Какую ставку рефинансирования применять при расчете пени если она менялась по 44 фз

Обновлено: 19.04.2024

Согласно определению от 09.03.2017 №№ 302-ЭС16-14360, А33-28174/2015 начисление штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков правомерно. Суды руководствуются нормами ст. 329–330 ГК, ч. 4–6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Нужно ли вносить заказчику информацию об уплате неустойки в реестр контрактов?

В п. 2 ч. 9 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ установлены правила о включении информации в отчет об исполнении контракта о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств. Федеральное казначейство признает действия по невнесению информации о размере оплаченной неустойки (штрафа, пени) в реестр нарушением, за которое ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностное лицо в размере 20 000 рублей (см. Письмо Казначейства России от 08.10.2018 № 07-04-05/21-21405).

Можно ли взыскать неустойку за просрочку подписания документа о приемке ТРУ?

Нет. Данное взыскание будет незаконно. В рамках регламентации пункта контракта по ответственности сторон заказчик устанавливает ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Правила расчета неустойки установлены ПП РФ № 1042 в рамках, которых отсутствует такое основание для расчета неустойки как просрочка подписания приемочных документов. Стоит отметить, что подписание приемочных документов осуществляется совместно и заказчиком, и поставщиком, соответственно не может быть расценено, как отдельное обязательство (Постановление АС Московского округа от 28.06.2021 по делу N А40-105727/2020).

Есть ли особенности расчета неустойки в зависимости от объекта закупки?

Да, есть. Например, при закупке услуг ОСАГО предусмотрен особый размер пеней за нарушения страховщика, а также выплаты финансовой санкции, их расчет осуществляется в особом порядке согласно п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО. При проведении закупки с неизвестным объемом в проекте контракта заказчик должен установить расчет размера штрафа от максимальной цены контракта (Закон № 71-ФЗ, ч.24 ст.22 Закона № 44-ФЗ).

Есть ли особенности расчета неустойки при заключении контракта с победителем закупки, предложившим цену за право заключения контракта (то есть предложившего наиболее высокую цену)?

Согласно п.5 Правил, установленных ПП РФ № 1042, размер штрафа определяется либо, исходя из НМЦК, либо исходя из цены контракта, превышающей НМЦК. Если на законодательном уровне закреплен иной порядок, отличающийся от утвержденного в рамках ПП РФ № 1042, то он в обязательном порядке подлежит включению в проект контракта. Но правило в отношении размера остается прежним, сумма штрафов не должна превышать стоимость контракта (п. 11,12 Правил).

Учитывается ли система налогообложения при расчете размера неустойки?

Влияет ли на срок расчета пеней дата расторжения контракта?

Да, влияет. Если контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, то начисление пеней осуществляется до момента его прекращения ( Письмо Минфина России от 13.04.2021 № 02-07-10/27529, п. 36 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Можно ли взыскать неустойку после расторжения контракта по соглашению сторон?

Нет, нельзя наказать поставщика (подрядчика, исполнителя) после того, как контракт расторгли по обоюдному согласию (Определение ВС РФ от 21.08.2020 № 309-ЭС20-10802, Определение от 01.02.2021 по делу А4-247446/2019). Отметим, что расторжение контракта было по взаимному согласию, факт отсутствия претензий на момент подписания такого дополнительного соглашения, расторжение не было вызвано ненадлежащим исполнением обязательств.

Важным моментом является то, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки, а заказчик обязан (ч.7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)!

Ваш автоматизированный помощник – калькулятор расчета неустойки (пени) по договору (контракту)

Калькулятор рассчитывает неустойку (пеню) по договору (контракту) за каждый день просрочки исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе за каждый день просрочки для 44-ФЗ и 223-ФЗ согласно ч.7 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Для удобства работы заказчиков представлены в редактируемом формате шаблоны претензий для направления поставщику (подрядчику, исполнителю).

  1. Фиксируем нарушения документально (например, составляем отдельный акт или осуществляем фиксацию в акте приема-передачи или других приемочных документах);
  2. Рассчитываем сумму неустойки согласно условиям контракта;
  3. Формируем претензию по типовому шаблону с приложением всех подтверждающих документов, подписываем уполномоченным должностным лицом со стороны заказчика и направляем поставщику (подрядчику, исполнителя) в официальном порядке, определенном условиями контракта. Помните, что у заказчика должно остаться документальное подтверждение отправки данной претензии (отметка о принятии, скриншоты направления и получения адресатом письма по электронной почте, почтовый чек совместно с описью вложения и т.д.)

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) в добровольном порядке не осуществляет оплату неустойки, то заказчик вправе удержать данную сумму из оплаты по контракту или обратиться в суд.

При этом согласно ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ любая сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы (например, в связи с распространением коронавирусной инфекции согласно письму ФАС России от 3 апреля 2020 года № МЕ/28039/20. А вот снизить сумму неустойки по контракту может только суд в рамках ст. 333 ГК РФ).

Контур.Школа

В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно. Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

При ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

600 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 2420 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Ответственность поставщика

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Далее рассмотрим по какой формуле рассчитываются пени (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).


Выглялит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

Пеня = (600 000 руб. – 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку. Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно. Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

штрафы по 44-ФЗ таблица

Сложные вопросы квалификации правонарушений по 44-ФЗ

Ответственность за просрочку возврата обеспечения исполнения контракта

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст. 395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Заказчики, осуществляющие закупки в порядке Федерального закона № 44-ФЗ, не вправе в контракте предусматривать ответственность за просрочку исполнения обязательств контрагентом в размере большем, чем предусмотрено правилами 44-ФЗ. К такому выводу пришли арбитражные суды.

Арбитражные суды в нескольких инстанциях рассмотрели спор между госзаказчиком и контролирующим органом по вопросу допустимого размера пени в контракте по 44-ФЗ. Суть спора состоит в том, что заказчик в проекте контракта предусмотрел ответственность за просрочку исполнения в сумме большей, чем установлено частью 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Контролирующий орган рассмотрел проект и признал действия госзаказчика ошибочными. Не согласившись с мнением контролеров, заказчик попытался оспорить их решение в арбитражном суде. Первая и апелляционная инстанции встали на его сторону.

Напомним, что в текущей редакции статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за просрочку исполнения обязательств по контракту начисляются пени в сумме одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта. То есть статья предусматривает фиксированное значение неустойки. При этом до мая 2019 года действовала другая редакция этой статьи, где одна трехсотая ключевой ставки устанавливалась в качестве минимальной суммы пени, текст предполагал возможность для заказчиков прописывать большую неустойку.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы прописать раздел об ответственности в проекте контракта без ошибок и нарушений.

Арбитражные суды, признавая обоснованной позицию госзаказчика, ссылались на нормы ГК РФ о возможности увеличить размер неустойки. Однако кассация заняла иную позицию, сочтя правильным мнение контролирующего органа. Суд обосновал такой подход тем, что:

  • на момент проведения спорной закупки формулировка ч. 7 ст. 34 уже зафиксировала размер ответственности;
  • заказчик проводил закупку, руководствуясь правилами Закона о контрактной системе, а его нормы являются приоритетными по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ. Из чего следует, что заказчик обязан устанавливать фиксированный размер пени, не превышая его.

ВС РФ не пересмотрел дело, согласившись тем самым с позицией кассации, однако важно помнить, что в судебной практике есть и другие решения по аналогичным спорам.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Простая арифметика: Верховный суд разбирался, как рассчитывать пени по 44-ФЗ

Коллегия Верховного суда по экономическим спорам сегодня разбиралась, как правильно применять формулу расчета пеней, взыскиваемой с поставщика за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту. Три инстанции разошлись в своих выводах, в итоге заказчик дошел до ВС.

По правилам, утвержденным правительством, при расчете пеней учитывается коэффициент корректировки ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату уплаты неустойки (коэффициент К). Он определяется по формуле: К = ДП/ДК х 100%, где: ДП – количество дней просрочки, а ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). Ответчик сослался на то, что администрация неверно произвела расчеты. Стройфирма настаивала, что в формуле коэффициента К умножение на 100% означает, что нужно умножать на 1, а не на 100. Неправильный расчет коэффициента отразился на всей сумме неустойки. По подсчетам стройфирмы, она составила 460 282 руб., а не 1,25 млн, как рассчитал истец. Суд, соглашаясь с подсчетами ответчика и отклоняя иск администрации, опирался на правовую позицию, изложенную в постановлениях 19-го ААС и АС Центрального округа по делу № А64-62/2015, а также определении ВС по тому же делу об отказе передать его на рассмотрение экономколлегии (в последнем акте, в частности, говорится, что при расчете коэффициента К необходимо производить умножение на 100%, а не на 100, как указывал истец). Кроме того, суд первой инстанции установил, что неустойка "Валуйкистрой" составляет меньше 5% от цены контракта, поэтому заказчик должен ее списать, согласно постановлению правительства от 5 марта 2015 года.

Апелляция – 19-й ААС – отменила это решение, указав, что администрация верно произвела расчеты. Однако АС Центрального округа, в свою очередь, поддержал выводы первой инстанции и отказал заказчику во взыскании неустойки. Тогда администрация обратилась с жалобой в ВС. Она сослалась на то, что, согласно пункту 8 правил, коэффициент К имеет процентное выражение, поэтому при его расчете производится умножение на 100%, что подразумевает для получения итогового процентного значения умножение на 100, а не на 1. Судья Алексей Маненков счел эти доводы убедительными и передал жалобу администрации на рассмотрение экономколлегии ВС.

На заседании, которое прошло 1 августа с использованием видео-конференц-связи, представитель администрации подчеркнул, что суды первой и кассационной инстанции неверно применили в деле расчеты ответчика. Представитель "Валуйкистрой" настаивал на обратном. "Тройка" ВС, посовещавшись, отменила решения нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АС Белгородской области.

Простая арифметика: Верховный суд разбирался, как рассчитывать пени по 44-ФЗ

Коллегия Верховного суда по экономическим спорам сегодня разбиралась, как правильно применять формулу расчета пеней, взыскиваемой с поставщика за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту. Три инстанции разошлись в своих выводах, в итоге заказчик дошел до ВС.

По правилам, утвержденным правительством, при расчете пеней учитывается коэффициент корректировки ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату уплаты неустойки (коэффициент К). Он определяется по формуле: К = ДП/ДК х 100%, где: ДП – количество дней просрочки, а ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). Ответчик сослался на то, что администрация неверно произвела расчеты. Стройфирма настаивала, что в формуле коэффициента К умножение на 100% означает, что нужно умножать на 1, а не на 100. Неправильный расчет коэффициента отразился на всей сумме неустойки. По подсчетам стройфирмы, она составила 460 282 руб., а не 1,25 млн, как рассчитал истец. Суд, соглашаясь с подсчетами ответчика и отклоняя иск администрации, опирался на правовую позицию, изложенную в постановлениях 19-го ААС и АС Центрального округа по делу № А64-62/2015, а также определении ВС по тому же делу об отказе передать его на рассмотрение экономколлегии (в последнем акте, в частности, говорится, что при расчете коэффициента К необходимо производить умножение на 100%, а не на 100, как указывал истец). Кроме того, суд первой инстанции установил, что неустойка "Валуйкистрой" составляет меньше 5% от цены контракта, поэтому заказчик должен ее списать, согласно постановлению правительства от 5 марта 2015 года.

Апелляция – 19-й ААС – отменила это решение, указав, что администрация верно произвела расчеты. Однако АС Центрального округа, в свою очередь, поддержал выводы первой инстанции и отказал заказчику во взыскании неустойки. Тогда администрация обратилась с жалобой в ВС. Она сослалась на то, что, согласно пункту 8 правил, коэффициент К имеет процентное выражение, поэтому при его расчете производится умножение на 100%, что подразумевает для получения итогового процентного значения умножение на 100, а не на 1. Судья Алексей Маненков счел эти доводы убедительными и передал жалобу администрации на рассмотрение экономколлегии ВС.

На заседании, которое прошло 1 августа с использованием видео-конференц-связи, представитель администрации подчеркнул, что суды первой и кассационной инстанции неверно применили в деле расчеты ответчика. Представитель "Валуйкистрой" настаивал на обратном. "Тройка" ВС, посовещавшись, отменила решения нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АС Белгородской области.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: