Можно ли с казначейского счета переводить деньги на обычный расчетный счет

Обновлено: 01.05.2024

ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАЧИСЛЕНИЮ И СПИСАНИЮ ЦЕЛЕВЫХ

СРЕДСТВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ПРИ КАЗНАЧЕЙСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2021 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ"

1. Настоящий Порядок устанавливает правила отражения операций по зачислению и списанию целевых средств юридического лица и индивидуального предпринимателя, подлежащих казначейскому сопровождению, в пределах остатка средств на соответствующих аналитических разделах, открываемых в разрезе каждого государственного контракта, контракта учреждения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта, контракта (договора), соглашения, средства по которому подлежат казначейскому сопровождению (далее - контракт), на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытом в установленном законодательством Российской Федерации случае в территориальном органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет (раздел на лицевом счете).

Положения настоящего Порядка, установленные для юридических лиц, распространяются на обособленные подразделения юридических лиц, а также в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 2 и частью 7 статьи 5 Федерального закона, - на крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. При осуществлении операций с целевыми средствами юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым открыты лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства (далее - клиент), информационный обмен между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее - электронный вид).

Если у клиента или территориального органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на отчуждаемом машинном носителе информации (далее - бумажный носитель).

При осуществлении операций со средствами клиента документооборот, содержащий сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, а также служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и иной охраняемой законом тайны и нормативных правовых актов Российской Федерации.

3. Операции с целевыми средствами осуществляются на казначейских счетах, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797), открытых в территориальных органах Федерального казначейства для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - казначейский счет).

4. Казначейские платежи клиента осуществляются территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими правила осуществления указанных платежей и предусматривающими проведение проверки территориальными органами Федерального казначейства соблюдения указанных правил (далее при совместном упоминании - порядок санкционирования).

5. Для осуществления казначейских платежей клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие виды распоряжений о совершении казначейских платежей, составленных в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, установленными Федеральным казначейством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основании пункта 5 статьи 242.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - распоряжение, Правила функционирования системы казначейских платежей):

Распоряжение юридического лица в виде платежного поручения, составленного в соответствии с Требованиями Банка России ;

Заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802) ;

Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531243) ;

Приложение N 20 к Порядку казначейского обслуживания.

Уведомление об уточнении операций клиента (код формы по КФД 0531852) (далее - Уведомление).

Приложение N 25 к Порядку казначейского обслуживания.

6. Территориальный орган Федерального казначейства принимает представленные клиентом распоряжения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, к исполнению в случае положительного результата выполнения процедур, указанных в пункте 5.1 Правил функционирования системы казначейских платежей, а также при выполнении следующих условий:

распоряжение соответствует положениям, предусмотренным настоящим Порядком, порядком санкционирования;

сумма по распоряжению не превышает остаток средств на указанном в распоряжении лицевом счете (разделе на лицевом счете).

7. Если представленные клиентом распоряжения соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, территориальный орган Федерального казначейства принимает их к исполнению с учетом порядка санкционирования.

8. В случае если распоряжение не соответствует положениям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, территориальный орган Федерального казначейства в порядке и сроки, предусмотренные положениями пункта 5.8 Правил функционирования системы казначейских платежей, отказывает в приеме распоряжения к исполнению.

9. Распоряжение может быть отозвано клиентом в случаях и в порядке, предусмотренных Правилами функционирования системы казначейских платежей.

10. Учет операций со средствами клиента (включая операции между юридическим лицом и его обособленным подразделением) на открытом клиенту лицевом счете осуществляется по кодам источников поступлений целевых средств и кодам направления расходования целевых средств, предусмотренным порядком санкционирования (далее соответственно - код источников поступлений, код направления выплат), а также уникальным кодам объектов капитального строительства или объектов недвижимости, кодам мероприятия ведомственной программы цифровой трансформации мероприятий государственных органов, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее соответственно - уникальный код объекта, код мероприятия по информатизации) (при наличии).

Суммы возврата дебиторской задолженности текущего финансового года, образовавшейся у клиента, учитываются как восстановление казначейских платежей на открытом клиенту лицевом счете (разделе на лицевом счете) с отражением по тем же кодам направления выплат, по которым был произведен казначейский платеж.

Клиент информирует дебитора, не являющегося участником системы казначейских платежей, о порядке заполнения расчетного документа при возврате дебиторской задолженности в соответствии с Требованиями Банка России .

11. Суммы, зачисленные на казначейский счет на основании расчетных документов (распоряжений), в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм, в том числе реквизиты контракта (дата, номер) (далее - реквизиты контракта) и (или) идентификатор контракта (далее - идентификатор), на основании которого открыт лицевой счет (раздел на лицевом счете) клиенту, не указан и (или) указан ошибочный номер лицевого счета (раздела на лицевом счете) получателя средств из бюджета (далее - невыясненные поступления), учитываются территориальным органом Федерального казначейства в составе общего остатка на казначейском счете без отражения на лицевых счетах (разделах на лицевых счетах).

В случае если клиенту в территориальном органе Федерального казначейства открыто более одного лицевого счета, отсутствие в расчетном документе (распоряжении) номера лицевого счета является основанием для отнесения поступивших сумм к невыясненным поступлениям.

Не подлежат отнесению к невыясненным поступлениям денежные средства по расчетным документам (распоряжениям), в которых реквизиты позволяют определить принадлежность платежа:

при наличии идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) и (или) наименования клиента, номера лицевого счета, идентификатора, реквизитов контракта, на основании которого открыт лицевой счет (раздел на лицевом счете) клиенту;

при наличии в назначении платежа ссылки на номер и дату документа, по которому осуществлен возврат дебиторской задолженности;

в иных случаях, если реквизиты расчетного документа (распоряжения) позволяют определить принадлежность платежа.

Денежные средства, поступившие на основании:

расчетного документа (распоряжения) на возврат средств дебиторской задолженности, в котором отсутствует или указан ошибочный (несуществующий) код направления выплат, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения кода направления выплат;

расчетного документа (распоряжения), в котором указаны реквизиты, позволяющие определить принадлежность платежа, но не указан или указан ошибочный (несуществующий) код источника поступлений, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения клиентом кода источника поступлений;

расчетного документа (распоряжения), в котором указан номер лицевого счета и не указан или указан ошибочный (несуществующий) идентификатор контракта, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения идентификатора контракта.

В случае если денежные средства, отраженные на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию, ошибочно перечислены клиенту, клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение в виде платежного поручения для осуществления возврата указанных денежных средств плательщику.

В случае если денежные средства, отраженные на лицевом счете (разделе на лицевом счете), ошибочно перечислены клиенту плательщиком на соответствующий раздел на лицевом счете, их уточнение осуществляется на основании представленного клиентом в территориальный орган Федерального казначейства Уведомления с приложением письменного обращения плательщика, в котором указан аналитический код раздела на лицевом счете, на который данные денежные средства подлежат зачислению.

12. В случае если в расчетном документе (распоряжении), суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям, указан ИНН клиента, иные реквизиты предполагаемого получателя средств, территориальный орган Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, формирует и направляет предполагаемому получателю средств - клиенту запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) (далее - Запрос).

Приложение N 8 к Порядку казначейского обслуживания.

13. Уточнение невыясненных поступлений осуществляется на основании представленного клиентом в территориальный орган Федерального казначейства Уведомления.

Невыясненные поступления клиента подлежат уточнению в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на казначейский счет, а в случае направления территориальным органом Федерального казначейства Запроса - в течение 10 рабочих дней со дня его получения клиентом.

Территориальный орган Федерального казначейства формирует распоряжение на возврат указанных средств плательщику:

по истечении 10 рабочих дней со дня поступления на казначейский счет невыясненных поступлений в случае, если расчетный документ (распоряжение) не содержит реквизитов, позволяющих определить предполагаемого получателя средств;

по истечении 10 рабочих дней со дня получения клиентом направленного ему территориальным органом Федерального казначейства Запроса в случае, если клиент не представил в территориальный орган Федерального казначейства Уведомление.

14. Клиент вправе в течение финансового года представить в территориальный орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения операций, отраженных на открытом клиенту лицевом счете (разделе на лицевом счете).

Федеральное казначейство – это орган, контролирующий расходование бюджетных средств. Через федеральное казначейство проходят деньги из федерального бюджета. Федеральное казначейство взаимодействует с получателями бюджетных средств, ими, как правило, являются бюджетные учреждения, в т.ч. Заказчики, работающие по государственным контрактам. Для федеральных Заказчиков вообще все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. При этом получателями средств федерального бюджета могут быть не только бюджетные учреждения, но и коммерческие компании, которые для проведения расчетов должны открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Рассмотрим этот вопрос поподробнее.

В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?

  1. если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
  2. если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
  3. если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
  4. если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
  5. если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по основному контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
  6. eсли компания заключает контракт с Фондом капитального ремонта субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого являются средства, получаемые фондом капитального ремонта субъекта РФ за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах;
  7. если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.

Какие лицевые счета открывает казначейство?

Для неучастников бюджетного процесса (для частных компаний и ИП) Федеральное казначейство открывает два лицевых счета: с кодом 41 и с кодом 71. Порядок действий и список документов, предоставляемых для открытия казначейского счета, зависит от того какой лицевой счет требуется открыть: 41-й или 71-й. По нашей практике, по абсолютному большинству заключаемых контрактов с казначейским сопровождением требуется открывать 71-й счет.

41-й счет открывается только в 2-х случаях:

  • получателям субсидий по соглашениям в случае, если условиями соглашения не предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств, что бывает крайне редко т.к. понятия казначейского сопровождения и казначейского обеспечения почти неразделимы. Даже сотрудники казначейства не всегда понимают отличие между этими понятиями, поэтому по общему правилу открывают 71-й счет;
  • Исполнителям, субподрядчикам и соисполнителям по уже заключенным контрактам, если головным исполнителям по этим контрактам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов уже открыты лицевые счета с кодом 41.

Во всех остальных случаях Федеральное казначейство открывает лицевой счет с кодом 71. Совет с нашей стороны: чтобы не ошибиться уточняйте требуемый лицевой счет у бухгалтерии заказчика, с которым вы заключаете контракт. У них такая информация точно есть т.к. они все свои расчеты проводят через казначейство.

Как открыть счет в казначействе?

Порядок открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе для неучастников бюджетного процесса (коммерческих компаний) с 2020 года регулируется приказом Федерального казначейства № 1н от 09.01.2020 О порядке открытия лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.

Чтобы открыть счет в казначействе требуется подготовить следующие документы:

1. Заполненное заявление по форме 0531752 для лицевого счета с кодом 41 или 0531368 для лицевого счета с кодом 71 - подается в бумажном форме в одном экземпляре.

2. Заполненная карточка образцов подписей по форме 0531753, которая применяется, как для 41-го, так и 71-го счета. Карточка образцов подписей заверяется нотариально - подается в бумажном форме в одном экземпляре.

Если клиенту уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия нового лицевого счета не требуется, при условии, что лица, имеющие право подписи, не поменялись.

3. Копия контракта или иного документа, на основании которого возникла потребность в открытии казначейского счета.

Особенности оформления следующие:

а) Если государственный контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.

б) Если государственный контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших. Важно доказать казначейству факт подписания контракта электронными подписями на электронной площадке.

в) Если государственный контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Казначейство с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Копия контракта заверяется нотариусом, либо заказчиком.

г) Если государственный контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта представляются выписка из контракта по форме казначейства.

Важный момент. В предоставляемых контрактах, соглашениях (договорах) необходимо указывать идентификатор, который необходимо найти в выкладываемых заказчиком сведениях о контракте. Без него казначейский счет вам не откроют.

4. Если казначейский счет планируется открыть для обособленного подразделения компании, то помимо обязательных документов, требуется подготовить ходатайство от головной организации об открытии счета для обособленного подразделения. Такое ходатайство составляется в произвольном виде, заверяется руководителем и главным бухгалтером головной организации.

Указанные документы направляются в территориальное отделение Федерального казначейства по местонахождению компании, открывающей счет.

Срок проверки документов для открытия счета в казначействе

Срок проверки документов для открытия лицевого счета, осуществляется в течение двух рабочих дней после дня поступления документов. Не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки осуществляется открытие клиенту лицевого счета. В случае выявленных нарушений в оформлении документов или если предоставлены не все документы – Федеральное казначейство вправе приостановить открытие лицевого счета или отказать в его открытии.

После подачи документов на открытие казначейского счета необходимо дождаться включения организации или индивидуального предпринимателя в Сводный реестр. Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

После открытия лицевого счета в казначействе работать по нему вы не сможете – это только первый шаг, который требуется пройти для начала работы по контракту с казначейским сопровождением. Дальнейшие шаги зависят от того какой счет вы открыли: 71-й или 41-й. Тема большая, поэтому по ним у нас расписаны отдельные статьи:


График закрытия отдельных банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства в связи с реорганизацией муниципальных образований в субъектах Российской Федерации (на период с 1 по 22 марта 2021 г.)

Справочник казначейских счетов

Справочник казначейских счетов размещается в виде набора открытых данных.

Перед использованием ознакомьтесь с описанием алгоритма получения и порядка работы со справочником.

Справочник публикуется на ежедневной основе в соответствии с пунктом 3.3 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденных приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н.

Таблица соответствия счетов

Таблица соответствия действующих банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства банковским счетам, входящим в состав единого казначейского счета, и казначейским счетам

По состоянию на 20.01.2021 (уточненная 26.02.2021) XLSX 2.8 МБ

По состоянию на 20.01.2021 (уточненная 12.02.2021) XLSX 2.8 МБ

По состоянию на 20.01.2021 XLSX 2.8 МБ

По состоянию на 30.12.2020 XLSX 3.0 МБ

О казначейских счетах

В соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей») денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Казначействе России (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), с 1 января 2021 года учитываются на казначейских счетах.

Для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния, территориальным органам Казначейства России в подразделениях Банка России в первый день функционирования платежной системы Банка России 2021 года открываются банковские счета на балансовом счете № 40102 «Единый казначейский счет» в валюте Российской Федерации, входящие в состав единого казначейского счета. При этом отдельным территориальным органам Казначейства России будут открыты несколько банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета.

Открытые в настоящее время территориальным органам Казначейства России банковские счета в валюте Российской Федерации (далее – ранее открытые банковские счета) будут закрыты в первом полугодии 2021 года, при этом предусматривается период одновременного функционирования ранее открытых банковских счетов и банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета. В указанный период допускается зачисление денежных средств на ранее открытые банковские счета, устанавливается запрет списания с них денежных средств, а также предусматривается ежедневный перевод остатка денежных средств с ранее открытых банковских счетов на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета.

Казначейские счета открываются в Федеральном казначействе в соответствии с Порядком открытия казначейских счетов, утвержденным приказом Казначейства России от 1 апреля 2020 года № 15н.

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

С 1 января 2021 года начнет действовать новый порядок казначейского обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ТОФК). Причиной тому станут внесение Федеральным законом от 27.12.2019 № 479‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 479‑ФЗ) изменений в Бюджетный кодекс и вступление в силу ряда других нормативно-правовых актов. В статье приведем краткий обзор данных изменений.

С указанной даты вступят в силу:

  • вновь введенные гл. 24.2«Система казначейских платежей», 24.3«Казначейское обслуживание» БК РФ;
  • Приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (далее – Приказ № 21н);
  • Приказ Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» (далее – Приказ № 15н);
  • Приказ Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей»;
  • Положение Минфина РФ № 63н, ЦБ РФ № 717‑П от 10.04.2020 «Об особенностях взаимодействия системы казначейских платежей с платежными системами».

Участники системы казначейских платежей

Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).

К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:

  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);
  • администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения.

Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:

  • получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
  • бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).

Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.

Казначейское обслуживание

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.

При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.

Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Операции с наличными денежными средствами

Обеспечение наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей будет производиться Федеральным казначейством с открытием, в соответствии со ст. 155, 156 БК РФ, банковского счета, предназначенного для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям.

Формы документов для проведения казначейских операций

Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

  • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
  • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
  • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
  • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
  • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.

С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений

Бюджетные и автономные учреждения вправе будут распоряжаться денежными средствами на соответствующих казначейских счетах согласно законодательству РФ.

Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, указанные учреждения представляют в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей, предусмотренные приложениями 15 – 25 к Приказу № 21н.

Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейских платежей, предусмотренное приложениями 15 – 18 к Приказу № 21н.

Таким образом, косвенные участники системы казначейских платежей будут осуществлять операции через соответствующих прямых участников этой системы (финансовых органов) путем направления им распоряжений.

Учет операций со средствами бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться по кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ, исходя из экономического содержания казначейских платежей:

  • поступления – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • выплаты – по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов), кодам субсидии и кодам объектов капитального строительства (при наличии).

При оплате расходов бюджетного (автономного) учреждения за счет средств целевых субсидий распоряжение о совершении казначейских платежей и документы, необходимые для санкционирования расходов, дополнительно проверяются на соответствие установленному порядку санкционирования.

Закрытие банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание

В целях реализации положений Федерального закона № 479‑ФЗ выпущено Письмо Минфина РФ № 09‑01‑10/66747, ЦБ РФ № 04‑45‑7/5526, Федерального казначейства № 07‑04‑05/05‑14880 от 29.07.2020 о закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.

В письме сообщается, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях. С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях, за исключением операций по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.

В связи с вышесказанным финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) необходимо будет до 01.01.2021 заключить с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями (филиалами) дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие:

  • отказ от инициирования операций по банковскому счету с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета;
  • ежедневный перевод с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета остатков денежных средств со счета финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета, открытый органу Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ;
  • необходимость представления заявления клиента на закрытие банковского счета за десять рабочих дней до даты его закрытия, но не позднее 17.03.2021;
  • закрытие банковского счета не позднее 01.04.2021.

Кроме того, финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) для организации перехода на казначейское обслуживание необходимо провести работу по открытию казначейских счетов во взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства, а также проинформировать своих клиентов о переходе на казначейское обслуживание.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.

Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них – переход на казначейское обслуживание.

Кто участвует в системе казначейских платежей

1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.

Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.

К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.

К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.

Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.

П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.

Как работает казначейский счет

Казначейских счет – это счет, который открыт в Федеральном Казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для того, чтобы он мог осуществлять и отражать хозяйственные операции, связанные с денежными средствами. Таким образом, можно провести аналогию с банковским счетом. Отличаются они структурой счета и главное отличие заключается в том, что казначейский счет всегда начинается с цифры «0».

Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.

Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.

Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:

исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;

совершения операций со средствами во временном распоряжении;

совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;

совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.

А единый казначейских счет открывается:

территориальному органу Федерального казначейства – для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;

финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

органу управления государственным внебюджетным фондом – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.

Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.

Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2021 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2021 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.

Автономным учреждениям

А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.

Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.

Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.

При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):

документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств

положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.

В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: