Опишите вклад отечественных ученых в экологическую проблематику в виде таблицы

Обновлено: 17.04.2024

Общая биология 10-11 класс профильный уровень: в заданиях, упражнениях, тестах. Общая биология 9 класс: подготовка к ГИА ЕГЭ.

Образовательный блог учителя биологии Ивановой Ирины Анатольевны

  • Главная страница
  • Содержание блога
  • ЕГЭ по биологии 11 класс
  • ОГЭ (ГИА) по биологии 9 класс
  • Подготовительные курсы
  • Пособия по биологии
  • Пособия по химии
  • Вопросы и ответы
  • Полезные ссылки
  • Готовимся к контрольным
  • Круг чтения
  • Советы
  • Как работать с блогом
  • Визитка

вторник, 25 сентября 2012 г.

Таблица развития экологии

Эпическая поэма «Махаб-харата» и «Рамаяна» — дано описание образа жизни и места обитания около 50 видов животных

ческого (экспоненциаль­ного) роста популяции, представил первую мате­матическую модель рос­та популяции

ческого (экспоненциаль­ного) роста популяции, представил первую мате­матическую модель рос­та популяции

«Космос», в 5 томах — сформировал законы гео­графической зональнос­ти и вертикальной пояс­ности в распределении растений и животных

«Происхождение ви­дов. » — привел боль­шой материал о влиянии абиотических и биоти­ческих факторов среды на изменчивость организ­мов

«. организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невоз­можен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»

«Экологическая геогра­фия растений» — впер­вые использовал термин «экология» по отноше­нию к растениям; пред­ложил понятие «жизнен­ная форма»

Решением Ш Междуна­родного ботанического конгресса закреплено раз­деление экологии на эко­логию организмов (аутэ-кологию) и сообществ (синэкологию)

Предложил понятия «био­ценологии» как науки 0 сообществах живых ор­ганизмов; «фитоценоло­гии» — науки о расти­тельных сообществах

«География как челове­ческая экология» — сформулировал задачу изучения взаимоотноше­ния человека и террито­рии, на которой он про­живает

Предложил понятие «но­осфера», получившее дальнейшее развитие в трудах Т. де Шардена, В. И. Вернадского

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger.

1 000 000!

В ноябре 2016 года на отметке посетителей блога цифра перевалила за миллион! Спасибо Вам, за то, что уделяете время блогу, я надеюсь, что материалы помогают вам готовиться к урокам биологии. Желаю сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов!

Блог Генетика

Блог Генетика


Блог Генетика

Электронные тетради гимназистов

Гостевая книга

кнопки

О блоге

Справочная таблица по истории развития экологии содержит краткую хронологию открытий, научных работ и их авторов (ученых, экологов), которые внесли вклад в развитие эклологии как науки.

Таблица история развития экологии

Автор, ученый, эколог

Научные работы, вклад в развитие экологии

Эпическая поэма «Махаб-харата» и «Рамаяна» — дано описание образа жизни и места обитания около 50 видов животных

Эмпедокл из Акраганта

Рассмотрел связь растений со средой

«История животных» — привел классификацию животных, имеющих окраску, связанную с условиями жизни

«Исследования о растениях» — описал около 500 видов растений и их сообществ

«Естественная история» — обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству.

"Экономика природы" — описал типологию местообитаний. Основы систематики

«Естественная история» — высказал идеи изменчивости видов под влиянием среды

«Опыты о законе народонаселения» — предложил уравнение геометрического (экспоненциального) роста популяции, представил первую математическую модель роста популяции

«Гидрогеология» — заложил основы концепции о биосфере, предложил термин «биология»

«Философия зоологии» — дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм — среда»

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» — описал экологические наблюдения, которые легли в основу труда «Происхождение видов. »

Сформулировал закон о лимитирующих факторах

«Космос», в пяти томах — сформировал законы географической зональности и вертикальной пояс­ности в распределении растений и животных

«Происхождение видов. » — привел боль­шой материал о влиянии абиотических и биоти­ческих факторов среды на изменчивость организмов

«. организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»

Предложил понятие «экология»

«Изучение социологии» — заложил основы экологии человека

Предложил понятие «биосфера»

Предложил понятие «биоценоз»

«Экологическая география растений» — впервые использовал термин «экология» по отноше­нию к растениям; предложил понятие «жизненная форма»

Предложил понятие «волны жизни» для описания динамики численности животных

«География растений на физиологической основе» — одна из первых работ по экофизиологии

Создал учение о жизненных формах растений на основе понятия, введенного ВармингомЕ.

Решением III Международного ботанического конгресса закреплено разделение экологии на экологию организмов (аутэкологию) и сообществ (синэкологию)

Сформулировал закон толерантности

«Учение о лесе» — классическая работа по изучению лесных сообществ

Предложил понятие «экотоп»

Предложил понятие «фитоценоз»

Предложил понятия «биоценологии» как науки о сообществах живых организмов; «фитоценологии» — науки о растительных сообществах

«География как человеческая экология» — сформулировал задачу изучения взаимоотношения человека и территории, на которой он проживает

«Биосфера» — определил глобальные функции живого вещества

Предложил понятие «ноосфера», получившее дальнейшее развитие в трудах Т. де Шардена, ВернадскогоВ.И.

«Среда и сообщества», «Основы экологии животных» — первые отечественные учебники по экологии

Предложил понятие «экосистема»

Ввели термин «биоэкология», опубликовав одноименную монографию

Обосновал новое научное направление — «экология ландшафта»

Предложил понятие «биогеоценоз», заложил основы биогеоценологии

Развил представление о трофических уровнях и «пирамиде энергий», установил правило 10 процентов.

«Несколько слов о ноосфере»

«Основы экологии» и «Экология» — одни из лучших современных учебников по экологии. Неоднократно переизданы. Русские переводы — 1975 и 1986гг.

Внес вклад в развитие экологии - предложил понятие «геосистема»

Дж. Форрестер, МедоузД.

Выдвинули идеи глобальной экологии в работах «Римского клуба»

«Замьжающийся круг» — сформулировал четыре закона экологии. Русский перевод — 1974г.

«Экология (теорет, законы, принципы и гипотезы)» — систематизировал понятия современной «большой экологии»

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

"Вклад российских ученых в развитие экологии как науки"

1. Начало развития экологии с помощью человечества 3

2. История развития экологии 4

3. Даниил Николаевич Кашкаров 8

4. Пути решения экологических проблем 9

Список использованных источников 11

  1. Начало развития экологии с помощью человечества

Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos - наука. В буквальном смысле экология - это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считает, что экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. [1]

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. [3]

Первый этап. Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях и исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенинникова.

Второй этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814- 1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846- 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20-40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Третий этап. (50-е гг. XX в. - до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики. »

Современный период развития экологии в мире связан с именами многих ученых. Среди отечественных ученых следует назвать И. П. Герасимова, А, М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, Ю. Н. Куражсковского, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Я. П. Наумова, Н. Ф. Реймерса, В. В. Розанова, Ю. М. Свирикева, В. Е. Соколова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яб-гокова, А. Л. Яншина и др.

Первые природоохранные акты на Руси известны с IX-

В период 30-40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).

Таким образом, в России появился новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.

В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, - охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.

В 60-80-е гг. в СССР практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов - губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.

Дании́л Никола́евич Кашка́ров (30 марта [11 апреля] 1878 — 26 ноября 1941) — советский зоолог, эколог. Один из основателей отечественной школы экологов. Исследователь центральноазиатской фауны, доктор биологических наук (1934), внёс вклад в области психологии животных [2]

Развитию экологических интересов Д.Н. Кашкарова способствовало участие в многочисленных экспедициях. Уже тогда, в 20-х годах он ясно представлял себе огромное, разностороннее теоретическое значение экологии и стоящие перед нею задачи. Он указывал, что экология не только научная дисциплина, но и метод мышления. В 1933 г. Д.Н. Кашкаровым издана книга «Среда и сообщество», в которой впервые на русском языке излагались основные положения и проблемы современной экологии, ее состояние, принципы и методы. Он является автором первого учебника в нашей стране по основам экологии животных (1938). По инициативе Кашкарова регулярно издавался сборник «Вопросы экологии и биоценологии».[4]

В последние годы наметились небольшие положительные сдвиги. В развитых странах официально признали наличие на планете глобальных экологических проблем и озаботились их решением посредством следующих мер: [4]

принятие законов об охране окружающей среды;

уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой;

ввод запрета на вырубку тропических лесов;

установка систем фильтрации на промышленных предприятиях;

изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли;

экологическое воспитание каждого человека.

Законодательные меры по охране окружающей среды

Это первый и важный шаг, который должны предпринять страны как на международном, так и на государственном и локальных уровнях. Юридические документы должны регламентировать и работу предприятий, и поведение физических лиц. В законах должны быть прописаны суровые меры наказания за нарушение. 26 мая 1969 года в докладе о проблемах окружающей среды были сделаны выводы о необходимости контроля за воздействием человека на природу. Одним из важнейших международных документов, регламентирующих деятельность стран в сфере экологии, стал Киотский протокол (1997 г.), который обязал все страны к 2012 году сократить выбросы вредных газов, приводящих к парниковому эффекту.

Уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой

Современный мир трудно представить без самолетов, спутников и космических кораблей. Остается один способ уменьшить разрушение озонового слоя — перейти на экологичные виды наземного транспорта. Так, в странах Европы все большей популярностью пользуются электромобили, а езда на велосипедах — любимый способ передвижения по городу.

Ввод запрета на вырубку тропических лесов

Чтобы остановить процесс глобального потепления, необходимо запретить вырубку лесов, особенно это касается зеленых массивов тропиков и экватора. Для этого необходимо: снизить стоимость древесины на рынке; усилить меры по охране леса непосредственно на местах — за счет работы лесных хозяйств.

Установка систем фильтрации на промышленных предприятиях

Должны быть повышены требования ко всем промышленным предприятиям:

установка очистительных сооружений и системы фильтров;

правильная, экологическая переработка сырья;

Важно, чтобы руководители и работники также предприятий осознавали, какой губительной для природы может быть их деятельность.

ПАО «Газпром» в 1995 году создал неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, который в России выступает связующим звеном между государством и бизнесом в решении экологических проблем.

Изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли

Если использовать натуральные удобрения, проводить правильную мелиорацию почв, плодородный слой земли можно сохранить. Австрийский фермер Зепп Хольцер на примере своего поместья Краметерхоф доказал, что в современном мире можно вести прибыльное эко-хозяйство, практически не вмешиваясь в законы природы.

Ввести законы и положения в сфере экологии несложно. Труднее их соблюдать. Экологическое воспитание — то, чему нужно учить детей с раннего детства. Важно понимать, что потребительское отношение к природе рано или поздно приведет к экологической катастрофе. Если человечество хочет и дальше жить на планете Земля, ему нужно научиться заботиться о своем доме.

Список использованных источников

5. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад на тему

«Вклад российских учёных в развитие экологии как науки»

Задание на 12.11.2020 г.

Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos - наука. В буквальном смысле экология - это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считает, что экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

1. История развития экологии

О зависимости растений от внешних условий хорошо знали уже первые земледельцы 10-15 тыс. лет назад. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми питаются животные, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. Оборот сельскохозяйственных культур на полях и огородах (севооборот) применяли в древнем Египте, древнем Китае и древней Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата. Древний Рим: Плиний старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читайте древних в подлиннике, и вы убедитесь в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

2. Экология в России

учёный развитие экологическая наука

И.П. Бородина, Д. Н. Анучина, СВ. Завадского и других были заложены научные основы охраны природы.

Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.

Именно в этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности - охрана природы.

В период 30-40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).

Таким образом, в России появился новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.

В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, - охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.

В 60-70-е годы XX в. дидакты начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М.И. Махмутова [3, с. 59]

В 60-80-е гг. в СССР практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов - губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.

2.1 Владимир Николаевич Сукачев

Не малый вклад в развитие экологической науки внес Владимир Николаевич Сукачёв (26 мая (7 июня) 1880-- 9 февраля 1967) -- российский, советский геоботаник, лесовод, географ, член-корреспондент Российской академии наук и действительный член Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда. Ввёл в науку понятие «биогеоценоз» (1942).

2.2 Владимир Иванович Вернадский

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора - это продукт биосферы.

2.3 Другие русские ученые

Николай Федорович Реймерс написал монографии и составил справочники по широкому кругу вопросов экологии, которые играют важную роль в становлении экологического образования в стране.

Виктор Георгиевич Горшков, автор теории (концепции) об определяющем влиянии естественных экосистем (биоты) на поддержание параметров окружающей среды в пределах, допускающих существование жизни на планете Земля.

Борис Иванович Кочуров, один из основателей картографического направления в геоэкологических исследованиях, создал первую экологическую карту СССР (1990), ряд экологических карт других территорий.

Станислав Семёнович Шварц разработал метод морфофизиологических индикаторов для определения состояния и прогноза развития популяций животных, новые представления об экологических механизмах эволюционного процесса в природе, метаболической регуляции скорости роста и развития в популяциях животных, внёс существенный вклад в развитие популяционной экологии животных (представление о биологическом своеобразии сезонных генераций животных), химической экологии водных животных. Возглавлял комплексные исследования природы Крайнего Севера.

Шварц со своими учениками в течение более чем 20-летних многосторонних исследований открыл и сформулировал закономерность, которую возвели в ранг экологического правила Шварца: видообразование является отчетливым этапом адаптации, формированием нового, энергетически более экономного приспособления, чем специализированные внутривидовые формы. Данное явление имеет существенное общебиологическое значение, оно отражено в многочисленных трудах Шварца, его фундаментальных работах.

Сергей Афанасьевич Зимов - российский эколог, директор Северо-Восточной научной станции РАН, старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии, с 1988 года осуществляющий эксперимент по восстановлению ландшафта «мамонтовой степи» на современном ландшафте тундры. Известен прежде всего как создатель и вдохновитель уникального проекта «Плейстоценовый парк», цель которого -- восстановление высокопродуктивных степных «мамонтовых» экосистем Северной Евразии. Осуществление этого проекта, помимо прочего, позволило бы приостановить эмиссию метана из северных болот и озер.

Литературная справка

2. Степановских А.С./Введение. Предмет экологии/ А.С. Степановских. - Учебник для вузов. м.: юнити-дана – Москва, 2012– 791с. - Текст: непосредственный

3. Николаева С.Н. /Теория и методика экологического образования детей/ С.Н. Николаева. – Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с. – Текст: непосредственный

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад на тему

«Вклад российских учёных в развитие экологии как науки»

Задание на 12.11.2020 г.

Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos - наука. В буквальном смысле экология - это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считает, что экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

1. История развития экологии

О зависимости растений от внешних условий хорошо знали уже первые земледельцы 10-15 тыс. лет назад. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми питаются животные, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. Оборот сельскохозяйственных культур на полях и огородах (севооборот) применяли в древнем Египте, древнем Китае и древней Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата. Древний Рим: Плиний старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читайте древних в подлиннике, и вы убедитесь в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

2. Экология в России

учёный развитие экологическая наука

И.П. Бородина, Д. Н. Анучина, СВ. Завадского и других были заложены научные основы охраны природы.

Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.

Именно в этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности - охрана природы.

В период 30-40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).

Таким образом, в России появился новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.

В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, - охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.

В 60-70-е годы XX в. дидакты начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М.И. Махмутова [3, с. 59]

В 60-80-е гг. в СССР практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов - губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.

2.1 Владимир Николаевич Сукачев

Не малый вклад в развитие экологической науки внес Владимир Николаевич Сукачёв (26 мая (7 июня) 1880-- 9 февраля 1967) -- российский, советский геоботаник, лесовод, географ, член-корреспондент Российской академии наук и действительный член Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда. Ввёл в науку понятие «биогеоценоз» (1942).

2.2 Владимир Иванович Вернадский

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора - это продукт биосферы.

2.3 Другие русские ученые

Николай Федорович Реймерс написал монографии и составил справочники по широкому кругу вопросов экологии, которые играют важную роль в становлении экологического образования в стране.

Виктор Георгиевич Горшков, автор теории (концепции) об определяющем влиянии естественных экосистем (биоты) на поддержание параметров окружающей среды в пределах, допускающих существование жизни на планете Земля.

Борис Иванович Кочуров, один из основателей картографического направления в геоэкологических исследованиях, создал первую экологическую карту СССР (1990), ряд экологических карт других территорий.

Станислав Семёнович Шварц разработал метод морфофизиологических индикаторов для определения состояния и прогноза развития популяций животных, новые представления об экологических механизмах эволюционного процесса в природе, метаболической регуляции скорости роста и развития в популяциях животных, внёс существенный вклад в развитие популяционной экологии животных (представление о биологическом своеобразии сезонных генераций животных), химической экологии водных животных. Возглавлял комплексные исследования природы Крайнего Севера.

Шварц со своими учениками в течение более чем 20-летних многосторонних исследований открыл и сформулировал закономерность, которую возвели в ранг экологического правила Шварца: видообразование является отчетливым этапом адаптации, формированием нового, энергетически более экономного приспособления, чем специализированные внутривидовые формы. Данное явление имеет существенное общебиологическое значение, оно отражено в многочисленных трудах Шварца, его фундаментальных работах.

Сергей Афанасьевич Зимов - российский эколог, директор Северо-Восточной научной станции РАН, старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии, с 1988 года осуществляющий эксперимент по восстановлению ландшафта «мамонтовой степи» на современном ландшафте тундры. Известен прежде всего как создатель и вдохновитель уникального проекта «Плейстоценовый парк», цель которого -- восстановление высокопродуктивных степных «мамонтовых» экосистем Северной Евразии. Осуществление этого проекта, помимо прочего, позволило бы приостановить эмиссию метана из северных болот и озер.

Литературная справка

2. Степановских А.С./Введение. Предмет экологии/ А.С. Степановских. - Учебник для вузов. м.: юнити-дана – Москва, 2012– 791с. - Текст: непосредственный

3. Николаева С.Н. /Теория и методика экологического образования детей/ С.Н. Николаева. – Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с. – Текст: непосредственный

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: