на всех».

Макс Лукоминский

Предприниматель и автор LaFounder

Как мы готовились к продвижению кампании: проблемы и решения

Мы начали готовиться к запуску летом и хотели успеть к октябрю, чтобы получить максимум от предрождественского ажиотажа. Наш продукт вписывался в категорию подарков, поэтому действовать нужно было быстро.

Денег на платное продвижение было мало — всего около $1000 на ретаргетинг. Нужно было найти способ добиться результата быстро и без лишних расходов.

С первого взгляда задача кажется невыполнимой. Но это только в том случае, если вы привыкли использовать очевидные источники трафика. Большинство из них стали перегретыми, дорогими и потеряли эффективность.

Сегодня можно получить значительный органический охват бесплатно на двух платформах: YouTube и Quora. Если для успеха на YouTube нужна хайповая тема и оборудование для создания видео, то для Quora понадобится только ноутбук и здравый смысл.

У сайта около 500 млн посещений в месяц, 35% — из США. В отличие от Reddit и подобных сообществ аудитория Quora платежеспособная.

Ответы позволяют продемонстрировать экспертность и тем самым установить отношения с читателями. А это и есть первый шаг к превращению незнакомца в клиента.

Quora малоэффективна для русскоязычного рынка. Но если вы хотите покорить Запад, то это эффективный и недооцененный инструмент для привлечения клиентов, лидогенерации, повышения узнаваемости.

Здесь не важно, есть ли у аккаунта история. Охваты не ограничены размером вашей базы подписчиков, а контент не нужно оптимизировать, чтобы понравиться поисковым системам. Здесь нужно просто отвечать — интересно и по делу.

Курс

Интернет-маркетолог

Узнать больше

Как работать с Quora: особенности и хитрости

Начали с исследования целевой аудитории и поиска возможностей для привлечения внимания потенциальных клиентов .

После принятия решения о работе с Quora я изучил вопросы, которые схожи по тематике с нашим проектом. Мы продвигали Slice Planner — гибридную систему планирования, которая состоит из цифрового и физического продуктов — мобильного приложения и ежедневника.

Наш продукт вписывается в тему личной продуктивности, тайм-менеджмента, планирования, личностного роста. Осталось выбрать вопросы, на которые стоит отвечать, и начать работу.

В ответах я никогда прямо не рекламировал продукт — лишь мягко призывал к действию в конце ответа и приглашал перейти по ссылке. Quora запрещает размещать ссылки на внешние ресурсы и продвигать свои проекты. Но мы делали это осторожно и по делу, поэтому проблем не было.

За один вечер составил контент-план, куда включил вопросы с большим количеством читателей, и принялся за работу.

Я отвечал на четыре вопроса в неделю. Уже спустя две недели понял, что количество подходящих вопросов ограничено, а впереди ещё несколько недель подготовки и 35 дней краудфандинговой кампании.

Примечание редакции Нетологии

Описанный ниже приём противоречит правилам Quora. Официальные ответы Quora: раз и два .

Уже через час у меня был новый профиль с выдуманным именем , легендой и фотографией несуществующего человека, созданной через сервис генерации лиц.

Я стал отвечать на те же вопросы, на которые отвечал с основного аккаунта. Но, конечно же, писал другой текст.

Работал десять недель, публиковал четыре ответа в неделю: по четвергам и воскресеньям. Ответы, опубликованные от имени выдуманного персонажа, получили миллион прочтений.

Интересно, что мой основной профиль тоже собрал чуть больше миллиона показов, несмотря на разницу в возрасте и количестве подписчиков.

Возможно, кто-то посчитает, что трудозатраты неоправданы, а таких же показателей можно достичь просто включив рекламу в Facebook. Тут я вынужден не согласиться.

Во-первых, трудозатраты составили не более двух часов в день. Во-вторых, существует разница между навязчивой рекламой и личной рекомендацией человека, которого вы считаете экспертом. В первом случае вы показываете холодной аудитории непонятный для них продукт, а во втором — они сами приходят читать ваш ответ и переходят по ссылке, потому что доверяют вам как эксперту.

Читать также

Каких результатов достигли

Точный CTR [показатель кликабельности — прим. редакции Нетологии] ссылок, которые я размещал в ответах, замерить не удалось — в то время мы не всегда пользовались UTM-метками. Весь трафик с Quora отображался как прямые переходы (direct-трафик). Мы точно знали источники трафика, поэтому большую часть direct-трафика заносили в актив Quora.

За всё время мы получили 30–40 тыс. переходов на целевые страницы.

Ссылку в ответах посмотрело около двух миллионов человек, — CTR получился приблизительно 1,5–2%. Но даже с таким невысокими показателями наши ответы на Quora ощутимо повлияли на общий успех кампании.

Сначала в ответах мы давали ссылки на лендинг продукта. Позже, после запуска кампании, — на страницу проекта Kickstarter, а потом на страницу Indiegogo, где продолжали принимать предзаказы после окончания краудфандинговой кампании.

На сайте мы предлагали подписаться на рассылку с новостями о продукте и в обмен на email давали eBook (электронную книгу) Why To-Do List is Dead. Это помогло нарастить нашу email-базу до 3 тыс. адресов. Позже мы меняли ссылки в ответах и направляли трафик прямо на страницы, где люди делали заказы. За всё время кампании email-база, созданная с помощью Quora, вместе с прямым трафиком с платформы принесли дополнительно более 350 продаж.

В результате наш проект получил значительную поддержку со стороны Kickstarter, который принёс нам более 50% продаж. Остальную часть мы привлекли собственными силами. Спустя 30 дней мы успешно завершили кампанию , собрав $117,5 тыс.

Сегодня такое сложное слово как «краудфандинг» может показаться абсолютно непонятным людям старшего поколения и бизнесменам старой школы, но в среде молодых, прогрессивных предпринимателей или же стартаперов и творческих личностей этот термин в последние годы прочно вошёл в обиход. Так какова же суть краудфандинга?

Суть данного процесса – в открытом сборе денежных средств на реализацию того или иного проекта. Проекты размещаются на одной из краудфандинговых платформ, после чего спонсором проекта может стать любой желающий. В этой статье рассмотрим основные вопросы финансовой безопасности и правовые аспекты вывода проекта на краудфандинговые платформы.

Кикстартер можно смело назвать самой популярной платформой для краудфандинга. Отчасти эта популярность заработана тем, что Кикстартер был первопроходцем в мире краудфандинга. Творческие люди, инженеры и изобретатели со всего мира стремятся вывести свой проект именно на эту платформу. Основной принцип действия платформы – все или ничего, то есть вам выплачиваются собранные деньги только лишь в случае достижения запланированной суммы. Если же вы недобрали пару тысяч долларов, все собранные ранее средства возвращаются на счета спонсоров.

Итак, создание проекта на Кикстартере на сегодняшний момент доступно для физических лиц в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландах, Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Люксембурге.

Физическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

Как видите, в списке стран нет Украины, но это не мешает нашим соотечественникам проводить успешные кампании по сбору средств на Кикстартере. Одними из таких украинцев является команда Petcube, которая всего за 2 дня сумела собрать 100 000$ для реализации своего проекта. Чтобы повторить их успех, мало только лишь гениальной идеи и команды. Требуется ещё собрать солидный пакет документов и пройти не одну процедуру верификации. Сделать это можно следующими способами:

  1. Иметь у себя в команде надежного партнёра, который является постоянным резидентом одной из вышеперечисленных стран, имеет удостоверение личности (ID), адрес, номер социального страхования, телефон.

Имея такого партнёра, вы можете доверить ему регистрацию всех необходимых документов, а именно:

Имейте ввиду, что этот человек должен быть хорошо осведомлён об особенностях оформления вышеперечисленных документов и открытия компании. Следует заметить, что заполучить такого человека в вашу команду, ещё и безвозмездно, будет очень сложно.

  1. Воспользоваться услугами посредника с успешным опытом запуска проекта на Кикстартере.

Посредник поможет оформить все документы и создаст компанию (либо предоставит готовую) для запуска вашего проекта. Это должно существенно разгрузить вас и позволит полностью сосредоточиться на создании проекта, презентации и маркетинге. Но стоит понимать, что посредник за свои услуги потребует надлежащую оплату. Обычно это фиксированная сумма, примерно 1000 $ + 5-20% от суммы собранных вами средств.

Чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны посредника, рекомендуется заключать договор, в котором чётко прописывать роль посредника, цену его услуг, а также механизм передачи собранных средств на ваши банковские счета, так как после завершения компании все собранные средства перечисляются на банковский счёт посредника.

Безусловно, всегда остается риск того, что посредник не отдаст ваши собранные миллионы, но при наличии договора у вас есть все основания обращаться в суд за защитой своих прав. Данный договор лучше всего заключать в присутствии квалифицированного юриста, который ранее изучил договор.

Следует отметить, что отношение администрации Кикстартера к использованию посредников – скорее негативное, но вам никто не запрещает включить посредника в команду проекта и снять все возможные претензии.

  1. Нанять консалтинговое агентство или юридическую фирму.

Как и в случае с посредником, консалтинговое агентство возьмёт все юридические и финансовые хлопоты на себя, только вот стоить эти услуги будут дороже, чем услуги посредника. Также за услуги агентства взимается фиксированная плата, а значит консалтинговое агентство зарабатывает независимо от того, успешен ваш проект или нет. В связи с этим лучше всего пользоваться услугами компании или агентства с именем и репутацией.

Налоги и комиссии или сколько денег достается создателю проекта?

После успешного завершения компании по сбору средств на Кикстартере приходит время создателю проекта платить комиссии и налоги. Итак, как это происходит:

  1. После окончания успешной компании Кикстартер взимает комиссию в размере 5 % от общей собранной вами суммы.
  2. С каждого пожертвования менее 10$ банк берёт комиссию примерно 2.9% + 0.30$ с каждой транзакции, а если пожертвование превышает 10$ — 5.0% + 0.05% с каждой транзакции.
  3. Если создателем проекта было физическое лицо, то следует заплатить подоходный налог, который варьируется в зависимости от страны и собранной суммы и может достигать 50%.
  4. Комиссия посредника или консалтингового агентства (если нанимались).

Как видим, налоги и комиссии могут существенно урезать сумму собранных вами средств с помощью Кикстартера, поэтому следует формировать бюджет, необходимый для реализации проекта,с учётом всех налогов и комиссий. Также с целью оптимизации налогообложения и выбора подходящей страны для вашего проекта рекомендуется обращаться к опытным в этих вопросах специалистам.

Автор: Мирослав Киселёв, юрист международной юридической компании LEX LIGA

kiselev-lex-liga

Задавайте вопросы и получайте квалифицированные консультации юристов компании LEX LIGA в комментариях!

Содержание:

  • Что такое Kickstarter?
  • Кто может запустить проект на Kickstarter?
  • Какие проекты подходят для Kickstarter?
  • Что нужно подготовить для кикстартеровского проекта?
  • Пошаговая инструкция и подготовка к запуску
  • Преимущества проекта на Kickstarter
  • Распространенные ошибки

Что такое Kickstarter?

Kickstarter — первое, что приходит на ум, когда речь идет о краудфандинге. На площадке собирают средства на выпуск гаджетов, издание книг и комиксов, съемку независимого кино и множество других проектов самых разных категорий.

Для небольшой компании или стартапа Kickstarter может стать отличным источником инвестиций и способом расширить аудиторию. Главное — поставить четкую цель и подготовиться к кампании заранее.

Кто может запустить проект на Kickstarter?

Проект на Kickstarter может запустить как физлицо, так и компания. У площадки есть ограничения по странам: напрямую из России открыть проект не получится. Можно зарегистрировать юрлицо в одной из стран, с которыми Kickstarter работает.

Мы, как и большинство стартапов, зарегистрировались как C-Corp в американском Делавэре: там это делается за 15 минут. Но в этом случае представлять проект на Kickstarter должен человек, у которого есть американский SSN (Social Security Number, наш аналог — СНИЛС) и, соответственно, ВНЖ или гражданство. Мы нашли знакомого в США, который помог нам.

Какие проекты подходят для Kickstarter?

Ограничений по тематике проектов практически нет (кроме списка запрещенных — лекарства, оружие и его муляжи, алкоголь и т.д.), но надо учитывать аудиторию площадки и специфику вашего проекта и вознаграждений. Проекты сгруппированы по восьми категориям:

  • Arts;
  • Comics & Illustration;
  • Design &Tech;
  • Film;
  • Food & Craft;
  • Games;
  • Music;
  • Publishing.

На Kickstarter много гиков, которым интересно пробовать новое, поэтому площадка отлично подходит для сбора средств на выпуск инновационных устройств. Также на площадке большая аудитория любителей DIY, так что у проектов категории Food & Craft тоже высокие шансы.

Что нужно подготовить для кикстартеровского проекта?

К запуску кампании проект должен быть на финальной стадии. Если это устройство, должны быть готовы рабочий прототип и план производства, если книга или комикс — макет и иллюстрации и т.д., чтобы производство началось сразу по окончании кампании.

Необходимо просчитать риски — их описанию на странице проекта будет посвящен целый раздел — и продумать, как вы будете их предотвращать и устранять возникшие сложности. Например, сроки изготовления устройства могут затянуться из-за нехватки чипов, приложение выйдет сырым и т.д.

В разделе Risks на странице проекта нужно будет подробно и доступно расписать, как именно вы подстраховались на случай их возникновения: выбрали самую надежную фабрику, наняли опытных разработчиков и т.д. Очень важно не спешить и продумать все тщательно, иначе вы рискуете собрать много негатива от бекеров или потерять много денег на исправлении своих ошибок.

Пошаговая инструкция и подготовка к запуску

  1. Понять ограничения площадки: подходит ли она для проекта, нужно ли регистрировать компанию за рубежом.
  2. Подготовить маркетинговую и PR-стратегии. Изучить лендинги успешных кампаний, постараться собрать как можно больше информации, которую вы сможете дать пользователям. Рассказать о продукте журналистам и блогерам.
  3. Рассчитать экономику проекта и риски.
  4. Заключить договоры с производителями, провести design for manufacture (DFM) — подготовить прототип для массового производства, так называемый golden sample.
  5. Подготовить контент и сформировать комьюнити.

Формирование бюджета

Чтобы правильно сформировать бюджет и определиться с целями кампании, нужно заранее договориться с производителем и узнать минимально возможный объем партии. Также необходимо рассчитать себестоимость продукта — в нее помимо производства входят затраты на логистику, маркетинг, зарплаты и другие расходы.

В нашем случае туда также входило тестировочное оборудование и формы для литья корпусов устройств. Если вы планируете отдать часть партии в розницу, заложите средства и на это. Не забывайте, что какая-то часть партии окажется браком. 5% заберет Kickstarter, еще 3–5% — его платежный посредник Stripe.

На странице проекта расскажите бекерам, куда пойдут их средства, например 30% — на электронику, 30% — на зарплаты, 10% — на корпус, 20% — на логистику и т.д. Это можно сделать в виде круговой диаграммы.

Будьте готовы к неожиданностям: задержкам производства, проблемам с логистикой и т.д. Если продукт не выйдет вовремя, вам придется работать дольше: отвечать на письма недовольных бекеров и решать проблемы с производством и доставкой. Все это время постоянные расходы, например, на зарплату, не прекращаются.

Мой опыт показывает, что нужно заложить в бюджет минимум 300–400% от себестоимости первой массовой партии.

Диаграмма средств

Распределение средств можно сделать наглядно в виде круговой диаграммы

Аудитория

Для успеха на площадке необходимо иметь лояльное комьюнити еще до старта кампании. Наша первая кампания провалилась, потому что у нас его не было. После провала мы сосредоточились на построении комьюнити: создали отдельный лендинг и два месяца качали на него трафик, собирали почты, рассказывали об устройстве и анонсировали кампанию. То же самое мы делали в соцсетях.

Чем раньше вы начнете, тем лучше, главное — чтобы было о чем рассказать. Хороший пример — российский проект FLIPPER ZERO. Они начали рассказывать о проекте и формировать сообщество еще за год до старта суперуспешной кампании и собирали фидбек аудитории

До, во время и по завершении кампании нужно вести прозрачную коммуникацию с пользователями: регулярно и часто писать в блог, делиться новостями и фотографиями с производства и т.д. Особенно это важно, если возникают проблемы.

Подготовка к кампании

Если это ваш первый проект, то подготовку стоит начать за 9–12 месяцев. За это время вы должны успеть найти оптимальный для вас способ выхода на площадку, при необходимости зарегистрировать компанию за границей, доработать прототип, найти производителей, понять себестоимость продукта и рассчитать риски, разработать маркетинговую стратегию, подготовить контент и познакомиться со СМИ.

Во время подготовки можно вложиться в один-два проекта на Kickstarter, побыть на месте бекера и использовать этот опыт в своей кампании.

Использование медиа

Но сложно не значит невозможно. Если готовиться заранее, познакомиться с редакторами и показать им, что проект надежен, то медиа поддержат кампанию. Кроме традиционных медиа, ведите блоги на Habr, Medium и т.д.

Анализ рынка

Анализ рынка поможет вам подчеркнуть конкурентные преимущества продукта. На лендинге кампании мы сделали табличку, где сравнили AURA Band и другие популярные тогда браслеты Fitbit, Garmin, Xiaomi.

Сравнение брендов

В таблице мы сравнили AURA Band с самыми популярными фитнес-браслетами

Пресса

Поддержка прессы критически важна в первые дни кампании. Поэтому необходимо заранее — хотя бы за три месяца — наладить отношения с журналистами и редакторами, заинтересовать их проектом и попросить поделиться новостью о старте кампании в первый-второй день.

С одним журналистом мы встречались в Лондоне, показывали ему рабочий прототип браслета. Всего же у нас было около 40 публикаций в СМИ разных стран. Логотипы изданий мы также разместили на странице кампании — это положительно сказывается на доверии бекеров.

Отзывы журналистов

Цитаты из обзоров журналистов и логотипы СМИ, которые о вас писали, повысят доверие бекеров

Видеоролик

Для первой кампании мы тщательно подготовили ролик: наняли профессиональных моделей, арендовали студию с красивым светом. Это оказалось ошибкой, так как ролик выглядел слишком рекламным. Больше доверия у аудитории Kickstarter вызовут энтузиасты.

Видео может быть с шероховатостями, главное — рассказать историю. Расскажите о продукте, об идее, которая за ним стоит, и как вы к ней пришли, о команде и о том, что получит бекер. Оптимальная продолжительность видео — от трех до пяти минут.

Для второй, успешной, кампании видео сделали практически на коленке: я рассказывал о продукте, команде и идее, рассказ перемежался вставками с демонстрацией работы браслета и его сравнением с большой биоимпедансной установкой в спортзале. Лучше не вкладывать много денег в видео, а потратить их на работу с комьюнити.

Взносы

Предложите бекерам разные взносы и подробно опишите соответствующие вознаграждения. Вознаграждения должны быть осязаемыми или предлагать интересный опыт, например, мини-роль в кино для того, кто поддержит съемку фильма большой суммой. Проекты, которые быстро набирают средства, имеют шанс попасть на главную страницу площадки и в рассылку.

Чтобы мотивировать людей вкладываться быстрее, предложите ограниченные по количеству и времени — так называемые early bird — и эксклюзивные вознаграждения. Мы предлагали 75 пар браслетов со скидкой 56%, 150 браслетов со скидкой 50%, потом 150 пар со скидкой 47% и так далее. Также мы предлагали эксклюзивный оффер для пользователей Product Hunt — четыре браслета с оранжевым ремешком, предложение действовало только 48 часов.

Всех бекеров вне зависимости от суммы взноса нужно поблагодарить на сайте продукта или в блоге, в титрах фильма, предисловии к книге и т.д.

Предложения вознаграждения

Подробно расскажите о вознаграждениях и мотивируйте вкладываться скорее, чтобы не упустить выгодное предложение

Редакторы получают десятки, если не сотни, питчей каждый день, многие письма они даже не успевают открыть. Грамотная пиар-стратегия поможет вашему проекту выделиться на фоне других. Прежде всего, изучите, о чем пишет редактор и насколько ваш проект соответствует сфере его интересов.

Не рассылайте сотню одинаковых писем, изменяйте тему и ее подачу. Также можно использовать рассылочный сервис, который отслеживает открываемость писем для A/B-тестирования тем.

Лучший способ знакомства — личная встреча. Ходите на профильные конференции и выставки, чтобы презентовать свой проект журналистам. Используйте таргетированную рекламу для посетителей этих мероприятий.

Cross-promotion

Кросс-промо — прекрасный и незатратный способ расширить аудиторию вашего проекта. Чем увлекается будущий пользователь вашего продукта? Найдите такие проекты на Kickstarter и предложите им обменяться упоминаниями о ваших кампаниях в блогах.

Что используют вместе с вашим продуктом? Если вы запускаете производство свежеобжаренного кофе, партнерами могут стать производители кофемолок или печенья.

Stretch goals

Stretch goals — опция Kickstarter, которая помогает мотивировать бекеров. Если проект набирает, к примеру, $150 от базовой суммы, то в продукте появляется еще какая-то опция, технология и т.д. Это мотивирует новых бекеров вкладываться, когда базовая сумма почти собрана, если продукт без дополнительной опции не заинтересовал их. Stretch goals может быть несколько, нашими были:

  1. $40 тыс. — выпуск партии браслетов (базовая цель).
  2. $75 тыс. — интеграция софта со Strava, MyFitnessPal, Runtastic.
  3. $100 тыс. — вибромотор для уведомлений о звонках, будильнике и т.д.

Всего мы собрали $109 тыс.

Чтобы собрать больше денег и сделать это быстрее, подключите на старте маркетинговое агентство — есть такие, которые специализируются на краудфандинге. Мы заключили договор с таким агентством после того, как половина кампании прошла, но за последние четыре дня они принесли нам довольно много трафика. Такие агентства зарабатывают на проценте от продаж: бекеры приходят от них по реферальным ссылкам из рекламы.

Завершение проекта

Если продукт пришел с производства в срок и у него нет проблем с качеством, приступайте к рассылке вознаграждений. Это займет пару месяцев или больше, и пока бекеры оставляют отзывы о продукте, вы можете договариваться с ритейлерами или начинать продажи в интернете.

Если производство задержалось на полгода, 20–30% бекеров в США за это время, скорее всего, уже переехали, поэтому нужно актуализировать базу адресов. Это удобнее делать не вручную, а с помощью рассылочных сервисов, например Crowd Ox.

Стоит ли обращаться за консалтингом при подготовке кампании на Kickstarter? В каких случаях? Михаил Климов записал, что думают об этом стартаперы, инвесторы и сами консалтеры.

Стартаперы

Привлекали бы вы консалтеров для проведения краудфандинг-кампании?

Посредники хотят денег за свои услуги, причем – сразу. Еще есть проблемы с выводом денег на Kickstarter, люди жаловались, что по полгода не могут вывести деньги через PayPal. Можно, например, разместиться на Boomstarter и посмотреть на спрос.

Мы очень много времени потратили на подготовку. Задавали вопросы специалистам, смотрели примеры успешных и неуспешных кампаний, изучали выходивших на Kickstarter конкурентов (они не профинансировались), читали тематические статьи – русско- и англоязычные. У наших основателей хороший уровень английского, так что все материалы мы готовим сами или с помощью знакомых энтузиастов, но при этом консультируемся у профессионалов. Со сторонними специалистами нужно быть осторожным, если ты долгое время не «варишься» в теме: есть риск нарваться на не очень порядочных или просто некомпетентных людей. Известно много случаев, когда компании остались банкротами из-за особенностей договора с посредником.

После разговора с предпринимателями кажется, что большинство из них не видят необходимости в услугах профессионалов при подготовке краудфандинг-кампаний. Понятно, что команды хотят сэкономить и сделать все своими силами. А что думают об этом инвесторы?

Инвесторы

Планируеся ли выводить на Kickstarter проекты, проинвестированные Impulse VC? И собираетесь ли привлекать для этого консалтеров?

Если говорить о нашей практике, то как раз сейчас, с одним из проектов Impulse VC, мы рассматриваем подобную возможность. Стартап, который теоретически может поучаствовать в сборе средств на Kickstarter – это Wiren Board, одноплатный компьютер с интегрированными беспроводными модулями WiFi/Bluetooth/GSM и другими фичами для создания умного дома. Kickstarter здесь мы рассматриваем как недорогой инструмент для быстрого выхода на западные рынки, demand verification и, плюс ко всему вышеперечисленному, хороший PR-повод. Консалтинг для подобных проектов критичен. Есть опытные команды, работающие со стартапами и умеющие правильно делать контент и расставлять акценты на том, что привлечет пользователя. С их помощью заявка и проект становятся на порядок заметнее.

Имеет ли смысл привлекать консалтинг для вывода проектов на Kickstarter?

Я в целом критически отношусь к консалтингу. Он полезен в ограниченном количестве случаев, в основном – для больших состоявшихся компаний. Не верится, что человек извне сможет понять бизнес-модель стартапа лучше фаундера. Тщательно оформленный кейс с описанием проекта, качественное видео, хорошо сформулированные вознаграждения существенно повышают вероятность успешного сбора средств на Kickstarter, но если все сделают консультанты, то вы не получите собственного опыта.

Консалтинг нужен, потому что это отдельный специфический вид маркетинга и без подготовки и знаний шансы на успех минимальны.

Видно, что одни инвесторы высказываются полностью «за» консалтинг при выводе проекта на Kickstarter, другие же отмечают, что «помощь извне» должна быть не в ущерб опыту команды. Но «опыт» в краудфандинге не универсален, а, скорее, уникален, и в чистом виде редко распространяется на другие сферы. Соотношение рисков (не получить «опыт» или не собрать деньги) говорит в пользу консалтинга.

Консалтеры

Какие изменения рынка консалтинговых услуг в краудфандинге вы наблюдаете в последнее время?

Зарождается важный тренд среди венчурных фондов: когда к ним приходит интересный проект, но с неподтвержденным спросом, то случается, что фонды отправляют такой проект на Kickstarter за свой счет.

Существует ли в России рынок консалтинга в области краудфандинга?

Рынка нет, он только начинает зарождаться – все друг друга знают, тесно общаются, но нет никого, кто выводил бы проекты на Kickstarter систематически. В целом отрасль краудфандинга перспективна. В РФ много талантливых людей, у которых нет средств, чтобы запустить кампанию – финансовых и временных. Есть и «кулибины», которые не знают, как преподнести свой, может быть, неплохой, продукт. Консалтинг в области краудфандинга у нас – дополнительный бизнес, просто хочется помочь таким «кулибиным».

Вера и перспективы есть, но нет рынка, точнее, он ничтожно мал. Все консалтеры хорошо знакомы и тесно сотрудничают, только на консалтинге зарабатывать неинтересно, сейчас это, скорее, интересная тусовка, нежели рынок.

Артем Старостенко обошелся без консалтеров, но прибегнул в помощи посредника.

Сколько вам стоило выйти на Kickstarter?

Какой вывод можно сделать? Что консалтинг с внушительным чеком за услуги требуется не всем проектам, собирающимся покорять Kickstarter. И, конечно, не является гарантией успеха. Командам нужно самим разобраться в теме краудфандинга как минимум на уровне, достаточном для выбора грамотного консалтера.


Мы – российская студия, более двенадцати лет занимающаяся разработкой компьютерных игр. Нами были созданы «Мор. Утопия» (Pathologic), «Тургор» (Tension), «Тургор. Голос цвета» (The Void), «Эврика!» (Cargo! The Quest for Gravity) и «Тук-тук-тук» (Knock-Knock).

Несколько лет назад – по совету нашего опережающего время друга – мы решили опробовать краудфандинговую площадку Kickstarter в качестве источника финансирования небольшого игрового проекта.

Несмотря на сомнения, первая кампания успешно завершилась в середине сентября 2012 года. Мы собрали сорок одну тысячу долларов при заявленных тридцати. На полученные деньги была разработана и доставлена вкладчикам игра «Тук-тук-тук» (Knock-knock).

После первой пробы мы осознали, что краудфандинг – не только финансирование, но и хорошая рекламная площадка, где можно отточить собственное пиар-мастерство, оценить привлекательность игры для целевой аудитории и получить дополнительное продвижение сразу после выпуска игры.

Поэтому мы решили провести еще одну кампанию. Мы собираемся сделать графически, технологически и геймплейно более совершенный ремейк нашей первой игры «Мор. Утопия» (Pathologic).

Не так давно сборы достигли заявленной суммы в двести пятьдесят тысяч долларов. Это один из крупнейших результатов в постсоветском пространстве, и нам бы хотелось поделиться своими наблюдениями за течением двух кампаний, которые, возможно, будут полезны другим командам, решившимся выйти на Кикстартер или другую краудфандинговую площадку.

Хотим привлечь ваше внимание к тому, что все написанное ниже относится лишь к проектам нашей студии. Безусловно, существуют совершенно другие сценарии развития кампаний, и только вы сможете определить, какой из них актуален для вашего проекта.

Выбор времени старта кампании

Поскольку мы студия не очень известная – особенно в западном мире, – требовалось тщательно выбрать временой период: с одной стороны, не совсем мертвый, с другой же – не перекрытый крупными игровыми релизами и событиями.

Мы выбрали начало сентября, потому что лето – сезон отпусков, а в конце сентября – начале октября стартует продвижение крупных игровых релизов, стремящихся подойти к католическому рождеству в пике пиар-формы.

День недели – четверг, лучшее время для пресс-релизов (в понедельник-вторник журналисты только начинают «раскачиваться» и разгребать забитые инбоксы, а в пятницу для многих неделя уже считается завершенной).

Важность начального этапа кампании


В случае с «Тук-тук-тук» первый небольшой столбец связан с запуском сборов на границе двух дней (по времени kicktraq). Можно мысленно представить, что он добавляется ко второму.


Из графиков видно, что существует лишь один крупный пик интереса, приходящийся на начало кампании. Пик резко спадает, и на протяжении всех сборов не стоит надеяться на появление второго равного ему по величине.

Полагаем, что основная причина отсутствия ярких пиков заключается в том, что мы пока не имеем достаточного веса для зарубежной прессы. Сердечную поддержку от Rock Paper Shotgun, PC Gamer и таких профессионалов индустрии, как Брайан Фарго и Крис Эвеллон, мы получили в самом начале кампании, однако поддержки остальных крупных порталов на момент написания статьи пока не было. Ситуацию можно исправлять либо эпатажными выходками – чего не хотелось бы, – либо постепенным наращиванием известности в западном мире, на что мы и надеемся.

Начальные данные по сборам «Мора» хорошо аппроксимируются степенной функцией. Если бы тренд сохранился, то без дополнительного пиара, только на инерции старта, мы бы собрали 66% от заявленной суммы, т.е. 165 тыс. долларов.

Поэтому максимально сконцентрируйтесь на начале кампании. Если вы недостаточно подготовились к старту – вы проиграли войну. В нашем случае общая собранная сумма на 66% зависила от старта.

Конечно, такие советы можно давать только постфактум. В действительности никто из нас полностью не верил в такой старт, мы были поражены размерами сборов: не ожидали, что соберем половину заявленной суммы за два дня (хотя так и было нужно).


А фантазия уже наивно умножала первые сборы на количество оставшихся дней…

Подготовка к запуску

Пресса

Пресса – это пушка, которую нужно долго и упорно заряжать.

Далее речь пойдет о прессе зарубежной, поскольку с российской у нас достаточно теплые отношения.

Часть контактов у нас сохранилась с предыдущих проектов, часть пришлось добывать потом и кровью: мы разыскали все статьи, которые были когда-либо о нас написаны, и постарались выяснить контактные данные авторов (некоторым даже приходилось писать в твиттер или связываться еще более изощеренными способами). В результате сформировался список из 60+ живых адресов, с которыми можно было общаться напрямую.

В итоге мы запустили три “волны” рассылок по собранному пресс-листу:

    Анонс о намерении запустить кикстартер. Получили покрытие от наших давних друзей из Rock Paper Shotgun и – неожиданно – от PC Gamer.



Подготовка существующей аудитории

Конечно, большинство из них пришли бы на Кикстартер самостоятельно, но процесс растянулся бы на срок всей кампании. Нам же был необходим рывок в момент самого высокого внимания – в первые два дня.

Но в нашей студии легких путей не ищут. В итоге тизер-сайт мутировал в ARG («игра в альтернативной реальности»), в ходе которой участники каждые несколько дней получали письма, в которых шла речь о некой болезни, стремительно забиравшей жизни людей в нашем мире, и об организации, пытающейся скрыть факт существования эпидемии.

Результат превзошел ожидания: мы хотели просто сделать подарок существующей аудитории в виде небольшой мистерии, развивающейся в течение 27 дней, а в итоге привлекли большое количество людей, которые никогда не слышали об игре «Мор. Утопия», но были заинтригованы сюжетом самой ARG.

По итогам feverish feeling мы привлекли: 3 000 русскоязычных подписчиков, 1 500 англоязычных подписчиков. Они принесли нам как минимум 5% всех сборов на Кикстартере (есть мнение, что процент выше в 2-3 раза, поскольку площадка учитывала не все переходы).

Помимо мобилизации аудитории через ARG и соцсети в первый день кампании мы выпустили апдейт к проекту «Тук-тук-тук», уведомивший вкладчиков этой игры о старте нового кикстартера.

Ролик

Ролик — первое, что видят на Кикстартере. Наш ролик рождался в муках: его снимали на протяжении полугода, а концепция дважды менялась. В итоге мы остановились на том, что он должен в простых и понятных словах пересказывать суть игры, но при этом быть «в стиле Ice-Pick Lodge» — нетривиальным и по факту отдельным произведением.

Огромное спасибо Скотту Маклесли, который снял, срежиссировал и смонтировал это чудо. Также бесконечные благодарности всему нашему комьюнити, участвовавшему в создании ролика. Так, в декабре больше ста человек по нашему зову явились в здание Центрального Телеграфа на «Тверской», легли на пол в зале, укутавшись белыми простынями, и за час соорудили внушительную и правдоподобную картину «экстренного госпиталя». Для сцены с операцией мы организовали выезд в заброшенную больницу в городе Покров, усыпив бдительность охраны легендой о секретном проекте «Мосфильма». Сами делали весь реквизит. Но результат оправдал затраты.


Pledges (взносы)

Самый важный взнос — взнос начального уровня. Выбирая его, вкладчик получает цифровую копию игры. Его цена должна быть ниже, чем стоимость игры после выхода, иначе нет резона покупать ее прямо сейчас.

Начальный взнос мы разделили на две части: ограниченное количество в три тысячи копий по двадцать долларов и неограниченное по двадцать пять. Мы предполагали, что ограничение создаст небольшой ажиотаж на старте, тем самым сосредоточит ресурсы в самом начале кампании. Ожидания оправдались, но приключился и обратный эффект: когда лимитированный взнос закончился, люди стали покупать игру неохотнее. Видимо, сказывается эффект опоздания: человек пришёл в «магазин», а самое желанное уже расхватали.


Имей мы шанс вернуться в начало кампании, увеличили бы количество лимитированных взносов до пяти тысяч. Но остерегайтесь менять лимиты прямо в процессе сборов. К добавлению новых взносов и изменению лимитов старых стоит относится очень серьезно, тщательно просчитывая последствия. Реакция вкладчиков может быть неожиданной:

  • Вкладчики могут начать массово переходить на новый взнос, если он окажется несбалансированно привлекательным (кикстартер позволяет менять размер вложения вплоть до конца кампании). Плохо, если на него начнут переходить с более дорогих уровней.
  • Вкладчики могут справедливо обидеться. Например, у нас было пять самых дорогих взносов по три тысячи долларов, которые расхватали в первые дни кампании. Мы долгое время не решались увеличить их количество, поскольку не были уверены, как на это отреагируют те, кто уже вступили в «закрытый клуб». На изменения же решились, только пообщавшись с каждым из пяти вкладчиков лично. Были приятно удивлены, узнав, что успех кикстартера и игры был для них важнее привелигерованности наград. И все равно, один из них попенял нам за “снижение экслюзивности”.
  • Еще неожиданный момент, с которым мы столкнулись, – дополнительный внутриигровой контент. У нас было несколько предметов и событий, прикрепленных только к определенным наградам. Остерегайтесь этого! Люди хотят получить за свои деньги – даже за самый недорогой взнос – полноценную игру, а не обрубок (и мы их понимаем). Нам пришлось отдельно объяснять, что ни предмет, ни событие не являются ключевыми и играют сугубо косметическую роль.

Физические взносы самые дорогие, но и самые спорные и сложные в исполнении. Обязательно просчитывайте: стоимость разработки, мелкосерийного или единичного производста, упаковки, доставки. И не забывайте, что на них нужно заработать, вам ведь выпускать игру, а не организовывать предприятие по шитью маек.

Стоит отдельно упомянуть «кота в мешке» — взнос за 47 долларов, который дал самые большие сборы по игре «Тук-тук-тук». В процессе кампании мы не рассказывали, что именно получает вкладчик, приобретая эту награду, – обещали тайну. Тайна сработала, но, возможно, успех этой награды – лишь результат нашего имиджа нестандартной студии. Мы решили повторить этот эксперимент с взносом за $100 в новой кампании, и на данный момент он приносит 17% от общих сборов.

Работа во время кампании

Из сказанного выше можно заключить, что до 66% суммы сборов кампания могла «докатиться» самостоятельно – в результате начального всплеска. Но оставались еще 34%, которые необходимо было добирать дополнительной активностью. Значительных пиков на графиках не предвиделось, так что это должны были быть трудовые 34%.

Обновления

Самый тяжелый труд – выпускать обновления. Мы делаем это с периодичностью примерно раз в два дня, но поддерживать такой темп тяжело.

Каждое обновление автоматически рассылается вкладчикам. Хотя это и не увеличивает размера аудитории, но постоянная активность не дает усомниться в успешности проекта и не дает вкладчикам возможности «соскочить».

Наши обновления организованы в виде текстов об игре, написанных членами команды. Полагаем, это повышает уверенность в проекте: за видом работающей команды можно наблюдать, как за огнем и водой, – бесконечно.

В какой-то момент мы пожалели, что не добавили работу команды в основной видеоролик. Взгляните на ролик от Moon Hunters:

Все заняты своим делом, видно, что команда есть и что она слаженно работает.

Показывайте в вашем основном кикстартер-ролике работу команды. То, как они рисуют, моделируют, программируют. Вид слаженно работающей команды увеличивает уверенность вкладчика в успешном завершении проекта.

Разьясняйте в обновлениях непонятные награды. После обновления, подробнее описывающего настольную игру, несколько вкладчиков купили игру или подняли свои взносы. Такого же эффекта мы ожидаем от обновлений, описывающих другие физические награды, которые люди хотят подробно изучить, прежде чем покупать.

Увеличение размера аудитории

Основная проблема середины кампании – увеличить аудиторию. Первый пик популярности прошел, экспонента сделала своё дело и угрожающе устремилась к нулю. Теперь только постоянная работа позволит ей не свалиться в окончательное зеро или даже в отрицательное значение (такое у нас наблюдалось один день на «Тук-тук-тук»).

Не рассматривайте кикстартер как источник аудитории – это не волшебное место, где собственное комьюнити финансирует проекты. Да, Кикстартер приносит некоторое количество покупок, особенно если вы получили значок «Выбор редакции» (staff pick), но объем этой аудитории не очень велик.


Оба наших проекта получили staff pick. Доля пользователей, пришедших через Кикстартер, составила:

  • Тук-тук-тук (Knock-Knock) ~ 25%
  • Мор. Утопия (Pathologiс) ~ 17%

Процент значительный, но недостаточный, чтобы стать основой кампании. К тому же процент будет еще меньше, если редакция ваш проект не выберет. Поэтому с самого начала приготовьтесь к тому, что аудиторию должны приводить вы сами – через коммьюнити и прессу.

Приведем в качестве примера проект Molecat Twist:

Игра вышла на Кикстартер немного раньше «Тук-тук-тук». У проекта интересная идея, он хорошо оформлен, даже есть демо, но собрал совсем немного. Скорее всего, дело в отсутствии приведенной аудитории, потому что качество презентации достойное. Мы наткнулись на Molecat Twist перед самым стартом «Тук-тук-тук», что заставило нас изрядно поволноваться и засомневаться в успехе.

Наши друзья из игровой индустрии сетуют на наш плохой пиар еще со времен «Тук-тук-тук», хотя у нас не было такого ощущения. Дело в том, что «Тук-тук-тук» – небольшая игра, поэтому с пиаром мы чувствовали себя медведями в посудной лавке. Думаем, что получить хорошее рекламное покрытие трудно любому небольшому проекту: о таких играх неловко кричать на площадях – слишком маленькие, о них не хотят писать крупные интернет-издания.


  • Мы озаботились агентствами только под начало кампании, поэтому выбор у нас был небольшой, а скоординированный план отсутствовал.
  • Мы делаем нишевые продукты, поэтому пиарщикам, привыкшим работать с более стандартными командами и проектами, трудно перестроиться, тем более при низких бюджетах. Поэтому рекламировать себя у нас лучше получается самим. Однако это не означает, что не существует в мире такого пиарщика, который нам бы подошел, — просто нужно искать правильных.
  • Для пиара нужны инфоповоды. Нет инфоповодов — нет пиара. Мы потратили основные усилия на старт кампании, почти не оставив контента на ее течение. А для пиара нужны новые скриншоты, ролики, демо, разработка которых занимает месяцы.

Используйте любой возникший инфоповод для расширения аудитории. Например, игра собрала половину всей суммы за первый день – отличный инфоповод; собрала всю сумму: мы пишем статью и делаем новый пресс-релиз.

В идеале тщательно готовьте все инфоповоды до старта кампании.

P. S. В соседней комнате несколько членов команды обсуждают потенциальные инфоповоды. Судя по вспышкам хохота, упоминаниям Путина, зеленых и феминизма, темы для серьезных инфоповодов исчерпаны.

Cross-promotion

Модное английское слово «кросспромоушен» означает взаимное продвижение: о вас пишет другой проект на кикстартере, а вы отвечаете ему взаимностью.

Впервые мы попробовали кросспромоушен на «Тук-тук-тук», и, к нашему удивлению, он принес порядка одной восьмой части всех сборов (на «Море» меньше).

Сначала мы вели этические споры о целесообразности применения кросспромоушена для репутации компании. Но в итоге сошлись на мнении, что если подходить к выбору проектов серьезно и не продавать душу дьяволу, то ничего страшного не произойдет.

Важно выбирать проекты, которые вам действительно нравятся (это могут делать все члены команды), и не бояться отказывать проектам, качество или стиль которых вас не устраивает, даже если они уже написали о вас в одностороннем порядке (такое бывало). Вы должны быть ответственными перед своими вкладчиками и предлагать им только хорошее.

Stretch goals

Ближе к концу проекта – если вы видите, что набираете желаемую сумму, – стоит объявить «сверх-цели» или «что мы сделаем, если наберем больше».

К «сверх-целям» мы готовились заранее, хотя не совсем понимали механизм их действия. Цели объявляются в очередном обновлении, письма рассылаются вкладчикам, уже вложившимся в проект, и мы ожидали только того, что часть из них немного поднимут уровень своих вложений. Аудиторию это не расширяет, поэтому заметного прироста не ожидалось.


В реальности все оказалось лучше: после объявления целей поток пользователей возрос. Мы заметили, что цели запустили обсуждения в соцсетях, людям хотелось их достичь. Некоторые интернет-издания использовали “сверх-цели” как инфоповод.

Впрочем, через несколько дней эффект угас, но мы надеемся на его возрождение в самом конце кампании.

Завершение кикстартера

После окончания сборов кикстартер блокирует основную страницу проекта, но апдейты писать по-прежнему можно. Поэтому не забудьте добавить в питч ссылку, по которой вкладчики смогут дать вам денег впоследствии. Мы написали для этого отдельную краудфандинговую мини-систему «Нити».

Во время и после сборов «Тук-тук-тук» с ее помощью удалось собрать около 15 тысяч долларов – примерно треть всех сборов, – но в данный момент она закрыта по мобилизационным причинам (кикстартер-кампания на момент написания статьи еще не завершена).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: