Каков вклад образования в экономический рост как это проявляется можно ли это измерить

Обновлено: 19.04.2024

Понятие и сущность экономического роста

Экономический рост – это наиболее общий и явный показатель эффективности деятельности государства в экономической сфере.

Экономический рост – это показатель, отражающий динамику изменения объемов национального производства за определенный период времени.

Экономический рост – это процесс количественного изменения объемов национального производства, которое может иметь положительную, отрицательную и нулевую динамику.

В экономической теории при изучении сущности экономического роста, как правило, подчеркивается, что он отражает лишь количественные изменения объема ВВП. Ряд авторов при его рассмотрении указывают на совокупность как количественных, так и качественных изменений в системе национального производства.

Однако преобладает точка зрения, согласно которой следует разграничивать два термина, которые имеют самостоятельное сущностное наполнение: экономический рост и экономическое развитие. При этом экономический рост отражает количественные изменения, а экономическое развитие – качественные изменения. В большинстве случаев экономический рост сопровождается экономическим развитием. Однако возможны ситуации, при которых рост не сопровождается прогрессивными качественными изменениями, а развитие не приводит к положительным количественным изменениям объемов производства.

Показатели экономического роста

Экономический рост представляет собой движение в развитии национального хозяйства, которое характеризуется изменением комплекса макроэкономических показателей, прежде всего, таких как ВВП и ВВП на душу населения.

Выделяют две группы показателей экономического роста: количественные (общие и частные) и качественные.


Рис. 1. Показатели экономического роста

К общим количественным показателям относят показатели темпов роста и темпов прироста ВВП, ВВП на душу населения, ВНП, национальный доход. К частным количественным показателям относят: производительность труда, трудоемкость продукции, уровень фондоотдачи и фондоемкости (капиталоемкости).

К качественным показателям относят: развитость социальной инфраструктуры, уровень инвестиций в формирование человеческого капитала, показатели динамики свободного времени населения, степень социальной защиты населения, обеспеченность экологической безопасности и т.д.

Необходимо отметить, что между достижением количественных и качественных показателей экономического роста существуют определенные противоречия. Так, например, для ускорения темпов роста (улучшение количественного показателя) необходимо увеличить продолжительность рабочего дня и сократить число праздничных дней, однако это приведет к сокращению свободного времени населения (ухудшение качественного показателя).

Наиболее распространенным количественным выражением экономического роста выступают показатели темпов роста ВВП и ВВП на душу населения, которые измеряются в процентах. Выделяют высокие, средние, низкие и даже отрицательные темпы роста ВВП.

Цель, задачи и принципы экономического роста

Целью экономического роста является обеспечение стабильных и высоких темпов наращивания объемов национального производства.

К задачам экономического роста можно отнести:

– наиболее полное использование экономического потенциала государства;

– увеличение масштабов национального производства;

– создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

– повышение доходов и уровня благосостояния населения;

– увеличение прибыльности и рентабельности отечественных предприятий;

– повышение уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и национальной экономики в целом;

– расширение налогооблагаемой базы;

– увеличение доходов бюджетной системы и расширение финансовых возможностей государства;

– создание благоприятных экономических условий для обеспечения социальной стабильности;

– расширение международного экономического, политического и общественного влияния.

К принципам экономического роста следует отнести: устойчивость, сбалансированность, системность, многофакторность, инновационность, качественность, регулируемость, экологическая безопасность.

Факторы экономического роста

В качестве факторов экономического роста необходимо назвать:

– качество и объем человеческого капитала;

– количество и уровень квалификации трудовых ресурсов;

– степень задействованности трудовых ресурсов;

– обеспеченность запасами природных ресурсов;

– уровень технико-технологического развития отдельных предприятий и государства;

– предпринимательская и новаторская активность субъектов экономики;

– наличие свободных (незадействованных в производственном процессе) ресурсов;

– объем и доступность кредитного рынка;

– стоимость кредитных ресурсов;

– эффективность экономической политики государства;

– грамотная, эффективная, благоприятная и стабильная правовая база;

– отсутствие административных барьеров.

Выделяют различные подходы к классификации факторов экономического роста.

В зависимости от характера и типа экономического роста выделяют:

– экстенсивные факторы: увеличение численности работников, увеличение объемов потребляемого сырья и материалов, рост инвестиций в основной капитал при сохранении прежнего уровня технологий;

– интенсивные факторы: ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и квалификации работников, улучшение использования основного и оборотного капитала.

В зависимости от способа воздействия выделяют:

– прямые факторы: количество и качество трудовых ресурсов, количество и качество природных ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий, степень развития предпринимательских способностей;

– косвенные факторы: уровень монополизации рынка, развитость банковской и кредитной систем, налоговый и инвестиционный климат в стране, справедливость распределения доходов в обществе.

В зависимости от природы движущих сил экономического роста выделяют:

– экономические факторы: количество и качество используемых ресурсов, инвестиционный климат, эффективность банковской системы;

– неэкономические факторы: военно-политические, географические, климатические, культурные и т.д.

К условиям, стимулирующим устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, следует отнести: накопление человеческого капитала, фундаментальные и прикладные научные исследования, формирование экономических институтов и инфраструктуры, эффективная государственная политика, социальная стабильность, качественное образование и т.д. Наличие указанных условий позволяет обеспечить: научно-технический прогресс, повышение производительности труда, снижение показателя средних издержек, увеличение производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала, рост доходов большинства субъектов экономики.

Типы (виды) экономического роста

В экономической теории рассматриваются различные подходы к классификации типов (видов) экономического роста.

В зависимости от движущих сил выделяют два основных типа: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный экономический рост представляет собой увеличение объема национального производства (ВВП) за счет вовлечения в производственный процесс новых дополнительных факторов производства. Данный тип роста более прост в своем достижении. Он позволяет государству относительно быстро и недорого обеспечить наращивание объемов национального производства и экономического потенциала страны. Однако экстенсивному росту свойственны следующие недостатки:

1) производство имеет затратный характер;

2) научно-технический прогресс практически отсутствует;

3) производительность труда и эффективность производства остается на прежнем уровне либо снижается.

Интенсивный экономический рост представляет собой увеличение объемов национального производства за счет повышения производительности труда и внедрения более совершенных технологий. Данный тип роста более сложен в своем достижении и предполагает значительные затраты на проведение крупных научных изысканий с целью получения передовых технологий.

Интенсивный экономический рост имеет следующие преимущества:

1) позволяет решить проблему ограниченности ресурсов путем создания механизмов их более рационального использования;

2) стимулирует научно-технический прогресс;

3) способствует повышению производительности труда и эффективности производства.

Необходимо отметить, что в реальности экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не встречаются, поскольку большинство стран для стимулирования экономического роста используют как новые дополнительные ресурсы, так и повышают эффективность использования уже вовлеченных факторов производства. Поэтому в зависимости от преобладания экстенсивных или интенсивных факторов говорят о наличии преимущественно экстенсивного либо интенсивного экономического роста.

В последнее время получает распространение концепция инновационного экономического роста, который предлагается рассматривать как самостоятельный третий тип роста (наряду с экстенсивным и интенсивным). Инновационный экономический рост представляет собой увеличение объемов национального производства за счет постоянного внедрения инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности (производство, реализация, управление и т.д.). Важной предпосылкой инновационного роста является существенное обострение конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках, что является следствием глобализации.

Инновационный и интенсивный типы экономического роста весьма близки по содержанию, поскольку оба типа подразумевают качественное совершенствование применяемых технологий и повышение эффективности производства. Однако инновационный экономический рост основан на непрерывности процесса создания и внедрения различных инновационных решений в сферах производства и реализации продукции, что обусловлено высокой конкуренцией. При данном типе роста инновационная составляющая в конечной стоимости продукции существенно возрастает. Основным фактором инновационного роста является человеческий капитал, на наращивание которого государства выделяют значительные финансовые ресурсы. Также важной отличительной чертой инновационного роста является повышенный уровень восприятия производителями постоянно меняющихся потребностей покупателей, активное создание новой полезной продукции и формирование потребностей в ней.

В зависимости от направлений изменения объемов национального производства выделяют: положительный, отрицательный и нулевой экономический рост.

В зависимости от динамизма выделяют следующие виды положительного экономического роста: замедленный (низкий), нормальный (средний), ускоренный (высокий).

В зависимости от природы факторов выделяют эндогенный (обусловлен внутренними факторами) и экзогенный (обусловлен внешними факторами) типы роста.

В зависимости от стабильности показателей выделяют устойчивый и неустойчивый экономический рост.

В зависимости от наличия связи между внутренней динамикой и развитием мировой экономики выделяют связанный и автономный рост.

В последние годы в рамках современной теории экономического роста выделяют четыре типа экономического роста:

– равномерный экономический рост развитых стран (Германия, Франция, Голландия и т.д.);

– чудеса экономического роста (Южная Корея, Сингапур, Китай, Малайзия и т.д.);

– трагедии экономического роста (ряд стран Центральной Африки);

– отсутствие экономического роста (Зимбабве, Ботсвана, Португалия, Греция и т.д.).

Как правило, в нормальных условиях хозяйствования развитые страны демонстрируют темпы экономического роста, которые ниже показателей развивающихся стран. Для иллюстрации динамики экономических изменений рассмотрим темпы роста отдельных государств, которые представлены в таблице 1.

Темпы экономического роста в странах мира в 2010-2014 г.г., в %


Инструменты и способы стимулирования экономического роста

Достижение высоких и стабильных показателей экономического роста является одной из важнейших задач государства . Для её решения государство использует систему необходимых инструментов, способов и механизмов.

К инструментам и способам государственного стимулирования экономического роста следует отнести:

– решение проблемы инфраструктурных ограничений;

– улучшение инвестиционного климата;

– снижение ставки рефинансирования;

– стимулирование снижения стоимости кредитных ресурсов;

– расширение доступности кредитного рынка;

– стимулирование роста производительности труда;

– увеличение государственных расходов и повышение качества их использования;

– стимулирование повышения доходов экономических субъектов и др.

Многие страны мира стремятся к высоким темпам экономического роста. Их достижение позволяет расширить налогооблагаемую базу, увеличить доходы бюджета, повысить благосостояние и доходы населения, увеличить прибыль предпринимателей, обеспечить политическую и социальную стабильность, улучшить инвестиционный климат и т.д. Однако он должне быть не только высоким, но устойчивым и стабильным.

Для достижения устойчивого экономического роста необходимо обеспечить стабильное повышение уровня производительности труда и конкурентоспособности как на уровне отдельных предприятий, так и государства в целом. Увеличение эффективности производства становится возможным за счет активного внедрения инноваций, а для этого необходимо обеспечить постоянный и достаточный приток инвестиционных ресурсов.

Экономический рост представляет собой увеличение национального производства и повышение уровня жизни населения в долговременной перспективе в условиях ограниченных ресурсов и постоянно растущих потребностей общества. Экономический рост является составляющей экономического развития, но не тождествен ей. Рост благосостояния населения – важнейшая цель экономической политики государства.

В зависимости от движущих сил экономический рост бывает экстенсивным и интенсивным.

  • Экстенсивным, то есть возникает за счет расширения ресурсной базы. Может быть достигнут очень быстро, но не является устойчивым, поскольку использование в больших масштабов невозобновляемых либо трудновозобновляемых ресурсов (природных) ведет к их истощению. Такой тип роста приемлем для стран с развивающейся экономикой.
  • Интенсивный экономический рост достигается путем более эффективного использования производственных факторов, путем автоматизации и механизации производства, повышения квалификации сотрудников и производительности труда. Данный тип экономического роста не может быть достигнут в короткий срок и требует больших капиталовложений в фундаментальные и прикладные исследования, поэтому доступен только для стран с развитой экономикой.

В зависимости от темпов роста: положительный, нулевой и отрицательный.

Экономический рост измеряется с помощью двух групп показателей: количественных (общих и частных) и качественных. К общим количественным показателям традиционно относят валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт на душу населения и национальный доход. Частными количественными показателями выступают: производительность труда, трудоемкость продукции, фондоемкость и фондоотдача. Качественными показателями экономического роста являются: социальная защита и стабильность, развитая социальная инфраструктура, повышение квалификации человеческого капитала, увеличение свободного времени населения и др.

Принципами экономического роста выступают: устойчивость, стабильность, системный характер, использование множества факторов (многофакторность), регулируемость, качественность, экологическая безопасность.

Роль и функции образования в современном мире

Образование – это процесс, направленный на изучение и усвоение человеком знаний, культурных ценностей и опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование связано со всеми сферами жизни человека. На образование большую роль оказывают культура, религия, политика, экономика и социальная жизнь общества. Это объясняет различие в формах образования и разнообразие его моделей (американской, русской, французской и др.) С другой стороны образование способно само оказывать влияние на все сферы жизни. Например, повышение уровня и модернизация образовательного процесса приводит к росту квалификации сотрудников, и, следовательно, к экономическому развитию страны. Юридическое образование влияет на правовую грамотность населения, гражданское – на политическую. В современном обществе образование имеет важную роль для индивида, поскольку служит «социальным лифтом», человек с достойным образованием может получить наиболее высокооплачиваемую и престижную работу.

К функциям образования относятся: социализация, воспитание, приобщение к культуре и современным технологиям, а также подготовка специалистов с приемлемым уровнем квалификации.

Взаимосвязь образования и экономического роста

Образование является, с одной стороны, необходимым условием получения достойного уровня дохода, с другой стороны является движущей силой экономического роста страны в целом.

В современных условиях, когда период разработки и внедрения новых технологий сократился до пяти лет, специалистам на практике оказывается недостаточно полученных в процессе обучения знаний, и они вынуждены проходить различные курсы и получать дополнительную квалификацию.

Образование и экономический рост связаны друг с другом. Экономический рост в стране повышает спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что, в свою очередь, стимулирует населению к получению образования. С другой стороны, рост уровня образования и квалификации трудовых ресурсов повышает качество человеческого капитала, что неизбежно сопряжено с экономическим ростом. Однако, экономический рост зависит не только от степени образованности населения, это объясняется рядом причин:

Экономический рост представляет собой расширение объемов национального производства и повышение уровня жизни и благосостояния населения в условиях постоянно растущих потребностей и ограниченности факторов производства.

Экономический рост неразрывно связан с понятием экономического развития и в общем смысле является его количественной составляющей. Экономический рост определяется с помощью двух групп показателей: количественных (общих и частных) и качественных. К количественным общим показателям относят ВВП, ВНП, ВВП на душу населения и национальный доход. Количественными частными являются такие показатели как трудоемкость продукции, фондоемкость и фондоотдача, а также производительность труда. Качественные показатели экономического роста это инвестиции в человеческий капитал, социальная инфраструктура, экологическая и национальная безопасность, наличие свободного времени населения и уровень социальной защиты.

Факторы экономического роста классифицируется по нескольким основаниям:

  • экстенсивные факторы (численность работников, объем задействованных в производстве материалов и сырья, инвестиции в основные фонды);
  • интенсивные (научно-технический прогресс, квалификация сотрудников, производительность труда, эффективность использования капитала).

По способу воздействия:

  • прямые факторы (объем и качество трудовых и природных ресурсов, объем капитала, предпринимательские способности, наличие новейших технологий);
  • косвенные (уровень развития кредитно-банковской системы, благоприятный инвестиционный климат, рациональное распределение доходов среди населения, эффективная налоговая политика).

По своей природе:

  • экономические факторы (объем и качество задействованных ресурсов, потенциал кредитно-банковской системы, инвестиционный климат страны);
  • неэкономические (географические, культурные, климатические, военные и политические).

Условиями существования устойчивого экономического роста являются следующие: человеческий капитал, прикладные и фундаментальные научные исследования, экономическая инфраструктура и институты, рациональная государственная политика, стабильность в обществе, достойный уровень образования и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели экономического роста

Для прогнозирования экономического роста необходимо построение его моделей.

Существующие модели строятся на основе двух типов моделей: кейнсианской и неоклассической.

Кейнсианские модели основаны на понятии динамического равновесия. Современной интерпретацией являются модели английского экономиста Р.Харрода и американского ученого Е.Домара, обе модели основаны на следующих моментах:

  1. Модели учитывают только один фактор (однофакторные модели) производства – капитал, при этом спрос на капитал зависит от видов изменения национального благосостояния или дохода;
  2. Капиталоемкость зависит, в первую очередь от технических условий производственного процесса, и абсолютно не взаимосвязана с другими факторами производства.

Таким образом, основной фактор экономического роста в неокейнсианских моделях – увеличение капиталовложений (инвестиций). Инвестиции стимулируют рост национального производства, одновременно наращивая производственные мощности.

Важным положением в неокейнсианских моделях является тот факт, что главенствующая роль отводится государственному регулированию, и без него невозможно достичь устойчивых темпов экономического роста.

Неоклассические модели сочетают в себе несколько факторов (многофакторные модели).

Они исходят из следующих предпосылок:

  • все задействованные в производстве ресурсы участвуют в создании стоимости продукции;
  • каждый производственный фактор формирует стоимость продукции;
  • используемые ресурсы и объем выпуска связан количественно, ресурсы также связаны между собой;
  • существует взаимозаменяемость производственных факторов.

Наиболее известной неоклассической моделью является модель Р. Солоу, которая оценивает зависимость между научно-техническим прогрессом и экономическим ростом, причем преимущественно интенсивным. Модель основана на использовании функции Кобба-Дугласа, в которой такие факторы производства как труд и капитал являются взаимозаменяемыми. Еще одной необходимой предпосылкой модели является равенство спроса и предложения.

Помимо двух вышеизложенных моделей существует теория нулевого экономического роста, предложенная американским ученым А. Медоус. Она исходит из положения, что в условиях постоянно растущего населения планеты и его потребностей и ограниченности природных условий, расширение производства (экономический рост) в последующем приведет к пределам роста. Защитниками данной теории выступают различные глобальные организации и ассоциации.

Последствия экономического роста

Главное предназначение экономического роста – повышение уровня жизни населения, что дает возможность людям потреблять больше материальных благ. Рост уровня жизни населения проявляется в улучшении качества и разнообразия благ, увеличении свободного времени; увеличении доходов населения и их рациональном распределении. Справедливое распределение благ стимулирует население к активному участию в экономической жизни страны, сильная дифференциация доходов делает бедное население пассивным или провоцирует волнения.

Экономический рост в долгосрочной перспективе также имеет ряд негативных последствий:

Спорить не приходится, на состояние социально-экономической системы России сильное влияние оказывает уровень образования каждого человека. Учреждения СПО и вузы по всей стране готовят молодых специалистов для всех сфер деятельности, без которых не существовало бы самой экономики. И чем качественнее студентов “образовывают”, тем больший вклад они потом вносят в развитие своего региона и всей страны. Как этот вклад измерить, разбирались эксперты во время круглого стола на тему “Как измерить вклад образования в социально-экономическое развитие: о чем говорит опыт регионов”.

Заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по образованию Алексей Майоров предложил, на что нужно обращать внимание при оценке вклада образования в развитие региона:

  • Экономический аспект. То есть, насколько наличие образовательных учреждений увеличивает доходы населения и самого региона;
  • Развитие человеческого капитала – нужно изучить вопросы, связанные с экономической активностью, занятостью и безработицей;
  • Влияние профессионального образования на инновационное развитие региона;
  • Вклад в социокультурное развитие – изменение культурного ландшафта и образцов поведения, улучшений демографической и этнической ситуации в регионе, а также развитие окружающей среды.

Последний пункт, по мнению эксперта, является самым главным.

– Когда мы говорим о системе образования и ее вкладе в региональное развитие, мы должны ориентироваться на две вещи: с одной стороны, на интересы государства и общества, а с другой – на те установки и интересы молодежи, которые формируются под влиянием происходящих в социально-экономической сфере процессов. И чем ближе будут сходиться эти две позиции, тем больший вклад в экономику региона мы с вами получим от системы образования, – в свою очередь отметила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Она также представила исследование, по результатам которого можно оценить отношение молодежи к среднему профессиональному образованию. Все регионы России были поделены на шесть групп в зависимости от процента выпускников девятых классов, решивших продолжать свое образование в системе СПО. Наименьшие показатели – в Москве, Санкт-Петербурге и республике Саха (Якутия). Менее 30% выпускников идут в колледжи и техникумы. В то же время более 55% девятиклассников уходят в учреждения среднего профессионального образования в Пермском крае, республике Адыгее, Ленинградской, Вологодской и Оренбургской областях.

Почему выпускники в этих регионах чаще выбирают профессиональное образование? Согласно опросу 2020 года, на это есть несколько причин. Одни хотят получить “практическую” специальность, с которой можно хорошо зарабатывать, другие – потому что со специальностями СПО легче найти работу. У кого-то недостаточно средств для подготовки к поступлению в вуз и последующего обучения. Но самая частая причина выбора СПО – желание выпускников быстрее начать работать. В итоге большая часть молодежи оказывается довольна принятым решением: 54-59% опрошенных частично удовлетворены полученным образованием, 35-40% уверены, что сделали абсолютно правильный выбор, и только около 5% молодых людей считают свой выбор ошибочным.

Также больше 20% получивших среднее профессиональное образование в дальнейшем продолжают свое обучение в вузе. По словам Татьяны Клячко, “мы получаем сдвоенную траекторию: сначала молодежь идет в систему СПО, потом, определившись со своими жизненными приоритетами, переходит в вузы”.

Член Общественного совета Министерства науки и высшего образования РФ Виктор Болотов отметил связь развития образования с уровнем валового регионального продукта и социально-экономической средой. Он также рассказал об индексе образовательной инфраструктуры регионов, который создавался на базе НИУ ВШЭ. Благодаря этому проекту каждый регион может спроектировать собственные ходы для развития образования.

– Мы сегодня работаем по поиску конкретных проектов развития университетов с учетом программ регионального развития с Нижним Новгородом, Кабардино-Балкарией, Екатеринбургом. Это совершенно разные субъекты федерации, но у них есть и что-то общее, и что-то индивидуальное, – подчеркнул эксперт.

Разумеется, обсуждать региональный аспект развития систем профессионального образования невозможно без конкретных примеров из самих регионов. Наталья Афанасьева, и.о. заместителя главы администрации Тамбовской области, рассказала о проектах, которые реализовывались в последние годы в регионе.

В рамках проекта “В мир профессий через образование” была проведена оценка качества профессионального образования, созданы инновационные структуры, помогающие в разработке качественно новых образовательных программ. В рамках проекта “Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста” создается новая модель управления формированием кадрового потенциала региона, которая выстроена на основе кластерного подхода. По словам Натальи Афанасьевой, “это подготовка кадров “под ключ”, что сегодня для страны крайне актуально”.

– Создающиеся технологические платформы, научно-исследовательские институты и их интеграции с вузами – процесс, который сейчас идет и связан с регионализацией образования и учетом тех точек роста, которые в регионе считаются ключевыми. Например, наша область аграрного профиля, – заключила и.о. заместителя главы администрации Тамбовской области.

Вера Емельянова, первый заместитель губернатора Псковской области, рассказала о подготовленном в Министерстве экономического развития России программном документе стратегии развития региона до 2035 года. На основании этого проекта был разработан и утвержден план мероприятий регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного и экономического роста Псковской области, а также модернизации инфраструктуры системы образования. В нем учитывается прогноз рынка труда, потребность в кадровых ресурсах и перспективных компетенциях. За последние годы в регионе число студентов увеличилось на 14% и, по словам Веры Емельяновой, в следующем году ожидается еще больший рост.

– Ребята реально видят возможность получения профессии или специальности, которые принесут им возможность трудоустройства и получения необходимого достатка, – рассказала она. – Мы видим диверсификацию специальностей и переориентацию в этой навигации на специальности инженерного дела, технологии, на технические науки и науки об обществе, сельское хозяйство. Это то, что сегодня важно для развития нашего региона.

Участники круглого стола не раз отметили, что все регионы различны и для оценки каждого нужно найти свой подход. Виктория Прудникова, директор филиала РАНХиГС в Самаре, представила исследование соответствия системы СПО региона России потребностям экономики и социальной сферы. Исследование было проведено в трех регионах Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов с разными условиями социально-экономического развития и институционального оформления системы СПО. По результатам исследования была предложена система критериев, которая позволяет выстроить профиль региональной системы образования:

  1. Стратегические приоритеты развития системы СПО;
  2. Структура и объемы подготовки кадров с прикладными квалификациями;
  3. Качество профессионального образования и обучения;
  4. Актуализация квалификации персонала предприятия региона;
  5. Адаптивность региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций;
  6. Развитие адаптационного потенциала студента;
  7. Масштабы участия работодателей в управлении системой СПО.

П словам Виктории Прудниковой, эта система потенциально может создать “универсальный инструмент, с помощью которого мы можем через целый ряд показателей и критериев сделать общие выводы и сформировать общие подходы”.

Выявим характер взаимосвязи экономического роста и образования.

В период структурной перестройки экономики, которая происходит в нашей стране, содержание и условия труда постоянно меняются. Перед каждым работающим человеком встает проблема постоянной адаптации к этому явлению. Необходимым условием решения этой проблемы становится рост образовательного и культурного уровня работника.

Образование – сложный социальный организм, в свою очередь, стало одной из самых крупных сфер трудовой жизнедеятельности, важнейшей составной частью национального капитала.

Приоритетное развитие образования может рассматриваться в качестве движущей силы экономического роста. Именно образование создает «человеческий капитал» и в соединении с «физическим капиталом», дает увеличение производительности и качества.

В то же самое время период обновления технологий сократился в среднем до 4-5 лет, а период подготовки специалистов увеличился. Поэтому специалисту категорически не хватает знаний, полученных за период обучения, на всю трудовую жизнь. И это в то время, когда эффективность современного производства зависит от инициативы и творческого отношения работников.

Таким образом, подготовка квалифицированной рабочей силы становится одной из форм формирования человеческого капитала.

Образование представляет собой источник будущих удовлетворений и заработков человека, с одной стороны, а с другой, – рост производства и экономический рост напрямую зависят от имеющихся у работников, занятых в этом производстве, запасов знаний и способностей.

Массовое мышление акцентирует внимание на проблеме дефицита средств и критериев реализации современного образования и развивающих педагогических технологий, как главной доминанты сдерживания развития российского образования. Такой господствующий взгляд, бесспорно, отражает повседневную педагогическую жизнь. Но и он односторонен. Количественная сторона как бы закрывает дорогу качественной, а она связана с механизмами организации образовательной деятельности педагогов.

При внимательном изучении деятельности педагогов нетрудно увидеть, что одна из существенных причин затруднений в научно-методическом, информационном и организационном обеспечении своей профессиональной деятельности состоит в низкой эффективности привлечения и использования, ограниченности набора применяемых технологий, механизмов, инструментов.

Взаимосвязь экономического роста и образования имеет двусторонний характер. С одной стороны, качественное образование повышает конкурентоспособность национальной экономики, что способствует ускорению экономического роста. С другой стороны, экономический рост сопровождается увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу, что стимулирует повышение качества образования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: