Может ли сро выдавать займы

Обновлено: 24.04.2024

24 ноября 2020 года состоялось всероссийское совещание НОСТРОЙ, посвященное практике выдачи займов СРО своим членам. Мероприятие прошло в формате видеоконференцсвязи под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова. В совещании приняли участие около 200 представителей региональных СРО.

В начале мероприятия Антон Глушков отметил, что возможность предоставлять займы своим членам, которая появилась у СРО в 2020 году – новый шаг в развитии системы саморегулирования в целом. СРО теперь могут не только отстаивать интересы строительных компаний, но и оказывать им финансовую поддержку.

Общие собрания по вопросам выдачи займов из компенсационных фондов СРО на сегодняшний день провели 102 СРО, и 98 из них готовы к выдаче. На практике выдачу займов пока что осуществляют чуть более 30 организаций.

По состоянию на 24 ноября 2020 года СРО выдали своим членам 98 займов на сумму 2,2 млрд рублей, при этом 814 млн из этих средств были направлены на выплату заработных плат своим работникам (это около 20 тыс. человек, которые разово получили месячную зарплату). Остальные средства были направлены на покупку стройматериалов, конструкций и оборудования. Однако общий потенциал саморегулируемых организаций по выдаче займов гораздо больше – возможная к выдаче сумма составляет около 32 млрд рублей.

«От того, как мы завершим этот год, зависит, будет ли эта мера пролонгирована. Но хотелось бы отметить, что по объемам финансирования она уже сопоставима с мерой по субсидированию кредитов застройщиков, разработанной Минстроем», – прокомментировал Антон Глушков.

С презентацией о результатах мониторинга выдачи займов выступила директор Департамента реестра НОСТРОЙ Галина Бендрышева.

Далее в ходе совещания представители семи региональных СРО поделились своим опытом предоставления займов, а также озвучили беспокоящие их проблемы касательно этого направления.

Так, директор департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири (ССК УрСиб) Наталья Разумова рассказала, что с середины сентября 2020 года СРО выдала займов своим членам на сумму 500 млн рублей.

«Займы получили разноплановые организаций – как из сектора жилищного строительства, так и промышленного, и даже сетевые организации», – отметила Наталья Разумова.

Высокую потребность в займах СРО со стороны строителей отметила Любовь Аристова, председатель правления Ассоциации «СРО «Самарская гильдия строителей» – в Приволжском федеральном округе на сегодняшний день выдано 22 займа на сумму 283 млн рублей.

Однако, несмотря на положительную практику по выдаче займов в некоторых регионах, СРО и строители все же отмечают ряд проблем, которые тормозят применение данной меры. Среди них требования к заемщикам, установленные законодательством, сжатые сроки применения меры (пока что она действует до конца 2020 года), сложности взаимодействия с банками, риски СРО, возникающие в случае невозврата займов.

Председатель Экспертного совета НОСТРОЙ Алексей Белоусов в ходе совещания озвучил предложения, подготовленные профессиональным сообществом для продления действия и корректировки Постановления Правительства РФ от 27 июня 2020 г. № 938 «Об утверждении положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам». Эти предложения будут направлены в Минстрой России.

В ближайшие две недели также пройдут окружные совещания НОСТРОЙ с саморегулируемыми организациями по вопросам выдачи займов. Ближайшее из них, по городу Москве, состоится 25 ноября 2020 года в 11.00 (МСК).

Проценты по займу должны быть не выше половины ключевой ставки ЦБ РФ. Деньги можно тратить на выплату зарплаты, исполнение договоров по Законам N 44-ФЗ, N 223-ФЗ, а также договоров, обеспечивающих проведение капремонта МКД и их строительство по ДДУ.

Цели предоставления займа

Заем у СРО можно получить:

  • на выплату зарплаты, налоговых и страховых платежей за работника; стройматериалов, конструкций, оборудования для исполнения договоров подряда; , а также типовых программ, которые нужны для создания и поддержки информационной модели объекта капстроительства; для участия в торгах на закупку строительных работ; банку за предоставление новой или внесение изменений в действующую гарантию, обеспечивающую договор подряда.

Договоры подряда, под которые можно получить заем, должны отвечать следующим критериям.

1. Предмет договора:

  • подготовка проектной документации;
  • инженерные изыскания;
  • строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства;
  • сохранение объектов культурного наследия.

2. Основания заключения договора:

  • публичные закупки по Законам N 44-ФЗ или N 223-ФЗ;
  • закупки в целях обеспечения ремонта МКД по постановлению N 615;
  • выполнение работ для строительства МКД или иных объектов недвижимости по Закону о ДДУ;
  • выполнение работ на объектах социального обслуживания по концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.

Важный момент: получение займов у СРО — временная мера поддержки. Заключить договор можно до конца текущего года.

Сумма займа, срок, процентная ставка

Максимальную сумму займа определит сама СРО согласно лимиту, установленному правительством.

Предельный срок предоставления займа зависит от его цели:

  • выплата зарплаты, переоформление или изменение банковских гарантий — 1 год со дня заключения договора займа;
  • покупка стройматериалов, конструкций, оборудования для исполнения договора подряда — не позднее пяти рабочих дней со дня окончания срока исполнения обязательств, предусмотренного договором подряда.

Размер процентов за пользование займом не может превышать половины ключевой ставки ЦБ РФ на день выдачи займа.

Документы, необходимые для получения займа

1. Справка за подписью уполномоченного лица заемщика об отсутствии долгов по зарплате.

2. Справка из налоговой о наличии или отсутствии задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором представляются документы. Максимально допустимый размер задолженности для получения займа составляет 300 тыс. руб.

3. Копия бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.

4. Справка о том, что нет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики у следующих лиц:

  • учредителей (участников) организации-заемщика или членов коллегиального исполнительного органа;
  • руководителя организации;
  • управляющего или руководителя управляющей организации (если им переданы полномочия по управлению организацией-заемщиком).

Справка может быть предоставлена не сразу, но в любом случае до заключения договора займа.

5. Сведения о том, что перечисленные выше лица не привлекались к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве.

6. Договор об открытии банковского счета, на который СРО перечислит сумму займа.

  • счет должен быть открыт в том же банке, в котором СРО разместила средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • предусматривается отказ банка в списании денег со счета в пользу третьих лиц, если поступило соответствующее уведомление от СРО;
  • предусматривается списание денег на счет, на котором размещены средства компенсационного фонда (спецсчет СРО), если СРО потребовала досрочно вернуть заем и проценты по нему.

7. Трехсторонние соглашения между заемщиком, банками, в которых открыты его счета, и банком, в котором открыт спецсчет СРО, о списании денег со счетов заемщика по требованию СРО.

8. Справка из налоговой о банковских счетах заемщика.

9. План расходования займа. В плане должны быть указаны цели использования займа и лица, которым будут перечисляться заемные средства.

10. Документ, подтверждающий обеспечение возврата займа хотя бы одним из трех способов:

  • поручительство;
  • залог имущества, стоимость которого минимум на 30% превышает сумму займа;
  • уступка прав требования денежных средств по договорам подряда на сумму займа.

11. Договоры подряда и документы, подтверждающие объем выполненных по ним работ (при наличии).

Отметим, что есть еще несколько требований к заемщикам:

    в реестрах недобросовестных поставщиков по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ; в стадии ликвидации, внешнего управления, конкурсного производства; административного наказания в виде приостановления деятельности. Скорее всего, подразумевается отсутствие приостановления деятельности на момент предоставления займа.

Какие-либо документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, подавать не требуется.

Вступление в СРО для строительной компании является основным условием для ведения деятельности. Однако не все в состоянии единовременно оплатить взносы. В этом случае организация вынуждена брать заем. Как оформить и отразить в учете такую операцию?

В налоговом учете проценты по заемным средствам в рублях признаются в расходах, по выбору налогоплательщика, в размере:

– выданных на сопоставимых условиях в том же квартале (месяце) долговых обязательств;

– равном ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза.

Проценты по заемным средствам – это внереализационные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Их признают в целях налогообложения прибыли как расходы текущего отчетного (налогового) периода вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

В бухгалтерском учете операции по получению займов (кредитов) регламентируются ПБУ 15/2008 (Положение утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н).

Согласно пункту 2 данного документа, основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в учете организацией-заемщиком в сумме, указанной в договоре.

На эту норму стоит особо обратить внимание. Дело в том, что в связи с вступлением в силу ПБУ 15/2008 с 1 января 2009 года появились рекомендации делать на всю сумму займа, указанную в договоре, следующую запись в бухгалтерском учете:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Заимодавец»
КРЕДИТ 66 (67)

– отражена сумма займа, указанная в договоре.

А затем по мере получения денег:

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Заимодавец»

– получены денежные средства. По мнению автора, такой подход является неверным.

По мнению автора, такой подход является неверным.

Если предусмотренные договором деньги или вещи фактически не были получены заемщиком, договор займа считается незаключенным.

Если деньги или вещи получены заемщиком в меньшем количестве, чем указано в договоре займа, договор считается заключенным на это количество денег или вещей (п. 3 ст. 812 Гражданского кодекса РФ).

То есть речь в ПБУ 15/2008 идет все-таки о фактически полученном займе. И его фактическое получение отражается проводкой (если заем перечисляется деньгами на расчетный счет заемщика):

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66 (67)

Отметим другие важные моменты, касающиеся учета займов:

– погашение основного обязательства производится путем уменьшения кредиторской задолженности;

– расходы по займам отражаются обособленно от основной суммы обязательств, то есть должен быть обеспечен раздельный учет основного долга и расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам;

– проценты по займам признаются расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам;

– расходы по займам признаются в том периоде, к которому они относятся, и являются прочими расходами (за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива).

В связи с ограничениями, установленными статьей 269 Налогового кодекса РФ, суммы превышения расходов над законодательно установленным лимитом в бухгалтерском учете формируются постоянные разницы.

В соответствии с положениями ПБУ18/02 бухгалтер организации должен рассчитать и отразить в регистрах бухгалтерского учета постоянное налоговое обязательство.

Пример 1.
У организации А недостаточно средств для вступления в СРО. Руководство компании принимает решение взять у организации Д целевой краткосрочный заем в сумме 270 000 руб., предназначенный для уплаты части взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Проценты по займу составили 15 процентов годовых. В учетной политике организации А определено, что величина процентов, признаваемых расходом, равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза. Сумма была перечислена с расчетного счета фирмы Д на расчетный счет саморегулируемой организации на основании договора займа.

Вступительный взнос – 5000 руб., оставшуюся часть взноса в компенсационный фонд – 30 000 руб. и членский взнос за октябрь 2010 г. – 5000 руб. организация А оплатила со своего расчетного счета. Таким образом, исходя из условий, сумма процентов, которые организация А уплатила организации Д за пользование заемными средствами в октябре 2010 г., составляет:

270 000 руб. × 15 % : 365 × 31 = 3439,73 руб.

При этом предел принимаемых расходов за пользование заемными средствами, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,75 процента, равен:

270 000 руб. × 7,75% × 1,8 : 365 × 31 = 3198,95 руб.

Постоянная разница составит:

3439,73 руб. – 3198,95 руб. = 240,78 руб.

Сумма постоянного налогового обязательства:

240,78 руб. × 20% = 48,16 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»
КРЕДИТ 66 субсчет «Фирма Д»

– 270 000 руб. – получен целевой заем (перечислен взнос в компенсационный фонд фирмой Д за организацию);

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с СРО»
КРЕДИТ 51

– 40 000 руб. – отражена уплата оставшейся части необходимой суммы в компенсационный фонд, а также вступительного и членского взносов;

ДЕБЕТ 91
КРЕДИТ 76 субсчет «Фирма Д»

– 3439,73 руб. – начислены проценты по договору;

ДЕБЕТ 99
КРЕДИТ 68 субсчет «Налог на прибыль»

– 48,16 руб. – отражено постоянное налоговое обязательство.

Как учитывать взносы в СРО

О порядке признании расходов на вступление в СРО было написано уже достаточно много. Однако вопросы все равно еще остаются. Следует отметить, что не все положения трактуются строго. И законодатель часто оставляет право выбора самой организации, как вести учет.

В налоговом учете взносы, уплачиваемые некоммерческим организациям, – это прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, только в случае, если уплата таких взносов является для их плательщиков условием осуществления деятельности (подп. 29 п. 1 ст.264 Налогового кодекса РФ).

Свидетельство о членстве в СРО выдается без ограничения срока действия. В связи с этим, по мнению автора, организация вправе воспользоваться пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ и относить уплаченные вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд равномерно в состав прочих расходов в течение установленного организацией периода. Причем такой период должен быть обоснованным (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132).

Однако, по мнению специалистов Минфина России, расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд СРО для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно. Что соответствует нормам, установленным в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 27 октября 2010 г. № 03-03-06/1/667, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207). Таким образом, выбор варианта остается за налогоплательщиком.

Взносы, подлежащие уплате в адрес СРО, являются расходами по обычным видам деятельности. Ведь уплата данных взносов – это необходимое условие получения допуска к выполнению работ, то есть связана с осуществлением основной деятельности организации (п. 5 ПБУ 10/99).

Так как свидетельство выдается на неопределенный срок, то правильнее будет отнести вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд на расходы будущих периодов. Такой порядок и период списания расходов необходимо закрепить в учетной политике организации.

Если учетной политикой для целей бухгалтерского учета установлено принимать такие платежи как расходы будущего периода, то возникнут временные разницы.

Для выполнения положений ПБУ18/02 бухгалтер должен будет сделать проводки по признанию отложенного налогового обязательства. И в дальнейшем необходимо будет производить списание отложенного налогового обязательства.

Пример 2.
Используя данные примера 1, предположим, что учетной политикой для целей бухгалтерского учета организацией А принято сумму вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд в течение пяти лет относить на формирование расходов основного производства.

Также предположим (для упрощения), что суммы, учтенные по дебету счета 20, в конце месяца полностью списываются на счет 90. В налоговом учете суммы взносов были учтены единовременно.

Сумма, принимаемая в качестве ежемесячного расхода в бухгалтерском учете, равна:
305 000 руб. : (5 лет × 12 мес.) = 5083,33 руб.

Отложенное налоговое обязательство составит:

(305 000 руб. – 5083,33 руб.) × 20% = 59 983,33 руб.

Хозяйственные операции будут отражены так:

ДЕБЕТ 97
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»

– 305 000 руб. – учтен в составе расходов будущих периодов вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд;

ДЕБЕТ 20
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»

– 5000 руб. – отнесен на формирование расходов основного производства членский взнос текущего периода;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 5083,33 руб. – списана на формирование расходов основного производства часть расходов будущих периодов, признаваемая в текущем периоде;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

– 59 983,33 руб. – отражено признание отложенного налогового обязательства.

Если организация примет решение относить в налоговом учете уплаченный вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд равномерно в состав прочих расходов, отложенных налоговых обязательств в данном примере можно будет избежать.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №1, январь 2011 г.

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача займов сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Выдача займов сро

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 N 01АП-7317/2018 по делу N А43-40708/2017
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение оставлено без изменения. По мнению Банка Захаров О.А. выдал Мошкову В.В. ничем не обеспеченный кредит на 40 000 000 руб. наличными и спустя 2 года непоступления платежей взыскивает их через суд, куда приходит один и тот же представитель. В рамках настоящего дела о банкротстве Мошкова В.В. в качестве СРО заявлена организация, учредителем которой является Захаров О.А., что в совокупности свидетельствует об общности экономических интересов должника и Захарова О.А., что позволяет сделать вывод о том, что они являются аффилированными лицами. Банк полагает, что указанная сделка - договор займа от 01.12.2015 - является ничтожной по основаниям, установленным ст. 170 ГК РФ, то есть, мнимой, а также по ст. 61.2 Закона о банкротстве.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.10.2019 N Ф05-2995/2019 по делу N А40-61943/2018
Требование: О включении задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств расходования должником на собственные нужды перечисленных обществом денежных средств не представлено, данный факт свидетельствует об искусственном создании кредиторской задолженности. Актом налоговой проверки N 17-15/15 от 16.10.2018 установлено следующее: из офиса ООО "УБР-1" изъяты внутренние документы, в том числе, чистые листы с печатями иных организаций, ООО "Мултановское", ООО "Сургуттранс", ООО "Капсстрой"; ООО "УБР-1" не представлен перечень работ по бурению и строительству нефтяных скважин для вступления в СРО Ассоциации строительных компаний; использование формального документооборота, неправомерное принятие вычета НДС ООО "УБР-1"; выявлены обстоятельства мнимости заключенной сделки между ООО "УБР-1" и АО "Каюм Нефть", на основании которой неправомерно принят НДС к вычету в сумме 224 967 720,39 рублей; единая бухгалтерия аффилированных лиц, в том числе, ООО "Восток Бурение", предоставление налоговых деклараций всех участников происходит с одного IP-адреса, за подписью одного уполномоченного лица; единая служба подбора персонала; документальное подтверждение аффилированности ООО "УБР-1" и ООО "Восток Бурение"; одно доверенное лицо на операции с денежными средствами, а также единые e-mail адреса группы аффилированных лиц; выдача кредитов, в обеспечение которых предоставлено несоразмерное движимое имущество, большая часть сделок пролонгировалось несколько раз, причем на нерыночных условиях, в том числе "Восток Бурение"; ставка займа, выдаваемые аффилированным лицам между собой, 8,5% является изначально экономически нецелесообразным; одна организация инвестирует начало деятельности большинства поставщиков и покупателей ООО "УБР-1", что свидетельствует о единой схеме; бывший руководитель ООО "УБР-1" имеет право действовать от имени ООО "Восток-Бурение", что документально подтверждает аффилированность данных лиц; нахождение участников схемы по одним адресам регистрации; формальное перераспределение между участниками схемы персонала;

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выдача займов сро

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Надзор за исполнением законодательства об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам
(Капинус Н.И., Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 8) С вопросами, возникающими при реализации положений ч. 17 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" по выдаче займов СРО своим членам из средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, безусловно, столкнутся и прокурорские работники при проведении тематических прокурорских проверок.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Саморегулирование как правовой способ защиты от угроз экономической безопасности строительного предприятия
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2021, N 2) - нейтрализация последствий периода пандемии COVID-19 и ограничительных мер для строителей весной 2020 г. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2020 г. N 938 "Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам СРО и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" установлено на период с 8 июля 2020 г. по 1 января 2022 г. (срок предоставления займов ранее был до 1 января 2021 г., в настоящее время продлен еще на один год) еще одно основание для выплаты средств из компенсационного фонда обеспечения обязательства - выдача займов членам СРО в сфере строительства в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Как справедливо отмечают Н.И. Капинус и Ю.Г. Лескова, легализация еще одного основания для выплаты средств из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в сфере строительства - выдача займов своим членам означает то, что мы вновь получили уникальное статусное образование (СРО), направленное на сокращение государственных издержек .

Нормативные акты: Выдача займов сро

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) 2) вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов.

Для анализа текущего финансового состояния помимо отчетности за предшествующий год можно запросить квартальную промежуточную отчетность и оборотно-сальдовые ведомости на текущую дату.

Возможно ли привлечение сторонних организаций (банк, аудиторская компания) для выполнения финансового анализа?

Привлечение сторонних организаций, в том числе аудиторских или кредитных организаций, для проведения финансового анализа возможно, так как законодательством Российской Федерации, в частности, частью 17 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», это не запрещено. Как правило, такие услуги являются платными. Целесообразность привлечения указанных организаций должны оценивать органы управления СРО по итогам переговоров о конечной стоимости предоставления таких услуг и определения источника их оплаты.

При анализе финансового состояния члена СРО значение коэффициента риска невозврата займа рассчитано как «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ» или ниже. Как возможно минимизировать риск невозврата займа?

В качестве способа обеспечения возврата займа, кроме поручительства руководителей и учредителей (бенефициаров) заявителя, рекомендуется установить также залог ликвидного имущества или уступку прав требований по действующим договорам строительного подряда в пользу СРО. Кроме того, можно увеличить размер суммы залога, установить дополнительные требования к предмету залога (например, брать в залог только недвижимость или другое высоко ликвидное имущество).

Если заем обеспечен залогом недвижимости, каким образом проверить не заложено ли это имущество?

Согласно пункту 4 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора залога, залогодатель обязан предупредить в письменной форме залогодержателя о всех известных ему к моменту заключения договора правах третьих лиц на предмет залога (вещных правах, правах, возникающих из договоров аренды, ссуды и т.п.).

Для проверки сведений, предоставленных залогодателем и установления наличия (отсутствия) обременений, наложенных на имущество, необходимо использовать общедоступные источники информации:

- если предметом залога является недвижимое имущество - необходимо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

- если залогом является иное имущество, не относящееся к недвижимому (транспорт, оборудование, строительная техника), – данный залог может быть учтен в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате.

Необходима ли регистрация залога недвижимого имущества в Росреестре?

Где получать и в какой форме сведения о наличии (отсутствии) привлечения к субсидиарной ответственности?

Данные сведения заемщик предоставляет в свободной форме на фирменном бланке организации, который должен быть подписан руководителем и заверен печатью организации (при наличии).

Проверить достоверность сведений, предоставленных заемщиком, можно в открытых источниках (Контур.Фокус, СПАРК).

Где получать справку о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики?

Справка выдается МВД в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утвержден приказом МВД России от 27.09.2019 № 660). Справку предоставляет заемщик вместе с пакетом документов по заявке на выдачу займа.

По какой форме предоставляется справка об отсутствии задолженности по выплате заработной платы?

Справка оформляется на фирменном бланке организации, претендующей на получении займа (подавшей заявку на получение займа), подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью организации (при наличии).

По какой форме предоставляется справка налогового органа о задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Справка, подтверждающая отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, установлена приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20.

При этом в случае, если у лица, претендующего на получение займа, есть задолженность, рекомендуется также предоставить справку налогового органа по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722.

Справка должна предоставляться по состоянию на 1-е число месяца, в котором подается заявка на получение займа.

В соответствии пп. «к» п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 938 в пакет документов по предоставлению займа входит четырехсторонее соглашение с кредитной организацией о безакцептном списании. Но на момент подачи заявки отсутствуют реквизиты договора займа. Когда необходимо вписать реквизиты договора?

Финансовым и юридическим блоками НОСТРОЙ была проведена работа с ключевыми банками РФ (Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ Банк) в отношении определения и согласования форм соглашений о безакцептном списании денежных средств, соответствующих подпункту «к» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 938, в которых предусмотрена ссылка на договор займа, при этом не указываются реквизиты договора займа. Таким образом, данную форму соглашений о безакцептном списании денежных средств можно подписывать до принятия решения о предоставлении займа. Также по форме соглашения о безакцептном списании Сбербанка предоставление реквизитов договора займа является отлагательным условием.

С кем должны быть заключены четырехсторонние соглашения о безакцептном списании?

Четырехсторонние соглашение должны быть заключены заемщиком с саморегулируемой организацией, кредитной организацией, в которой открыт специальный банковский счет саморегулируемой организации, и кредитными организациями, в которых членом саморегулируемой организации открыты банковские счета, о списании с данных банковских счетов суммы займа и процентов за пользование займом в пользу саморегулируемой организации на основании предъявленного саморегулируемой организацией требования о списании суммы займа и процентов за пользование займом.

Сколько займов может получить один член?

С одним членом СРО может быть заключено неограниченное количество договоров займа. Однако общий размер средств, предоставляемых такому члену по всем договорам, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 938 не может превышать 15% от 50% средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

В какой срок в НОСТРОЙ должны быть направлены решения о предоставлении займов и документы по выданному займу?

III. Взаимодействие с банками

В случае возникновения проблем во взаимодействии СРО с банком, которые не удается разрешить, куда можно обратиться за помощью?

Наибольшие сложности при предоставлении займов возникают с банками по подписанию четырехсторонних соглашений о безакцептном списании.

Несмотря на то, что центральными отделениями основных банков, через которые выдается большинство займов (Сбербанк, Альфа-банк, Банк ВТБ) разработаны формы соглашений о заранее данном акцепте, к сожалению, не всегда информация доведена до региональных отделений. Сложности есть и с подписанием четырехсторонних соглашений по форме другого банка, и с перечислением средств займа со специального банковского счета.

Если КФ ОДО СРО размещен в Сбербанке России, рекомендуем также обращаться к специально закрепленным ответственным лицам филиалов Сбербанка России. ФИО и контактные данные представителя в соответствующем регионе можно получить у указанных выше представителей финансового блока НОСТРОЙ.

Банки отказывают в подписании четырехсторонних соглашений о безакцептном списании денежных средств со специальных счетов, открытых в рамках проведения конкурсных процедур и депозитных счетов организации. Достаточно ли будет письменного обоснования Банка с отказом в списании денежных средств с данных счетов?

Банки придерживаются позиции, что денежные средства на данных счетах носят целевой характер и не служат для расчетов, или не свободны от обязательств. Основное обоснование — это пункт 3 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если иное не предусмотрено законом, юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

В отношении специальных счетов, открытых в целях проведения конкурсных процедур, издано письмо Минфина от 06.11.2018 № 24-06-08/79659, в котором говорится о том, что в случае блокировки средств на счете банком для обеспечения заявки, налагать взыскание на данные средства запрещается.

В связи с этим требование о предоставлении четырехсторонних соглашений о безакцептном списании денежных средств со специальных счетов, открытых в рамках проведения конкурсных процедур и депозитных счетов организации, излишне.

IV. Контроль расходования средств займа членом СРО

Какие документы необходимы для контроля расходования средств?

Заем может быть предоставлен только на цели, указанные в плане расходования средств займа заемщика и отвечающие требованиям положения о КФ ОДО.

Контроль за расходами, производимыми заемщиками, СРО осуществляет в соответствии пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 938. Для этих целей заёмщик ежемесячно предоставляет СРО документы, подтверждающие соответствие использования средств займа условиям договора займа, справку налогового органа об открытых банковских счетах заемщика в кредитных организациях на последний день месяца, предшествующего отчетному, выписки с банковского счета заемщика, выданной кредитной организацией.

СРО может запросить у заемщика дополнительные документы, подтверждающие целевое использование средств.

В случае предоставления займа на приобретение строительных материалов, конструкций и оборудования:

1. Договоры поставки, купли-продажи, со спецификациями, счетами, накладными, квитанциями, чеками торгующих организаций;

2. Журнал производства работ, отчет о расходах основных средств в строительстве;

3. Акты сдачи-приемки выполненных работ к договору подряда.

В случае выдачи займа на выплату заработной платы:

1. Ведомость или реестр на выплату заработной платы;

2. Штатное расписание;

3. Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) на последнюю отчетную дату.

Возможно ли привлечение банка для контроля целевого характера расходования средств займа?

Кредитные организации в рамках проекта по выдаче займов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 № 938 предлагают СРО заключить договор банковского сопровождения, акцепта платежей или воспользоваться другими банковскими продуктами по банковскому контролю целевого использования. Как правило, эти продукты являются платными. Целесообразность применения такой формы контроля должны оценивать органы управления СРО по итогам переговоров с банками о конечной стоимости предоставления таких услуг и определения источника их оплаты.

Что делать, если член СРО, получивший заем, допустил его расходование не в соответствии с планом расходования займа, предусмотренным в договоре займа?

В случае, если заемщик вынужденно расходует средства займа не в соответствии с планом расходования (например, расширяются цели использования займа или изменились лица, в пользу которых будут осуществляться платежи за счет средств займа), СРО направляет заемщику письмо о выявленных нарушениях с просьбой объяснения и устранения причин нарушения. Как правило, устранить нарушение можно, в том числе, путем внесения изменений в договор займа. Такому заемщику необходимо составить новый план расходования с указанием новых целей его использования и/или новых лиц, в пользу которых будут осуществляться платежи за счет средств займа, и передать обновленный план на рассмотрение уполномоченному органу СРО в соответствии с его компетенцией, установленной внутренними документами СРО.

Уполномоченный орган СРО после проверки обновленного плана расходования должен принять решение об утверждении обновленного плана расходования и о заключении дополнительного соглашения с заемщиком, либо об отказе в утверждении обновленного плана расходования.

В случае невозможности устранения выявленного нарушения или внесения изменений в договор займа, СРО направляет заемщику требование о досрочном возврате займа и процентов за пользование займом, отказе от дальнейшего исполнения договора займа, а также направляет уведомление в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет заемщика, об осуществлении отказа в списании денежных средств в пользу третьих лиц. В случае невыполнения заемщиком указанных требований СРО в рамках заключенных четырехсторонних соглашений о безакцептном списании обращается в кредитные организации с требованием о списании суммы займа и процентов за пользование займом с банковских счетов заемщика на спецсчет СРО.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: