Облигации государственного займа 1955 года выпуска можно ли продать

Обновлено: 24.04.2024

Хотя СССР нет на карте без малого 30 лет, не теряет популярности вопрос о государственных облигациях, которые выпускались при советской власти. Владельцы ценных бумаг рассчитывают на получение баснословных прибылей, слухи о которых активно продвигаются в интернете. К сожалению, сегодня вернуть хотя бы часть затрат не представляется возможным.

История облигаций в СССР

В советские времена правительство страны многократно использовало выпуск облигаций для привлечения накопленных материальных средств населения в бюджет государства. Большинство из них реализовывалось в принудительном порядке. Во многих источниках встречается информация о более чем 60 займах: они были востребованы в годы НЭПа и военное время. Основную же их массу выпустили в 1951-1957 гг. с целью поддержки народного хозяйства. В 1957-м займы прекратили выпускать, выплаты по ним заморозили на 20 лет.


В 1966 году запустили добровольный заём под 3% годовых номиналом 20 и 10 рублей. В 1982 был осуществлён последний заём советской эпохи, в розыгрышах по которому должны были победить 32% выпущенных облигаций.

В 1992 году, уже после развала Советского Союза, были выпущены новые ценные бумаги на десять лет, стоимость которых составила 500 и 1 000 рублей. Процент выигрышей был аналогичен 1982 году.

Сегодня на руках у населения чаще всего встречаются облигации трёх видов: 1956 года, 1982 и 1992.

Узнайте, как инвестировать в ценные бумаги от 1 000 рублей

Государственные облигации 1956 года: что с ними делать?

Самый большой заём на укрепление роста народного хозяйства был выпущен в 1956 году на сумму 34 миллиарда. Номинал купонов составил от 10 до 500 рублей. Условия предполагали, что по окончании срока размещения владельцы получат либо сумму стоимости с учётом процентов, либо выигрыш. В 1957 году выплаты бонусов по займам были приостановлены. Заморозка продлилась почти 20 лет. Начало погашения пришлось на 1974 год и продлилось до 1990. Окончательные расчёты завершились в 1991 году в декабре. В настоящий момент государственный долг по бумагам, выпущенным в 1956, считается погашенным. Возможно, коллекционерам интересны облигации 1956 года, цена будет зависеть от их внешнего состояния.


Облигации 1982 года

В 1982 году правительство запустило производство ценных бумаг сроком на 20 лет, которые предлагали стандартную доходность в 3% и розыгрыш ценных подарков. Привлекательность условий и отсутствие возможности банковских вкладов вызвала небывалый ажиотаж: именно эти облигации государственного выигрышного займа (ОГВВЗ) до сих пор хранятся у вкладчиков. Их стоимость по номиналу составляла 100, 50 и 25 рублей.

Облигации «брежневского займа» выпускались огромным тиражом и по сути стали второй государственной валютой, объём внутреннего долга страны перед гражданами благодаря этому займу оказался весьма внушительным. Датой окончания займа было 1 января 2002 года.


После распада СССР вопрос, можно ли продать облигации 1982 года, встал особенно остро. Россия, которая является правопреемником, взяла на себя долговые обязательства по выплатам. Выпуск ценных бумаг в 1992 году предполагал, что у государственных заёмщиков будет выбор: получить выплаты наличными или обменять старые облигации на новый российский образец. ОГВВЗ выкупались по следующему курсу: за облигацию стоимостью 100 рублей давали 160. Данные условия сохранялись до декабря 1994 включительно. Далее все финансовые выплаты по вкладам 1982 года прекратились.

Некоторые ресурсы при попытке найти информацию, куда продать облигации 1982 года, указывают, что их выкупают «Сбербанк» и Агентство по страхованию вкладов. При этом на официальных сайтах банка и АСВ данные о выкупе облигаций советского периода отсутствуют.

Что можно сделать с облигациями 1992 года?

Владельцы советских активов, которые предпочли обмен, могли получить денежные средства вплоть до конца декабря 2005 года. Деноминация 1998 года не осталась в стороне — стоимость ценных бумаг пересчитали: 500 рублей превратились в 50 копеек, а тысяча — в один рубль. Далеко не все соглашались на такую скромную компенсацию. Вплоть до 2009 года кассы «Сбербанка» могли купить старые облигации по решению суда при наличии доказанных обстоятельств, препятствующих своевременному получению денег. В настоящее время Минфин прекратил выплачивать средства по облигациям 1992 года. Возобновление выплат не рассматривается.


Широко известна история пенсионера Лобанова, проживающего в Ивановской области: после отказов российского суда в выплатах в 2012 году он дошёл до рассмотрения дела в Суде по правам человека в Страсбурге. Решение оказалось в пользу истца: житель Шуи получил право на компенсацию в полтора миллиона рублей. Были и другие подобные прецеденты. Хотя Россию неоднократно признавали обязанной возмещать долги СССР, ожидать таких выплат для всех держателей облигаций не стоит: в июле 2015 года Конституционный суд принял решение о неисполнении постановлений ЕСПЧ в случае их противоречия законодательству РФ.

Уже давно Минфин занимался разработкой законопроекта, который касался целевых выплат по облигациям 1982 и 1992 года. В нём фигурировало решение, что государственный долг не будет переводиться в ценные бумаги, а облигации 1982 года следует считать выплаченными. Настоящий закон принят не был.

На сегодняшний день официальной информации о возобновлении выплат нет. Надеяться, что правительство России снова начнёт исполнять долговые обязательства, оставшиеся после СССР, и осуществит перевод денег на их погашение, не приходится. Конечно, можно продать облигации 1992 и 1982 годов бонистам, но в силу распространённости ценность их невелика.

Облигации как финансовый инструмент пользовались большой популярностью в СССР: их регулярно выпускали на протяжение всего существования страны. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие возможности выбора для вложения денег. В 1982 году был выпущен последний советский заём, ставший одним из самых масштабных — его активы до сих пор остаются на руках. Главный вопрос, который давно волнует многих, — можно ли продать облигации 1982 года.


Облигация представляет собой долговую расписку, подтверждающую факт долга эмитента и дающую право своему владельцу на дополнительные бонусы при её погашении. Выпуск государственных ценных бумаг обычно преследовал несколько целей — привлечение накоплений граждан для реализации интересов экономики и производства, поддержка рубля и предоставление возможности населению приумножить средства ввиду отсутствия банковских депозитов.

Попытки наполнить государственный бюджет и удержать рубль в твёрдой позиции на мировом рынке привели к выпуску облигаций государственного внутреннего займа (ОГВВЗ) 1982 года. Добровольными условия приобретения ценных бумаг назвать сложно — в ход шли патриотические призывы и навязывание купонов, которыми выдавали часть зарплаты. Срок займа составлял 20 лет, датой окончания было 1 января 2002 года. Он также известен как «брежневский заём». Облигации бесконтрольно выпускались огромными тиражами, за что их стали называть второй валютой.

Бумаги оформлялись на предъявителя и предполагали доход в 3% годовых, а также участие в лотерее с ценными призами. Ожидалось, что выигрыш получат 32% владельцев купонов. Среди подарков указывались автомобили «Волга» и «Жигули», крупные денежные суммы. Купить можно было номинал трёх видов в рублях: 25; 50; 100.

Выплаты: ожидания и реальность

Эмитентом по облигациям являлось Министерство финансов СССР. После развала Союза Минфин России в качестве правопреемника получил огромный внутренний долг перед населением, потому что выплаты по займу в советское время так и не начались. Распад страны привёл людей к мысли, что все сбережения потеряны, а компенсации ждать не стоит.

Правительство РФ занялось стабилизацией этого вопроса и начало исполнять свои обязательства в 1992 году: первым шагом стало решение выкупать облигации. Предлагаемая цена — 160 новых российских рублей за номинал в 100 советских — показалась смехотворной, большинство владельцев предпочли оставить ценные бумаги у себя в ожидании лучших условий. Выкуп завершился в конце 1994 года. Больше никаких денежных компенсаций по ним до настоящего времени не было, и официальные данные о возобновлении финансирования этих целей отсутствуют.

Ещё одним возможным действием стала замена советских облигаций на новые российские, которые выпустили в том же 1992-м году. Из-за низкой стоимости покупки старых ценных бумаг многие предпочли обменять облигации, ожидая большей доходности. Но нестабильная ситуация в молодой стране не располагала к полноценному возмещению убытков.

В 1995 году Б. Ельцин подписал новый Федеральный закон № 73, по которому ценные бумаги СССР переводились в обязательства по внутреннему долгу преемника — им выступала Российская Федерация. Но размеры компенсаций снова не удовлетворили владельцев облигаций: рядовые граждане получали максимально 10 тысяч рублей, ветераны ВОВ — 50 тысяч. С учётом инфляции суммы являлись совсем мизерными. Затем даже эти деньги перестали выплачивать.

В июле 1999 года вступил в силу Федеральный Закон № 162, в котором облигации 1982 года были признаны гарантированными сбережениями и подлежали переводу в долговые рубли. Он регулировался Постановлением Правительства РФ № 82 от 29.01.2000 г. В настоящий момент действие данного Постановления приостановлено, компенсации не проводятся. Окончательная судьба законодательного акта пока не решена: он может как полностью прекратить действие, так и продолжить работать.


Выплаты по облигациям 1992 года продлились до 2005 года включительно с учётом корректировки в 1998 после деноминации — суммарная стоимость делилась на тысячу. Далее в судебном порядке можно было добиться продажи имеющихся ценных бумаг через кассы «Сбербанка», обозначив уважительные причины невозможности обналичивания в установленные законом сроки. Такая практика длилась до 2009 года. Сейчас обязательства по ним считаются исполненными.

В Минфине рассматривался законопроект о целевых выплатах, которые касались облигаций, выпущенных во время займа 1982 года. Было предложено не переводить ценные бумаги советских времен в государственный долг РФ и считать все обязательства по ним выполненными. Хотя он не был принят, исключать повторения подобных предложений не стоит.

В 2012 году общественность всколыхнула история пенсионера из Шуи: он обратился в Страсбургский суд по правам человека после многочисленных отказов в судах разных инстанций в России. ЕСПЧ встал на сторону Юрия Лобанова и присудил ему компенсацию, размер которой составлял около полутора миллионов рублей. Пример жителя Шуи послужил толчком для других подобных прецедентов. Но, хотя Россию признавали обязанной платить по долгам Советского Союза, в современных реалиях рассчитывать на такие серьёзные суммы не приходится — летом 2015 года Конституционный Суд опубликовал решение: в случае противоречия постановлений Европейского суда внутренним законам РФ интересы страны ставятся выше.


Что можно сделать с облигациями в 2019 году

На просторах интернета встречается достаточно много информации о том, что в «Сбербанке» или в Агентстве по страхованию вкладов предлагают наличные деньги за облигации 1982 года, цена их составляет около 50 тысяч за купюру в 100 рублей и 25 тысяч — за 50. Стоимость больших объёмов рассматривается в индивидуальном порядке. Какой бы привлекательной ни казалась такая возможность, к сожалению, официальных данных о выкупе советских облигаций на сайтах АСВ и банка нет. «Сбербанк» покупает только государственные казначейские обязательства и сертификаты Сберегательного банка СССР.

Возможными вариантами действий с облигациями СССР сегодня по-прежнему остаются:

    хранение ценных бумаг в надежде на возобновление выплат от Минфина России;

Первый вариант с учётом того, что срока давности погашение государственной задолженности по ценным бумагам не имеет, кажется предпочтительнее. Хотя перспектива весьма туманна, ФЗ-162 всё ещё не утратил силу. Во втором случае ценность облигаций невелика из-за высокой конкуренции.

Можно долго гадать, что делать с облигациями уже несуществующего государства, а можно составить инвестиционный портфель из современых облигаций и получать доход. Получите прямо сейчас бесплатную консультацию по этому вопросу.

10 рублей 1951. Заём развития народного хозяйства 1951

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1951. Заём развития народного хозяйства 1951

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1951. Заём развития народного хозяйства 1951

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1951. Заём развития народного хозяйства 1951

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

200 рублей 1951. Заём развития народного хозяйства 1951

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

200 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

500 рублей 1952. Заём развития народного хозяйства 1952

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1953. Заём развития народного хозяйства 1953

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1953. Заём развития народного хозяйства 1953

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1953. Заём развития народного хозяйства 1953

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1953. Заём развития народного хозяйства 1953

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1954. Заём развития народного хозяйства 1954

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1954. Заём развития народного хозяйства 1954

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1954. Заём развития народного хозяйства 1954

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1954. Заём развития народного хозяйства 1954

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

200 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

500 рублей 1955. Заём развития народного хозяйства 1955

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1956. Заём развития народного хозяйства 1956

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1956. Заём развития народного хозяйства 1956

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1956. Заём развития народного хозяйства 1956

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

500 рублей 1956. Заём развития народного хозяйства 1956

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

10 рублей 1957. Заём развития народного хозяйства 1957

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

25 рублей 1957. Заём развития народного хозяйства 1957

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

50 рублей 1957. Заём развития народного хозяйства 1957

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

100 рублей 1957. Заём развития народного хозяйства 1957

Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот



Материал: Белая бумага

Водяной знак: Светлые шестиугольники в виде сот

Если Вы заметили какие-нибудь неточности, пишите об этом здесь: "Книга замечаний и предложений".

Состояние боны не имеет значения, но важно, чтобы фотография была чёткой и сделана лично Вами, а не скопирована из Интернета. Наличие боны у Вас не обязательно, фотография может быть сделана в музее или где-либо ещё с разрешения владельца.

Просьба фотографировать с двух сторон (можно присылать в разных файлах). Фотография будет размещена администратором в ближайшее время. Если Вы заметили некачественное фото, можете прислать замену.

В письме просим Вас указать, как именно нужно обозначить авторство (Ваш ник, настоящее имя, или вообще не указывать). Авторство сохраняется за Вами, но фотография может быть использована в пределах этого сайта для оформления статей, каталогов или справочников. Каждая фотография получает логотип нашего сайта, который защищает её от распространения за пределы данного проекта (но не гарантирует этого). Если Вы не желаете помещать логотип, сообщите об этом.

Вопросы по стоимости или определению бон будут проигнорированы! На указанный e-mail принимаются только фотографии для наполнения сайта.

Покупаем облигации займов РСФСР и СССР до 1958 года.

Купим коллекцию или подборку облигаций и займов СССР и РСФСР, а так же редкие единичные облигации 20х годов. Быстрый выкуп 💷 за хорошую цену в нашем магазине рядом с метро Черкизовская.

Оценка и консультация эксперта БЕСПЛАТНО! ЗВОНИТЕ

контакты для оценки облигаций и займов


В СССР очень широко были распространены всевозможные государственные займы. Советскому государству всегда нужны были деньги на строительство заводов, фабрик, модернизацию промышленности и сельского хозяйства и многое другое. После революции 1917 года страна находилась в экономической и политической изоляции и получить деньги в займы у других государств не было возможности. Одолжить деньги можно было только у собственных граждан. Государство ежегодно проводило различные займы, облигации этих займов оказывались на руках у граждан СССР. По займам ежегодно проводились розыгрыши денежных призов и различные выплаты. Постепенно государство погашало (выкупало) у населения свои старые займы и выпускало новые. Большая часть населения СССР имела на руках облигации различные государственных займов. Советскому государству верили, облигации хранили и передавали из поколения в поколение. СССР распался почти 30 лет назад, но до сих пор у людей хранится большое количество советских облигаций различных годов выпуска. Сейчас советские облигации лишь память об ушедшей эпохе и интерес они представляют только для коллекционеров.

Коллекционная цена разных облигаций различна. Она может варьироваться в интервале от нескольких сотен рублей до нескольких десятков тысяч рублей. На цену влияют:

  • Редкость облигации (Есть облигации оставшиеся в нескольких экземплярах. Остальные экземпляры были утеряны, утрачены либо заменены).
  • Коллекционная востребованность. Красочные и внешне более привлекательные всегда более востребованы и стоят дороже.
  • Сохранность облигаций. Коллекционеры хотят покупать экземпляры отличного или очень хорошего качества. Трухлявые, обветшалые и изорванные не представляют значительного интереса.

В СССР очень широко были распространены всевозможные государственные займы. Советскому государству всегда нужны были деньги на строительство заводов, фабрик, модернизацию промышленности и сельского хозяйства и многое другое. После революции 1917 года страна находилась в экономической и политической изоляции и получить деньги в займы у других государств не было возможности. Одолжить деньги можно было только у собственных граждан. Государство ежегодно проводило различные займы, облигации этих займов оказывались на руках у граждан СССР. По займам ежегодно проводились розыгрыши денежных призов и различные выплаты. Постепенно государство погашало (выкупало) у населения свои старые займы и выпускало новые. Большая часть населения СССР имела на руках облигации различные государственных займов. Советскому государству верили, облигации хранили и передавали из поколения в поколение. СССР распался почти 30 лет назад, но до сих пор у людей хранится большое количество советских облигаций различных годов выпуска. Сейчас советские облигации лишь память об ушедшей эпохе и интерес они представляют только для коллекционеров.

Коллекционная цена разных облигаций различна. Она может варьироваться в интервале от нескольких сотен рублей до нескольких десятков тысяч рублей. На цену влияют:

  • Редкость облигации (Есть облигации оставшиеся в нескольких экземплярах. Остальные экземпляры были утеряны, утрачены либо заменены).
  • Коллекционная востребованность. Красочные и внешне более привлекательные всегда более востребованы и стоят дороже.
  • Сохранность облигаций. Коллекционеры хотят покупать экземпляры отличного или очень хорошего качества. Трухлявые, обветшалые и изорванные не представляют значительного интереса.

Наш магазин проводит оценку и покупает старые советские облигации различных займов и годов выпуска.


Представитель интересов одного из заявителей Виктор Федосеев отметил, что постановление ЕСПЧ гарантирует будущим заявителям вынесение Судом решений по подобным делам в упрощенной процедуре и может помочь в урегулировании выявленной правовой проблемы.

3 июля 2018 г. Европейский Суд по правам человека опубликовал Постановление по делу «Волокитин и другие против России», признав нарушение прав 14 заявителей, которые жаловались на невыплату властями РФ компенсаций по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.

Заявители утверждали, что власти РФ признали себя правопреемником СССР в отношении облигаций внутренних займов. В связи с этим в период с 1995 по 2000 гг. были приняты законы и постановления, в которых предусматривался перевод советских ценных бумаг, в том числе облигаций займа 1982 г., в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Однако исполнение этих законодательных актов приостановлено до 2020 г.: процедура перевода государственных ценных бумаг СССР в целевые долговые обязательства, начисление на них дохода и их погашение по долговой стоимости не осуществляются.

Заявители указывали, что обращались в финансовые госорганы и суды, добиваясь погашения облигаций, однако их претензии были отклонены. Более того, в 2012 г. Конституционный Суд РФ в Определении № 632-О отметил, что, «решая задачи, связанные с восстановлением сбережений граждан, федеральный законодатель, призванный действовать во всеобщих интересах… праве ограничить права, в том числе имущественные, одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других».

Представитель заявителя Н.Н. Гусева – адвокат, председатель Московской муниципальной коллегии Виктор Федосеев в комментарии «АГ» рассказал, что его доверитель дважды обращался с заявлением в Министерство финансов РФ. Однако из писем директора Департамента финансовой политики следовало, что перевод советских облигаций в российские и впоследствии в рубли не может быть произведен в связи с отсутствием федеральных законов о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

По словам Виктора Федосеева, в 2013 г. Гусев обратился в Верховный Суд с иском о признании незаконным бездействия Правительства в части неисполнения Соглашения о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга. ВС РФ отказал в принятии иска, указав, что суды общей юрисдикции не вправе возлагать на органы государственной власти Российской Федерации обязанность по принятию нормативных правовых актов и предписывать им совершать определенные действия, поэтому заявление Гусева не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Исчерпав все меры судебной защиты в России, Гусев обратился в Европейский Суд по правам человека. Он, как и остальные заявители, жаловался на нарушение его прав, гарантированных ст. 1 Протокола 1 («Защита собственности») к Европейской конвенции, в связи с неисполнением российскими властями своих обязательств и требовал выплаты ему справедливой компенсации материального ущерба и морального вреда.

Правительство РФ в ответе на жалобу заявителей сослалось на Определение КС РФ № 632-О, поддержав аргументы о приоритете острых социальных нужд при выплатах из бюджета.

Рассмотрев дело, Суд согласился, что определение бюджетных приоритетов с учетом необходимости решать неотложные социальные проблемы является законной целью, преследуемой в интересах общества, тем более в сложных социально-экономических условиях, в которых Россия оказалась в 90-е гг. При этом ЕСПЧ учел, что российское Правительство взяло на себя обязательство погасить задолженность по облигациям, приняв Закон о защите сбережений, и, хотя его реализация была приостановлена, облигации не были аннулированы, а власти РФ признают их долговыми обязательствами страны. В то же время Суд заметил, что Правительство не выдвинуло убедительного обоснования затягивания в течение 15 лет выплат компенсаций заявителям и признал нарушение ст. 1 Протокола 1 к Конвенции.

Европейский Суд напомнил, что ранее уже констатировал подобное нарушение по аналогичным делам против России и пришел к выводу, что существует структурная проблема, связанная с неисполнением властями РФ своих обязанностей перед держателями облигаций займа 1982 г. ЕСПЧ рекомендовал государству-ответчику инициировать обсуждение способов ее решения с Комитетом министров Совета Европы.

Кроме того, ЕСПЧ предположил, что стоимость облигаций могла колебаться с течением времени, а потому причитающаяся заявителям компенсация должна зависеть от времени приобретения облигаций. В связи с этим Суд просил заявителей указать время, способ приобретения облигаций и их цену. Однако не все заявители ответили на запрос, что, как указал Суд, не позволило определить, понесли ли они ущерб, и свидетельствовало об их отказе от своих претензий.

В числе таких заявителей оказался Гусев. Виктор Федосеев рассказал, что его доверитель является держателем облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., большая часть из которых досталась ему по наследству от отца и матери, а часть была приобретена им самим. Номинальная стоимость облигаций составила 747 915 «долговых рублей». «В прецедентной практике ЕСПЧ имеются положительные решения, в которых Суд определил примерную стоимость одного “долгового рубля” – 2 евро. Потому была указана сумма требования в размере порядка 1,5 млн евро», – пояснил адвокат. Европейский Суд отклонил требования Гусева, касавшиеся компенсации материального ущерба. В постановлении ЕСПЧ отметил, что некоторые документы, подтверждающие происхождение облигаций и сумму ущерба, могли быть утеряны, но какие-то письменные свидетельства должны были остаться.

В результате Европейский Суд постановил, что в отношении восьми заявителей справедливой компенсацией станет сам факт признания допущенного нарушения Конвенции. Трем заявителям было присуждено по 1,8 тыс. евро в качестве возмещения морального вреда и от 822 до 6,03 тыс. евро в качестве компенсации материального ущерба. Шести заявителям были компенсированы судебные расходы, в том числе Гусеву – ЕСПЧ присудил ему 1,5 тыс. евро.

По мнению Виктора Федосеева, самыми важными моментами в решении ЕСПЧ являются признание невыплаты компенсаций по облигациям системной проблемой и констатация длительного бездействия российских властей, а также то, что Суд обязал власти принять неотложные меры в сфере законодательных инициатив для устранения системного нарушения прав человека. «Это накладывает определенные обязанности на власти России и гарантирует будущим заявителям вынесение Европейским Судом решений по подобным делам в упрощенной процедуре», – подчеркнул он. Кроме того, адвокат выразил мнение, что решение ЕСПЧ будет способствовать урегулированию выявленной правовой проблемы. «Это неоспоримый факт, если только в дело не вмешаются политики», – считает он.

Между тем, как считает адвокат, Суд в своем решении выдержал «политес», не обременив финансовую систему России чрезмерной нагрузкой. «Европейский Суд удовлетворил лишь незначительные финансовые требования, признав, что компенсацией причиненного морального вреда является факт признания Судом допущенного нарушения Конвенции, – отметил он и добавил: – Мы не удовлетворены решением ЕСПЧ и планируем до истечения трех месяцев обратиться в Европейский Суд с просьбой передать дело на рассмотрение в Большую палату».

Адвокат также напомнил, что признание ЕСПЧ нарушения является в силу требований гражданско-процессуального законодательства РФ новым обстоятельством, позволяющим обратиться за пересмотром предыдущих судебных решений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: