Может ли налоговый агент получить рассрочку по ндфл из за финансовых сложностей

Обновлено: 27.03.2024

Ст. 226 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 372-ФЗ) применяется в отношении доходов, полученных начиная с 01.01.2021.

НК РФ Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

(п. 2 ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 27.11.2017 N 354-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ)

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ (ред. 27.12.2009))

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в пункте 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тысяч рублей или равна 650 тысячам рублей, - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тысяч рублей, - уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно;

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации с физическими лицами или с организациями (в отношении доходов, исчисление налога с которых осуществляется в соответствии со статьей 226.1 настоящего Кодекса).

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, без применения положений о необходимости уплаты налога в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений налогового агента.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 399-ФЗ)

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

П. 9 ст. 226 в части уплаты налога за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм НДФЛ по ставке 15% за I квартал 2021 г. не применяется в случае самостоятельного перечисления налоговым агентом указанных сумм до 01.07.2021 (ФЗ от 23.11.2020 N 372-ФЗ).

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Не всегда у бизнеса есть возможность вовремя заплатить налоги. Может случиться форс-мажор, и на это не останется денег. В таком случае можно попросить налоговую отодвинуть сроки уплаты налогов. Правда, сделать это не просто. Рассказываем, как получить отсрочку или рассрочку платежа.

Что такое отсрочка и рассрочка уплаты налогов

По закону компании и ИП могут попросить перенести сроки уплаты налогов . Есть три варианта:

  • отсрочка — оплата одной суммой в конце срока отсрочки;
  • рассрочка — составляется график платежей и налоги платят постепенно;
  • инвестиционный налоговый кредит — сначала налоги уменьшаются на сумму инвестиций, а потом компания выплачивает тело кредита и проценты по нему. Дают компаниям, которые инвестируют в развитие региона, новые технологии и инновационную деятельность.

Подробнее расскажем про первые два способа.

В каких случаях дают отсрочку и рассрочку уплаты налогов

Главное условие — финансовые трудности, когда у бизнеса нет денег, но они появятся в будущем . Ситуации, при которых могут дать отсрочку или рассрочку:

  • бизнес пострадал от стихийного бедствия или при форс-мажорных обстоятельствах — пожар, наводнение, метеорит;
  • государство задержало деньги по программе поддержки, а компания рассчитывала на них;
  • если оплатить все налоги сразу, компания станет банкротом;
  • бизнес сезонный и приносит прибыль нерегулярно. Список сезонных видов деятельности есть в постановлении от 06.04.1999 № 382 ;
  • в ходе камеральной или выездной налоговой проверки начислили налоги, пени, штрафы и компания не может сразу всё погасить.

Когда нет денег, чтобы оплатить начисления после налоговой проверки, дают только рассрочку. При этом должны соблюдаться одновременно такие условия:

  • бизнес создан больше года назад;
  • не банкрот, не собирается ликвидироваться или реорганизовываться;
  • с начисленными налогами согласен и не собирается обжаловать результаты проверки;
  • есть банковская гарантия;
  • поступления за последние три месяца меньше обязательств. Чтобы рассчитать этот показатель, надо из строки 1500 бухгалтерского баланса вычесть строку 1530 и сравнить с поступлениями по счёту.

Бесплатно сроки перенесут, только если бизнес пострадал или государство задержало субсидию. В других случаях придётся заплатить проценты как за кредит в банке:

  • 50% ключевой ставки ЦБ — если бизнес сезонный или есть риск банкротства;
  • ключевую ставку ЦБ — если просите рассрочку после налоговой проверки.

Во всех случаях должно быть обеспечение — поручители, залог имущества или банковская гарантия. Налоговая должна понимать, что задолженность обязательно будет погашена.

По каким налогам дают отсрочку и рассрочку

Отсрочку или рассрочку можно получить по всем налогам сразу или по какому-то одному.

На 12 месяцев налоговая даёт отсрочку и рассрочку по всем налогам, сборам и страховым взносам, кроме взносов на накопительную пенсию. А на 3 года — только по федеральным налогам и страховым взносам. К федеральным налогам относят налог на прибыль в части уплаты в федеральный бюджет, НДС, акцизы, НДПИ, водный налог и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Также можно получить отсрочку на пени и штрафы. При этом во время самой отсрочки пени не начисляются и вас не штрафуют за неуплату.

Не дают отсрочку консолидированным группам по налогу на прибыль и налоговым агентам.

Какие документы нужно представить

Документы надо подавать на бумаге, причём оригиналы . Без них налоговая откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки. Порядок действий такой:

1. Заполните заявление на отсрочку или рассрочку и подпишите обязательство о соблюдении всех условий. ФНС рекомендует использовать формы, предусмотренные приказом от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .

Обязательно в заявлении заполните все поля: вид переноса срока и срок отсрочки, перечислите налоги и сумму задолженности.

2. К заявлению приложите :

  • справки из банков об оборотах на счетах за последние шесть месяцев, об отсутствии неоплаченных документов, об остатках на счетах;
  • перечень покупателей, у которых есть задолженность перед вами, сроки возникновения и погашения этой задолженности, копии договоров с ними;
  • документы на обеспечение — банковская гарантия или перечень имущества, которое будет в залоге;
  • документы, подтверждающие основание получения отсрочки, рассрочки.

Налоговая с особым вниманием проверяет, почему вы просите отсрочку. Поэтому справки и заключения берите в тех органах, которые вправе их давать. И проверяйте, чтобы на документах стояли все печати и штампы.

Если офис затопило , то должно быть заключение о том, что это действительно произошло, и акт оценки ущерба. Такие справки выдаёт МЧС.

Если в качестве основания будет риск банкротства , тогда дополнительно приложите список движимого и недвижимого имущества, бухгалтерскую отчётность, сведения о материальных остатках и остатках готовой продукции, а также любые сведения, которые покажут отсутствие дохода и финансовые трудности.

Налоговая рассмотрит заявление в течение 30 рабочих дней. Затем в течение трёх дней пришлёт уведомление о принятом решении. Если откажет, в уведомлении должна быть указана причина, чтобы компания могла оспорить решение в суде.

Ограничения для получения отсрочки и рассрочки

Есть случаи, когда налоговая не даст отсрочку ни при каких обстоятельствах, даже если случится форс-мажор. Эти случаи перечислены в ст. 62 НК :

  • возбуждено уголовное дело на руководителя компании за нарушения законодательства о налогах и сборах или проводится расследование о налоговых или административных нарушениях;
  • у налоговой есть подозрения, что просят перенести сроки специально, чтобы скрыть доходы или успеть уехать в другую страну;
  • раньше налоговая давала отсрочку, но досрочно её прекратила, потому что были нарушены условия.

Если эти обстоятельства возникнут, когда вам уже дали отсрочку или рассрочку, налоговая отменит решение о переносе сроков уплаты налогов. В этом случае надо будет уплатить всю задолженность, на которую давали отсрочку, и проценты за период отсрочки.

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Во-первых, ситуация с коронавирусной инфекцией повлияла на порядок уплаты практически всех налогов в текущем году. Коснулись ли эти изменения подоходного налога (НДФЛ), который работодатели обязаны уплачивать в качестве налоговых агентов при выплате дохода физическим лицам?

Во-вторых, в этом году работодатели несут ряд специфических расходов – в том числе на покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), антибактериальных средств (санитайзеров), на проведение тестов на наличие вируса, на доставку работников к месту работы и обратно. Но появляется ли в этих случаях у работников налогооблагаемый доход?

В-третьих, многие работодатели были вынуждены перевести работников на «удаленку», что, в свою очередь, повлекло за собой затраты на обеспечение этого процесса. И тут тоже возникают сложности с НДФЛ.

Работодатели не получили отсрочку по уплате НДФЛ

Правила переноса сроков уплаты, а также предоставления отсрочек и рассрочек для организаций и ИП из пострадавших от пандемии сфер деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил сроки уплаты налогов могут быть продлены на период от трех месяцев до пяти лет. Главное условие для получения этой преференции – осуществление деятельности в отрасли из числа наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

  • за 2019 год – с 15.07.2020 на 15.10.2020;

  • за I квартал 2020 года – с 25.04.2020 на 26.10.2020;

  • за полугодие 2020 года – с 25.07.2020 на 25.11.2020. При этом согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП освобождены от уплаты авансового платежа по НДФЛ за себя за полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж, исчисленный за I квартал 2020 года.

Также для этих ИП предусмотрена рассрочка по уплате НДФЛ – налог (авансовый платеж) они могут перечислять ежемесячно равными частями в размере 1/12 начисленной суммы не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится новый срок его уплаты (п. 1 Правил). Тем самым в части уплаты НДФЛ за себя ИП предоставлена годовая рассрочка.

Выплаты медработникам и другим лицам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом

Изначально Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ было установлено освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ). Это освобождение действует в отношении выплат, произведенных с 01.01.2020.

К сведению: правила финансирования таких выплат из федерального бюджета установлены постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.

В дальнейшем Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена. Теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем освобождение распространяется и на медицинских работников, и на тех, кто оказывает социальные услуги гражданам, заболевшим коронавирусной инфекцией.

Таким образом, денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, полученные медицинскими и социальными работниками начиная с 01.01.2020 в размерах, предусмотренных правительственными правилами, источником поступления которых являются федеральный или региональный бюджет, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ (см. также письма ФНС России от 11.06.2020 № БС-2-11/1176@,от 15.06.2020 № БС-4-11/9761@, от 21.05.2020 № БС-4-11/8348@ и др.).

Выплаты, производимые за счет субсидий

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены правила предоставления субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях, субсидии в размере 12 130 руб. на одного работника.

Согласно п. 1 этих правил целью предоставления такой субсидий является частичная компенсация затрат ее получателей, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.

Если за счет полученной субсидии выдана зарплата, с нее необходимо удержать НДФЛ. Дело в том, что эти выплаты подпадают под понятие «доход», предусмотренное гл. 23 НК РФ. Кроме того, они не названы в ст. 217 НК РФ, определяющей перечень освобождаемых от НДФЛ доходов. Иначе говоря, с суммы заработной платы, выплачиваемой за счет вышеназванной субсидии, субъекты МСП должны исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также письма ФНС России от 06.07.2020 № БС-4-11/10821@, от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@).

К сведению: «антикоронавирусные» субсидии Законом № 121-ФЗ внесены в перечень не облагаемых НДФЛ доходов (п. 82 ст. 217 НК РФ). Поэтому ИП, не имеющему наемных работников, не нужно уплачивать НДФЛ при получении субсидии в размере 12 130 руб. (см. Письмо ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@). Также ему не нужно включать оплаченные за счет этой субсидии расходы в состав профессиональных вычетов (ст. 221 НК РФ).

Оплата тестирования работников

В отдельных регионах предусмотрены меры по проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на коронавирус и иммунитет к нему (см., например, п. 2.4 – 2.6 Указа мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Между тем в тестировании работников на коронавирус (и иммунитет к нему) заинтересован прежде всего работодатель, так как именно ему вменена эта обязанность.

Следовательно, оплаченная работодателем для работников стоимость исследований на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (иммунитета к ней), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (см. письма Минфина России от 28.07.2020 № 03-04-06/65718, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).

В ситуации, когда работодатель (организация или ИП) компенсирует работнику затраты на проведение вышеназванных тестов, возмещаемую сумму, полагаем, он может рассматривать в качестве суммы, полученной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей. И, следовательно, воспользоваться освобождением от НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.

Покупка работодателем средств индивидуальной защиты (СИЗ)

В целях обеспечения безопасных условий труда работодателям необходимо обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, дезинфицирующими средствами).

В общем случае СИЗ, выдаваемые сотрудникам в производственных целях, не являются их доходом и не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Минфин считает, что если СИЗ выдаются работникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, их стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) в смысле ст. 41 НК РФ и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (см. письма от 16.01.2017 № 03-04-06/1222, от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239).

Полагаем, что данный подход применим и в рассматриваемой ситуации – при условии, что СИЗ выдаются работникам в соответствии с распоряжением руководителя только в производственных целях и не переходят в их собственность.

Выплата матпомощи пострадавшим из-за коронавируса работникам

Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:

выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;

выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);

суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).

Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.

Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.

Налогообложение доходов работников-иностранцев

Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).

Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.

В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.

Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.

При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).

Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.

Компенсации за использование личного имущества в связи с работой на «удаленке»

В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):

принадлежность используемого имущества работнику;

фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;

суммы произведенных в связи с этим расходов.

Компенсация проезда к месту работы и обратно на такси

В условиях пандемии работодатели обязаны принять меры по профилактике коронавируса среди сотрудников, работающих в офисе. В связи с этим Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (п. 3) рекомендовал самим гражданам ограничить поездки на общественном транспорте (из-за высокого риска заражения коронавирусом), а работодателям, соответственно, организовать доставку на работу и с работы для тех сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт.

При отсутствии у компании собственного служебного транспорта возможна выплата компенсации работникам затрат на поездки до работы и обратно на такси в период пандемии. Для этого необходимо утвердить соответствующий приказ, в котором среди введения прочих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, связанных с эпидемией COVID-19, будет предусмотрена выплата подобной компенсации.

Однако следует учесть, что эта компенсация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Дело в том, что ст. 217 НК РФ не содержит норм, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде сумм, выплачиваемых организацией сотрудникам в качестве компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758. Следовательно, сумма этой компенсации должна облагаться налогом, поскольку прямого запрета на проезд в общественном транспорте в период пандемии не было.

У компании образовалась задолженность по уплате НДС, налога на имущество, транспортного налога и НДФЛ. Можно ли получить длительную отсрочку по уплате налогов, чтобы выделить средства на выплату зарплаты и тем самым избежать массового увольнения работников? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54840.

Кто предоставляет отсрочку?

Порядок предоставления отсрочки прописан в статьях 63 и 64 Налогового кодекса. Если отсрочка требуется на срок не более года, то решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимает либо ФНС России (по федеральным налогам за некоторыми исключениями), либо местная инспекция (по региональным и местным налогам).

Если отсрочка требуется на более длительный период — на срок от года до трех лет — налогоплательщик должен обратиться с соответствующим запросом в Правительство РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ). Но в этом случае можно будет отсрочить уплату только в отношении той части федеральных налогов и сборов, которая зачисляется непосредственно в федеральный бюджет.

Впрочем, вероятно, что в скором времени решения о предоставлении «длительной» отсрочки (на срок более года) будет принимать Федеральная налоговая служба. Соответствующий законопроект уже одобрен Правительством РФ и будет внесен на рассмотрение в Госдуму, сообщили авторы письма.

В каком случае дадут отсрочку?

Закрытый перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов приведен в пункте 2 статьи 64 НК РФ. Одним из оснований является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании в случае единовременной уплаты налога. В этом случае отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Чтобы принять решение об изменении сроков уплаты налогов, ФНС должна предварительно проанализировать финансовое состояния плательщика. Методика проведения такого анализа утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.11 № 175 (см. «Утверждена методика решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов в случае угрозы банкротства плательщика»).

Отсрочка по уплате НДФЛ с доходов работников невозможна

Зачастую компании просят предоставить отсрочку по уплате НДФЛ, удержанного с зарплаты работников. Однако получить ее невозможно, предупреждают авторы письма. Объяснение простое. Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов установлены главой 9 Налогового кодекса. А в пункте 9 статьи 61 Кодекса сказано, что действие указанной главы не распространяется на налоговых агентов. Поэтому налоговые агенты ни при каких условиях не могут претендовать на получение отсрочки по уплате НДФЛ, а также пеней и штрафов по данному налогу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: